Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 34 страница. К. з. чаще поражаются зубы верхней челюсти, особенно 5-е молочные и 1-е большие коренные






К. з. чаще поражаются зубы верхней челюсти, особенно 5-е молочные и 1-е большие коренные. Кариозный процесс обычно локализуется в области естеств. углублений на поверхности зубов, на их соприкасающихся поверхностях в шеечной части зуба (область, близко прилежащая к десне). Заболевание начинается с образования дефекта эмали или свободно выступающей в полость рта пришеечной части цемента. При переходе на дентин процесс распространяется вширь и вглубь, образуя кариозную полость. Начавшись, процесс не приостанавливается, а постоянно прогрессирует. В месте К. з. эмаль теряет блеск и прозрачность, затем появляются пигментация и шероховатость. С нарушением целости эмали появляется боль при приёме сладкой, кислой, солёной, горячей и холодной пищи. Обычно К. з.- хронич. процесс. Острый К. з. встречается, как правило, в молодом возрасте, чаще его появление связано с нарушением внутренней секреции организма.

Лечение: восстановление анато-мич. формы и функции поражённого зуба его пломбированием. Для этого оперативно удаляют размягчённый дентин и формируют полость, удобную для фиксации пломбы.

Профилактика: в период формирования и минерализации зубов (с 4- 5 мес внутриутробного развития до 11 -летнего возраста) - меры, направленные на повышение устойчивости зубов к кариесу (обеспечение организма необходимыми солями, в первую очередь кальция и фосфора, витамином D). После прорезывания зубов - рациональный режим питания, санация полости рта и т. п.

Лит.: Руководство по терапевтической стоматологии, M., 1967; PiIz W., Plathner С., Taatz H., Grundlagen der Kariologie und Endodontie, Lpz., 1969.

В. H. Исаев.

КАРИЙОН (от франц. carrillon, букв.- трезвон), 1) название муз. пьесы, подражающей колокольному перезвону. 2) Ударный муз. инструмент - набор колоколов; см. Колокольчики.

КАРИЙСКАЯ КАТОРГА, политич. каторга в царской России на р. Каре (Забайкалье), часть Нерчинском каторги. Возникла в 1838. Для разработки золотых россыпей на Кару отправляли каторжан, сначала уголовных, а с 1873 и политических. На Каре было 7 тюрем, из них 1 политич., построенная в 1881. К. к. отбыло 211-217 политич. заключённых (из них 32 женщины), гл. обр. народники, осуждённые по процессам 70-80-х гг. (И. H. Мышкин, E. К. Брешко-Брешков-ская, E. H. Ковальская, H. А. Ишутин, П. А. Алексеев, П. И. Войнаралъский и др.). Из них 25 чел. были приговорены к бессрочным каторжным работам, 22 чел.- к 20 годам каторги. Положение политич. заключенных резко ухудшилось в 1882 после неудачного побега 8 каторжан под рук. Мышкина. Заключённые ответили на репрессии длительными голодовками. В 1888 на К. к. начались новые волнения, вызванные издевательствами над политич. заключёнными (Ковальской). Массовые самоубийства на Каре, вспыхнувшие в ходе волнений (т. н. Ka-рийская трагедия), привели к ликвидации К. к. в 1890. Политич. заключённые были переведены в Акатуй, где их поместили вместе с у головными, с к-рыми уравняли в условиях работы, питании и наказаниях.

Лит.: Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги, M., 1927; Гернет M. И., История царской тюрьмы, т. 3. M., 1961.

Я. M. Шорр.

