Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Исторический очерк. Период первобытнообщинного строя (до 2 в






Период первобытнообщинного строя (до 2 в. н. э.). Терр. И.- один из центров формирования человека совр. типа (питекантроп, явантроп, затем вадьяк-ский человек). Обнаружены памятники ниж. палеолита (патжитанская индустрия). В период верх, палеолита и мезолита на б. ч. И. существовал юж. вариант континентальной бакшоно-хоа-биньской культуры. Культурно-хоз. комплекс неолита уже отличался от континентальных культур. По-видимому, ок. 5 в. до н. э. в И. проникла из Индокитая культура Донгшон эпохи бронзы; переход к бронзе в осн. р-нах произошёл во 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. В развитых прибрежных р-нах во 2 в. н. э. начался переход к жел. веку. Осн. занятиями населения были земледелие (особенно в долинах крупных рек), рыболовство, в меньшей степени охота. Осн. формой социальной орг-ции были роды и племена.

Период возникновения классового общества и ранних государственных образований (2 - сер. 7 вв.). Во 2 - 5 вв. с развитием производительных сил (применение железных орудий, совершенствование ирригации, развитие ремёсел и др.) на территории И. происходило формирование первых классовых обществ. В прибрежных районах возникли гос. образования: на Яве - гос-ва Тарума (Зап. Ява), Калинга (Центр. Ява) и вост.-яванское гос-во, название к-рого неизвестно; на Суматре - Малайю в центре и Шривиджайя на Ю. вост. побережья; на Калимантане - гос-во, где правила династия Кундунги (вост. побережье), и малоизвестное гос-во на зап. побережье. Распространились инд. религии - индуизм (шиваизм) и буддизм. Крестьяне-общинники занимались гл. обр. орошаемым земледелием. Господствующий класс состоял из служилой знати и жрецов-брахманов; правители носили индийский титул " варман". Недостаток материалов не позволяет с достоверностью отнести индонез. общество этого времени к рабо-владельч. или феод, формации.

Период раннего феодализма (сер. 7 - 11 вв.). К 7 в. в И. сложились феод, отношения в формах, близких к индийским. Дальнейшее развитие производит, сил выразилось в расширении рисопро-изводящих р-нов и увеличении числа городов. Индонез. моряки и торговцы стали одной из осн. групп торговых посредников на Востоке. Не позднее сер. 7 в. несколько княжеств объединились в могущественную суматранскую империю Шривиджайя. Во 2-й пол. 8 в. она прочно закрепилась на Малаккском п-ове. На Центр. Яве в 1-й пол. 8 в. возникло гос-во Матарам.

9-10 вв. - время расцвета империи Шривиджайя. В 1025 в борьбе с инд. гос-вом Чолов за контроль над торг, путями она потерпела поражение. Центр экономич. и политич. жизни И. переместился на Яву, где к сер. 11 в. гос-во Матарам объединило под своей властью плодородные долины и крупные торг, города Центр, и Вост. Явы и о. Бали. При Эрланге в 11 в. была сделана попытка объединить всю Яву в рамках единого гос-ва.

Период развитого феодализма (11 - 16 вв.). История И. начала этого периода связана с расцветом яванского гос-ва Кедири (возникло в 40-х гг. 11 в., после раздела Матарама на два гос-ва: Кедири и Джангала; ок. 1120 Кедири объединило почти всю территорию о. Матарама). По мере формирования экономич. единства И., экономич. и политич. консолидации Явы, Мадуры и Бали влияние яванских гос-в распространялось на другие острова, прежде всего на Молуккские.

Гос-во Сингасари (назв. Кедири с 13 в.) при Кертанагаре (правил в 1268-92) установило контроль над частью Суматры, юж. частью Малаккского п-ова, зап. частью Калимантана и др. р-иами. В кон. 13 в. гос-во Сингасари распалось, и на Яве сложилась империя Маджапахит (1293 - ок. 1520). Эта империя была самым крупным средневековым общеин-донез. гос-вом. Объединению б. ч. И. вокруг Явы с её развитыми феод, отношениями способствовали не только быстрое развитие внутрииндонез. торговли и культурных связей, но и превращение Явы в поставщика риса для большинства островов, производивших экспортные культуры. В ходе борьбы за объединение И. выдвинулся талантливый политич. деятель Гаджа Мада, фактич. правитель Маджапахита в 1331-64.

Развитие феодализма на Яве в 14 в. привело к чёткому делению земель на общинные, царского дома, храмовые, пожалованные и частные (у крупных феодалов). Оформилась группа крупных землевладельцев, занимавших высокие посты при дворе и, как правило, связанных родственными отношениями с правящим домом; она была в более привилегированном положении по сравнению с массой служилых феодалов с их условными пожалованиями. В 14 в. в И. стал проникать (из Индии и Малакки) ислам. На Сев. Яве возникли самостоятельные мусульм. княжества. С сер. 15 в. империя Маджапахит стала ослабевать и во 2-м десятилетии 16 в. распалась на ряд мусульм. княжеств. К 1575 борьба между княжествами, на к-рые распался Маджапахит, завершилась объединением б. ч. Центр, и Вост. Явы в новое гос-во Матарам. Независимым оставался султанат Бантам на 3. Явы. Дальнейшее самостоятельное развитие индонез. феод, общества было прервано вторжением европейцев.

