Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Театр 9 страница. ГАРРИСОН(Harrison) Бенджамин (20.8.1833, Норт-Бенд, шт






ГАРРИСОН (Harrison) Бенджамин (20.8.1833, Норт-Бенд, шт. Огайо, -13.3. 1901, Индианаполис), государственный деятель США. По образованию юрист. В 1889-93 президент США. Отражал интересы пром.-финанс. олигархии. Способствовал принятию в 1890 нового тарифного закона (тариф Мак-Кинли), а также т. н. антитрестовского закона Шермана, к-рый неоднократно использовался против рабочего движения. Явился инициатором созыва 1-й панамер. конференции 1889 с целью создания таможенного союза амер. гос-в под контролем США. В 1889 пр-во Г. установило фак-тич. протекторат над частью Самоа.

ГАРРИСОН, Хаприсон (Harrison) Росс Гренвилл (13.1.1870, Джерман-таун, - 30.9.1959, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), американский биолог. Окончил Ун-т Джонса Хопкинса (1889). Проф. анатомии этого ун-та (1899-1907) и Йельского ун-та (1907-38). Осн. исследования Г. в области экспериментальной эмбриотогии, в частности посвящённые развитию конечности, глаза и центр, нервной системы. Наиболее известны его работы по трансплантации частей зародышей позвоночных. Применение методов гетеропластической (межвидовой) пересадки позволило изучать закономерности роста и развития отдельных частей и органов животных и их взаимных влияний. Г. одним из первых предложил метод культивирования изолированных тканей и впервые наблюдал рост нервного волокна вне организма.

Соч.: Tho outgrowth of the nerve fibrs as a mode of protoplasmic mouvement, Journal of Experimental Zoology, 1910, v. 9; в рус. пер. - Некоторые трудности проблемы детерминации, Успехи современной биологии, 1Р34, т. 3. в. 6; Гетеропластические пересадки в эмбриологии, М.- Л., 1936.

Лит.: Бляхер Л. Я., Гаррисон. К 100-летию со дня рождения, Онтогенез, 1970, т. 1, № 3.

ГАРРИСОН (Garrison) Уильям Ллойд (12.12.1805, НьюберипоРт, шт. Массачусетс, -24.5.1879, Нью-Йорк), американский политич. деятель, журналист и поэт. В 1831-65 издавал еженедельник " Либерейтор" (Liberator), сыгравший важную роль в развитии аболиционистского движения. Был инициатором создания об-ва борьбы с рабством (1832). Во время Гражд. войны 1861-65, объединившись с революц. кругами аболиционистов, активно выступал за освобождение рабов. Борьбе против рабства негров посвящено и лит. творчество Г.

Р. Ф. Иванов.

ГАРСИА (Garcia) Мануэль дель Пополо Висенте (22.1.1775, Севилья, -9.6.1832, Париж), испанский певец (тенор), гитарист, композитор и вокальный педагог. В 1808-25 пел в итал. опере в Париже и Лондоне. В 1825-27 вместе со своими детьми-певцами гастролировал в США. Осн. партии: Дон Оттавио, Дон Базилио (" Дон Жуан", " Свадьба Фигаро" Моцарта) и др. С 1829 преподавал вокальное иск-во в Париже в организованной им школе пения. Приобрёл известность как автор многочисл. комич. опер и тонадилий-небольших муз.-драматич. пьес (с 1-3 участниками). Песня в стиле поло из тонадильи Г. " Мнимый слуга" использована Ж.Бизе в опере Кармен (антракт к 4-му действию), песня " Контрабандист я! " из " Расчётливого поэта" - Гарсиа Лоркой в пьесе " Мариана Пинеда". Прославился как педагог; среди учеников Г.- его дочери М. Малибран и М. П. Виардо-Гарсиа, сын М. П. Р. Гарсиа и др.

Лит.: Levien J. М., The Garcia family, L., 1932.

