Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 9 страница






Лит.: Ю. В. Готье, сост. Н. М. Асафова, М., 1941 (Материалы к библиографии трудов учёных СССР, Серия истории, в. 1); Богоявленский С. К., Академик Ю. В. Готье, " Изв. АН СССР. Серия истории и философии", 1944, № 3; Пичета В. И., Академик Ю. В. Готье, в сб.: Исторические записки, в. 15, М-, 1945. Б. Б. Кафенгауз.

ГОТЬО (Gauthiot) Робер (1876-1916), французский языковед. Ученик А. Мейе. Занимался сравнительной индоевропеистикой, изучал герм., балт. и финно-угорские языки. Опубл. работы по общей иранистике, ценные в сравнительно-ист. и историко-типологич. плане. Определил принадлежность к согдийскому языку документов 4 в.,
найденных возле Дуньхуана (пров. Ганьсу ). Подготовил первую согдийскую грамматику и опубл. ряд текстов и исследований по согдийскому языку. В 1913-14 во время поездки в Ср. Азию собирал материал живых иран. языков; уделял осн. внимание их сравнительно-ист. характеристике.

Соч.: Essai de grammaire sogdienne, t. 1, P., 1914 - 21; Une version sogdienne du Vessantara JStaka, " Journal Asiatique", 1912, ser. 10, t. 19; De l'accent d'intensite iranien, " Memoire de la societe de linguistique de Paris", 1916, t. 20, fasc. 1; De la reduction de la flexion nominale en iranien, там же, 1916, т. 20, fasc. 2; Notes sur le yazgoulami, dialecteiranien des confins du Pamir, " Journal Asiatique", 1916, ser, 11, t. 7, fasc. 2.

Д. И. Эдельман.

ГОУЭЛЛС (Howells ) Уильям Дин (1837-1920 ), американский писатель; см. Хоуэлс У. Д.

ГОФЕР, Xофер (Hofer ) Андреас (22. 11. 1767, Санкт-Леонхард, - 20. 2. 1810, Мантуя ), национальный герой Тироля, возглавивший освободительное восстание тирольских крестьян 1809 против франц. и баварских оккупантов (Тироль в 1805, в ходе наполеоновских войн, был отторгнут Наполеоном от Австрии и передан союзнице Франции Баварии). В апр. 1809 Г., трактирщик, возглавил восстание, план к-рого был разработан при участии австр. пр-ва, стремившегося вернуть Тироль. Победы восставших у горы Изель (май 1809) привели к освобождению Тироля от баварцев. Г. продолжал борьбу и после того, как австр. пр-во заключило перемирие с Францией (июль 1809), предусматривавшее возвращение Тироля Баварии, и новыми победами в авг. вновь добился освобождения Тироля. Он стал фактич. правителем Тироля, сохраняя приверженность австр. властям. После заключения Шёнбруннского мира (окт. 1809) Наполеон направил против тирольских крестьян значит. воен. силы и сломил их сопротивление. Г. бежал из Тироля, но был выдан французам и расстрелян.

Лит.: Рaulin К., Das Lehen Andreas Hofers..., 3 Aufl.. Innsbruck, [1959]; Hochenegg H., Bibliographic zur Geschichte des Tiroler Freiheitskampfes von 1809, Innsbruck - W.. 1960.

ГОФЕР (Gopherus), род пресмыкающихся сем. наземных черепах; 1 вид - G. polyphemus. Г. отличается невысоким уплощенным панцирем и широкими короткими когтями передних ног. Дл. панциря до 34 см. Водится на IO. США и в Сев. Мексике. Роет глубокие норы (до 12 м дл.). Взрослые особи часто живут парами. Питается растит.пищей, реже насекомыми. В апреле - июне самка откладывает 4-7 шаровидных яиц.

Мясо Г. употребляют в пищу, в связи с чем местами промысел Г. ограничен.

ГОФЕР, млекопитающее отряда грызунов; то же, что мешетчатая крыса.