Колониальный период (16 в.-1945). В нач. 16 в. португальцы захватили Ма-лакку (1511) и ряд пунктов на Молуккских о-вах, установили контроль над вывозом пряностей и мор. торговыми путями. В 90-х гг. 16 в. началось проникновение в И. голландцев. Слияние ряда голл. компаний по торговле с Востоком в 1602 в объединённую Ост-Индскую компанию (ОИК) с большим акц. капиталом создало предпосылки для вытеснения Голландией португальцев и её укрепления в И. В начале 17 в. ОИК изгнала португальцев с Молуккских о-вов. Голл. колонизатор Ян Питерсзон Кун основал первый голл. форт на Яве. Выросший вокруг форта на развалинах разрушенной голландцами Джакарты новый город Батавия (совр. Джакарта) стал столицей голл. колониальных владений в И.- Голландской Индии. Монопольное положение ОИК в И. стало бесспорным после захвата у португальцев Малакки (1641). Не ставя первое время цели терр. захватов за пределами Явы, ОИК ограничивалась навязыванием правителям и племенам других островов архипелага торг, договоров и жёстким контролем над их внеш. связями. Однако на Яве ОИК расширяла свои терр. владения. В период расцвета ОИК в 17 в. ело жилась голл. колон, система, характерная для периода первоначального накопления. ОИК широко применяла метод косвенного управления захваченными территориями при посредстве их прежних феод, правителей. Установление принудит, поставок традиционных культур и внедрение новых (кофе в 18 в.) являлись источником колоссальных доходов ОИК. Борьба индонез. народа против голл. колонизаторов переплеталась с антифеод, выступлениями и попытками отд. правителей Матарама и Бантама избавиться от господства ОИК. Голландцы подавили крупные нар. восстания (под рук. Труноджойо в 1674-79, под рук. бывшего раба Сурапати в кон. 17-нач. 18вв., восстание кит. торговцев и ремесленников, поддержанное крестьянами, в 1740-41, и др.). В 18 в. начался упадок ОИК, отражавший ослабление Голландии. Но и в период упадка ОИК расширяла свои владения на Яве. В 1755, используя борьбу за престол в Матараме, компания присоединила новые терр. Матарама. Остатки Матарама, разделённые на два княжества (Суракарта и Джокьякарта), превратились в вассалов ОИК. Однако англо-голл. война 1780-84 нанесла ОИК последний удар. С 1800 ОИК прекратила существование, её владения перешли к голл. гос-ву (Нидерландам).

В 1811 И. была захвачена англичанами. Стамфорд Рафлс, назначенный губернатором И., действуя в интересах англ, пром. буржуазии, стремился создать в И. условия для развития производства с.-х. сырья и превращения её в рынок сбыта англ, товаров (отмена принудит, поставок, введение ден. налога, поощрение частного предпринимательства и торговли и т. д.).

Господство Великобритании в И. было кратковременным. По англо-голландскому соглашению 1814 она была возвращена Нидерландам.

Развернувшиеся в Нидерландах споры о методах эффективной эксплуатации И. шли между сторонниками монопольной практики ОИК и пром.-торг, буржуазией, требовавшей свободы действий в колонии. Стремление голл. властей ликвидировать свободу частного предпринимательства в И., проводившаяся ими практика запрета европейцам арендовать земли в " самоуправляющихся" княжествах Центр. Явы затронули интересы индонез. феодалов. Часть феодалов примкнула к широкому нар. антиголландскому восстанию (1825-1830), возглавленному принцем Дипонегоро. Голландцам с трудом удалось подавить эту нар. войну. Голл. воен. экспедиции (1812-25) привели к подчинению Палембанга (Суматра), к укреплению колон, позиций на Сулавеси.

С 1830 в основу колон, эксплуатации на Яве была положена система принудит, культур, с введением к-рой отменялся зем. налог с крестьян, но им вменялось в обязанность разводить экспортные культуры (кофе, сахар-тростник, индиго, табак и т. д.) и сдавать все продукты пр-ву по крайне низким ценам. Внедрение принудит, культур осуществлялось при помощи яванских феодалов, ставших звеном колон, управления. Система гос.-крепостнич. эксплуатации обрекала яванцев на непосильный труд, лишала их возможности возделывать необходимые продовольств. культуры. Бедствия населения усугублялись высокими таможенными пошлинами на импортные товары, гос. монополией на соль и т. д. Деятельность частного капитала (в т. ч. и голландского) в с. х-ве и пром. произ-ве фактически исключалась. За счёт эксплуатации яванского крестьянства Нидерланды выкачали при помощи системы принудит, культур сотни миллионов гульденов, что ускорило капиталистич. пром. развитие метрополии. К 70-м гг. 19 в. голландцы обеспечили своё господство на о. Суматра, кроме султаната Аче. Принятые голл. пр-вом под давлением голл. пром. буржуазии в 1870 т. н. Сахарный закон, Аграрный закон и др. постепенно свели на нет систему принудит, культур. Иностр. капитал устремился в развивавшееся плантационное х-во и горнорудную пром-сть. Аграрный закон объявил гос. собственностью большую часть земель в И. За крест, общинами и индивид, х-вами признавалось наследств, владение обрабатываемыми ими землями. Все свободные земли можно было отдавать в наследств, аренду частным лицам любой национальности и компаниям. Плантаторы " с согласия жителей" могли арендовать и земли крест, общин сроком до 25 лет.

Крест, х-ва, лишённые значит, части общинных земель, обременённые налогами и поборами, были ограничены в своём развитии. Феод.-бюрократич. слои, ростовщики, деревенская верхушка захватывали и скупали крест, землю и обычно сдавали её в кабальную аренду. Обезземеление крестьян обеспечивало колонизаторов дешёвыми рабочими руками.

В 1873 Нидерланды начали завоевание Аче. Покорение мужественного народа, выдвинувшего ряд талантливых вождей освободит, борьбы (Теуку Умар и др.), длилось св. 30 лет. К 1904 Нидерланды установили своё господство в Аче, но партиз. борьба продолжалась до 1913. К нач. 20 в. голл. экспедиции завершили подчинение остававшихся независимыми территорий во всей И. Слабые в воен. и экономии, отношении Нидерланды вынуждены были проводить в своей колонии политику " открытых дверей" и предоставлять капиталу др. империалистич. стран возможность участвовать в эксплуатации народов И. Ввоз иностр. капитала, проникновение монополий и иностр. банков в И. непрерывно возрастали. Наиболее крепкие позиции в стране вслед за Нидерландами захватила Великобритания. В нач. 20 в. в И. была основана крупнейшая англо-гол л. нефт. монополия " Ройял датч-Шелл". В условиях империалистич. эксплуатации зарождение и развитие капиталистич. отношений происходили в И. в уродливых формах. Капиталистич. отношения переплелись с докапиталистическими. Формирование нац. буржуазии шло крайне медленно даже по сравнению с др. колониальными странами. Тем не менее в И. создавались предпосылки для складывания народностей И. в нации, шёл процесс становления общеиндонезийского самосознания. Выразителями этого процесса выступали в И. гл. обр. представители мелкобуржуазной интеллигенции.

