Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 14 страница. И. м. оказал глубокое влияние на всю совр






И. м. оказал глубокое влияние на всю совр. социологич. мысль. Отвергая И. м. в целом, мн. бурж. социологи используют его отд. принципы и положения, как правило, искажая их. Социологи и философы-марксисты, подвергая критике бурж. социологию, учитывают также те её конкретные достижения, к-рые представляют науч. интерес (в частности, работы прогрессивных социологов, дающие богатый фактич. материал для критики капитализма).

Важным направлением теоретич. и идеологии, борьбы является критика различных искажений И. м. Это, во-первых, разоблачение всякого рода попыток протащить идеалистич., волюнтаристские взгляды на истории, процесс, во-вторых, это борьба против вульгаризации И. м., против подмены его экономич. материализмом, который отрицает сложную диалектику взаимодействия разнообразных, относительно самостоят, социальных сил и явлений и пытается причины всех событий в обществ, жизни искать только в экономике. Подмена диалектики социального взаимодействия узко понятым экономич. детерминизмом, вульгарно-социологич. схематизация историч. процесса глубоко чужды самому духу И. м. Критика идеалистич. искажений и вульгаризации И. м. имеет важное значение в условиях совр. острой идеологии, борьбы с правым и " левым" ревизионизмом и догматизмом.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его ж е, Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, Капитал, там же, т. 23 - 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Роль насилия в истории, там же; Ленин В. И., Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же, т. 8; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Военная программа пролетарской революции, там же, т. 30; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же. Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36: его же, Пролетарская революция " ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, Детская болезнь 4левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, О кооперации, там же, т. 45; его же, О нашей революции, там же, т. 45; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., Об историческом материализме. [Сб. высказываний], М., 1966; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1971; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Документы совещания Коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Лафарг П., Исторический материализм Маркса, [пер. с франц.], Иваново-Вознесенск, 1923; ПлехановГ. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же, К вопросу о роли личности в истории, там же, т. 2, М., 1956; Грамщи А., Избр. произв., пер. с итал., т. 1-3, М., 1957 - 59; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, М., 1959; Меринг Ф., К. Маркс и Ф. Энгельс - создатели научного коммунизма, [пер. с нем.], М., 1960; Лабриола А., Очерки материалистического понимания истории, пер. с итал., М., 1960; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, т. 1, Л., 1929; Исторический материализм, под ред. Ф. В. Константинова, 2 изд., М., 1954; Горохов Ф. А., Ленин и исторический материализм, 3 изд., М., 1958; Глезерман Г. Е., О законах общественного развития, М., 1960; его же, Исторический материализм и развитие социалистического общества, М., 1967; Исторический материа-лчзм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960; Караваев Г. Г., Особенности общественного познания и логика научного исследования, Л., 1965; Чесноков Д. И., Исторический материализм, 2 изд., М., 1965; Добриянов В. С., Методологические проблемы теоретического и исторического познания, М., 1968; Проблемы познания социальных явлений. [Сб. ст.], М., 1968; Социология и идеология, М., 1969; Научно-техническая революция и общественный прогресс. [Сб.], М., 1969; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Исторический материализм, М., 1969.

