Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 9 страница. В резолюции Об антисоветских партиях и течениях конференция указала на опасность активизации бурж






В резолюции " Об антисоветских партиях и течениях" конференция указала на опасность активизации бурж. элементов, к-рые возрождались в первый год нэпа, и дала классовую оценку сменовеховству как идеологии, появившейся у части бурж. интеллигенции. Конференция мобилизовала партию и рабочий класс на активизацию борьбы со всеми враждебными Сов. власти партиями и течениями, рассматривавшими нэп как возврат к капитализму, как начало перерождения Сов. власти, и указала, что одной из ближайших задач Коммунистич. партии является усиление идеологич. работы партии, борьбы против бурж. идеологии.

Конференция приняла новый Устав партии, в котором были установлены три категории вступающих в РКП(б ) в зависимости от социального положения, что обеспечило в тех условиях отбор в партию лучших людей из рабочих и трудящихся крестьян и затрудняло приём лиц из непролетарских слоев населения.

Лит.: Всероссийская конференция РКП(б). Постановления и резолюции, М., 1922.

А. Ф. Данилевский.

ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ (Leges duodecim tabularum), свод законов Др. Рима, созданный, согласно традиции, особо избранными коллегиями децемвиров в 451-450 до н. э. Представлял собой запись обычного права рим. общины. Название Д. т. з. связано с тем, что они были записаны на 12 досках, выставленных на городской площади. Текст Д. т. з. не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях рим. писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.).

Д. т. з. содержали постановления, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражд. праву, нек-рым полицейским правилам. Суд. процесс по имуществ. спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьёй - частным лицом, назначенным для окончат. решения спорного случая. Для имуществ. отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную, а также разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и пр. ). Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи - paterfamilias.

3. М. Черниловский.

ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА, начальный отрезок тонкой кишки (от выходного отверстия желудка до тощей кишки, см. рис. ), чётко обособленный у человека и млекопитающих животных, а также у птиц. Длина Д. к. у человека ок. 25-30 см (ок. 12 поперечников пальца, отсюда назв. ), ёмкость 150-250 мл. Стенка Д. к. состоит из 3 слоев: внутр.- слизистой оболочки, ср.- мышечной оболочки и наружного - серозной оболочки (см. Кишечник). Слизистая оболочка образует многочисл. поперечные складки, поверхность её усеяна ворсинками; в ней имеются клетки, вырабатывающие кишечный сок, в к-ром содержатся ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы, а также энтерокиназа, превращающая неактивный фермент поджелудочного сока - три-псиноген в активный трипсин. В стенке верхней части Д. к. имеются т. н. брун-неровы железы, по своему строению и составу отделяемого сока близкие к железам привратниковой части желудка. В полость Д. к. открываются общим отверстием выводные протоки поджелудочной железы и печени. Кислая пищевая кашица (хилус ), перешедшая из желудка, продолжает перевариваться в Д. к. под влиянием ферментов поджелудочного и кишечного соков, имеющих щелочную реакцию. Белки расщепляются до аминокислот, углеводы - до моносахаридов, жиры - до глицерина и жирных кислот. Жёлчь способствует перевариванию жиров и их всасыванию. Через стенки ворсинок продукты расщепления белков и углеводов поступают в кровь, продукты расщепления жиров - в лимфу. В стенке Д. к. образуется неактивное вещество - просекретин, к-рое под влиянием соляной к-ты, поступающей из желудка, превращается в биологически активное вещество - секретин; последний, попадая в кровь, возбуждает при участии симпатич. нервной системы отделение поджелудочного сока (см. Пищеварение). Наиболее частое заболевание Д. к.- язвенная болезнь.