ГАРСИА (Garcia) Мануэль Патрисио Родригес (17.3.1805, Мадрид, -1.7.1906, Лондон), испан. певец (бас) и вокальный педагог. Доктор медицины (1855). Сын и ученик М. дель П.В.Гарема. В 1825-27 гастролировал с отцом по городам США; дебютировал как оперный певец в Нью-Йорке (1825). В 1829 начал педагогич. деятельность в вокальной школе отца в Париже. В 1842-50 преподавал пение в Парижской консерватории. В 1848-95- проф. Королевской академии музыки в Лондоне. Написал неск. важных методич. работ: " Записки о человеческом голосе " (1840), " Полное руководство по искусству пения" (1847, рус. пер.- Школа пения, ч. 1-2, 1956). Г. работал также в области изучения физиологии человеческого голоса. В 1855 изобрёл ларингоскоп (прибор для исследования гортани). Педагогич. принципы Г. оказали значит, влияние на развитие вокального иск-ва 19 в. Ученики Г.: певицы - Ж. Линд, М.Маркези, Г.Ниссен-Саломан, певцы - Ю.Штокхаузен, К. Эверарди и др.

Лит.: Levien J. M., The Garcia family, L., 1932.

ГАРСИА ГУТЬЕРРЕС (Garcia Gutierrez) Антонио (5.10.1813, Чиклана, пров. Ка-дис, -26.8.1884, Мадрид), испанский драматург. В драме " Трубадур" (1836, опера Дж.Верди, 1853) показано столкновение героя с миром феод, насилия." Паж" (1837), " Валенсианский незнакомец" (1840), " Казначей короля " (1850), психологич. трагедия " Симон Бокканегра" (1843, опера Дж. Верди, 1857)- драмы романтич. страстей. Сюжеты пьес " Король-монах" (1837), " Свадьба доньи Санчи" (1843), " Каталонская месть" (1864), " Хуан Лоренсо" (1865) заимствованы из исп. романсеро и нар. преданий.

Соч.: Obras escogidas, Madrid, 1866; El diablo nocturno, Мех., 1956.

Лит.: Adams N. В., The romantic dramas of Garcia Gutierrez, N. Y., 1922; V a 1-buena Prat A., Historia de la literatura espanola, t. 2, Barcelona, 1957. А. Л. Штейн.

ГАРСИА ИНЬИГЕС (Garcia fniguez) Калисто (4.8.1839, Ольгин, -11.12.1898, Вашингтон), кубинский патриот, генерал, один из видных деятелей войны за независимость Кубы от Испании (1868-98). В окт. 1868 вступил в Освободит, армию. Руководил воен. операциями в пров. Орьенте. В сент. 1874 попал в плен и был выслан в Испанию. Вернулся на родину в 1880, но снова был выслан. В 1896 высадился в пров. Орьенте. Был зам.. главнокомандующего Освободит, армией; одержал ряд крупных побед. По окончании исп.-амер. войны и оккупации Кубы (1898) американцами выехал в дек. в США во главе делегации для выяснения вопроса о судьбе Освободит, армии. Умер, не дождавшись приёма президента.

Лит.: Gali M. S., Sobre biografia del mayor general Calixto Garcia Iniguez, La Habana. 1949. A. M. Зорина.

ГАРСИА КЕХИДО (Garcia Ouejido) Антонио(февр. 1856-13.7.1927, Мадрид), деятель испанского рабочего движения. По профессии типографский рабочий. Один из организаторов Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). Был гл. организатором Всеобщего союза трудящихся (1888) и одним из его руководителей. В 1894 избран секретарём Нац. к-та ИСРП. С целью пропаганды марксизма в Испании основал журн. Нуэва эра (La Nueva Era) и издательство • Библиотека общественных наук. С победой Окт. революции в России Г. К. стал пропагандистом её идей. Был одним из лидеров группы левых социалистов-интернационалистов, к-рая в апр. 1921 вышла из ИСРП и основала Исп. коммунистич. рабочую партию, слившуюся в нояб. 1921 с Коммунистич. партией Испании (осн. в 1920). С 1921 чл. ЦК компартии.

