Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 27 страница






В. К. Ясный.

ГРАСМАН (Grassmann ) Герман (15.4. 1809, Штеттин, - 26.9.1877, там же ), немецкий математик, занимавшийся также физикой и филологией. В соч. " Учение о протяжённых величинах" (1844 ) дал первое систематич. построение учения о многомерном евклидовом пространстве, способствовавшее развитию векторного и тензорного исчислений. Однако из-за абстрактного изложения и необычайной терминологии сочинение было малодоступным. В " Учебнике арифметики" (1861 ) Г. сделал попытку строгого изложения арифметики целых чисел и выяснил при этом роль индуктивных определений. В области физики Г. принадлежат работы по акустике и магнитному взаимодействию токов. Общие идеи Г. об абстрактных векторных пространствах привели его к открытию важного положения - возможности рассматривать цветовые ощущения как трёхмерные векторы, что лежит в основе совр. учения о цвете. Им установлены (1853 ) законы сложения цветов. Г. составил (1875 ) полный словарь к гимнам Ригведы (памятнику др.-инд. литературы ).

Соч.: Gesammelte mathematische und physikalische Werke, Bd 1-3, Lpz., 1894-1911.

Лит.: Клейн ф., Лекции о развитии математики в 19 столетии, пер. с нем., ч. 1, М.- Л., 1937.

ГРАСС (Grass ) Гюнтер (р. 16.10.1927, Данциг, ныне Гданьск ), немецкий писатель (ФРГ ). Учился в художеств. академии. Лит. деятельность начал в 1956 (сб. стихов " Преимущества гончих кур" ). Пародирующее традиц. " роман воспитания" произв. " Жестяной барабан" (1959 ) принесло Г. известность несмотря на ограниченность социальной перспективы. В романе " Собачьи годы" (1963 ) нашли отражение нацизм, война, первые послевоен. годы Зап. Германии. Повесть " Кошка и мышь" (1961, рус. пер. 1968 ) рисует трагедию обманутого нацизмом поколения. Попытку осмыслить события, связанные с движением зап.-герм. молодёжи, представляет пьеса " Перед тем" (1968 ). Сюжет этой пьесы использован и в романе " Под местным наркозом" (1969 ). Премия им. Г. Бюхнера (1965 ).

Соч.: Ausgefragt, [Neuwied - В.], 1967; Ausgewahlte Texte, Neuwied - В., [1968].

Лит.: Карельский А., Блеск и нищета сатиры, " Иностранная литература", 1965, № 6; Млечина И., Tertium поп datur, " Литературная газета", 1966, 26 июля; Черная Л., Пределы терпимости..., " Иностранная литература", 1969, № 5; Tank К. L., Gunther Grass, 2 Aufl., В., 1966; Loschutz G., Von Buch zu Buch. G. Grass in der Kritik, [Neuwied - В.], 1968. И. В. Млечина.

ГРАССИ (Grassi ), Джованни Баттиста (27.3.1854, Ровелласка, -4.5.1925, Рим ), итальянский зоолог. Работал в Павии, Катании, Риме (проф. Римского ун-та с 1906 ). Открыл условия заражения человека кривороткой двенадцатиперстной кишки, аскаридой, карликовым цеп-нем. Описал развитие и метаморфоз речного угря. Изучал москитов (как передатчиков лихорадки паппатачи ), термитов, филлоксеры и др. Описал (совм. с др. ) полный цикл развития малярийного плазмодия и доказал, что его передатчиками являются комары рода Anopheles. Предложил ряд практических мероприятий, способствовавших борьбе с малярией.

Соч.: Ciclo evolutive delle semilune nell " Anopheles claviger" ed altri. Studi sulla malaria..., " Atti della Societa per gli. Studi della malarias., 1899, v. 1.

Лит.: Засухин Д. Н. и Попов П. П., Выдающийся паразитолог Джиованни Баттиста Грасси, " Медицинская паразитология и паразитарные болезни", 1955, т. 24, № 3.

