Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 20 страница






БРЭИЛА, Браилa (Braila), город на Ю. -В. Румынии. Административный центр уезда Брэила. 144, 6 тыс. жит. [1968). Расположен амфитеатром на левом берегу Дуная, в том месте, где схоцятся два рукава реки. Б. -важный транспортный узел, один из крупнейших пор-гов страны, конечный пункт морского: удоходства. Осн. отрасли пром-сти - металлообработка и машиностроение судостроение, произ-во строит, и дорож-1ых машин), сталепрокатное произ-во, ниц. пром-сть (особенно виноделие, мусомолье, спирто-водочное произ-во). Имеются предприятия швейной, цементной, Юревообрабатывающей промышленности. элиз Б., в Кискани, крупный комбинат со переработке камыша, произ-ву целлюлозы, картона, искусственного волокна, корда и др.

БРЭНГВИН, Брэнгуин (Brangwyn) Ррэнк (13. 5. 1867, Брюгге, Бельгия, - 1. 6. 1956, Дичлинг, Суссекс), английкий график и живописец. Ученик г. Морриса. Творчеству Б. присущи строе чувство современности, динамика [ драматич. экспрессия, декоративный > азмах. В картинах, панно и особенно в фортах большого формата (" Пилыцики", 1904; " Тауэрский мост", 1913) он апечатлел нар. жизнь мн. стран, героини тяжесть труда, суровый, величеств. 5лик европ. городов и совр. индустрии, трастным антимилитаристским протестом проникнуты литографии и плакаты. на темы 1-й мировой войны. Лит.: Офорты Фрэнка Бренгвина, М., '67; Belleroche W. de, Brangwyn Iks, L., 1944.

БРЭНД (Brand) Мона (р. 1915, Сидней), (австралийская писательница, журналистка. Выступила в 30-х гг. как поэтесса, дин из основателей " Группы писателей-реалистов Мельбурна ". В прогрессивной печати публикует статьи и очерки лит-ре и иск-ве социалистич. стран, ервая пьеса Б. " Под нашим небом": ост. 1948) направлена против расизма, ьеса " Чужие в стране" (1954) бичует [гл. колонизаторов в Малайе. Пьеса 1учше бы им не рождаться" (пост. 1954) ювящена проблеме детской преступности. После двухлетнего пребывания в РВ Б. написала пьесу " Без особых ограничений, или Не такой уж тихий амери-нец" (пост. 1958), разоблачающую американских агрессоров. Опубл. сб. стихов новелл " Дочери Вьетнама" (1958). Соч.: Wheel and bobbin, Sydney, 1938) Silver Singing, Melb., 1940; Two plays about Malaya, L., 1954; Daughters of Vietnam, Hanoi, 1958; врус. пер. - Чужие в стране, М., 1955; Под нашим небом, М., 1956. Л. М. Касаткина.

БРЭСТЕД (Breasted) Джеймс Генри (27. 8. 1865, Рокфорд, - 2. 12. 1935, Нью-Йорк), американский египтолог. С 1919 первый директор Вост. ин-та Чикагского ун-та. Производил археол. изыскания в Египте и Нубии, издал в англ, переводе полный свод др. -егип. историч. документов (" Ancient records of Egypt", v. 1-5, Chi., 1906-07). Историч. воззрения Б. носили идеалистич. и модернистский характер. Др. -егип. государство он считал феодальным, классовую борьбу игнорировал. С о ч. в рус. пер.: История Египта с древнейших времен до персидского завоевания, т. 1 - 2, М., 1915.

