Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 5 страница. В стихах Г. отразились его колебания: он писал и масонские Гимны, и нелегальные революц






В стихах Г. отразились его колебания: он писал и масонские " Гимны", и нелегальные революц. стихи. Но гл. его герой - страдающая романтич. личность со " стихийностью" и роковой таинственностью чувств. В лирич. цикл " Борьба" (1857 ) входят лучшие стихи Г. (" О, говори хоть ты со мной...", " Цыганская венгерка" ). Г. переводил Шекспира, Байрона, Гейне, Беранже. Его поэзия оказала влияние на А. А. Блока.

Соч.: Литературная критика, М-, 1967; Избр. произв., Л., 1959; Воспоминания, М. Л., 1930.

Лит.: А. А. Григорьев. Материалы для биографии, П., 1917; Егоров Б. Ф., Аполлон Григорьев - критик, " Уч. зап. Тартуского ун-та", 1960, в. 98 (имеется библ. критических статей Г.), 1961, в. 104.

Б. Ф. Егоров.

ГРИГОРЬЕВ Афанасий Григорьевич [10 (21). 1. 1782, слобода Васильевская, ныне Тамбовской обл., -1(13).5. 1868, Москва], русский архитектор. До 1804 крепостной. Учился у И. Д. Жилярди, затем в Кремлёвской архит. школе. С 1808 по 1840-е гг. был гл. архитектором моск. Воспитательного дома. Много работал вместе с Д. И. Жилярди. Яркий представитель моск. ампира, Г. способствовал созданию стилевого единства облика Москвы после пожара 1812 (дом Лопухина - Станицкой, ныне Музей Л. Н. Толстого на Кропоткинской ул., 1817-22; дом № 8 на ул. Мархлевского, 1843-44; церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, 1820-е гг., приписывается Г.). Построил также 3-ярусную церковь (1826-28, уничтожена нем. фашистами в 1941) и усадебный дом (ныне санаторий; 1830-е гг. ) в с. Ершово близ Звенигорода (Моск. обл. ). В последний период творчества работал в духе эклектической архитектуры сер. 19 в. Блестящий мастер чертежа, акварели, рисунка, Г. оставил большое архитектурно-графич. наследие.

Лит.: Архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев. Каталог выставки, М., 1969.

Е. А. Белецкая.

ГРИГОРЬЕВ Василий Николаевич (1852, Москва, -1925, там же ), русский статистик, экономист, публицист народ-нич. направления. Неоднократно подвергался адм. преследованиям, ссылке за революц. пропаганду. В 1882 принял участие в организации и деятельности стати-стич. бюро Рязанского губернского земства, но был сослан, а 4 тома его " Сборника статистических сведений по Рязанской губернии" уничтожены властями. С 1886 по 1917 работал в статистич. отделении Моск. гор. управы. Печатался в журн. " Юридический вестник", " Русская мысль", " Русские ведомости". Осн. работы Г.: " Предметный указатель материалов в Земско-статистических трудах с 1860-х гг. по 1917" (в. 1-2, 1926-27 ), " Кустарное замочно-ножевое производство Павловского района" (1881 ). В. И. Ленин, используя статистич. материалы из работ Г. в кн. " Развитие капитализма в России", критиковал последнего за идеализацию мелкого произ-ва.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 736.

ГРИГОРЬЕВ Иван Антонович (1902- 30.7.1942 ), один из организаторов партиз. борьбы в Карелии в период Великой Отечественной войны 1941-45, майор. Чл. КПСС с 1922. Род. в семье крестьянина-карела, в с. Паданы, ныне Карельской АССР. В 1919 добровольно вступил в Красную Армию. В нач. Вел. Отечеств. войны возглавил партиз. отряд, с окт. 1941 командовал батальоном особого назначения Карельского фронта, с февр. 1942-1-й партиз. бригадой. Бригада Г. за зиму 1941-42 провела 67 боевых операций в тылу противника. Летом 1942 бригада в течение 56 дней совершила 700-км рейд по тылам врага, уничтожив св. 750 солдат и офицеров противника. 30 июля бригада была окружена врагом в р-не Сегозёрских лесов. В бою на выс. 264, 9 Г. был четырежды ранен, но продолжал руководить отрядом. При прорыве из окружения и разгроме врага геройски погиб. Награждён орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Похоронен в с. Паданы.

