Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 13 страница






Вторые производные потенциала силы тяжести применяются при решении геологоразведочных и геодезич. задач. Вертикальный градиент силы тяжести, соответствующий нормальной части Г. п. 3., от полюса к экватору изменяется всего на 0, 1% от его полной величины, равной в среднем для всей Земли 3086 этвеш. Намного меньше по абс. величине нормальные горизонтальные градиенты силы тяжести и вторые производные потенциала силы тяжести, характеризующие кривизну уровенной поверхности Земли. Аномальная часть вторых производных потенциала позволяет судить о плотностных неоднородностях в верхних частях земной коры. По величине она достигает в равнинных местах десятков, а в горных - сотен этвеш. В гравиметрической разведке, помимо вторых производных потенциала силы тяжести, используются третьи производные потенциала, получаемые путём пересчёта по аномалиям силы тяжести. Сила тяжести измеряется гравиметрами и маятниковыми приборами, а вторые производные потенциала силы тяжести - гравитационными вариометрами.

Лит.: Жонголович И., Внешнее гравитационное поле Земли и фундаментальные постоянные, связанные с ним, " Тр. Ин-та теоретической астрономии", 1952, в. 3; Бровар В. В., Магницкий В. А., Шимбирёв Б. П., Теория фигуры Земли, М., 1961; Грушинский Н. П., Теория фигуры Земли, М., 1963.

М. У. Сагитов, В. А. Кузиванов.

ГРАВИТАЦИОННОЕ СМЕЩЕНИЕ, изменение частоты электромагнитного излучения при его распространении в гравитац. поле; см. Красное смещение.

ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ, поперечные волны, излучаемые ускоренно движущимися массами и распространяющиеся со скоростью света; см. Гравитационное излучение.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ ВАРИОМЕТР, прибор для измерения вторых производных потенциала силы тяжести, характеризующих кривизну поверхности равного потенциала силы тяжести и изменение (градиент) силы тяжести в горизонтальном направлении (см. Гравитационное поле Земли). Г.в., измеряющие только градиенты силы тяжести, наз. градиентометрами (см., напр., Градиентометр гравитационный горизонтальный). Г.в. изобретён в кон. 19 в, венг. физиком Л. Этвешем. Г.в. состоит из лёгкого горизонтального или наклонного коромысла с укреплёнными или подвешенными на его концах на разной высоте массами; коромысло подвешивается на тонкой упругой крутильной нити. В неоднородном гравитац. поле Земли возникает действующий на массы коромысла момент гравитац. сил. Коромысло поворачивается вокруг нити до тех пор, пока момент сил притяжения не уравновесится моментом упругих сил закрученной нити Производные потенциала силы тяжести определяются по углу поворота коромысла Г.в., корпус к-poro последовательно устанавливается под различными углами к меридиану (в разных азимутах). Применяется фотографич. или визуальная регистрация. Конструкция Г. в. обеспечивает устранение влияния темп-ры, магнитного и электростатич. полей. Точность измерения Г.в. вторых производных потенциала силы тяжести ±(1 - 2)*10-9 сек-2. Г. в. применяют для изучения распределения неоднородностей плотности верхних слоев земной коры с геологоразведочными целями (см. Гравиметрическая разведка). Поскольку показания Г.в. зависят также от действия масс, составляющих рельеф земной поверхности, для учёта их влияния необходимо детально знать рельеф в ближайшей окрестности места проведения измерений.

М. У. Сагитов.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ КАРОТАЖ, измерения гравиметрами силы тяжести в буровых скважинах с целью определения средних значений плотности горных пород на различной глубине в их естеств. залегании. Изменения плотности связаны с литологией пород, а в ряде случаев могут и непосредственно указывать на местоположение залежи полезного ископаемого (нефти, газа, угля, кам. соли, рудных тел). Г. к. вместе с электрич. каротажем позволяет с большей надёжностью дифференцировать геол. разрез, определять пористость пород и т. д.

Учёт притяжения толщи горных пород, плотность к-рых определена Т.к., обеспечивает также повышение точности интерпретации гравитац. аномалий, выявленных в результате наземных гравиметровых съёмок, особенно при изучении глубинного строения земной коры.