Подъём нац.-освободит, движения на рубеже 19 и 20 вв. в др. колон, и полуколон, странах и пробудившая Азию Революция 1905-07 в России ускорили возникновение в И. первых нац. орг-ций. Появились первые просветители (Картиии и др.). В мае 1908 была создана первая нац. орг-ция " Буди утомо", первоначально носившая культурно-просветительный характер. Рост нац. самосознания проявился в попытках торгово-пром. буржуазии объединиться для защиты своих интересов. Возникший в 1911 на Яве Союз исламских торговцев быстро превратился в массовую орг-цию Сарекат ислам (Союз ислама), к-рая постепенно стала отражать общенац. демократич. интересы народа. Созданная в 1912 индоевропейцами (метисами) и передовыми индонезийскими интеллигентами Индийская партия во главе с Д. Деккером выступила с общеиндонез. позиций и первая поставила вопрос о независимости страны.

Рабочий класс в И. складывался быстрее, чем развивалась нац. буржуазия. Он формировался гл. обр. на иностр. предприятиях, и рост его классового самосознания был неотделим от борьбы с империализмом. В нач. 20 в. в И. возникли первые профсоюзы. Приток в Сарекат ислам рабочих, крестьян, ремесленников всё более придавал ему нар. характер. В ст. " Пробуждение Азии" В. И. Ленин отмечал, что " революционно-демократическое движение охватило теперь и голландскую Индию". Носителем этого движения он считал прежде всего*... народные массы на Яве, среди которых пробудилось националистическое движение под знаменем ислама" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 145).

1-я мировая война 1914-18 привела к ухудшению положения трудящихся и росту антиколониального движения, что проявилось как в стихийных выступлениях крестьян, так и в деятельности национальных организаций. Революционизированию Сарекат ислама способствовали левые голл. с.-д.- " трибунисты", создавшие в 1914 на Яве С.-д. объединение (союз).

Великая Окт. социалистич. революция оказала огромное влияние на И., прежде всего на революц. элементы С.-д. объединения, где росло число членов-индонезийцев. Размежевание революц. и реформистских элементов в объединении привело к выходу оппортунистов из объединения и образованию ими реформистской С.-д. партии. В 1918-19 стачечная борьба достигла значит, размаха. Росли профсоюзы, в 1919 был создан крупный профцентр. На базе С.-д. объединения возникла Коммунистич. партия Индонезии (КПИ; официально оформилась 23 мая 1920). В Сарекат исламе развернулась борьба за руководство между бурж. и коммунистич. лидерами, отражавшая борьбу за гегемонию в нац.-освободит. движении. В 1921-23 произошёл раскол Сарекат ислама. Секции Сарекат ислама, находившиеся под влиянием компартии, вскоре образовали Сарекат райат (Союз народа). Сарекат ислам, преобразованный в политич. партию, всё более терял массовую базу.

Начало 20-х гг. характеризовалось новым подъёмом стачечной борьбы. В 1923 в И. состоялась подготовленная коммунистами всеобщая забастовка железнодорожников. Голл. властям удалось подавить стачку. Были введены специальные уголовные статьи против рабочего и антиимпериалистич. движения. В обстановке непрекращавшихся репрессий и спада массового движения вспыхнуло в ноябре 1926 в Батавии, на Зап. Яве и в нек-рых центр, р-нах острова вооруж. восстание, которое возглавили коммунисты. Восстание на Яве было жестоко подавлено. Начавшзеся уже после расправы на Яве вооруж. восстание на Зап. Суматре (янв. 1927) было также быстро подавлено. КПИ подверглась разгрому, связанные с ней профсоюзы к орг-ции запрещены. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами эксплуатация иностр. капиталом И. росла и охватывала всё новые районы. Усилилось проникновение капитала из США и Японии. Расширялись англо-голл. и возникли амер. и япон. нефтеразработки. Росла добыча олова (к началу 2-й мировой войны 1939-45 И. давала св. 4/5 добычи в капиталистич. мире). Иностр. капитал продолжал захват земель и организацию новых плантаций для производства колон, сырья (каучук, копра) и продовольственных культур (сах. тростник, кофе, чай и др.). Рост всесторонней империалистич. эксплуатации приводил к дальнейшему ухудшению положения осн. масс населения.

В 1927 возникла Национальная партия во главе с Сукарно. Выдвинутая партией задача достижения независимости и улучшения положения народа, попытки опереться на трудящихся обеспечили быстрый рост её влияния в массах. В 1929 власти арестовали Сукарно и ряд его сторонников. Нац. партия была в 1930 ликвидирована, но в 1931 возродилась под назв. Партия Индонезии (Партиндо), став наиболее популярной партией.

