Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Просвещение. Почти 200-летнее англ, колон, господство в И






Почти 200-летнее англ, колон, господство в И. оставило тяжёлое наследие в области образования. К моменту освобождения И. единой для всей страны системы образования не было; в 1946 на всех уровнях обучалось только 18, 24 млн. чел. из 296, 1 млн. чел. населения. После провозглашения независимости Конституция 1950 декларировала введение к 1960 обязат. бесплатного обучения детей до 14 лет (осуществление этого решения отнесено на 1985). К 1971 уровень грамотности населения достиг 29, 4%. Образование находится в ведении мин-в просвещения штатов, работающих под руководством союзного Мин-ва просвещения.

Совр. система нар. образования И. имеет сложную структуру: дошкольные учреждения для детей 3-6 лет (число их незначительно, принадлежат гл. обр. частному сектору), начальные и младшие " основные" школы (дети 6-11 лет), неполные средние и старшие " основные" школы (11-14 лет), полные (высшие) средние школы (11-17 лет). Принципы " основного" образования были сформулированы М. Ганди в 1937. Осн. элементом образования, по Ганди, должен быть труд детей без различия касты, класса, религии, что имеет для И. большое значение. " Основные" школы дают общее образование и готовят выпускников к практич. деятельности. Число уч-ся нач. школ выросло с 14, 11 млн. в 1946/47 уч. г. до 55 млн. в 1968/69 уч. г. (77, 3% возрастной группы); охват неполным ср. образованием возрос с 6, 7 млн. уч-ся в 1960/61 уч. г. до 12, 27 млн. уч-ся в 1968/69 уч. г. (32, 3% возрастной группы); охват ср. образованием - с 3, 03 млн. уч-ся в 1960/61 уч. г. до 6, 58 млн. уч-ся в 1968/69 уч. г. (19, 3? ^ возрастной группы). В силу различных социальных причин отстаёт обучение девочек: в 1968/69 уч. г. в нач. школе обучалось только 20, 56 млн. девочек (37, 1%), в неполной ср. школе число уч-ся девочек составляло 28, 6%, а в полной ср. школе - 24, 8% от общего числа уч-ся, В гос. нач. школах обучение бесплатное, преподавание ведётся на родном языке, а в многонац. р-нах - на региональном языке. В частных нач. школах (их 25%) обучение платное. В большинстве ср. школ обучение платное. С 1967 в систему школьного образования введена т. н. трёхъязыковая формула - в школах не-хиндиязычных штатов изучаются три языка - национальный, хинди и английский, а в школах хиндиязычных штатов, кроме хинди и английского, один из региональных языков. С 1967 ведётся работа по пересмотру программ, созданию новых учебников, улучшению материального оснащения школ и т. д.

Подготовка квалифицированных рабочих для пром-сти осуществляется через проф.-технич. школы с 2-3-летним курсом обучения на базе неполного ср. образования. В 1965/66 уч. г. в 266 тыс. проф.-технич. школ обучалось 2, 8 млн. уч-ся. Существует ок. 200 тыс. училищ индийской музыки и танца, изящных искусств, домашнего хозяйства, где занимается ок. 2 млн. уч-ся.

Высшее образование И. представлено университетами, колледжами, часть к-рых входит в состав университетов, и ин-тами. В стране (на нач. 1972) 83 ун-та, 9 ин-тов, приравненных к ун-там, 9 ин-тов нац. значения (ок. 2, 6 млн. студентов, в т. ч. 23% женщин). Высшее образование платное. Продолжительность обучения 5-6 лет. Ун-ты делятся на три типа: ун-ты -организац. центры, к-рые составляют программу обучения, принимают экзамены и присваивают степени выпускникам колледжей, находящихся под их управлением; ун-ты - только уч. заведения; ун-ты, осуществляющие уч. и организац. руководство колледжами, входящими в их состав. Велико число студентов на гуманитарных ф-тах (41, 4% в 1967/69 уч. г.), хотя среди выпускников этих ф-тов ежегодно ок. 50 тыс. чел. не имеют возможности получить работу. Старейшие ун-ты: Калькуттский университет. Бомбейский университет, Мадрасский университет.

Технич. образованием руководит Все-индийский совет по технич. образованию. Крупнейшие технич. ин-ты: Кхарагпур-ский, Бомбейский (построенный с помощью СССР), Мадрасский, Канпурский, имеющие статус ин-тов общегос. значения. Кроме уч. работы, на них возложена орг-ция переподготовки инж. кадров и научной работы по совр. проблемам техники. В 1968/69 уч. г. в 137 технич. ин-тах обучалось 25 тыс. студентов, в 284 техникумах - 50 тыс. студентов.

Крупнейшие б-ки: Нац. б-ка в Калькутте (осн. в 1902, св. 1, 2 млн. тт.), Публичная б-ка в Дели (осн. в 1951, св. 400 тыс. тт.), Центральная публичная б-ка в Мадрасе (осн. в 1896, 197 тыс. тт.), Б-ка восточной литературы в Патне (осн. в 1924, 69 тыс. тт.).

Гл. музеи: Нац. музей И. в Дели (1949), Индийский музей в Калькутте (1814), Нац. художеств, галерея в Мадрасе (1951), Нац. галерея совр. искусства в Дели (1954); Мемориальный музей и библиотека Дж. Неру, Мемориальный музей М. Ганди в Дели; Гос. музей в Мадрасе (1851). Под охраной государства находятся также ценнейшие ист. и архитектурные памятники в Агре, Махабали-пураме, Джайпуре и мн. др. о. К. Дрейер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.