Г.к. производится гравиметрами, приспособленными для измерений приращения силы тяжести в буровых скважинах. Управление гравиметром дистанционное, отсчёты снимаются с пульта управления на поверхности Земли. Результаты определения плотности предоставляются в виде таблиц, графически в виде кривых (денсиграмм). При наличии неск. скважин, расположенных на одном профиле, строятся карты линий равных значений плотности (изоденс) в вертикальной плоскости, проходящей через эти скважины. Когда скважины распределены на площади, кроме карт изоденс в вертикальной плоскости, возможно построение карт изоденс в горизонтальных плоскостях для различных стратиграфич. горизонтов. См. также ст. Гравиметрическая разведка.

Лит.: Справочник геофизика, т. 5, М., 1968. П. И. Лукавченко.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ КОЛЛАПС, см. Коллапс гравитационный.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ ПАРАДОКС, один из космологических парадоксов.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, потенциал силы притяжения. Частные производные Г.п. по направлениям равны составляющим силы притяжения по этим направлениям. Использование Г. п. иногда упрощает изучение свойств силового поля. Это обусловлено тем, что Т.п., будучи скалярной величиной, для своего задания требует знания только его величины, в то время как для определения силы необходимо знать ещё и её направление.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ РАДИУС, в общей теории относительности (см. Тяготение) радиус сферы, на к-рой сила тяготения, создаваемая массой т, целиком лежащей внутри этой сферы, стремится к бесконечности. Г. р. определяется массой тела т и равен rg = 2G т/с2, где G - гравитационная постоянная, с - скорость света. Г.р. обычных астрофиз. объектов ничтожно малы по сравнению с их действительными размерами; так, для Земли rg=0, 9 см, для Солнца rg=3 км.

Если тело сжать до размеров Г.р., то никакие силы не смогут остановить его дальнейшего сжатия под действием сил тяготения. Такой процесс, называемый релятивистским гравитационным коллапсом, может происходить с достаточно массивными звёздами (как показывает расчёт, с массой больше двух солнечных масс) в конце их эволюции: если, исчерпав ядерное " горючее", звезда не взрывается и не теряет массу, то, сжимаясь до размеров Г. р., она должна испытывать релятивистский гравитационный коллапс. При гравитационном коллапсе из-под сферы радиуса rg не может выходить никакое излучение, никакие частицы. С точки зрения внешнего наблюдателя, находящегося далеко от звезды, с приближением размеров звезды к гg время неограниченно замедляет темп своего течения. Поэтому для такого наблюдателя радиус коллапсирующей звезды приближается к Г. р. асимптотически, никогда не становясь меньше его.

И. Д. Новиков.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ ТЕКТОГЕНЕЗ, 1) формирование структур земной коры в результате медленного сползания под влиянием силы тяжести масс горных пород по склонам крупных тектонич. поднятий. Исходными процессами, обусловливающими Г.т., являются вертикальные движения земной коры, приводящие к образованию поднятий и прогибов. Соскальзывая вниз, слоистые осадочные толщи сминаются сами и сминают в складки породы, залегающие у подножья растущих поднятий. 2) Любые движения масс внутри земной коры под действием силы тяжести, в т. ч. всплывание относительно лёгких пород из-под более тяжёлых.

Последний процесс ведёт, в частности, к образованию диапировых складок. Многие исследователи предполагают, что перемещения вещества в недрах Земли под влиянием силы тяжести лежат в основе всех тектонич. деформаций (см. также Тектоника). Е. М. Рудич.

ГРАВИТАЦИЯ (от лат. gravitas - тяжесть), то же, что тяготение.

ГРАВИТОН, квант поля тяготения, имеющий нулевую массу и спин 2. Экспериментально пока не обнаружен. См. Тяготение.

ГРАВЮРА (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины (" доски"), на к-рой вырезан рисунок; 2) вид иск-ва графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок (см. Гравирование) и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая Г.; нередко к Г. относят и литографию (" плоская Г."), создание к-рой не связано с процессами гравирования. Г. использует присущие графич. иск-вам средства художеств. выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произв. прикладного назначения и т. д. Специфич. особенности Г. заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значит. число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в б. или м. твёрдых материалах.

В выпуклой Г. все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2-5 мм. Рисунок, т. о., возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на к-рую переходит изображение. К выпуклой Г. относятся Г. на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до кон. 15 в. рельефная Г. на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем). " Обрезной" ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщённость рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В " торцовой" ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих.