ГОФМАН (Hofmann ) Август Вильгельм (8. 4. 1818, Гисен, - 5. 5. 1892, Берлин ), немецкий химик-органик. Окончил Гисенский ун-т. Ученик Ю. Либиха. В 1845 приват-доцент Боннского ун-та. С 1845 первый директор основанного в том же году Королев. хим. колледжа в Лондоне, в к-ром работал 20 лет. С 1861 президент Лондонского хим. об-ва. В 1865 занял кафедру химии в Берлинском ун-те (1865-92 ). В 1868 основал Германское хим. об-во и его печатный орган. Был председателем этого об-ва до 1892.

В 1841 Г. обнаружил в кам.-уг. смоле анилин и хинолин. В 1845 Г. выделил из кам.-уг. дёгтя бензол; обработкой смесью серной и азотной кислот перевёл его в нитробензол и восстановлением последнего водородом получил анилин. Этим Г. усовершенствовал реакцию Н. Н. З и м ин а. В 1850 Г. показал, что при нагревании йодистого этила С2Н3I с аммиаком могут быть получены амины. В 1881 Г. предложил способ получения первичных аминов из амидов карбоновых к-т (см. Гофмана реакции).

Работы Г. и его школы имели большое значение для создания пром. переработки кам.-уг. смолы и произ-ва синтетич. красителей. Г. синтезировал (1858 ) краситель анилиновый красный (фуксин ) и установил его состав (1861 ); выяснил строение нек-рых др. красящих веществ и получил ряд трифенилметановых красителей.

В 1871 Г, совместно с К. А. Марциусом открыл перегруппировку типа С6Н5 - NH - СН3-> СН3 - С6Н4 - NH2 Г. нашёл способ образования первичных аминов из амидов кислот действием на них брома и щёлочи (1881 ).

Соч.: Uber eine sichere Reaktion auf Benzol, " Annalen der Chemie und Pharmacie", 1845, Bd 55, H. 2.

Лит.: Шорлеммер К., Возникновение и развитие органической химии, пер. с англ., М., 1937; Vо1hard J. und Fisсhеr E., August Wilhelm von Hofmann. Ein Lebensbild, В., 1902.

ГОФМАН (Herman) Иосиф (Юзеф) (20.1.1876, Подгуже, близ Кракова, - 16.2.1957, Лос-Анджелес), польский пианист, педагог и композитор. Ученик М. Мошковского и А. Г. Рубинштейна. С 1898 жил в США, в 1924-38 проф. и директор Муз. ин-та Кёртис в Филадельфии. Концертировал в 1894-1946; в России - в 1896-1913 (почти ежегодно).

Г.- один из крупнейших пианистов мира. Его игра при безупречном мастерстве и технич. блеске отличалась сочетанием классич. ясности с романтич. поэтичностью. Репертуар Г. был исключительно обширен; с особенным успехом исполнял пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта - Листа, а также Мошковского. Автор муз. сочинений, гл. обр. салонных пьес. Написал книгу о фп. исполнительстве, содержащую воспоминания об А. Г. Рубинштейне - " Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре" (1915, рус. пер. 1961).

Лит.: Коган Г., Иосиф Гофман, " Советская музыка", 1956, № 12; его же, Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Баринова М. Н., Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964.

ГОФМАН (Hoffmann ) Курт (р.12.11. 1910, Фрейберг), немецкий кинорежиссёр (ФРГ). В кино с 1931, с 1938 выступает как режиссёр. Поставил неск. развлекат. фильмов. В 50-60-х гг. Г., творчески используя приёмы политич. кабаре, мюзик-холльных ревю и кинооперетт, создал сатирич. муз. фильмы в форме пародийно-гротескного эстрадного обозрения- " Мы вундеркинды" (1958; золотая медаль на 1-м Междунар. кинофестивале в Москве ) или феерич. кинооперетты - " Привидения в замке Шпессарт" (1961; пр. за лучшую кинокомедию на 2-м Междунар. кинофестивале в Москве ) и др. Его фильмы отмечены антифаш. направленностью, в них разоблачается античеловеческая сущность фашизма. Снял фильм " Дом на Карпфенгассе" (1964, кино- и телевизионный вариант ). Г. поставил фильмы-экранизации: " Фокус-покус" (1953, по К. Гёцу ), " Признания авантюриста Феликса Крулля" (1957, по Т. Манну ), " Брак господина Миссисипи" (1961, по Ф. Дюрренматту ). За выдающееся кинематографич. мастерство Г. присуждена пр. им. Э. Любича (1958 ). Поставил также фильмы: " Фанфары любви" (1951 ), " Харчевня в Шпессарте" (1958 ), " Завтра в семь мир ещё будет в порядке" (1968 ) и др. Л. я. Новодворская.

