Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 14 страница. Если в спектре видны линии обоих компонентов, можно определить также отношение масс






Если в спектре видны линии обоих компонентов, можно определить также отношение масс. Совокупность всех определений масс компонентов Д. з. позволила обнаружить важную для астрономии зависимость между массами и светимостя-ми звёзд (см. " Масса- светимость" диаграмма); она получила теоретич. обоснование и теперь широко используется для определения масс одиночных звёзд по их светимостям.

Специальные (очень трудоёмкие и тонкие ) исследования собственных движений нек-рых звёзд показали наличие вокруг них одного или неск. планетоподобных тел с массами порядка массы планеты Юпитер. Это дало первые надёжные доказательства существования др. планетных систем, кроме солнечной.

[ris]

Двойственность (и вообще кратность ) - весьма распространённое явление среди звёзд Галактики. Весьма вероятно, что кратных систем больше, чем одиночных звёзд. По крайней мере, в галактич. окрестностях Солнца (где, можно полагать, почти все звёзды нам известны ) из 30 звёзд 17 одиночных и 13 кратных (29 компонентов ). По своим физ. характеристикам и кинематике Д. з. не отличаются от одиночных звёзд и, по-видимому, имеют одинаковое с ними происхождение. Предложено неск. различных гипотез происхождения Д. з.: деление одиночных звёзд при нарушении устойчивости в результате быстрого осевого вращения; захват одной звезды другой; совместное образование в недрах одной туманности. Весьма вероятно, что кратные звёзды образуются в звёздных ассоциациях. Теория происхождения Д. з. должна также объяснить ряд замеченных статистич. закономерностей в соотношениях между различными физ. характеристиками Д. з. и элементами их орбит. Спец. интерес представляют собой двойные, в состав к-рых входят переменные звёзды. Д. з., как и звёздные скопления, являются подходящими объектами для проверки совр. представлений об эволюции звёзд.

Лит.: Мартынов Д. Я., Курс общей астрофизики, М., 1965, гл. 3; Курс астрофизики и звёздной астрономии, под ред. А. А. Михайлова, т. 2, М., 1962, гл. 3 - 5; Струве О. иЗебергс В., Астрономия 20 века, пер. с англ., М-, 1968, гл. 14; Методы астрономии, под ред. В. Хилтнера, пер. с англ., М., 1967, гл. 22-24; Aitken R. G-, Binary stars, 2ed., N. Y.- L., 1935.

П. Г. Куликовский.

ДВОЙНЫЕ СИСТЕМЫ, бинарные системы, двухкомпонентные системы, физико-химические системы, состоящие из двух независимых составных частей (компонентов ). Особое практическое значение имеют конденсированные Д. с., т. е. не содержащие газов или паров.

Диаграммы состояния и диаграммы состав - свойство таких систем изображают на плоскости, откладывая на оси абсцисс состав х (выраженный в процентах по массе, атомных или мольных процентах одного из компонентов ), а на оси ординат-темп-ры Т фазовых превращений (начала и конца кристаллизации, полиморфных превращений и др. ) или численные значения измеримых свойств Д. с. (плотности, твёрдости, электропроводности и др. ). Здесь рассмотрены лишь простейшие изобарические (при давлении 1 атм) диаграммы состояния Д. с., в к-рых существуют только жидкие фазы L и твёрдые S.

[ris][ris][ris]

О Д. с., состоящих только из жидких фаз или из жидкостей и газа (пара ), см. Жидкие смеси; о Д. с. из твёрдых фаз и газа (пара ) см. Термическая диссоциация.