ГРАССИРОВАНИЕ (от франц. grasseyеr - картавить ), картавое произношение звука " р" на французский (парижский) манер.

ГРАТТАЖ (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать ), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Процесс работы в Г. напоминает выскребание по асфальту в литографии. Произведения, выполненные в технике Г., отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Г. встречается в графике 20 в. В России Г. под назв. граттографии впервые использован М. В. Добужинским в работах 1920-х гг.

ГРАТТАН (Grattan ) Генри (3.7.1746, Дублин, -4.6.1820, Лондон), ирландский политич. деятель, лидер либеральной оппозиции англ. пр-ву, адвокат, выдающийся оратор. С 1775 выступал в ирл. палате общин как выразитель интересов ирл. буржуазии, недовольной колонизаторской политикой Великобритании. Один из лидеров " Вигского клуба", стремившегося ограничить нац. движение умеренно-либеральными требованиями. В 1800 Г. вёл безуспешную борьбу против билля об англо-ирл. унии, предусматривавшего ликвидацию ирл. парламента. В 1805 избран в англ. парламент. в к-ром примыкал к англ. вигам. Л. И. Гольман.

ГРАТУАР (франц. grattoir, от gratter - скрести, скоблить), стальной скребок в виде укреплённого на ручке короткого клинка с остро отточенными краями. Применяется для выравнивания поверхности металлич. досок в гравюре, высохшего красочного слоя в живописи и в др. целях.

[ris]



ГРАУ САН-МАРТИН (Grau San Martin) Рамон (13.9.1887, Ла Пальма, пров. Пинар-дель-Рио, -28.7.1969, Гавана), государственный и политич. деятель Кубы, физиолог. С 1921 проф. физиологии Гаванского ун-та. С 1927 участвовал в борьбе бурж. оппозиции против диктатуры X. Мачадо. В сент. 1933 - янв. 1934 глава врём. революц. пр-ва Кубы. В 1934 основал т. н. Кубинскую революц. партию (КРП, " Аутентико"). В 1944-48 президент республики. В начале правления провёл нек-рые прогрессивные реформы, после 2-й мировой войны 1939-45 стал на путь репрессий против демократич. сил. В 1952-58 возглавлял правое крыло КРП и находился в оппозиции к режиму диктатора Ф. Батисты, но активной борьбы против него не вёл. С 1959 отошёл от политич. деятельности.

ГРАУВАККА (от нем. grau - серый и Wacke - вид горной породы ), горная порода осадочного происхождения, состоящая из мелких обломков (зёрен ) осадочных и гл. обр. метаморфических и изверженных пород с примесью обломков основных вулканич. горных пород и туфогенного материала; характерно значит. количество цементирующего материала. Цвет обычно тёмно-серый, чёрный или тёмно-зелёный (за счёт хлорита в цементе ). Обломочные зёрна в Г. угловаты или слабо окатаны, плохо отсортированы. Г. типичны для геосинклинальных областей, где они образуют мощные толщи, возникающие в периоды быстрого накопления продуктов разрушения внутр. поднятий, сложенных более древними породами.

ТРАУР (Graur ) Александр (р. 1900 ), румынский лингвист, акад. Рум. академии (1948 ). Специалист в области романских языков, а также общего языкознания. Проф. Бухарестского ун-та. Гл. труды: " Исследования в области основного лексического фонда румынского языка" (1954), " Этюды по общей лингвистике"
(1955), " Румынские этимологии" (1963) и др. Гос. премия СРР.

ГРАУС, птица сем. тетеревиных отряда куриных; два подвида белой куропатки, распространённые в Англии, Шотландии и Ирландии.

