Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 3 страница






Банк предоставляет краткосрочные кредиты для формирования оборотных средств гос. и кооперативным предприятиям и орг-циям, переведённым на хоз. расчёт (в ряде отраслей нар. х-ва уд. вес этих кредитов достигает 90% оборотных средств), финансирует с.-х. объединения на капитальное стр-во, организацию водоснабжения, внедрение техники и т. д., а также предоставляет им краткосрочные кредиты на покупку семян, кормов, на сезонные затраты. Населению банк выдаёт кредиты на индивидуальное жилищное строительство. С 1964 введён дифференцированный режим кредитования и расчётов хорошо и плохо работающих предприятий.

Банк регулирует ден. обращение в стране; организует безналичные расчёты между хоз. органами, контролирует их производств.-хоз. деятельность и кассовое исполнение бюджета. В кон. 60-х гг. Госбанк осуществлял кредитно-расчётные операции с 40 иностр. банками. В систему банка в 1970 входили 19 областных отделений и 13 их филиалов, 200 сберегат. касс.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР, Госбанк, единый эмиссионный, кассовый и расчётный центр СССР, осн. банк кредитования и финансирования нар. х-ва и населения. До 1923 Госбанк РСФСР. Осн. по инициативе В. И. Ленина. 4 окт. 1921 В. И. Ленин подписал декрет СНК об учреждении Госбанка РСФСР. Декрет был утверждён 4-й сессией ВЦИК 7 окт. 1921. Пост. ЦИК СССР от 6 июля 1923 Госбанк РСФСР был реорганизован в Госбанк СССР.

В течение первого года деятельности Госбанк выполнял только кредитные и расчётные операции. Декретом СНК от 11 октября 1922 Госбанку было предоставлено право эмиссии банковских билетов. Другие кредитные учреждения СССР права эмиссии не имеют. На Госбанк возложена также эмиссия казначейских билетов и разменной монеты.

Сов. пр-во использовало Госбанк как важный экономич. ин-т на всех этапах развития Сов. гос-ва: в целях ликвидации капиталистич. элементов и укрепления социалистич. строя, в индустриализации и коллективизации страны, в выполнении первых пятилеток и обеспечении победы социализма. Важную роль сыграл он в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, в послевоен. восстановлении и дальнейшем развитии экономики страны. В условиях экономич. реформы, проводимой в СССР с 1966, быстрого расширения сферы кредитного метода финансирования нар. х-ва Госбанк играет важную роль в решении хоз.-политич. задач, в построении материально-технич. базы коммунизма. 24-й съезд КПСС (1971) поставил перед Госбанком задачу- при кредитовании предприятий и орг-ций содействовать более полной мобилизации резервов обществ. произ-ва и повышению его эффективности.

Госбанк осуществляет эмиссию наличных денег и организует ден. обращение в стране; проводит краткосрочное кредитование нар. х-ва; финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений с.-х., заготовит. и нек-рых других предприятий и орг-ций, потребительской кооперации, лесного и водного х-ва, а также населения в сел. местности; организует сберегательное дело, осуществляет расчёты в нар. х-ве, кассовое исполнение гос. бюджета, междунар. кредитные и расчётные операции и операции с драгоценными металлами и иностр. валютой.

Госбанк СССР - крупнейший банк мира. В 1970 банк имел 4135 учреждений, к-рые обслуживали св. 978 тыс. пром. предприятий, совхозов и колхозов, торг. и др. орг-ций и индивидуальных заёмщиков. Его клиентам было открыто 4, 2 млн. расчётных, текущих и ссудных счетов. В 1970 отраслям нар. х-ва было выдано 934 млрд. руб. краткосрочных ссуд, ок. 3 млрд. руб. долгосрочных ссуд и св. 12 млрд. руб. (не включая операции по соглашению со Стройбанком СССР) в порядке финансирования капитальных вложений. Переходящая задолженность на 1 янв. 1971 по краткосрочным ссудам составила 100, 1 млрд. руб., из них промышленности -36, 1 млрд. руб., торговли-31, 1 млрд. руб., с. х-ва и заготовок - 17, 5 млрд. руб. Платёжный оборот, прошедший через банк за 1970, составил примерно 1480 млрд. руб. В 78, 3 тыс. сберкасс и агентств открыто 80, 1 млн. счетов по вкладам, на к-рых к 1 янв. 1971 находилось 46, 6 млрд. руб. За 1970 сберкассы провели 1227 млн. операций.

