Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 7 страница






До 1-й мировой войны 1914-18 наиболее крупными Г.-р. были Великобритания, Франция и Германия. После 2-й мировой войны 1939-45 гл. междунар. эксплуататором и крупнейшим Г.-р. стали США, заграничные капиталовложения к-рых в конце 60-х гг. превышали общую сумму заграничных вложений всех прочих империалистич. гос-в. Г.-р. продолжают оставаться Великобритания и Франция, к ним относятся также Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Швейцария, Швеция и др. В Г.-р. превращаются ФРГ и Италия.

В условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, с крушением колониальной системы империализма и превращением мировой системы социализма в решающий фактор обществ. развития позиции и влияние Г.-р. были ослаблены вследствие сужения терр. сферы приложения капитала. Во-первых, они лишились части капиталов за границей в результате национализации иностр. собственности в странах социализма. Во-вторых, исчезла возможность новых капиталовложений в те страны, к-рые отпали от мировой капиталистич. системы. В-третьих, вследствие роста и успехов мировой системы социализма Г.-р. лишились монополии на предоставление займов экономически слаборазвитым странам. В новых условиях Г.-р. всё чаще вынуждены отказываться от методов прямого ограбления экономически слаборазвитых стран и идти на известные уступки (снижение процентных ставок при предоставлении займов, согласие на нек-рое ограничение вывоза прибылей и т. д. ). Стремясь удержать эти страны в сфере империалистич. эксплуатации, закрепить их неравноправное положение в системе междунар. капиталистич. разделения труда, Г.-р. используют более утончённые формы колониализма (см. Неоколониализм). Бурж. экономисты пытаются представить отношения между Г.-р. и странами-должниками как отношения равноправного сотрудничества. Однако в действительности Г.-р. получают гораздо больше средств из этих стран, чем вкладывают в них. Напр., заграничные инвестиции США за 1950-67 равнялись 11 млрд. долл., а перевод процентов и дивидендов по ним составил за этот период 18 млрд. долл.

После 2-й мировой войны значительно увеличились капиталовложения Г.-р. в развитые капиталистич. страны. Побудительным мотивом к такому направлению капиталовложений также является в первую очередь погоня за прибылью. Наряду с экономич. причинами важную роль в вывозе капитала, особенно когда он осуществляется гос-вом, играют и политические мотивы. Так, США после 2-й мировой войны предоставили огромные займы своим союзникам по военнополитич. блокам в целях укрепления этих блоков и усиления амер. влияния в них (см. Вывоз капитала).

Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 396 - 406.

В. П. Трепелков.

ГОСФИЛЬМОФОНД СССР, Всесоюзный государственный фонд кинофильмов, организован в 1948. В Г. собраны негативы и позитивы отечественных художеств. и научно-популярных фильмов (хроникально-документальные и хроникальные фильмы хранятся в Центр. гос. архиве кинофотофонодокументов ) и мн. зарубежные художеств. и научно-популярные фильмы.

Г. располагает самой большой в мире коллекцией фильмов и документацией к фильмам (сценарии, монтажные листы, др. архивные материалы ). В Г. производятся восстановление и печать кинофильмов, издаются справочники по истории сов. и зарубежного кино.

Г. входит в междунар. федерацию киноархивов (ФИАФ ), осуществляет обмен фильмов, организует совм. с зарубежными архивами просмотры сов. фильмов в др. странах, а также получает иностранные фильмы для показа в Советском Союзе.

В 1966 в Москве открыт кинотеатр Г. " Иллюзион" (имеет филиалы в др. городах ).

Лит.: Кино и время, в. 1, в. 2, кн. 1 - 2 (Справочник по международным кинофестивалям), в. 3 (Режиссёры советского художественного кино), М., 1960 - 63; Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, т. 1 - 4, М., 1961 - 68; [Якубович О. ], В мире кинолент, М., 1964.

ГОТА (Gotha), город в ГДР, в округе Эрфурт. 57, 3 тыс. жит. (1969). Значит. научный и картоиздательский центр. Крупное нар. географо-картографич. предприятие им. Германа Хака (осн. в 1785), составляющее и издающее геогр. карты, атласы, геогр. журналы (в т. ч. Petermanns Geograpnische Mitteilungen), справочники. Среди отраслей - книгоиз-дат. дело, вагоностроение, металлообработка, пищ., хим. пром-сть.