ГОФМАН (Hoffmann ) Макс (25. 1. 1869, Хомберг, - 8. 7. 1927, Бад-Рейхенхалль ), германский воен. деятель и писатель, ген.-майор. Окончил Академию Генштаба (1901 ), служил в разведыват. управлении Генштаба. В 1904-05 в герм. воен. миссии при 1-й япон. армии во время рус.-япон. войны. В нач. 1-й мировой войны 1914-18 ген.-квартирмейстер 8-й армии, в период Вост.-Прусской операции 1914 выступил против отхода за Вислу и в значит. мере способствовал организации разгрома 2-й рус. армии. В 1914-16 ген.-квартирмейстер штаба Вост. фронта, с авг. 1916 нач. штаба главнокоманд. Вост. фронтом. В дек. 1917 - февр. 1918 был фактич. главой герм, делегации во время мирных переговоров с Сов. Россией в Бресте. Занимая резко антисов. позицию, был вместе с тем сторонником заключения мира с Россией для достижения победы на Западе. В авг. 1918 предлагал начать войну против Сов. России. С нояб. 1918 главнокомандующий Вост. фронтом. В 1919 пытался организовать герм. воен. интервенцию в Россию. С 1920 в отставке. Проявил себя как авантюрист профаш. толка. В своих работах по истории 1-й мировой войны критиковал герм. командование за то, что оно якобы упустило победу.

Соч.: Tannenberg. Wie es wirklich war, В., 1926; в рус. пер.: Война упущенных возможностей, М.- Л., 1925; Записки и дневники. 1914-1918, Л., 1929.

ГОФМАН (Hoffmann) Фридрих (19.2. 1660, Галле, - 12.11.1742, там же), немецкий терапевт. Учился в Йене, затем у известного англ. естествоиспытателя Р. Бойля. С 1694 проф. кли-нич. медицины в Галле. Находился под влиянием филос. взглядов Г. В. Лейбница; в мед. воззрениях примыкал к ятро-физикам. Г. развил " динамическое" учение о движении в организме (крови, пищеварит. соков) как основе здоровья и о прекращении движения как причине заболевания.

Все силы организма и обусловленные ими процессы, по мнению Г., связаны с материей и проявляются в движении, действии, противодействии, сокращении и расширении. " Движения", или " тонус", организма регулируются, по Г., нервным флюидом (эфиром), исходящим из мозговых желудочков. Избыток флюида ведёт к сокращениям, спазму, недостаток - к атонии. Терапия, по Г., сводится либо к успокоению, опорожнению при повышенном тонусе и усиленных движениях флюида, а следовательно, соответствующем состоянии тканей и систем, либо к возбуждению, раздражению при пониженном тонусе и ослабленных движениях флюида.

Г. широко применял диету, кровопускание, минеральные воды; ввёл в мед. практику ряд новых лекарств (гофманские капли, эликсир Гофмана " бальзам жизни"). В 18 в. система Г. была популярна среди медиков многих стран.

Соч.: Medicina rationals systematica, v. 1-9, Halle, 1718 - 40.

Лит.: Гезер Г., Основы истории медицины, пер. с нем., Казань, 1890.

ГОФМАН (Hoffmann ) Эрих (25. 4. 1868, Вицмиц, - 8. 5. 1959, Бонн ), немецкий дермато-сифилидолог. Окончил Берлинский ун-т; в 1908-09 проф. в Галле, с 1910 проф. Боннского ун-та. В 1905 совм. с Ф. Шаудином открыл возбудителя сифилиса - бледную спирохету. Осн. работы посвящены изучению экспериментального сифилиса, вопросам его диагностики и лечения, а также изучению нек-рых заболеваний кожи.