БРЭТИАНУ, Братиану (Bratianu), румынские политич. деятели, происходившие ииз одной семьи. Наиболее известны: Ион Б. (2. 6. 1821, Питешти, - 16. 5. 1891, Флорика), сын валашского помещика. Был участником Революции 1848 в Валахии, затем эмигрировал во Францию. Вернувшись на родину, включился в движение за объединение дунайских княжеств Валахии и Молдовы. Участвовал в заговоре, приведшем к свержению кн. А. Кузы. Один из основателей Националлиберальной партии (оформилась в 1875). В 1876-88 (с перерывом в 1881) пред. Совета Министров Румынии. 4 апр. 1877 пр-во Б. заключило Русскорумынское соглашение 1877 и 9 мая 1877 провозгласило независимость рум. гос-ва от Турции. В 1883 пр-во Б. объявило о присоединении Румынии к Тройственному союзу 1882. Ион Б. (20. 8. 1864, Флорика, - 24. 11. 1927, Бухарест), сын предыдущего. Был мин. обществ. работ (1897-99), иностр. дел (1901-04), внутр. дел (1907-09). Вместе с ген. Авереску руководил подавлением крестьянского восстания 1907 в Румынии. С 1909 лидер Националлиберальной партии. В 1908-10, 1914-19 (с перерывом в 1918), 1922-26, 1927 пред. Совета Министров. 4 (17) авг. 1916 подписал соглашение о вступлении Румынии в войну на стороне Антанты. В 1918 один из организаторов захвата Сов. Бессарабии, а в 1919 - интервенции против Венг. сов. республики. В 1924 пр-во Б. объявило компартию Румынии вне закона, жестоко расправилось с участниками Татарбунарского восстания 1924. Константин (Дину) Б. (13. 1. 1866, Флорика, - 1950), брат предыдущего. С 1934 пред. Националлиберальной партии, находившейся у власти в 1933-37. Способствовал фашизации страны и вовлечению её в войну против СССР на стороне фаш. Германии. После нар. вооруж. восстания 23 авг. 1944 входил в состав правительств Санатеску и Радеску в качестве мин. без портфеля. В 1946 сошёл с политической арены.

БРЮГГЕ (флам. Brugge, букв. - мост; франц. Bruges), город в Бельгии. Адм. ц. провинции Зап. Фландрия. 51, 3 тыс. жит. (1969). Морской порт (аванпорты на Северном м. - Зебрюгге и Остенде), узел су дох. каналов: Б. - Зебрюгге, Б. - Остенде, Б. - Гент. Металлообр., судорем., текст., пищ. промышленность; старинное производство кружев. Центр туризма. Город упоминается с 7 в., приобрёл значение ср. -век. города с 10 в. С конца 11 в. - резиденция графов Фландрских. В 11-13 вв. Б., расположенный на скрещении важных торг, путей, стал одним из крупнейших в Европе центров цехового ремесла (сукноделие на англ, шерсти) и междунар. торговли, а позднее также междунар. кредитных операций. С сер. 13-14 вв. торговля Б. перешла в руки иностр. купечества. В Б. находилась самая крупная фактория нем. Ганзы. В острой политич. борьбе, происходившей в ср. -век. Фландрии, Б. принадлежала нередко решающая роль (" Брюггская заутреня*, 1302, участие цехов Б. в битве при Куртре, 1302, и др.). Борьба цехов и патрициата шла с переменным успехом (победа цехов в 1302, их поражение в 1328). С 15 в., с началом развития во Фландрии капиталистич. отношений, Б., сохранивший в основном феод, формы произ-ва, потерял прежнее экономич. и политич. значение. Архит. своеобразие Б. (" Сев. Венеции") обусловлено искусственно сохраняемым ср. -век. обликом города, старинными узкими домами, готич. зданиями, церквами и башнями в сочетании с большим количеством каналов (из которых поднимаются стены домов) и горбатыми мостами. На гл. площади Гротемаркт - Суконные ряды (1248-1364) с гор. башней (1283-1482), на пл. Бург - ратуша (1376-1421) и капелла Святой крови (ок. 1480). Среди церквей - собор Синт-Салватор (12-18 вв.), Онзеливе-Врауэкерк (1210-1549; с " Мадонной" Микеланджело и бронзовыми гробницами Марии Бургундской и Карла Смелого, 16 в.). В Суконных рядах, доме Грутхусе (1420-70), приюте Поттери (1276) - музеи нидерл. иск-ва, в зале капитула (1685), госпиталя Синт-Янс - музей X. Мемлинга, в Муниципальной художеств, гал. - ценное собрание нидерл. живописи. Лит.: Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937; Luуkx Th., Broeckx J. L., Brugge, Antw., 1943. М. А. Брынцева. У. Г. Брэгг. У. Л. Брэгг. В. Я. Брюсов. Ф. Брэнгвин. " Постройка корабля". Офорт. 1912.