ГРИГОРЬЕВ Иосиф Фёдорович (28.5. 1890, Петербург, -14.5.1949 ), советский геолог, специалист в области геологии рудных месторождений, акад. АН СССР (1946; чл.-корр. 1939 ). По окончании Петрогр. горного ин-та (1916 ) изучал Рудный Алтай; с 1918 работал в Геолкоме. С 1921 впервые в СССР начал читать в Горном ин-те курс минераграфии. В 1929-36 вёл курс рудных месторождений в Моск. горной академии. С 1933 работал в Геологич. ин-те АН СССР (в 1941-42 и 1947-49 директор ). В 1939-41 и в 1942-46 зам. пред. Комитета по делам геологии при СНК СССР. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 был чл. Комиссии по мобилизации природных ресурсов на нужды обороны страны.Участвовал в правительств. комиссиях по экспертизе и оценке рудных месторождений основных рудоносных провинций СССР. С именем Г. связано зарождение металлогенич. исследований в СССР. Разработал минераграфич. методы исследования руд и впервые дал классификацию структур руд. Награждён 2 орденами, а также медалями. Портрет стр. 332.

Лит.: Щербаков Д. И. [и др.], О научной деятельности акад. Иосифа Фёдоровича Григорьева, " Изв. АН СССР. Серия геологическая", 1965, № 11.

Ф. И. Вольфсон.

ГРИГОРЬЕВ Николай Петрович (1822 - 1886 ), участник кружка М. В. Петра-шевского. Поручик лейб-гвардии конно-гренадерского полка. Сын ген.-майора. Посещал также кружок С. Ф. Дурова. Принял участие в подготовке антиправительств. лит-ры для издания в подпольной типографии, задуманной петрашевцами, написал агитац. рассказ для солдат - " Солдатская беседа". По делу петрашевцев был приговорён к смертной казни, выведен на расстрел в присутствии своего полка 22 дек. 1849. По конфирмации отправлен на Нерчинскую каторгу. В 1856 выпущен на поселение и в 1857 в состоянии умственного расстройства отдан на попечение родных в Н. Новгород.

Лит.: Дело петрашевцев, т. 1 - 3, М-- Л., 1937-51; Лейкина-СвирскаяВ. Р., Петрашевцы, М., 1965.

ГРИГОРЬЕВ (наст. фам.- К а ц м а н ) Роман Григорьевич [р. 1(14 ). 10.1911, Никитовка, Донецкая обл.], советский кинорежиссёр, засл. деятель иск-в РСФСР (1965 ) и Узб. ССР (1964 ). Чл. КПСС с 1942. С 1933 работает на Центр. студии документальных фильмов (Москва ). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 был гл. редактором студии,
возглавлял работу фронтовых киногрупп. Как режиссёр работает с 1945. Снял фильмы: " Болгария" (1946 ), " На страже мира" (1948, Гос. пр. СССР, 1949 ), " Слава труду" (1949, совм. с А. И. Медведкиным и М. Е. Славинской; Гос. пр. СССР, 1950 ), " Счастье трудных дорог" (1955, совм. с И. М. Посельским ), " О Москве и москвичах" (1956 ), " Магистраль" (1964 ), " Москва, улица Горького" (1966 ), " Люди в пути" (1968 ) и др. Наиболее крупная работа Г.- фильм " Люди голубого огня" (1961 ). Награждён 2 орденами, а также медалями.