Госбанк играет важную роль в осуществлении междунар. расчётов и валютных операций. Расширяются корреспондентские связи Госбанка и Банка для внешней торговли СССР с иностр. банками, а также операции сов. банков за границей, гл. акционером к-рых является Госбанк. Правовое положение банка определяется его Уставом, утверждаемым Сов.Мин. СССР. Пред. Правления Госбанка назначается Верх. Советом СССР. Банк является строго централизованной системой. Он возглавляется Правлением, имеет центр. аппарат, конторы и управления гострудсбер-касс в союзных республиках, краях, областях и АССР, агентства и широкую сеть сберкасс.

Лит.: Первый год деятельности, М., 1922 [отчёт Гос. Банка]; Четыре года существования Государственного банка СССР 1921 - 1925, Самара, 1925; Государственный банк СССР к VII Всесоюзному съезду Советов, М., 1935; Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 лет. Сб. важнейших законодательных материалов, М., 1939; Государственный банк СССР. Краткий очерк, М., 1957; Кредитно-денежная система СССР, М., 1967; Атлас М., Развитие Государственного банка СССР, М., 1958.

А. Е. Мелков.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ЧЕХОСЛОВАКИИ, единый эмиссионный, расчётный, кредитный и кассовый центр Чехословакии. Создан в 1950 на базе Нац. банка, Живностенского банка, Словацкого Татра-банка и Почтовой сберегат. кассы. Банк осуществляет эмиссию ден. знаков и регулирует ден. обращение в стране; организует расчёты в нар. х-ве; концентрирует все временно свободные средства предприятий, гос. бюджета, финанс. и кредитной систем и предоставляет кредиты гос. орг-циям на производственные цели и капиталовложения; финансирует капитальное строительство, осуществляет кассовое обслуживание гос. бюджета. Банку предоставлено право покупки и продажи золота, иностр. валюты, драгоценных металлов, а также осуществления междунар. расчётов.

Уставный фонд банка определён в 1 млрд. крон, ген. резервный фонд - 1 млрд. крон. Общий объём задолженности по кредитам на производств. деятельность и капиталовложения в нар. х-во к нач. 1971 составил 242, 8 млрд. крон (в т. ч. на производств.нужды 175, 1 млрд. крон, на капиталовложения 67, 7 млрд. крон ). Л. X. Суляева.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, см. Бюджет государственный.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР в СССР, система мероприятий по обеспечению гос. контроля за соблюдением правил, норм и инструкций, разработкой и проведением профилактич. мер по технике безопасности и охране недр. Высший орган, осуществляющий Г. г. н., - Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в пром-сти и горному надзору при Сов. Мин. СССР (Госгортехнадзор СССР ). Осн. задачи Г. г. н.: надзор за безопасным ведением работ в угольной, горнорудной, горнохим., нерудной, нефте- и газодобывающей, хим., металлургич. и нефтегазоперерабатывающей пром-сти, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, надзор за безопасным ведением взрывных работ в пром-сти, а также за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых, за охраной недр; предоставление участков для разработки.

Госгортехнадзор СССР утверждает в установленном порядке отраслевые и межотраслевые правила, инструкции и нормы по безопасному ведению работ для подконтрольных отраслей пром-сти. В его обязанности входит также выдача разрешений на применение новых образцов электромеханич. оборудования, выемочных машин (в части общей безопасности и предупреждения пылеобразова-ния ) и контрольно-измерит. аппаратуры в рудничном взрывобезопасном исполнении, предназначен. для подземных горных работ, а также новых образцов рудничных самоспасателей.