В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ в Москве, центральный гос. музей истории СССР с древнейших времён до Великой Окт. социалистич. революции включительно. Основан в 1872. Здание И. м. на Красной площади построено в 1875-81 по проекту арх. В. О. Шервуда и инж. А. А. Семёнова. Открыт в 1883. И. м.- крупнейшее хранилище памятников истории и культуры народов Сов. Союза. Его фонды на 1 янв. 1972 наснитывали ок. 4 млн. предметов и св. 45 тыс. единиц хранения архивных материалов. В собрание И. м. входят богатейшие в СССР археол. коллекции, большой нумизматич. кабинет, ценные коллекции рус., вост. и зап. оружия, рус. и привозных тканей и одежд, изделий из драгоц. и недрагоц. металлов, стекла, керамики, кости, дерева, всемирно известное собрание рукописей и старо-пеиатных книг, историко-бытовые архивы, изобразит, материалы иконографии, и бытового характера, знаиительное собрание др.-рус. живописи, архит. графика, картографии, материалы 16-20 вв. и т. д. Среди них уникальные памятники: Бородинский (Бессарабский) клад (2 тыс. до н. э.), Таманский саркофаг (3 в. до н. э.), золотые вещи из Копен-ского Чаатаса (7-8 вв.), Изборник Святослава 1073, грей, рукописи 6-17 вв., новгородские берестяные грамоты 11 - 15 вв., Мстиславово Евангелие (12 в.), Никоновская летопись (16 в.), памятники, связанные с крупными ист. деятелями и событиями, в т. ч. обширные коллекции по Отечеств, войне 1812, Севастопольской обороне 1854-55, личные вещи М. И. Кутузова, И. С. Тургенева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. Для пополнения фондов в 1923-72 проведено св. 500 археол. и более 200 историко-бытовых экспедиций. В 48 залах И. м. размещены тематии. экспозиции и постоянно действующая выставка " Советский народ в период развёрнутого строительства коммунизма". Организуются также врем, тематич. выставки.

Филиалы И. м. в Москве: памятники русской архитектуры 16-18 вв.- Покровский собор (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, Музей архитектуры и живописи 17 в.- церковь Троицы в Никитниках, Музей прикладного искусства " Палаты 16-17 вв. в Зарядье" на улице Разина. В 1971 музей (вместе с филиалами) посетило более 2 млн. чел. Ежегодно проводится ок. 15 тыс. экскурсий, работает лекторий. На основе фондов в И. м. ведётся большая публикаторская и исследовательская работа по проблемам истории СССР, археологии и истории материальной культуры народов Сов. Союза. В 1972 И. м. в связи со 100-летием со дня основания награждён орденом Ленина.

Изд.: Описания памятников, в. 1 - 3 М., 1896 - 1903; Отчеты с приложениями (1883-1925); Труды (с 1926); Ежегодник (с 1960); серия " Памятники культуры" (с 1949).

Лит.: Очерки истории музейного дела в России, М., 1960-61 (Тр. НИИ музееведения, в. 2-3); Путеводитель по экспозиции. Государственный исторический музей, М., 1964. Г, М. Лебедева.

ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК КОМИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (МКИН), постоянная междунар. орг-ция, имеющая целью установление науч. контактов между историками разных стран, подготовку и проведение Исторических конгрессов международных. МКИН создан согласно резолюции, принятой 5-м международным конгрессом историков в Брюсселе в апр. 1923; упредит, заседание состоялось 14 мая 1926 в Женеве; тогда же принят устав МКИН (в к-рый в 1933, 1950, 1957, 1960 вносились изменения).

МКИН состоит из нац. комитетов, к-рые представляют ист. науч. и уиебные учреждения 46 стран (на 1971), и междунар. орг-ций, примыкающих к МКИН (напр., Междунар. ассоциация византиноведения, Междунар. ассоциация по экономич. истории, Междунар. ассоциация по изучению стран Юго-Вост. Европы и др.), а также внутренних комиссий (напр., Комиссия по библиографии, Комиссия по иконографии, Комиссия по сравнительной военной истории и др.). Президенты МКИН: X. Кут (Норвегия) - в 1926-33, Г. Темперлей (Великобритания) - в 1933-38, Дж. Леланд (США) - с 1938, Г. Набхольц (Швейцария) - в 1947-50, Р. Фавтье (Франция)-в 1950-55, Ф. Шабо (Италия) -в 1955-60, Г. Шмид (Австрия) - в 1960- 1963, П. Арсен (Бельгия) - в 1965-70, А. А. Губер (СССР) - в 1970-71, Е. М. Жуков (СССР) - с сер. 1972. МКИН издаётинформац. бюллетень (" Comite international des sciences historiques. Bulletin d'information", с 1926- нерегулярно).

" ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ" непериодии. сборник. Издавался историческим обществом при Петербургском университете с 1890 по 1916. Вышел 21 том. Ред. Н. И. Кареев. Публиковались исследования по рус. и всеобщей истории, сведения о деятельности науч. учреждений, рецензии, отдельные ист. источники. Сотрудники А. С. Лаппо-Да-нилевский, В. И. Семевский, А. Е. Пресняков и др. представляли буржуазно-либеральное, частично народнич. направление в ист. науке. В 20-м т. сборника помещён библиографич. указатель ко всему изданию.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в России и в СССР, система подготовки пед. и науч. кадров в области истории. Как самостоят, отрасль высшего образования И. о. в России сформировалось в нач. 19 в. С 1804 на словесных ф-тах ун-тов было введено преподавание историч. дисциплин, в 1835 - в 4 ун-тах на философских ф-тах открылись истори-ко-филологич. отделения, к-рые в 1849 были преобразованы в ф-ты со спец. кафедрами истории. Читались курсы рус. истории, словесности и систематики, истории и лит-ры славянских народов, древней истории и истории ср. веков, теории и истории изящных искусств, вспомогательных историч. дисциплин, греч. и рим. словесности, вост. языков. И. о. осуществлялось в духе официальной теории " самодержавия, православия и народности". Революционная ист. мысль, представленная в трудах декабристов и революц. демократов, преследовалась. Вместе с тем учреждение спец. историч. кафедр и историке-филологич. ф-тов в ун-тах способствовало развитию историч. науки. Становление отечественного И. о. связано с науч. и пед. деятельностью ведущих рус. учёных буржуаз-но-либер. направления - Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского и др.

Введение в 1863 Университетского устава благотворно сказалось на развитии И. о. В 70-х гг. 19 в. наряду с чтением лекций начали практиковаться семинарии. На содержании И. о. в конце 19 - 20 вв. отразился идейно-методологич. кризис бурж. историч. науки, углубившийся в период империализма (уход в частную исследовательскую проблематику, распространение теории о непознаваемости законов ист. развития и т. п.).

После победы Великой Окт. социалистич. революции началось создание принципиально новой системы И.о., основанного на марксистско-ленинской теории. В 1918 в Москве открылась Социалистич. академия общественных наук, преобразованная в 1924 в Академию коммунистическую, имевшую в своём составе Ин-т истории. В 1925 образовалось общество историков-марксистов, оказавшее значительное влияние на И. о. в СССР. В 1919 историко-филологич. ф-ты ун-тов были реорганизованы в ф-ты обществ, наук (ФОНы) с ист. отделениями в составе; в ун-ты направлены на преподавательскую работу коммунисты - преподаватели и науч. работники. В 1921 для подготовки кадров учёных-марксистов был организован Ин-т красной профессуры (ИКП), в 1925 ИКП был разделён на несколько ин-тов, в т. ч. и ин-т истории. В 1925 вместо ФОНов были созданы гуманитарные ф-ты, в т. ч. этнологические с историко-археол. отделениями (в 1931 эти ф-ты были упразднены). В 1931 осн. Московский ин-т истории, философии и лит-ры - МИФЛИ (в 1941 слившийся с соответствующими ф-тами МГУ). В 1931-37 действовал Ленинградский ин-т истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).

Перестройка И. о. в конце 20-х - нач. 30-х гг., как показал опыт, была во многом неоправданной и привела на практике по существу к ликвидации системы И. о., что было тесно связано с происшедшим в это время фактическим упразднением преподавания истории как уч. предмета в средней школе. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 чО преподавании гражданской истории в школе", в к-ром были разработаны основные принципы преподавания и изучения истории, обратило внимание на недопустимость игнорирования И. о. и создало перелом в развитии И.о. в СССР. В 1934 в Московском и Ленинградском ун-тах, а затем во многих др. ун-тах и пед. ин-тах открылись историч. ф-ты. Во 2-й пол. 30-х гг. под руководством ЦК ВКП(б) была осуществлена подготовка новых учебников истории для средней и высшей школы; в ходе этой работы было найдено марксистско-ленинское решение ряда крупных проблем истории СССР и всеобщей истории. Большой вклад в развитие И. о. в СССР внесли крупные сов. учёные Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин, Е. В. Тарле, М. В. Нечкина, М. Н. Тихомиров, Е. А. Кос-минский, А. М. Панкратова, С. Д. Сказ-кин, В. М. Хвостов, И. И. Минц, А. С. Бубнов, Ем. Ярославский и мн. др., принявшие участие в создании учебников истории для высшей и средней школы.

