Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 28 страница. С о ч.: La cage. Drame, P., 1898; Philemon, vieux de la vieille, P., 1913; Souvenirs d'un ours






С о ч.: La cage. Drame, P., 1898; Philemon, vieux de la vieille, P., 1913; Souvenirs d'un ours. P., 1946; в рус. пер.- Варавва, [X.I, 1926.

Лит.: История французской литературы, т. 3., М., 1959; Z ё v a e s A., Les proces litteraires au XIX siecle, P., 1924; Desсaves P., Memoires de ma memoire, P., 1960.

М. А. Голъдман.

ДЕКАДА (от греч. dekas, род. падеж dekados - десяток), 1) период времени длительностью в 10 дней. В календаре Великой французской революции неделя была заменена Д. 2) Группа, состоящая из десяти к.-л. единиц (в древности -при счёте солдат и т. п.). 3) Десятидневный промежуток времени, посвящённый к.-л. обществ, событию, явлению (напр., Д. укр. литературы, Д. азерб. музыки и т. п.).

ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence, от позднелат. decadentia - упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19-нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и нек-рые направления иск-ва, к-рые объединяются термином модернизм.

Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис бурж. сознания, растерянность мн. художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в к-рой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция обществ, прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. " Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко „мещанскими" по своей природе" (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ иск-ва от политич. и гражд. тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д. являются мотивы небытия и смерти.

Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к к.-л. определ. одному или неск. направлениям в иск-ве. Умонастроения Д. затронули творчество значит, части художников кон. 19 - нач. 20 вв., в т. ч. многих крупных мастеров иск-ва, творчество к-рых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчётливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии франц. символизма - в творчестве т. н. " проклятых поэтов" (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, X. Хант и др.), а также близких к ним О. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д'Аннун-цио. Влияние Д. сказалось также на творчестве таких крупных художников кон. 19 - нач. 20 вв., как О. Уайльд -в Великобритании, М. Метерлинк - в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке- в Австрии, М. Пруст - во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразит, формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности бурж. гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).

В России Д. отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. н. " старших" символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. Мережковского, 3. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова " Евангелие от декаданса"), затем В. Брюсова, К. Бальмонта], в ряде произв. Л. Н. Андреева, в соч. Ф. Сологуба и особенно в натуралистич. прозе М. П. Арцыбаше-ва, А. П. Каменского и др. Настроения Д. получили особенное распространение после поражения Революции 1905-07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Д. в рус. иск-ве и лит-ре. После Окт. революции эти традиции были продолжены советской лит. и художеств, критикой.

Мн. мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художеств, направлений. Передовое реалистич. иск-во, и прежде всего иск-во социалистич. реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и лит-ре, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.

Лит.: Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Толстой Л. Н., Что такое искусство?, Поли. собр. соч., т. 30, М., 1951; Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч., т. 23, М., 1953; В о-ровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Гурмон Р. де, Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Мере ж-ковский Д. С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914; Асмус В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, т. 27 - 28, М., 1937; V e r I a i n e P., Les poetes maudits, P., 1900; Kahn G., Symbolistes et decadents. P., 1902; Alberes R. M., Bilan litteraire du 20 siecle, P., 1956; Rod a V., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, [1966]. О. Н. Михайлов.

ДЕКАДНО-ШАГОВАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ, телефонная станция, в к-рой прямое установление соединения осуществляется коммутационными устройствами - искателями электромеханическими - с вращат. и подъёмно-вращат. движением щёток, управляемыми непосредственно от номеронабирателя телефонного аппарата.

ДЕКАДЫ И ДНИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ СССР в Москве, в союзных и автономных республиках, показ достижений искусства и литературы, одна из форм живой связи и обмена творческим опытом между деятелями искусства и литературы. До 1950 декады иск-ва и декады лит-ры устраивались
раздельно, затем - совместно. Показывались спектакли, концертные и эстрадные программы в Колонном зале Дома союзов, в дворцах культуры, устраивались лит. вечера, обсуждения произв. лит-ры и иск-ва в творческих союзах, в клубах заводов, крупных колхозов, вузов и т. д., зрительские и читательские конференции, выставки книг, картин, эскизов декораций и т. п. Наряду с проф. коллективами в декадах принимали участие самодеятельные ансамбли и исполнители. Декада обычно завершалась торжественным заключит, концертом.