Госгортехнадзору СССР и его органам предоставлено право: приостанавливать работы; давать обязательные для руководителей предприятий и организаций предписания об устранении нарушений правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ и охране недр; делать представления о наложении дисциплинарных взысканий, об отстранении от выполняемой работы лиц, систематически нарушающих правила, нормы и инструкции, а также лиц, допустивших самовольное возобновление работ; налагать штраф на должностных лиц; расследовать обстоятельства и причины аварий и случаев производств. травматизма с тяжёлым исходом; принимать участие в работе гос. приёмочных комиссий по приёмке в эксплуатацию предприятий, производств. объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора; контролировать состояние и готовность военизированных горноспасат. частей и подразделений газоспасат. службы.

Госгортехнадзор СССР осуществляет свою деятельность в контакте с технич. инспекциями соответствующих отраслевых профсоюзов. с. Я. Хейфиц.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ (Department of State ), главное внешнеполитич. ведомство США (с 1789), исполняющее функции Мин-ва иностр. дел. Возглавляется гос. секретарём. Юридически Г. д. рассматривается как совещат. орган (конституция США возлагает осуществление внеш. политики на президента ). Фактически Г. д. проводит в жизнь внешнеполитич. курс, вырабатываемый президентом и конгрессом. Выполняет также нек-рые функции, относящиеся к чисто внутр. делам (в частности, опубликование законов ).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОГОВОР О ВОССТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АВСТРИИ (1955 ), договор между четырьмя великими державами - участницами антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне 1939-45: СССР, США, Великобританией и Францией, с одной стороны, и Австрией (к-рая была в марте 1938 захвачена фашистской Германией и освобождена в марте -начале мая 1945 в результате разгрома фаш. Германии ) - с другой. Подписан 15 мая 1955 в Вене. Заключению договора предшествовали длит. переговоры, в ходе к-рых зап. державы, стремившиеся превратить терр. Зап. Австрии в плацдарм НАТО (см. Организация Североатлантического договора), затягивали решение австр. вопроса. Сов.-австр. переговоры, состоявшиеся в Москве 12-15 апр. 1955 по инициативе пр-ва СССР, привели к достижению договорённости по наиболее важным вопросам, связанным с подписанием договора. В Моск. меморандуме, опубликованном позднее, Австрия взяла на себя обязательство проводить политику постоянного нейтралитета. Договор положил конец оккупации Австрии войсками четырёх держав, восстановил суверенитет и независимость австрийского государства в границах, существовавших на 1 января 1938. Подписавшие договор великие державы взяли на себя обязательство уважать независимость и территориальную целостность Австрии. В договор включены статьи, запрещающие аншлюс (присоединение ) Австрии к Германии, вступление Австрии в политич. или экономич. союз с Германией в к.-л. форме. Договор обязывает австр. пр-во обеспечить демокра-тич. свободы в стране, не допускать деятельности нацистских и фаш. орг-ций. В соответствии с экономич. положениями договора Австрии были переданы бывшие герм. активы и (за соответствующую компенсацию ) бывшие сов. предприятия в Вост. Австрии. Договор вступил в силу 27 июля 1955. Вывод оккупац. войск из Австрии завершился 25 окт. 1955. Договор явился вкладом в дело разрядки междунар. напряжённости и укрепления мира в Европе, создал необходимые предпосылки для развития независимой Австрии, подъёма её экономики и культуры. 26 окт. 1955 австр. парламент принял конституционный закон о постоянном нейтралитете Австрии.

Публ.; Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, " Правда", 1955, 16 мая.

Лит.: Белецкий В. Н.. Советский Союз и Австрия, М.. 1962; СССР в борьбе за независимость Австрии, М.. 1965.

Д. Н. Мочалин.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, общая сумма задолженности гoc-ва по непогашенным займам н невыплаченным процентам по ним. С учётом сферы размещения займов Г. д. подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают Г. д. капитальный (задолженность, по к-рой срок платежа не наступил ) и текущий (срок уплаты наступает в данном или ближайшем бюджетном году ). При капитализме возникновение и рост Г. д. обусловлены самим способом произ-ва. В. И. Ленин указывал, что гос. долги, как и налоги, объективно необходимы для содержания бурж. гос-ва (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 12 ). Задолженность капиталистических государств мира достигает крупных размеров. В США к 1970 она составила 485 млрд. долл. (включая задолженность штатов и местных органов власти ), а в Великобритании - 44 млрд. ф. ст. Во мн. капиталистич. странах Г. д. растёт быстрее, чем нац. доход, и, т. о., отношение суммы Г. д. к нац. доходу возрастает. Если в США в 1914 Г. д. составлял 3, 3% нац. дохода, то в 1969-63%; в Великобритании соответственно 31, 2% и 126, 1%. Непосредств. причиной увеличения Г. д. является дефицитность бюджета (см. Бюджет государственный). Рост Г. д. влечёт за собой возрастание долговых обязательств гос-ва, ежегодно предъявляемых казначейству для уплаты.