ГОТВАЛЬД (Gottwald) Клемент (23.11. 1896, дер. Дедице, Моравия, -14.3. 1953, Прага), деятель чехосл. и междунар. рабочего движения, политич. и гос. деятель Чехословакии. Сын мелкого крестьянина, с 12 лет начал трудовую жизнь. С 1912 участвовал в с.-д. движении молодёжи. С 1918 - сторонник левого крыла С.-д. партии. Один из основателей КПЧ. В 1922-25 редактор коммунистич. газ. " Правда худоби" (" Pravda chudoby"), " Глас лиду" (" Hlas lidu"). С 1925 чл. ЦК и Политбюро ЦК КПЧ, в 1926- 1929 зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КПЧ. На 5-м съезде КПЧ (1929) избран ген. секретарём ЦК, а в 1945 - пред. КПЧ. С 1928 чл. ИККИ, в 1935- 1943 секретарь ИККИ. После принятия чехосл. бурж. пр-вом Мюнхенского соглашения 1938 Г. по решению ЦК КПЧ выехал в Москву, где возглавил заграничный руководящий центр КПЧ. После освобождения Сов. Армией вост. части Чехословакии Г. вошёл в состав первого пр-ва Нац. фронта в Кошице (4 апр. 1945) в качестве зам. пред. пр-ва. В 1946 возглавил коалиционное пр-во. После Февральских событий 1948 сформировал новое правительство, очищенное от буржуазных заговорщиков. С 14 июня 1948 - президент Чехословацкой Республики.

Г. принимал руководящее участие в разработке генеральной линии КПЧ на построение социализма в стране, провозглашённой на 9-м съезде КПЧ (май 1949 ). Г. был большим другом Сов. Союза, подлинным интернационалистом. Г. провозгласил ставший всенародным лозунг: " С Советским Союзом на вечные времена! ". В ЧССР учреждён орден К. Готвальда. Имя Г. присвоено г. Злин после объединения его с несколькими населёнными пунктами.

Соч.: Spisy, sv. 1 - 15, Praha, 1951 - 61; Se Sovetskym Svazem na vecne easy, Praha, [1955]; в рус. пер.- Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1957 - 58. П. П. Турпитьхо.

ГОТВАЛЬДОВ (Gottwaldov ), город в Чехословакии, в Чешской Социалистич. Республике, в Южно-Моравской обл. Расположен в предгорьях Зап. Карпат, в долине р. Држевнице, притока Моравы. 64, 5 тыс. жит. (1968 ). Один из крупнейших в мире центров обувной пром-сти, возникновение к-рого относится к нач. 19 в. В 1-й трети 20 в. в р-не г. Злин фабрикантом Батей были построены крупные обувные предприятия (ныне гос. предприятие " Свит" ).

В 1949 в результате объединения г. Злинс окрестными насел. пунктами (в т. ч. Отроковице) образовался единый город, назв. в честь К. Готвальда. Г. производит ок. 2/3 обув. продукции страны. В Г. размещается также машиностроение (оборудование для обувной и лёгкой пром-сти), химическая, резиновая, кожевенная, чулочная промышленность.

Осн. гор. массив создан в 1930-х гг. (арх. Ф. Гагура и др.). Планировочную структуру города образуют пром. комплекс и непосредственно примыкающий к нему гор. центр (адм., торг. здания и др.), за которым расположены жилые р-ны. Вариантные решения малоэтажных и многоэтажных зданий, созданных по единому модулю и одинаковых по конструкции, придали свободной застройке стилистич. единство.

Ведётся крупное строительство (в т. ч. экспериментальное) жилых комплексов и зданий культурно-бытового назначения.

Лит.: Швидковский О. А., Градостроительная культура социалистической Чехословакии, М., 1963. с. 259 - 74.

Л. Л. Авдеичев, Т. Н. Самохина (архитектура).