Мировой экономич. кризис 1929-33 тяжело отразился на И. Резкое сокращение производства экспортных продуктов, искусств, ограничение вывоза каучука, олова и т. д., закрытие большой части сах. заводов Явы вызвали рост безработицы, разорение крестьянства, особенно связанного с производством экспортных культур. В годы кризиса вновь поднялось рабочее движение, произошли крест. выступления. Восстание на броненосце " Де зевен провинсен" в 1933, подавленное вооруж. силой, впервые объединило в борьбе голл. и индонез. моряков. Программа Партиндо в 1932-33 приобрела большую социальную направленность (требования: " земля тем, кто её обрабатывает", защита интересов рабочих и т. д.). В 1933 в своей брошюре " За свободную Индонезию" Сукарно (освобождён из тюрьмы в 1931) заложил основы будущих " Панча сила" (" Пять принципов") и теории " мархаэнизма" (от " мархаэн" - простой человек). Идеология " мархаэнизма" представляла собой народническое восприятие социализма, неразрывно связанное с борьбой за независимость И. в 1937 революц. представители нац. и мелкой буржуазии и коммунисты создали массовую патриотич. орг-цию Движение индонез. народа (Геракан ракьят Индонесия; Гериндо). По её инициативе совместно с др. политич. партиями и орг-циями был образован Индонез. политич. союз (Габунган политик Индонесия, ГАПИ). В обстановке роста фашистской угрозы в Европе и Азии и угрозы япон. вторжения в И. ГАПИ, отстаивая национальные интересы и требуя самоуправления и демократии, готов был сотрудничать с Нидерландами в борьбе против фашизма и в обороне И. от япон. агрессии, но голл. империалисты не желали идти ни на малейшие уступки нац. движению. В марте 1942 голл. власти капитулировали перед япон. вооруж. силами, оккупировавшими И. Распустив все партии, япон. оккупац. власти, стремясь создать себе в И. определённую политич. опору, создали единую орг-цию Пусат тенага ракьят (ПУТЕРА; Концентрация народных сил) и Пембела танах аир (ПЕТА; Добровольческая армия защитников отечества), в к-рой индонезийцы были допущены к командным должностям. Неограниченный произвол японской военщины, вывоз продовольствия, неприкрытый грабёж жителей, введение трудовых повинностей, ликвидация ненужных Японии в условиях войны отраслей с. х-ва вызвали рост ан-тияпон. движения. Уже в 1942 вспыхнуло восстание крестьян в Тапанули (Суматра), в дальнейшем сопротивление нарастало (восстания 1944 в Индрамаю, Тасикмалае, восстание батальона армии ПЕТА в Блитаре в 1945 и др.). Возникали тайные организации Сопротивления. Несмотря на малочисленность воссозданной в подполье КПИ, коммунисты были в первых рядах Движения Сопротивления. Работа патриотов в частях ПЕТА не раз приводила к их выступлениям против оккупантов.

Успехи Сов. Армии в борьбе с герм. фашизмом, предвещавшие скорый крах гитлеровской Германии, а также наступление союзников на Тихом океане вынуждали Японию идти на нек-рые политич. манёвры в И. (расширение участия индонезийцев в адм. аппарате, создание в марте 1945 Комитета по изучению вопроса о независимости). Патриоты использовали сложившуюся обстановку для легальных выступлений с требованием немедленного предоставления И. независимости. На первом пленуме Комитета по изучению вопроса о независимости в июне 1945 Сукарно выступил с большой программной речью, впоследствии получившей название " Рождение Панча сила". Требование немедленной независимости сочеталось с изложением " пяти принципов" организации будущего независимого гос-ва: создание единого нац. гос-ва на всей территории И. (" принцип национализма"); мирные и дружеств. отношения со всеми народами (" принцип интернационализма"); демократии, решение вопросов гос-ва представителями народа (" принцип демократизма"); обеспечение материального благосостояния народа (" принцип социального благосостояния"); веротерпимая религиозность (" принцип религиозности"). Эти принципы стали платформой объединения всех патриотич. сил И. Япон. власти вынуждены были создать Комитет по подготовке независимости во главе с Сукарно. Через два дня после вступления Советского Союза в войну с Японией япон. главное командование в Юго-Вост. Азии заявило, что 24 авг. 1945 И. будет " дарована" независимость. Однако разгром сов. войсками Квантунской армии и принятие 14 авг. Японией условий капитуляции дали возможность представителям ин-донез. патриотич. сил уже 17 августа провозгласить от имени народа независимость страны.

И. после провозглашения независимости. Провозглашение независимости встретило всенародную поддержку. 18 авг. Комитет по подготовке независимости избрал президентом Сукарно и вице-президентом М. Хатта. Была принята конституция. Однако уже в сент. 1945 возникла угроза воен. интервенции империалистов. В Джакарте (Батавии) высадились англо-инд. войска, формально предназначавшиеся для разоружения япон. сил, но на деле всемерно содействовавшие восстановлению голл. колониальной администрации и высадке голл. вооруж. отрядов. В нояб. 1945 англ, агрессия в Сурабае вызвала героич. отпор населения. В янв. 1946 правительство республики вынуждено было переехать из Джакарты во временную столицу Джокьякарту. Борьба за независимость объединила основные социальные силы. Вместе с тем внутри этого единого фронта действовали различные классы и группы, стремившиеся обеспечить себе руководящую роль в республике. В ноябре 1945 образовалась основанная на принципах ислама партия Машуми, объединившая ряд мусульманских партий (Нахдатул Улама и др.) и организаций И. В её руководстве постепенно усиливались элементы, связанные с правым крылом буржуазии и помещиками. Значит, влияние завоевала Нац. партия (воссоздана в янв. 1946). Руководство в ней принадлежало представителям нац. буржуазии и мелкобурж. слоев. Правый социалист Сутан Шарир в нояб. 1945 основал Нар. социалистич. партию; в конце 1945 он стал премьером.

КПИ к моменту провозглашения республики была малочисленна. Под рук. КПИ действовали созданные в 1945 Социалистич. партия И., возглавлявшаяся А. Шарифуддином, Рабочая партия И. во главе с Сетиаджитом, молодёжные и др. орг-ции. В дек. 1945 Социалистич. партия И. объединилась с Нар. социалистич. партией в Социалистич. партию. Нидерланды не отказались от стремления восстановить своё господство в И. Но, не чувствуя себя ещё готовыми к колон, войне и вынужденные считаться с мировым демократич. обществ, мнением (СССР первым в январе 1946 выступил в ООН против действий колонизаторов в И.), пошли на переговоры. В ноябре 1946 было парафировано, а в марте 1947 подписано соглашение (Лингаджатское соглашение), по которому Нидерланды признали де-факто республику в пределах Явы, Мадуры и Суматры. Оккупированные районы этих островов подлежали возвращению республике. Республика вместе с созданными на других островах под империалистич. контролем автономными " государствами" должна была образовать федеративное гос-во Соединённые Штаты Индонезии (СШИ), входящее в Нидерландско-Индонезийский Союз.