Если взаимная растворимость компонентов А и В в жидком и в твёрдом состоянии отсутствует, то диаграмма состояния (рис. 1 ) изображается двумя горизонтальными прямыми, проведёнными через точки [ris] ~~ ~~, отвечающие темп-рам плавления А и В. Выше [ris] система состоит из дву-х жидких фаз, между [ris] и KpHCiujiji-ju [ris]jj, ниже ТА- из смеси кристаллов А к В. Если взаимная растворимость компонентов Л и В в жидком состоянии не ограничена, а в твёрдом состоянии отсутствует, то из одной жидкой фазы L при охлаждении выпадают две твёрдые фазы - кристаллы А и В (рис. 2 ). Кривые ликвидуса (геометрич. место темп-р начала кристаллизации ) [ris] и [ris] пересекаются в эвтектической точке Е (см. Эвтектика). Жидкость, состав к-рой отвечает точке Я, затвердевает при постоянной темп-ре в тонкую смесь кристаллов А и В. Из жидкостей, состав к-рых лежит между А к Е, при охлаждении начинают выпадать кристаллы А, вследствие чего содержание В в жидкости увеличивается; когда её состав будет отвечать точке Е, процесс закончится кристаллизацией эвтектики. Точно так же затвердевание жидкостей, состав к-рых лежит между В и Е, начинается выпадением кристаллов В и заканчивается щшсталлизацией эвтектики. Прямая ~~ [ris] проведённая через точку E, наз. линией солидуса (геометрическое место температур конца кристаллизации). Затвердевшие Д. с. этого типа состоят из двухфазной смеси кристаллов А + В. Изотермы свойств таких смесей приближаются к прямой линии E a E B (рис. 2).

Если компоненты А и В обладают неограниченной взаимной растворимостью как в жидком, так и в твёрдом состоянии, то из одной жидкой фазы L при охлаждении выпадает только одна кристаллич. фаза - твёрдый раствор S (рис. 3 ). Диаграмма состояния такой Д. с. может быть без максимума и минимума (рис. 3, 7 ), с максимумом (рис. 3, 77 ) и с минимумом

[ris]

(рис. 3, 111). Изотермы свойств имеют вид непрерывных кривых, обращённых выпуклостью вверх (рис. 3, IV) или вниз (рис. 3, У ).

Если взаимная растворимость А к В в жидком состоянии не ограничена, а в твёрдом - ограничена, то в случае образования эвтектики последняя состоит из смеси двух твёрдых растворов а и B (рис. 4 ), предельные концентрации к-рых отвечают точкам F и G при эвтектической темп-ре и точкам M и N при комнатной. Изотермы состав-свойство (отвечающие темп-ре t) состоят из 3 ветвей E a m1 n1 E B и E a m2 n2 E B, точки m1 m2 и n1 n2 отвечают предельным концентрациям твёрдых растворов [ris] при темп-ре [ris]

В случае, когда из жидкости L кристаллизуется одно хим. соединение С, плавящееся без разложения, и твёрдые растворы отсутствуют, на кривой ликвидуса наблюдается либо рациональный максимум [ris] либо сингулярная точка D, отвечающие составу соединения С, и две эвтектические точки [ris], отвечающие эвтектикам, образуемым [ris] соответственно (рис. 5 ). Изотермы свойств имеют вид двух прямых, пересекающихся на ординате соединения С. Более сложные случаи диаграмм состояния Д. с. см. в приведённой ниже лит-ре.

Лит.: Курнаков Н. С., Избр. труды, т. 1 - 3, М., 1960 - 63; Вол А. Е., Строение и свойства двойных металлических систем, т. 1-2, М., 1959-62; Хансе н М., Андерко К., Структуры двойных сплавов, пер. с англ., М., 1962; см. также лит. при ст. Диаграмма состояния.

С. А. Погодин.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА, двойная истина, термин, обозначающий учение о разделении филос. и богословских истин, согласно к-рому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Учение о Д. и. возникло в ср. века, в эпоху распространения философии Аристотеля, когда обнаружилось, что ряд филос. положений аристотелевской системы противоречит догматам ислама и христианства. Наиболее влиятельным мыслителем, опиравшимся на учение о Д. и. в своей полемике с мусульм. богословами, был Ибн Рушд. Из этого же учения исходили и франц. аверроизм 13 в. (его главой в Парижском ун-те был Сигер Брабантский ), поедставители англ. номинализма (Иоанн Дунс Скот, У. Оккам). Широкое распространение учение о Д. и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, па-дуанская школа аверроистов и др. ). Учение о Д. и. способствовало развитию рационализма.

