Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение 13 страница






Вплотную к изучению лит-ры по империализму Ленин приступил с сер. 1915, будучи в Берне (Швейцария); тогда он начал составлять указатели лит-ры, разрабатывать планы, делать выписки и заметки, писать конспекты. Работа продолжалась в Цюрихе. В середине ноября 1915 Ленин получил предложение написать книгу " О роли финансового капитала в современной жизни" для легального петрогр. издательства " Парус", организовавшего серию брошюр под назв. " Европа до и во время войны". Ленин принял предложение, решив использовать возможность публикации в легальных условиях, хотя бы и в рамках царской цензуры. Это в основном и предопределило стиль изложения материала. В предисловии к рус. изданию (апр. 1917) Ленин предупреждает читателя, что работа написана эзоповским языком, рассчитанным на царскую цензуру. Автор не только был вынужден строжайше ограничить себя исключительно теоретическим, в особенности экономич. анализом, но и формулировать необходимые замечания относительно политики с большой осторожностью, намёками. В книге нигде нет слова " социализм", хотя всё её содержание вплотную подводит читателя к характеристике империализма как кануна социалистич. революции. При переиздании книги на франц. и нем. языках в 1920 Ленин еще раз отметил данный факт и считал небесполезным для мн. коммунистов капиталистич. стран убедиться на примере книги "...в возможности - и необходимости - использовать даже те слабые остатки легальности, которые остаются еще для коммунистов в современной, скажем, Америке..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 303). Ленинский труд - это блестящий образец использования легальных возможностей для пропаганды марксизма без малейшей уступки в принципиальных вопросах.

" Империализм, как высшая стадия капитализма" - результат громадной научной работы, напряжённого труда. Ленин глубоко изучил и обобщил обширный фактический материал, характеризовавший развитие общественных отношений в различных странах в эпоху империализма. Он проанализировал множество материалов по самым различным вопросам экономики и политики империализма, технике, внутр. и особенно внеш. политике, истории, географии, рабочему движению, колониальному и мн. др. вопросам. Ленин критически проанализировал сотни книг, монографий, диссертаций, брошюр, журнальных и газетных статей, статистич. сборников, изданных в разных странах на многих языках. В процессе подготовки книги Ленин составил 15 тетрадей, которые он пометил буквами греческого алфавита от " альфы" до " омикрон", а также тетрадь " Брейлсфорд" и др. материалы. Подготовит, материалы к книге, изданные впоследствии под названием " Тетради по империализму", вошли в 28-й т. 5-го изд. Поли. собр. соч. В. И. Ленина. Они составляют ок. 800 книжных страниц (ок. 50 печатных листов) и содержат выписки из 148 книг (в т. ч. из 106 нем., 23 франц., 17 англ, и 2 в рус. переводе) и из 232 статей (из них 206 нем., 13 франц. и 13 англ.), помещённых в 49 различных периодич. изданиях (34 нем., 7 франц. и 8 англ.). Из принадлежащих ему книг Ленин обычно не делал выписок, а подчёркивал нужные места в тексте, делал заметки на полях, составлял своеобразное оглавление отмеченных в тексте материалов.

Ленин приступил к непосредств. написанию книги в нач. 1916, летом того же года она была завершена. Ввиду чрезвычайно сложной обстановки, вызванной империалистич. войной, в целях конспирации вся переписка по вопросам издания книги велась через проживавшегс н Париже М. Н. Покровского, имевшего связь с изд-вом. 19 июня 1916 (по старому стилю) рукопись объёмом в 198 страниц, написанных от руки, была по почте отправлена Покровскому, но до адресата не дошла, т. к. была задержана и конфискована франц. воен. властями. Ленину пришлось отправлять новый её экземпляр, но на этот раз нелегально, заклеенным в переплёт франц. книги. Меньшевики, бывшие у руководства издательством, удалили из рукописи резкую критику Каутского и Мартова, внесли правку, к-рая не только уничтожала своеобразие ленинского стиля, но и искажала местами его науч. выводы и положения. Напр., ленинское понятие " перерастание" (капитализма в империализм) заменили словом " превращение", " реакционный характер" (теории " ультраимпериализма") - словами " отсталый характер" и т. д. По приезде в Россию Ленин не имел возможности восстановить первоначальный текст рукописи; он был восстановлен и издан уже при Сов. власти.