Декады искусства в М о с к в е: укр. (март 1936), казах, (май 1936), груз. (янв. 1937), узб. (май 1937), азерб. (апр. 1938), кирг. (май - июнь 1939), арм. (окт. 1939), белорус, (июнь 1940), бурят, (окт. 1940), тадж. (апр. 1941), молд. декада нац. музыки и танца (дек. 1949).

Декады литературы в М о с к в е: арм. (май 1941), груз, (май 1944), туркм. (сент. 1946), литов. (февр.-март 1948), латв. (дек. 1948), белорус, (янв. 1949), казах, (май 1949), тадж. (сент. 1949), эст. (май - июнь 1950).

Декады искусства и литературы в Москве: азерб. (кояб.- дек. 1950), укр. (июнь 1951), узб. (нояб. 1951), литов. (март 1954), белорус, (февр. 1955), башк. (июнь 1955), туркм. (окт. 1955), латв. (дек. 1955), арм. (май - июнь 1956), эст. (дек. 1956), тадж. (апр. 1957), тэт. (май - июнь 1957), каб.-балк. (июнь -июль 1957), адыг. и карачаево-черкесская (окт. 1957), якут. (дек. 1957), груз, (март - апр. 1958), кирг. (окт. 1958), казах, (дек. 1958), узб. (февр. 1959), азерб. (май - июнь 1959), карел, (авг.-сент. 1959), бурят, (нояб.- дек. 1959), даг. (апр. 1960), молд. (май - июнь 1960), сев.-осет. (авг. - сент. I960), укр. (нояб. 1960), тадж. литературы (июнь 1965).

С 1960 в Москве проводятся вечера и дни братских литератур, нередко с участием мастеров искусств, напр.: арм. поэзии (июль 1961), эст. лит-ры (июнь 1962), туркм. лит-рыи иск-ва(янв.-февр. 1965), калм. лит-ры (янв. 1967), тат. лит-ры и иск-ва (окт. 1970) и др. Успехом пользуются также " обменные" дни иск-ва и лит-ры; напр., укр. писатели и мастера иск-в выезжают в Молдавию, молдаване - на Украину, туркмены -в Литву, литовцы - в Туркмению и т. д. Писатели РСФСР регулярно посещают союзные и автономные республики.

ДЕКАЗВИЛЬ (Decazeville), город в юж. части Франции, в деп. Аверон. 11 тыс. жит. (1968). Центр добычи кам. угля. Металлургич., хим., цем. предприятия.

ДЕКАЗВИЛЬСКАЯ СТАЧКА 1886, стачка 3, 5 тыс. горняков г. Деказвиль в янв. 1886. Горняки требовали регулярной выдачи зарплаты, улучшения условий труда и ликвидации системы оплаты труда продуктами из хозяйских лавок. Власти подавили стачку воен. силой, что вызвало волну возмущения, прокатившуюся по всей стране. В кампании протестов активное участие принимали Ж. Гед и П. Лафарг. Против репрессивной антирабочей политики пр-ва решительно выступили депутаты-рабочие, ранее примыкавшие к радикалам, а после Д. с. образовавшие в палате депутатов рабочую фракцию, противопоставившую себя бурж. парламентским группировкам. Д. с. явилась важным этапом в развитии франц. рабочего движения. Большое значение событиям, связанным с Д. с., придавал Ф. Энгельс (см. Письмо А. Бебелю от 15 февр. 1886, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 380-81).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 380 - 81; Z e v аё s A., La greve de Decazeville (janvier-juin 1886), P., 1938.