ГРАФ (Graff) Антон (18.11.1736, Винтертур, -22.6.1813, Дрезден), швейцарский живописец. Работал гл. обр. в Германии, с 1766 преподавал в АХ в Дрездене. Выполнил св. 1500 живописных портретов и 322 портретные миниатюры серебряным штифтом, запечатлев, в частности, ряд выдающихся писателей, философов, учёных. Реалистич. портреты Г. проникнуты духом бурж. просветительства 18 -нач. 19 вв. и отличаются простотой, отсутствием идеализации. В изображаемых людях Г. подчёркивал скромность и достоинство, естественность и непринуждённость манер.

Лит.: Berckenhagen E., Anton Graff, В., 1967.

ГРАФ (Graf) Оскар Мария (22.7.1894, Берг, Бавария, -28.6.1967, Нью-Йорк), немецкий писатель. Сын пекаря, Г. бежал из дома, бродяжничал. С 1915 в армии, приговорён за бунтарство к расстрелу, но был заключён в психиатрич. лечебницу. Принимал участие в революц. движении 1918-19 как член независимой с.-д. партии. В 1933 эмигрировал, обратился к нацистскому пр-ву с открытым письмом-памфлетом " Сожгите меня" (1933). Первые книги Г.- сб-ки стихов " Революционеры" (1917), повесть " Ранняя пора" (1922, рус. пер. 1925). Роман " Мы в ловушке" (1927) автобиографичен. Одно из значит. произв. антифаш. лит-ры - роман Г. " Антон Зиттингер" (1937, рус. пер. 1939). Роман " Беспокойство, вызванное миротворцем" (1948) рисует быт баварской деревни. В романе " Завоевание мира" (1948) описываются страшные последствия атомной войны. Известны также пьеса " Баллада маленького городка" (1952), роман " Бегство в посредственность" (1959), сб. рассказов " Большое зеркало крестьянина" (1962).

Соч.: Das Gelachter von auВen. Aus meinem Leben, 1918 - 1933, Munch., 1966.

А. Л. Захаров.

ГРАФ (нем. Graf, лат. comes, франц. comte, англ. earl), в раннее средневековье в Зап. Европе королев. должностное лицо (во Франкском государстве Г. обладал со 2-й пол. 6 в. в своём округе -графстве суд., адм., воен. властью). Постепенно должность Г. стала наследственной. В период феод. раздробленности - феод. владетель, затем (с ликвидацией феод. раздробленности) титул высш. дворянства (в качестве титула формально продолжает сохраняться в большинстве стран Европы с монархич. формой правления). В России титул Г. был введён в 18 в. Петром I, отменён в 1917.

ГРАФ (от греч. grapho-пишу), составная часть сложных слов, имеющая значения: 1) занимающийся изучением, описанием предмета, указанного в первой части слова (напр., библиограф, этнограф ); 2 ) занимающийся графич. воспроизведением при помощи средств, указанных в первой части слова (напр., фотограф, литограф ); 3 ) записывающий, регистрирующий ч.-л. (в названиях приборов, инструментов, напр. барограф, кардиограф ).

ГРАФЕКОН (от греч. grapho - пишу, записываю и eikon - изображение, подобие ), запоминающая электроннолучевая трубка с двумя электронными пучками: первым, записывающим на длит. срок телевизионное, радиолокационное изображение в виде потенциального рельефа на тонком слое диэлектрика, нанесённом на электропроводящую пластину, и вторым, многократно считывающим его с пластины. В Г. (рис.) запись и считывание могут происходить одновременно и независимо. Число циклов считывания однократно записанного изображения достигает нескольких тысяч, а разрешающая способность Г. - 1200 строк. Г. применяют для взаимного преобразования изображения: радиолокационного в телевизионное, с одного телевизионного стандарта в другой и т. д.