ГОТЕЙН (Gothein) Эберхард (29.10. 1853, Нёймаркт, Силезия, -13.11.1923, Берлин), немецкий историк. Проф. в Карлсруэ (с 1885), Бонне (с 1890), Гендельберге (с 1904). Один из представителей либерально-позитивистской оппозиции против господствовавшей в Германии прусской ист. школы Трейчке - Зибеля. Автор ценных работ по культурной и хоз. истории (гл. обр. 15-17 вв.).

Соч.: Die Kulturentwicklung Suditaliens, Breslau, 1886; Wirtschaftsgeschichte des Schwarzwaldes.... Strassburg, 1892; Schriften zur Kulturgeschichte der Renaissance, Reformation und Gegenreformation, Bd 1 - 2, Munch.- Lpz., 1924.

ГОТЕРИВСКИЙ ЯРУС [по назв. г. Отрив (Hauterive) в Швейцарии], третий снизу ярус меловой системы [см. Меловая система (период)]. Установлен в 1874 Э. Реневье в Юрских горах во Франции. В типовом разрезе у г. Отрив к Г. я. были отнесены голубоватые мергели и вышележащие желтоватые зоогеновые и оолитовые известняки. В этих породах, особенно в мергелях, встречаются многочисл. морские ежи, двустворчатые моллюски и аммониты, к-рые особенно важны для выделения Г. я. В СССР отложения Г. я. широко развиты на Карпатах, в Крыму, на Кавказе, в Копетдаге, на Мангышлаке. Среди пород Г. я. преобладают глины и песчаники; в Закавказье распространены известняки. В пределах Вост.-Европ. платформы к Г. я., возможно, относится ниж. часть глин, охарактеризованных своеобразными аммонитами рода Simbirskites.

Б. М. Келлер.

ГОТИКА (от итал. gotico, букв.- готский, от назв. герм. племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключит. этапом в развитии ср.-век. иск-ва стран Зап., Центр. и частично Вост. Европы (между сер. 12 и 15-16 вв.). Термин " Г." был введён итал. гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего ср.-век. иск-ва, считавшегося " варварским". С нач. 19 в., когда для иск-ва 10-12 вв. был принят термин " романский стиль", были ограничены хронологич. рамки Г., в к-рон, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.

[ris]

Схема конструкции готического храма.

В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феод.-церк. основы; Г. развивалась, как и романский стиль, в областях, где господствовала католич. церковь, и под её эгидой. Готич. иск-во оставалось по преимуществу культовым по назначению и религ. по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с " высшими" иррациональными силами. Отсюда сим-волико-аллегорич. способ мышления в Г. и черты условности в её художеств. языке. От романского стиля Г. унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе иск-в, и традиц. типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преим. витражами ). Огромное, несоизмеримое с человеком Пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамич. архит. ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Вместе с тем развитие иск-ва Г. отразило кардинальные изменения в структуре ср.-век. об-ва: начало формирования централизованных гoc-в, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - гор., торговых и ремесл.-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период Г., с его более высоким уровнем развития обществ. сознания, ремесла и техники, ослабевали устои ср.-век. религ.-догматич. мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетич. освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирич. эмоций; сложились новые архит. типы и тектонические системы.

Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия (" украшенный стиль"; аббатство Гисборо). 4. " Перпендикулярная готика". Англия (собор в Уинчестере).
[ris]


Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражд. архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торг. ряды, склады, гор. башни-" бефруа" и т. д.). Складывались гор. архит. ансамбли, в к-рые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Гл. гор. площадь обстраивалась домами с аркадами, торг. и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификац. стр-во: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамич. единство пространств. ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием гор. жизни (часто он вмещал всё население города ). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преим. богословского ), символом Вселенной; весь художеств. строй собора, сочетавший торжеств. величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластич. мотивов со строгой иерархич. системой их соподчинения, выражал не только порождённые феод. строем идеи обществ. иерархии, власти божеств. сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
[ris]

Разрезы готических храмов, 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211 - 1311. 2. Зальная церковь Элизабеткирхе в Марбурге. ФРГ. 1235-83.