Книга " Империализм, как высшая стадия капитализма" была подготовлена к изданию весной 1917, но увидела свет только в сентябре под заглавием " Империализм, как новейший этап капитализма". С тех пор, по данным на 1 янв. 1972, книга Ленина в Советском Союзе издавалась 237 раз общим тиражом 8015 тыс. экз. За рубежом она издавалась 156 раз в 30 странах (по данным на 1 янв. 1969).

" Империализм, как высшая стадия капитализма" состоит из предисловия, предисловия к франц. и нем. изданиям и 10 глав: I. Концентрация производства и монополии. II. Банки и их новая роль. III. Финансовый капитал и финансовая олигархия. IV. Вывоз капитала. V. Раздел мира между союзами капиталистов. VI. Раздел мира между великими державами. VII. Империализм, как особая стадия капитализма. VIII. Паразитизм и загнивание капитализма. IX. Критика империализма. X. Историческое место империализма. В первых шести главах даётся всесторонний науч. анализ экономич. сущности империализма, проявляющейся в его осн. экономич. признаках. Последние четыре главы посвящены обобщённой характеристике империализма, в них показана науч. несостоятельность реформистских и буржуазно-апологетич. теорий империализма (Дж. Гобсона, Р. Гильфердинга, К. Каутского и др.), даётся анализ историч. места империализма как кануна социалистической революции. В книге Ленина содержится развёрнутый и всесторонне обоснованный анализ всех осн. признаков империализма: 1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйств, жизни; 2) слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого финанс. капитала, финанс. олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются междунар. монополи-стич. союзы капиталистов, делящие мир; 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистич. державами. На основе этих признаков импе-риализма Ленин делает вывод: -" Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами" (там же, с. 387).

Ленин показал, что наиболее характерным признаком империалистической стадии капитализма является господство монополий. Поэтому исследование империализма им и было начато с анализа концентрации производства и капитала. Ленин сделал вывод, что концентрация производства, на известной ступени её развития, подводит вплотную к монополии. " Если бы необходимо было дать как можно более короткое определение империализма, - писал Ленин, - то следовало бы сказать, что империализм есть монополистическая стадия капитализма" (там же, с. 386). Господство монополий охватывает решающие сферы экономич. жизни: производство, обмен и распределение, кредитно-денежные отношения. Монополии захватывают рынки сырья и сбыта, сферы приложения капитала. Они стремятся целиком забрать в свои руки научные кадры и квалифицированную рабочую силу (см. также Концентрация капитала, Монополии капиталистические). Обобщая громадный историч. опыт, Ленин исследовал реальный путь развития капитализма от свободной конкуренции, через концентрацию произ-ва и капитала к господству монополий и показал взаимопроникновение противоречащих друг другу начал - монополии и конкуренции. Ленин открыл и научно обосновал тот факт, что смена господства свободной конкуренции господством монополий привела к переходу капитализма в его высшую и последнюю стадию. На этой стадии монополии приобрели господствующее значение. Они стали основой хоз. жизни капиталистич. стран. Ленин писал: "...порождение монополии концентрацией производства вообще является общим и основным законом современной стадии развития капитализма" (там же, с. 315).

В условиях империализма обостряется до крайних пределов осн. противоречие капитализма - между общественным характером производства и частнокапита-листич. присвоением, между рабочими и буржуазией. Ленин доказал, что империализму свойственны реакция, паразитизм и загнивание. Монополистич. капитал устанавливает свою диктатуру над обществом, стремится подавить рабочее и национально-освободит. движение. Важнейшим выражением загнивания капитализма в совр. условиях является рост милитаризма и усиленная милитаризация экономики капиталистич. стран.

