Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 23 страница






ГРАММАТИКА ФОРМАЛЬНАЯ (в лингвистике ), логическая система, или исчисление, задающая нек-рое множество (" правильных" ) цепочек (= конечных последовательностей ), построенных из символов заданного конечного набора, называемого " алфавитом" или " основным (терминальным ) словарём". В теории Г. ф. цепочки интерпретируются как языковые объекты различных уровней: напр., слоги (= цепочки фон ), словоформы (= цепочки морф ), предложения (= цепочки словоформ ) и т. п. Введённые в лингвистику амер. учёным Н. Хомским, Г. ф. представляют собой средство строгого описания естественных языков. Теория Г. ф. составляет важный раздел математической лингвистики, в рамках к-рой принято подразделение на Г. ф. порождающие и распознающие.

Грамматика порождающая задаёт множество (правильных ) цепочек перечислением этих последних вместе с указаниями об их строении; порождающая грамматика может построить любую правильную цепочку, снабдив её характеристикой её структуры, и не должна строить ни одной неправильной цепочки. Наиболее известная разновидность порождающих грамматик - это так называемые грамматики Хомского.

Грамматика распознающая задаёт множество (правильных ) цепочек распознаванием этих последних, а именно: для любой предъявленной цепочки грамматика решает, является ли она правильной, и в случае положительного ответа даёт указания о её строении. Наиболее известная разновидность распознающих грамматик - т. н. категориальные, или К-грамматики (введённые К. Айдукевичем и И. Бар-Хиллелом).

Лит.: Xомский Н., Миллер Д ж., Введение в формальный анализ естественных языков, в кн.: Кибернетический сборник, Новая серия, в. 1, М., 1965; Хомский Н., Формальные свойства грамматик, там же, в. 2, М., 1966; Бар-Хиллел И., Некоторые новые результаты в теоретической лингвистике, в кн.: Математическая логика и её применение, М., 1965; Ламбек И., Математическое исследование структуры предложений, в кн.: Математическая лингвистика, М., 1964; Гладкий А. В., Лекции по математической лингвистике для студентов НГУ, Новосибирск, 1966; Гладкий А. В., Мельчук И. А., Элементы математической лингвистики, М., 1969, с. 23 - 136. И. А. Мельчук.

ГРАММАТИКАЛИЗАЦИЯ, обобщение, абстрагирование слова или предложения от конкретного лексического содержания. См. Грамматика.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, 1 ) класс взаимоисключающих грамма-тич. значений, противопоставленных друг другу по общему признаку, напр. значения " единственное число" и " множественное число" образуют Г. к. " числа". Каждой Г. к. соответствует парадигма (или ряд парадигм ). 2 ) Термин " Г. к." иногда употребляют для обозначения лексико-грамматич. разрядов слов (напр., в рус. языке Г. к.- глагол имеет Г. к. залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода ).

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА, языковой знак, в к-ром обозначаемым является грамматическое значение, а обозначающим - грамматический способ. Напр., в Г. ф. рус. " милый-милый" обозначаемым является значение " высокая степень качества", а обозначающим - способ редупликации (удвоения ); в малайском языке тот же грамматич. способ применяется для выражения множеств. числа " orang-orang" - " люди". В одном языке могут быть различные Г. ф. с одним значением; ср. рус. " премилый" (грамматич. способ - присоединение приставки " пре-" ).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, 1 ) в Древних Афинах начальная школа для мальчиков 7-12 лет с преподаванием чтения, письма и счёта. 2 ) В Древнем Риме повышенная школа (после элементарной ) для детей патрициев и всадников с преподаванием лат. грамматики, римской лит-ры и греч. языка. 3 ) В России 17 в. школа, существовавшая при нек-рых монастырях; в Г. ш. изучались греч. и лат. грамматика и античная лит-ра. 4 ) В совр. Великобритании и нек-рых странах брит. Содружества общеобразоват. средняя школа. В Великобритании отдельные Г. ш. появились уже в 7 в., но распространение получили в 12 в.; они давали классическое образование. К 16 в. эти школы оформились как сословные школы англ. аристократии. По школьному закону 1902 Г. ш. вошли в систему гос. школ. Лишь ок. 20% окончивших нач. школу поступает в Г. ш. Полный курс обучения 7 лет (иногда 8 лет, возраст уч-ся 11-18 лет ), но почти 60% детей, гл. обр. из малообеспеченных семей, покидает школу после прохождения 5-летнего курса, сдав экзамены на общее свидетельство об образовании т. н. обычного уровня. Остальные кончают школу, сдают экзамены на т. н. повышенном уровне и поступают в вузы без вступительных экзаменов. В течение первых 2-3 лет все дети учатся приблизительно по одной и той же программе, изучая традиционные курсы ср. школы. С 4-го класса начинается фуркация. Приблизительно 45% учебного времени отводится на преподавание предметов гуманитарного цикла и 30% - естественно-математического.

