Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Драматический театр. Элементы театр. иск-ва содержались в старинных нар






Элементы театр. иск-ва содержались в старинных нар. обрядах, играх, выступлениях нар. комиков-" острословов", песенных состязаниях-диалогах акынов. Однако условия феод, строя, колонизаторская политика царского пр-ва тормозили развитие казах. театра. Лишь после Революции 1905-07 появились первые произв. нац. драматургии. В Оренбурге, Омске, Семипалатинске, Ташкенте ставились любительские спектакли на казах, яз. Интенсивное развитие нац. театра началось после Великой Окт. социалистич. революции. Большое значение для развития театр, иск-ва имели драматич. полупроф. коллективы. В одной из таких трупп, работавшей в Семипалатинске под назв. " Ес-аймак", начали творч. путь А. Кашаубаев, И. Байзаков, Ж. Шанин, К. Байжанов, Ж. Елебеков и др., ставшие впоследствии видными деятелями казах, иск-ва. В Оренбурге при Казах, ин-те нар. образования в 1922 возник первый постоянный театр, кружок, в к-ром работали актёры E. Умурзаков, С. Кожамку-лов, К. У. Бадыров и др. В 1926 в Кзыл-Орде открылся первый казах, театр (см. Казахский театр драмы), в 1928 переведённый в Алма-Ату. В его труппу вошли мастера нар. творчества, участники художеств самодеятельности. Зарождавшаяся нац. драматургия (пьесы M. О. Ауэзо-ва, С. Сейфуллина, Б. Майлина, Ж. Шанина и др.) отражала борьбу за новый быт, за раскрепощение женщины, подвергала критике тёмные стороны жизни старого аула. Одновременно с драматич. спектак-лями во вновь созданном театре организовывались концерты, вечера нар. творчества.

В 30-е гг. освоение рус. театр, культуры, сочетавшееся с развитием прогрессивных нац. традиций, способствовало совершенствованию актёрского мастерства, повышению культуры спектакля. В репертуаре театра появились пьесы H. В. Гоголя, H. Ф. Погодина, К. А. Тренёва. Значит, работами театра стали спектакли " Ночные раскаты" Ауэзова (1935), " Амангельды" Г. Мусрепова (1937).

В 1932 в Алма-Ате была создана школа, готовившая драматич. актёров, певцов и музыкантов. Началось интенсивное развитие сети районных и колхозно-совх. театров, возникавших на основе самодеятельных кружков. Эти театры вели культурно-воспитательную работу в отдалённых селениях. Во MH. городах открывались областные казах, и рус. драматич. театры. С 1937 театры стали пополняться актёрами и режиссёрами, получившими спец. подготовку в школах Москвы и Ленинграда. Сформировалось творчество драматургов А. Тажибаева, Ш. Хусаинова, А. Абишева, произв. к-рых более широко отражали жизнь совр. К. Важное значение для развития нац. театра имели спектакли -" Ревизор" Гоголя (1936), " Исатай и Махамбет" M. Акинжанова (1938), " Абай" Ауэзова и Л. С. Соболева, " Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова (оба в 1940), " Товарищи" Абишева, " Марабай" M. Кайбалдина и Хусаинова (оба в 1941).

С первых дней Великой Отечеств, войны 1941-45 в К. создавались пьесы и спектакли, поев, темам и событиям воен. времени: " Молния" Абишева (1941), " Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942) и др., значит, место в репертуаре ряда театров заняли фольклорно-историч. спектакли " Ахан-Сере и Актокты" Мусрепова, " Алдар-Косе" Хусаинова (оба в 1942), связывавшие казах, театр со старинной художеств, культурой.

В 1944 в Алма-Ате создан Театр для детей и юношества (рус. труппа работает с 1945, казах.- с 1948); среди постановок - сказки " Золотой биток" Акинжанова и К. Бадырова (1948), " Алдар-Косе" Хусаинова (1953), спектакль на историч. сюжет " Ибрай Алтынсарин" Акинжанова (1951), спектакли из жизни молодёжи -" Лучистый камень" (1949), " Баловник" (1954) Хусаинова, и др.

Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. репертуар театров составили спектакли о современности-" Победители" Б. Ф. Чирс-кова (1947), " Дружба и любовь" (1947) и " Единая семья" (1949) Абишева, " Миллионер" Г. Мустафина, " Голос Америки" Б. А. Лавренёва (оба в 1950), " Калиновая роща" A. E. Корнейчука (1951), " Цвети, степь! " Тажибаева (1952). Среди постановок рус. и зарубежной классики выделялись " Таланты и поклонники" (1949) и " Гроза" (1950) A. H. Островского, " Скупой" Мольера (1952). Театры стремились расширить жанровый и тематич. диапазон, искали пути к созданию спектаклей большой эмоциональной насыщенности.