Схема графекона: 1 - считывающий луч; 2 - записывающий луч; 3 - отклоняющие системы развёртки луча; 4 - диэлектрический слой; 5 - электропроводящая пластина; G - коллектор; Еа - источник отрицательного напряжения на электропроводящей (сигнальной) пластине; Cб- блокировочный конденсатор; RН - сопротивление нагрузки, на концах которого образуется электрическое напряжение выходного сигнала: Ср - разделительный конденсатор для разделения выходной цепи графекона и подключаемой к его выходу цепи, имеющих различные постоянные напряжения.
[ris]

ГРАФЕМА (от греч. grapho - пишу), мельчайшая смыслоразличительная единица письменной речи, соответствующая фонеме в устной речи, напр. " а", " б" и т. д. Система Г. определённой письменности образует алфавит этой письменности. От Г. следует отличать литеру (букву ), соответствующую звуку речи (напр.. А, а, а и т. д. ), и графич. сочетание (т. е. совокупность литер ), регулярно используемое в данной письменности для обозначения той или иной фонемы (напр., ch - " ш" во франц., " х" в нем., " ч" в англ. письме ). Термин " Г." введён в 1912 И. А. Бодуэном де Куртенэ.

Лит.: Бодуэн де Куртенэ И. А., Об отношении русского письма к русскому языку, СПБ, 1912; Волоцкая 3. М., Молошная Т. Н., Николаева Т. М., Опыт описания русского языка в его письменной форме, М., 1964.

А. Г. Шицгал.

ГРАФЕНАУЭР (Grafenauer ) Бого (р. 16.3.1916, Любляна ), югославский историк. Окончил филос. ф-т Люблянского ун-та, с 1951 проф. этого ун-та. Специалист по истории Словении. Осн. работы посвящены расселению славян на Балканах, истории Великой Карантании, крест. движению 16-18 вв., 1848-49. В 1946 участвовал в междунар. комиссии по установлению границы Югославии с Италией и Австрией.

Соч.: Boj za staro pravdo. Slovenski kmet ob koncu 15 in zacetku 16 stoletja. Ljubljana, 1944; Ustolicavanje Koroskih vojvod in drzava karantinskih slovencev, Ljubljana, 1952; Zgodovina slovenskega naroda, 2 izd., sv. 1 - 2, Ljubljana, 1964-65. И. В. Чуркина.

ГРАФИК, геометрии, изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости. Напр., на рис. 1 изображён Г. изменения атмосферного давления со временем.

Рис. 1. График изменения атмосферного давления (в мм рт. ст.) за время от 24 апреля до 5 мая.

[ris]

Рис. 2. График функции у=х2 (парабола).

[ris]

Рис. 4. График в полярных координатах.

Диаграмма направленности силы света трёх типов дуговых фонарей.

Рис. 5. Графики функции у = хn при n= 1/2, 1, 2.

По осям координат отложены lg x и Igy.

[ris][ris][ris]

Г. применяют как для наглядного изображения функциональных зависимостей и придания наглядности их исследованию, так и для быстрого фактич. нахождения значений функций по значениям аргументов. Виды Г. очень разнообразны и зависят от того, какая система координат на плоскости положена в их основу. Если система координат выбрана, то Г. функции f (x) есть не что иное, как множество (или, как иначе говорят, " геометрическое место" ) тех точек плоскости, координаты к-рых удовлетворяют ур-нию y = f(x). В большинстве случаев Г. строят в декартовых прямоугольных координатах. На рис. 2 изображён Г. функции у= x 2 - парабола,

а на рис. 3 - Г. функции[ris] представляющий полуокружность, начинающуюся в точке с координатами (-1, 0 ) и кончающуюся в точке с координатами (+ 1, 0 ).