ГАРСИА ЛОРКА (Garcia Lorca) Федерико (5.6.1898, Фуэнтевакерос, -19.8.1936, близ Гранады), испанский поэт и драматург. Окончил ун-т в Гранаде. Народно-песенная стихия Андалусии питала его творчество. Преодолев подражательность первой Книги стихов (1921), Г. Л. обогатил традиц. формы достижениями совр. поэзии, выразил нар. жизнеощущение в сб-ках " Канте хондо" (1921-22, опубл. 1931), " Песни" (1927), " Цыганский роман-серо" (1928), в поэме " Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу" (1935). Результатом поездки в США и на Кубу (1929-30) явилась кн. стихов " Поэт в Нью-Йорк" е (опубл. 1940), проникнутая духом неприятия капиталистич. мира.

В драматургии воплотил осн. темы своей поэзии - любовь, смерть, ненависть к деспотизму. Автор романтич. сказки " Злые чары бабочки" (1919), героич. драмы " Мариана Пинеда" (1925, рус. пер. 1944), пьес для кукольного театра, народного фарса " Чудесная башмачница" (1930, рус. пер. 1940). Вершинами поэтического театра Г. Л. стали трагедии " Кровавая свадьба" (1933, рс.пер., 1938) и" Иерма" (1934, рус. пер. 1944), пьеса " Донья Росита, девица, или Язык цветов" (1935, рус. пер. 1957), драма " Дом Бернарды Альбы " (193G, опубл. 1945, рус. пер. 1957). Героини этих произведений вступают в непримиримый конфликт с косной окружающей средой.

После провозглашения республики (1931) Г. Л. примкнул к передовой части исп. писателей. В 1931-33 он возглавил передвижной студенч. театр Баррака, ставивший пьесы исп. классиков. Застигнутый франкистским мятежом в Гранаде, Г. Л. был расстрелян фашистами.

Соч.: Obras completas, [Madrid, 1966]; врус. пер.- Театр, вступ. ст. Ф. Кельина, М., 1957; Избранная лирика. [Предисловие Э. Симорра, М., I960]; Лирика. [Предисловие А. Гелескула], М., 1965.

Лит.: Осповат Л., Гарсиа Лорка, М., 1965; Vazquez Осana F., Garcia Lorca. Vida, cantico у muerte, Мех., 1957; Саno J. L., Garcia Lorca. Biografia ilustrada, Barcelona, [1962]; Auсlair M., Enfances et mort de Garcia Lorca, [P., 1968] (библ. с. 473-74); Honig E., Garcia Lorca, L., [1968] (библ. с. 227 - 34).

Л. С. Осповат.

ГАРСИА МАРКЕС (Garcia Marquez) Габриель (р. 1928, Аракатака, Колумбия), колумбийский писатель. Писал сценарии. Был репортёром либеральной газеты Эль Эспектадор (El Espectador) в Боготе и Европе, в 1959-60 корреспондент кубинского агентства Пренса Латина. В повестях Г. М. Опавшая листва (1955), Полковнику никто не пишет (1958), Недобрый час (1962), написанных в реалистической манере, сильны критические мотивы. В сборнике Похороны Мама-Гранде (1962) Г. М. впервые ввёл в рассказы фантастику, ставшую одним из основных художественных элементов его романа-эпопеи Сто лет одиночества (1967, рус. пер. 1970). Реальной основой романа служит история Колумбии. Роман отличается многоплановостью, в нём дана сатирическая картина буржуазной цивилизации.

Соч. в рус. пер.: Сто лет одиночества. Послесловие В. Столбова, М., 1971.

Лит.: Буэндиа, Макондо и мир, Латинская Америка, 1971, № 3; Революционный долг писателя - писать хорошо (Габриэль Гарсиа Маркес о своем творчестве и о себе), Иностранная литература, 1971, №; 6; Recopilacion de textos sobre Gabriel Garcia Marquez, La Habana, 1969.

В. С. Столбов.