КАРИЙСКАЯ ТРАГЕДИЯ, массовое самоубийство политических заключённых в России на Карийской каторге ъ 1889. Политич. заключённые этой каторги постоянно сопротивлялись произволу тюремного начальства. 11 авг. 1888 за отказ встать перед приамурским генерал-губернатором A. H. Корфом заключённая E. H. Ковальская была переведена в Читинскую тюрьму. Перевод сопровождался издевательствами. Узнав об этом, её товарищи (M. П. Ковалевская, M. В. Ka-люжная и H. С. Смирницкая) потребовали уволить виновника издевательств - коменданта тюрьмы Масюкова. На отказ они ответили длительными голодовками (в авг. 1888, мае, сент. 1889). Но администрация не пошла на уступки. Волнения в тюрьме не прекращались. За попытку нанести Масюкову пощёчину заключённая H. К. Сигида 7 нояб. 1889 была высечена. В ту же ночь в знак протеста Сигида, Ковалевская, Калюжная и Смирницкая отравились; 14 чел. в мужской политич. тюрьме 12 нояб. приняли яд (из них двое - И. В. Калюжный и С. H. Бобохов - умерли). К. т. вынудила царское пр-во ликвидировать Карийскую каторгу в 1890.

Лит.: Гернет M. H., История царской тюрьмы, т. 3 (1870 - 1900), M., 1961, с. 323-30.

КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художеств, типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в К., составляющей специфич. область проявления комического в изобразит, иск-ве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния к.-л. социальных, обществ.-политич., бытовых явлений. В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комич. эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театр, буффонадой, лит. бурлеском и эпиграммой. Истоки такой К. восходят к антич. художеств, культуре; позднее её можно видеть в ср.-век. рельефах, в нар. творчестве, особенно в лубке. Методы К. могут быть использованы в различных видах и жанрах иск-ва (напр., в плакате).

В более узком смысле К.- особый жанр изобразит, иск-ва (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся осн. формой изобразит, сатиры и обладающий ясной идейной социально-критич. направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных обществ, конфликтов, с эпохами наибольшей активности нар. масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократия, сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми бурж. революциями 16-18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредств. связь К. с лубком, с нар. моралью, с эсте-тич. принципами фольклора, что характерной для MH. позднейших этапов развития К. (рус. К. 1812, мекс. политич. графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст. Активная обществ, роль К. сказывается и в формах её бытования - самых массовых из всех, какие знало изобразит, иск-во. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики - ксилографию, офорт, литографию - и типографский станок, К. распространяется в виде " летучих листков", журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, К. несёт и идейно-художеств. стилевые черты иск-ва своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во MH. К. кон. 18 - нач. 19 вв., воздействие стиля " модерн" - в журнальной К. рубежа 19-20 вв., связь с экспрессионизмом - у ряда нем. карикатуристов 1910-20-х гг. и т. д. При этом К. представляет те стороны иск-ва своей эпохи, к-рые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня; этим она воздействует и на общее развитие иск-ва, способствуя его сближению с острыми обществ, проблемами.

Самостоят, эстетич. значимость К. была впервые теоретически осмыслена в нач. 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й пол. 18 в.картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего англ, общества, положили начало систематич. развитию К. как важной области изобразит, творчества. Вслед за Хогартом англ. проф. графики-карикатуристы 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Дж. Гилрей, T. Роулендсон, Дж. Крук-шанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличит. пафос англ. К. не поднимался выше " парламентского оппозиционерства" и осмеяния нравов, но в ней сформировались MH. характерные творческие приёмы европ. К. Тогда же определилась спе-цифич. для К. оперативность отклика на все крупные события обществ, и гос. жизни, междунар. политики: таковы K.-лубки Великой франц. революции, англ, " антинаполеоновские листы" и рус. сати-рич. " нар. картинки" И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнич. притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные " портреты" крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие,

О. Д о м ь е. " Ведь это маленькая шутка! ". Гравюра на дереве. 1834.

зверства французских оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.

В 19-20 вв. развитие К. тесно связано с лит. публицистикой (от политич. памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политич. устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творч. деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла гл. теме кри-тич. реализма - отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибурж. пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пи-лотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в к-рых осмеивались пороки политич. строя и обществ, жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирич. смысл сцены. Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирич. журналов сео. 19 в. - " Искры", " Гудка" и др. (H. А. Степанов, H. В. Иевлев, П. M. Шмельков), участвовавших в ре-волюц.-демократич. борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в К. иносказания, сатирич. сцены-аллегории, в к-рых собирательные понятия - труд, капитал, свобода - представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирич. средств стал гротескный обобщённый образ - " социальная маска" - то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типич. черты господствующих классов. Таковы созданные франц. карикатуристами - Ш. Филипоном, Гранви-лем, Домье и др. - обличит, образы " короля-буржуа" Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирич. портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в рус. политической графике, ставшей важным фактом обществ, жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. M. Кустодиев, E. E. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графич. языка К. участвовали художники нем. журнала " Симплициссимус" (осн. в 1896), рус. журналов " Сатирикон" (1908-14) и " Новый Сатирикон" (1913-18).