В прямоугольной системе координат масштабы по осям одинаковы; на практике от этого неудобного ограничения отказываются, выбирая разные масштабы по осям координат так, чтобы наилучшим образом использовать площадь листа бумаги, отводимую для Г. Употребляются также Г., основанные на других системах координат, напр. полярной; последняя особенно удобна для изображения функций углового аргумента (на рис. 4 даны построенные в полярной системе координат Г. распределения силы света, испускаемого по различным направлениям тремя типами дуговых фонарей ). Иногда для упрощения вида Г. целесообразно принимать за координаты точки те или иные функции от переменных х и у. (О возникающем отсюда особом способе графич. изображения функций см. ст. Номография.) Напр., если значениям аргумента и функции- значениям (х, у) - ставить в соответствие точку с декартовыми координатами (lg x, lgу ), то Г. функции у= xn при любом показателе п оказываются прямолинейными (рис. 5 ). Для быстрого вычерчивания подобных Г. служит полулогарифмическая и логарифмическая бумага. Если Г. является прямой линией или дугой окружности, то его можно строить с помощью линейки или циркуля по двум, соответственно трём точкам. В остальных случаях для вычерчивания Г. приходится наносить на бумагу достаточно большое число принадлежащих ему точек, а затем проводить через эти точки линию Г. " на глаз". Эта операция, всегда несколько произвольная, во всяком случае имеет смысл лишь в предположении непрерывности функции. Если функция не только непрерывная, но и достаточно " гладкая" (т. е. её производные первых двух-трёх порядков меняются с изменением аргумента не слишком быстро), то при нек-ром навыке проведение Г. по точкам делается очень точно. Нанеся на один чертёж Г. функций[ris] и [ris] по точкам их пересечения можно определить корни уравнения [ris] (см. рис. 3 в ст. Графические вычисления).

Существует большое число самопишущих приборов, автоматически наносящих на бумагу Г. наблюдаемой функциональной зависимости, минуя её аналитич. выражение (напр., барограф, строящий Г. давления атмосферы в функции времени). Часто для графич. изображения зависимости между величинами пользуются диаграммами. В экономике и организации произ-ва распространение получили контрольные и плановые Г. (см. Графические методы в управлении производством) и организационные Г., изображающие организационные связи и зависимости (напр., схема управления предприятием ). Во многих вопросах целесообразно одновременно рассматривать Г. нескольких различных функций, изображая их на одном и том же чертеже. Типичным примером таких Г. являются графики движения на транспорте.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ на транспорте, составляемый в графической или табличной форме план организации перевозочного процесса. Строится обычно в координатах " путь - время": по оси абсцисс откладывается время (сутки, часы, минуты ), а по оси ординат - расстояние между пунктами (станции, порты, аэропорты и т. д. ); в отд. случаях применяют систему координат " время - путь" (на возд. транспорте ) или горизонтальный график.

Г. д. имеет особое значение на ж.-д. транспорте, где требуются особая чёткость и согласованность в работе подразделений и служб и строгое соблюдение требований безопасности. В Сов. Союзе Г. д. вводится в действие одновременно по всей сети ж. д. (обычно в мае ). Время прибытия и отправления поездов по станциям в графике и расписании указывается с точностью до минуты. В зависимости от использования гл. пути для движения поездов различают след. виды графиков: однопутный (двухсторонний ) и двухпутный (односторонний ). Г. д. на участках составляются в увязке с работой ж.-д. станций. Г. д. и расписание применяют (с нек-рыми особенностями ) на ж. д. большинства стран мира.

График работы морского флоравключает график движения судов и загрузки портов. Строится в координатах " путь -время" (наклонный ), в форме " судно - время" (горизонтальный ) или в табличной форме. Графики различаются в зависимости от организации движения судов (линейный, рейсовый ) и по видам плавания (каботажное, заграничное ). Составляются по месяцам с разбивкой на сутки и в нек-рых случаях с подразделением по периодам суток. Для судов линейного плавания и грузо-пассажирских судов составляется расписание движения на период навигации или на летний и зимний сезоны. На внутренних водных путях Г. д. увязывает работу флота, портов, судоремонтных предприятий и согласует их деятельность с др. видами транспорта и клиентурой. В зависимости от организации работы флота различают Г. д.: линейный, рейсовый, экспедиционный. Период действия Г. д. устанавливается в зависимости от условий плавания и сезонных колебаний потока грузов и пассажиров. Г. д. пассажирского флота строится с учётом назначения линий (транзитные, местные, экскурсионные, пригородные ), неравномерности пассажирского потока (по периодам года, дням недели, часам суток ).