ДВОЙСТВЕННОСТИ ПРИНЦИП, принцип, формулируемый в нек-рых разделах математики и заключающийся в том, что каждому верному утверждению этого раздела отвечает двойственное утверждение, к-рое может быть получено из первого путём замены входящих в него понятий на другие, т. н. двойственные им понятия.

1) Д. п. формулируется в проективной геометрии на плоскости. При этом двойственными понятиями являются, напр., " точка" и " прямая", " точка лежит на прямой" и " прямая проходит через точку". Каждой аксиоме в проективной геометрии на плоскости формулируется двойственное предложение, к-рое может быть доказано с помощью этих же аксиом (этим обосновывается Д. п. в проективной геометрии на плоскости). Двойственными утверждениями в проективной геометрии на плоскости являются известные теоремы Паскаля и Брианшона. Первая из этих теорем утверждает, что во всяком шестивершиннике, вписанном в линию 2-го порядка, точки пересечения противоположных сторон лежат на одной прямой (рис. 1). Вторая теорема утверждает, что во всяком шестистороннике, описанном около линии 2-го порядка, прямые, соединяющие противоположные вершины, пересекаются в одной точке (рис. 2 ).

[ris]



2 ) Д. п. в абстрактной теории множеств. Пусть дано множество М. Рассмотрим систему всех его подмножеств Л, В, С и т. д. Справедливо следующее предложение: если верна теорема о подмножествах множества М, к-рая формулируется лишь в терминах операций суммы, пересечения и дополнения, то верна также и теорема, получающаяся на данной путём замены операции суммы и пересечения соответственно операциями пересечения и суммы, пустого множества Л - всем множеством М, а множества М - пустым множеством Л. При этом дополнение суммы заменяется пересечением дополнений, а дополнение пересечения - суммой дополнений.

Пример 1. Верному соотношению

[ris]

двойственно соотношение (также верное )

Пример [ris] 2. Верному соотношению

[ris]

двойственно соотношение (также верное )

[ris]

где [ris] - дополнения множеств [ris] во множестве [ris] - сумма множеств А и В, А U В- их пересечение.

3 ) Д. п. имеет место в математической логике (в исчислении высказываний и в исчислении предикатов).

4) О топологич. законах двойственности см. Топология.

Лит.: Ефимов Н. В., Высшая геометрия, 4 изд., М., 1961; Александров П. С., Введение в общую теорию множеств и функций, М.- Л., 1948; Гильберт Д. иАккерман В., Основы теоретической логики, пер. с нем., М., 1947.

ДВОЙСТВЕННЫЙ ТАРИФ, см. в ст.

Таможенные тарифы.

ДВОР, огороженный участок земли, на к-ром расположены постройки одного хозяйства. У мн. народов, в т. ч. у русских, слово " Д." часто употребляется в том же смысле, что и " хозяйство" (см. Крестьянский двор, Колхозный двор). Различают Д. открытые, не имеющие кровли, и крытые, чаще всего служащие для содержания скота и нередко непосредственно примыкающие к жилым постройкам; крытые Д. распространены у русских (в сев. и центр. районах). Соединения крытого Д. с жилым домом рус. крестьяне наз. связью. При " однорядной" связи Д. располагается непосредственно за избой, составляя как бы её продолжение; при " дву-рядной" - Д. и жилой дом образуют 2 параллельных ряда. Встречается также чпоперечная" и " покоеобразная" (в виде буквы П) связь. В совр. деревне скотные Д. располагаются преим. вдали от жилых построек.

ДВОР РУДНИЧНЫЙ, совокупность горных выработок около шахтного ствола, предназначенных для обслуживания подземного хозяйства и соединяющих ствол с гл. откаточными и вентиляционными выработками (см. Околоствольный двор).