Дальнейшие уступки Шарира Нидерландам встретили осуждение ряда партий как правых, так и левых; кабинет Шарира вынужден был уйти в отставку (июнь 1947). К власти пришло пр-во во главе с Шарифуддином (в состав пр-ва входило пять коммунистов). В июле 1947 Нидерланды начали открытую войну против Республики И.

Справедливая борьба индонез. народа получала растущую поддержку демократич. сил мира. В ООН социалистич. страны отстаивали радикальные решения, направленные на прекращение колон, войны и признание независимости И. Колон, державы, срывая принятие этих решений, добились создания в ООН " Комиссии добрых услуг" по И. Под нажимом этой комиссии (из представителей Австралии, Бельгии и США), в к-рой решающую роль играли США, 17 янв. 1948 пр-во Шарифуддина вынуждено было подписать крайне тяжёлое Ренвильское соглашение. Реакц. партия Машуми и правые социалисты демагогически обвиняли Шарифуддина в " уступчивости" и добились падения его кабинета. К власти пришёл кабинет вице-президента Хатта, где преобладали правые силы. Антидемократич. курс пр-ва Хатта вызвал недовольство трудящихся. В февр. 1948 Социалистич. партия раскололась на две социалистич. партии: правосоциалистическую во главе с Шариром и революционную во главе с Шарифуддином. В авг. 1948 конференция КПИ приняла программную резолюцию " Новый путь для Республики Индонезии" и постановление, согласно которому КПИ, Социалистическая партия, возглавляемая Шарифуддином, и Рабочая партия объеди нились в одну партию. Резолюция была не свободна от некоторых сектант ских ошибок, что облегчило реакции осуществление провокаций и борьбу (коммунистами. В сент. 1948 правые си лы спровоцировали в р-не Мадиуна воо руж. столкновения, в ходе к-рых погибля мн. руководящие деятели КПИ (Муссо, Шарифуддин, Маруто, Дарусман, Се тиаджит, Харьоно и др.). Нидерланды воспользовались трудностями и ослаблением республики после Мадиунских событий для новых агрессивных акций. В дек. 1948 врем, столица и важнейшие центры республики были захвачены, президент Сукарно и б. ч. членов пр-ва арестованы и вывезены с Явы. Но это вызвало усиление сопротивления индонез. народа, развернувшего партиз. войну, возмущение демократич. общественности во всех странах, активность прогрессивных сил в ООН. Нидерланды вынуждены были вернуть пр-во в Джокьякарту и согласиться на созыв конференции " Круглого стола" в Гааге (авг. - ноябрь 1949) с представителями Республики И. и делегацией государственных образований, созданных под империалистическим контролем на части территории И. В соответствии с решением конференции И. становилась федеративным гос-вом - Республикой Соединённых Штатов Индонезии (СШИ), в к-рую вошли Республика И. и 15 марионеточных гос. образований. Нидерланды вынуждены были объявить о передаче суверенитета независимому гос-ву СШИ. Однако они добились включения в соглашения, принятые на конференции, ряда кабальных условий, ущемлявших суверенитет СШИ в области внеш. политики и экономим, связей, обороны и т. д. Вопрос о Западном Ириане, на воссоединение к-рого с И. Нидерланды не желали согласиться, остался открытым.

Расчёты империалистов на увековечение кабальных соглашений конференции " Круглого стола" не оправдались. Стремление индонез. народа к созданию единого независимого гос-ва привело к добровольному слиянию штатов с республикой. В авг. 1950 СШИ превратились в унитарную Республику И. Была принята временная конституция. Первые кабинеты унитарной республики, в к-рых преобладало влияние Машуми и правых социалистов, в значит, мере ориентировались на империалистические державы. Установление дипломатич. отношений с признавшими республику социалистич. странами задерживалось. Однако про-империалистич. политика реакц. кабинетов вызывала всё больший отпор нац. демократич. сил. Трудящиеся решительно выступили против иностр. монополий, стремившихся восстановить и расширить свои позиции в И. Борьба плантац. рабочих и крестьян против возвращения земли иностр. плантаторам охватила в 1950 на Яве и Суматре св. 700 тыс. чел. Антирабочие законы 1951 пр-ва Сукима-на (1951-52) не смогли ликвидировать растущего рабочего движения. Не только трудящиеся выступали против проим-периалистич. ориентации реакц. кабинетов, но и значит, часть буржуазии убеждалась в невозможности экономич. развития и укрепления независимости в условиях сохранения господства иностр. монополий и кабальных политич. и экономич. соглашений, принятых на конференции " Круглого стола". В 1952 из состава Машуми вышла мусульм. партия Нах-датул Улама, отражавшая интересы нац. буржуазии. Реакц. руководители Машу-ми саботировали прогрессивые мероприятия пр-ва Вилопо (1952-53), тайно связывались с бандитскими отрядами Дар-уль-ислама, группами вооруж. мусульманских экстремистов, к-рые с помощью террора и насилия стремились превратить И. в теократическое мусульманское гос-во. Такая позиция Машуми привела к падению влияния этой партии.

В июле 1953 было сформировано пр-во во главе с левым националистом Али Састроамиджойо, впервые в нём не участвовали машумисты и правые социалисты. Внеш. и внутр. политика кабинета Састроамиджойо (1953-55) отражала тенденцию к объединению нац. демокра-тич. сил в борьбе с реакционными партиями. Пр-во расширило непосредств. политич. и экономич. связи с различными странами (обмен посольствами с СССР в 1954, соглашение о кредитах и поставках с Францией и Италией, отказ от ранее проводившейся политики эмбарго в отношении социалистических стран, заключение первого торгового соглашения с КНР в 1953, и др.). Был приостановлен возврат иностранцам плантаций, занятых крестьянами. Делались попытки ограничить деятельность иностр. капитала (повышение налогов на прибыли, ограничение права перевода прибылей за границу). К 1954 70 % электростанций перешло в руки гос-ва.