ГАРСИА MОHXE (Garcia Monge) Xoaкин (20.1.1881, Сан-Хосе, -31.10.1958, там же), костариканский писатель, публицист, обществ, деятель. Был мин. просвещения, директором Нац. б-ки. Издавал лит. журн. Реперторио американо (Rерегtоrio Americano, 1919-58). В нём Г. М. выступал в защиту респ. Испании, против империализма, колониализма и реакц. режимов Лат. Америки. Бытописатель-реалист, Г. М. в романах" Сиротка" (1900), " Дочери полей" (1900) " Самопожертвование " (1902), сб." Злой призрак и другие рассказы" (1917) и др. изобразил тяжёлую жизнь бедноты. В 1905 перевёл на исп. яз. " Красный смех Л.Андреева." Один из организаторов Конгресса в защиту мира и культуры (1953).

Лит.: Abreu Gomez E., Escritores de Costa Rica, Wash., 1950.

ГАРСИА МОРЕНО (Garcia Moreno) Габриель (24.10.1821, Гуаякиль, -6.8. 1875, Кито), государственный деятель Экуадора. В 1860 возглавил врем, пр-во, в 1861-65 президент. В 1869 совершил гос. переворот и провозгласил себя диктатором. Превратил страну в своего рода теократич. гос-во. По конкордату с рим. папой (26 сент. 1862) католицизм признавался единств, религией, в казну Ватикана ежегодно отчислялось 10% гос. дохода. Просвещение было передано в руки иезуитов. Клерикально-помещичья диктатура Г. М. свирепо расправлялась со своими противниками, жестоко подавляла выступления трудящихся, в частности индейцев. Г. М. был убит группой студентов, организовавших против него заговор.

Б. И. Коваль.

ГАРСИА ОЛИВЕР (Garcia Oliver) Хуан, деятель испанского рабочего движения. В 1920-22 один из лидеров анархизма в Испании, соратник Ъ.Дуррути. В годы Нац.-революц. войны 1936-39 руководитель антифаш. милиции Каталонии (июль - сент. 1936), затем мин. юстиции в пр-ве Нар. фронта (нояб. 1936- май 1937). Являлся сторонником единства действий рабочих и антифаш. орг-ций, боролся против капитулянтов. После падения республики - в эмиграции в Лат. Америке.

ГАРСИА ЭРНАНДЕС (Garcia Hernandez) Анхсль (1900-14.12.1930, Кампо-де-лос-Мартирес), испанский офицер (капитан); вместе с Ф.Галаном Родршесом - организатор и руководитель респ. восстания гарнизона в г. Хака в дек. 1930. После подавления восстания был расстрелян.

ГАРСИЛАСО ДЕ ЛА ВЕГА (Garcilaso de la Vega), известен под именем Инка (ок. 1539- ок. 1616), историк Перу. Сын губернатора Куско (Перу). Мать Г. дела В. принадлежала к высшей инкской знати. В 1560-70 - на воен. службе в Испании. В дальнейшем поселился в Кордове и занялся лпт. деятельностью. В нач. 17 в. переехал в Португалию, где в 1605 опубл. труд о завоевании Флориды. Здесь же в 1609 была изд. 1-я часть его большой работы об истории инков и завоевании Перу. 2-я часть была опубл. в 1617. Сочувственно относился к индейцам, ставшим жертвами завоевателей.

Соч.: Los comentarios reales que tratan del origen deloslncas.pt. 1 - 2, Lisboa-Cordoba, 1609 - 17.

М. С. Алъперович.

ГАРСОН (франц. garcon, букв.-мальчик), во Франции - официант в ресторане или кафе; мальчик для посылок в гостинице.

ГАРТ (Hart) Генрих (1855-1906) и Юлиус (1859-1930), немецкие писатели, братья; см. Карт Г. и Ю.