ГРИГОРЬЕВ Сергей Алексеевич [р. 22. 6 (5.7 ). 1910, Луганск, ныне Ворошиловград], советский живописец, народный художник УССР (1951 ), действит. чл. АХ СССР (1958 ). Чл. КПСС с 1941. Учился в Киевском художественном институте (1928-32 ) у Ф. Г. Кричевского; преподавал там же (1934-60; с 1948 проф. ). Тщательно написанные, с меткими жизненными подробностями картины Г., посвящённые проблемам сов. морали и воспитания молодёжи, а также миру детей, оказали заметное влияние на развитие сов. бытового жанра. Произв.: " На собрании" (1947, Харьковский художеств. музей ); " Приём в комсомол" (Музей украинского изобразительного искусства УССР, Киев ) и " Вратарь" (Третьяковская гал. ) -оба 1949 (Гос. пр. СССР, 1950 ); " Обсуждение двойки" (1950; Гос. пр. СССР, 1951 ) и " Вернулся" (1954 ) - оба в Третьяковской галерее. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Лит.: Афанасьев В. А., Сергей Алексеевич Григорьев, М., [1967].

ГРИГОРЬЕВ Сергей Григорьевич [12 (24 ). 10.1874, Москва, - 29.8.1931, там же], советский географ. В 1897 окончил Моск. ун-т, с 1909 преподавал географию там же (с 1918 проф. ). Путешествовал по Ср. Азии, Алтаю, Юж. Уралу, Кавказу, Крыму, центр. р-нам Европ. части, Украине, Канину и Кольскому п-овам и др., а также по мн. странам Зап. Европы и Бл. Востока. Занимался гл. обр. страноведением. Совм. с А. А. Кру-бером, А. С. Барковым и С. В. Чефрано-вым Г. составлены учебники и учебные пособия по всем материкам, а также по географии России, сыгравшие большую роль в улучшении преподавания географии.

Соч.: Крыша мира (Памир), М., 1922; Полуостров Канин, т. 1, М., 1929; Вокруг Южного полюса, 3 изд., М., 1937.

Лит.: Борзов А., Профессор С. Г. Григорьев. [Некролог], " Землеведение", 1931, т. 33, в. 3 - 4; Шокальский Ю., Сергей Григорьевич Григорьев. [Некролог], " Изв. Географического общества", 1932, т. 64, в. 2-3.

ГРИГОРЬЕВ (наст. фам. - Григорьев-Патрашкин) Сергей Тимофеевич [2(14). 10.1875, Сызрань, -20.3.1953, Москва], русский советский писатель. Начал печататься в 1899. Много странствовал по России. Автор ист. романов и повестей для детей и юношества: " Мальчий бунт" (1925 ), " Берко-кантонист" (1927 ), " Александр Суворов" (1939, переработ. изд. 1950 ), " Малахов курган" (1941, полное изд. 1944), " Победа моря" (1945), при-ключенч. повестей " С мешком за смертью" (1924) и " Тайна Ани Гай" (1925). В остросюжетных романтич. книгах Г. воспеваются отвага, верность и мужество. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4 и 8, М., 1927; Собр. соч., т. 1-4, М., 1959 - 61.

Лит.: Кук лис Г. С., С. Григорьев, М., 1955; Житомире ва Н. Н., Творчество С. Т. Григорьева, Л., 1960.

