Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объёмность голографич. изображений. 35 страница






Организация Г. б. в бурж. гос-вах. Характерным для всей системы Г. б. бурж. гос-в является стремление предельно расширить понятия внеш. и внутр. безопасности гос-ва. Напр., правящие круги США и ряда др. империалистич. гос-в, возведя подрывную деятельность против социалистич. стран и нац.-освободит. движения в ранг гос. политики, ищут угрозу своей " национальной безопасности" во всём мире. Чрезмерно расширяется и понятие внутр. безопасности: признаются представляющими угрозу внутр. безопасности не только революц. движения, но и движение за мир, за бурж.-демократич. права и свободы, забастовки трудящихся и т. д. Охрана Г. б. осуществляется различными органами и прежде всего спец. органами - внеш. разведкой, внутр. разведкой и контрразведкой.

Внеш. разведка бурж. гос-в проводит работу, направленную против внеш. противника, ведёт сбор информации о нём. Важное место в деятельности внеш. разведки занимает непосредств. ослабление сил противника путём осуществления подрывных акций - политич. провокаций, дезинформационных мероприятий, организации заговоров, путчей, диверсионных, террористич. актов и т. п.

Внутр. разведка (политич. сыск) ведёт борьбу с революц. движением внутри страны, с коммунистич. и рабочими партиями (проверка политич. благонадёжности граждан, обеспечение " режима внутренней безопасности"). Сфера деятельности как внешней, так и внутр. разведки совр. империалистич. гос-в чрезмерно расширяется, разведка принимает глобальный характер.

Осн. задача контрразведки - борьба с разведками иностр. гос-в; она способствует выполнению карательных функций империалистич. гос-ва внутри страны, обеспечивая информацией адм.-полицейские, судебные и следств. органы. Организац. построение органов разведки и контрразведки империалистич. гос-в неодинаково, однако политич. сущность их едина: обеспечение внеш. политики гос-ва, защита капиталистич. строя, бурж. порядков, борьба с революц. движением.

В США руководство разведкой осуществляет президент, при к-ром существует высший совещат. орган - Совет нац. безопасности, разрабатывающий рекомендации по вопросам внутр. и внеш. политики. В состав совета входят - вице-президент, гос. секретарь, министр обороны и директор управления мобилизационного планирования, в работе совета участвуют в качестве советников директор Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) - гл. органа разведки и пред. Объединённого к-та начальников штабов, а в качестве наблюдателей - руководители ряда заинтересованных мин-в и ведомств. Оперативная деятельность всех разведыват. органов координируется Советом по разведке (пред. - директор ЦРУ).

Кроме ЦРУ, органами внеш. разведки США являются: органы воен. разведки, возглавляемые Разведыват. управлением Мин-ва обороны (РУМО), Агентство нац. безопасности, Бюро разведки и исследований гос. департамента, Разведыват. отдел федеральной комиссии по атомной энергии. Существует разветвлённая система контрразведки, её деятельность координируется межведомственным совещанием при Совете нац. безопасности, в состав к-рого входят представители федерального бюро расследований (ФБР), воен. контрразведки и др. (пред. совещания - директор ФБР).

В Великобритании общее руководство разведыват. деятельностью осуществляет премьер-министр. При пр-ве имеется ряд органов, призванных координировать деятельность всех разведыват. и конторазведыват. служб. Осн. органами внеш. разведки являются " Сикрит интеллидженс сервис" (СИС), разведыват. органы Миц-ва обороны. СИС как самостоят. правительств. ведомство подчинено премьер-министру (иногда его именуют МИ-6, т. е. 6-й отдел воен. разведки). Орган контрразведки - Служба безопасности (" Секьюри-ти сервис") является одновременно системой органов внутр. разведки; она состоит из т. н. службы МР-5, особого отделения " Скотленд-ярд" (Лондонской полиции) и отделов безопасности министерств и ведомств. Воен. контрразведыват. служба включает контрразведыват. подразделения армии, авиации и флота. Во Франции система разведыват. и контрразведыват. органов включает, помимо координирующих органов, Службу внеш. осведомления и контрразведки (СДЕСЕ), разведыват. управление штаба Мин-ва вооруж. сил и разведыват. бюро штабов видов вооруж. сил. Гл. управление нац. безопасности Мин-ва внутр. дел (" Сюрте насьональ"), Управление воен. безопасности Мин-ва вооруж. сил, службу безопасности Мин-ва иностр. дел, Префектуру полиции Парижа. Осн. разведыват. органом является СДЕСЕ, подчиненная министру вооруж. сил, а гл. контрразведывательным (и полицейским ) органом - " Сюрте насьональ".