БРЮГГЕ-КАНАЛ, Брюгге-3ебрюгге канал (Brugge-Seebrugge Canal), морской канал в Бельгии, от г. Брюгге к порту Зебрюгге на берегу Северного моря. Открывает городу Брюгге прямой путь к морю. Сооружён в 1895. Дл. 12 км. Главные грузы: строительные материалы, лес, уголь. Грузооборот 6, 7 млн. т-км. Соединён с каналом Брюгге - Гент.

" БРЮГГСКАЯ ЗАУТРЕНЯ" (1302), восстание, поднятое в ночь с 17 на 18 мая ремесленниками г. Брюгге во главе с ткачом П. Конинком против французов, подчинивших Фландрию (1300), и против гор. патрициата. Положило начало всеобщему восстанию фландрских городов, окончившемуся их врем, победой (битва при Куртре, 1302). Лит.: Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937, гл. 2.

БPЮКВA (Brassica napus rapifera), двулетнее растение рода капуста сем. крестоцветных. В год посева развивается розетка листьев и крупный мясистый корень (корнеплод); на 2-й год - цветоносный стебель. Плод - многосемянный стручок. Семена чёрные, мелкие, шаровидной формы. В зависимости от сорта форма корнеплодов округлая, овальная, округло-овальная, плоскоокруглая, округло-конусовидная или цилиндрическая; окраска кожицы жёлтая или жёлто-белая; мякоть жёлтая или белая. Распространена в Европе, Сев. Америке, Сев. Африке. Культивируют Б. кормовую и столовую. В СССР возделывают преим. в нечернозёмной полосе Европ. части. Продолжительность вегетации 120-130 сут. Выдерживает осенние и весенние заморозки до 6-8°С. Наиболее пригодны суглинистые почвы, богатые органич. веществами; может давать хорошие урожаи и на глинистых почвах, осушенных болотах или торфяниках. В севообороте размещают после озимых, бобовых и пропашных культур. Почву готовят так же, как под др. корнеплоды и картофель. Высевают одновременно с ранними зерновыми культурами квадратногнездовым (60 X 60 см) или широкорядным (междурядья 60 см) способами. Норма высева при квадратногнездовом посеве 1, 0- 1, 5 кг/га, при широкорядном 3-4 кг/га. Глубина заделки семян 1, 5-2, 5 см. Убирают Б. во 2-й пол. сентября - нач. октября свеклоуборочными машинами. Урожай корнеплодов 500-600 ц/га. Ботву силосуют или скармливают скоту в свежем виде, а корнеплоды укладывают на зимнее хранение в хранилища, траншеи или бурты. Химич. состав корнеплодов (%): воды 87, 8, протеина 1, 2, жира 0, 2, клетчатки 1, 3, безазотистых экстрактивных веществ 8, 8, золы 0, 7. В 100 кг корма 13, 0 кормовых единиц и 0, 9 кг переваримого протеина. В СССР районированы сорта Б.: кормовые - Вышегородская местная, Вышегородская улучшенная, Дотнувос балтеи, Шведская, Гофманская, Красносельская местная, Сибирская кормовая, Куузику и Псковская местная; столовые - Красносельская местная и Дзелтение аболу местная. Лит.: Харченко В. А., Вытчиков А. И., Кормовые корнеплоды, 11 изд., М., 1951; Справочник по кормопроизводству, М., 1961. П. И. Богданов.

БРЮКВЕННИЦА (Pieris napi), бабочка семейства белянок. Встречается в лесной зоне Сев. полушария. Гусеницы Б. питаются преимущественно дикими видами растений семейства крестоцветных. Вред, наносимый Б. культурным крестоцветным (капусте, брюкве и другим), незначителен.