[ris]

Двенадцатиперстная кишка и поджелудочная железа человека: 1 - верхняя горизонтальная часть кишки; 2 - отверстие добавочного выводного протока поджелудочной железы; 3 - нисходящая часть кишки; 4 - отверстие выводных протоков поджелудочной железы и печени; 5 - нижняя горизонтальная часть кишки; 6 - выводные протоки поджелудочной железы; 7- восходящая часть кишки; 8 - поджелудочная железа; 9 - жёлчный проток; 10 - воротная вена.



ДВЕНАДЦАТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ, состоялся в Москве 7-16 мая 1925. Присутствовало 1634 делегата, в т. ч. с решающим голосом 1084. В числе делегатов было 1292 коммуниста. Съезд обсудил доклады Нар. комиссариата здравоохранения (Н. А. Семашко ), Нар. комиссариата финансов (Н. А. Милютин ), Нар. комиссариата земледелия (А. И. Свидерский ), доклад об изменении текста Конституции РСФСР (Д. И. Курский ), доклад о выходе Туркестанской АССР из состава РСФСР и образовании Туркм. и Узб. союзных республик (А. С. Киселёв); избрал ВЦИК. По предложению фракции РКП(б) с порядка дня съезда был снят доклад пр-ва РСФСР, в связи с тем, что весь состав Всеросс. съезда мог принять участие в работе Третьего съезда Советов СССР (1925), в повестке дня которого стоял отчёт пр-ва СССР.

Съезд одобрил внеш. и внутр. политику пр-ва РСФСР; отметил успехи, достигнутые пром-стью и с. х-вом; наметил программу мероприятии, рассчитанную на дальнейшее развитие с. х-ва (снижение единого с.-х. налога на 40% и др.); принял решение об увеличении гос. ассигнований на улучшение мед.-сан. дела в нац. республиках и областях, о воспитании нац. кадров мед. работников. Съезд одобрил постановление 2-й сессии ВЦИК 11-го созыва от 14 окт. 1924 о предоставлении узбекам, туркменам, киргизам и таджикам, населявшим Туркестан, права выхода из состава Туркестанской АССР и образования новых сов. социалистич. республик и областей по нац. признаку. Съезд утвердил новую Конституцию РСФСР.

Лит.: Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб. документов, т. 4, ч. 1, М., 1962, с. 32-70.

ДВЕНАДЦАТЫЙ СЪЕЗД РКП(6), состоялся в Москве 17-25 апр. 1923. Присутствовало 408 делегатов с решающим голосом, 417 - с совещат. голосом, представлявших 386 тыс. членов партии. Состав делегатов съезда (с правом решающего голоса): по социальному составу - 53% рабочих, 29, 7% служащих, 1, 9% крестьян, прочих 15, 4%; по образованию - 20, 9% с высшим образованием, 29, 4% со средним, 49, 7% с низшим образованием; по возрасту - от 20 до 29 лет 34, 6%, от 30 до 39 лет 52, 9%, от 40 до 49 лет 10, 5%; по парт. стажу - 59, 2% делегатов вступили в партию до Февр. бурж.-демократич. революции, а всего 80, 1% делегатов - до Великой Окт. социалистич. революции.

Порядок дня: Отчёт ЦК: а) политический отчёт ЦК (докладчик Г. Е. Зиновьев ) и б ) организационный отчёт ЦК (докладчик И. В. Сталин ); Отчёт ревизионной комиссии (докладчик В. П. Ногин ); Отчёт ЦКК (докладчик М. Ф. Шкирятов ); Отчёт Российского представительства в Исполкоме Коминтерна (докладчик Н. И. Бухарин ); О промышленности (докладчик Л. Д. Троцкий ); Налоговая политика в деревне (докладчик Л. Б. Каменев; содоклады М. И. Калинина, Г. Я. Сокольникова ); О районировании (докладчик А. И. Рыков ); Национальные моменты в партийном и гос. строительстве (докладчик И. В. Сталин ); Выборы центр. учреждений.