В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение обществ, сил. Так, в К. Революции 1905-07 в России, наряду с общедемократич. борьбой за свободу, получили выражение и социалистич. идеи, позже развитые политич. графикой дооктябрьской большевистской газеты " Правда". Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнич. политики империализма, несущей человечеству муки и страдания; особенно сильное влияние оказала на К. политическая графика Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910-20-е гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистич. прессой (P. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США; Жорж Г рос, О. Дике, Г. Цилле, P. Шлихтер в Германии; Л. Лафорж, P. Дюбоск, P. Каброль во Франции; И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. важную роль играла антифашистская сатирич. графика (И. Беш-ков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоен. годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер (Франция), X. Бидструп (Дания).

В сов. иск-ве в первые годы Сов. власти К. стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирич. плакате (в т. ч. в " Окнах РОСТА") революц. лет (M.M.Черепных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. H. Де-ни, В. В. Лебедев) сложились идейно-художеств. принципы и стилистика сов. К.- её политич. активность, непосредств. обращение к широчайшим нар. массам, социальная определённость критич. пафоса, направленного против внешних и внутр. врагов революции. В 1920-30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития проф. К. Среди её мастеров - И. А. Малютин, M. M. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. E. Ефимов, H. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, A. M. Каневский, В. H. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Проро-

B. А. Серов. " 1905 год. После усмирения". Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва.

ков, Д. В. Сойфертис, И. M. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политич. значение приобрели регулярно публикуемые газетами К., обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 К. как один из самых массовых видов иск-ва сыграла важную роль в патриотич. воспитании народа, в борьбе с фаш. агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитац. листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в " Окнах ТАСС"). В послевоен. период расширяется круг тем К., обращающейся к различным сторонам междунар. и внутр. жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера сов. К., как и карикатуристы социалистич. стран (А. Бай-ер-Ред, X. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Велев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистич. идеалы. Илл. см. на вклейке, табл; XLIII, XLIV (стр. 432-433).

Лит.: Ш в ы р о в А. В., Трубачёв С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней, СПБ. 1903 [на обложке 1904]; А ц а р к и-н а Э. H., Революционная карикатура Германии 1848-1870 годов, М.- Л., 1931; Яворская H., Современная революционная политическая сатира на Западе, М.- Л., 1932; Некрасова E., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, [Л.], 1935; Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40-50-х годов XIX века, M., 1937; Кали-тина H. H., Политическая карикатура Франции 30-х годов XIX столетия, Л., 1955; Ефимов Б. E., Основы понимания карикатуры, M., 1961; CT ы калин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917 - 1963, M., 1963; С т е р-нин Г., Очерки русской сатирической графики, M., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [M., 1970], с. 129 - 136; Champfleury [F l е u r у-Н u s s о n J. ], Histoire de Ia caricature,..., [livres] 1 - 5, P., 1865 - 80; F и с h s E., Die Karikatur der europaischen Volker vom Altertum bis zur Neuzeit, 2. Ai'fl., Bd 1-2, B., 1902, 3. Aufl.. Bd 1 - 2. B.. 1904; Hofmann W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, W., 1956. Г. Ю. CmcpHKK.