В ФРГ. осн. разведыват. орган - Федеральная разведывательная служба (БНД ), имеющая многочисл. подразделения. Воен. разведка ФРГ представлена отделами разведки при руководящем штабе Мин-ва обороны ФРГ и соответств. отделами при штабах сухопутных войск, ВВС и воен.-мор. сил. Разведыват. работу ведут также различные орг-ции ФРГ (напр., " Информационное бюро ВЕСТ" ). Осн. контрразведыват. орган - Ведомство по охране конституции (БФФ ), в задачи к-рого входят как ведение собственно контрразведыват. деятельности, так и наблюдение за всеми демократич. орг-циями, проверка служащих гос. учреждений, контроль за их лояльностью и т. п. Формально БФФ находится в подчинении министра внутр. дел, но фактически его контролирует канцлер ФРГ. Ведомства по охране конституции имеются во всех землях ФРГ. Воен. контрразведка ФРГ состоит из Ведомства безопасности бундесвера и его периферийных органов, контрразведыват. работу ведут также политич. полиция (орган контрразведки и политич. сыска ), Мин-во иностр. дел и др. Координирует деятельность всех разведыват., контрразведыват. и полицейских органов ФРГ Ведомство федерального канцлера через К-т гос. секретарей.

Координация деятельности разведок империалистич. гос-в осуществляется в рамках объединённых разведыват. органов агрессивных блоков типа НАТО, СЕАТО и др., а также на базе двусторонних соглашений. М. П. Карпушин.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, один из основных видов библиографии, призванный осуществлять регистрацию всех произведений печати, издаваемых в стране, и информирование о них. Регистрация производится, как правило, на основе обязательных (контрольных) экземпляров, получаемых библиографическим центром страны от издательств или полиграфических предприятий, что обеспечивает полноту учёта произведений печати в гос. масштабе. Система изданий Г. б. является универсальным источником сведений о литературе, служит базой для развития др. видов библиографии, даёт материал для офиц. статистики печати, отражает состояние культуры, науки и техники в данной стране и способствует их прогрессу.

В социалистич. странах Г. б. носит плановый характер, финансируется и организуется государством. В СССР центрами Г. 6. являются Всесоюзная книжная палата, книжные палаты союзных республик (см. Книжные палаты республиканские ) и гос. республиканские (АССР ) библиотеки (за исключением Тат., Башк. и Чуваш. АССР, где организованы книжные палаты ). Они выпускают профилированные по видам публикаций библиографич. бюллетени (" летописи" ) и ежегодники, образующие разветвлённую систему библиографич. изданий, к-рая, в свою очередь, входит в общегос. систему науч. информации. В др. странах библиографич. центрами обычно являются нац. библиотеки.

Наряду с термином " Г.б." употребляется также термин " национальная библиография", но не всегда в совпадающих значениях. Её объектом иногда признают не только лит-ру данной страны, но и произведения, изданные на одном языке в разных странах, а в ряде случаев и произведения, написанные авторами одной национальности, или даже лит-ру о данной стране, вышедшую за её пределами на любом языке. Однако учёт по территориальному (государственному ) признаку наиболее распространён и целесообразен.