БРЮККЕ (Brflcke) Эрнст (6. 6. 181S Берлин, - 7. 1. 1892, Вена), немецкий ф! зиолог, проф. Кёнигсбергского (с 184^ и Венского (с 1849) ун-тов. Образована получил в Берлинском и Гейдельбер ском университетах. Основные труды в анатомии и физиологии органов зренш пищеварения, физиологии кровообр; щения и нервномышечной физиологи! Особое значение имеют труды Б. г физиологии речи. Соч.: Vorlesungen uber Physiologi 2 Aufl., Bd 1 - 2, W., 1875; в рус. пер, - Yqei ник физиологии, т. 1- 2, СПБ, 1876.

БРЮКНЕР (Bruckner) Александр (29.: 1856, Тарнополь, - 24. 5. 1939, Берлин польский языковед и литературове, Учился в Львовском и Берлинском ун-та: Проф. Берлинского ун-та (1881-1924 Член Польской (1888), Петербургскс (1890), Пражской и Белградской АН. А тор исследований по истории польско] языка и литературы. Главный труд " Этимологический словарь польского языка" (1927), имеющий широкую известность. Соч.: Die slavischen Fremdworter im L tauischen, Weimar, 1877 (Litu - slaviscl Studien, Tl 1); Zasady etymologii slowiari kiej, Krakow, 1917; Slownik etymologiczi jezyka polskiego, 2 wyd., Warsz., 1957; G schichte der alteren polnischen Schriftsprach Lpz., 1922; Dzieje kultury polskiej, 3 wye t. 1-3, Warsz., 1957-58.

БРЮКНЕР (Bruckner) Эдуард; ci Э. Брикнер.

БРЮЛЛОВ Александр Павлович [29. 1 (10. 12). 1798, Петербург, - 9(21). 1. 187 там же], русский архитектор, рисовальщик, акварелист. Представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллов. Учился у отца - мастера декоративной резьбы, затем в петерб. АХ (1810-21) А. А. Михайлова 2-го. Изучал архитектуру в Италии (1822-26) и Франции (до 1830). Преподавал в АХ (1831-7 с 1831-академик и профессор). Построил в Петербурге Михайловой театр (1831-33) издание штаба гвар. корпуса (1837-43), Пулковскую обсерваторию близ Петербурга (1834-39 используя традиц. формы рус. классицизма. В ряде работ Б. отходит от класицизма в сторону готич. и др. стилизаций (церковь в Парголове, 1831; лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге, 1833-38). Создал ряд изысканных, но суховатых по исполнению акварелей - портреты Е. П. Бакунине А. П. Брюллов. Здание бывшего штаба гвардейского корпуса в Ленинграде. 1837 - 43. Брюгге. Вид на канал (Росенхудкай) и городскую башню (1283 - 1482). Брюква: 1 - верхняя часть цветущего растения и лист; 2 - стручок; 3 - кормовой корнеплод; 4 - столовый корнеплод. Брюквенница. (1830-32, Третьяков, гал.), А. А. Перовского (1834, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Лит.: О л ь Г. А., Архитектор Брюллов, Л. - М., 1955.