ГРИГОРЬЕВА МЯТЕЖ, григорьевщина, антисоветский кулацко-эсеров-ский бурж.-националистич. мятеж в мае 1919 на Ю. Украины. Руководитель его Н. А. Григорьев - штабс-капитан царской армии, сторонник Центр. рады, затем гетмана Скоропадского, с дек. 1918 петлюровский атаман. В связи с успехами Красной Армии, учитывая изменения в настроениях укр. крестьянства в пользу Сов. власти, Григорьев сманеврировал, заявив о переходе со своими отрядами (из крестьян юга Украины) на сторону Красной Армии, и был назначен 18 февр. 1919 командиром 1-й Заднепровской укр. сов. бригады, переформированной затем в 6-ю укр. сов. дивизию. Однако он продолжал называть себя " атаманом партизан Херсонщины и Таврии". В штабе Григорьева окопались анархисты, эсеры, петлюровцы. В марте - апр. 1919 дивизия участвовала в боях сов. войск за гг. Николаев, Херсон, Одессу. Но в нач. мая Григорьев самочинно передвинул дивизию в р-н Елизаветграда, а 7-9 мая отказался выполнить приказ сов. командования переместить дивизию на Рум. фронт и, опираясь на местное кулачество и крупные воен. силы (до 20 тыс. чел., св. 50 орудий, 700 пулемётов, 6 бронепоездов), поднял антисоветский мятеж в тылу Красной Армии, сражавшейся против войск А. И. Деникина в Донбассе. В т. н. " Универсале" он выдвигал лозунги укр. националистов: " власть Советам народа Украины без коммунистов", " Украина для украинцев", " свободная торговля хлебом" и т. п. Мятежникам удалось занять Черкассы, Умань, Кременчуг, Екатери-нослав, Елизаветград, а позднее - Херсон, Николаев и др. города. Г. м. охватил большую терр. Херсонской и Екате-ринославской губ. (с центром в г. Александрия), что было обусловлено сильным кулацким влиянием в укр. деревне и колебаниями середняка, недовольного продразвёрсткой. Григорьев установил здесь террористич. кулацкую диктатуру. Организаторы мятежа рассчитывали объединить действия Григорьева с выступлениями др. кулацких атаманов -Н. И. Махно (см. Махновщина), Зелёного. Г. м. помог войскам Деникина развернуть наступление на Ю. Украины и помешал своевременной переброске войск Красной Армии на Рум. фронт для поддержки Венгерской сов. республики 1919. ЦК КП(б)У, укр. сов. пр-во осуществили решительные воен. и политич. мероприятия для ликвидации мятежа. К концу мая сов. части под команд. К. Е. Ворошилова, П. Е. Дыбенко, А. И. Егорова, М. К. Левандовского, А. Я. Пархоменко подавили мятеж, в июне - июле были разгромлены остатки кулацких банд Григорьева, сам он бежал к махновцам. Был убит 27 июля 1919 Махно, к-рый видел в нём соперника. Лит.: Ленин В. И., О современном положении и ближайших задачах Советской власти, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39; Раковский М. Е., Крах григорьевщи-ны (1919), " История СССР", 1966, № 5, с. 35-52; Гражданская война на Украине 1918 - 1920. Сб. документав и материалов, т. 2, К., 1967; Украинська РСР в период громадяньской вийни 1917 - 1920, т. 2, К., 1968. Л. И. Любаров, М. Е. Раковский.

ГРИГОРЯН Марк Владимирович [р. 16(29 ). 4.1900, Нахичевань-на-Дону, ныне входит в Ростов-на-Дону], советский архитектор, засл. деят. иск-в Арм. ССР (1940 ), засл. архитектор Арм. ССР (1969 ). Чл. КПСС с 1945. Окончил архит. отделение технич. ф-та Ереванского ун-та (1928 ). В 1938-50 гл. архитектор Еревана, где построил крупные общественные здания: ЦК КП Армении (1950; Гос. премия СССР, 1951 ), Матенадаран (1959 ), Зал пленумов ЦК КП Армении (1967-69 ) и др. Создал ряд санаториев, жилых и адм. зданий в др. городах. За участие в создании ансамбля пл. Ленина в Ереване (объединённый Дом Союзов и Дом связи, гостиница " Армения" и др., 1950-60-е гг. ) - Гос. премия Арм. ССР (1971 ). Награждён орденом Ленина, орденом " Знак Почёта" и медалями. Илл. см. т. 2, табл. XXII.

Соч.; Площадь Ленина в Ереване, Ер., 1969.