КАРИКАШ (Karikas) Фридьеш (4.11. 1892, с. Борошшебеш, -5.3.1938, Москва), венгерский писатель. Чл. КПСС с 1917. В годы 1-й мировой войны 1914- 1918, находясь в рядах австро-венг. армии, в 1914 попал в рус. плен; в дни Октябрьской социалистич. революции участвовал в уличных боях в Москве. В 1918 вернулся в Венгрию, был политич. комиссаром 39-й бригады, боровшейся за Венгерскую советскую республику, после поражения к-рой жил в эмиграции. В нач. 30-х гг. возвратился на родину, но был арестован и неск. лет провёл в тюрьме, после чего эмигрировал в СССР. Лит. известность К. принесли рассказы о венг. красноармейцах, участниках обороны Сов. Венгрии от интервентов - сб. " Разные люди" (1932; рус. пер. с венг. рукописи -" 39-я бригада", 1927; новый рус. пер.- " Янош Корбей", 1959).

Соч. в рус. пер.: Усы. Рассказы, пер. с венг., M., 1970.

КАРИМ Мустай (псевдоним; наст, имя Мустафа Сафич Каримов) (р. 20.10.1919, дер. Кляшево, ныне Чиш-минского р-на Башк. АССР), башкирский советский поэт, нар. поэт Башк. АССР (1963). Чл. КПСС с 1944. Окончил ф-т языка и лит-ры Башкирского пед. института (1940). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Печатается с 1935. Первые сб-ки стихов " Отряд тронулся" (1938, совм. с В. Нафико-вым) и " Весенние голоса " (1941). Героика и трагизм Великой Отечественной войны 1941-45 нашли отражение в поэмах " Декабрьская песня" (1942), " Уль-масбай" (1942-44), " Чёрные воды" (1961) и во MH. лирич. стихах. В послевоен. лирике отражена трудовая жизнь башк. народа (стихи " Девушки нашего колхоза", 1948; " Сабантуй", 1953, и др.). Совр. поэзия К. характеризуется углублением социально-философских мотивов (кн. " Реки разговаривают", 1961; " Когда прилетели журавли", 1964, и др.). К.- автор пьес " Свадьба продолжается" (1947), " Похищение девушки" (1959), " В ночь лунного затмения" (1964; Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского, 1967), " Страна Айгуль" (1969) и др. К. написал повести для детей. Перевёл на башк. яз. произв. T. Г. Шевченко и др. Произв. К. переведены на MH. яз. Пред. правления СП Башкирии (1951-62), секретарь правления СП РСФСР (с 1962). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го и 5-го созывов. Зам. пред. Президиума Верх. Совета РСФСР (с 1963). Гос. пр. Башк. АССР им. Салавата Юлаева (1967). Награждён орденом Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

M. Карим.

Соч.: Кутэрелгэн тсояшка каран, ©фе, I960; Ьайланма эсэрзэр, т. 1 - 2, вфе, 1966; Эсэрээр, 5 томда, т. 1-4, вфв, 1971-72-; в рус. пер.- Избр. произв., т. 1 - 2, Уфа, 1969; Годам во след, M., 1971; Салават. Драматическая поэма, " Дружба народов", 1973, № 1.

Лит.: Хрен ков Дм., Мустай Карим, M., 1969. Г. Б. Хусаинов.

КАРИМ Фатых [27.12.1908(9.1.1909), дер. Ает, ныне Бижбулякского р-на Башк. АССР, -19.2.1945, пос. Победа Калининградской обл.], татарский советский поэт. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45, погиб на фронте. Печатался с 1928. Первый сб. стихов - " Начальная песня" - опубл. в 1931. Наиболее значит, произв. К. являются " Седьмая печь" (1932), " Шумная заря" (1933), в к-рых отразился процесс индустриализации страны и коллективизации с. х-ва. К.- автор ряда произв., созданных на фронте (сб-ки " Любовь и ненависть", 1943; " Мелодия и сила", 1944; повесть " Записки разведчика", 1944). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Эсэрлэр. [3. Мэжитов кереш сузе белэн], т. 1 - 3, Казан, 1957; Сайланма эсэрлэр, Казан, 1969; в рус. пер.- Избранные стихи и поэмы, Каз., 1957.

Лит.. -ГиниятуллинаА., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Каз., 1970. М.Гайнуллин.