ГАРТ, X а р т (Harte) Фрэнсис Брет (Б ре т Гарт) (25.8.1836, Олбани, -5. 5.1902, Лондон), американский писатель. Сын школьного учителя. Был золотоискателем, журналистом. В цикле Калифорнийские рассказы (1857-71) описал быт и нравы старателей на золотых приисках. В России эти произв. высоко оценили Н.Г.Чернышевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский. В остроумных пародиях на писателей романтич. и сентиментального направления (Романы в самом кратком изложении, 1867) Г. выступал как сторонник реализма. Герои Г.- отверженные бурж. обществом люди, способные на мужеств. поступки (" Счастье ревущего стана ", 1868, рус. пер. 1895; " Как Санта Клаус пришёл в Симпси бар", 1872; " Млисс", 1860, рус. пер. 1910).

Ф. Б. Гарт. Изгнанники Покер-флета (Москва, 1956). Илл. И. А. Альтмана.

В рассказах (" Миллионер из Скороспелки", " Человек из Солано") и романах (" Габриел Копрой", 1875-76, и др.) Г. показал развращающую власть золота; выступал против расизма (" Вань-Ли-Язычник", " Трое бродяг из Тринидада"); обращался к историч. теме.

Соч.: Complete works, v. 1 - 10, Boston - N. Y., 1929; The letters, Boston - N. Y., 1926; врус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1 - 12, Л., 1928; Избр. произведения, вступ. ст. И. Д. Глпкмана, М.- Л., 1960.

Лит.: Лидский Ю., Писатель-реалист Брет Гарт, К., 1961; Stewart G. R., Bret Harte. Argonaut and exile, Boston - N. Y., 1931; О' Соnnоr R., Bret Harte. A biography, Boston - Toronto, 1966; G a-er J., Bret Harte. Bibliography and biographical data, N. Y., [1968].

Б. А. Гиленсон.

ГАРТ (от нем. Hartblei, букв.- твёрдый свинец), сплавы свинца с сурьмой и оловом, применяемые в полиграфии для отливки машинного набора, стереотипов, шрифтов ручного набора, типографских линеек и пробельного материала.

" ГАРТ" (укр.- закалка), союз пролетарских писателей Украины. Организован в 1923. Объединял видных укр. писателей (П.Тычина, В. Сосюра, И. Микитенко, И.Кулик, В.Блакитный и др.). Существовал театральный Г. (группа деятелей рабочего театра), а также заокеанский Г., в к-рый входили пролет, укр. писатели США и Канады (И.Йрчан, Н.Тарнов-ский, М.Шатульский, В.Шопинскийи др.). Разнородные идейнотворч. устремления союза привели его к распаду в 1925. В 1927 был создан Всеукр. союз пролет, писателей (ВУСПП). Его органом был лит.-художеств, и критич. журнал Гарт, выходивший с 1927 по 1932.

ГАРТЛЕБЕН (Hartleben) Отто Эрих (1864-1905), немецкий писатель; см. Хартлебен О.Э.

ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) Дейвид (30.8.1705, Армли, -28.8.1757, Бат), английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Сын священника, изучал богословие в Кембридже. В дальнейшем получил мед. образование и всю жизнь работал врачом.

Стремясь установить точные законы психич. процессов для управления поведением людей, попытался применить для этого принципы физики И. Ньютона. По Г., вибрации внеш. эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах, а эти последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психич. явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли (см. Психофизическая проблема). Следуя учению Дж.Локка, Г. впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической деятельности. Основным для закрепления ассоциации он считал повторение. По Г., психич. мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов посредством ассоциации психич. явлений в силу их смежности во времени и частоты повторений; побудительные силы развития - удовольствие и страдание. Сходным образом Г. объяснял формирование общих понятий; они возникают из единичных путём постепенного отпадания от ассоциации, остающейся неизменной, всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.

Несмотря па свою механистичность, учение Г. было крупным шагом вперёд на пути материалистич. понимания психики. Его влияние охватило не только психологию, но и этику, эстетику, логику, педагогику, биологию. Активным пропагандистом учения Г. был англ, химик и философ Дж. Пристли.

Соч.: Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях, в кн.: Английские материалисты, XVIII в., Собр. произв., т. 2, М., 1967.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 6.