Лит.: Государственная библиография СССР. Справочник, 2 изд., М., 1967; Сорок лет советской государственной библиографии (1920 - 1960). Сб. статей, М., 1960; Гудовщикова И. В., О понятии " национальная библиография", " Советская библиография", 1959, в. 5(57); её же, Библиография " патриотики", национальная и краеведческая библиография, там же, 1966, в. 6(100).

И. В. Гудовщикова, А. И. Серебренников.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, см. в ст. Власть, Государство.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА в России (1906-17), представительное зако-нодат. учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском Революции 1905-07 в России для укрепления союза с буржуазией и перевода страны на рельсы бурж. монархии при сохранении политич. всевластия царизма.

Первая Г. д. (27 апр.-8 июля 1906; одна сессия ). Октябрьская Всероссийская политическая стачка 1905 смела совещат. Булыгинскую думу и заставила Николая II выступить с Манифестом 17 октября 1905, обещавшим " незыблемые основы гражд. свободы" и созыв законодат. Г. д., к выборам к-рой будут допущены все слои населения. 11 дек. 1905 был издан закон о выборах в Г. д. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельч., гор. и крест. куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по гор. курии. По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и др. ограничения лишили избират. права ок. 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действит. службы, ряд нац. меньшинств ), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельч. курии, на 4 тыс.- в городской, на 30 тыс.- в крестьянской, на 90 тыс.- в рабочей ), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхстепенные ). Признав за Г. д. законодат. права, царизм стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февр. 1906 высшее законосовещат. учреждение Росс. империи Государственный совет (существовал в 1810-1917 ) был преобразован во вторую законодат. палату с правом вето на решения Г. д.; разъяснялось, что Г. д. не имеет права изменять осн. гос. законы. Из ведения Г. д. изымалась значит. часть гос. бюджета. Согласно новой редакции основных гос. законов (23 апр. 1906 ), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним мин-во, руководство внеш. политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, к-рые затем лишь формально утверждались Г. д. (ст. 87 ). Всё это превращало Г. д. фактически в безвластный орган.

Большевистская партия призвала массы к бойкоту Г. д. Однако в условиях начавшегося спада революц. движения бойкот не удался. Выборы в Г. д. проходили в февр.- марте 1906 в обстановке правительств. репрессий. Из 478 депутатов 1-й Г. д. кадетов было 179, автономистов (члены Польского коло, укр., эст., латыш., литов. и др. бурж.-националистич. групп ) - 63, октябристов - 16, беспартийных - 105, трудовиков - 97, с.-д.-18.

С.-д. прошли в Г. д. " непартийным путём"; они были избраны голосами гл. обр. крест. и гор. выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе с.-д. депутатов. С.-д. вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, с.-д. выделились в самостоят. фракцию. Пред. Г. д.- кадет С. А. Муромцев.

Центр. вопросом в Г. д. был аграрный. Кадеты надеялись повести за собой крестьянство под флагом " принудит. отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Г. д. законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший зем. наделение крестьян за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп " по справедливой оценке". Пр-во ещё накануне созыва Г. д. приняло решение распустить её, если будет поставлен вопрос о " принудит.отчуждении". Трудовики выступили 23 мая со своим агр. законопроектом (" проект 104" ), в к-ром потребовали отчуждения помещичьих и прочих частно-владельч. земель, превышавших " трудовую норму", создания " общенародного земельного фонда" и введения уравнит. землепользования по " трудовой норме". Несмотря на колебания трудовиков в вопросе о выкупе и утопичность их рассуждений о " трудовом начале" как базе для развития социализма, это был революц. законопроект, требовавший крутой ломки помещичьего землевладения. 8 июня 1906 33 депутата внесли ещё один проект земельного закона, в основу к-рого были положены взгляды эсеров. Проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Г. д. отказалась обсуждать " проект 33". С.-д. фракция голосовала за агр. проект трудовиков. В то же время фракция, находясь под влиянием меньшевиков, допустила ряд принципиальных ошибок (принятие меньшевистского проекта декларации, признававшего Думу " центром общенародного движения", поддержка кадетского лозунга " ответственного министерства" и т. д. ).