КАРИМ Ханиф (псевд.; наст, имя Xa-ниф Каримович Каримов) [р. 25.7(7.8).1910, с. Верхние Киги, ныне Кигинского р-на Башк. АССР], башкирский советский поэт. Чл. КПСС с 1932. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1938 окончил лит. ф-т Башк. пед. института в Уфе. Первый сб. стихов -" Песня часового" (1934). В поэмах " Девушка" (1935), " Аул" (1940) K. изобразил переход крестьян к новой жизни. В сб-ках " Стихи" (1942), " Для любви нет смерти" (1943), " Дороги войны" (1944) выражены мысли и стремления сов. воина-освободителя. MH. послевоен. стихам К. присущи задушевность, песенность (сб-ки " Утренние думы", 1964; " В стране молодости", 1967). Выступает и как прозаик (сб. рассказов " Лесная тропа", 1965, рус. пер. 1969). Перевёл на башк. яз. стихи А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, T. Г. Шевченко, В. В. Маяковского и др. Награждён орденом " Красной Звезды" и медалями.

Соч.: Ьайланма эсэрзэр, вфе, 1960; в рус. пер, - Избранное. [Вступ. ст. Г. Рамазанова], Уфа, 1957; Избр. произв., Уфа, 1970.

С. Г. Сафуанов.

КАРИMАТА (Karimata), пролив между о-вами Калимантан и Белитунг в Индонезии, соединяет Южно-Китайское и Яванское м. Наименьшая шир. ок. 210 км; глуб. до 36 л. В проливе - коралловые рифы, много небольших о-вов.

KAРИНСКИЙ Михаил Иванович [4(16). 11.1840, Москва, -20.7(2.8). 1917], русский логик и философ-материалист. Окончил Московскую духовную академию (1862). В 1869-94 преподавал философию в Петерб. духовной академии и др. уч. заведениях. Первые работы посвящены истории философии (" Критический обзор последнего периода германской философии", 1873). Осн. область занятий К.- теория познания и логика, в понимании к-рых он всё более становился на точку зрения материализма (" Явление и действительность", в журн. " Православное обозрение", 1878, т. 1, " Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных", 1914, и др.). В логике К. предложил оригинальную классификацию умозаключений (" Избр. труды русских логиков 19 в.", 1956). Автор ряда работ по истории антич. философии.

Лит.: Радлов Э.Л., Учёная деятельность проф. M. И. Карийского, в. [1]-2, СПБ, 1895; Миртов Д., M. И. Карин-ский и его философские воззрения, в сб.: Мысль и слово, т. 2. M., 1918-21; Кондаков H. И., Выдающиеся произведения русской логической науки 19 в., в кн.: Избр. труды русских логиков 19 в., M., 1956. A. M. Плотников.

КАРИНСКИЙ Николай Михайлович [22.3(3.4). 1873, Вятка, ныне г. Киров, -14. 12. 1935, Москва], советский славист, диалектолог, чл.-корр. АН СССР (1921). Сын философа M. И. Карийского. Окончил Петерб. ун-т (1896). Проф. Петерб. ун-та (с 1903), Женского пед. ин-та (с 1911), Историко-фи-лологич. ин-та (1913-17), Вятского пед. ин-та (1919-23), 2-го МГУ (1924-30), МГПИ им. В. И. Ленина (1930-35). С 1931 руководитель Диа-лектографич. комиссии Ин-та языка и мышления АН СССР. Науч. труды относятся к истории рус. и др.-болг. языков, рус. диалектологии, слав, палеографии и смежным дисциплинам.

Соч.: Язык Пскова и его области в XV в., СПБ, 1909; Очерки из истории псковской письменности и языка, в. 1-2, П., 1916-17; Образцы глаголицы, СПБ, 1908 (25 снимков); Образцы письма древнейшего периода истории русской книги, Л., 1925 (68 снимков); Очерки языка русских крестьян, М.- Л., 1936.