Соч.: Morphologie und Biologie der Spirochaeta Pallida, в кн.: Handbuch der Hautund Geschlechtskrankheiten, hrsg. von J. ladassohn, Bd 15, Tl 1, В., 1927.

Лит.: Lоhe H., Erich Hoffmann. Zum 85. Geburtstag am 25. April 1953, " Dermatologische Wochenschrift", Bd 127, 1953, S. 409; Boas H., Erich Hoffmann, " Acta derraatologica", 1959, v. 39, № 3.

ГОФМАН Эрнст Карлович (3. 1. 1801 - 23. 5. 1871, Тарту ), русский путешественник и геолог. В 1823-26 участвовал в кругосветном плавании О. Коцебу. Читал лекции в Дерптском (1833-36 ), Киевском (1837-42 ) и Петерб. (1845- 1863 ) ун-тах. В 1847 возглавлял экспедицию Рус. геогр. об-ва на Сев. Урал, проводившую исследования также в 1848 и 1850. Экспедиция открыла хр. Пай-Хой, собрала сведения по геологии, растительности, животному миру, этнографии. В 1853-59 изучал геологию Ср. Урала. Именем Г. назван ледник на г. Сабля (Урал ).

Соч.: Общая ориктогнозия, или учение о признаках минералов, К., 1840; Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой, т. 1 - 2, СПБ, 1853-56 (совм. с М. Ковальским); Об гипсометрических отношениях хребта Уральского, пер. с нем., СПБ, 1860.

ГОФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24. 1. 1776, Кенигсберг, - 25. 6. 1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, муз. критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском ун-те изучал юрид. науки. В Берлине с 1816 был на гос. службе советником юстиции. Новеллы Г. " Кавалер Глюк" (1809), " Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера" (1810), " Дон Жуан" (1813) позднее вошли в сб. " Фантазии в духе Калло" (т. 1-4, 1814-15). В повести " Золотой горшок" (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе " Элексир дьявола" (1815-16) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестеств. сил. В " Удивительных страданиях одного директора театра" (1819) изображены театр. нравы. Его символико-фантастич. повесть-сказка " Крошка Цахес по прозванию Циннобер" (1819) носит ярко сатирич. характер. В " Ночных рассказах" (ч. 1-2, 1817), в сб. " Серапионовы братья" (т. 1-4, 1819-21, рус. пер. 1836), в " Последних рассказах" (изд. 1825) Г. то в сатирич., то в трагич. плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконч. роман " Житейские воззрения кота Мурра" (1820-22) - сатира на нем. филистерство и феод.-абсолютистские порядки. Роман " Повелитель блох" (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.

Ярким выражением эстетических взглядов Г. являются его новеллы " Кавалер Глюк", " Дон Жуан", диалог " Поэт и композитор" (1813), цикл " Крейслериана" (1814). В новеллах, а также в " Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера", введённых в роман " Житейские воззрения кота Мурра", Г. создал трагич. образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание.

Знакомство с Г. в России началось с 20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. противостоит "...пошлой рассудочной ясности и определенности...", в то же время порицал Г. за отрыв от "...живой и полной действительности" (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 98).

Музыке Г. учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740- 1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Г. организовал филармонич. об-во, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил гос. советником (1804-07). В 1807-13 работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в " Альгемайне музикалише цайтунг" (" Allgemeine musikalische Zeitung", Лейпциг).

Один из основоположников романтич. муз. эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал её существ. тенденции, показал трагич. положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как особый мир (" неведомое царство"), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. писал о сущности музыки, о муз. соч., композиторах, исполнителях.