В условиях обострения внедумской борьбы классов царское пр-во сочло дальнейшее существование Г. д. опасным. 20 июня оно выступило с заявлением, в к-ром категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю, а 9 июля был опубликован царский манифест о роспуске Думы.

Вторая Г. д. (20 февр.-2 июня 1907; одна сессия ). Состав 2-й Г. д. оказался более левым, чем 1-й, хотя она была созвана в обстановке упадка революции. Из 518 депутатов Г. д. было: с.-д.-65, эсеров -37, народных социалистов -16, трудовиков - 104, кадетов - 98 (почти вдвое меньше, чем в 1-й Г. д. ), правых и октябристов - 54, автономистов - 76, беспартийных - 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократич. реформ представлена одним депутатом. Пред. Г. д.- кадет Ф. А. Головин.

Кадеты, выдвинув лозунг " бережения Думы", пытались создать большинство, присоединив к себе слева трудовиков, справа - октябристов, Польское коло, мусульм. и казачью группы. Во имя " осторожности" кадеты отказались от лозунга " ответственного мин-ва" и пошли на дальнейшее урезывание своих программных требований. Они сняли с обсуждения Вопросы о смертной казни, политич. амнистии и др.; добились принципиального одобрения бюджета Г. д. и т. о. укрепили доверие к царизму со стороны его зап.-европ. кредиторов.

Центральным оставался агр. вопрос. Правые и октябристы защищали столыпинский указ 9 нояб. 1906 (см. Столыпинская аграрная реформа). Кадеты сильно урезали свой агр. проект, сведя до минимума элемент принудит. отчуждения земли за выкуп. Трудовики по агр. вопросу занимали ту же революц. позицию, что и в 1-й Г. д.; в решении остальных вопросов они колебались между революц. с.-д. и кадетами. Эсеры внесли проект социализации земли, с.-д. фракция - проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.

Линия с.-д. фракции определялась меньшевистским большинством; из 54 с.-д, депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Г. д. не от партии, имели совещат. голос ) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значит. часть меньшевиков, в т.ч. группа кавк. депутатов во главе с лидером фракции И. Г. Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии. Отказавшись от бойкота Г. д., большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. В Г. д. они отстаивали тактику " левого блока" с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами. Преобладание меньшевиков привело к тому, что фракция допустила серьёзные политич. просчёты по важнейшим программным и так-тич. вопросам.

Вопрос о борьбе между меньшевиками и большевиками внутри фракции был перенесён на Пятый (Лондонский) съезд РСДРП. Меньшевики требовали одобрить деятельность фракции, признать её самостоятельность по отношению к ЦК, угрожая в противном случае сложить полномочия фракции и пойти на раскол. На съезде победила большевистская точка зрения. Однако с.-д. фракции не пришлось воспользоваться директивами съезда. Пр-во решило разогнать Г. д. Поводом послужило сфабрикованное охранкой провокац. обвинение с.-д. фракции в воен. заговоре. В ночь на 3 июня с.-д. фракция была арестована, а затем предана суду. 3 июня была распущена 2-я Г. д. и опубликован новый из-бират. закон (см. Третьеиюньский государственный переворот 1907).

Третья Г. д. (1 нояб. 1907 - 9 июня 1912; пять сессий ). Закон 3 июня радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено ок. 1/4 выборщиков ). Право рабочих и крест. выборщиков самим избирать положенное им число депутатов из своей среды передавалось губ. избират. собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Гор. курия разделялась на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю- мелкая буржуазия и гор. интеллигенция. Представительство народов нац. окраин резко сокращалось; народы Ср. Азии, Якутии и нек-рых др. нац. р-нов полностью отстранялись от выборов. Общее число депутатов сокращалось до 442.

Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию 3-я Г. д. насчитывала: крайних правых депутатов-50, умеренноправых и националистов - 97, октябристов и примыкавших к ним - 154, " прогрессистов" - 28, кадетов - 54, мусульманская группа - 8, литовско-белорусская группа - 7, Польское коло - 11, трудовиков - 14, с.-д.-19. Пред. Г. д.- октябрист Н. А. Хомяков, с марта 1910 - А. И. Гучков, с 1911 - октябрист М. В. Родзянко. Отсутствие однофракционного большинства означало, что судьба голосования в Г. д. зависела от октябристов, ставших (вместо кадетов ) партией " центра". Если они голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (насчитывало примерно 300 чел. ), если совместно с прогрессистами и кадетами - октябристско-кадетское (более 250 чел. ). Эта важнейшая особенность 3-й Г. д. отражала новую политику царизма - политику думского бонапартизма. Бонапартистской политикой заигрывания с кулаком, с одной стороны, лавирования между помещиками и буржуазией в Г. д.- с другой, царизм стремился обеспечить перестройку абсолютистской монархии в буржуазную при сохранении своего политич. всевластия, доходов и привилегий помещиков.

Несмотря на разгул реакции, в массах сохранилось революц. настроение, вылившееся уже в 1912 в новый подъём революционного движения. Царизм отказывался проводить реформы, опасаясь, что они приблизят революцию. Либералы в страхе перед революцией не были способны на борьбу с царизмом. Это привело к тому, что Г. д. принимала открыто реакц. законопроекты и штамповала многочисл. мелкие проекты, получившие название " законодательной вермишели". Г. д. осуществила лишь одну крупную реформу, приняв указ 9 нояб. 1906, направленный на разграбление общинных земель в пользу кулака, ещё более усилив его насильственные, антикрестьянские черты (закон 14 июня 1910 ). Минимум политич. и административных преобразований, необходимых для перехода царизма на рельсы бурж. монархии не был проведён. Это означало, что Г. д., как " конституционное прикрытие" царизма, оказалась несостоятельной. " Самодержавие, - писал В. И. Ленин, - отсрочило свою гибель, успев сорганизовать такую Думу, но оно не укрепляется этим, а разлагается от этого" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 401 ). Бессилие Думы приводило к грызне и взаимному разоблачению фракций контрреволюц. большинства. Кризис 3-й Г. д. начался с первых же дней её существования. Потерпела провал и думская политика октябристов, а также кадетов, основанная на прислужничестве перед октябристами и П. А. Столыпиным. Углублению кризиса способствовала позиция депутатов-крестьян. По агр. вопросу не только трудовики, но и крестьяне - члены правых фракций, стояли на революц.-демократич. позициях. Последние хотя и проголосовали за указ 9 нояб. 1906, но одновременно внесли свой агр. законопроект, требовавший фактически ликвидации помещичьего землевладения. Трудовики, несмотря на колебания между кадетами и с.-д., выражали в своих выступлениях революц. настроения крестьянства, непримиримость его интересов с самодержавием и черносотенной Г. д. Большую роль в кризисе третьедумской системы сыграла деятельность с.-д. фракции. Из 6 депутатов, избранных по рабочей курии, было 4 большевика (Н. Г. Полетаев, М. В. Захаров, С. А. Воронин, П. И. Сурков ). К большевикам примыкали депутаты И. П. Покровский и А. И. Предкальн. В начале работы Г. д. под влиянием меньшевистского большинства с.