Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 38 страница. Программа ДПК, принятая 6-м съездом (авг






Программа ДПК, принятая 6-м съездом (авг. 1964), требовала автономии курдов в рамках Иракской Республики, установления демократич. власти в Ираке, укрепления арабо-курдского братства, упрочения нац. единства страны. В нач. 1970 между курдским руководством и иракским пр-вом было достигнуто соглашение о мирном урегулировании курдской проблемы в Ираке. 8-й съезд ДПК (июль 1970) высказался за проведение в жизнь принципов, содержащихся в Заявлении ирак. пр-ва от 11 марта 1970 по курдскому вопросу, за установление прочного единства курдов и арабов в борьбе за укрепление нац. независимости Иракской Республики. В 1970 в состав ирак. пр-ва вошли 5 министров от ДПК. ДПК издаёт газ. " Ат-Таахи", на араб. яз.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ БЛОК в Румынии, массовая антифаш. орг-ция рум. трудящихся в мае 1935- осенью 1937. Работала под руководством находившейся в подполье компартии Румынии (КПР). Программа Д. б. предусматривала борьбу за сохранение и расширение демократич. свобод, за создание антифаш. Нар. фронта. Орг-ции Д. б. были созданы во всех крупных городах Румынии. В кон. 1935- нач. 1936 было установлено единство действий Д. б. и др. массовых демократич. орг-ций трудящихся - Фронта земледельцев и МАДОС (орг-ция венг. трудящихся, образована в 1934). Созданный на их основе Демократич. фронт одержал победу на частичных парламентских выборах в февр. 1936 и на выборах в местные органы власти весной 1937. В феврале - марте 1936 руководители Д. б. были арестованы. Осенью 1937 Д. б. был распущен. Деятельность Д. б. продолжил в кон. 1937- нач. 1938 Демократич. союз.

Лит.: Constantinescu-JasiP., Lupta pentru formarea Frontului popular in Romania, Buc.. 1968.

" ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ", реформистская теория, согласно к-рой социализм в совр. эпоху, утратив классово-пролетарский характер, превратился в " общедемократич." течение на базе " примирения" классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике со-циалистич., коммунистич. строительства, революц. борьбе рабочего класса стал " ветвью, оторвавшейся от социализма". По своему классовому содержанию " Д.с." выступает как последоват. выражение антикоммуниста, тенденций правого оппортунизма и ревизионизма, как логич. развитие идейных основ правой социал-демократии, порвавшей с традиционными социалистич. программами рабочего движения.

Понятие " Д. с." употреблялось уже в реформистской лит-ре кон. 19 в. Им обозначалось одно из направлений " государственного социализма", отдававшее предпочтение бурж.-демократич. гос-ву по сравнению с монархическим. С нач. 20 в. правые лидеры социал-демократии выдвигают понимание социализма, противопоставляемое коммунизму. " Д. с." выступает против диктатуры пролетариата, изображаемой в виде авторитарного гос. коммунизма, попирающего свободу личности, нивелирующего её потребности и способности. Представители " Д. с." проводят ревизию марксистско-ленинских взглядов на капиталистич. общество. Новые явления в развитии гос.-монополистич. капитализма после 2-й мировой войны 1939-45, особенно обусловленные научно-технич. революцией, истолковывались как свидетельство " трансформации" капитализма. К 50-м гг. оформилась совр. доктрина " Д. с.", провозглашающая т. н. " чистое" социалистич. общество, в к-ром отсутствуют обществ, собственность на средства произ-ва, власть трудящихся при руководящей роли рабочего класса и его политич. авангарда, марксистско-ленинская идеология.