Ленин характеризовал империализм как всемирную систему колон, угнетения и финанс. удушения гигантского большинства населения земли горсткой империалистич. стран. Свержение капитализма, революц. переход к социализму становятся жизненной необходимостью. Проанализировав противоречия капитализма на его последней стадии, Ленин пришёл к выводу, что империализм есть канун социалистич. революции. " Это, - писал Ленин в предисловии своей книги в 1920, - подтвердилось с 1917 года в всемирном масштабе" (там же, с. 308). Ленин доказал, что неравномерность экономич. и политич. развития капиталистич. стран при империализме ведёт к разновременности революций в различных странах (см. Неравномерности экономического и политического развития в эпоху империализма закон). Историч. роль империализма состоит в том, указывал Ленин, что он в полной мере создаёт предпосылки для социалистич. революции и перехода к социализму. На основе анализа империализма им разработано учение о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой, капиталистич. стране.

Труд Ленина " Империализм, как высшая стадия капитализма" знаменует собой новый, ленинский, этап в развитии экономич. теории марксизма. Эта книга - острое оружие в борьбе против новейших бурж. и социал-реформистских " теорий" " народного капитализма", различных теорий " конвергенции", проповедующих мысль о развитии капитализма и коммунизма по сходящимся (конвергентным) линиям к " единому миру", мировому " индустриальному обществу" и т. п. (см. Конвергенции теория).

За время, прошедшее после выхода работы Ленина, мировая система капитализма претерпела глубокие изменения, совр. империализм приобрёл новые черты; присущие ему неразрешимые антагони-стич. противоречия стали ещё более острыми и глубокими. Ленинская характеристика империализма полностью подтверждена всем ходом истории. Книга Ленина " Империализм, как высшая стадия капитализма" имеет и сейчас громадное методологич. значение для выработки стратегии и тактики междунар. рабочего движения.

Лит.: Леннн В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же, Тетради по империализму, там же, т. 28; Владимир Ильич Ленин. Биография, 4 изд., М., 1970; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 2, М., 1966; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971.

М. М. Вассер.

ИМПЕРИЯ (от лат. imperium - власть, государство), 1) наименование монархич. гос-в, главой к-рых является император. И.- чаще всего обширное гос-во, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) терр. других народов и гос-в; нек-рые И. имели в своём составе неск. королевств. И. называлось Римское гос-во (после установления там в кон. 1 в. до н. э., при Августе, единоличной власти императора). Позднее И. были Византия, Франкское государство (с принятием в 800 Карлом Великим титула императора), средневековая " Священная Римская империя". Царская Россия была И. со времени Петра I (1721) до свержения монархии (1917). И. именовалась бурж. Франция при Наполеоне I (1-я империя) и Наполеоне III (2-я империя), Австрия - с 1804 (с 1868- Австро-Венгрия) до 1918, Германия - с 1871 до революции 1918.

2) Крупные гос-ва, имеющие обширные колониальные владения. И. образует метрополия и её колонии (напр., Британская империя, включавшая наряду с Великобританией все её доминионы и колонии).

ИМПЕРИЯ (Imperia), город в Сев. Италии, в обл. Лигурия. Порт на берегу Генуэзского зал. Адм. ц. пров. Империя. 39, 3 тыс. жит. (1969). Металлургия, хим., плодо- и рыбоконсервные з-ды. Ввоз нефти. Курорт.

ИМПЕРСКИЕ ГОРОДА, в " Священной Рим. империи" (до 1806) нем. города, непосредственно подчинённые императору (в отличие от княжеских или земских). Первоначально это города на терр. королевского (императорского) домена, затем в состав имперских вошли и нек-рые города за его пределами, в т. ч. и освободившиеся от власти епископов (см. Вольные города). Больше всего И. г. было в Швабии и Франконии (Нюрнберг, Регенсбург, Аугсбург, Хейльбронн, Ульм и др.). В условиях упадка (с 13 в.) центр, власти в Германии И. г. добились широких прав самоуправления и почти полной политич. самостоятельности в рамках империи; они были представлены (впервые в сер. 13 в., регулярно с 1489) в рейхстаге. С усилением власти князей мн. И. г. попали к ним в зависимость, значение их упало (хотя формально по Вестфальскому миру 1648 за ними сохранялись их вольности и права представительства в рейхстаге).