-д. фракция допустила ряд серьёзных ошибок: при обсуждении правительств.декларации 16 нояб. 1907 выступила с декларацией, в к-рой отсутствовало классовое социалистич. содержание, были урезаны требования программы-минимум РСДРП, и др. Начиная со 2-й сессии, деятельность фракции активизируется. Численность её сократилась до 14 чел. за счёт ухода из неё оппортунистич. элементов, возросла роль большевистской части во главе с Полетаевым. Гл. роль в улучшении работы фракции играла критика и помощь со стороны В.И. Ленина. Члены фракции выступили с речами по бюджету, вероисповедным, нац., внешнеполитич. и др. вопросам, в к-рых разоблачали антинар. политику царизма и Думы; заняли последовательную с.-д. позицию при обсуждении указа 9 нояб., требуя конфискации всех помещичьих земель. С.-д. депутаты внесли в Г. д. ряд запросов, имевших большое агитац. значение [в т. ч. запросы о преследовании профсоюзов, о суде над с.-д. фракцией 2-й Г. д., о Ленском расстреле (1912 ) ]. Поддержку пролетариата получили внесённые с.-д. фракцией законопроекты о 8-час. рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д., позиция с.-д. депутатов при обсуждении Г. д. страховых законопроектов. С.-д. внесли к законопроектам 162 поправки, но все они были отвергнуты большинством Г. д. Четвёртая Г. д. [15 нояб. 1912-6(19 ) окт. 1917; пять сессий]. Деятельность 4-й Г.д. проходила в условиях предвоен. революц. подъёма, 1-й мировой войны 1914-18 и революц. кризиса, завершившегося свержением царизма. Выборы в 4-ю Г. д. состоялись в сент.- окт. 1912. Царизму удалось сохранить в 4-й Г. д. два большинства: правооктябристское (283 голоса ) и октябристско-кадетское (226 голосов ). Среди 442 депутатов 4-й Г. д. националистов и умеренно-правых - 120, октябристов - 98, правых - 65, кадетов - 59, прогрессистов - 48, три нац. группы (польско-литов.-белорус. группа. Польское коло, мусульм. группа ) насчитывали 21 депутата, с.-д.-14 (большевиков - 6, меньшевиков - 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики - 10, беспартийные - 7. Пред. Г. д.- октябрист М. В. Родзянко. Октябристы сохранили за собой роль " центра". Характерным для 4-й Г. д. явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции " прогрессистов", к-рые представляли, по выражению Ленина, "...помесь октябристов с кадетами" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 327). Кадеты вышли на выборы под лживым лозунгом " спасения конституции" с целью завоевать массы на свою сторону и затормозить подъём революц. движения в стране, но потерпели провал. Меньшевики выдвинули лозунг " Вырвать Думу из рук реакции", что объективно означало передачу гегемонии либералам. Большевики противопоставили им лозунг " Вырвать демократию из рук либералов", основанный на том, что "...только вышедшая из-под зависимости либералов демократия способна на деле подорвать реакцию" (там же, с. 334 ). Избират. программа большевиков, разработанная Лениным, разъясняла безнадёжность реформ и ставила ближайшей задачей свержение царизма и завоевание демократич. республики силами пролетариата и крестьянства (см. Большевистская фракциями Государственной думы).