Произв. Г. оказали влияние на К.М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтич. образы Г. получили воплощение в творчестве Р. Шумана (" Крейслериана"), Р. Вагнера (" Летучий Голландец"), П. И. Чайковского (" Щелкунчик"), А. Ш. Адана (" Жизель"), Л. Делиба (" Коппелия"), Ф. Бузони (" Выбор невесты"), П. Хиндемита (" Кардильяк") и др. Сюжетами для опер послужили произв. Г. -" Мастер Мартин и его подмастерья", " Крошка Цахес по прозванию Циннобер", " Принцесса Брамбилла" и др. Г. - герой опер Ж. Оффенбаха (" Сказки Гофмана", 1881) и Г. Лаччетти (" Гофман", 1912).

Г. - автор первой нем. романтич. оперы " Ундина" (соч. 1813), оперы " Аврора" (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.

Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd 1 - 15, Lichtenstein - Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1-6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-8, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1 - 7, М., 1929-30 (не законч.); Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1 - 3, М., 1962; Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964; Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967. Лит.: Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, " Уч. зап. Московского гос. педагогического ин-та. Кафедра истории всеобщей литературы", 1937, в. 3; Бpayдо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776-1822, " Музыкальное образование", 1926, № 3 - 4; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Werner H. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre Е. Т. A. Hoffmann-Forschung 1805 - 1965, Stuttg., 1967; Е. Т. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, Fr./M., [1968]; Piana Theо, Е. Т. A. Hoffmann als bildender Kunstler, В., 1954; Moos P., Е. Т. A. Hoffmann als Musikasthetiker, " Die Musik", 1907, 6 Jg, April, S. 67 - 84; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musik-schriftsteller, Koln, 1954.

C. П. Гиждеу, С. А. Маркус.

ГОФМАН ФОН ФАЛЛЕРСЛЕБЕН (Hoffmann von Fallersleben) Август Генрих (2. 4. 1798, Фаллерслебен, - 19. 1. 1874, Корвей), немецкий поэт и учёный-филолог. Как поэт испытал влияние К. Т. Кернера, как филолог - бр. Я. и В. Гримм. В сб. " Неполитические песни" (ч. 1-2, 1840-41) подверг критике феод. порядки с позиций бурж. демократии. Идея единства Германии выражена в песне " Deutschland, Deutschland uber alles..." (" Германия, Германия превыше всего", 1841), позднее использованной реакцией в качестве национа-листич. гимна империалистич. Германии, а затем и фаш. " рейха". Науч. работы Г. фон Ф. посвящены истории нем. песни. Существ. значение имела публикация " Политические стихотворения из прошлого Германии" (1843). Автор популярных песен для детей.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-8, В., 1890-93; Unpolitische Liederund Zeitgedichte, Lpz., 1953.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1967, с. 111, 217, 592; История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 426-430; Neef Th., Hoffmann von FallersJeben als vaterlandischer und politischer Dichter, Munster, 1912; Sturm W., Hoffmann von Fallersleben, " Das Wort", Moskau. 1939, № 3; Drei Dichter von 1848, Rudolstadt, 1948. С. В. Typaeв.

ГОФМАНА РЕАКЦИИ, под этим назв. известны три реакции, предложенные нем. химиком А. В. Гофманом. 1) Синтез первичных аминов действием брома и щёлочи на амиды карбоновых к-т. Образующиеся амины содержат на один атом углерода меньше, чем исходный амид:

[ris]

В результате этой реакции могут быть получены алифатич., жирноароматич., ароматич. и гетероциклич. амины. Осуществление Г. р. в спиртовой среде приводит к образованию уретанов(RNHOCOR).

2) Синтез алифатич. аминов действием алкилирующих реагентов (гало-геналкилов, диалкилсульфатов и др.) на аммиак. В результате образуется (в виде солей) смесь первичного, вторичного и третичного амина и соль четвертичного аммониевого основания; напр., при использовании СН3I получаются [CH3NH3]I; [(CH3)2NH2]I; [(CH3)3NH]I и [(CH3)4N]I соответственно.

3) Термич. расщепление гидроокисей четвертичных аммониевых оснований с образованием третичного амина и олефина:

[ris]

Если атом азота в четвертичном основании связан с различными заместителями, образуется олефин, содержащий наименьшее число алкильных заместителей при двойной связи (правило Гофмана).