ГРИГУЛИС Арвидс Петрович [р. 29.9 (12.10 ). 1906, Ладская вол., ныне Лим-бажский р-н], латышский советский писатель и литературовед, засл. деятель культуры Латв. ССР (1947 ). Чл. КПСС с 1954. Род. в крест. семье. Окончил юри-дич. ф-т Латв. ун-та в 1937. Первые стихи опубл. в 1927. В сб-ках стихов " Записки репортёра" (1929 ), " Имитация и сердце" (1931 ), в новелле в стихах " В доме усталых" (1934 ) отражено недовольство бурж. действительностью. Особый рост Г. как художника связан с событиями Великой Отечеств. войны 1941-45, участником к-рой он был. Стихи воен. лет вошли в сб-ки " В бурю" (1946 ) и " Ветка сирени" (1959 ). В 1966 опубл. сб. лирич. стихов " Осенний дождь", в 1968 - " Ветер поёт в прибрежных ивах", в 1970 - " Вторые петухи". Рассказы воен. периода вошли в один из лучших сборников писателя " Сквозь огонь и воду" (1945).

В первых сатирич. пьесах " В какую гавань? " (1945) и " Как в Гарпетерах историю делали" (1946) Г. высмеивал бурж. националистов и кулаков. Пьеса " Глина и фарфор" (1947, Гос. пр. СССР, 1948 ) изображает новое отношение людей к труду. В 1954 опубл. сатирич. комедию " Профессор устраивается". Моральные темы - в центре пьесы " Солдатская шинель" (1955 ). К 40-летию Октябрьской революции написана пьеса-хроника " Балтийское море шумит" (1957 ), в 1959 - комедия " И так бывает на белом свете". Г.- автор романа " Когда дождь и ветер стучат в окно" (1965 ) и повестей для детей и юношества. Воен. теме посвящена пьеса " Свою пулю не слышишь" (1966 ). Составил сб. " Латышская литературная критика" (т. 1-5, 1956-64 ). Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-7, Riga, 1963 - 66; в рус. пер. - Сквозь огонь и воду Рассказы, Рига, 1947; Ветви сирени. Стихи, Рига, 1961; Осенний дождь, Стихи, М., 1969.

Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957; Sira-Gudriке В., Arvids Grigulis. Monografija, Riga, 19 В. В. Хаусман.

ГРИДНИЦА (в древнерусской архитектуре ), большое помещение для рядовых дружинников (гридей ) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров. Иногда Г. была отдельно стоящим строением.

ГРИЕКО (Grieco ) Руджеро (19.8.1893, Фоджа, -23.7.1955, Масса-Ломбарда ), деятель итальянского рабочего движения, один из руководителей компартии. Получил среднее агрономич. образование. В 1912 вступил в социалистич. партию. В 1921 участвовал в основании Итал. коммунистич. партии (ИКП ). С 1921 чл. ЦК и Исполкома ИКП, с 1927 сначала чл. Политбюро, затем чл. Руководства ИКП. В 1924-26 деп. парламента. В 1926-44 в эмиграции, чл. Заграничного центра ИКП (псевд.- Гарланди ). С 1928 канд. в чл. ИККИ, с 1935 чл. ИККИ. Во время 2-й мировой войны 1939-45 работал в Москве на радио, руководил передачами для Италии. По возвращении на родину возглавлял агр. комиссию ЦК ИКП и отдел пропаганды. Был редактором журн. " Риформа агрария" (" La riforma agraria" ). В 1946 избран в Учредит. собрание, с 1948 сенатор. Блестящий оратор и публицист.

Соч. в рус. пер.: Аграрный вопрос и борьба за землю в Италии. (Сб. ст. и выступлений), М., 1955.

ГРИЗАЙЛЬ (франц. grisaille, от gris - серый), вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках к.-л. одного цвета (чаще серого ). Г. применяется с 17 в., широко распространена в росписях интерьеров классицизма, гл. обр. как имитация скульпт. рельефа (дворцы городов Пушкина, Павловска, актовый зал старого здания Моск. ун-та, моск. дворцы 18 в. в Останкине, Кускове и др. ). Г. называют и росписи одноцветной эмалью (серой, коричневой, розовой ) с прорисовкой золотом, в к-рых также достигается эффект рельефности изображения (см, напр., Лиможская эмаль).