В. И. Ленин вследствие болезни не мог принимать непосредственного участия в работе съезда. Своими выступлениями в нояб.- дек. 1922 на 4-м конгрессе Коминтерна, на пленуме Моск. совета, статьями " Странички из дневника", " О кооперации", написанными и продиктованными в янв.- февр. 1923, а также непосредственно обращёнными к 12-му съезду работами " Как нам реорганизовать Рабкрин (Предложение XII съезду партии ) " и " Лучше меньше, да лучше" Ленин осветил важнейшие задачи, стоявшие перед партией и Сов. властью, перспективы победоносного строительства социализма. Эти указания В. И. Ленина были положены в основу решений съезда. Подводя итоги работы партии за два года нэпа, съезд одобрил политич. и организационную линию ЦК, его внутр. и междунар. политику. Решительный отпор был дан К. Б. Радеку и Л. Б. Красину, не верившим в возможность собственными силами справиться с восстановлением и строительством х-ва страны и предлагавшим пойти на большие уступки иностранным капиталистам. Съезд отверг также предложения Бухарина и Сокольникова о частичной отмене монополии внеш. торговли. На съезде был подробно обсуждён вопрос о роли партии в руководстве Сов. государством. В соответствии с указаниями Ленина по совершенствованию сов. и парт. аппарата состав ЦК партии был расширен, ЦКК и РКИ слиты; ЦКК - РКИ поручалось охранять единство партии, всемерно содействовать улучшению работы гос. аппарата, для чего рекомендовалось привлекать рабочих с производства. Съезд подчеркнул необходимость усиления партийного руководства всей сов. и хоз. работой: " Еще ближе к хозяйству, еще больше внимания, руководства, сил хозорганам, - таков лозунг партии на ближайший период" (" КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с. 406 ). Съезд отверг имевшие место в выступлениях Троцкого, Зиновьева, Преображенского, Осинского, Ларина и др. попытки противопоставить партию государству и государство рабочему классу, ослабить руководящую роль партии по отношению к гос. и хоз. аппарату.

При рассмотрении вопроса о пром-сти были отмечены бесспорные успехи её роста, значит. улучшение положения рабочих. Но общее состояние пром-сти оставалось тяжёлым. Поэтому внимание партии было обращено на вопросы планового развития хозяйства страны.

Ещё до съезда, при утверждении проекта тезисов доклада о пром-сти, ЦК РКП(б ) пришлось вести упорную борьбу против Троцкого по основным по-литич. вопросам: о взаимоотношении пролетариата и крестьянства, пром-сти и с. х-ва. Троцкий предлагал закрыть крупнейшие заводы страны, имевшие оборонное значение (Путиловский, Брянский и др. ), как " нерентабельные". Он противопоставлял интересы пром-сти интересам крест. х-ва, призывая вести развитие пром-сти за счёт крестьянства, что привело бы к разрыву союза рабочих и крестьян. Проект тезисов, представленный Троцким, был расценен Политбюро ЦК РКП(б ) как документ, неправильно ориентирующий партию в основных вопросах текущего момента и приводящий к ликвидации руководящей роли партии. Проект был подвергнут ЦК РКП(б ) коренной переделке. В принятых съездом решениях указывалось, что только тяжёлая индустрия может явиться прочным фундаментом социалистич. строительства, что " только развитие промышленности создает незыблемую основу пролетарской диктатуры" (там же, с. 410 ), что в тесной связи с этим "..стоит важнейшая политическая задача партии, определяющая весь исход революции: с величайшим вниманием и тщательностью оберегать и развивать союз рабочего класса с крестьянством" (там же, с. 405 ).

Проводя линию на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, съезд принял решения: " О налоговой политике в деревне" и " О работе РКП в деревне". В решениях съезда указывалось на необходимость вести усиленную работу по укреплению с.-х. кооперации; в качестве одной из форм укрепления влияния рабочего класса на крестьян признавалось шефство города над деревней.