Важнейшая область применения Г. р. - исследование структуры алкалоидов.

Л. С. Герман.

ГОФМАНСВАЛЬДАУ, Xофмансвальдау (Hofmannswaldau) Кристиан Гофман (25. 12.1617, Бреславль, - 18. 4. 1679, там же), немецкий поэт. Представитель маринизма в нем. лит-ре и глава т. н. второй силезской школы поэтов. В духе прециозной литературы довёл до предела поэтич. жеманство и игру в галантность. Для его эпиграмм, мадригалов, рондо, песен характерны напыщенность, аффектация и вычурность стиля. Впервые на нем. яз. Г. написал по образцу " Героид" Овидия собрание " Писем героев" (1663, изд. 1673-1680). Легкомысленный гедонизм сочетается в стихах Г. с ощущением бренности всего земного (" Жалоба на непостоянство счастья", " Мир").

Соч.: Auserlesene Gedichte, hrsg. vou F. P. Greve, Lpz., 1907.

Лит.: История немецкой литературы, т. 1, М., 1962, с. 398 - 400; Пуришев Б. И.. Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955, с. 339 - 41; Ibel R., Hofmann von Hofmannswaldau. Studien zur Erkenntnis deutscher Barockdichtung, В., 1928.

Ю. М. Каган.

ГОФМАНСТАЛЬ, Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1. 2. 1874, Вена, - 15. 7. 1929, Родаун), австрийский писатель, эссеист. Происходил из аристократич. семьи. Изучал право и филологию в Вене. Выступил в 90-х гг. Отдал дань импрессионизму, символизму, неоромантизму. Неприятие бурж. действительности и бескрылого натурализма в лит-ре привело Г. к культу красоты и наслаждений (одноактная драма " Смерть Тициана", 1892). В его сб. " Стихотворения и маленькие драмы" (1907) наряду с ущербными настроениями выражена мечта о полноценной жизни, к-рую не могут дать эстетизм и гедонизм (пьеса " Безумец и смерть", 1894, изд. 1899). Однако в вольных переработках трагедий Софокла и Еврипида (" Электра", 1904-06, " Эдип и сфинкс", 1906) герои воплощают жестокость, патологич. чувственность или являются безвольными жертвами рока. В стилизациях под ср.-век. мистерии (" Всякий человек", 1911; " Зальцбургский большой театр жизни", 1922) углубляются декадентские идеи пессимизма и мистика. К Октябрьской революции в России Г. отнёсся враждебно, аристократически отвергнув власть народа (драма " Башня", 1925).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 12, Fr./M., 1947 - 56; Die Gedichte und kleinen Dramen, Lpz., 1958; в рус. пер.- Драмы, М., 1906.

Лит.: Аксельрод И., Литературно-критические очерки, Минск, 1923; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Нamme1mann H. A., Hugo von Hofmannsthal, New Haven, 1957; Hamburger M., H. von Hofmannsthal. Gott., [1964); Weber H., H. von Hofmannsthal. Bibliographic..., В., 1966. Г. С. Слободкин.

ГОФМАРШАЛ (нем. Hofmarschall), придворная должность в Германии в позднее средневековье (отделилась от должности маршала), придворный чин (и должность) в 18 - нач. 20 вв. в России. Г. и обер-Г. (к-рым были подчинены Г.) ведали дворцовым х-вом (в России заведовали снабжением царского двора, устройством празднеств, приёмов и т. д.).

ГОФМЕЙСТЕР, Хофмейстер (Hofmeister) Вильгельм (18. 5. 1824, Лейпциг, - 12. 1. 1877, Линденау), немецкий ботаник, проф. Гейдельбергского (1863) и Тюбингенского (1872) ун-тов. Один из основоположников эмбриологии растений. Описал образование семяпочки и зародышевого мешка, процесс оплодотворения и развитие зародыша у покрытосеменных растений (1849). Изучив циклы развития высших растений (мохообразных, папоротникообразных, голосеменных), установил (1851) наличие у них чередования поколений: бесполого (спорофит) и полового (гаметофит). Тогда же предсказал открытие у голосеменных подвижных сперматозоидов (к-рое было осуществлено в 1896-97). Труды Г. имели большое значение для победы эволюц. учения, т. к. ещё до Ч. Дарвина он показал филогенетич. единство споровых и семенных растений. Ряд работ по физиологии растений.