ИМПЕРСКИЕ КНЯЗЬЯ, в " Священной Рим. империи" (до 1806) сословие крупных феодалов. Оформилось во 2-й пол. 12 в. из числа высшей духовной и светской знати - архиепископов, епископов, аббатов, герцогов, пфальцграфов, маркграфов, графов и др. И. к. получали инвеституру на свои владения непосредственно от императора, пользовались в своих владениях правом высшей юрисдикции и регалий, представительствовали в рейхстаге (влиятельнейшие И. к. составляли коллегию курфюрстов). С упадком центр, власти превратились в суверенных владетелей.

ИМПЕРСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ, конференции представителей (обычно премьер-министров)Великобритании и доминионов. Начали созываться с 1911, что свидетельствовало о возраставшей самостоятельности доминионов. Собственно И. к. предшествовали колониальные конференции 1887, 1894, 1897, 1902, 1907, на к-рых присутствовали представители Великобритании, самоуправляющихся переселенч. и нек-рых коронных колоний. И. к. проходили в 1911, 1917, 1918, 1921, 1923, 1926, 1930, 1932, 1937. На них обсуждались гл. обр. вопросы внеш. политики Британской империи. На И. к. 1917 было принято решение об участии в дальнейших И. к. представителей Индии. И. к. 1926 официально признала полную самостоятельность доминионов в вопросах внутр. и внеш. политики и подтвердила их равенство (в гос.-правовом смысле) с Великобританией. Решения этой конференции, подтверждённые И. к. 1930, легли в основу Вестминстерского статута 1931. После 2-й мировой войны 1939-45 на смену И. к. пришли совещания, а затем конференции премьер-министров Содружества. И. А. Лебедев.

ИМПЕРСКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ, см. Преференции.

ИМПЕРСКИЕ РЫЦАРИ, в " Священной Рим. империи" (до 1806)низшее феод, дворянство (преимущественно из юж. и зап. областей Германии), державшее имперские лены и находившееся в прямой вассальной зависимости от императора; б. ч. выходцы из имперских министериалов. Представительства в рейхстаге не имели. В 15-16 вв. были не в состоянии противостоять князьям, разорялись и в условиях упадка центр, власти попадали к ним в зависимость. Поднятое И. р. Рыцарское восстание 1522-23 против засилья князей было подавлено. С упразднением империи (1806) владения И. р. (ок. 5000 км2) были включены в состав гос-в Рейнского союза.

ИМПЕРСКИЙ СЕЙМ, распространённое в историч. лит-ре наименование сослов-но-представит. органа в " Священной рим. империи" (средневекового рейхстага).

ИМПЕТИГО (лат. impetigo, от impeto - нападаю, поражаю), заразная кожная болезнь, вызываемая стрептококками и стафилококками. Чаще наблюдается у детей, иногда в виде эпидемич. вспышек в детских коллективах. Проявляется гнойничковыми сыпями (см. Пиодермии). Существует особая форма- герпетиформное И. с высыпанием по типу герпеса, природа к-рого не выяснена. Предполагают эндокринное, токсич. или нервное происхождение. Чаще наблюдается у беременных (с прекращением беременности исчезает).

ИМПИЛАХТИ, посёлок гор. типа в Питкярантском р-не Карельской АССР. Расположен на сев. побережье Ладожского озера. Ж.-д. станция. Произ-во швейных изделий, зверосовхоз (разведение норки).

" ИМПИРИАЛ КЕМИКАЛ ИНДАСТРИС ЛТД" (Imperial Chemical Industries Ltd, Великобритания), см. Химические монополии.