График и расписание движения самолётов включают пассажирские и грузовые рейсы с указанием номера рейса, типа самолёта, частоты движения, а также времени отправления и прибытия в аэропорты. Пересматриваются два раза в год - на лето и зиму (с учётом навигационных условий ).

График и расписание движения автомобилей (автобусов ) обеспечивают ритмичную работу подвижного состава на линии. Различают Г. д. маятниковых (между пунктами А и В ) и кольцевых (А, Б, В, А ) маршрутов. На Г. д. показывается гружёный, холостой и нулевой (от гаража до начального пункта маршрута ) пробег машин. В расписании движения указывают время отправления от начального и прибытия к конечному пунктам маршрута и время прохода контрольных пунктов. Е. С. Сергеев.

ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ, см. Планирование оперативно-производственное.

ГРАФИК СЕТЕВОЙ, см. Сетевое планирование и управление.

ГРАФИК СМЕННОСТИ, расписание выходов на работу трудящихся, занятых в непрерывных и др. произ-вах, требующих применения на одном и том же рабочем месте, участке неск. последовательно чередующихся работников или бригад. Порядок чередования (замены) одних рабочих другими в этих расписаниях изображается в виде графиков или схем.

Расширение непрерывных и периодически непрерывных производственных процессов, внедрение автоматич. и высокопроизводительного оборудования, требующего круглосуточной эксплуатации, более полное и эффективное использование оборудования ведут к увеличению количества работающих посменно и доли Г. с. среди др. расписаний выходов на работу.

Г. с. составляется обычно по каждому производств. участку в отдельности. Иногда на участке, кроме персонала, занятого полную рабочую смену, требуются рабочие, загруженные часть смены или недели, обслуживающие неск. рабочих мест на разных производств.участках (подменные рабочие ) по единому для этих участков графику. В целях обеспечения слаженности работы Г. с. отд. участков и служб увязываются между собой.

Г. с.- важное средство увязки времени труда производств. персонала с временем работы произ-ва. Они влияют на длительность использования оборудования, режим труда и отдыха работающих. Наиболее распространённый в данном районе Г. с. определяет ритм жизни населения этого района. В связи с тем, что Г. с. существенным образом затрагивают интересы трудящихся, составление их регулируется гос-вом через спец. законодательные предписания, в основе к-рых лежат физиологич., социально-экономич. и этич. требования к длительности труда и календарным срокам его выполнения. Как правило, законодательство определяет не сами Г. с., а осн. исходные принципы их составления и применения (порядок разработки и утверждения графиков, внесения изменений в них ), а также осн. элементы Г. с.: продолжительность рабочей смены, ежедневного и еженедельного отдыха и т. д. Принципиально важно безусловное соблюдение в Г. с. установленной законом продолжительности рабочего времени.

Принятый в Г. с. порядок чередования рабочих в сменах должен обеспечивать им равные возможности для организации досуга. Каждая бригада должна иметь по Г. с. одинаковое число утренних, дневных и ночных смен (на трёх-, четырёхсменных участках произ-ва ), одинаковое число выходных дней, приходящихся на субботу и воскресенье. Для того чтобы трудящийся смог планировать использование своего внерабочего времени, Г. с. составляются на длительный срок (не менее месяца ) и объявляются ему не позднее чем за две недели до вступления Г. с. в силу. В разработке Г. с. участвуют сами трудящиеся. Утверждённые администрацией по согласованию с фаб.-зав. или местным комитетом профсоюза Г. с. становятся составной частью правил внутреннего трудового распорядка предприятия. Л. А. Муксинова.