ДВОРЕЦ (от " княжий двор" - жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только властителя, позднее - представителей высших слоев общества (см. также Замок, Палаццо); в 13-15 вв. Д. стали наз. также важнейшие здания органов гос. власти, а с 19 в.- особо значит. сооружения различного обществ. назначения. Для дворцового строительства разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного иск-ва. Д. обычно отличаются крупными размерами, монументальными формами. В рабовладельч. деспотиях Востока и в вост. части Средиземноморья строительство Д. было во многом связано с задачами представительности и гос. идеологии и сыграло существ. роль в развитии архитектуры. Во Д. егип. фараонов (напр., Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э. ) превалировали помещения для торжеств. приёмов и церемоний, Д. крито-микенской эпохи (кносский Д. на о. Крит, 20-15 вв. до н. э. ) при большом числе дворов и постепенной пристройке множества помещений составляли сложнуюкомпозицию внутр. пространств. В персидских Д. (в Персеполе, 6-4 вв. до н. э. ) сохранились руины торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.
[ris]

Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20-15 вв. до н. э. Разрез (по х-у) и план: а - двор; 6 - жилая часть; в - главная лестница; г - " восточный бастион"; д - склады керамики; е - юго-западный портик; ж - западная пристройка; з - пропилеи; и - западные склады; к - арсенал; л - театр; м - северный зал; о - " старая крепость"; п - тронный зал; р - ступенчатый портик; с - святилище.

Новая важная фаза в развитии архитектуры Д. с заранее продуманной композицией начинается с постройки Д. римского имп. Августа (14 г. н. э. ); за ним последовали Д. др. императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме[отсюда лат. назв. Д.- palatium, лёгшее в основу соответств. терминов в языках романской группы - palazzo (итал. ), раlais (франц. ), возможно, русского - палата]. Римские Д. отличались строгой симметрией осн. репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец Флавиев, 1 в. н. э. ), к-рые располагались вокруг одного или неск. дворов, превращённых в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, к-рые создавали стройную систему соподчинённых внутр. пространств (" Золотой дом" Нерона, 1 в. н. э. ). Величеств. руины этих Д. поражают размахом, монументальностью, грандиозностью масштабного строя.

Влияние развитых в римских Д. архит. приёмов сказалось в архитектуре Д. императоров и наместников в римских ев-роп., азиат. и афр. провинциях, а также в странах, входивших в Визант. империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художеств. традициям [дворец Диоклетиана в Сплите (ок. 300 ), Большой дворец (4-6 вв. ) и Буколеон (5-8 вв. ) в Константинополе]. Мавританская архитектура 13-14 вв., отличавшаяся изощрённостью и богатством декора (Д. в Сицилии, Альгамбра в Гранаде и др. ), оказала частичное влияние на развитие дворцовой архитектуры Европы (особенно Испании ).

С развитием ср.-век. городов-республик в Европе появились Д. органов муниципального самоуправления и должностных лиц (напр., в Италии: Палаццо Пуб-лико в Сиене, 1297-1310, Дворец дожей в Венеции, Палаццо делла Синьория, или Веккьо, во Флоренции, 13-15 вв. ). Наряду со светской знатью Д. строили также представители духовенства (папские Д. в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; патриаршие и архиерейские палаты на Руси ). Монументальные Д. 15-16 вв. с просторными внутр. дворами, с помещениями для библиотек, залами для собраний живописи, уникальных предметов и т. д., нередко занимавшие целый квартал города, оказали (в эпоху абсолютных монархий ) значит. влияние на формирование нового типа Д.- королевского, императорского, царского, в к-ром парадная репрезентативность получила дальнейшее развитие (Эскориал близ Мадрида, 16 в.; Лувр в Париже, 16- 18 вв. ). Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада, побуждавшая посетителя к движению, в ходе к-рого перед ним раскрывались всё новые архитектурно-пространств. эффекты. Композиция фасада строилась на сопоставлении гладких стен, украшенных колоннадами, и сильно выступающих ризалитов, к-рые как бы связывали здание с окружающим пространством. Расположенные, как правило, на гл. планировочной оси площади, парка, сада, здания, Д. доминируют над окружающим пространством (Версаль; Бленим в Оксфордшире, Англия, 1705-24; Шёнбрунн в Вене, 1695-1749; Палаццо Реале в Ка-зерте близ Неаполя, с 1752). Тот же принцип вполне самостоятельно разрабатывался во дворцовой архитектуре Востока (Императорский дворец в Пекине - огромный комплекс жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции).