В углублённой Г. рисунок механич. или хим. (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлич. пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Чёткую чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением линий и их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета. Свободная, живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и Г. сухой иглой (процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение, становление, тонкие свето-воздушные, эмоциональные, психологич. нюансы; возможность непринуждённого выражения замысла привлекала к этим видам Г. живописцев, скульпторов, архитекторов. Богатство тональных оттенков достигается в Г. акватинтой (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой (комбинации точек, выбитых в доске пунсонами или же нанесённых сквозь лак иглами и рулетками и затем протравленных), лависом (рисование на доске кислотой, наносимой кистью), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, к-рой с помощью гранильника придана сплошная шероховатость).

Многие виды углублённой Г. - отдельно или в различных сочетаниях с др. видами - часто служили репро-дукц. целям. Прямо имитируют карандашный рисунок Г. карандашной манерой (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски). Традиц. материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево-пластиком, металл-оргстеклом и т. д.

Как выпуклая, так и углублённая Г. может быть цветной. Краски могут наноситься тампонами на разные участки одной доски. При другом способе каждая краска наносится на особую обработанную лишь в соответствующих частях доску, а изображение возникает в результате последоват. оттискивания всех досок на одном листе. Фиксированная в оттиске стадия работы гравёра над доской называется " состоянием". У нек-рых художников известно до двух десятков состояний одной гравюры. С 15 в. гравёры часто обозначают свои работы именем или монограммой. Позже появилась система лат. обозначений (часто сокращённых): invenit - задумал, создал композицию, fecit - исполнил, pinxit - написал (картину, с к-рой выполнена Г.), sculpsit - вырезал, delineavit - нарисовал, excudit - издал.

Возникновение Г. связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: ксилография - с резьбой, в т. ч. на досках для набойки, резцовая Г. - с ювелирным делом, офорт - с украшением оружия. Бумага - материал для оттисков - появилась в нач. н.э. в Китае (где Г. упоминается с 6-7 вв., а первая датированная Г. относится к 868), а в Европе в ср. века. Обществ. интерес к Г. с её тиражностью появился в Европе в нач. эпохи Возрождения - с ростом самосознания личности, с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Тогда же определилось тяготение Г. к обобщённости и символичности художеств. языка. Первые европ. ксилографии религ. содержания, нередко раскрашенные от руки, появились на рубеже 14-15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии (" Св. Христофор", датиров. 1423); затем в этой технике исполнялись сатирич. и аллегорич. листы, азбуки, календари. Ок. 1430 возникли " блочные" (" ксилографические") книги, для к-рых изображение и текст вырезались на одной доске. Ок. 1461 напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюрами на дереве; такие книги печатались в Кёльне, Майнце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле; во Франции часословы часто иллюстрировались выпуклыми Г. на металле. Нем. и франц. Г. 15 в. отличалась декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готич. ломкостью штриха. К кон. 15 в. два направления книжной Г. сложились в Италии: во Флоренции значит. роль играл интерес к орнаменту, а Венеция и Верона тяготели к чёткости линий, трёхмерности пространства и пластич. монументальности фигур.

Резцовая Г. возникла в 1440-х гг. в Юж. Германии или Швейцарии (" Мастер игральных карт"). В 15 в. нем. анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героич. монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров Возрождения, сочетая характерную для нем. Г. виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластич. активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом; драматизм и лирика, героич, и жанровые мотивы появились и в ксилографиях по его рисункам. Г. послужила оружием острой социальной борьбы в Германии (" летучие листки") и Нидерландах (гравюры круга П. Брейгеля Старшего).

В нач. 16 в. в Италии родилась репро-дукц. Г. резцом, воспроизводящая живопись (М. Раймонди); как реакция на её обезличенную плавную штриховку, чётко выявляющую форму, развились офорт с его свободой штриха, эмоциональностью, живописностью, борьбой света и тени (А. Дюрер, А. Альтдорфер в Германии, У. Граф в Швейцарии, Пармиджанино в Италии) и " кьяроскуро" - цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах, X. Бург-кмайр, X. Бальдунг Грин в Германии). Свободой и подчас драматичностью замысла выделялись резцовые Г. нидерландца Луки Лейденского и француза Ж. Дюве. В 16 в. книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца и др.