Собравшийся после Бандунгской конференции 1955 Всеиндонез. нар. конгресс создал нац. фронт борьбы за Зап. Ириан. Всё более заметную роль играла КПИ, особенно после её 5-го съезда (март 1954; на съезде было представлено 165 тыс. коммунистов). Реакции не удалось сорвать выборы в парламент в 1955. Ок. 70% голосов было подано за демо-кратич. партии. В марте 1956 открылся новый парламент; был образован 2-й кабинет Али Састроамиджойо (1956-57). Поддержка КПИ и связанных с ней массовых opr-ций обеспечила Састроамиджойо возможность проведения ряда прогрессивных мероприятий, несмотря на сопротивление реакции и её представителей в пр-ве. В мае 1956 вошёл в силу закон об одностороннем расторжении соглашений, принятых на конференции " Круглого стола". И. прекратила выплату Нидерландам колон, долга. Расширялись связи с социалистич. странами. В 1956 Сукарно посетил СССР и др. социалистич. страны, был заключён ряд соглашений, в т. ч. первое Генеральное соглашение об экономич. и технич. сотрудничестве с СССР, а также торг, соглашение между И. и СССР.

Реакционные партии, особенно Машуми и правые социалисты, сочетали подрывную деятельность в пр-ве с тайной поддержкой контрреволюц. заговоров и мятежей. После неудачной попытки полк. Лубиса совершить гос. переворот (ноябрь 1956) на Яве ряд военачальников на Суматре и Сулавеси поднял мятежи. Не выступая открыто в их поддержку, Машуми вышла из правительства, уведя за собой ряд мелких партий. В разгар правительств, и парламентского кризиса Сукарно в феврале 1957 официально выдвинул концепцию " направляемой демократии", в противовес бурж. парламентской системе западного образца, неспособной, по заявлению Сукарно, обеспечить выполнение в И. задач, поставленных Революцией 1945, и создать справедливое общество. В " направляемой демократии" Сукарно видел средство обуздания правых партий, укрепления своей личной власти и осуществления идей мелкобурж. социализма. Президент предложил создать Нац. совет, в к-ром были бы представлены все слои - " функциональные группы" И., и пр-во " готонг ройонг" (взаимного сотрудничества) из всех партий, пропорционально их представительству в парламенте. Нац. и демократич. силы и КПИ поддержали концепцию, усматривая в ней прежде всего средство борьбы с реакцией и укрепления нац. независимости и экономики страны. КПИ рассчитывала, что, поддерживая Сукарно, она будет способствовать " подталкиванию" развития И. по пути к социализму и сумеет мирно прийти к власти. В то же время бурж. партии и часть армии во главе с Насутионом видели в " направляемой демократии" средство предотвратить рост влияния КПИ. Противодействие реакц. партий сделало невозможным создание кабинета " готонг ройонг" с участием коммунистов. Сукарно в апреле 1957 сформировал " внепарламентский деловой кабинет" во главе с Джуан-да, без Машуми и КПИ.

В ноябре 1957 была выдвинута задача создания " направляемой экономики" с преобладающей ролью гос. сектора. Крах надежд реакции на захват власти в Джакарте и ограничение власти президента привели к открытому переходу видных деятелей Машуми на сторону мятежников. Несмотря на поддержку, оказывавшуюся мятежникам империалистами, в течение нескольких лет сепаратистские мятежи были в основном ликвидированы. С сер. 1957 пр-во Джуанды резко активизировало борьбу за возвращение Зап. Ириана. В дек. 1957 профсоюзы в рамках борьбы за освобождение Зап.Ириана начали захват голл. предприятий. Пр-во санкционировало взятие под гос. контроль голл. предприятий, управление к-рыми перешло к воен. администрации.

Опираясь на поддержку демократич. сил, и в первую очередь на КПИ, Сукарно декретом от 5 июля 1959 объявил о восстановлении конституции 1945. Новый кабинет возглавил сам президент (гл. министр - Джуанда). Нац. совет был преобразован в Высший консультативный совет.

17 авг. 1959 Сукарно в программной речи призывал к борьбе за идеалы Революции 1945. Под назв. " Политический манифест" (" Манипол") эта речь была принята Высшим консультативным советом как официальная гос. программа. " Манипол" включал пять основных принципов (" конституция 1945", " индонезийский социализм", " направляемая демократия", " направляемая экономика", " индонезийская самобытность").

Проходивший в сент. 1959 6-п съезд КПИ также одобрил " Манипол". Основываясь на конституции 1945, Сукарно распустил 5 марта 1960 выборный парламент. Его заменил новый, назначенный президентом парламент " готонг ройонг". Наряду с тремя осн. партиями (Национальная партия, Нахдатул Улама и КПИ) в нём были представлены рабочие, крестьянские и др. массовые орг-цни и вооруж. силы. Реакция тормозила проведение правительств, мероприятий. В марте 1960 представители партий Машуми, Социалистической и ряда др. правых орг-ций образовали т. н. Демократическую лигу, которая выступила против мероприятий президента, заявляя, что установление " направляемой демократии" благоприятствует усилению влияния коммунистов. 15 августа 1960 президент образовал Временный ^ародный консультативный конгресс. 17 августа 1960 декретом Сукарно были распущены партии Машуми и Социалистическая. Был подготовлен устав Национального фронта на основе принципа " Насаком" (сотрудничество националистических, религиозных и коммунистических организаций).

Все мероприятия пр-ва проводились под знаком " Манипол", " Насаком" и возвращения Зап. Ириана. К весне 1961 был завершён процесс национализации голл. предприятий. Ещё в авг. 1960 дип-ломатич. отношения с Нидерландами были разорваны. Угроза освободить Зап. Ириан силой сопровождалась воен. подготовкой и широкой пропагандой. Укрепление вооруж. сил И. при помощи СССР и подготовка И. к воен. действиям заставила Нидерланды пойти на уступки. В 1962 было достигнуто соглашение с Нидерландами о постепенном переходе Западного Ириана под управление республики (перешёл в 1963; в соответствии с голл.-индонез. соглашением вопрос о переходе Зап. Ириана в состав Республики И. был окончательно решён в авг. 1969 в результате проведённого И. референдума).