БРЮЛЛОВ Карл Павлович [12 (23). 12. 1799, Петербург, -11(23). 6. 1852, Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петерб. АХ (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петерб. АХ. В 1849 жил на о. Мадейра, с 1850 - вновь в Италии. Не удовлетворяясь академич. воспитанием в духе эстетич. принципов классицизма, Б. стремился к реалистич. обновлению рус. живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтич. мироощущением. Иск-во Б. отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственнопластич. красоты человека, страстных порывов и драматич. столкновений. Уже ранние картины Б. (" Итальянский полдень", 1827, Рус. музей, Ленинград; " Вирсавия", 1832, Третьяков, гал.) показывают попытки художника отойти от условности академич. иск-ва, добиться естественности и чувств, обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. Осн. произв. Б. - картина " Последний день Помпеи" (1830-33, Рус. музей) - изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Б. подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера ист. конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободит, движений. В картине ещё много традиц. черт академич. классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтич. театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии рус. ист. живописи благодаря стремлению Б. к психологич. правде и ист. достоверности (изучение археол. и документ, материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Позднейшие замыслы больших ист. композиций (в т. ч. попытка создать нар. эпопею в картине " Осада Пскова", 1839-43, Третьяков, гал.), как правило, не получали завершённого воплощения. Блестящее композиц. и декоративное мастерство Б. раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтич. приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок (" Всадница" - портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, - в Третьяков, гал.; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, ок. 1839, Рус. музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, - в Третьяков, гал.) принадлежат к крупным достижениям рус. реалистич. портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и обществ, значимость его интеллектуальной жизни. Б. был замечат. мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итал. зарисовки; пейзажи и наброски, выполн. во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд работ Б. не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой. Лит.: Раков а М. М., Брюллов-портретист, М., 1956; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников..., 2 изд., М., 1961; Ацаркина Э., К. П. Брюллов, М., 1963. В. М. Датунов. Илл. см. на вклейке к стр. 9.

БРЮЛЛОВСКАЯ ШКОЛА, группа художников - учеников и последователей К. П. Брюллова. С Б. ш. обычно связывают большинство учеников Брюллова, к-рые усвоили внешние и идиллич. черты его романтич. исканий, поверхностно восприняли его живописную манеру или прямо подражали ей, заимствовали характерные для Брюллова типы и сюжеты. Наиболее известны Я. Ф. Капков, выступавший с картинами т. н. академич. жанра (" Невеста", 1851), П. Н. Орлов, автор салонных портретов и идеализированных сцен итал. нар. жизни (" Октябрьский праздник в Риме", 1851), А. В. Тыранов (портрет И. К. Айвазовского, 1841; все перечнел. произв. - в Третьяков, гал.), А. М. Максимов, писавший гл. обр. иконы. К Б. ш. обычно относят и Т. Г. Шевченко, к-рый, испытав в начале творч. пути сильное влияние К. П. Брюллова, в дальнейшем, однако, пошёл самостоятельным путём. Лит. см. при ст. Брюллов К. П.

БРЮМЕР (франц. brumaire, от brume - туман), 2-й месяц года по франц. респ. календарю, принятому Конвентом и действовавшему с 5 окт. 1793 до 1 янв. 1806. Соответствовал времени с 22- 23 окт. до 20-21 ноября.

БРЮН (Brunhes) Жан (25. 10. 1869, Тулуза, - 25. 8. 1930, Булоньсюр-Сен), французский географ. Окончил ун-т в Париже (1892). Преподавал в ун-тах Фрибура и Лозанны (Швейцария); проф. Коллеж де Франс (после 1912). Один из первых теоретиков французской школы * географии человека*. Создатель серии географич. учебников (Collection de J. Bruhnes) и монографии о Франции. Соч.: La geographic humaine, 4 ed., t. 1-3, P., 1934; Geographic humaine de la France, t. 1-2, P.. 1920-26.

БРЮНЕТЬЕР (Brunetiere) Фердинанд (19. 7. 1849, Тулон, -9. 12. 1906, Париж), французский критик, историк и теоретик литературы. Приверженец монархии и католицизма. Вслед за И. Тэном пытался перенести на историю лит-ры методы естеств. наук, в частности теорию Ч. Дарвина (" Эволюция жанров в истории литературы", 1890, и др.). Позднее, в 90-е гг., Б. перешёл на откровенно идеалистич. позиции, объясняя лит. процесс влиянием одного произв. на другое и усматривая в художеств, устремлениях творч. личности гл. причину смены лит. направлений и эстетич. вкусов: " Руководство по истории французской литературы" (1898), " История французской литературы классического периода" (т. 1-2, 1904-12). Поклонник франц. классицизма 17 в., Б. рассматривал последующие лит. течения (натурализм и др.) как явления художеств, упадка. Соч.: Etudes critiques sur 1'histoire de la litterature franchise, v. 1-9, P., 1880 - 1925; Questions de critique, 2 ed., P., 1889; врус. пер. - Отличительный характер французской литературы, Одесса, 1893; Европейская литература XIX в., М., 1900. Лит.: Арсеньев К. К., Новая французская критика, " Вестник Европы", 1887, № 6; История французской литературы, т. 3, М., 1959; Сurtius E. R., F. Brunetiere..., Stras., 1914. В. Я. Бахмутский.