ДЕКАЛИН, декагидронафталин, пергидронафталин, C10H18, алициклический углеводород; бесцветная, сильно пахнущая жидкость. Д. существует в цис- и транс-стереоизомерных формах, различающихся взаимным расположением циклов. Более устойчивая транс-форма имеет t кип 185, 5 оС, t пл - 31, 5 °С, плотность 0, 87 г/см3 (20 °С); цис-форма имеет t кип 194, 6 °С, t пл - 43, 2°С, плотность 0, 897 г/см3 (20 °С). В пром-сти Д. получают в виде смеси изомеров (обычно 60% цис-Д. и 40% транс-Д.) каталитич. гидрированием нафталина. Д. нерастворим в воде, ограниченно растворим в уксусной к-те, метиловом и этиловом спиртах, смешивается во всех соотношениях с эфиром и хлороформом. Д.-хороший растворитель многих органич. соединений и полимеров.

ДЕКАЛЬКОМАНИЯ (франц. decalcomanie), полиграфич. способ изготовления переводных изображений (детских картинок, ярлыков, товарных знаков и т. п.), предназначенных для переноса на бумагу, дерево, металл, фарфор и т. д. При Д. изображение печатается на спец. загрунтованной клеевым слоем бумаге способом литографии. Для перевода изображение размачивают или разогревают, в результате чего клеевой грунт растворяется, а красочная плёнка переходит на поверхность бумаги или др. материала.

ДЕКАН (Decamps) Александр Габриель (3.3. 1803, Париж, - 22.8. I860, Фонтенбло), французский живописец и график. Примыкал к романтич. школе. Создавал композиции на лит., библейские и ист. темы, пейзажи, острые поли-тич. карикатуры (в т. ч. на Карла X). В 1827-28 жил в Турции; создал ряд сцен вост. быта (" Турецкий патруль", 1831, " Выход детей из турецкой школы", 1842, - обе в собрании Уоллес, Лондон), отмеченных меткостью наблюдений, живостью и естественностью композиции. Демократизм, сочувствие обездоленным проявились в жанровых картинах Д. нз парижской жизни (" Нищие", 1845, Эрмитаж, Ленинград).

Лит.: Du Colombier P., Decamps, Р., 1928.

ДЕКАН (от лат. decanus, первоначально - начальник десяти человек, от de-cem - десять), в высшем учебном заведении руководитель факультета. В СССР Д. избирается тайным голосованием на совете высшего уч. заведения (факультета) сроком на 3 года из числа профессоров или наиболее опытных доцентов. Д. отвечает за качество учебной, воспитательной и науч. работы на факультете, является председателем совета факультета.

ДЕКАН, н-декан, насыщенный углеводород СН3(СН2)8СН3; бесцветная жидкость; tпл - 29, 67 °С, t кип174, 12 °С, плотность 0, 7299 г/см3 (20 °С); показатель преломления п20D 1, 4119. Д. можно выделить чёткой ректификацией продуктов прямой перегонки нефти, а также получить синтетически из СО и Н2 наряду с др. нормальными насыщенными углеводородами. Д. входит в состав лёгких дизельных топлив.

ДЕКАНДОЛЬ (de Candolle) Альфонс (27.10.1806, Париж, - 4.4. 1893, Женева), швейцарский ботаник. Сын О. П. Декандоля. Проф. Женевского ун-та (с 1841); завершил издание " Введения в естественную систему царства растений" (т. 8-17, 1844-74), начатое его отцом. Один из основоположников географии растений (изучал закономерности их расселения в связи с условиями среды и геол. историей) и учения о происхождении культурных растений. Инициатор разработки Междунар. кодекса ботанич. номенклатуры. Автор ряда работ по историй науки.

С о ч.: Geographic botanique raisonnee, t. 1 - 2, P., 1855; La phytographie, P., 1880; в рус. пер.- Местопроисхождение возделываемых растений, СПБ, 1885.

Лит.: Briquet J., Biographies des bo-tanistes a Geneve de 1500 a 1931, Gen., 1940, p. 130-147 (библ.).