По мысли теоретиков " Д. с." [Б. Каутский (Австрия), X. Гейтскелл, Дж. Коул, А. Кросленд, Г. Ласки, Г. Моррисон, Дж. Стрейчи, М. Филлипс (Великобритания), Н. Томас (США), Ф. Штернберг (ФРГ) и др.], социализм, толкуемый как социально-нравственный идеал, применяемый во всех сферах обществ, и личной жизни, складывается как результат реформистских мер, призванных в каждый данный момент обеспечить " всё более полную классовую гармонию", " максимально возможное всеобщее благоденствие", " наиболее справедливое распределение нац. дохода" и содействовать тем самым " социализации хозяйства" на базе и в рамках бурж. строя. Вместо обществ., гос. собственности на средства произ-ва в качестве адекватного базиса " Д. с." постулируется гос. контроль (частичное и косвенное регулирование экономич. развития путём программирования, налогообложения, участия в прибылях и пр.) над " смешанной экономикой", предполагающей наряду с гос.-капиталистич. предприятиями сохранение частнохоз. капитализма и конкуренции при господстве монополий. Согласно доктрине " Д. с.", контроль бурж. roc-ва над экономикой
представляет социалистич. меру при соответствующей " демократия. процедуре" этого контроля; выработка её ставится в зависимость даже не столько от завоевания большинства в парламенте, сколько прежде всего от " этического обновления", достижения " общего согласия" о проведении реформ, при сохранении различий в мировоззрении, терпимости ко всем (исключая коммунизм) взглядам.

Во Франкфуртской декларации (июль 1951) Социалистический интернационал, порвав уже не только по существу, но и формально с марксизмом, провозгласил " Д. с." своей офиц. доктриной, призванной дать единственно возможное решение социальных проблем для стран, прежде всего с высокоразвитой экономикой. В качестве задачи на 70-е гг. партии Социнтерна выдвинули достижение " социальной демократии". Идеи " Д. с." широко используются для защиты капитализма в странах монополистич. капитала, для нападок на практику социалистич. строительства, для маскировки попыток реставрировать капитализм в социалистич. странах.

Термин " Д. с." - ненаучен, поскольку он предполагает в качестве надстройки социализма систему бурж. демократии и, с др. стороны, допускает возможность недемократич. устройства при социализме. На деле же построение социализма возможно лишь в условиях диктатуры пролетариата и социалистич. демократии, составляющей неотъемлемый его признак и необходимый фактор реализации его принципов.

Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий (Сборник материалов), Прага, 1969; Шарки Л. Л., Социализм в Австралии. Точка зрения коммунистов на " демократический социализм", пер. с англ., М., 1958; Критика современных буржуазных, реформистских и ревизионистских экономических теорий, М., 1960; Идеология современного реформизма, М., 1970; Коул Д. Д. Г., Капитализм в современном мире, пер. с англ., М., 1958; Берне Э., Теория и практика правых лейбористов, пер. с англ., М., 1962; Thomas N., Democratic socialism, N. Y., 1953; Strachey J., Contemporary capitalism, L., 1956; С г о s I a n d C. A. R., The future of socialism, L., 1957; Sozialdemokratie in Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover, 1966. E. Г. Панфилов.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ НАРОДА ФИНЛЯНДИИ (ДСНФ; Suomen kansan demokraattinen liitto), массовая политич. орг-ция Финляндии. Осн. 29 окт. 1944 компартией Финляндии (КПФ) и левыми с.-д. В области внеш. политики активно выступает за укрепление дружбы и развитие всестороннего сотрудничества с Сов. Союзом. В 1948 представители ДСНФ принимали участие в разработке и подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией. Во внутриполитич. жизни ДСНФ играет роль широкого объединения демократич. сил, прежде всего рабочего класса и трудового крестьянства, выступающих за демократию, против власти крупного капитала. В ДСНФ наряду с индивидуальными членами в качестве коллективных входят: КПФ, Демократич. союз женщин Финляндии, Академич. социалистич. об-во. Численность ДСНФ -ок. 150 тыс. чл. (1970). Представители ДСНФ входили в правительство Финляндии в 1944-48 и в 1966-71. На парламентских выборах 1972 ДСНФ получил 37 мандатов в парламенте (из 200). ЦО ДСНФ (совм. с КПФ) - газ. " Кан-сан уутисет" (" Kansan Uutiset").