ИМПЛАНТАЦИЯ [от лат. in(im) - в, внутрь и plantatio - сажание, пересадка], прикрепление зародыша к стенке матки у млекопитающих с внутриутробным развитием и у человека. Различают 3 типа И. Центральная И.- когда зародыш остаётся в просвете матки, прикрепляясь к её стенке либо всей поверхностью трофобласта, либо только её частью (у рукокрылых, жвачных). Эксцентрическая И. - зародыш проникает в глубь складки слизистой оболочки матки (т. н. маточной крипты), стенки к-рой затем срастаются над зародышем и образуют имплантационную камеру, изолированную от полости матки (у грызунов). Интерстициаль-н а я И.- характерна для высших млекопитающих (приматы и человек) - зародыш активно разрушает клетки слизистой оболочки матки и внедряется в образовавшуюся полость; дефект матки заживает, и зародыш оказывается полностью погружённым в стенку матки, где происходит его дальнейшее развитие.

ИМПЛИКАЦИЯ (от лат. implico - тесно связываю), одна из логических операций', в естественном языке И. соответствует связка " если..., то".

ИМПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ [от лат. in(im) - в, внутрь и plaudo (plo-do) - бью, хлопаю], сомкнутые согласные, ненапряжённые согласные, в артикуляции к-рых отсутствует экспло-зия (взрыв). Встречаются в русском языке на стыке двух близких по артикуляции согласных. Напр., " отнять", где " т" не имеет собственного взрыва. См. Согласные.

ИМПЛЮВИЙ (от лат. impluvium - водосток), четырёхугольный неглубокий бассейн в центре атрия в древнеиталийском и древнеримском жилище. В И. через комплювий стекала с крыши дождевая вода.

ИМПОЗАНТНОСТЬ (от франц. impo-sant - внушительный), внушительность, величественность, представительность, способность привлекать внимание своим внешним видом, манерами.

ИМПОРТ (англ, import, от лат. impor-to - ввожу), ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутр. рынке ввозящей страны; противоположен вывозу товаров - экспорту. См. Внешняя торговля.

ИМПОРТНЫЕ ЛИЦЕНЗИИ, см. Лицензия.

ИМПОРТНЫЙ ПАТЕНТ, см. в ст. Патент.

ИМПОСТ (франц. imposte, итал. imposta, от лат. impono - кладу на, возлагаю), 1) профилированная архит. деталь над столбом, лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента) или профилированный камень стены, служащие опорой для пяты арки. 2) Вертикальный элемент (узкий простенок), членящий дверной или оконный проём (либо разделяющий два близко расположенных оконных проёма).

ИМПОТЕНЦИЯ (лат. impotentia - слабость, бессилие), то же, что половое бессилие.

ИМПРЕГНАЦИЯ (от позднелат. impraegnatio - наполнение), пропитывание фиксированной животной ткани нек-рыми солями или окислами металлов (напр., азотнокислыми солями серебра, кобальта, хлористой солью золота, кадмия, осмиевым ангидридом и др.). Один из методов выявления гистологич. структур.

ИМПРЕСАРИО (итал. impresario, от imprendere - предпринимать, затевать), в бурж. странах частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий от имени крупного артиста-гастролёра, заключающий для него контракты и т. п. В Италии 16 -18 вв. И. называли организаторов, владельцев частных трупп, директоров театров. См. также Антрепренёр.

ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв. И. сложился во франц. живописи кон. 1860 - нач. 1870-х гг. В пору его зрелости (1870-е - 1-я пол. 1880-х гг.) И. представляла группа художников (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление иск-ва и преодоление офиц. салонного академизма и организовавших с этой целью с 1874 по 1886 8 выставок; Э. Мане, к-рый ещё в 1860-е гг. предопределил направленность И. и к-рый также и в 1870-80-е гг. был с ним во многом связан, не входил в эту группу. Название " И." возникло после выставки 1874, на к-рой экспонировалась картина К. Моне " Впечатление. Восходящее солнце" (" Impression, Soleil levant", 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж).