В 1970 в Великобритании было 1100 Г. ш., в к-рых обучалось 632 тыс. уч-ся. В связи с проводимой в Англии школьной реформой в ряде районов Г. ш. постепенно включаются в состав т. н. объединённой ср. школы.

Лит.: Мижуев П., Лондонские школы и начальное образование в Англии, СПБ, 1902; его же, Средняя школа в Англии и ее реформа в 20 веке, СПБ, 1914; Аранский В. С., Лапчинская В. П., Система народного образования в Англии, М., 1961; Саймон Б., Английская школа и интеллектуальные тесты, пер. с англ., М., 1958; Davies H., Culture and the grammar school, L., [1965]; Davis R., The grammar school, Harmondsworth, 1967.

В. П. Лапчинская.

ГРАММ-ATOM, число граммов химич. элемента, равное его атомной массе. Так, для водорода (атомная масса 1, 00797 ) Г.-а. составляет 1, 00797 г, для урана (атомная масса 238, 03 ) - 238, 03 г и т. д. Число атомов в одном Г.-а. любого элемента одинаково и равно Авогадро числу, т. е. 6, 02252*1023. Величины Г.-a. входят в самые разнообразные физ. и хим. вычисления. В технич. расчётах часто применяются килограмм-атом и тонна-атом (1 килограмм-атом водорода составляет 1, 00797 к г ).

ГРАММ-МОЛЕКУЛА, моль, число граммов простого или сложного хим. вещества, равное его молекулярной массе. Так, если мол. массы азота N2 и серной к-ты H2SO4 соответственно 28, 0134 и 98, 078, то их Г.-м. равны 28, 0134 г и 98, 078 г. При расчётах значения Г.-м. часто округляют до грамма. Число молекул в одной Г.-м. любого вещества одинаково и равно Авогадро числу, т. е. 6, 02252*1023. Г.-м. любых веществ, находящихся в состоянии идеального газа, при нормальных условиях [0°С и давлении 101325 н/м 2 (760 мм.рт.ст.)] занимают приблизительно один и тот же объём, равный 22, 4 л (см. Авогадро закон). Исходя из этого соотношения, легко рассчитать объём, занимаемый при этих условиях любым количеством газа с известной молекулярной формулой. Так, 66 г СО2 (мол. масса 44 ) составляют 1, 5 Г.-м. и, следовательно, при нормальных условиях занимаютобъём 22, 4л*1, 5 = 33, 6 л. Условно можно говорить и о Г.-м. смеси; так, Г.-м. воздуха принимается равной 29 г. Понятием Г.-м. (а также килограмм-молекула, тонна-молекула ) широко пользуются при различных расчётах в химии, физике, технике.

ГРАММОМЕТР, динамометр, применяемый для измерения усилий не более 1 н (~100 г с ), напр. усилий контактных пружин электро- и радиоприборов.

ГРАММОФОН (от греч. gramma - буква, запись и phone - звук ), аппарат для воспроизведения звука с граммофонной пластинки механическими устройствами. При работе Г. механич. колебания кончика граммофонной иглы, движущегося по спиральной канавке вращающейся грампластинки, передаются мембране, к-рая излучает звуковые колебания, усиливаемые рупором. Г., особенно его портативный вариант - патефон, был распространён до 40-х гг. 20 в.; позже заменён более совершенными электропроигрывателем и электрофоном.