ДЕКАНДОЛЬ (de Candolle) Опостен Пирам (4.2.1778, Женева, - 9.9.1841, там же), швейцарский ботаник, ученик Ж. Кювье и Ж. Ламарка (соавтор полностью переработанного 3-го изд. " Флоры Франции", 1803-15). Проф. ун-тов в Париже (с 1802), Монпелье (с 1808), Женеве (с 1816), где основал ботанич. сад и " Гербарий Декандоля". Разработал одну из первых естеств. систем растений и начал издавать обозрение всех известных видов покрытосеменных -" Введение в естественную систему царства растений" (т. 1-7, 1824-39; завершено его сыном А. Декандолем). Основоположник сравнит, морфологии растений, ввёл понятие плана симметрии, различал сходство органов по их функции (аналогия) и по плану строения (гомология), распространил на растения закон корреляции.

А. Г. Декан. " Наказанце крючьями" 1839. Собрание Уоллес. Лондон"

Соч.: Thcorie elementaire de la botanique, 3 ed., P., 1844; Organographie vegeta-le, v. 1 - 2, P., 1827; Prodromus systematis naturalis regni vegetabilis, v. 1-22, P., 1824-73.

Лит.: Briquet J., Biographies des bota" nistes a Geneve de 1500 a 1931, Gen., 1940, p. 114 - 30 (библ.). Д. В. Лебедев.

ДЕКАНСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ, Декан (от санскр. дакшина - юг), плоскогорье, занимающее внутр. часть п-ова Индостан, между pp. Нарбада на С. и Кавери на Ю. Пл. ок. 1 млн. км2. Поверхность приподнята по краям и наклонена к В., большая часть рек пересекает Д. п. с 3. на В. и впадает в Бенгальский зал. Плоскогорный рельеф определяется широким распространением поверхностей выравнивания мезозойского и палеоген-неогенового возрастов (на вые. 1000-1500 м, 600-900 м и 300-500 м) с латеритными корами мощностью до 100 м, над к-рыми возвышаются островные горы вые. 1000-2000 м и куполообразные холмы. Для сев.-зап. части Д. п. характерен столово-ступенчатый структурно-денудационный рельеф. Долины рек в центр, части широкие, на окраинах Д. п. - крутосклонные, узкие. В геол. отношении Д. п. - часть Индийской платформы, сложенной преим. архейскими и протерозойскими гнейсами, кристаллич. сланцами и кварцитами, часто пронизанными гранитными интрузиями. На С.-З. - базальтовые покровы (траппы) верхнемелового и эоценового возраста мощностью до 1500-1800 м, занимающие пл. ок. 520 тыс. км2. Месторождения руд железа, меди, марганца, вольфрама, золота, а также кам, угля.

Климат Д. п. субэкваториальный муссонный. Осн. сезоны: прохладный сухой (ноябрь - февраль), жаркий сухой (март - апрель), жаркий дождливый (май - октябрь). Годовое количество осадков в центр, части 500-700 мм, на наветренных склонах - 2500-3000 мм. Максимум их приходится на лето. Ср. темп-pa мая (самого тёплого месяца) 29 - 32 ОС, января 21 - 24 ОС. Реки Нарбада, Маханади, Годавари, Кришна, Кавери и др. имеют муссонный режим. Несудоходны. Преобладающие типы почв - красные латеритные, красно-бурые, на траппах - чёрные тропич. почвы (регуры). Зональные типы ландшафтов: на наветренных склонах - муссонные листопадные леса, в центр, части -сухие саванны и редколесья, на З., в дождевой тени Зап. Гат, - опустыненные саванны. Коренные леса сохранились на 10-15% терр., гл. обр. на склонах гор и холмов, и состоят преим. из тика, сала, железного дерева, бамбуков. Распахано ок. 60% терр. Имеется более 150 тыс. водохранилищ (" танков") для орошения и водоснабжения. Осн. с.-х. культуры: просяные, бобовые, масличные, хлопчатник. Остальная терр. - сильно стравленные пастбища, в т. ч. во вторичных редколесьях, кустарниках и джунглях.

