Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и нзобразительн искусство






К бронзовому веку относятся дольмеys и кромлехи, курганы с погребальными камерами, бронзовые и золотые у крашения с геом. орнаментом. В эпоху железа (с 5-4 вв. до н. э.) металлич. изделия кельтов украшались сложным линейными узором. После христианизации И. в 5-12 вв. строились монастыри с часовнями и кельями (в Глен да лохе, Келсе и др.), высокие (до 40 м) сторожевые башни- колокольни. Декоративное богатство и энергия плетёного ленточного орнамента характерны и для каменных крестов (часто с экспрессивными сюжетными рельефами), и для бронзовых брошей, посохов, пластин (с эмалью и филигранью, с мотивами звериного стия в узоре), и особенно для миниатюр, великолепных по динамике, разнообразно и красочности заполняющего страницу орнамента (" Евангелие из Келса", ок. 800, Тринити-колледж, Дублин). В 11-12 вв. воздвигались примитивные по композиции, но подчас тонко украшенные скульптурой романские капеллы (в Кашеле) и церкви (соборы в Клонмакнойсе, Клонферте), а в кон. 12-14 вв.- готические храмы (Крайст-чёрч, илл. см. т.8, табл. XX, и Сент-Патрик - в Дублине), б. ч. с одним нефом и с башней над средокрестием. Английская колонизация тормозила развитие иск-ва И. В 17 - нач. 19 вв. в Дублине велось стр-во парадных адм. зданий, дворцов, особняков в стиле англ, классицизма (арх. У. Робинсон, У. Чеймберс, Т. Кули, Дж. Гэн-дон, Ф. Джонстон), а с 1829 началось стр-во церквей в духе англ, неоготики. В 19 - нач. 20 вв. в портовых городах создавались р-ны с регулярной застройкой эклектическими по характеру зданиями. Ирл. художники 18 в.- портретисты Ч. Джервас, Н. Хоун Старший, X. Д. Хамилтон, пейзажист Дж. Баррет, создатель первой панорамы Р. Баркер- работали гл. обр. в Англии. С 1840-х гг. борьба за нац. самоопределение стимулировала стремление к реализму, самобытности в лирич. пейзажах Н. Хоуна Младшего, гор. видах и жанровых сценах У. Осборна. В нач. 20 в. сложилась нац. реалистич. школа, ц представленная портретами Джона Б. Йитса, П. Тюои, Дж. Китинга, Ч. Лэмба, пейзажами Дж. X. Крейга и П. Хенри. Темпераментная, романтичная живопись Джэка Б.Йитса разносторонне отразила нар. жизнь И. В Ирл. Республике построен ряд архит. комплексов в совр. стиле (работы арх. М. Скотта и Т. Кеннеди в Дублине и Голуэе), пром. и транспортных сооружений, посёлков, но преобладают устарелые гор. застройка и архитектурная планировка. Наряду с традициями реализма в живописи (пейзажи Н. Мак-Гиннесс, Д.Хил-ла, Д. О'Нила) и скульптуре (портреты Л. Кэмпбелла, А. О'Коннора, Ф. Мак-Уильяма) распространены декоративная стилизация (Л. Ле Брокки, М. Джеллет, витражи И. Хоун) и многочисл. разновидности модернизма.

" Взятие Христа под стражу". Миниатюра в " Евангелии из Келса" (ок. 800, библиотека Тринити-колледжа, Дублин).

Западный портал собора в Клонферте. 1166.

X. Кин. Тринити-колледж в Дублине. 1752-59.

Традиц. нар. жилище И.- дом из грубого камня под соломенной кровлей, оштукатуренный и побелённый. Характерные виды нар. иск-ва - выделка шерстяных тканей, в т. ч. шалей с пёстрой каймой, вышивка яркими шерстяными нитками на тёмном фоне и белой гладью на холсте, изготовление дерев, утвари, разнообразное плетение из соломы и камыша.

Илл. см. на вклейке, табл. XXVII, XXVIII (стр. 352-353).

Лит.: Henry F., Irish art during the Viking invasions (800-1020 A. D.), L., [1967]; Arnold В., A concise history of Irish art, L., [1969].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.