Большое внимание съезд уделил нац. вопросу, руководствуясь принципами ленинской нац. политики, изложенными в письме В. И. Ленина " К вопросу о национальностях или об автономизации" (дек. 1922 ), к-рое было оглашено по делегациям съезда. В резолюции съезда были конкретизированы ленинские идеи создания добровольного союзного Сов. гос-ва - СССР. В решении по нац. вопросу съезд отметил междунар. значение нац. политики партии, правильного решения нац. вопроса в СССР как вдохновляющего примера для нац.-освободит. движения народов колон. и полуколон. стран, борющихся против колониализма и империализма. Съезд подчеркнул необходимость ликвидации унаследованного от прошлого хоз. и культурного неравенства между народами Сов. страны, призвал партию к решит. борьбе с пережитками великорусского шовинизма и местного национализма. Особенно острое проявление местного национализма в тот период имело место в Грузии. Груз. национал-уклонисты - Б. Г. Мдивани, М. С. Окуджава и др., выступали против создания Закавказской федерации и по отношению к др. народам Закавказья проводили шовинистич. политику. Неправильную позицию по ряду вопросов нац. политики занимали X. Г. Раковский, Н. И. Бухарин и др., к-рые отрицали опасность местного национализма. В ходе развернувшейся на съезде дискуссии, в к-рой приняли участие М. В. Фрунзе, Г. К. Орджоникидзе, А. И. Микоян, М. Д. Орахелашвили, Ж. 3. Элиава, А. С. Енукидзе и др., ошибочная линия национал-уклонистов была решительно осуждена съездом.

Съезд уделил большое внимание работе РКП(б ) среди молодёжи и женщин и принял по этим вопросам спец. решения. В резолюции по оргвопросу съезд особо отметил значение работы Йстпарта [Комиссии по изучению истории РКП(б ) и Окт. революции]. Съезд избрал ЦК в составе 40 чл. и ЦКК в составе 50 чл. Лит.: Двенадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчет, М., 1968.

С. И. Елкина.

ДВЕНАДЦАТЬ ПРАЖСКИХ СТАТЕЙ, программа, выдвинутая таборитами 5 августа 1420. Выражала чаяния гор. бедноты, мелких ремесленников и крестьян. Д. п. с. требовали уничтожения роскоши, нравств. зла и т. п. Ряд статей был направлен против католич. церкви (отмена иконопочитания, платежей священникам). Главная, седьмая статья содержала требование отмены " языч. и нем. права", что в понимании таборитов означало отмену феод. права и всей гор. юрисдикции и было направлено против патрициата. Это было, по существу, требованием революционного установления в Праге общины равных, подобно общине Табора.

ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ швабских крестьян, наиболее распространённая обобщённая программа крест. требований во время Крестьянской войны 1524-26 в Германии.

ДВИГАТЕЛЬ, энергосиловая машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механич. работу. В зависимости от типа Д. работа может быть получена от вращающегося ротора, возвратно-поступательно движущегося поршня или от реактивного аппарата. Д. приводят в действие рабочие машины, транспортные средства сухопутного, водного, воздушного и кос-мич. назначения, производственно-тех-нологич. установки, коммунальные и бытовые приборы и т. п. Д., непосредственно преобразующие природные энергетич. ресурсы (топливо, энергию ветра, воды и др.) в механич. энергию, наз. первичными (паровые, ветряные, гидравлич. и др.). Наибольшую группу среди первичных Д. составляют тепловые двигатели, использующие химическую энергию топлива или атомную энергию. Д., преобразующие энергию первичных Д. в механич. работу, наз. вторичными (электрич., пневматич., нек-рые типы гидравлич. и др.). Устройства, отдающие накопленную механич. энергию, также относят к Д. (инерционные, пружинные, гиревые механизмы ). По назначению Д. разделяют на стационарные, т. е. установленные неподвижно; передвижные, используемые на движущихся рабочих машинах; транспортные, применяемые на различных видах транспортных средств.