В развивающихся странах Г. д. состоит преимущественно из внеш. займов. В 1970 задолженность развивающихся стран достигла 60 млрд. долл. В 60-х гг. 20 в. внешняя задолженность по темпам роста примерно в 2 раза опережала экспортные доходы этих стран. Рост платежей по внешним долгам ложится тяжёлым бременем на экономику развивающихся стран. Напр., лат.-амер. страны расходуют ок. 35% валютных поступлений от экспорта на погашение внешней задолженности.

В дореволюц. России систематич. рост Г. д. имел в своей основе выпуск многочисл. гос. и гарантированных казной частных займов. На 1 янв. 1914 он выражался в сумме 8811, 2 млн. руб. После Окт. социалистич. революции в соответствии с декретом ВЦИК от 21 янв. (3 февр. ) 1918 все Г. д. царского и Временного пр-в были аннулированы, при сохранении интересов мелких держателей гос. бумаг.

В социалистич. странах Г. д. вызывается необходимостью использования займов (см. Займы государственные) в качестве одного из методов привлечения ден. ресурсов населения для расширенного социалистич. воспроиз-ва и повышения нар. благосостояния. На 1 апр. 1957, к моменту прекращения выпуска гос. займов, размещаемых по подписке среди населения, и отсрочки их погашения на 20 лет, Г. д. СССР составил примерно 26 млрд. руб. 24-й съезд КПСС (1971 ), учитывая возросший экономич. потенциал страны, принял решение о досрочном (на 6 лет раньше намеченного срока ) погашении облигаций займов, оставшихся у населения. В 1974-75 погашается облигаций на 2 млрд. руб., в последующие годы размеры выплат по облигациям будут увеличиваться, и все облигации будут погашены к 1990.

Лит. см. при ст. Государственный кредит. Р. Д. Винокур, Т. В. Гуйда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗНАК КАЧЕСТВА в СССР, с 1967 знак, проставляемый на товарах нар. потребления и производственно-технического назначения высокого качества. Ставится непосредственно на товаре или на упаковке, таре, а также в товаро-сопроводит. документации, на ярлыках и этикетках (независимо от товарного знака). Право использования Г. з. к. предоставляется предприятиям мин-вами (ведомствами ) сроком на 2-3 года на основании результатов гос. аттестации качества выпускаемой этими предприятиями пром. продукции. Ю. И. Свядосц.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, комплекс гос. мероприятий, направленных на ускорение экономич. развития страны. Сущность Г. к. определяется классовой природой гос-ва, конкретной историч. обстановкой и спецификой экономики тех или иных стран. Г. к. различен в эпоху домонополистич. капитализма, в эпоху диктатуры пролетариата, в развивающихся странах после завоевания ими политич. независимости.

В эпоху домонополистич. капитализма Г. к.- гос. вмешательство в экономич. жизнь с целью ускорения процесса расширенного капита-листич. воспроиз-ва.