П. Крылов.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ФРОНТ АЛБАНИИ (ДФА), массовая обществ.-политич. орг-ция. Создана по инициативе компартии в сент. 1942 на конференции в Пезе (под Тираной) под назв. Нац.-освободит. фронт Албании (НОФ). Ставила целью объединение всех патриотич. сил страны на борьбу против фаш. захватчиков и коллаборационистов. В НОФ, помимо компартии, входили орг-ции молодёжи, руководимые коммунистами. Конференция приняла решение об органах фронта на местах -нац.-освободит, советах (создавались по инициативе коммунистов с нач. 1942, выполняли разнообразные воен. и адм. функции). Для руководства НОФ конференция избрала временный Ген. нац.-освободительный совет. По решению Ген. нац.-освободит, совета в мае 1944 в Пермете был созван Антифаш. нац.-освободит. конгресс, к-рый избрал Антифашистский национально-освободительный совет Албании (АНОСА) в качестве высшего органа власти. АНОСА сформировал высший исполнит, орган - Антифашистский национально-освободительный комитет Албании (АНОКА) с функциями врем, пр-ва. 20 окт. 1944 2-ое заседание АНОСА приняло решение о преобразовании АНОКА во Врем, демократич. пр-во Албании, Одновременно был принят закон о нац.-освободит, советах на местах, по к-рому они впредь должны были выполнять функции только органов гос. власти. 26 окт. 1944 орг-ции, входившие в НОФ, провели конференцию, на к-рой был избран Ген. совет фронта как обще-демократич. орган. В авг. 1945 НОФ был преобразован в ДФА, тогда же была принята программа фронта. В мае 1950 2-й съезд ДФА принял Устав фронта. ДФА действует под руководством Алб. партии труда. Имеет индивидуальное членство. Высшим органом ДФА является съезд, к-рый в соответствии с новым Уставом, принятым на 3-м съезде в июне 1955, должен созываться раз в четыре года, а в период между съездами - Ген. совет ДФА и избираемое им Правление. Пред. Ген. совета - Э. Ходжа. ЦО ДФА - газ. " Башкими" (" Bashkimi").

Лит.: Смирнова Н. Д., Образование Народной Республики Албании. 1939 - 1946, М., 1960; Historia e Shqip_erise, v. 2, Tirane, 1965; Historia e partise se punes te Shqipe-rise, Tirane, 1968. B.C. Женин.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, важнейший принцип организационного строения, деятельности, руководства марксистско-ленинских партий, социалистич. гос-ва, управления социалистич. экономикой. Суть Д. ц. состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией - руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставленной цели. Если в классово-антагонистич. обществе демократия и централизм противоположны, находятся в постоянном конфликте, то в условиях социализма они выступают в ди-алектич. единстве.

Идея Д. ц. как основополагающего организац. принципа строения революц. пролетарской партии была впервые выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и нашла своё практич. выражение в организац. структуре Союза коммунистов (осн. 1847) (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 524-29). В. И. Ленин, обобщая опыт классовой борьбы пролетариата, развил принцип Д. ц. В его трудах " Что делать? ", " Письмо к товарищу о наших организационных задачах", " Шаг вперед, два шага назад" и др. разработаны организац. принципы пролетарской партии нового типа: членство в партии на основе признания её программы и обязательного вхождения в одну из парт, орг-ции, железная дисциплина, одинаково обязательная для всех членов партии, строжайшее выполнение парт, решений, подчинение меньшинства большинству, низших орг-ции высшим, выборность и отчётность парт, органов, развитие активности и самодеятельности парт. масс. Выработанные Лениным нормы парт, жизни закреплены в Уставе партии, к-рый был принят Вторым съездом РСДРП (1903), затем уточнялся и дополнялся последующими съездами и конференциями. Первая конференция РСДРП (1905) признала бесспорным принцип Д. ц. Четвёртый (Объединительный) съезд РСДРП (1906) впервые внёс в Устав положение о том, что: " Все организации партии строятся на началах демократического централизма" (" КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 1, 1970, с. 182). Восьмая Всероссийская конференция РКП(б) (1919) признала Д. ц. " руководящим принципом организационного строения партии" (там же, т. 2, с. 12).

Став после Окт. социалистич. революции 1917 правящей партией, Коммуни-стич. партия распространила осуществление Д. ц. и в гос. строительстве. Против Д. ц. выступали троцкисты (см. Троцкизм), т. н. " левые коммунисты", " де-цисты" (см. Гриппа " демократического централизма") и др. антипарт, группировки, стремившиеся под предлогом развития парт, демократизма создать и узаконить в партии фракционность и тем самым подорвать монолитное единство её рядов. Десятый съезд РКП(б) (1921) решительно осудил всякую фракционность в партии и принял по предложению Ленина резолюцию " О единстве партии".