ГРАММОФОННАЯ ИГЛА, элемент звукоснимателя, воспринимающий механич. колебания при движении по канавке грампластинки. Обычно Г. и. имеют форму цилиндра, переходящего в конус (рис. ). Конус оканчивается полусферой, являющейся рабочей частью Г. и. Различают постоянные Г. и., к-рые неразъёмно встраиваются в иглодержатель, и сменные, крепящиеся винтом к граммофонным мембранам в звукоснимателях старых конструкций. Постоянные Г. и. изготавливаются из корунда или алмаза. Срок службы корундовых Г. и. ок. 150 ч, а алмазных - в 10 раз больше. Стальные сменные Г. и. применялись для воспроизведения записи с грампластинок при скорости вращения 78 об/мин. Срок службы их ок. 5 мин.

Граммофонные иглы: а - стальная игла (сменная); 6 - постоянная игла с частью иглодержателя.
[ris]


Лит.: Аполлонова Л. П., Шумов а Н. Д., Механическая звукозапись, М. -Л., 1964. Ю. А. Вознесенский.

ГРАММОФОННАЯ ПЛАСТИНКА, диск из синтетич. материалов, на поверхности к-рого по спирали расположены канавки (дорожки ) с записью звука, воспроизводимого с помощью предназначенных для этой цели аппаратов - граммофонов, электрофонов и др. Процесс производства Г. п. включает создание оригинальных записей на магнитной ленте, перенос их с помощью рекордера на лаковые диски, с к-рых гальванич. способом изготовляются металлич. оригиналы матриц для прессования Г. п. из пластич. масс.

Существуют Г. п. монофонические (с одним звуковым каналом на дорожке ) - обычные (звук с к-рых воспроизводится с частотой вращения диска 78 об/мин, ширина звуковой дорожки - 140 м к м) и долгоиграющие (45, 33 1/3, 16 об/мин при ширине звуковой дорожки 55 м к м), стереофонические (с двумя звуковыми каналами на дорожке ) - только долгоиграющие. Междунар. стандартами установлены следующие типы Г. п. по диаметру: 17, 5 с м (до 6 мин звучания одной стороны пластинки ), 25 с м (до 18 мин), 30 с м (до 28 мин).

Прообразом Г. п. принято считать восковой фоновалик - звуконоситель фонографа Т. А. Эдисона, на к-ром в декабре 1877 была записана первая в мире фонограмма. Однако приоритет открытия принципа механич. записи и воспроизведения звука принадлежит франц. поэту, музыканту, учёному Ш. Кро (1842-88 ), представившему 3 апр. 1877 Французской академии свой труд " Процесс записи и воспроизведения явлений, воспринимаемых слухом".

В 1888 нем. инженер Э. Берлинер (1851 - 1929 ), работавший в США, предложил использовать в качестве носителя звука цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, и аппарат для воспроизведения звука с этого диска - граммофон. Диск Берлинера позволял снимать с него металлич. копию - матрицу для массового производства Г. п. путём штамповки вначале из целлулоида, эбонита, каучука, затем шеллачных смол. Первая в мире Г. п., сделанная Берлинером, хранится в Нац. музее США в Вашингтоне.

В кон. 19 в. в Камдене (США ) открыта первая в мире фабрика Г. п., положившая начало крупнейшему концерну Г. п. " РСА Victor". В конце 19 в. и в нач. 20 в. компании и фирмы по производству Г. п., граммофонов (патефонов) создаются в США - " Columbia", во Франции - " Pathe", в Великобритании -" His Master's Voice", в Италии - " La voce del Padrone".

К нач. 20 в. в мире насчитывалось ок. 3 тыс. наименований Г. п. общим тиражом св. 4 млн. экз. (до 1903 выпускались только односторонние Г. п.), гл. обр. с записями декламационно-разговорного жанра, маршей, вальсов, песен и романсов. Очень незначит. часть в репертуаре Г. п. занимала инструментальная музыка - из-за технического несовершенства записи. В 1903 появились (впервые в США и Великобритании ) двусторонние диски. В 1907 в Париже Г. п. с записями выдающихся певцов Ф. Таманьо, Э. Ка-рузо, А. Патти и др. торжественно были помещены в оцинкованные герметич. футляры для сохранения; футляры было решено вскрыть через 100 лет. Г. п. получила широкое распространение во многих странах мира. Скорость вращения диска Г. п. изменялась от 90-100 об /мин до 76-80 об/мин, в 1925 принят стандарт - 78 об /мин.