БРЮНИНГ (Bruning) Генрих (26. 11. 1885, Мюнстер, -30. 3. 1970), немецкий политич. деятель. В 1920-30 занимал ответств. посты в католич. объединении профсоюзов. В 1924 избран в рейхстаг, с 1929 лидер фракции партии Центра. Был тесно связан с Ватиканом. В марте 1930 - мае 1932 рейхсканцлер. Пр-во Б. широко использовало ст. 48 Веймарской конституции 1919 для проведения чрезвычайных антидемократич. законов, провело декреты о снижении заработной платы рабочим и служащим, о введении новых налогов на трудящихся, преследовало антифаш. рабочие орг-ции и особенно компартию. Политика пр-ва Б. облегчила установление в Германии открытой фаш. диктатуры. В 1934 Б. эмигрировал в США.

БРЮННСКАЯ ПРОГРАММА, программа по нац. вопросу, принятая в сент. 1899 на съезде Объединённой социал-демократич. партии Австрии в Брюнне (Брно). Явилась первой в истории социалистич. партий попыткой дать сведённые воедино программные требования в этой области. На съезде был отклонён представленный южнославянской орг-цией проект программы культурно-национальной автономии и утверждён с незначит. изменениями проект Центрального комитета с. -д. партии, выдвигавший на первый план нац. самоуправление по территориальному признаку. Б. п. предусматривала создание вместо существовавших историч. коронных земель Австро-Венгрии национальноотграниченных самоуправляющихся областей и одновременно объединение их в авт. экстерриториальные союзы. Таким образом, Б. п. представляла собой компромисс между требованием территориальной автономии и требованием культурнонац. автономии. В. И. Ленин считал уступку в Б. п. идее культурнонац. автономии ошибкой, отходом от интернационализма, открывающим путь для проникновения в партию реформистской и националистич. идеологии. При этом Ленин решительно протестовал и против попыток бундовцев, меньшевиков и др. изобразить Б. п. прямым провозглашением принципа культурнонац. автономии и ссылаться на неё в подкрепление своей оппортунистич. платформы по нац. вопросу. Наличие в Б. п. ошибочных, эклектич. моментов, отсутствие в ней чётко сформулированного марксистского положения о праве наций на самоопределение вплоть до отделения создавало почву для дальнейших отклонений от марксизма в нац. вопросе лидеров австр. социал-демократии, идеологов австромарксизма, выступавших в качестве теоретиков культурнонац. автономии. Это нанесло вред рабочему движению Австрии, способствуя распространению реформистсконационалистич. взглядов и усиливая тенденции раскола по нац. признаку как соцнал-демократич., так и профсоюзных организаций. Публ.: Verhandlungen des Gesamtpartei-tages der Sozialdemokratie Osterreichs, abge-halten zu Briinn vom 24. bis 29. September 1899, W., 1899; Дебаты по национальному вопросу на Брюннском партейтаге, пер. с нем., К. - П., 1906. Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 208 - 11, 314-22; т. 24, с. 130-50, 174-78, 223-29, 313-15; т. 25, с. 144-47; Пристер Е., Краткая история Австрии, пер. с нем., М., 1952, с. 462-79: В 6 h m J., Nationale Problematik 1918. " Weg und Ziel", 1966, № 9, S. 492. M. А. Полтавский.