В рус. дворцовых комплексах 12-17 вв. ярко выражена такая нац. черта архитектуры, как живописность пространств. композиции, в к-рой органически сочетались различные по функцион. назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Д. в Боголюбове, 12 в.; Теремной Д. Моск. Кремля, 17 в.; деревянный Д. в Коломенском, 17 в.). Д. 18-нач. 19 вв. грандиозностью размеров, сложностью и в то же время чёткостью объёмно-пространств. структуры близки зап.-европ., но отличаются звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева, многочисленные загородные царские Д. и Д. в дворянских усадьбах ).

[ris]

Вверху - Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1792 - 96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу- дворец (1695-1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744-49, архитектор Н. Пакасси) и парк (ок. 1705-06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 - почётный двор; 2 - бассейны; 3 - проходной зал; 4 - цветник; 5- павильон " Глориетта"; 6 - оранжерея; 7 - " Тирольский сад"; 8 - " Грот Нептуна"; 9 - сад; 10 - театр; 11- ботанический сад; 12 - бассейн с группой наяд; 13 -" Римская руина"; 14 - зверинец.

С сер. 19 в. Д.- крупные, часто роскошно отделанные общественные здания различного назначения (" Хрустальный дворец" на Всемирной выставке в Лондоне, 1851; Дворец спорта в Риме, 1960; и др. ). Термин " Д." не связывается теперь с определённым типом сооружения. Многофункциональные Д. спорта трансформируются, например, в хоккейный или водный стадион, аудиторию, выставочный зал. В сов. архитектуре появились новые типы Д.- Д. съездов в Моск. Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников, Д. искусств (в Ташкенте, 1968 ), Д. бракосочетаний (в Тбилиси, 1964 ). Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары, многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчинённые центральному помещению: во Д. пионеров это Ленинский зал, во Д. искусств - выставочный зал, во Д. бракосочетаний - зал торжественных актов.

Илл. см. на вклейке, табл. LII (стр. 544-545 ).

Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1 - 2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков, [М.], 1938; Swoboda К. М., Romische und romanische Palaste, W., 1924; Chierici G., 11 palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3, Mil., [1952-57]. В. Ф. Маркузон.

ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ в Венеции, прославленный памятник архитектуры Италии. В сочетании с собором и библиотекой Сан-Марко и другими зданиями образует главный архитектурный ансамбль города. Бывшая резиденция дожей, с кон. 18 в.- музей. Обращён юж. фасадом в сторону лагуны, западным - к Пьяццетте. Сооружён в 14- 15 вв. в стиле венецианской готики (юж. корпус -14 в.; зап. корпус -1424-42, арх. Дж. и Б. Бон ). В кон. 15-16 вв. частично перестроен в стиле ренессанса [вост. корпус, внутр. двор и т. н. Лестница гигантов со статуями работы Я. Сансо-вино (1554 ) -1484-1501, арх. А. Риццо]. В зале Большого Совета (построен в 14 в. ) и др. залах - панно и картины Веронезе, Тинторетто, Дж. Б. Тьеполо и др. венецианских художников. Илл. см. т. 4, табл. XLVIII.

Лит.: Вassi E., Trintanato E. R., 11 Palazzo Ducale.... Mil., 1960.

ДВОРЕЦ СПОРТА, одно из названий крытого архит. сооружения, предназначенного для проведения спорт. соревнований, физкультурных выступлений, а также зрелищных и общественно-массовых мероприятий. В СССР крупные Д. с. построены в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и др. городах. См. также Зрелищно-спортивный универсальный зал.

ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ, см. Кремлёвский Дворец съездов.

ДВОРЕЦКИЙ, 1 ) в Рус. гос-ве 15-17 вв. глава дворцового управления; с 17 в.- придворный титул. 2 ) Управляющий хозяйством в помещичьих имениях и гор. помещичьих особняках в России 18 - нач. 20 вв.