И. продолжает начатое реалистич. иск-вом 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, де-мократич. мотивов, добивается живой достоверности изображения. И. делает эстетически значимой подлинную, совр. жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы. В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить непредвзятость, силу и свежесть " первого впечатления", к-рое позволяет схватить в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отд. детали. Изображая мир как вечно меняющееся оптич. явление, И. не стремится к подчёркиванию его постоянных, глубинных качеств. Познание мира в И. основывается гл. обр. на изощрённой наблюдательности, визуальном опыте художника, использующего для достижения художеств, убедительности произведения и законы естеств. оптич. восприятия. Процесс этого восприятия, его динамика отражаются в структуре произведения, к-рая, в свою очередь, активно направляет ход восприятия картины зрителем. Однако подчёркнутый эмпиризм метода И., роднивший его с натурализмом, порою приводил представителей И. к самодовлеющим визуально-живописным опытам, ограничивающим возможности художеств, познания сущностных моментов действительности. В целом произв. импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувств, красотой мира; и лишь в нек-рых работах Дега и Мане присутствуют горькие, саркастич. ноты.

Импрессионисты впервые создают многогранную картину повседневной жизни совр. города, передавая своеобразие его пейзажа и облика населяющих его людей, их быта и реже - труда; в И. появляется также тема специфически гор. развлечений. Вместе с тем в иск-ве И. ослабевает момент социальной критики. Стремясь к правдивому изображению близкой человеку обыденной природы, импрессионисты-пейзажисты (особенно Писсарро и Сислей) развивают традиции барбизонской школы. Продолжив пленэрные (см. Пленэр) искания Дж. Констебла, барбизонцев, а также К. Коро, Э. Будена и Я. Б. Йонгкинда, импрессионисты разработали законч. систему пленэра. В их пейзажах будничный мотив часто преображается всепроникающим, подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её реальной живости, тонко анализировать и мгновенно запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей свето-воздушной среды (органично объединяющей человека и природу), к-рая порой становится в И. самостоят, объектом изображения (гл. обр. в произв. Моне). Чтобы сохранить в картине свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, к-рая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями. Объёмные формы как бы растворяются в окутывающей их свето-воздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность; тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности, формирования образа на глазах у созерцающего полотно человека. Всё это связано со стремлением художника сохранить в картине эффект импровизации, к-рый в предшествующее И. время допускался только в этюдах и к-рый обычно пропадал при переработке их в законч. произв.; т. о., в И. происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. Импрессионистич. картина представляет собой отд. кадр, фрагмент подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произв.; с др. стороны - кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространств, построение; теряя глубину, пространство порой " выворачивается" на плоскость или же уходит Б бесконечность. В отд. приёмах построения композиции и пространства ощутимо влияние япон. гравюры и отчасти фотографии.

К сер. 1880-х гг. И., исчерпав свои возможности как целостной системы и единого направления, распадается, дав импульсы для последующей эволюции иск-ва. И. ввёл в иск-во новые темы, осмыслив эстетич. значимость мн. сторон реальности. Произв. зрелого И. отличаются яркой и непосредств. жизненностью. В то же время для И. характерно и выявление эстетич. самоценности и новых выразит, возможностей цвета, подчёркнутая эстетизация способа выполнения, обнажение формальной структуры произв.; именно эти черты, только зарождающиеся в И., получают дальнейшее развитие в нео импрессион из.че, пост им прессион из-ме. В 1880-1910-х гг. И. оказал значит, влияние на мн. живописцев др. стран (М. Либерман, Л. Коринт в Германии; К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь, ранний М. В. Ларионов в России и др.), к-рое проявилось в освоении новых сторон действительности, в овладении эффектами пленэра, высветлении палитры, эскизности манеры, усвоении отд. технич. приёмов. Нек-рые принципы И.- передача мгновенного движения, текучесть формы - в различной степени сказались в скульптуре 1880-1910-х гг. (у Э. Дега и О. Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России); в то же время повышенная живописность импрессио-нистич. скульптуры вступала порой в противоречие с осязательностью и телесностью, присущими самой природе скульпт. образа. Традиции И. ощутимы во мн. реалистич. течениях в иск-ве 20 в. И. в изобразит, иск-ве оказал известное влияние на формирование нек-рых принципов И. и на развитие выразит, средств в лит-ре, музыке и театре; однако в этих видах иск-ва И. не стал целостной художеств, системой этапного значения.