На ранних стадиях капитализма нарождавшаяся буржуазия использовала гос-во для ускорения процесса частнокапиталистич. накопления. Гос. мероприятия в этой области осуществлялись в трёх направлениях. Во-первых, превращение гос., церковных и общинных земель в частную собственность. " Государственные земли отдавались в дар, продавались за бесценок или же присоединялись к частным поместьям путём прямой узурпации" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 735 ). Раздача гос. земель являлась наиболее распространённой формой гос. субсидий частному капиталу и на более поздних стадиях капитализма. Так было в Великобритании, России, США и др. странах. В США, напр., строительство ж. д., осуществлявшееся частным капиталом, сопровождалось раздачей гос. земель ж.-д. магнатам. Во-вторых, обеспечение капиталистич. предприятий рабочей силой путём издания драконовских законов о нищих, на основе к-рых беднота насильственно заключалась в работные дома тюремного типа, поставлявшие дешёвых работников фабрикантам, как это было в Великобритании. В России гос-во предоставляло частным заводчикам принадлежавших ему крепостных крестьян в качестве рабочей силы. В-третьих, осуществление колониальных захватов, гл. выгоды от к-рых извлекал частный капитал. Так, накопление капитала, усиленное активной помощью гос-ва, ускорило пром. развитие Великобритании, что позволило ей занять в 19 в. господствующее положение в капиталистич. мире.

По мере развития капитализма в др. странах Европы и Америки потребовались наряду с перечисленными и новые формы гос. вмешательства в экономич. жизнь, направленные на ускорение капиталистич. развития и защиту нац. буржуазии от брит. конкуренции. Во мн. странах континентальной Европы, где развитие капитализма резко отставало от Великобритании и остро сказывался недостаток частных капиталов для строительства крупных заводов, ж. д., средств связи и т. п., само гос-во начало выступать в качестве крупнейшего капиталиста. Оно на свой счёт строило рудники, ме-таллургич. з-ды, арсеналы, ж. д., телеграфную связь и т. д. Так возникала в 18 и 19 вв. гос. пром-сть в Германии, России и др. странах. Гос. пром-сть стала гл. содержанием Г. к. континентальной Европы. Наряду с этим большую роль играли прямые гос. субсидии капиталистам для сооружения крупных заводов. Рост гос. капиталовложений и субсидий повлёк за собой рост налогов и гос. долга.

В целях получения дополнит. источника доходов гос-во в ряде стран устанавливало монополию на произ-во и сбыт нек-рых потребительских товаров, напр., созданные во 2-й пол. 19 в. гос. табачная монополия в Германии и спирто-водочная монополия в России.

Способствуя т. о. развитию капитализма, гос-во одновременно охраняло нац. буржуазию от иностр. конкуренции. Отсюда - протекционизм, т. е. высокие таможенные тарифы, ставшие всеобщим явлением в последней четв. 19 в. Под прикрытием протекционистских таможенных тарифов ускорилось развитие нац. пром-сти во всех странах Европы и Америки. Характеризуя протекционизм, К. Маркс писал, что он является "...искусственным средством фабриковать фабрикантов..., насильственно ускорять переход от старого способа производства к современному" (там же, с. 767 ).

С развитием капитализма менялось отношение буржуазии к государству. Его роль в представлении буржуазии должна сводиться к охране устоев капитализма и защите его позиций на внешних рынках. С образованием и ростом резервной армии труда буржуазия уже больше не нуждалась в насильств. привлечении рабочей силы. С другой стороны, резко обострилась классовая борьба пролетариата против варварских, ничем не ограниченных методов эксплуатации. В результате бурж. гос-во вынуждено было пойти на принятие законов, ограничивавших применение детского и женского труда, сокращавших продолжительность рабочего дня и положивших начало социальному страхованию. Развитие новых средств связи и транспорта (организация телеграфно-телефонной связи, ввод в эксплуатацию гор. транспорта, строительство ж. д. и т. д. ) потребовало известной финанс. помощи и регулирования со стороны гос-ва. Иногда гос-во было вынуждено само браться за строительство нерентабельных ж. д. или выкупать их у частных обществ, оказавшихся несостоятельными.

Буржуазия стала также прибегать к помощи гос-ва во время экономич. кризисов. Помимо спасения обанкротившихся капиталистов путём предоставления дешёвого гос. кредита, субсидий или скупки обанкротившихся предприятий по высоким ценам, как это делал канцлер Бисмарк в Германии в 80-х гг. 19 в., государство с целью уменьшения безработицы и притупления классовой борьбы организует во время кризисов общественные работы, за которыми всегда скрываются выгодные заказы частной пром-сти на поставку материалов для гос. строительства дорог, каналов и т. п.