Первым в истории человечества механич. Д. было водяное колесо, применявшееся для оросит. систем в странах Др. Востока, в Египте, Китае, Индии. В ср. века водяные колёса получили распространение в странах Европы как энергетич. база мануфактурного произ-ва. В этот же период широко применялись ветряные Д. Примерно с 13 в. предпринимались попытки создания вечного двигателя.

Переход к машинной технике, начавшийся с середины 18 в., требовал создания Д., не зависящих от местных источников энергии (воды, ветра и т. п. ). Первым Д., использующим тепловую энергию топлива, была поршневая пароатмо-сферная машина прерывного действия, появившаяся в кон. 17 - нач. 18 вв. (проекты франц. физика Д. Папена и англ. механика Т. Севери, усовершенствованные в дальнейшем Т. Ньюкоменом в Англии и М. Тривальдом в Швеции ). Паро-атмосферные Д. значит. распространения не получили. Проект универсального парового Д. был предложен в 1763 рус. механиком И. И. Ползуновым, к-рый сдвоил в своей машине цилиндры, получив Д. непрерывного действия. Вполне развитую форму универсальный тепловой Д. получил в 1784 в паровой машине англ. механика Дж. Уатта. Внедрение паровых машин обусловило независимость размещения пром. произ-ва от природных источников энергии и привело к быстрому развитию пром-сти на новой энергетич. основе. К 1880 мощность использовавшихся в мировом х-ве паровых машин превысила 26 млн. квт (35 млн. л. с.).

Во второй пол. 19 в. в процессе дальнейшего совершенствования энергетич. базы произ-ва были созданы два новых типа тепловых Д.: паровая турбина и двигатель внутреннего сгорания (Д. в. с. ). В паровых турбинах, получивших распространение после 1884 (патенты англ. учёного Ч. Парсонса, швед. изобретателя К. Лаваля ), энергия пара преобразуется в энергию вращающегося вала без кривошипно-шатунного механизма. Паровые турбины открыли широкие возможности наращивания мощности единичного агрегата и стали основным Д. крупных электрич. станций. С нач. 20 в. мощность паровых турбин непрерывно увеличивается, достигнув в 60-х гг. 20 в. 1200 Мвт в одном агрегате.

Первый практически пригодный Д. в. с. был сконструирован в 1860 франц. механиком Э. Ленуаром. В 1876 Н. Отто в Германии создал более совершенный 4-тактный газовый Д. По сравнению с паровой машиной Д. в. с., освобождённый от парокотельного агрегата, имел более высокий кпд, был более простым и компактным Д. В 1897 нем. инж. Р. Дизель, работая над повышением эффективности Д., предложил Д. в. с. с воспламенением от сжатия (см. Дизель). Дальнейшее усовершенствование этого Д. позволило применить в качестве дешёвого топлива нефть, в результате чего Д. в. с. становится экономичным стационарным Д. В то же время Д. в. с. получает широкое распространение на транспорте. В 60-е гг. 20 в. ок. 80% суммарной мощности всех существующих Д. падает на долю транспортных (см. Автомобильный двигатель, Судовой двигатель). Например, общая мощность автомобильных Д. во всех странах мира превысила 11 млрд. квт (15 млрд. л. с.).

Параллельно с развитием тепловых Д. совершенствовалась конструкция первичных гидравлич. Д., особенно гидротурбин (проекты франц. инж. Б. Фурнерона, амер. А. Пелтона, австр. В. Ка-плана и др. ). Создание мощных гидротурбин позволило строить гидроэнерге-тич. агрегаты большой мощности (до 600 Мвт) к создавать крупные ГЭС в местностях, где имеются большие реки, водопады и т. п.