Соч.: Die Entstehung des Embryo der Phanerogamen, Lpz., 1849; Vergleichende Untersuchungen der Keimung, Entfaltung und Fruchtbildung hoherer Kryptogamen... und der Samenbildung der Coniferen, Lpz., 1851.

Лит.: Баранов П. А., История эмбриологии растений..., М.- Л-, 1955; Gоеbе1 К. Е. vоn, Wilhelm Hofmeister. Arbeit und Leben, Lpz., 1924. Д.В.Лебедев.

ГОФМЕЙСТЕР (нем. Hofmeister), придворная должность в ср.-век. Германии (в 19 - нач. 20 вв. - почётный титул), придворный чин (и должность) в 18 - нач. 20 вв. в России. Г. (и стоявшие над ними обер-Г.) управляли дворцовым х-вом и штатом придворных, ведали придворным церемониалом; при герм. княж. дворах обер-Г. - председатель дворцового суда и совета при князе, наместник князя в делах управления.

ГОФРИРОВАНИЕ (от франц. gaufrеr - прессовать складки, оттискивать узор), образование гофр (изгибов, волн) на листах чёрных и цветных металлов, асбоцемента, картона, ткани и т.п. с целью увеличения их жёсткости при работе на изгиб и сжатие. Наиболее часто образуют круглые гофры, реже трапецеидальные, треугольные и более сложные. Г. производят на прессах (формованием) или в профильных валках (прокатыванием). Гофрированные материалы широко применяются в строительстве, самолётостроении и др. отраслях техники.

ГОФТ (Hooft) Питер Корнелис (1581 - 1647), голландский писатель; см. Хофт П. К.

ГОФШТЕЙН Давид Наумович [25.7(6. 8). 1889-12.7.1952], еврейский советский поэт. Чл. КПСС с 1940. Род. в г. Коростышеве в семье служащего. Учился в Петербурге и Киеве. Печататься начал в 1917. Г. противопоставил бурж.-националистич. евр. поэзии новые мотивы деревенской жизни, радости труда. Лирич. пейзажи у Г. отличаются живописной игрой красок, классически завершённой формой (сб. " У дорог", 1919). Темпы жизни большого города запечатлены в цикле " Город" (1919).После Октября Г. писал о величии нар. революции, обличал её врагов (стих. " Процессия", " Октябрь", " На острие меча", " Ты вопрошаешь, тихий брат"). Появление сб. " Лирика" (1923) было значит. явлением в евр. сов. лит-ре. Поэт откликался на события сов. действительности, писал о борьбе трудящихся в странах капитала (" На светлых руинах", 1927; " Избранные произведения", 1937; " Избранные произведения", 1948). Реалистич. стиху Г. присущ энергичный ритм, богатые ассонансы.

Соч.: Литерагур-кентениш, ч. 1-2, М., 1927 - 28; Геклибене верк, М., 1948; в рус. пер.- Новые просторы, М., 1939; Избранное. [Вступ. ст. М. Рыльского], М., 1958; Стихи, М-, 1961; Стихотворения, М., 1970.

Лит.: Литваков М., Ин умру, т. 2, К., 1918; Ойслендер Н., Вег эйн -вегойс. К., 1924; Ременик Г. А., Адихтер а новатор, " Советиш геймланд", 1964, № 3.

Г. Ременик.

ГОХ (Hooch, Hoogh) Питер де (1629- ок. 1685), голландский живописец; см. Хох П.