В 17 в. господствовали репродукционная Г. резцом (во Фландрии - П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус, воспроизводившие картины П. П. Рубенса; во Франции - К. Меллан, Р. Нантёй и др. мастера портретной Г., отличавшейся в лучших образцах тонкостью понимания характеров, чистотой линейного стиля) и офорт, в к-ром широко проявилось разнообразие индивидуальных исканий - остро гротескное восприятие пестроты и противоречий совр. жизни у лотарингского мастера Ж. Калло, взаимодействие света и атмосферы в классицистич. пейзажах француза К. Лоррена и в пасторальных сценах итальянца Дж. Б. Кастильоне, непосредственность восприятия психологич. состояний в портретах фламандца А. ван Дейка. Наиболее цельной была голл. школа офорта (не уступавшего живописи по значению), для к-рой характерны интимное ощущение жизни и природы, малый формат, расчёт на рассматривание вблизи, тонкость светотени, картинность композиции, чёткое разделение жанров (анималистич. офорты П. Поттера, жанровые - А. ван Остаде, пейзажные - А. ван Эвердингена и т.д.). Особое место принадлежит пейзажным офортам X. Сегерса, выразившего драматич. ощущение гигантских масштабов мира, и Я. Рёйсдала, передавшего героич. дух дикой природы, а особенно офортам Рембрандта, в к-рых свободная динамика штриха, движение света и тени выражают и психологич. становление характеров, и взлёт духовной творческой энергии, и конфликт этич. начал. В 17 в. Г. на металле, подчас с реалистич. мотивами, распространилась в России (С. Ушаков, А. Трухменский, Л. Бунин), на Украине (А. и Л. Тарасевичи, И. Щирский), в Белоруссии (М. Вощанка). С кон. 17 в. развивался русский лубок.

Г. 18 в. характеризуется обилием репродукц. техник: для воспроизведения живописи и рисунка виртуозно используются резцовая Г. (П. Древе во Франции, Дж. Вольпато и Р. Морген в Италии), часто с офортной подготовкой (Н. Кошен, Ф. Буше во Франции, Г. Ф. Шмидт в Германии); изобретённая в 17 в. тоновая Г. меццо-тинто (портретные Г. англ. мастеров Дж. Р. Смита, В. Грина, пейзажные - Р. Ирлома) и новые тоновые техники- пунктир (Ф. Бартолоцци в Англии), акватинта (Ж. Б. Лепренс во Франции), лавис (Ж. Ш. Франсуа во Франции), карандашная манера (Ж. Демарто, Л. М. Бонне во Франции); блестящими мастерами цветной акватинты были французы Ф. Жанине, Ш. М. Декурти и особенно Л. Ф. Дебюкур. Оригинальный офорт отличался мягкостью, текучестью линий, тонкой игрой света (А. Ватто, О. Фрагонар, Г. де Сент-Обен во Франции, Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто в Италии). Офортом и резцом исполнены сатирич. листы У. Хогарта (Англия), жанровые, в т. ч. книжные, миниатюры Д. Н. Ходовецкого (Германия), грандиозные архит. фантазии Дж. Б. Пиранези (Италия). Г. использовались в книгах и альбомах, как украшение интерьеров и как форма художеств. публицистики (офорты англ. карикатуристов - Дж. Гилрея, Т. Роулендсона; лубки времени Великой франц. революции). В России в 1-й пол. 18 в. резцом гравировались патриотич. аллегории, батальные сцены, портреты, гор. виды (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев); во 2-й пол. 18-нач. 19 вв. выдвинулись мастера портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский, К. В. и И. В. Ческие) резцовой Г., пунктира (Г. И. Скородумов), меццо-тинто (И. А. Селиванов), лависа (Н. А. Львов, А. Н. Оленин); к офорту обращались архитекторы (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ж. Тома де Томон), скульпторы и живописцы (М. И. Козловский, О. А. Кипренский), первые рус. карикатуристы (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов).