Важнейшие сдвиги в развитии энерге-тич. базы пром. произ-ва были связаны с изобретением и применением двигателей электрических. В 1831 англ. физик М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, а в 1834 рус. учёный Б. С. Якоби создал первый электрич. Д. постоянного тока, пригодный для прак-тич. целей. Однако только с 70-х гг. 19 в. Д. постоянного тока получают широкое применение благодаря созданию источников дешёвой электроэнергии (генераторов постоянного тока ) и усовершенствованию конструкции Д. электротехниками А. Пачинотти в Италии и 3. Граммом в Бельгии. В 1888-89 рус. инж. М. О. Доливо-Доброволъскии создал трёхфазную короткозамкнутую асинхронную электрич. машину (см. Асинхронный электродвигатель). В последующие годы конструкция электрич. машин совершенствовалась, были созданы электрич. Д. в широком диапазоне мощностей - от долей вт до десятков Мвт. Асинхронные электрич. Д. просты в изготовлении, надёжны в эксплуатации, что обусловило их широкое распространение в пром-сти. Электропривод в 20 в. стал осн. фактором развития энергетики, обусловив постепенное её расчленение на две самостоятельные системы. Первичные Д. (напр., турбогенераторы, гидрогенераторы ) концентрируются преимущественно на тепловых электростанциях и ГЭС, а электрич. Д. образуют параллельную систему конечных приёмников тока, установленных на предприятиях различных отраслей народного х-ва. Электрич. Д. получают также широкое применение в бытовом обслуживании (швейные, стиральные, кухонные машины, холодильники, электробритвы и т. п. ).

В первой пол. 20 в. были созданы новые типы практически пригодных тепловых Д.- газовая турбина, реактивный двигатель, ядерная силовая установка. Газовые турбины стали основой авиац. двигателестроения (см. Авиационный двигатель), распространяются в локомоти-востроении (газотурбовозы ), на автомобилях и т. д. Реактивные Д. позволяют реализовать огромные мощности в одномагрегате. Суммарная мощность Д. ракеты, к-рая в 1961 вывела на орбиту первый космич. корабль " Восток", пилотируемый Ю. А. Гагариным, составляла 14 млн. квт (ок. 20 млн. л. с.), что примерно равно мощности всех электростанций СССР в 1948. Мощность Д. ракеты-носителя " Протон" (1965-68 ) превышала 45 млн. квт (ок. 60 млн. л. с.) (см. также Ракетный двигатель).

В пром-сти СССР св. 85% мощности сосредоточено в электрич. Д. и установках. В с. х-ве в 1968 на долю Д. в. с. приходилось ок. 90% общей мощности Д. (см. Тракторный двигатель). Мощность Д. в нар. х-ве СССР непрерывно растёт. В 1967 мощность выпущенных Д. увеличилась по сравнению с 1960 в 1, 8 раза и составила по паровым и гидравлич. турбинам 14, 7 млн. квт, по дизелям (без автотракторных) 11 млн. квт. В том же 1967 было выпущено св. 5 млн. электрич. Д. суммарной мощностью ок. 30 млн. квт.

Для обеспечения сложных по режиму условий работы применяется комбинирование Д. различных типов, напр. паровые турбины устанавливаются совместно с Д. в. с. или газовыми турбинами, разрабатываются проекты комбинированных ракетных Д., в к-рых сочетаются реактивные и жидкостные ракетные Д. (напр., тур-боракетные или ракетно-прямоточные).

Рост энергосистем, комплексная механизация и автоматизация произ-ва, совершенствование транспорта, расширение космич. исследований определяют пути дальнейшего развития Д. Непрерывно увеличивается мощность первичных Д. электрических станций, совершенствуется их конструкция, ведутся работы по созданию установок термоядерного синтеза, Д. внешнего сгорания, новых типов ракетных двигателей (ионных, плазменных, фотонных и др.). Для транспортного двигателестроения важными являются работы по созданию экономичных роторных беспоршневых и роторно-поршневых Д. в. с. (см., напр., Ванкеля двигатель), электрич. автомобильных и малогабаритных атомных Д. За рубежом (США) ведутся работы по использованию для автомобильного транспорта Д. внешнего сгорания (см. Стирлинга двигатель) в комбинации с электрич. Д. Важнейшим направлением развития энер-гетич. техники во второй пол. 20 в. является преобразование хим. и тепловой энергии топлива при помощи топливных элементов и магнитогидродинамических генераторов непосредственно в электрич. ток для питания Д. Развитие атомной энергетики, реактивной техники, безмашинных генераторов тока в соединении с Д. большой мощности откроет новые перспективы в развитии производит. сил общества.