КАРИНТИ (Karinthy) Фридьеш (24.6. 1887, Будапешт, -29.8.1938, Шиофок), венгерский писатель. Лит. деятельность начал в 1907, сотрудничал в прогрессивном журн. " Нюгат" (" Nyugat"). Повесть К. " Извините, господин учитель" (1916, рус. пер. 1962) написана в реалистич. традициях. В 1918 опубл. сб. антивоенных статей " Христос или Варрава". В драмах (" Завтра утром", 1921, и др.), романах " Капиллярия" (1921), " Путешествие вокруг собственного черепа" (1937) К., используя гротеск и фантастику, разоблачал бурж. об-во. К. писал также пародии (" Вот как вы пишете", 1912, и др.), фельетоны, стихи, переводил на венг. яз. Дж. Свифта, Г. Гейне, M. Твена и др.

Соч.: Koteltanc, Bdpst, 1958; Az iro becsiilete, Bdpst, 1962; Valogatott muvei, Bdpst, 1962.

Лит.: Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчи M., Краткая история венгерской литературы XI - XX в., Будапешт, 1962, с. 231-32; Szalay K., Karinthy Frigyes, Bdpst, 1961. В. С. Байков.

КАРИНТИЯ, К о р у ш к а, история, область в Центр. Европе, в басе. р. Драва. Терр. К., заселённая к кон. 6 в. славянами (словенцами), в 1-й пол. 7 в. входила в состав гос-ва Само, затем - Карантании, с распадом к-рой в нач. 11 в. К. выделилась в отдельное герцогство. С 12 в. подвергалась усиленной германизации, в результате к-рой сев. К. была онемечена. С 1282 входила в состав владений графа Тирольского. В 1335 перешла к Габсбургам. В 1849 выделена в самостоят, адм. единицу (коронную землю) Австр. империи. Во 2-й пол. 19 в. этнич. граница словенцев отодвинулась к югу. По Сен-Жерменскому мирному договору 1919 б. ч. К. составила одну из провинций Австрии (р-н Клагенфурта закреплён за ней плебисцитом 1920); долина р. Межицы с Дравоградом и Езер-ско отошла к Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), а Канальская долина с Трбижем (Тревизо) - к Италии. Гос. принадлежность этих территорий была закреплена мирным договором с Италией (1947) и Гос. договором с Австрией (1955).

КАРИНТИЯ (Karnten), провинция на Ю. Австрии. Пл. 9, 5 тыс. км2. Нас. 519 тыс. чел. (1968), в т. ч. 1/5 - словенцы и хорваты. Адм. ц. - Клагенфурт. На терр. К. - сев. склоны Карнийских Альп, хр. Караванке, юж. отроги Высокого Тауэрна и др. хребты Вост. Альп. Выс. 3300-3700л. Сложены на Ю. преим. известняками, на С.- кристаллич. породами. Разделены межгорными котловинами (Клагенфуртская и др.). Ок. */2 территории покрыто лесами. Из общего кол-ва экономически активного населения 30% занято в пром-сти и ремесле, 19% в сел. и лесном х-ве, 12% в торговле и на транспорте. Добыча магнезита (Pa-дентейн), свинцово-цинковых руд (Блей-берг-Крёйт). Развиты лесная и деревообрабатывающая, а также целлюлозно-бумажная пром-сть. Важный центр цветной металлургии (Гайлиц). С. X-BO имеет животноводч. (мясо-молочное) направление. Пашня наполовину занята кормовыми культурами (в т. ч. травами). Судоходство по р. Драва. Туризм в горах.

КАРИНТОРФ, посёлок гор. типа в Кировской обл. РСФСР. Расположен в 13 км к В. от г. Кирово-Чепецк. Добыча торфа (фрезерным способом).