В 30-х гг. сформировалась совр. система сов. И. о. В 1971 специалисты с И. о. готовились в более чем 150 ун-тах и пед. ин-тах страны (по дневной, вечерней и заочной формам обучения). Уч. планы специальности чистория" предусматривают изучение курсов истории СССР, археологии, всеобщей истории (древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории юж. и зап. славян, стран Азии, Африки и Лат. Америки), таких исторических дисциплин, как историография, источниковедение и др., курсов истории философии, истории религии и атеизма, истории искусства. Значительное место уделяется изучению методологических и социально-экономич. дисциплин (марксистско-ленинская философия, науч. коммунизм, по-литич. экономия), истории КПСС, а также одного или нескольких иностр. яз. Так как основной задачей И. о. является подготовка преподавателей истории и обществоведения, в уч. планах имеется цикл пед. дисциплин - педагогика, психология, методика преподавания истории и обществоведения и др. Ок. 20% уч. времени в ун-тах занимает специализация студентов (в области истории СССР, всеобщей истории, археологии, музееведения, архивоведения, этнографии, истории религии и науч. атеизма, истории отд. стран), в пед. ин-тах подготовка историков осуществляется без специализации. Уч. и производств, практика проводится в школах, археол. и этногр. экспедициях, архивах, музеях и др. В Дальневосточном (во Владивостоке), Ереванском, Ленинградском, Ташкентском, Тбилисском ун-тах на ф-тах востоковедения и в Ин-те вост. языков при МГУ готовятся историки-страноведы по странам Азии и Африки; в Московском, Ленинградском, Тбилисском и Уральском (в Свердловске) ун-тах - по специальности чистория искусств" (о подготовке специалистов по истории и теории иск-в см. Искусствоведческое образование).

Срок обучения в ун-тах -5 лет, в пед. ин-тах -4 года (подготовка учителей истории со знанием иностр. языка - 5 лет). Обучение в ун-тах и большинстве пед. вузов завершается защитой дипломной работы и сдачей государств, экзаменов.

В 1971 по специальности чистория" в ун-тах и пед. ин-тах (с учётом студентов-заочников и вечерников) обучалось 104, 7 тыс. студентов (из них ок.45 тыс.- в ун-тах); на историч. ф-ты было принято ок. 20 тыс. чел. (в т. ч. 7, 7 тыс.- в ун-ты), выпущено 15, 7 тыс. специалистов с И. о. (св. 6 тыс. из ун-тов). Кроме того, св. 3 тыс. студентов обучалось по специальности чисторико-архивоведение" в Московском историко-архивном институте.

Науч. и научно-пед. кадры историков готовятся в системе аспирантуры вузов, н.-и. учреждений АН СССР, респ. академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС по специальностям: история КПСС, история СССР, история рабочего и коммунистич. движения, всеобщая история, история междунар. отношений и внешней политики, историография и источниковедение и др. В 1971 в аспирантуре по ист. специальностям обучалось св. 3 тыс. чел.

В 1971 в средней общеобразоват. школе работало св. 166 тыс. учителей истории, в вузах и н.-и. учреждениях -26, 5 тыс. науч. и научно-пед. работников в области истории, в т. ч. ок. 12 тыс. докторов и кандидатов наук. В 1937-71 Высшая аттестац. комиссия утвердила в учёной степени доктора ист. наук 1, 7 тыс. чел. и в учёной степени кандидата ист. наук - 15, 7 тыс. чел.

В конце 60-х гг. в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском ун-тах, Московском пед. ин-те и ряде др. крупнейших вузов организованы ф-ты повышения квалификации преподавателей истории в вузах. Во всех республиках и областях СССР имеются институты усовершенствования учителей, в к-рых повышают квалификацию учителя истории в ср. школе.