Развёрнутое определение Д. ц. дано в Уставе, принятом Семнадцатым съездом ВКП(6) (1934). Согласно действующему ныне Уставу КПСС, Д. ц. означает: "... а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчётность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших" (Устав КПСС, 1971, с. 22).

На основе Д. ц. КПСС действует как монолитная орг-ция, спаянная едиными идейными, организац. и тактич. принципами, обязательными для каждого коммуниста. Руководство партией осуществляется из одного центра. Верховным органом КПСС является съезд партии. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит ЦК КПСС. Республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные орг-ции и их к-ты в своей деятельности руководствуются Программой и Уставом КПСС, осуществляют политику партии, организуют исполнение директив ЦК КПСС. Они автономны в решении местных вопросов, если эти решения не противоречат политике партии. В партии недопустимы к.-л. проявления местничества и недисциплинированности в выполнении директив вышестоящих орг-ций. Строгое подчинение орг-ций центру, низших орг-ций -высшим обеспечивает единство действий всех звеньев партии, высокую организованность и оперативность в её работе. Централизм органически связан с внутрипартийной демократией (см. Демократия внутрипартийная).

Двадцатый съезд КПСС (1956) подчеркнул необходимость строгого соблюдения принципов Д. ц. Их развитие после Октябрьского (1964) пленума ЦК КПСС нашло своё выражение в дальнейшем укреплении принципа коллективного руководства в центре и на местах, в повышении роли пленумов парт, органов, в проявлении полного доверия к кадрам и улучшении внутрипарт. информации.

По принципу Д. ц. построены и работают в СССР Советы депутатов трудящихся, профессиональные союзы. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи и др. Д. ц. стал основой построения органов Сов. власти, что означает: выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подотчётность депутатов перед избирателями и право последних отозвать депутата, если он не оправдал доверие избирателей; формирование органов гос. управления представительными органами. Все органы гос. власти и гос. управления образуют единую систему и работают на основе подчинения нижестоящих органов руководству и контролю вышестоящих органов. Акты сов. гос. органов обязательны к исполнению на всей терр. деятельности данного органа для всех, к кому эти акты относятся. Ленинские принципы построения сов. гос. органов на основе Д. ц. закреплены в Конституции СССР (1936).

В сов. многонациональном гос-ве Д. ц. сочетается с социалистич. федеративным устройством. Ленин отмечал, что Д. ц. не исключает, а предполагает автономию и федерацию (см. Поля. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 151). Залогом успешного проведения принципов Д. ц. является руководящая роль Коммунистич. партии.

Принцип Д. ц. осуществляется и в др. марксистско-ленинских партиях. Ленин, определяя условия приёма в Коминтерн, писал: " Партии, принадлежащие к Коммунистическому Интернационалу, должны быть построены по принципу демократического централизма" (там же, т. 41, с. 209). Только при этом условии партия рабочего класса может успешно выполнять роль коллективного руководителя и организатора трудящихся масс в их борьбе за ликвидацию эксплуататорского строя, за построение коммунизма. Не случайно совр. ревизионисты с особой яростью нападают на Д. ц., предлагая " отделить демократию от централизма", обеспечить свободу фракций и группировок, подчинить централизм демократии и т. д. Разрыв неделимого принципа Д. ц. означал бы ослабление руководства, отказ от дисциплины и, в конечном итоге, бессилие политич. партии. " Левые"
ревизионисты отрицают демократию и стремятся насаждать бюрократич. централизм.

Как показывает ист. опыт, какое бы то ни было извращение принципов Д. ц., попытки противопоставления демократии централизму, отрицание руководящей роли Коммунистич. партии ведут к серьёзным последствиям и несут угрозу социалистич. строю. Решительно отметая ревизионистские измышления, Совещание представителей Коммунистич. и рабочих партий в нояб. 1960 в своём Заявлении подчеркнуло, что марксистско-ленинские партии считают неукоснительное соблюдение ленинских норм парт, жизни на основе принципа Д. ц. непреложным законом своей деятельности. Хотя в междунар. Коммунистич. движении в наст, время не существует руководящего центра, каждая марксистско-ленинская партия, будучи самостоятельной, призвана руководствоваться коллективно выработанными решениями и документами. В документе международного Совещания коммунистич. и рабочих партий 17 июня 1969 " Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил" отмечается, что " национальная и интернациональная ответственность каждой коммунистической и рабочей партии нераздельны" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, Прага, 1969, с. 41). Строгое соблюдение каждой партией коллективно выработанных решений обеспечивает единство всего мирового коммунистич. и рабочего движения, укрепляет его как ведущую политич. силу современности.