Лит.: Зарубежная Азия, физическая география, М., 1956; Рябчиков А. М., Природа Индии, М., 1950.

Л. М. Рябчиков, Л. И. Куракова.

ДЕКАНТАЦИЯ (от франц. decanter -сцеживать, сливать), сливание жидкости с отстоявшегося осадка. Д. - лабораторный и технич. способ промывания аморфных осадков, позволяющий удалить маточный раствор более полно, чем при промывании осадка на фильтре. Д. применяют также при извлечении растворимых веществ из твёрдого измельчённого сырья (напр., путём Д. отделяют раствор сахара после обработки свекловичной стружки горячей водой).

Лит.: Воскресенский П. И., Техника лабораторных работ, 9 изд., М., 1969; Касаткин А. Г., Основные процессы и аппараты химической технологии, 7 изд., М., 1961.

ДЕКАПИРОВАНИЕ (от франц decaреr - очищать металлы), удаление хим. или электрохим. способом тончайших плёнок окислов, образующихся на поверхности металлич. изделий при их хранении или транспортировке. Д. проводят для очистки и активизации поверхности металлов при пассивировании, оксидировании, электролитич. покрытиях (см. Гальванотехника). При Д. происходит лёгкое протравливание слоя металла, к-рое способствует хорошему сцеплению его с галь-ванич. покрытием. Для Д. используют слабые растворы серной, соляной или азотной кислоты, а также цианистого калия или натрия. Н.М. Фонштейн.

ДЕКАПИТАЦИЯ (от де... и лат. caput, род. падеж capitis - голова), 1) обезглавливание животных в опытах при фи-зиол. и биохим. исследованиях. Д. применяют для устранения нервных и гуморальных (через кровь) влияний головного мозга на спинной мозг, органы и ткани (т. к. при перерезке спинного мозга под продолговатым исключаются только нервные влияния и сохраняются гуморальные). 2) Удаление точки роста стебля у растений.

ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЕ, отщепление (элиминирование) СО2 от карбоксильной группы карбоновых кислот RCOOH. При нагревании такой кислоты с натронной известью образуются углеводород RH и СО2. Карбоновые к-ты, такие как циануксусная CNCH2COOH, малоновая СН2(СООН)2, отщепляют СО2 при простом нагревании. Щавелевая к-та при действии концентрированной H2SO4 образует СО, СО2 и воду, а муравьиная к-та - СО2 и Н2. Д. ароматических кислот происходит при нагревании в хинолине в присутствии порошка меди.

Ферментативное Д. играет важную роль в процессах обмена веществ. Д. аминокислот происходит под воздействием декарбоксилаз, коферментом которых является преим. фосфопиридоксаль. Д. аминокислот широко распространено у микроорганизмов, в частности у бактерий, входящих в состав микрофлоры кишечника животных и человека. Д. ряда аминокислот в тканях животных приводит к образованию аминов биогенных (гистамина, серотонина, а также у-амино-масляной к-ты, таурина и норадренали-на). Д. а-кетокислот осуществляется под влиянием декарбоксилаз, коферментом к-рых является тиаминпирофосфат. Д. (окислительное) пировиноградной и ос-кетоглутаровой к-т у животных и растений играет..большую роль в трикарбоновых кислот цикле. В клетках микроорганизмов возможно Д. пировиноградной кислоты без доступа кислорода, напр, при спиртовом брожении.

Р. Декарт.

ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизированное имя -Картезий; Re-natus Cartesius) [31. 3. 1596, Лаэ (Ту-рень), -11.2. 1650, Стокгольм], французский философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых науч. занятиях. Здесь вышли его гл. соч. -" Рассуждение о методе..." (1637, рус. пер. 1953), " Размышления о первой философии..." (1641, рус. пер. 1950), " Начала философии" (1644, рус. пер. 1950). В 1649 по приглашению швед, королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

Осн. черта филос. мировоззрения Д.- дуализм души и тела, " мыслящей" и " протяжённой" субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Д. понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность ср.-век. представлениям о конечности мира и качеств, разнообразии природных явлений Д. утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрождённой во времена Д. антич. атомистики, к-рая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Д. рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, к-рое Д. сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Общей же причиной движения в дуали-стич. концепции Д. является бог, к-рый сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.