ГРИЗИ (Grisi ), итальянские артистки оперы и балета. Джудитта Г. (28.7.1805, Милан, -1.5.1840, Робекко д'Ольо, близ Кремоны ), певица (меццосопрано). Училась в Миланской консерватории. После дебюта в Вене (1826 ) выступала на сценах ведущих оперных театров Италии. Гастролировала в Париже, Лондоне, Мадриде. Пользовалась славой выдающейся певицы. Голос её, густой, насыщенный, отличался лёгкостью и чистотой. Среди лучших партий: Норма (" Норма" Беллини ), Золушка, Семирамида, Дездемона (" Золушка", " Семирамида", " Отелло" Россини ), Анна Бо-лейн (" Анна Болейн" Доницетти ) и др. В 1830 В. Беллини написал для неё партию Ромео в опере " Капулетти и Мон-текки". Джулия Г. (28.7.1811, Милан, -29.11.1869, Берлин ), певица (сопрано ). Сестра Джудитты Г. Пению обучалась в Болонье и Милане. Дебютировала в 1829 в Болонье. Выступала во мн. городах Италии. С 1834 солистка театра Итал. оперы в Париже; в эти же годы (до 1861 ) регулярно пела в Лондоне, гастролировала в Петербурге (1850-52 ). Г. принадлежала к числу крупнейших певиц 19 в. Обладала чистым, ровным, интенсивным голосом необычайно большого диапазона (пела также партии меццо-сопрано ). Лучшие партии: Норма (" Норма" Беллини ), Нинетта, Дездемона (" Сорока-воровка", " Отелло" Россини ), Анна Болейн (" Анна Болейн" Доницетти ) и др. В. Беллини написал для неё в своих операх партии Джульетты (" Капулетти и Монтекки" ) и Эльвиры (" Пуритане" ). Карлотта Г. (28.6.1819, Визинада, Италия, -20.5. 1899, Сен-Жан, ок. Женевы ), артистка балета. Двоюродная сестра Джулии и Джудитты Г. Танц. иск-ву училась в Миланской консерватории. В 1833 встретилась с танцовщиком и балетм. Ж. Перро, оказавшим большое влияние на её творчество. Г.- одна из представительниц романтич. балета. Первая исполнительница партии Жизели (" Жизель" Адана, 1841 ), либретто балета было написано Т. Готье с учётом ар-тистич. индивидуальности Г. Танец Г. отличался виртуозностью; необычайная устойчивость позволяла ей исполнять труднейшие движения и прыжки с абсолютной лёгкостью. В 1845 танцевала в " Па-де-катр" на музыку Ч. Пуньи вместе с М. Талъони, Л. Гран и Ф. Черрито. Среди партий: Пери, Эсмеральда, Пахита (" Пери" Бургмюллера, " Эсмеральда" Пуньи, " Пахита" Дельдевеза ) и др. В 1849-50 выступала в России.

Лит.: Davidson G., Opera biographies, L., 1955; Слонимский К}., " Жизель". Этюды, Л., 1969; Lifar S., Carlotta Grisi, P., 1941.

ГРЙЗИНГЕР (Griesinger ) Вильгельм (29.7.1817, Штутгарт, -26.10.1868, Берлин ), немецкий психиатр и невропатолог, один из основоположников науч. психиатрии. Мед. образование получил в Тю-бингенском и Цюрихском ун-тах. С 1847 проф. внутр. болезней и психиатрии в Тюбингене. С 1864 зав. кафедрой психиатрии и невропатологии, объединённой по его инициативе. Г. построил учение о психич. болезнях на общепатоло-гич. и клинич. принципах, использовал для психопатологии ассоциативную психологию. Вёл борьбу против спекулятивного и морализирующего учения " психиков" и их противников " соматиков", рассматривающих психич. расстройства лишь как сопутствующий феномен любой болезни. Психотич. расстройства, по Г., всегда указывают на болезненное состояние мозга, к-рое, однако, может быть вызвано и психич. причинами. Различные формы психич. расстройств понимал как стадии единого патологич. процесса. Мозг Г. рассматривал как " носителя психич. функций", т. е. отношения между психич. деятельностью и материальным субстратом (мозгом ) чётко определял как отношения между функцией и органом. Утверждал рефлекторную природу психич. деятельности. Конечную цель психиатрии Г. отождествляет с созданием " мозговой патологии". Одним из первых ввёл принцип " нестеснения" психич. больных. Разрабатывал вопросы преподавания психиатрии. Г. создал Берлинское науч. об-во невропатологов и психиатров и основал журн. " Archiv fur Psychiatrie und Nervenheilkunde" (1868 ).