Л. В. Шириков.

Д. ц. в управлении народным хозяйством, коренной принцип хозяйств, руководства при социализме, соответствующий отношениям обществ, социалистич. собственности на средства произ-ва. Принцип Д. ц. охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Демократич. характер экономич. управления при социализме, предопределённый отношениями социалистич. собственности, основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии интересов управляющих и управляемых звеньев х-ва, в результате чего процесс экономич. управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между ними.

Основополагающие методологич. и те-оретич. идеи относительно Д. ц. в управлении нар. х-вом выдвинуты и сформулированы В. И. Лениным. " Наша задача теперь, - указывал Ленин, - провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 152). Своё дальнейшее развитие ленинское учение о Д. ц. в хоз. строительстве получило в теоретич. и практич. деятельности КПСС и марксистско-ленинских партий др. социалистич. стран, в работах экономистов-марксистов оо экономич. управлении социалистич. х-вом.

Обществ, социалистич. собственность делает необходимым и возможным централизовать в масштабе всего нар. х-ва важнейшие функции экономич. управления. В то же время Д. ц. предполагает хоз. самостоятельность отд. объектов (предприятий и др. звеньев). Нецентрализованными остаются решения локальных экономич. задач, а также выработка конкретных форм и методов проведения в жизнь директив органов общехоз. руководства. При социализме интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают с интересами социалистич. общества в целом. Это единство выражается в наличии обществ, экономич. интереса, в неантагонистич. характере противоречий между интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия носителей разных обособленных интересов в масштабе всего х-ва. В то же время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий достижения единых, согласованных, централизованно установленных хоз. целей. Отсюда необходимость разнообразить хоз. решения, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехоз. установок в рамках единого нар.-хоз. плана.

Социализму присуще демократич. осуществление централизации при решении экономич. задач. Централизация охватывает здесь решение важнейших вопросов хоз. жизни общества: в первую очередь формирование нар.-хоз. структуры и нар.-хоз. пропорций, определение направления и темпов экономич. развития общества, координацию и увязку планов, составляемых на местах, проведение единой гос. политики в области технич. прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов, осуществление единой системы учёта и статистики, а также выработку системы норм хоз. поведения для всех хоз. звеньев. Этим обеспечиваются ведущая роль централизованного руководства х-вом и реальное подчинение действий относительно обособленных хоз. звеньев интересам развития обществ, произ-ва в целом. Хоз. самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих из ведущей роли централизованного хоз. руководства.

Отход от Д. ц., забвение приоритета обществ, интересов или даже их отрицание ведут к анархо-синдикалистскому извращению Д. ц. " Мы стоим за демократический централизм, - указывал Ленин.- И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны - от анархизма" (там же, с. 151).

Централизм бюрократический опасен тем, что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению и эффективному использованию резервов хоз. развития. Борьба с централизмом бюрократическим - одна из гл. проблем совершенствования управления социалистич. обществом. Д. ц. "...нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни, - отмечал Ленин.-Нет ничего ошибочней, чем смешение демократического централизма с бюрократизмом и с шаблонизацией" (там же, с. 151-52).

Не меньший вред социалистич. строительству способен нанести и анархо-синдикализм. Он опасен подрывом централизма, не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное планирование. Анархо-синдикализм на практике ведёт к разрозненности действий, местничеству, стремлению к необоснованной хоз. обособленности.

Конкретные соотношения централизации и самостоятельности, единоначалия и коллегиальности, формы взаимосвязи общественных, классовых, коллективных и личных интересов, формы разделения функций управления между разными органами управления и т. п.- всё это не может быть задано раз и навсегда и зависит от конкретно-историч. условий развития х-ва. Круг централизованно решаемых проблем хоз. руководства может изменяться - быть больше или меньше в зависимости от объективных условий х-ва и хоз. задач, к-рые должно решить общество на том или ином этапе своего развития. В то же время закономерности развития социалистич. общества таковы, что, как бы ни менялся " механизм" управления нар. х-вом, Д. ц. должен неизменно расширяться и углубляться. Как указано в Программе КПСС, " В рамках единого народнохозяйственного плана будут и дальше расширяться хозяйственная самостоятельность и права местных органов и предприятий, в планировании все возрастающую роль должны играть планы и предложения, идущие снизу, начиная с предприятий" (1971, с. 86-87). Демо-кратич. характер социалистич. управления - преимущество социалистич. строя, и реализуется он в интересах коммунистич. строительства.