Лит. см. при статьях об отдельных видах двигателей. А. А. Пархоменко.

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, тепловой двигатель, в к-ром хим. энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механич. работу. Первый практически пригодный газовый Д. в. с. был сконструирован франц. механиком Э. Ленуаром (1860). В 1876 немецкий изобретатель Н. Отто построил более совершенный 4-тактный газовый Д. в. с. По сравнению с паромашинной установкой Д. в. с. принципиально более прост, т. к. устранено одно звено энергетич. преобразования - пароко-тельный агрегат. Это усовершенствование обусловило большую компактность Д. в. с., меньшую массу на единицу мощности, более высокую экономичность, но для него потребовалось топливо лучшего качества (газ, нефть).

В 1880-х гг. О. С. Костович в России построил первый бензиновый карбюраторный двигатель. В 1897 нем. инж. Р. Дизель, работая над повышением эффективности Д. в. с., предложил двигатель с воспламенением от сжатия. Усовершенствование этого Д. в. с. на заводе Л. Нобеля в Петербурге (ныне " Русский дизель" ) в 1898-99 позволило применить в качестве топлива нефть. В результате этого Д. в. с. становится наиболее экономичным стационарным тепловым двигателем. В 1901 в США был разработан первый трактор с Д. в. с. Дальнейшее развитие автомобильных Д. в. с. позволило братьям О. и У. Райт построить первый самолёт с Д. в. с., начавший свои полёты в 1903. В том же 1903 рус. инженеры установили Д. в. с. на судне " Вандал", создав первый теплоход. В 1924 по проекту Я. М. Гаккеля в Ленинграде был создан первый удовлетворяющий практич. требованиям поездной тепловоз.

По роду топлива Д. в. с. разделяются на двигатели жидкого топлива и газовые. По способу заполнения цилиндра свежим зарядом - на 4-тактные и 2-тактные. По способу приготовления горючей смеси из топлива и воздуха - на двигатели с внеш. и внутр. смесеобразованием. К двигателям с внеш. смесеобразованием относятся карбюраторные, в к-рых горючая смесь из жидкого топлива и воздуха образуется в карбюраторе, и газосмесительные, в к-рых горючая смесь из газа и воздуха образуется в смесителе. В Д. в. с. с внеш. смесеобразованием зажигание рабочей смеси в цилиндре производится электрич. искрой. В двигателях с внутр. смесеобразованием (дизелях) топливо самовоспламеняется при впрыскивании его в сжатый воздух, нагретый до высокой темп-ры.

Рабочий цикл 4-тактного карбюраторного Д. в. с. совершается за 4 хода поршня (такта), т. е. за 2 оборота коленчатого вала. При 1-м такте - впуске поршень движется от верхней мёртвой точки (в. м. т.) к нижней мёртвой точке (н. м. т.). Впускной клапан при этом открыт (рис. 1) и горючая смесь из карбюратора поступает в цилиндр. В течение 2-го такта - сжатия, когда поршень движется от н. м. т. к в. м. т., впускной и выпускной клапаны закрыты и смесь сжимается до давления 0, 8-2 Мн/м 2 (8-20 кгс/см 2 ). Темп-pa смеси в конце сжатия составляет 200-400°С. В конце сжатия смесь воспламеняется электрич. искрой и происходит сгорание топлива. Сгорание име-