Соч.: Душевные болезни, пер. с нем., 3 изд., СПБ, 1881.

Лит. Каннабих Ю. В., История психиатрии, [М., 1929]; Штернберг Э. Я., Вильгельм Гризингер, " Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1967, т. 67, в. 7. Э. Я Штернберг.

ГРИЗЛИ, группа подвидов бурого медведя, обитающих на Аляске и в зап. р-нах Канады. По внеш. виду и размерам Г. близок к европейско-сибирским подвидам бурого медведя.

ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна [р. 18(31 ). 1.1910, Харьков], советская лётчица, Герой Сов. Союза (2.11.1938 ), полковник (1943 ). Чл. КПСС с 1941. Дочь лётчика и авиаконструктора С. В. Гризодубова. Окончила аэроклуб (1929 ), работала в ГВФ. 24-25 сент. 1938 вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковойна самолёте АНТ-37 совершила беспосадочный полёт из Москвы на Д. Восток, установив женский между-нар. рекорд дальности. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Г. с марта 1942 командовала 101-м авиац. полком дальнего действия (позже 31-м гвард. бомбардировочным авиац. полком), оказывавшим помощь партиз. отрядам. Награждена орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.

ГРИЗОНЫ (Orison), род хищных млекопитающих сем. куньих. По размерам, телосложению и образу жизни напоминают хорьков. Дл. тела 40-55 см, хвоста- 16-19 с м, весят до 3 к г. Туловище приземистое, вытянутое. Морда, шея и брюхо тёмно-коричневые, верхняя часть тела и хвост сероватые; поперёк лба проходит широкая белая полоса. 2 вида: Grison vittatus и G. cuja. Распространены в Америке, к Ю. от Мексики. Встречаются как в лесу, так и на открытых местах. Ловят мелких зверьков ц птиц. В случае опасности укрываются среди камней или в корнях деревьев, одновременно выбрызгивая в целях самозащиты резко пахнущую жидкость из анальных желез. В октябре появляются 2-4 детёныша. Поселяясь около жилья человека, Г. наносят существ. вред птицеводству. Сравнительно легко приручаются и иногда используются вместо кошек для истребления крыс. Объект охоты (используется мех).

ГРИЗУТИН, порошкообразный динамит.

ГРИЛИ (Greeley) Xopac (3.2.1811, Ам-херст, Нью-Хэмпшир, -29.11.1872, Пле-зантвилл, шт. Нью-Йорк ), американский политич. деятель и журналист. В 1841 основал газ. " Нью-Йорк дейли трибюн" (" New York Daily Tribune" ), являющуюся с 50-х гг. 19 в. органом Респ. партии; в 1851-62 в газете сотрудничали К. Маркс и Ф. Энгельс. Во время Гражд. войны в США 1861-65 Г. склонялся к соглашению с плантаторами. В 1872 выставил свою кандидатуру в президенты от близкой к плантаторам Либерально-респ. партии, но потерпел поражение.

И. П. Дементьев.