КАРИНЯН (псевд.; наст. фам. Г а б р и э л я н) Арташес Баласиевич [р. 30. 10 (11.11). 1886, Баку], советский критик, литературовед, акад. АН Арм. CCP (1956). Чл. КПСС с 1907. Окончив Петербургский ун-т (1910), вёл революционно-пропагандистскую работу в Баку. В 1918 нарком юстиции Бакинского CHK в 1924-28 пред. ЦИК Армении. В 1929-30 зам. наркома просвещения Арм. CCP. Публицистич. деятельность начал в 1906, печатался в большевистских органах: " Кайц" (" Искра"), " Бакинский рабочий", " Правда", " Путь правды" и др. К.- автор книг " Лица и события" (1928), " Значение русской литературы для советской армянской литературы" (1948), " Микаэл Налбандян и русские передовые деятели 60-х годов XIX в." (1949), " Антон Чехов" (1954), " Литературно-критические статьи" (1962), монографии " Очерки истории армянской периодической печати" (т. 1-2, 1956-60). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. В рус. пер.- На фронте культуры в дни Бакинской Коммуны 1918 г. (Воспоминания. Факты), " Изв. АН АзССР. Серия истории, философии и права", 1966, № 3.

Лит.: Голос критика, " Дружба народов", 1956, № 5. Л. Г. Мкртчян.

КАРИО... (от греч. karyon - орех, ядро), составная часть сложных слов, указывающая на их отношение к клеточному ядру (напр., кариология).

КАРИОГАМИЯ (от карио... и греч. gamos - брак), слияние ядер половых клеток (гамет) в ядро зиготы. К. составляет сущность процесса оплодотворения. В ходе К. восстанавливается парность гомологичных хромосом, несущих гене-тич. информацию от материнской и отцовской гамет. К. может происходить сразу после слияния гамет, напр, у морского ежа, или чаще через нек-рое время, на стадии метафазы первого деления дробления. У нек-рых животных (напр., у циклопа), водорослей и грибов мужское и женское ядра тесно сближаются, образуя т. н. дикарион.

КАРИОГРАММА (от карио... к...грамма), графич. изображение кариотипа для количеств, характеристики каждой хромосомы. Один из типов К.- идио-грамма - схематич. зарисовка хромосом, расположенных в ряд по их длине (рис.). Др. тип К.- график, на к-ром координатами служат к.-л. значения длины хромосомы или её части и всего кариотипа (напр., относит, длина хромосом) и т. н. центромерный индекс, т. е. отношение длины короткого плеча к длине всей хромосомы. Расположение каждой точки на К. отражает распределение хромосом в кариотипе. Осн. задача кариограммно-го анализа - выявление гетерогенности (различий) внешне сходных хромосом в той или иной их группе.

Кариограмма гаплоидного набора хромосом мужчины; хромосомы разделены на 8 групп; X и У - половые хромосомы.

КАРИОКИНЕЗ (от карио... и греч. kinesis - движение), устаревшее название митоза, или непрямого деления клетки. Термин " К." отражал представления о клеточном делении как изменениях только ядра, а не клетки в целом.

КАРИОЛИЗИС (от карио... и греч. lysis - разложение, распад), растворение клеточного ядра; последний этап некробиоза (после кариопикноза и кариорекси-са), предшествующего смерти клетки. При К. ядро теряет способность к окрашиванию, т. к. нуклеиновые к-ты расщепляются на фосфорную к-ту и пуриновые основания, к-рые не воспринимают осн. красителей.

КАРИОЛОГИЯ (от карио... и...логия), раздел цитологии, изучающий строение и функции клеточного ядра в целом и его структур (хромосом, ядрышка, ядерной оболочки и др.) с помощью методов оп-тич. и электронной микроскопии, цитохимии, изотопных индикаторов (гл. обр. авторадиографии) и др. К. возникла в кон. 19 - нач. 20 вв. после установления ведущей роли клеточного ядра в наследственности. Осн. достижения К.- установление микроскопич. и субмикро-скопич. строения и поведения ядерных структур как в интерфазе, так и при той или иной форме деления ядра клетки (см. Амитоз, Митоз, Мейоз, Эндомитоз) и прежде всего строения и закономерностей репродукции (редупликации) хромосом. На основе генетики и К. возникла цитогенетика. В контакте с цитогенети-кой, биологией развития и молекулярной биологией К. изучает закономерности преобразований и функционирования хромосом и их отд. участков в процессе развития и дифференциации клеточных систем. Актуальная проблема К.- изучение структуры хромосом и хромосомных субъединиц (исследование же способа построения элементарных хромосомных нитей из нуклеиновых K-T и белков - задача молекулярной биологии).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.