Во 2-й пол. 50-х гг. были поставлены пьесы на сюжеты, связанные с историей К., -" Чокан Валиханов" С. Муканова (1956), " Майра" Тажибаева (1957), возобновлены спектакли фольклорно-историч. содержания - " EH лик и Кебек" Ауэзова (1957), " Ахан-Сере и Актокты" Мусрепова (1958, под назв. " Трагедия поэта"). Совр. тематика получает дальнейшую разработку в произв. драматургии- " Одно дерево - не лес" (" Цвети, степь! ") Тажибаева (1958), " Волчонок под шапкой" К. Мухамеджанова (1959), постановка к-рых определила новый этап развития нац. театра, связанный с поисками углублённого раскрытия характеров положит, героев, стремлением к более полному отражению жизни народа, к органичному слиянию традиций нар. творчества с достижениями совр. сов. театра. В 1958 Казах, театр им. M. О. Ауэзова и Респ. рус. театр участвовали в Декаде казах, иск-ва и лит-ры в Москве.

Среди спектаклей 60-х гг. выделяются: " Материнское поле" по Ч. Айтматову (1964), " Сауле" (1961) и " Буран" (1966) T. Ахтанова, " Сильнее смерти" С. Жу-нусова (1967), " Всеми забытый" H. Хик-мета (1967), " Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского (1967), " Ленин в 1918 году" А. Я. Каплера (1970) и др.

В 1972 работало 25 театров, в т. ч. Казах, академич. театр драмы им. M. О. Ауэзова, Респ. рус. театр драмы им. M. Ю. Лермонтова, Театр для детей и юношества, Театр кукол (рус. и казах, группы), Уйгурский, Корейский театры в Алма-Ате, казах, театры в городах Джамбул, Кзыл-Орда, Чимкент, Караганда, Семипалатинск, Гурьев, Джетысай, Аркалык.

Казах, театры ставят пьесы драматургов братских республик: " Блудный сын" Э. Раннета (1959), " В ночь лунного затмения" M. Карима (1967), " Наркес" И. Юма-гулова (1968), " Звезда Вьетнама" И. И. Куприянова (1968), " Мать своих детей" A. H. Афиногенова (оба в 1971), " Башмачки" Д. Файзи (1972), " Тополёк мой в красной косынке" (1966), " Лицом к лицу" по Айтматову (1972). Проведены (с 1962) недели лит-ры и иск-ва Узбекистана, Татарии, Туркменистана, РСФСР, Украины, Армении, Таджикистана.

Значит, вклад в развитие казах, дра-матич. театра внесли нар. артисты СССР Ш. К. Айманов, К. Куанышпаев, нар. артисты Казах. CCP P. Койчубаева, M. Г. Насонов, Ж. Шанин. Среди деятелей казах, театра (1972): нар. артисты СССР X. Букеева, С. Майканова, нар. артисты Казах. CCP К. У. Бадыров, IU. Джандарбекова, А. Джолумбетов, H. Жантурин, К. Кармысов, С. Кожам-кулов, А. Мамбетов, И. Ногайбаев, Б. Римова, Ш. Сакиев, 3. Сулейменова, M. Суртубаев, С. Тельгараев, E. Умурза-ков, 3. Шарнпова, Д. Шашкина и др.

Лит.: Львов H. И., Казахский академический театр драмы, А.-А., 1957; его же, Казахский театр. Очерк истории, M., 1961; Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Казахские областные театры. [Сб. статей], А.-А., 1965; История советского драматического театра, т. 1-6, M., 1966 - 71; К д а к б а е в Б., HypnefiicoB K., M. Эуезов атындары Казактыц мемлекетпк академия лык., драма театрына 40 жыл. Ал-маты, 1966; Куандык.овК., Тунгыш улт театры, Алматы, 1969. H. И. Львов.

Цирк. В нар. иск-ве К. издавна существовали выступавшие на различных празднествах силачи-балуаны (Хаджи-мухан Мунайтбасов, Балуан-Шолак), акробаты-затейники (акын Шашубай Кош-карбаев), комики-импровизаторы. В г. Верном (ныне Алма-Ата) с 1919 выступал цирк под рук. А. И. Сосина, в его репертуаре были также пантомимы на революц. темы -" Борьба труда с капиталом", " Жертвы нужды". В 1923 в Семипалатинске работала цирковая антреприза В. Феррони (позже Товарищество цирковых артистов и борцов). В 1965 в Алма-Ате создана Муз.-эстрадная студия, преобразованная затем в эстрадно-цирковую. Её выпускники влились в организованный в 1970 Казахский цирковой коллектив. В 1972 открыто новое здание цирка в Алма-Ате. А. Я. Шнеер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.