ДВОРЖАК (Dvorak ) Антонин (8.9.1841, дер. Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, - 1.5.1904, Прага ), чешский композитор. В детстве Д. воспринял нац. муз. традиции, занимаясь с местным учителем (церк. органистом и композитором, т. н. кантором ); в 1854-57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фп. и органе ), в 1857-58- в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862- в оркестре " Временного театра". Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чеш. нар. песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862 ). Народный характер музыки и патриотич. тематика кантаты " Гимн" (текст В. Галека " Наследники Белой Горы", соч. 1872, исп. 1873 ) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, к-рый высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произв. Среди сочинений Д. 1870-х гг. неск. опер, " Моравские дуэты", " Stabat Mater", 1-я серия " Славянских танцев" для оркестра, к-рыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом ). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произв.: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880 ), увертюры " Моя Родина" (1882 ) и " Гуситская" (1883 ), оратория " Святая Людмила" - первая в чеш. музыке (1886 ), а также камерно-инструментальные и хоровые соч., 2-я серия " Славянских танцев" (1886 ) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чеш. народа, подвигами нац. героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась обществ.-пед. деятельность Д. (среди учеников - В. Но-вак, О. Недбал и Й. Сук ). Д.- почётный '• доктор философии Карлова ун-та, чл. Чеш. академии наук и иск-в (1890 ), с 1891 проф. Пражской консерватории, с 1901- её директор, в 1892-95 (с перерывом ) директор Нац. консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, к-рые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматич. 9-й симфонии - " Из Нового Света" (1-е исполнение - Нью-Йорк, 1893 ); в ней использованы нек-рые негритянские и индейские мело-дич. и ритмич. обороты в сочетании с элементами слав., чеш. песенности. Один из основоположников чеш. нац. муз.классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и нар. быта (циклы из 6 фп. дуэтов " Из чешского леса", фп. пьесы " Поэтические картины" ), сказочные нар.-поэтич. мотивы (опера " Чёрт и Кача", 1899, симф. поэмы на сюжеты чеш. нар. сказок и легенд-" Водяной ", " Полуденница", " Голубок", 1896, " Богатырская песнь", 1897, и др. ).

Оперы Д. составляют основу чеш. нац. оперного репертуара. Ему принадлежат нар. бытовые оперы " Упрямцы" (1874 ) и " Хитрый крестьянин" (1877 ); лирич. опера-сказка " Русалка" (пост. 1901- одна из популярнейших чеш. опер ); " Якобинец" (пост. 1889 ); " Дмитрий" (соч. 1882; на сюжет из рус. истории, но с идеализированным образом Самозванца ); " Армида" по Т. Тассо (пост. 1904 ). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симф. и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чеш. нар. песни в крест. устной традиции особенно ярко проявилась в обработках нар. славянских (чеш., словацких, серб., польск., укр. ) танцев-" Славянские танцы" (для оркестра и для фп. дуэта ) и " Славянские рапсодии", в к-рых отразилось интонационно-ритмич. своеобразие муз. творчества славянских народов. Связи со славянской песеннотанцевальной музыкой ощущаются и в многочисл. камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио " Думки" ). Ярко нац. по колориту соч. Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танц. чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодич. богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Междунар. фестивалях " Пражская весна" проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собр. муз. соч. издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в нач. 1970-х гг. ). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые соч. (в т. ч. месса, реквием ), 9 симфоний, 5 симф. поэм (1896-97 ), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875 ), концерты с оркестром для фп. (1876 ), скрипки (1880 ) и виолончели (1895 ), инструментальные и вокальные ансамбли; фп. пьесы, хоры, песни.

Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, " Советское искусство", 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М.- Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, " Музыкальная жизнь", 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М-, 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967;.5 о-urek О., 2ivot a dilo Antonina Dvoraka, sv. 1-4, Praha, 1954-57; Hughes G., Dvorak. His life and music, N. Y., 1967.

И. Ф. Бэлза.