Т. о., обеспечение условий для эксплуатации рабочей силы и выколачивания прибавочной стоимости, раздача гос. земель в частную собственность, завоевание и ограбление колоний, создание гос. промышленности и казённых монополий, гос. субсидии и дешёвые кредиты капиталистам, протекционизм, обществ. работы во время экономич. кризисов - таково осн. содержание Г. к. в эпоху капитализма свободной конкуренции. В. И. Ленин писал, что "...государственный капитализм есть налицо - в той или иной форме, в той или иной степени - всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 222 ). Всё же в эту эпоху гос. вмешательство в экономич. жизнь сводится к минимуму и носит эпизодич. характер.

Рост гос. собственности на средства произ-ва, а также мероприятия бурж. гос-ва в области рабочего законодательства и социального страхования послужили поводом для утверждений некоторых буржуазных экономистов, напр. К. Родбертуса-Ягецова (Германия ), и реформистов типа Ф. Лассаля (Германия) о мирном превращении капитализма в социализм (см. " Государственный социализм"). Ф. Энгельс, резко критиковавший несостоятельность подобных взглядов, писал: " Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация называть „социализмом" всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию - покровительственные пошлины, гильдии, табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности, Seehandlung, королевский фарфоровый завод. Мы должны подвергать это критике, а не принимать на веру" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 140 ). Вместе с тем Энгельс всегда подчёркивал двойственную природу гос. капиталистич. собственности. Гос. собственность при капитализме не разрешает конфликта между производит. силами и производств. отношениями, но "...она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения" (там же, т. 19, с. 223 ). Во-первых, она доказывает возможность ведения производства без капиталистов, во-вторых, при переходе власти в руки рабочего класса она автоматически превращается в социалистическую собственность. Энгельс указывал, что передача промышленных и коммерческих функций в руки гос-ва может иметь прогрессивный характер, это - шаг вперёд к коммунизму (см. там же, т. 34, с. 255).

Г. к. качественно отличен от государственно-монополистического капитализма. Если первый возникает на ранних стадиях, то последний является результатом высшей стадии развития капитализма. Если в основе первого лежит недостаточность частнокапиталистич. накопления, то базой второго являются концентрация произ-ва и господство монополий, свидетельствующие об огромном накоплении капитала. Если в первом случае гос. вмешательство в экономику осуществляется эпизодически, то во втором оно приобретает постоянный и систе-матич. характер с целью сохранения перезрелого капитализма в условиях его общего кризиса, существования мировой социалистич. системы и распада колониальной системы империализма.

С. Л. Далин.

В развивающихся странах Г. к. - создание гос. предприятий и учреждений в сфере экономики, а также система экономич. мероприятий, направл. на регулирование частного нац. и иностр. предпринимательства, воспроизводства рабочей силы, финансирования и кредитования важнейших объектов общегос. значения. В странах, достигших независимости в результате краха колониальной системы империализма, Г. к.--важнейшее средство активного вмешательства гос-ва в экономику, орудие перестройки хоз. структуры, сложившейся в период колониальной или полуколониальной зависимости. Побудительным мотивом этого вмешательства в экономику является стремление форсировать хоз. развитие отсталых стран, ослабить их экономич. и политич. зависимость от мировой капиталистич. системы. Известное значение для ряда развивающихся стран имеет и слабость частного нац. капитала, к-рый не в состоянии обеспечить финансирование строительства дорогостоящих объектов с длит. циклом освоения.

Создание и расширение государственного сектора становится в 60-70-х гг. 20 в. одной из характерных черт экономич. развития большинства стран Азии, Африки и Лат. Америки независимо от политич. ориентации правительств этих стран. Однако характер развития, экономическое значение и социальные последствия роста гос. сектора резко различаются в зависимости от того, кому принадлежит власть и каковы социальныеустремления господствующих сил общества. В ряде стран (АРЕ, Бирма, Гвинея, Алжир, Нар. Республика Конго) гос. сектор и меры по гос. регулированию экономич. жизни направлены против империалистич. монополий и крупной нац. буржуазии. Усиление позиций гос-ва в решающих отраслях нар. х-ва (энергетика, крупная пром-сть, внеш. торговля, финансы и кредит) способствует созданию независимой экономики и решению сложных социальных проблем. В странах, где экономич. политику гос-ва определяет крупная нац. буржуазия, развитие гос. сектора нередко ограничивается теми отраслями и предприятиями, к-рые способствуют росту частного предпринимательства в более прибыльных отраслях произ-ва.