Специализированные курсы истории нар. х-ва, истории экономич. учений, истории гос-ва и права, истории философии, истории науки и техники, истории иск-ва и т. п. изучаются на соответствующих ф-тах различных вузов; во всех вузах обязательными с учётом профиля подготовки являются курсы истории КПСС, философии, политич. экономии и науч. коммунизма.

Общее И. о. осуществляется в ср. общеобразовательной школе, в ср. спец. уч. заведениях и предусматривает изучение основных сведений из истории древнего мира, ср. веков, новой и новейшей истории, истории СССР, а также обществоведения.

Лит.: Бущик Л. П., Очерк развития школьного исторического образования в СССР, М., 1961; О работе исторических факультетов государственных университетов (К 25-летию постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР " О преподавании гражданской истории в школах СССР"), " Вопросы истории", 1959, № 7, 11, 12; 1960, № 1; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917 -1923), М., 1968. А. М. Сахаров.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕСТОРА-ЛЕТОПИСЦА, осн. в 1872 в Киеве, официально открылось в янв. 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского ун-та, существовало до 1917. Об-во содействовало разработке рус. ист. науки, распространяло ист. знания, изучало памятники старины и способствовало их охране. В об-во входило: в 1873-13 чел., в 1877-33, с 1890-х гг. -100 чел. и более. Активно сотрудничали: В. Б. Антонович, К. Н. Бестужев-Рюмин, М. Ф. Влади -мирский-Буданов, М. В. Довнар-За-польский, В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, А. А. Котляревский, И. И. Срезневский и др. В отличие от др. Исторических обществ, гл. внимание оно обращало на изучение истории, этнографии, археологии Украины и Юга России. Общетеоретич. проблемами об-во занималось мало. В трудах нек-рых его чл. проявлялась идеалистич. и буржуазно-националистич. трактовка истории Украины. Об-во устраивало публичные лекции. С 1879 издавало " Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца" (24 тома до 1914).

Лит.: Дашкевич Н. П., Историческая записка о возникновении и деятельности Исторического общества Нестора-летописца по январь 1898 г., в сб.: Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, кн. 13, К., 1899. М. А. Разгон.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, основано в окт. 1889. Действовало до 1917. Бессменным пред, комитета об-ва был Н. И. Кареев. В 1890 в об-во входило более 160 чел., в 1895- более 270, в 1915- более 180 чел. В об-ве сотрудничали историки Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Казани и др. городов (А. С. Лаппо-Данилевский, В. И. Семевский, И. В. Лучицкий, Н. П. Павлов-Сильванский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков и др.). В отличие от др. Исторических обществ, обращало значительное внимание на вопросы теории, обсуждение к-рых вызывало дискуссии и активную реакцию студентов, особенно с сер. 90-х гг., что было связано с развернувшейся в печати борьбой марксистов против либерального народничества и " легального марксизма" (представители последних входили в об-во). Студенч. волнения кон. 1890-х гг., уход из ун-та Кареева и др. прогрессивных профессоров, а затем события революции 1905- 907 были использованы властями для введения ограничит, мер против об-ва. Деятельность его замерла. Несколько активизировалась она после 1907. И. о. издавало в 1890-1916 непериодич. сб. " Историческое обозрение". A.M. Разгон.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ в биологии, развитие органич. форм в течение всего времени существования жизни на Земле или эволюция отдельных групп животных и растений; то же, что филогенез.

ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отд. наук - физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. " Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Марк-систско ленинская ист. наука изучает развитие человеческого общества как "...единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесс" (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58).

И. как процесс развития общества. И. общества является частью и продолжением И. Земли, природы. И. общества возникла с появлением на Земле человека и поэтому она есть И. людей, историч. творчество к-рых начинается с генезисом человеческого общества и к-рое является содержанием И. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ, отношения. Люди живут в различных условиях, занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отд. индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее - из железа, создало механич, двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. произ-во. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального произ-ва и обществ, отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.