Борьба за Зап. Ириан отвечала нац. чаяниям индонез. народа, но использовалась правящими кругами и для отвлечения внимания нар. масс от тяжёлого экономич. положения. После возвращения Зап. Ириана в тех же целях использовалась начавшаяся в 1963 борьба против создания Малайзии. Технич. и органи-зац. неподготовленность к использованию национализированных голл. предприятий приводила к резкому снижению их доходности. Росли коррупция, валютные махинации, взяточничество. Возникал слой своеобразных бюрократов-капиталистов, включавший в себя многих руководителей Национальной и др. партий. Ближайшее окружение президента было втянуто в процесс коррупции. Осуществление многих прогрессивных мероприятий тормозилось (аграрная реформа 1У60, реализация 8-летнего плана развития 1961-69 и др.).

Сукарно был заинтересован в поддержке его КПИ и связанных с ней организаций, в удержании равновесия внутри Нац. фронта. Президент стремился использовать этот фронт для сохранения и укрепления своей верховной власти в И. КПИ, со своей стороны, учитывая соотношение сил в стране, видела в укреплении авторитета Сукарно условие сохранения нац.-демократич. курса и расширения своего влияния. Однако безоговорочная поддержка компартией всех основных направлений правительственной политики затрудняла её работу по защите интересов трудящихся, руководству борьбой нар. масс за улучшение своего тяжёлого положения.

Сукарно, стремясь получать помощь социалистич. стран, с одной стороны, и проводя курс на использование противоречий между империалистич. державами в расчёте на сближение с нек-рыми из них - с другой, в то же время всё больше в политич. плане склонялся к односторонней ориентации на Китай. Недопущение Советского Союза как " неазиатской страны" к участию в афро-азиатской конференции журналистов в 1963 в Джакарте, попытки И. и нек-рых др. стран воспрепятствовать участию Сов. Союза в предполагавшейся 2-й афро-азиатской конференции в Алжире отражали усилившийся пропекинский курс. В связи с избранием Малайзии в Совет Безопасности ООН Сукарно объявил в янв. 1965 о выходе И. из ООН (И. вновь вошла в ООН в 1966). Одновременно среди лидеров КПИ под влиянием руководства компартии Китая распространялись левооппор-тунистические авантюристические идеи. Демонстрацией якобы имевшего место прочного сотрудничества между президентом и КПИ должно было явиться общенациональное празднование в мае 1965 по указанию Сукарно и при его участии 45-летия КПИ, призванное показать нерушимость " Насакома". Однако в стране нарастала глубокая поляризация сил в условиях всё ухудшавшегося экономического положения, разочарования масс в " направляемой демократии", активизации реакции и оппозиции верхушки армии. Военное руководство консолидировало свои силы против КПИ и Сукарно, готовя захват власти. Руководство КПИ опасалось использования реакцией армии для расправы с революционно-демократическими орг-циями, но не готовило партию и массы к отпору. Влияние КПИ в армии было невелико. В этой обстановке в сентябре 1965 командиром батальона охраны президента Сукарно подполковником Унтунгом был организован контрзаговор левых армейских офицеров (" Движение 30 сентября"), направленный на устранение ряда высших должностных лиц сухопутных сил. Узкая группа из состава руководства КПИ решила поддержать действия Унтунга, не поставив в известность о своём решении ЦК партии. " Движение 30 сентября" вылилось в дворцовый путч, оно не получило поддержки народных масс и потерпело поражение. Хозяевами положения стали военные, возглавляемые командующим силами стра-тегич. резерва ген. Сухарто. Реакция, разжигая мусульм. фанатизм, используя правые молодёжные орг-ции, обвиняя коммунистов в организации заговора, бросила все силы на уничтожение КПИ. Сотни тысяч не подготовленных к отпору коммунистов и прогрессивных деятелей других демократич. орг-ций были зверски убиты. При запоздалых попытках отпора в нек-рых районах Явы, не получивших достаточной массовой поддержки, погибло большинство руководителей КПИ (Айдит, Ньото и др.). Формально оставив первое время Сукарно на посту президента, военное командование во главе с Сухарто взяло в свои руки всю полноту власти, подготовляя устранение Сукарно. Президентским декретом Сукарно в марте 1966 функции главы исполнит, власти были переданы Сухарто. В марте 1967 Врем. нар. консультативный конгресс лишил Сукарно президентского мандата и назначил Сухарто исполняющим обязанности президента И. В апр. 1968 Сухарто был назначен президентом И.

В марте 1966 Сухарто издал от имени президента указ об официальном запрещении КПИ. Сессия Врем. нар. консультативного конгресса (июнь 1966) утвердила этот указ и приняла постановление о запрещении в И. любой деятельности по распространению марксистско-ленинских идей. Влияние всех сохранившихся в стране партий и общественных организаций было заметно ограничено. Это, в частности, проявилось в результатах состоявшихся в 1971 выборов в за-конодат. органы страны, когда подавляющее большинство голосов получили кандидаты " функциональных групп" (армейской и др., созданных по проф. признаку в противовес партиям), связанные с режимом. В области внеш. политики пр-во Сухарто декларировало, что её основой является проведение " активной и независимой" политики неприсоединения. В таких вопросах, как борьба за мир и ослабление междунар. напряжённости, разоружение и запрещение ядерного оружия и др. видов оружия массового уничтожения, разрешение ближневост. кризиса, борьба против апартеида и расизма, И. заняла те же позиции, что и большинство неприсоединившихся стран. Вместе с тем в позиции И. по ряду др. вопросов стала превалировать тенденция отхода от курса неприсоединения. И. постепенно начала расширять сотрудничество со странами - членами империалистич. воен. блоков, отказалась от поддержки нац.-освободит, движений в Азии и Африке, не выступала против колониалистской политики империалистич. держав. Курс пр-ва, направленный на развитие экономики страны с помощью иностр. капитала, привёл к усилению зависимости внеш. политики И. от США и др. империалистич. держав и ослаблению связей с социалистич. странами.

Д. В. Деопик (до 16 в.), А. А. Губер(с 16 в.).