В 18 в. наступил расцвет япон. ксилографии, первые импульсы к-рой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 в. цветные ксилографии). В 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги (" Исэ-моногатари", 1608), гравиров. календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки (" суримоно"), а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократич. художеств, школой Укийё-э. Япон. Г., выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г.), резчиком и печатником, богата поэтич. ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые чёрно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2-3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных Г. с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера кон. 18 в. - Китагава Утамаро, создавший тип лирич. идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й пол. 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной Г. - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

На рубеже 19 в. Ф. Гойя (Испания) в своих сериях офортов с акватинтой открыл новые пути Г., соединяя политич. сатиру и почти документальную точность с субъективной экспрессией, трагич. гротеском и неудержимостью воображения. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще и выпуклой Г. на меди У. Блейка (Англия). В 19 в. преобладала репродукц. торцовая Г. на дереве (изобретённая в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в России- Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а затем и тоновых иллюстраций (" политипажей") в книге и журнале. Меньшее значение имели репродукц. Г. резцом (в России Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин) и офорт (во Франции Ф.Бракмон). В возрождении оригинального офорта значительна роль не столько специалистов - Ш. Мериона во Франции, С. Хейдена в Англии, сколько мн. живописцев, стремившихся шире распространять свои художеств. идеи, а зачастую искавших способ-а запечатлеть живую изменчивость натуры, игру света и воздуха (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи во Франции, Т. Г. Шевченко и Л. М. Жемчужников на Украине, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.А. Серов в России). Офорт привлекал возможностью импрессионистич. пленэра и передачи мгновенных впечатлений (голландец Я. Б. Йонгкинд, французы Э. Мане, Э. Дега, амер. художники Дж. М. Уистлер, Дж. Пеннел, нем. - М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, швед А. Цорн). На рубеже 19-20 вв. социальное и философское содержание вносили в свои офортные композиции как символисты (Дж. Энсор и Ж. де Брёйкер в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и представители демократия, реализма (проникнутые духом революц. протеста циклы К. Кольвиц в Германии, офорты англичанина Ф. Брэнг-вина на темы трудовой жизни города). С 1890-х гг. возрождалась и оригинальная (в т. ч. обрезная) ксилография - станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Великобритании). Новые пути наметили гравюры П. Гогена (Франция), с их обобщённостью, экспрессивными контрастами белого и чёрного; позже сложился тип декоративно-упрощённой, построенной на ритмич. игре силуэтов ксилографии и линогравюры, в т. ч. цветной (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон, Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России); характерны для мн. художников 20 в. напряжённая экспрессия, трагич. контрастность пятен (как бы знаков предмета или фигуры) в обрезной Г. с её вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Германии). Широко использовалась и традиция старинной нар. Г. (X. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс, Т. Кулисевич в Польше). Ксилография и линогравюра 20 в. приобретают богатство выразит. возможностей в изображении нар. жизни, публицистич. страстность в пропаганде освободит. идей, в протесте против империалистич. гнёта и войн (К. Кольвиц, бельгиец Ф. Мазерель, мексиканские гравёры Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, кит. - Ли Хуа, Гу Юань, япон. - Уэно Макото, Тадасиге Оно, бразильцы Р. Кац, К. Склиар, чилиец К. Эрмосилья Альварес). По-новому раскрылась выразительность линий, силуэта и цвета в книжных Г. и эстампах П. Пикассо, А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных совр. мастеров реалистич. Г. - Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), X. Финне (Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно в Г. на металле), вводятся новые материалы и технич. способы Г., к-рые, однако, часто используются ради самодовлеющих формальных эффектов. В Г. бурж. стран значит. роль играют модернистские ин-дивидуалистич. тенденции.

Советская Г. многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах - в эстампе и книге, в революц. публицистике и лирич. пейзаже, в портрете и тематич. композиции. Её отличают богатство нац. школ и творческих направлений, объединённых общими принципами коммунистич. идейности и социалистич. реализма. Наряду с традицией тоновой Г. 19 в. (И. Н. Павлов, И. А. Соколов) и декоративно-изящной ксилографии нач. 20 в. (А. П. Остроумова-Лебедева, П. А. Шиллинговский, В. Д. Фалилеев) в Г. на дереве и линолеуме возникли новые тенденции, характеризующиеся романтич. напряжённостью, контрастностью, свободой воображения (Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко), психологизмом и синтетич. цельностью стиля (В. А. Фаворский). Эти тенденции развивали в эстампе и особенно в книжной ксилографии П. Я. Павлинов, Н. И. Пис-карёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов, Г. А. Ечеистов, С.Б. Юдовин, Г. Д. Епифанов. В развитии сов. офорта значит. роль сыграли И. И. Нивинский, Г. С. Верейский. Возродилась Г. резцом (Д. И. Митрохин). Крупные школы Г. сложились на Украине (В. И. Касиян, М. Г. Дерегус, Е. Л. Кульчицкая), в Литве (использующие нар. традиции ксилографии и линогравюры Й. М. Кузминскиса, В. М. Юркунаса, А. А. Кучаса), Эстонии (Г. на металле Э. К. Окаса, А. Г. Бах-Лийманд), Латвии (ксилографии П. А. Упитиса, офорты А. П. Апиниса). В сер. 20 в. в сов. Г. ведущую роль стал играть эстамп, тяготеющий к широте обобщений, яркой декоративности, богатству фактур и приёмов: Г. на дереве и линолеуме Г. Ф. Захарова, И. В. Голицына (РСФСР), Г. В. Якутовича (Украина), Г. Г. Поплавского (Белоруссия), А. А. Рзакулиева (Азербайджан), М. М. Абегяна (Армения), Д. М. Нодиа, Р. Г. Тархана-Моурави (Грузия), Л. А. Ильиной (Киргизия), А. И. Макунайте, А. П. Скирутите, В. П. Валюса (Литва), Г. Э. Кроллиса,