Илл. см. на вклейках - к стр. 113 и табл. V (стр. 208-209).

Применительно к литературе И. рассматривается широко - как стилевое явление, возникшее в последней трети 19в. и захватившее писателей различных убеждений и методов, и узко - как течение с определ. методом и тяготевшим к декадентству мироощущением, сложившееся на рубеже 19-20 вв. Признаки " импрессионистич. стиля" - отсутствие чётко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого, своё скрытое единство и связь. В качестве особого стиля И. с его принципом ценности первого впечатления давал возможности вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, к-рые по видимости нарушали строгую согласованность повествоват. плана и принцип отбора существенного, но своей " боковой" правдой сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художеств, идее - неожиданную раз-ветвлённость и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, И. не означал, особенно у больших писателей (напр., А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.), ломки художеств, принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов и неуклонно возраставшем искусстве описаний (напр., чеховское описание грозы в повести " Степь"; черты И. в чеховском стиле отметил ещё Л. Н. Толстой). К нач. 20 в. возникло несколько стилевых разновидностей И. на общей реалистич. основе. Бр. Ж. и Э. Гонкуры (чпоэты нервов", " ценители незаметных ощущений") явились родоначальниками " психологического И.", изощрённую технику к-рого можно наблюдать в романе К. Гамсуна " Голод", у раннего Т. Манна (в новеллах), С. Цвейга, в лирике И. Ф. Анненского. " Пленэрная", трепетная живописность ощущается у тех же бр. Гонкуров, у Э. Золя в стиле описаний Парижа (" Страница любви"), у дат. писателя Е. П. Якобсена (в новелле " Могенс"); картинно выражает лирич. ситуации средствами импрессионистич. техники (в т. ч. и синтаксиса, и ритма) нем. поэт Д. фон Лилиенкрон. Англ. писатели-неоромантики Р. Л. Стивенсон и Дж. Конрад развили экзотич. красочные свойства И.; их манера продолжена в позднейшей лит-ре на " южные" темы, вплоть до рассказов С. Моэма. В " Романсах без слов" П. Вердена трепет души и живописное мерцанье (" одни оттенки нас пленяют") сопровождаются муз. настроенностью, а его стих. " Поэтическое искусство" (1874, опубл. 1882) звучит одновременно и как манифест поэтич. И., и как предвестие поэтики символизма, В дальнейшем у Гамсуна и нек-рых др. писателей нач. 20 в. И. в меньшей или большей степени обособляется от реалистич. принципов и превращается в особое видение и мироощущение (или метод) - смутный, неопределённый субъективизм, частично предвосхитивший лит-ру " потока сознания" (творчество М. Пруста). Такой И. своей " философией мгновения" подвергал сомнению смысловые и нравств. основания жизни. Культ " впечатления" замыкал человека в самом себе; ценным и единственно реальным становилось лишь то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущений. Текучие настроения вращались преим. вокруг темы " любовь и смерть"; художеств, образ строился на зыбких недосказанностях и туманных намёках, приоткрывавших " завесу" над роковой игрой бессознат. стихий в жизни человека. Декадентские мотивы характерны для венской школы И. (Г. Бар; А. Шницлер, особенно его одноактные пьесы " Зелёный попугай", 1899, " Марионетки >, 1906, и др.), в Польше - для Я. Каспро-вича, К. Тетмайера. Воздействие И. испытали, напр., О. Уайльд, Г. фон Гоф-мансталь (лирика, в т. ч. " Баллада внешней жизни"; драмы-либретто), в рус. лит-ре - Б. К. Зайцев (психоло-гич.этюды), К. Д. Бальмонт (с его лирикой " мимолётностей"). К сер. 20 в. И. как самостоятельный метод исчерпал себя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.