Учение Д. о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Д., посредством особого органа -т. н. шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души Д. на первое место выдвигал волю. Гл. действие аффектов, или страстей, состоит, по Д., в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Д. отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Д., всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механич. воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

Д. исследовал строение различных органов животных, а также строение их зародышей на различных стадиях развития. Физиол. работы Д. осн. на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность " непроизвольных" и " произвольных" движений и описал схему рефлекторных реакций, в к-рой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги. Д. считал рефлекторными не только сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.

В круге вопросов философии, к-рые разрабатывал Д., первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Д. видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технич. средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека Д. ищет безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством к-рого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни этого оснсво-положения, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт филос. рассуждений Д. - сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с к-рого начинал Д., есть не убеждение агностика, а только предварит, методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Но само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т.о., сомнение - достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: "...Я мыслю, следовательно я существую..." (Избр. произв., М., 1950, с. 282).

Идеализм Д. связан с религ. предпосылками его системы. Для доказательства реального существования мира, по Д., необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Д. строил по образцу онтологич. доказательства бога Ансельма Кентерберийско-го (см. в ст. Бог). Но если бог существует, то в силу его совершенства исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно.

В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, к-рый сложился в результате наблюдений над логич. характером математич. знания. Математич. истины, по Д., совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Д. отвёл исключит, роль в процессе познания дедукции, под к-рой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логич. выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружейный достоверными средствами мышления - интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистич. метода Д. состоят из четырёх требований:

1) допускать в качестве истинных только такие положения, к-рые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности;

2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логич. звеньях исследования. Совершенство знания и его объём определяются, по Д., существованием в нас врожденных идей, разделяемых Д. на врождённые понятия и врождённые аксиомы. Достоверно известно очень немногое о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеческом духе и ещё больше о боге.

Учение Д. и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства - от латинизированной формы имени Д. Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как идеализма, так и материализма. Учения Д. о непосредств. достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С др. стороны, учение Д. о природе и его всеобщий ме-ханистич. метод делают философию Д. одним из этапов материалистич. мировоззрения нового времени. В. Ф. Асмус.

В " Геометрии" (1637) Д. впервые ввёл понятия переменной величины и функции. Переменная величина у Д. выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления - текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Д. действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение лишь И. Ньютон; отрицательные числа получили у Д. реальное истолкование в виде направленных ординат. Д. значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин (x, y, z,...) и коэффициентов (а, b, с,...), а также обозначения степеней (, x 4, а 5,...). Запись формул у Д. почти ничем не отличается от современной. Д. положил начало ряду исследований свойств уравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода), указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо. В аналитической геометрии, к-рую одновременно с Д. разрабатывал П. Ферма, осн. достижением Д. явился созданный им метод координат. В область изучения геометрии Д. включил " геометрические" линии (назв. позднее Г. Лейбницем алгебраическими), к-рые можно описать движениями шарнирных механизмов. Трансцендентные (" механические") кривые Д. исключил из своей геометрии. В " Геометрии" Д. изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями линз) и применил его, в частности, к нек-рым кривым 4-го порядка, т.н. овалам Декарта. Заложив основы аналитич. геометрии, сам Д. продвинулся в этой области недалеко - не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросы аналитической геометрии трёхмерного пространства. Тем не менее его " Геометрия" оказала огромное влияние на развитие математики. В переписке Д. содержатся и др. его открытия: вычисление площади циклоиды, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмич. спирали. Из рукописей Д. видно, что он знал (открытое позднее Л. Эйлером) соотношение между числами граней, вершин и рёбер выпуклых многогранников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.