Формирование гос. сектора в развивающихся странах происходит различными путями. В ряде стран он создавался первоначально за счёт тех предприятий и учреждений, к-рые остались от колониальных властей. Объём такой собственности обычно невелик, поскольку колонизаторы не строили крупных предприятий. В др. странах гос. сектор создавался путём национализации иностр. и отечеств. компаний. В нек-рых странах после завоевания независимости была частично национализирована собственность только иностр. владельцев, в АРЕ, Бирме и др. национализация затронула и местный капитал.

Осн. методом расширения гос. сектора является новое строительство, осуществляемое обычно на основе нац. программ развития. Именно на этой базе развивается и крепнет гос. сектор в АРЕ, Гвинее, Индии и ряде др. развивающихся стран. В АРЕ национализация имущества частных компаний и крупные гос. инвестиции в новое строительство привели к тому, что к нач. 70-х гг. гос-ву принадлежало или находилось под его контролем более половины стоимости всех осн. фондов нар. х-ва. Национализированы все активы в области финансов и инфраструктуры. В пром-сти ок. 90% производств. мощностей представляет гос. собственность или контролируется гос-вом. В кон. 60-х гг. предприятия гос. сектора производили более 3/4 всей пром. продукции. В Индии в ходе выполнения трёх 5-летних планов (1951/52-1955/56; 1956/57- 1960/61; 1961/62-1965/66) были построены крупные гос. металлургич. и маш.-строит. з-ды, предприятия нефтедобывающей, хим., лёгкой пром-сти. Объём пром. произ-ва за период 1960-69 увеличился на 54%. Линия на дальнейшее усиление гос. сектора нашла своё выражение в национализации крупнейших частных банков и решении инд. пр-ва национализировать импорт пром. сырья (1969).

В Бирме в результате национализации имущества иностр. монополий и ограничения частного предпринимательства гос. сектор занял господствующее положение в добывающей и обрабатывающей пром-сти, на транспорте, в банках и внеш. торговле.

Особое значение для развивающихся стран имеет введение полной или хотя бы частичной монополии внеш. торговли, а также укрепление позиций гос-ва в сфере банковского дела и кредита. Подобные гос. мероприятия позволяют концентрировать доходы страны для нужд нац. развития, спссобствуют решению проблемы накопления. Рост гос. сектора позволяет вовлекать избыточное трудоспособное население деревни в пром-сть, транспорт, сферу обслуживания, расширяет ёмкость внутр. рынка, способствует повышению жизненного уровня населения.

Значение Г. к. в экономике развивающихся стран определяется и тем, что рост гос., общенац. собственности и расширение гос. вмешательства в экономику способствуют осуществлению нац. программы развития на основе перспективных планов. Реальность этих планов находится в прямой зависимости от размеров и структуры гос. сектора, от объёма и распределения гос. инвестиций, от последовательности в проведении мер по гос. регулированию экономич. процессов, протекающих в стране.

Развитие Г. к.- объективная необходимость для стран Азии, Африки и Лат. Америки, борющихся за свою экономич. самостоятельность, за полный суверенитет. Е. А. Брагина, Н. В. Опарин.

В переходный период от капитализма к социализму Г, к.- один из общественно-экономич. укладов, к-рый допускается и регулируется пролет. гос-вом. Существует в форме концессий иностр. капитала, аренды гос. предприятий, смешанных обществ, частной торговли на комиссионных началах, кооперации и др.

Теоретич. обоснование сущности Г. к. в переходный период от капитализма к социализму было дано В. И. Лениным. Он отмечал, что принципиально новая природа Г. к. предопределяется новым (пролетарским) характером власти и условиями, в к-рых он действует, когда капитализм перестаёт быть, а социализм ещё не стал господствующим способом произ-ва (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 84-85).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.