Революц. подъём и вызванное им обострение противоречий между царизмом и буржуазией обусловили полный законодат. паралич 4-й Г. д. Пр-во завалило Г. д. т. н. " законодат. вермишелью" - в период 1-й и 2-й сессий (1912-14 ) в неё было внесено св. 2 тыс. мелких законопроектов; в то же время широко практиковалось внедумское законодательство. В 4-й Г. д. чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в " оппозиционных" пр-ву голосованиях и в попытках " самостоятельной" законодат. инициативы. Практич. значения это не имело: законопроекты застревали в комиссиях или проваливались Гос. советом.

С началом 1-й мировой войны сессии созывались нерегулярно, осн. законодательство осуществлялось пр-вом помимо Г. д. 26 июля 1914 состоялась однодневная чрезвычайная сессия Г. д., на к-рой Дума проголосовала за воен. кредиты, продемонстрировав " нац. единство" буржуазии и помещиков в вопросах империалистич. внеш. политики. С.-д. фракция выступила против предоставления воен. кредитов. Очередная (3-я ) сессия 4-й Г. д. была созвана 27 янв. 1915 для принятия бюджета. Весенне-летние поражения царских войск в 1915 и бурный рост революц. движения нарушили " единение" царя с Г. д. 19 июля 1915 открылась 4-я сессия Г. д. Крайние правые полностью поддержали правительств. декларацию. Но др. бурж.-помещичьи фракции - от националистов до кадетов - выступили с критикой пр-ва, требуя создания кабинета, пользующегося " доверием страны". Вокруг этого лозунга объединились большинство фракций Г. д. и часть фракций Гос. совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 авг. формального соглашения о создании " Прогрессивного блока" (236 депутатов). Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его. Создание " Прогрессивного блока" означало полный крах политики бонапартизма; это было последней попыткой буржуазии заставить царизм дать минимум либеральных реформ, чтобы предотвратить надвигавшуюся революцию. Страх перед революцией определял тактику блока, крайнюю узость и ограниченность его программы, к-рая сводилась к требованиям создания " пр-ва доверия", частичной амнистии за поли-тич. и религ. преступления, отмены нек-рых ограничений в правах нац. меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов. Но и эта программа оказалась неприемлемой для царизма: 3 сент. 1915 Г. д. была распущена на каникулы.

Роспуск Г. д. был показателем " кризиса верхов" и одним из самых ярких проявлений революц. кризиса в России. Думская оппозиция заняла выжидат. позицию, рассчитывая на компромисс с царизмом. Члены Г. д. активно сотрудничали с пр-вом, принимая участие в работе " особых совещаний". 9 февр. 1916 возобновились занятия Г. д. Лишь крайнее обострение политич. положения в стране осенью 1916 заставило буржуазию взять более решит. тон. Открывшаяся 1 нояб. 1916 5-я сессия Г. д. приступила к обсуждению общего положения в стране. " Прогрессивный блок" потребовал отставки пред. Сов. Мин., открытого германофила Б. В. Штюрмера. 10 нояб. Штюрмер получил отставку. Новый глава пр-ва А. Ф. Трепов предложил Г. д. несколько частных законопроектов. В ответ Г. д. выразила недоверие пр-ву. К ней присоединился Гос. совет. Это свидетельствовало о полной изоляции царя и пр-ва. 16 дек. 1916 Г. д. была распущена. В день возобновления её заседаний, 14 февр. 1917, представители бурж. партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Г. д. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революц. характер. Указом 25 февр. 1917 занятия Г. д. были прерваны. Больше Г. д. не собиралась, но формально она продолжала существовать и оказывать влияние на развитие событий. 27 февр. (12 марта) в разгар Февральской буржуазно-демократической революции 1917 был создан контрреволюц. Временный комитет Государственной думы 1917, к-рый 2(15) марта в результате переговоров с эсероменьшевистским Исполкомом Петрогр. совета сформировал бурж.-помещичье Временное правительство. В последующий период деятельность Г. д. проходила под видом " частных совещаний". Г. д. открыто выступала против Советов, её члены были вдохновителями и участниками контрреволюц. заговоров. Только 6(19) окт. 1917 под давлением революц. масс Временное пр-во распустило Г. д. ввиду начала выборов в Учредительное собрание. Окончательно Г. д. была ликвидирована Великой Октябрьской социалистич. революцией. 18(31) дек. 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Г. д. и Врем. к-та.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11 -17, 19 - 35; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции н пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1. М.. 1953. с. 92-94, 100-101, 114-16, 127 - 28, 137, 141-43, 157 - 58, 161-62, 166-68, 173 - 78, 182-84. 186, 198 - 201, 223 - 25, 248, 273 - 76, 278 - 82, 294-95, 312-14; История КПСС, т. 2-3, М., 1966-67; Законодательные акты переходного времени 1904-1908 гг.. СПБ. 1909; Государственная Дума. Стенографические отчёты. Созыв 1 - 4, СПБ, 1906 - 17; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов, сост. ф. И. Калинычев, М., 1957; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 1 - 3, М.. 1960; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в революции 1905 - 07 гг., М.- Л., 1939; Сидельников С. М., Образование и деятельность первой Государственной думы, М., 1962; Воспоминания ф. А. Головина о II Государственной думе, " Исторический архив". 1959, № 4 - 6; Разгон






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.