Синтез иск-в в Г. несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все ср.-век. представления о мире. Осн. видом изобразит. иск-ва была скульптура. Впервые после античности статуи и скульпт. группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах ) получили богатое художеств. содержание и развитые пластич. формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистич. основе ) интерес к реальным природным формам, к физич. красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этич. ценностей существенно видоизменился: в иск-во вошли тема материнства, тема нравств. страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил ср.-век. общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм иск-ва Г.: в нём переплетались лиризм и трагич. аффекты, высокая духовность и сатира, фантастич. гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряжённый эмоциональный строй готич. иск-ва непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-образным изгибом и остро выразит. ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах. Эпоха Г.- время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных иск-в, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлич. изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки. Г. зародилась в Сев. Франции в сер. 12 в. и достигла расцвета в 1-й пол. 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоят. политич. и экономич. силы и новыми потребностями гор. жизни; быстрому развитию франц. Г. способствовал нац. подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизов. королевства и независимости растущих городов стали кам. готич. соборы, получившие во Франции свою классич. форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора (" деамбулаторием" ), к к-рому примыкают радиальные капеллы (" венец капелл" ). Необычайно высок (в соборе в Бове 47, 5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м X 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого гл. нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн ) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, к-рые вместе с диагонально перекрещивающимися рёбрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространств. свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада ), впечатляют наглядным выражением действия тектонич. сил, мощью своего ритма.

Двухбашенные зап. фасады франц. соборов с 3 глубокими " перспективными" порталами и узорным круглым окном (" розой" ) в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архит.-пластич. мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед коленками порталов и в верх. арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символич. систему, в к-рую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорич. образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбур, порталы трансепта в Шартре ) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями, растит. орнаментом, изображениями фантастич. животных (" химерами" ); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения ). Разнообразна и тематика витражей, в гамме к-рых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готич. каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44 ). К ранней Г. относятся также соборы в Лане (ок. 1150-1215 ), Парижской богоматери (1163-1257 ), в Шартре (1194-1260 ). Особым богатством ритма, совершенством архит. композиции и

Планы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211-1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце. ГДР. 1499 - 1525. 3. Церковь Олевисте в Таллине. 13 - 16 вв.
[ris]

скульпт. декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. - в Реймсе (1211-1311 ) и Амьене (1220-88 ), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48 ) с великолепными витражами. С сер. 13 в. соборы франц. типа строились в др. европ. странах - в Германии (Кёльн, 1248-1880 ) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517 ), Испании (Бургос, 1221-1599 ) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245-1745 ), Швеции (Упсала, начат ок. 1260 ), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344-1420 ) и Италии (Милан, 1386-1856 ), где складывались также самостоят. нац. варианты Г. Крестоносцы донесли принципы франц. Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. В самой Франции в кон. 13 - нач. 14 вв. стр-во соборов переживало кризис: архит. формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художеств. формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собств. культуру, и аристократизация феод. знати, возрастающая утончённость придворного быта. С 14 в. всё большее значение приобретали гор. и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов ), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам (" сетчатым", " сотовым", " звёздчатым" и т.д. ) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней (" пламенеющей" ) Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70 ). Возрастает значение светского гор. зодчества, в к-ром использовались не столько конструктивные особенности Г., сколько её композиц. и декоративные приёмы: на гл. площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509 ), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334-52; замок Пьерфон, 1390-1420 ), строятся особняки (" отели" ) богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443- 1451 ). Кам. скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В позднеготич. иск-ве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображённых с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14-15 вв. ), портрет (" Иоанн Добрый", ок. 1360 ), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц (" Малый часослов герцога Беррийского", ок. 1380-85 ) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам франц. готич. иск-ва принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.

В Германии расцвет Г. наступил в сер. 13 в. (зап. хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235 - 83 ); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбург-им-Брейсгау, ок. 1200 - кон. 15 в.; Ульм, 1377- 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 - 1334; Мариенкирхе в Любеке, ок. 1270- 1350 ), в к-рых упрощение планов, объёмов и конструкций сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазуров. и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40 ). Многообразны по типам, композиции и декору кам., кирпичные и фахверковые светские постройки - гор. ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы - с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластин, экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург- 13в. ), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя нем. Г. (кон. 14- нач. 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471- 1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готич. постройки возникли в Австрии (готич. части собора св. Стефана в Вене, 1304-1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421-1588).