Процесс ист. развития человечества носит объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. взаимодействии: уровень развития производит, сил, производств, отношений и соответствующих им надстроечных явлений (гос-во, право и т. д.), геогр. среда, плотность и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное произ-во, т. е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства охватывает производит, силы и производств, отношения, в к-рые люди вступают между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает социальный, политич. и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной ист. процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его И. проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону ист. процесса. Обществ, сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его обществ, бытия, в первую очередь господствующего в нём экономич. базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономич. отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако обществ, идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход обществ, развития. На ход ист. развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политич. формы классовой борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос. теории, религ. воззрения и т. д. И. общества знает следующие осн. типы производств, отношений: первобытнообщинный, рабовла-дельч., феод., капиталистич. и комму-нистич. и соответствующие им типы общественно-экономич. формаций. Внутр. источником развития общества является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками общественного развития.

Изменение в развитии материальных производит, сил, вступающих в противоречие с существующими производств, отношениями, т. е. изменение общественного бытия, служит причиной возникновения новых идей. Это противоречие вызывает борьбу внутри общества между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политич. учреждения, к-рые поддерживают их, и классами, группами людей, заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политич. учреждений, к-рые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу производит, сил. В антагонистич. формациях несоответствие материальных производит, сил общества существующим производств, отношениям проявляется в классовой борьбе (см. Классы, Классовая борьба). Изменение форм собственности и политич. учреждений всегда затрагивает классовые интересы людей и возникающие внутри общества противоречия, к-рые могут быть разрешены только в ходе классовой борьбы. Высшим проявлением этой борьбы является социальная революция.

Гл. творцом И. являются нар. массы, к-рые играют решающую роль в экономич., политич. и духовном развитии человеческого общества. Историч. опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли нар. масс в И. Наиболее активной она становится во время социалистической революции, социалистич. и коммунистич. строительства. Социалистич. революция в корне меняет ход мировой И., она знаменует начало перехода к новой обществ, эре, к принципиально новой обществ, системе - бесклассовому обществу.

Критерием обществ, прогресса наряду со степенью развития производит, сил, освобождением нар. масс от оков неравенства и угнетения являются также успехи в развитии общечеловеческой культуры, формирование этики и морали. В постепенном овладении силами природы вехами ист. развития являются открытия " тайн" природы - энергии огня, воды, пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человеческих коллективов в социальном отношении от первобытного стада, родов и племён к народностям и нациям, от эксплуататорских обществ - к социалистич. обществу.

Развитие человеческого общества имеет и пространственный аспект. Человек из очагов первоначального появления (см. Антропогенез) постепенно расселился по земному шару, осваивая новые, всё более обширные территории. Этот процесс в какой-то степени продолжается и в наст, время.

Пройденный человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития общества. Если первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет, то последующие этапы своего развития общество проходило постоянно ускоряющимися темпами. Ист. процесс развития человечества не является равномерным и идентичным у разных народов и стран. В И. наблюдались моменты относительного застоя или даже врем, регресса, а в др. случаях - особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает ист. развитие в пределах одной эпохи, страны и т. д. В одних областях экономич., политич. или духовной жизни наблюдаются расцвет, подъём, в других - упадок, застой. У народов и стран, находящихся на одной ступени ист. развития, имеются и различия (напр., клас-сич. антич. рабство отлично от рабства в странах Востока; имеются особенности в феод, и капиталистич. формациях, в строительстве социализма в различных странах). Но общая тенденция ист. развития состоит в смене обществ.-экономич. формаций, хотя во всемирной И. вообще после возникновения первой анта-гонистич. формации наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций. Так, в наст, время наряду с двумя осн. формациями - социализмом и капитализмом - у ряда народностей сохранился феод, уклад (Африка, Азия). Совр. общество вступило в новую эру своего развития - эру бесклассового коммунистич. общества, в к-ром постепенно будут преодолены все гл. различия в уровнях развития народов мира и единство ист. процесса приобретёт поистине всемирный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.