ДВОРЖАК (Dvorak ) Макс [24.6.1874, Раудниц, Австро-Венгрия, ныне Роуднице, Чехословакия, -8.2.1921, замок Грусбах (Грушовани ) близ Зноймо, Чехословакия], австрийский историк искусства, чех по национальности. Учился в ун-тах в Праге и Вене; с 1902 преподавал (с 1909 проф. ) в Венском ун-те; член венской АН, представитель т. н. венской школы искусствознания. В своих трудах, посв. гл. обр. иск-ву средневековья. Возрождения, барокко, Д. мастерски прослеживает и обосновывает зависимость иск-ва от духовной жизни эпохи, её философии, эстетики, теологич. воззрений. Стоя на идеалистич. позициях, Д. рассматривал историю иск-ва как " историю духа".

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 5, Munch., 1924 - 29; в рус. пер.- Очерки по искусству средневековья, М.- Л., 1934. Лит.: Nеumann J., Das Werk M. Dvoraks und die Gegenwart, в кн.: Acta Historiae Artium, Bd 8, fasc. 3-4, Bdpst, 1962.

ДВОРИЩЕ, 1 ) древнерусская форма коллективного землевладения и одновременно сельское поселение родственной группы людей. Термин " Д." встречается с 12 в. в др.-рус. документах, а с 16 в.- в Белоруссии, где Д. состояло из одного или неск. " дымов" (дворов ). Члены Д. сообща и общим инвентарём вели хоз. работы, а урожай распределяли уравнительно. Первоначально Д. представляло собой большую семью, к-рая с течением времени распадалась на малые, а затем превращалась в соседскую общину. Белорус. Д. соответствовали: сев.-великорус. печище, укр. сябры, юж.-слав. задруга, задружна куча и др. Слово " Д." сохранилось до наст. времени в сев. областях СССР в значении: дом, двор, усадьба. 2 ) Место, где когда-то был двор.

Лит.: Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963.

ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ, 1 ) в Др. Руси - лица, входившие в число придворных великих и удельных князей (бояре, окольничьи и др. ). 2 ) Категория крепостного населения в России с кон. 17 в. до отмены крепостного права (1861 ). Д. л.- крепостные крестьяне, лишённые зем. наделов. Большинство их жило в господских дворах и находилось почти в рабском положении. Выполняли работы по обслуживанию и развлечению барской семьи. Широко были распространены продажа и обмен Д. л. Со 2-й пол. 18 в. помещики стали чаще переводить Д. л. для работы на мануфактурах ц заводах. Накануне реформы 1861 составляли ок. 6, 8% от общего числа крепостного населения. При освобождении в 1861 крестьян от крепостной зависимости Д. л. не имели права на получение зем. наделов.

Лит.: Семевский В. И., Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II, ч. 1, СПБ, 1881; 3айончковский П. А., Отмена крепостного права в России., 3 изд., М., 1968.

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ в Ленинграде, главная площадь города, осн. звено в системе ансамблей центра Ленинграда. Начало формированию площади положило строительство Зимнего дворца (1754-62, арх. В. В. Растрелли ). В кон. 18 в. юж. сторона площади была реконструирована по проекту Ю. М. Фельтена, наметившего её дугообразную форму, окончательно закреплённую строительством грандиозного ампирного здания Главного штаба (1819-29, арх. К. И. Росси ), с двойной триумфальной аркой, увенчанной монументальной колесницей. Арка Главного штаба вместе с Александровской колонной в центре площади придали ей торжеств., триумфальный характер, сделали ансамбль выдающимся памятником победы в Отечеств. войне 1812. С В. площадь ограничена зданием штаба гвардейского корпуса (1837-43, арх. А. П. Брюллов ), а с 3. раскрыта в сторону б. Адмиралтейской пл. (ныне Адмиралтейский проезд ), включаясь в единую анфиладу площадей центра города. Умелая организация пространства, соразмерность членений, различных архит. объёмов, единство масштаба, ритма и модуля обусловило создание целостного ансамбля зданий, разных по стилю. Девятого января 1905 на Д. п. была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация рабочих. В ночь с 25 на 26 окт. (7-8 нояб. ) 1917 на Д. п. произошёл решающий бой Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде. В сов. время Д. п.-место проведения демонстраций и парадов в дни революц. праздников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.