М. Г. Ярошевский.

ГАРТМАН Виктор Александрович [23.4 (5.5). 1834, Петербург, - 23.7(4.8). 1873, с. Киреево Моск. губ.], русский архитектор. Учился в петерб. АХ (1852-61). Один из основоположников русского стиля. В работах Г. идеи развития нац. зодчества сводились к обильному украшению построенных им зданий узорами, заимствованными из нар. вышивок, и деревянной резьбы (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872). Автор изобретательно декорированных деревянных выставочных павильонов (в к-рых широко применял сборные дерев, конструкции), студии в Абрамцеве (1872). Рисовальщик, акварелисту 1871 оформлял оперы М.И.Глинки и А. Н. Серова в Мариинском театре в Петербурге. Акварели Г. послужили темой " Картинок с выставки" М.П.Мусоргского.

Лит.: Стасов В., В. А. Гартман, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1894, с. 126 - 39, 150 - 58; Архитектурный календарь, Архитектура СССР, 1939, № 5.

В. М. Полевой.

ГАРТМАН Лев Николаевич (, 1850, Архангельская губ., -1908, Нью-Йорк), русский революционер, народник. Из мещан. С 1876 участвовал в революц. движении на юге России. В 1878-79 жил в саратовском и тамбовском поселениях землевольцев. После раскола Земли и воли (1879) примкнул к орг-ции Чёрный передел, но вскоре перешёл в Народную волю. В сент, - нояб. 1879 под именем Н.С.Сухорукова вместе с С.Л.Перовской и др. участвовал в подготовке покушения на царя (подкоп на ж. д. под Москвой). В дек. 1879 бежал за границу. По настоянию царского пр-ва 23 янв. 1880 был арестован в Париже, но благодаря вмешательству рус. революц. эмиграции и прогрессивной франц. печати (В. Гюго и др.) освобождён. Являлся заграничным представителем Народной воли. В кон. 1881 переехал из Лондона в Америку. Был знаком с К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс, и революционная Россия, М., 1967; Сидоров Н. А., Л. Н. Гартман, М., 1930.

ГАРТМАН, Хартман (Hartmann) Мориц (15.10.1821, Душник, Богемия, - 13.5.1872, Обердёблинг близ Вены), австрийский писатель. Род. в евр. купеч. семье. Учился в Пражском ун-те. В первом сб. стихов Чаша и меч (1845) развивал идеи свободы личности; в Чешских элегиях (1847) прославлял чешское революц. движение. В поэме Рифмованная хроника попа Маурициуса (1849) воспевал нац.-освободит, борьбу венг. народа. Автор романов Война в лесу (1850), Драгоценности баронессы (1868), сб-ков рассказов Тени (1851), С натуры (1866). Нек-рые стихи и песни Г. (Белое покрывало) были популярны в России в переводах М.Л.Михайлова, А.Н.Плещеева, П.И.Вейнберга.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 10, Stuttg., 1873 - 74; в рус. пер., в кн.: Немецкие поэты в биографиях и образцах, под ред. Н. Гербеля, СПБ, 1877.

Лит.: Wittner О., Moritz Hartmanns Leben und Werke, Bd 1 - 2, Prag, 1906 - 07.

C. E. Шлапоберская.

ГАРТМАН (Hartmann) Николай (20.2. 1882, Рига, -9.10.1950, Гёттинген), немецкий философ-идеалист, основоположник т. н. критической (или новой) онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. В 1920- 1945 проф. философии в ун-тах Марбурга, Кёльна, Берлина, в 1945-50 Гёттингена. Вначале был последователем марбургской школы неокантианства; не удовлетворённый её субъективизмом (методологизмом), Г. под влиянием Э. Гуссерля и М.Шелера разработал онтологич. концепцию, к-рая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластич. учения о бытии (Система онтологии, т. 1-4, 1933-50). Согласно Г., бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов: неорганич., органич., душевного и духовного. Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления. Г. считал коренные филос. проблемы неразрешимыми. В этике Г. вслед за Шеле-ром развивал теорию неизменных этич. ценностей. Осн. вопросом для Г. является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил (детерминаций): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) (Этика, 1925).