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч.. 2 изд., т. 36, с. 96-97; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 145-46; т. 27, с. 259-61, 272-73, 367-68, 406-07, 412-13; т. 30, с. 45-57; Губер А. А., К вопросу об особенностях формирования классов и партий колониальной Индонези, " Уч. зап. АОН", 1958, в. 33; Мовчанюк П. М., Яванская народная вош 1825 - 1830 гг., М., 1969; Тюрин В. А Ачехская война. (Из истории национальн-освободительного движения в Индонезии М., 1970; Беленький А. Б., Нацинальное пробуждение Индонезии, М., 196 Заказникова Е. П., Рабочий класс и национально-освободительное движение в Индонезии, М., 1971; Демин Л. М Японская оккупация Индонезии, М., 196 Цыганов В. А., Национально-революционные партии Индонезии. (1927 -1942), М 1969; Национально-освободительное движене в Индонезии (1942-1965), М., 1970; Ж ров В. А., Индонезия на пути упрочения независимости (1949-1956), М., 1964; Симония Н. А., Буржуазия и формирование нации в Индонезии, М., 1964; Проблемы современной Индонезии, М., 1968; Архипов В. Я., Экономика и экономическая политика Индонезии (1945-1968), М., 1971; Другов А. Ю. и Резников А. Б., Индонезия в период направляемой демократии, М., 1969; Алешин Ю., Советско-индонезийские отношения в 1945-1962 гг., М., 196 Фаризов И. О., Советско-индонезийское экономическое сотрудничество, М., 1964; Холл Д., История Юго-Восточной Азии, пер. с англ., М., 1958; Roberts on J. В. and Spruyt J., A history of Indonesi N. Y., 1967; Pane Sanusi, Sadjarah Indоnesia. dj. 1 - 2, Djakarta, 1955 - 56; Stapеl (F. W., Geschiedenis van Nederlandsch Indie, dj. 1-5, Amst., 1938-40; Соеdes G., Тhe Indianized states of South-East Asia, Canberr, 1968; Fегrand G. L., L'Empire sumatranc de Crivijaya, P., 1922; Sumarto, Tanah airku, dj. 1- Zaman Hindu dan Islam, Djakarta - Amst., 1952; Wolters O. W., Early Indonesian commerce. A study of the origins of the Srivijaya, Ithaca (N. Y.), 1967; Jamin M., Sedjarah peperangan Dipanegara pahlawan Kemerdekaan Indonesia, Djakarta, 1950; его же, Tatanegara Madjapahi dj. 1 - 3, Djakarta, 1962; его же, Gadj; Mada pahlawan persatuan Nusantara, Tjet Ke-6, Djakarta, 1960; A 1 i R. M., Perdjuangan feodal, Tjet ke-2, Bandung dan Djakarta, 1963; Moertono S., State and statecraft in old Java. A study of the later Mataram period, 16th to 19th centurу, Ithaca (N. Y.), 1968; Sagimun M. D., Pahlawan Dipanegara berdjuang, Jogjakarta, 1960. И.Ю.Перска.

VI. Политические партии, профсоюз Политические партии. Объединённый секретариат функциональных групп (Секбер голкар), политич. орг-ция, созданная в 1964 декретом президента. Фактически выступает в качестве проправительств. партии, Включает в себя военных, проф. орг-ции, молодёжные, женские, религиозные o6ъединения, союзы лиц свободной профессии, которые не входят в к.-л. политич. партии. Нахдатул Улама (НУ) (Nachdatul Ulama; Союз мусульмайских богословов), осн. в 1926. Kpyпнейшая мусульм. партия И. Выражав интересы сельских эксплуататоров и части нац. буржуазии. Национальная партия Индонези (НПИ) (Partai Nasional Indonesia), ocн. в 1927. Выражает интересы нац. буржуазии. В апр. 1966 на т. н. объединительном съезде руководство в партии было захвачено правой группировкой, после чего партия подверглась значит, чистке от левых элементов. Мусульманская партия Индонезии (МПИ) (Partai Muslimin Indonesia), создана в 1968. В неё вошли в основном члены распущенной в 1960 реакционной партии Машуми Мусульманский союз Индонезии (ПСИИ) (Partai Sarekat Islam Indonesia), создан в 1923. Лидеры ПСИИ выступают за провозглашение принципов ислама в качестве гос. основы Республики Индонезии. Христианская партия Индонезии (Паркиндо) (Partai Kristen Indonesia), создана в 1945. В ряды партии входят мелкие и средние предприниматели, интеллигенция, студенты, исповедующие протестантскую религию. Католическая партия (Partai Katolik), создана в 1949. В неё входят индонезийцы, исповедующие католич. религию. Существует также ряд др. малочисл. партий. Со стороны правящих кругов предпринимаются меры по " упрощению политической структуры страны". Они ведут дело к сокращению числа партий до 2. По их замыслам, одна из оставшихся партий объединит группировки национа-листич. направления и включит в себя также Католическую и Христианскую партии, а другая - все мусульм. поли-тич. группировки.

Коммунистическая партия Индонезии (КПИ) (Partai Komunis Indonesia), осн. в 1920. После событий 1965 запрещена (официально в марте 1966). Индонез. коммунисты действуют в глубоком подполье.

Профсоюзы. В 1970 индонез. профсоюзы насчитывали св. 18 млн. чел. Наиболее крупные профсоюзы: КБМ (Союз ра-бочих-мархаэнистов). Профцентр, примыкающий к НПИ. Создан в 1952.

САРБУМУСИ (Союз мусульманских рабочих Индонезии). Профцентр, примыкающий к НУ. Создан в 1955.ГАСБИИНДО (Объединение мусульм. профсоюзов Индонезии). Коллективный член МПИ. Создан в 1947. КБИМ (Конгресс свободных мусульм. рабочих). Коллективный член МПИ. ГОБСИИ (Объединение рабочих орг-ций Мусульм. союза И.), создан в 1953. Крупнейшее в И. до 1965 профсоюзное объединение СОБСИ (чл. ВФП) и входившие в него профсоюзы после событий 1965 были запрещены и распущены. Б. П. Голованов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.