ГОХУА (кит. - национальная живопись), термин, появившийся в нач. 20 в. и обозначающий совр. кит. живопись водяными красками на шёлковых и бумажных свитках, в отличие от живописимаслом и акварели. В условиях упадка иск-ва в Китае кон. 19 - нач. 20 вв. (отрыв от действительности, повторение сухих канонич. схем) Г. обновила традиции нац. живописи, существовавшей с 3-2 вв. до н. э. и имевшей свои технич. особенности, жанровое своеобразие и специфич. метод изображения предмета при помощи линии и пятна на нейтральном фоне, к-рый давал ощущение неогранич. пространства. Первые мастера, работавшие в Г. (живописцы Жэнь Бо-нянь,

У Чан-ши, Чэнь Ши-цзэн), стремились обогатить традиц. методы обращением к натуре. В дальнейшем развитие нац. живописи шло двумя путями: только средствами Г. в традиц. манере исполнения - творчество Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня и др. - или соединением принципов Г. с достижениями европ. живописи (геом. перспектива, светотеневая моделировка объёма, напряжённый психологизм, пристальный интерес к человеку) - творчество Сюй Бэй-хуна, Цзян Чжао-хэ и др. В 1940- 1950-е гг. живопись Г. становится более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирич. и жанровые композиции на темы современности. Однако, стремясь к отражению новой действительности, мн. живописцы ограничиваются механич. введением совр. мотиве" в традиционно выполненные пейзажи.

Лит.: Николаева Н., О национальной традиции в современной китайской живописи гохуа, в сб.: Художественные направления в современном зарубежном искусстве, М., 1959, с. 5 - 25. Н. С. Николаева.

ГОХШТЕДТ, Хёхштедт (Hochstadt), город и ж.-д. станция в Баварии., на лев. берегу Дуная. В р-не Г. 13 авг. 1704 во время войны за Испанское наследство (1701-14) англо-австр. армия (48 тыс. чел., по др. данным - 58 тыс.; 52 орудия) под команд. поинца Евгения Савоиского и герцога Дж. Мальборо-разбила франко-баварскую армию (ок. 47 тыс. чел,, по др. данным - ок. 60 тыс.; ок. 90 орудий) под команд. франц. маршалов К. Таллара и Ф. Марсеня а баварского курфюрста Максимилиана. Англо-австрийцы потеряли 12-13 тыс. чел., франко-баварцы - 20-28 тыс. Англо-австр. армия не завершила победы преследованием, и франко-баварской армии удалось отойти за Дунай и соединиться с резервами, что вызвало затяжку войны. В англ. лит-ре сражение при Г. наз. сражением при Бленхейме.

ГОЦ, видные деятели партии эсеров, члены её ЦК, братья. Абрам Рафаилов и ч Г. (1882, Москва, - 1940),. с 1906 активный чл. боевой орг-ции эсеров. В 1907 приговорён к 8 г. каторги. После Февр. революции 1917 лидер фракции эсеров в Петрогр. совете. Пред. ВЦИК, избранного 1-м Всеросс. съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917. В окт. дни 1917 входил в контрреволюц. " Комитет спасения родины и революции". Один из организаторов юнкерского мятежа в Петрограде 28-29 окт. (11-12 нояб.) 1917. В 1920 за участие в борьбе против Сов. власти арестован и в 1922 осуждён по процессу правых эсеров. В дальнейшем амнистирован и находился на хозяйственной работе. Михаил Рафаилович Г. (псевд. - М. Рафаилов) [1866-26. 8 (8. 9). 1906, Берлин], в 1885 поступил в Моск. ун-т. За участие в народническом движении 24 окт. 1886 арестован и в 1888 выслан в Вост. Сибирь. За вооруж. сопротивление вместе с др. ссыльными властям в Якутске 22 марта 1889 (см. Якутская трагедия) приговорён к бессрочной каторге. В 1895 амнистирован, жил в Кургане, затем в Одессе. В 1901 эмигрировал в Париж, где вместе с Н. С. Русановым и И. А. Рубановичем издавал эсеровский журн. " Вестник русской революции". В 1902 переехал в Женеву. Там участвовал в издании ЦО партии эсеров " Революционная Россия" и руководил по существу всей работой партии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.