ГРИЛЛОБЛАТТИДЫ (Grylloblattida ), отряд насекомых с неполным превращением, совмещающий признаки тарака-новых и прямокрылых. Тело бескрылое,
удлинённое (13-22 мм), глаза недоразвиты или отсутствуют, ротовые органы грызущие, ноги ходильные с 5-члениковы-ми лапками, брюшко с длинными членистыми церками. Самка имеет яйцеклад. Древняя остаточная группа с 3 родами, Объединяющими 11 видов. Распространены в Японии, Сев. Америке; в СССР - в Приморье. Живут в сырых тенистых местах, всеядны. В СССР - 2 вида (из родов Grylloblattina и Galloisiana ).

Лит.: Бей-Биенко Г. Я., Общая энтомология, 2 изд., М., 1971.

ГРИЛЬПАРЦЕР (Grillparzer ) Франц (15.1.1791, Вена, -21.1.1872, там же ), австрийский драматург. Изучал право в Вене, совмещал литературную деятельность с гос. службой. В 1856 вышел в отставку, путешествовал по Европе. В 1826 познакомился с И. В. Гёте, в 1836 в Париже - с Л. Берне, высоко оценившим первую значит. драму Г.- " трагедию рока" " Праматерь" (1817 ), и с Г. Гейне. Был другом Л. Бетховена. Г.- основоположник новой австр. драматургии. Творчество его проникнуто протестом против реакц. феод.-бюрокра-тич. режима канцлера Меттерниха и духа эгоизма складывающегося капиталистич. общества. Поэтому многие драмы Г. запрещались цензурой или враждебно встречались бурж. публикой (комедия " Горе лжецу", 1838 ). Но мировоззрение Г. противоречиво: он не видел сил, способных противостоять ненавистной ему старой Австрии, и во время Революции 1848-49 в Германии оказался на стороне правительства.

Традиции просветительского классицизма сочетаются у Г. с романтизмом и реализмом, ясность и строгость классич. композиции - с романтич. лиризмом, символикой, пылкой фантастикой и красочностью массовых сцен. В трагедии " Сафо" (1818 ) Г. рисует трагич. несовместимость искусства и жизни. В " Волнах моря и любви" (1831 ) отстаивает свободу естеств. влечения против религ. аскетизма. В пьесах " Величие и падение короля От-токара" (1825 ), " Сон - жизнь" (1834 ) и др. развенчивает стремление к власти, завоеваниям, культ сильной личности, прообразом к-рой послужил Наполеон. В " Либуше" (1844 ) выражена гуманистич. мечта о будущем обществе. Среди новелл Г. выделяется " Бедный музыкант" (1848 ) - о судьбе угнетённого человека из народа.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-42, В., 1909 - 48; в рус. пер.- Пьесы. Вступ. ст. и прим. Е. Эткинда, М.- Л., 1961; [Новеллы], в кн.: Австрийская новелла XIX в., М., 1959.

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] Ф. Греберу, 9 дек. 1839 - 5 февр. 1840, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 336; М е-р и н г Ср., Литературно-критические статьи, т. 2, М.- Л., 1934; Азадовский К., Грильпарцер него зарубежные критики, " Вопросы литературы", 1968, № 12; М и 1-ler J., F. Grillparzer, Stuttg., 1963; Nаиmann W., F. Grillparzer. Das dichte-rische Werk, 2 Aufl., Stuttg.- [u.a.], [1967]; Wells G. A., The plays of Grillparzer, L.- [a.o.J, [1969]. г. С. Слободкин.

ГРИМ (франц. grime, букв.- забавный старикан, от староитал. grimo - морщинистый ), искусство изменения внешности актёра, преим. его лица, с помощью гримировальных красок, пластич. и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер Г. в театре зависит от художеств. особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля. История Г. восходит к нар. обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам Г. нек-рых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими воен. ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до наст. времени. Нар. актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д. ) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистич. Г. пользовались участники ср.-век. мистерий, моралите (15-16вв. ). Идеализированный, обобщённый Г. был создан театром классицизма. Во 2-й пол. 18 в. делались попытки придать Г. большую характерность, индивидуальную выразительность (Г. актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма - Франция; Д. Гаррика - Великобритания, и др. ). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета иск-ва Г. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать Г.- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами Г. были рус. драматич. актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.