Д. А. Рожкална (Латвия); Г. на металле В. В. Толли, А. Ф. Кютта, А. Ю. Кеэренда (Эстония). В иск-ве социалистич. стран видное место занимают офорты Р. Бергандера и ксилографии В. Клемке (ГДР), офорты Д. Хинца и А. Вюрца (Венгрия), офорты и ксилографии М. Швабинского (Чехословакия), ксилографии В. Захариева и В. Стайкова (Болгария), ксилографии Дж. Андреевича-Куна (Югославия) и Б. Ги Сабо (Румыния). См. также Ксилография, Линогравюра, Резцовая гравюра, Офорт, " Сухая игла", Акватинта. Пунктирная манера, Лавис, Меццо-тинто, Карандашная манера, Мягкий лак.

Илл. см. на вклейках - к стр. 216- 217 и табл. XI, XII (стр. 208-209).

Лит.: Ровинский Д. А., Подробный словарь русских гравёров XVI -XIX веков, т. 1 - 2, СПБ, 1895-99; КристеллерП., История европейской гравюры, пер. с нем., М.- Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры, М., 1941; Русская гравюра XVI - XIX вв., Л.- М., 1950; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М.- Л., 1951; Турова В. В., Что такое гравюра, М., 1963; Японская гравюра, М.. 1963; Леонтьева Г. К., Дорогой поиска, М. -Л., 1965; Dе1tеil L., Le peintre graveur illustre, v. 1 - 30, P., 1906 - 30; Hilliеr J., Japanese masters of the colour print, L., 1954; Laran J., L'estampe, v. 1 -2, P., 1959; Bersier J. E., La gravure, P., 1963; Hind A. M-, An introduction to a history of woodcut, v. 1 - 2, Boston - L., 1963; его же, A history of engraving and etching..., N. Y., 1963; Les plus belles gravures du monde occidental 1410-1914, P., 1966; Adhemar J.. La gravure originale au XX siecle, P., 1967. Е. С. Левитин.

ГРАД, вид атмосферных осадков, состоящих из сферических частиц или кусочков льда (градин) размером от 5 до 55 мм, а иногда и больше (встречаются градины размером 130 мм и массой ок. 1 кг). Градины состоят из прозрачного льда или из ряда слоев прозрачного льда толщиной не менее 1 мм, чередующихся с полупрозрачными слоями. В метеорологии Г. отличают от снежной крупы - ледяных непрозрачных крупинок белого цвета, размером от 2 до 5 мм, хрупких и легко размельчающихся.

Г. выпадает обычно при сильных грозах, в тёплое время года (темп-pa у земной поверхности обычно выше 20 °С) на узкой, шириной неск. км (иногда ок. 10 км), но длинной - десятки, а иногда и сотни км - полосе. Слой выпавшего Г, составляет обычно неск. см, иногда десятки см, продолжительность выпадания от неск. мин до получаса, чаще всего 5-10 мин и очень редко - ок. 1 ч. В 1 мин на 1 м2 падает 500-1000 градин, их плотность 0, 5-0, 9 г/см3, скорость падения- десятки м/сек. Зародыши градин образуются в переохлаждённом облаке за счёт случайного замерзания отд. капель. В дальнейшем такие зародыши могут вырасти до значит. размеров благодаря намерзанию сталкивающихся с ними переохлаждённых капель. Крупные градины могут появиться только при наличии в облаках сильных восходящих токов, способных длит. время удерживать градины от выпадения на землю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.