ГРАФИК ЦИКЛИЧНОСТИ, документ, наглядно изображающий ход производств. процесса во времени и пространстве, представляет собой графич. изображение технологич. процессов произ-ва по заранее определ. режиму работы. Г. ц. распространены на предприятиях горной пром-сти, преим. на угольных шахтах. Цикл в очистных и подготовит. забоях на угольных шахтах - это совокупность выполняемых в определ. порядке и последовательности процессов и операций, требующихся для выемки угля в очистном забое по всей длине лавы и в подготовительном - по всему сечению забоя на установленную паспортом величину его подвигания. Цикл работ в угольном забое (лаве ) обеспечивает добычу определ. количества угля в конкретный промежуток времени и зависит от параметров очистного забоя - его длины, мощности вынимаемого пласта, глубины вруба, удельного веса угля.

Цикл работ в подготовит. забое (штреке, квершлаге и др. ) обеспечивает подви-гание забоя на определ. длину и зависит от сечения выработки, объёма бурения шпуров при взрывном способе отбойки угля или породы, способа погрузки горной массы, вида крепления и количества проходчиков в бригаде. Г. ц. составляют на основе расчётов, определяющих: объём работы и продолжительность отд. операций цикла, с учётом возможности совмещения ряда операций во времени; количество рабочих по профессиям, достаточное для выполнения полного цикла работ; распределение работ, составляющих цикл, по сменам суток. Г. ц. включает: планограмму работ (график-расписание ) по сменам суток (внутри каждой смены - по часам ), по к-рой можно видеть, в каких местах забоя (на каком метре длины лавы ) должна проходить работа в каждый конкретный отрезок времени; график выходов на работу, определяющий, сколько рабочих и каких профессий должны явиться на работу в каждую смену; таблицу технико-экономич. показателей, характеризующих результаты работы; условные обозначения, принятые в планограмме. Г. ц. может быть одно-, двух- и многоцикличным в зависимости от количес.ьа циклов, выполняемых в течение одних суток. Г. ц. разрабатывают начальники участков и утверждает гл. инженер предприятия. Способствуют ритмичности произ-ва, укреплению технологич. дисциплины, лучшему использованию фронта работ, улучшению технико-экономич. показателей работы бригады, участка, предприятия, повышению производительности труда, снижению издержек произ-ва, улучшению состояния техники безопасности. Г. ц. применяются также на предприятиях др. отраслей пром-сти с цикличными процессами работы.

Лит.: Атлас И. Е., Астахов А. С., Организация работ в лавах пологопадающих пластов, М., 1960. Л. Д. Слипченко.

ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую ), вид изобразит. искусства, включающий рисунок и печатные художеств. произведения (гравюру, литографию и др. ), основывающиеся на иск-ве рисунка, но обладающие собственными изобразит. средствами и выразительными возможностями. Термин " Г." первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханич. воспроизведения в книге и журнале. Тогда Г. определилась как иск-во, в основе к-рого лежит линия, или как иск-во чёрного и белого. Такое понимание Г. в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, Г. использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной ) поверхностью бумаги - осн. материала Г. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Г. не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличит. признак Г.- особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль к-рого во многом выполняет фон бумаги, " воздух белого листа", по выражению сов. мастера графики В. А. Фаворского. Пространств. ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (напр., в рисунках акварелью ) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графич. изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространств. иллюзии реального мира, Г. с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Г. могут быть свойственны тщательность объём-но-пространств. построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в Г. часто достигается экономией и концентрацией художеств. средств, изобразит. графич. метафорами, что позволяет сравнивать Г. с псззией. Поэтому в Г. наряду с завершёнными композициями самостоят. художеств. ценность имеют натурные наброски, эскизы произв. живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции ). Способность Г. к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графич. сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР ). Активную роль в Г. играют фактура используемых материалов, специфика графич. техник и приёмов. Особое место занимают в Г. неизобразит. элементы - чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графич. знаков. Г. обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художеств. средств, создающих в своей совокупности неогранич. возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произв. Г.- от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произв. Г., требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Г. являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последо-ват. раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, сов. графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, литографий А. Ф.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.