СССР и др. страны социализма накопили большой опыт хоз. руководства на основе Д. ц. В ходе ист. развития социалистич. строя были выработаны и проверены практикой такие общие формы осуществления Д. ц. в управлении х-вом, как централизованное планирование и управление, хоз. самостоятельность предприятий и объединений, сочетание терр. и отраслевого принципа в организации управления, сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве х-вом, хоз. дисциплина и ответственность, подконтрольность управляющих управляемым, активное участие масс в управлении произ-вом и т. п.

Все эти общие формы и принципы осуществления Д. ц. получают новое конкретное развитие в ходе экономич. реформ, проводимых с сер. 60-х гг. в СССР и др. социалистических странах. Совр. этап хоз. развития требует повышения эффективности обществ, произ-ва. Решить эту задачу можно путём всемерного развития хоз. самостоятельности предприятий, объединений, отраслей, экономич. р-нов на основе и в рамках укрепляющегося и совершенствующегося централизованного перспективного планирования и общехоз. управления. В ходе реформы происходит расширение круга хоз. задач, самостоятельно решаемых предприятиями, объединениями, отраслями, р-нами, и в то же время сосредоточение центр, плановых
и управляющих хоз. органов на решении ключевых проблем хоз. развития.

Б. В. Ракитский.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х же. Устав Союза Коммунистов, там же; Ленин В. И., Что делать?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Письмо к товарищу о наших организационных задачах, там же, т. 7; е г о же, Проект Устава РСДРП, там же; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; его же, Свобода критики и единство действий, там же, т. 13; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Первоначальный вариант статьи " Очередные задачи Советской власти", там же; его же, Детская болезнь " левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, Условия приема в Коммунистический Интернационал, там же; его же, Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42; его же, Первоначальный проект резолюции X съезда РКП о единстве партии, там же, т. 43; его ж е, Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местным советским учреждениям, там же, т. 43; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1970; XXIII съезд КПСС. Стенографический отчёт, т. 1 - 2, М., 1966; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5 - 17 июня 1969 г., М., 1969; Пронин И. И. иСтепичев М. И., Ленинские нормы партийной жизни, М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление Пленума ЦК КПСС. Тезисы ЦК КПСС, М., 1967; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, 1917 - 1969 годы, т. 1 - 7, М., 1967 - 70; Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, М., 1965; Примерный устав колхоза, М., 1969; Положение об органах народного контроля в СССР, М., 1969; Рубин А. М., Организация управления промышленностью в СССР (1917 -1967 гг.), М., 1969; Венедиктов А. В., Организация государственной промышленности в СССР, т. 1-2, Л., 1957-1961.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АФРИКИ, см. Африканское демократическое объединение.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ, Всероссийское демократическое совещание, проходило 14-22 сент. (27 сент.-5 окт.) 1917 в Петрограде, созвано по решению эсеро-меньшевистских ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполнит, к-та Советов крест, депутатов в целях ослабления нараставшего в России обще-нац. кризиса и укрепления позиций бурж. Временного правительства. На Д. с. присутствовало 1582 делегата (от Советов, профсоюзов, организаций армии и флота, коопераций, нац. учреждений и т. д.). По парт, принадлежности: 532 эсера, 172 меньшевика, 136 большевиков, 55 трудовиков. Потеряв после разгрома корниловщины большинство в Советах, соглашатели пытались Д. с. подменить созывом Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и создать новое бурж. коалиц. пр-во. Они стремились перевести страну на рельсы бурж. парламентаризма, остановить процесс перерастания бурж.-демократич. революции в революцию социалистическую, обмануть трудящихся видимостью участия в решении вопроса о власти. Путём подтасовки состава Д. с. меньшевики и эсеры добились большинства, не отражавшего подлинного соотношения сил в стране, не представлявшего "...большинства революционного народа, а л ишь соглашательские мелкобуржуазные верхи" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 239).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.