Славу нидерл. Г. принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521 - 1530) и Мехелене (1452-1578), но особенно гражд. постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304, в Брюгге, 1248-1482; ратуши в Брюсселе, 1401 - 55, Лёвене, 1448-59, Ауденарде, 1526-37), декор к-рых подчас фантастически сложен и богат.

В Англии предпосылки для Г. возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готич. своды - в соборе в Дареме, ок. ИЗО-33), но развитие её, прерывавшееся внутр. ист. потрясениями, было замедленным и длительным. Англ. соборы, б. ч. монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются стили: ранний (" ланцетовидный"; собор в Солсбери, 1220- 1266), " украшенный" (близкий к " пламенеющей" Г.; собор в Эксетере, между 1275-1375) и " перпендикулярный", не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329-77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446- 1515). С Г. связан расцвет англ. книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния англ., франц., а также нем. кирпичной Г. переплетались в готич. зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готич. части - 1180-1320 ), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, ок. 1300-15 в. ), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430 ).

В Испании гор. соборы (Леон, 1205-88; Севилья, 1402-1506 ) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского иск-ва сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготич. однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укреплённые контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325-1607, шир. нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426-51 ). В 16 в. готич. конструкции были перенесены в исп. колонии в Америке.

Своеобразна Г. Италии, где в 13-14 вв. готич. элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290-1569 ); даже храмам с готич. сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, ок. 1278-ок. 1360 ) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итал. городах велось интенсивное стр-во гражд. зданий - ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310 ) и дворцов (Дворец дожей, в осн. 14-16 вв., и Ка д'Оро, 1422-40, в Венеции ), где были оригинально переработаны черты готич. стиля. Влияние венец. Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итал. изобразит. иск-ве распространение Г. было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.

В вост. областях Европы готич. постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии Г. распространилась в кон. 13-15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде ). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Старомест-ская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388-1547 ), построены Карлов мост в Праге (1357- 1378 ), королев. замок Карлштейн (1348- 1357 ) и зальные церкви юж. Чехии. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382-1499 ), Словении (церковь в Птуе, 1260 ), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, ок. 1385-ок. 1476 ). В Польше развитие Г. началось в 13-14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378-1492, и Торуни, 13-14 вв. ). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, ок. 1360-1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343-1502 ) и нередко украшались фресками. В Латвии переход к Г. падает на 13- 14 вв. (Дамская церковь в Риге, 1211 - ок. 1300; замок в Цесисе, 13-16 вв. ). В юж. Эстонии в 14 в. строились кирпичные готич. церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323 ). Готич. облик Таллина определился в 14-15 вв., когда были построены стены и мн. башни, сложились укреплённый центр - Вышгород (Тоомпеа ) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341-1628 ) и церковью Олевисте (хор - ок. 1400 ). К 14-15 вв. относятся и ранние готич. памятники Литвы (Тракайский замок на о-ве ); в 15-16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580 ) и дом Перкуно в Каунасе.

В позднеготич. эпоху накопление эмпи-рич. знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие с догматич. основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во франц. миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве ) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др. ) Бургундии, в чеш. скульптуре (Пётр Парлерж ) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей ). Ещё интенсивнее он шёл в 15 в., ускоренный влиянием итал. и нидерл. Возрождения, а в 16 в. Г. повсеместно уступала место ренессансной культуре. Тем не менее нац. готич. наследие, глубоко укоренившееся в нар. жизни мн. европ. стран, оказывало сильное влияние на иск-во Возрождения и барокко, особенно в Сев. Европе, а затем стало объектом подражания и стилизации (см. Ложная готика). Романтизм 19 в. усилил интерес к Г., вошедшей в круг осн. источников духовных традиций человечества. Археол. изучение Г. вызвало возрождение принципов готич. конструкции, повлияв на формирование новых конструктивных систем, а попытки реставрации ср.-век. художеств. ремёсел стали отправной точкой для поисков новых путей развития декоративного искусства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.