Соч.: Grundziige der Metaphysik der Erkenntnis, 4 Aufl., В., 1949; врус. пер.- Эстетика, М., 1958.

Лит.: Зотов А. Ф., Проблема бытия в Новой онтологии Н. Гартмана, в сб.: Современный объективный идеализм, М., 1963; Горнштеин Т. Н., Философия Н. Гартмана, Л., 1969 (имеется библ.); Heimsoeth Н., Heiss R. [Hrsg.], N. Hartmann. Der Denker und sein Werk, Gott., 1952; Feuerstein R., Die Modal-lehre N. Hartmanns, Koln. 1957; Ваrоne F., N. Hartmann nella filosofia del novecento, Torino, 1957.

ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (23.2. 1842, Берлин, -5.6.1906, Грослихтер-фельде), немецкий философ-идеалист. Источниками философии Г. были волюнтаризм А.Шопенгауэра и философия тождества Шеллинга. Соч. Г. Философия бессознательного (1869, 12 изд., 1923) противопоставляет естеств.-науч. материализму мистич. идеализм, а идее социального прогресса - пессимистич. взгляд на историю. Г. придерживается панпсихизма, допуская наличие ощущений у растений и даже у атомов. Основой всего сущего он полагал абсолютное бес-сознат. духовное начало. Вселенная, по Г., - это продукт иррационального процесса, в к-ром сознание - лишь орудие бессознат. мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей силы развития.

На основе признания иррациональности мира Г. разрабатывает этику с точки зрения пессимизма (" Феноменология нравственного сознания", 1879, 3 изд. 1922). Он призывает к избавлению от трёх иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса. В своём отрицании возможности счастья в результате исторического развития Г. приходит к проповеди нигилистической религии (" Философия религии", 1882), -эволюция влечёт Вселенную к уничтожению путём осознания её неразумия и нецелесообразности. В психологии Г. выступил против материалистич. позиции, согласно к-рой психич. процессы зависят от физиологических.

Соч.: Kategorienlehre, В., 1896; Die Weltanschauung der modernen Physik, Lpz., 1902; System der Philosophic im Grundriss, Bd 1-8, [Lpz.], 1907 - 09; врус. пер.- Сущность мирового процесса или философия бессознательного, в. 1 - 2, М., 1873 - 75; Истина и заблуждения в дарвинизме, СПБ. 1909; Современная психология, М., 1902; К понятию бессознательного, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 15, СПБ, 1914.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 61, 302 - 304; Дебольский Н. Г., Трансцендентальный реализм Гартмана, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 14, СПБ, 1914; Нubеr М., Eduard yon Hartmanns Metaphysik und Religionsphilo-sophie, Winterthur, 1954.

Б. Э. Быховский.

ГАРТМАН ФОН АУЭ (Hartmann vnn Aue) (ок. 1170- ок. 1210), немецкий поэт-миннезингер. Как рыцарь участвовал в крестовых походах 1197 и др. Автор рыцарских романов Эрек и Ивейн, принадлежащих к циклу романов о короле Артуре, и стихотворного романа Бедный Генрих. Идея аскетизма лежит и в основе стихотворной повести Столпник Григорий. Автор любовных песен и песен о крестовых походах.

Соч.: [Werke], hrsg. von F. Bech, Tl 1-3, Lpz., 1934.

Лит.: Sparnaay H., Hartmann von Aue. Studien zu einer Biographie, Bd 1 - 2, Halle/Saale, 1933 - 38.