Новый этап в истории Г. п. начался в кон. 20-х - нач. 30-х гг., когда были изобретены аппараты для электроакустич. записи и воспроизведения звука, а также полихлорвиниловая масса для изготовления Г. п., позволившие значительно улучшить качество звучания грамзаписей. Качественно изменился и репертуар Г. п. - значительное место в нём заняли записи классич. произведений симфонич., камерной и оперной музыки. В конце 40-х гг. (впервые з 1948, США, фирма " Columbia" ) появились долгоиграющие Г. п. (предназначенные для электроакустич. воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов, радиол ), что позволило значительно расширить полосу записанных частот (50-16 000 гц), полностью сохранить тембр звука, увеличить динамич. диапазон записи (до 50-57 дб), снизить уровень шумов, намного продлить качественное звучание Г. п. С появлением долгоиграющих Г. п. стали сокращаться тиражи обычных и в конце 60-х гг. их массовый выпуск был прекращён.

В 1957-58 в США и затем в др. странах начался выпуск стереофонич. Г. п., позволивших получить при воспроизведении близкое к натуральному объёмное звучание, а в кон. 60-х гг. - пластинок, с к-рых можно воспроизводить записи как в монофонич., так и в стереофонич. вариантах.

В 1962 во Франции были выпущены первые т. н. гибкие Г. п., к-рые стали использоваться в качестве звуковых иллюстраций в различного рода изданиях и обусловили появление " звуковых" журналов.

В России первая фабрика Г. п. организована в 1901-02 в Риге англ. акционерным об-вом " Граммофон". Среди первых рус. артистов, записавшихся на Г. п., были И. В. Тартаков, М.Г. Савина, Ф.И.Шаляпин, А.Д. Вяльцева, В. Ф. Комиссаржевская и др. В 1910 начал выпуск Г. п. Апрелевский з-д под Москвой (ныне крупнейшее в СССР предприятие по производству Г. п.); к 1915 в России работало 6 фабрик, выпускавших ок. 20 млн. Г. п. в год. В 1910-11 на Г. п. были записаны выступления многих выдающихся русских писателей, деятелей культуры, артистов. В нач. 20 в. издавались специализированные журналы " Граммофонный мир" (1910-16 ), " Граммофонная жизнь" (1911 -12 ) и др., а также каталоги Г. п.

В 1919 по декрету СНК производство Г. п. было национализировано. Г. п. стала использоваться как средство массового политич. и художественного образования народа. В редколлегию отдела " Советская пластинка" Центропечати вошли В. И. Ленин, М. И. Калинин, А. М. Коллонтай. В 1919-21 было издано ок. 40 названий Г. п. с записями выступлений выдающихся деятелей Сов. государства. На первых сов. Г.п. записаны речи В. И. Ленина " Обращение к Красной Армии", " Памяти пред. ВЦИК тов. Свердлова", " III Коммунистический Интернационал". В 20-е гг. выпуск Г. п. осуществлялся Музтрестом ВСНХ. В 1933 был создан Грампласттрест, в 1938 - Всесоюзный дом звукозаписи для производства записей на Г. п., в 1957 - Всесоюзная студия грамзаписи (см. Грамзаписи студия). В 1964 организована Всесоюзная фирма Г. п. " Мелодия".

Массовый выпуск Г. п. начался в СССР в 30-40-е гг. (в 1940 было издано св. 55 млн. Г. п. ), с 1952 стали выпускаться долгоиграющие Г. п., с 1962 - стереофонические, с 1964 - гибкие (с 1965 - звуковой журнал " Кругозор", с 1968 - " Колобок" ), с 1969 - стерео-монофонические.

За 50 лет существования сов. граммофонной пром-сти созданы уникальные документально-историч., художественные, учебно-образовательные записи. Выпущены серии грампластинок, посвящённые В. И. Ленину и его соратникам, видным гос. и общественным деятелям Советского государства; записаны основные произведения отечественной и зарубежной классич. и совр. музыки, антологии нар. и совр. музыки, антологии нар. и сов. муз. и песенного творчества, многие произведения мировой драматургии, классич. спектакли ведущих театров страны, собрания исполнений выдающихся артистов прошлого и современности (инструменталистов, вокалистов, мастеров театра и художеств. слова ), серии авторского чтения известных сов. писателей, лучшие произведения лит-ры и музыки для детей, фонохрестоматии и др. звуковые уч. пособия для общеобразовательной школы, курсы иностр. языков, лекции для нар. ун-тов и др. Тираж Г. п., выпущенных в СССР в 1970, достиг 180 млн. Сов. Г. п. экспортируются более чем в 60 стран. Кроме того, по сов. записям выпускают Г. п. нек-рые крупнейшие иностранные фирмы, в т. ч. " Le Chant du Monde", " Pathe-Marconi" (Франция), " Victor" (Япония), " Capitol" (США), " Ariola" (ФРГ), " EMJ" (Великобритания ) и др. В СССР и др. странах периодически издаются сводные каталоги выпущенных Г. п. В СССР сводные каталоги издаются с 1947, генеральные - с 1954 раз в 2-3 года (первый каталог сов. Г. п. был издан в 1919 ); бюллетени новых грамзаписей выпускаются ежемесячно. Материалы о новых Г. п. регулярно публикуются в периодической печати (" Музыкальная жизнь", " Советская музыка", " Советская культура" и др. ).