Рис. 1. Рабочий цикл 4-тактного карбюраторного двигателя.
[ris]

ет место при положении поршня, близком к в. м. т. В конце сгорания давление в цилиндре составляет 3-6 Мн/м2 (30-60 кгс/см2), а темп-ра 1600-2200°С.3-й такт цикла - расширение наз. рабочим ходом; в течение этого такта происходит преобразование тепла, полученного от сгорания топлива, в механич. работу.4-й такт - выпуск происходит при движении поршня от н. м. т. к в. м. т. при открытом выпускном клапане. Отработавшие газы вытесняются поршнем.

Рабочий цикл 2-тактного карбюраторного Д. в. с. осуществляется за 2 хода поршня или за 1 оборот коленчатого вала (рис. 2 ). Процессы сжатия, сгорания и расширения практически аналогичны соответствующим процессам 4-тактного Д. в. с. При прочих равных условиях 2-тактный двигатель должен быть в 2 раза более мощным, чем 4-такт-ный, т. к. рабочий ход в 2-тактном двигателе происходит в 2 раза чаще, однако на практике мощность 2-тактного карбюраторного Д. в. с. часто не только не превышает мощность 4-тактного с тем же диаметром цилиндра и ходом поршня, но оказывается даже ниже. Это обусловлено тем, что значит. часть хода (20-35% ) поршень совершает при открытых окнах, когда давление в цилиндре невелико и двигатель практически не производит работы; продувка цилиндра требует затрат мощности на сжатие воздуха в продувочном насосе; очистка пространства цилиндра от продуктов сгорания газов и наполнение его свежим зарядом значительно хуже, чем в 4-тактном Д. в. с.
[ris]

Рис. 2. Схема работы 2-тактногокарбюраторного Д. в. с. скривошипно-камерной продувкой: вверху - сжатие и наполнение кривошипной камеры; внизу - продувка и выпуск; 1 - свеча зажигания; 2 - поршень; 3 - продувочное окно; 4- выпускное окно; 5 - кривошипная камера; 6- карбюратор; 7- впускное окно; 8- головка цилиндра; 9 - цилиндр.

Рабочий цикл карбюраторного Д. в. с. может быть осуществлён при очень большой частоте вращения вала (3000- 7000 об/мин). Двигатели гоночных автомобилей и мотоциклов могут развивать 15 000 об/мин и более. Нормальная горючая смесь состоит примерно из 15 частей воздуха (по массе ) и 1 части паров бензина. Двигатель может работать на обеднённой смеси (18: 1 ) или обогащённой смеси (12: 1 ). Слишком богатая или слишком бедная смесь вызывает сильное уменьшение скорости сгорания и не может обеспечить нормального протекания процесса сгорания. Регулирование мощности карбюраторного Д. в. с. осуществляется изменением количества смеси, подаваемой в цилиндр (количественное регулирование). Большая частота вращения и выгодные соотношения топлива и воздуха в смеси обеспечивают получение большой мощности в единице объёма цилиндра карбюраторного двигателя, поэтому эти двигатели имеют сравнительно небольшие габариты и массу [1-4 кг/квт (0, 75-3 кг/л. с.)]. Применение низких степеней сжатия обусловливает умеренные давления в конце сгорания, вследствие чего детали можно делать менее массивными, чем, напр., в дизелях. При увеличении диаметра цилиндра карбюраторного Д. в. с. возрастает склонность двигателя к детонации, поэтому карбюраторные Д. в. с. не делают с большими диаметрами цилиндров (как правило, не более 150 мм). Примером карбюраторного Д. в. с. может служить двигатель ГАЗ-21 " Волга". Это 4-цилиндровый 4-тактный двигатель, развивающий мощность 55 квт (75 л. с.) при 4000 об/мин и степени сжатия 6, 7. Удельный расход топлива на наиболее экономичном режиме составляет 290 г/(квт*ч).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.