Н. В. Веселовская,

ГАРТМАНА ГЕНЕРАТОР, газоструйный излучатель звуковых и ультразвуковых волн. Осн. часть Г. г.- сопло 1 (рис.), в котором газ находится под давлением р > 0, 2 Мн/м2 (1, 93 ) и из которого вытекает со сверхзвуковой скоростью; при этом в образовавшейся газовой струе возникают волны уплотнения и разрежения. Если в такой поток соосно с соплом поместить на нек-ром расстоянии резонатор 2, то происходит излучение звуковых и ультразвуковых волн. Частота излучаемого звука зависит от расстояния между соплом и резонатором, а также от размера резонатора. Наиболее благоприятны условия в отношении излучения в том случае, когда диаметр выходного отверстия сопла D, диаметр отверстия резонатора d и его длина l равны между собой (D = d =l).

Т. г. может излучать акустич. мощности, доходящие до неск. десятков вт. Если продувать через сопло сжатый воздух (из баллона или от компрессора), можно получить частоты от 5-6 кгц до 120 кгц. Применяя вместо воздуха водород, можно получить частоты до 500 кгц.

Назван по имени изобретателя - дат. учёного Ю.Гартмана (J. Hartmann, 1881 - 1951).

Лит.: Бергман Л., Ультразвук и его применение в науке и технике, пер. с нем., 2 изд., М., 1957. В. А. Красилъников.

ГАРТМАНА ДИАФРАГМА, приспособление для исследования качества объективов телескопов. Представляет собой круглую непрозрачную ширму с отверстиями, устанавливаемую перед объективом телескопа, направляемого на звезду. При исследованиях делаются фотоснимки на пластинках, устанавливаемых ближе и дальше фокальной плоскости объектива; на этих снимках лучи, проходящие через отверстия в Т.д., оставляют следы. Зная расстояние между фотопластинками при получении снимков и измеряя положения следов, можно восстановить ход лучей, найти плоскость наилучшей фокусировки, радиус наименьшего кружка рассеяния и определить зональные и местные ошибки объектива. Г. д. названа по имени нем. оптика А. Гартмана (A. Hartmann, 1904).

ГАРТНЫЙ Тишка (псевд.; наст, имя и фам. Дмитрий Фёдорович Ж и л у н о в и ч) [23.10(4.11). 1887-11.4.1937], белорусский советский писатель и обществ, деятель, акад. АН БССР (1928). Чл. КПСС с 1918. Род. в местечке Копыль, ныне Минской обл. С 1912- в Петербурге, сотрудничал в газ. " Правда ", редактировал белорус, газ. " Дзяннща" (Денница). Пред, первого Советского правительства Белоруссии (1919). Г.- поэт, прозаик, драматург, публицист и критик - принадлежал к революционно-демократич. направлению в белорус, дооктябрьской лит-ре; наряду с крест, тематикой в его лирике большое место занимает образ рабочего - сб. Песни (1913). В сб-ках Песни труда и борьбы (1922) и Торжество (1925) Г. славил завоевания Октября, труд сов. человека. Наиболее значит, произв.- роман Соки целины (1914-29) о формировании революц. сознания белорус, народа. В сб-ках рассказов Щепки на волнах (1924) и Аллеи (1927) показана героика Гражд. войны, созданы образы коммунистов. Автор пьес и романа о коллективизации Перегуды (1935).

Соч.: Збор творау, т. 1 - 4, Мшск, 1929 - 32; Сом цалшы, т. 1 - 2. [Вступ. ст. А. Адамовича], Мшск. 1957; Вер-шы, Мшск, 1967; в рус. пер.- Хозяин. [Послесл. С. X. Александровича], М.-Л., 1962.

Лит.: Клачко А., Цiшка Гартны, Мiнск, 1961; Александровiч С., Цiшка Гартны, в кн.: Гiсторыя беларускай савецкай лiтaратуры, т. 1, Мiнск, 1964.

С. X. Александрович.

ГАРУА (исп. garua), плотный моросящий туман на Тихоокеанском побережье Юж. Америки, в Экуадоре, Перу и Чили. Может длит, время удерживаться в зимнее полугодие. Связан с охлаждением морского воздуха над холодными водами Перуанского течения. Термин климат Г. употребляется для обозначения климата пустынь, расположенных на океа-нич. побережьях материков, омываемых холодными течениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.