В ряде стран имеются богатейшие собрания Г. п. - фонотеки, общества филофонистов (см. филофония). В СССР с 1966 при Моск. отделении Всесоюзного общества филателистов существует секция филофонистов, такие же секции организованы в Горьком, Кишинёве и др.

За рубежом регулярно проводятся междунар. конкурсы на лучшие записи для Г. п. (Франция, Нидерланды, Бельгия, Япония, Испания ). Исполнители произведений, записанных на Г. п., тираж к-рой достиг 1 млн. экз., награждаются призом " Золотая пластинка". Среди исполнителей, удостоенных высших наград на таких конкурсах, - Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, Л. Б. Коган, М. Л. Ростропович, И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, 3. А. Долуханова, Д. М. Гнатюк, Л. Г. Зыкина, Гос. симфонич. оркестр СССР; оркестры Большого театра СССР и Всесоюзного радио, Краснознамённый ансамбль Советской Армии и др. Сов. Г. п. получила мировое признание. Грамзаписи, сделанные ведущими сов. звукорежиссёрами В. А. Гросманом, Д. И. Гаклиным, И. П. Вепринцевым и др., неоднократно отмечались призом " Гран при" Франц. академии грамзаписи им. Ш. Кро и др. междунар. премиями.

Лит.: Волков-Ланннт Л. Ф., Искусство запечатленного звука- Очерки по истории граммофона, М., 1964; Xазанджи В., Производство граммофонных пластинок, М., 1965; Каталог долгоиграющих грампластинок, М., 1968; Любителям грампластинки, [в. 1, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1971].

Э. О. Конокотин, Б. Д. Владимирский.

ГРАММ-СИЛА, дольная единица силы в МКГСС системе единиц. Сокращённое обозначение: русское гс (или Г), международное G. В ряде стран эту единицу называют п о н д (pond, p ). 1 г с равна 0, 001 килограмм-силы. Г.-с. также может быть определена как сила, сообщающая массе 1 г ускорение, равное 980, 665 с м /се к 2. Соотношение между Г.-с. и единицей силы в Международной системе единиц: 1 г с = 9, 80665*10-3 н.

ГРАММ-ЭКВИВАЛЕНТ, число граммов хим. элемента или соединения, равное массе его эквивалента химического. Г.-э. хим. элемента численно равен частному от деления атомной массы элемента на его валентность; напр., Г.-э. железа (атомная масса 55, 847 ) 2-валентного равен 27, 92 г, а 3-валентного 18, 62 г. Г.-э. кислоты - количество её в граммах, содержащее один Г.-э. водорода, способного замещаться металлом с образованием соли. Г.-э. основания - количество его в граммах, необходимое для полного взаимодействия с одним Г.-э. кислоты. Г.-э. соли - количество её в граммах, содержащее один Г.-э. металла. Понятие Г.-э. широко применяется в объёмном анализе.

ГРАМОТА, умение читать и писать; см. в статьях Грамотность, Обучение.

ГРАМОТЕИНО, посёлок гор. типа в Кемеровской обл. РСФСР. Расположен на р. Иня (приток Оби), в 4 к м от ж.-д. ст. Мереть (на линии Новосибирск - Новокузнецк). 16 тыс. жит. (1970). Один из центров добычи угля в Кузнецком угольном бассейне.

ГРАМОТИН Иван Тарасьевич (г. рожд. неизв. - ум. 1638), русский дипломат, крупный землевладелец. При Лжедмитрии I с авг. 1605 - думный дьяк Посольского приказа. В 1608 при царе Василии Шуйском перешёл на сторону Лжедмитрия II. С 1610 доверенный агент польск. короля Сигизмунда III, по поручению к-рого управлял Посольским приказом в звании печатника (хранителя гос. печати), присутствовал в Поместном приказе и Боярской думе. В 1612 был послан боярами-изменниками в Польшу, чтобы ускорить воцарение в Москве польского королевича Владислава; участвовал в походе Сигизмунда III на Москву. Находясь в Польше (1612-17), видимо, сблизился с Филаретом; поэтому по возвращении в Россию (ок. 1618) сохранил прежние звания. Интриги Г. вызвали недовольство Филарета; Г. был сослан в Алатырь (1626- 1634). По возвращении в Москву пользовался влиянием при царском дворе.

Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.- Л., 1946.

С. М. Каштанов.

ГРАМОТНОСТЬ (от греч. grammata - чтение и письмо ). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия " Г." меняется на различных этапах экономич. и политич. развития общества вместе с повышением его культурных запросов.

В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистич. странах - лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия " Г.", его статистич. обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й пол. 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и междунар. совещаниях по демографич. статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958 ) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования, а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в историч. оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в междунар. характеристике культурного уровня населения стран мира.

В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет - 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Ср. Азии - 5 и 6% ).

Великая Окт. социалистич. революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 дек. 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или рус. языке-по желанию.

Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты, широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и ок. 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926- 1939 ) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2.


Табл. 2. - Процент грамотных среди населения союзных республик в возрасте 9 - 49 лет (по переписи 1970)



Союзные республики Городское население Сельское население Городское и сельское население
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
РСФСР 99, 6 98, 2 99, 1 97, 1 99, 3 97, 7
Украинская ССР 99, 7 98, 7 99, 5 98, 9 99, 6 98, 8
Белорусская ССР 99, 6 98, 7 99, 4 98, 6 99, 5 98, 6
Узбекская ССР 99, 0 97, 1 98, 9 97, 5 99, 0 97, 3
Казахская ССР 98, 9 95, 2 98, 7 95, 0 98, 8 95, 1
Грузинская ССР 99, 5 98, 5 99, 3 98, 7 99, 4 98, 6
Азербайджанская ССР 99, 0 95, 8 98, 7 96, 1 98, 8 96, 0
Литовская ССР 99.3 98, 5 98, 6 97, 9 98, 9 98, 1
Молдавская ССР 98, 6 95, 5 99, 3 97, 0 99, 1 96, 8
Латвийская ССР 99, 6 99, 2 99, 0 98, 1 99, 4 98, 8
Киргизская ССР 99, 1 96, 8 99, 0 97, 2 99, 0 97, 0
Таджикская ССР 97, 9 93, 7 98, 0 95, 1 98, 0 94, 6
Армянская ССР 99, 2 97, 6 99, 3 97, 6 99, 2 97, 6
Туркменская ССР 98, 1 93, 5 97, 3 93.2 97, 7 93, 4
Эстонская ССР 99, 8 99, 6 99, 4 99, 4 99, 7 99, 5

Табл. 1.- Процент грамотных в возрасте 9 - 49 лет



Годы переписи
Население          
Городское: мужчины 66, 1 88, 0 97, 1 99, 5 99, 9
женщины 45, 7 73, 9 90, 7 98, 1 99, 8
Всего 57, 0 80, 9 93, 8 98, 7 99, 8
Сельское: мужчины 35, 5 67, 3 91, 6 99, 1 99, 6
женщины 12, 5 35, 4 76, 8 97, 5 99, 4
Всего 23, 8 50, 6 84, 0 98, 2 99, 5
Городское и сельское: мужчины 40, 3 71, 5 93, 5 99, 3 99, 8
женщины 16, 6 42, 7 81, 6 97, 8 99, 7
Всего 28, 4 56, 6 87, 4 98, 5 99, 7

Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистич. странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых капиталистич. странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др. ).

Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь гос. и нац. независимости. Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962 ), в Африке - ок. 120 млн. неграмотных (ок. 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) - ок. 350 млн. (св. 50%), в арабских странах - ок. 44 млн. (ок. 80%). В большинстве стран Лат. Америки количество неграмотных достигает 50-60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных - ежегодно их число возрастает в среднем на 3, 5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сент.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.