БРЮНО (Bruneau) Луи Шарль Бонавантюр Альфред (3. 3. 1857, Париж, - 15. 6. 1934, там же), французский композитор, критик и муз. деятель. Чл. Института Франции (1925). Ученик Ж. Массне. Автор 14 опер (большинство на сюжеты, иногда и либретто Э. Золя). Впервые на оперной сцене показал совр. героя - крестьян, рабочих: " Осада мельницы" (1893), " Мессидор" (1897), " Ураган" (1901, все пост, в Париже). Б. - один из ярких представителей натурализма во франц. опере. Ему принадлежат также балеты, оркестровые сочинения, вокальные циклы и др. Выступал как критик. Среди работ Б. выделяются: " Музыка России и французские музыканты" (1903), " Воспоминания о Золя" (1932). Лит.: Французская музыка второй половины XIX в. Сб. переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; В о s с h о tA., LavieetlesoeuvresdeA. Bruneau, P., 1937.

БРЮНО (Brunot) Фердинанд (6. 11. 1860, Сен-Дье, - 30. 1. 1938, Париж), французский языковед. Организатор и автор многотомной " Истории французского языка", начавшей выходить в 1905 и постепенно превратившейся в коллективный труд, продолжающийся доныне. В основе книги Б. " Мысль и язык" (1922) лежит формальный анализ грамматики, что находится в нек-ром противоречии с позициями самого Б. как историка языка, уделявшего большое внимание связям нац. лит. языка с политич., социальным и культурным развитием страны. Соч.: Histoire de la langue francaise des origines a 1900, [1-3 ed. ], t. 1-10, 12-13, P., 1917-53; La pensee et la langue, 3 ed., P., 1953; Precis de grammaire historique de la langue francaise, 4 ed., P., 1956.

БРЮНОВИК (Brunschvicg) Леон (10. 11. 1869, Париж, - 18. 2. 1944, там же), французский философ, представитель т. н. критич. рационализма. С 1909 проф. Сорбонны. Б. утверждал необходимость внедрения в философию науч. метода (" Модальность суждения", 1897). Однако науч. метод (наука) в представлении Б., испытавшего влияние трансцендентального идеализма И. Канта, выступает как независимая от объективного мира активность разума, к-рая сама устанавливает принципы собств. движения (" Введение в жизнь духа", 1900). Причём Б. наивнооптимистически убеждён, что развитие науч. знания обеспечивает моральный прогресс: разум, согласно Б., постепенно переходящий от непосредств. восприятия внешних черт реальности ко всё более глубокому познанию её сущности, выступает и как этич. фактор, ведя к " очищению совести", осознанию " моральной автономии" и др. духовных ценностей. Соч.: Les progres de la conscience dans la philosophic occidentale, P., 1927; Les etapes de la philosophic mathematique, 3 ed., P., 1929; La raison et la religion, P., 1939. Лит.: D e s с h о u x M., La philosophic de L. Brunschvicg, P., 1949.

БРЮС (Bruce) Роберт (11. 7. 1274-7. 6. 1329), шотландский король с 1306. Б. возглавил борьбу шотл. народа за независимость от Англии. В 1314 войска Б. разгромили англ, армию в битве при Башюкберне. После нового безуспешного вторжения англ, войск в Шотландию (1322) Б. заключил перемирие с Англией. По мирному договору 1328 Б. добился от Англии признания независимости Шотландии.

БРЮС (Bruce) Уильям (1. 8. 1867, Лондон, - 28. 10. 1921, Эдинбург), шотландский мореплаватель и врач. В 1892-93 по поручению Королевского геогр. об-ва плавал на китобойных судах в Антарктике, вёл науч. наблюдения в сев. -зап. части моря Уэдделла. В 1902-04 на судне " Скотия" открыл ледяной берег Антарктиды, к-рый назвал Землёй Котса. В 1913 выступил с проектом трансконтинентального похода от моря Уэдделла к морю Росса, к-рый в 1914-17 пытался осуществить Э. Шеклтон и в 1957-58 выполнил В. Фукс. Лит.. -BrownR. N., Anaturalistatthepoles: life, workandvoyagesofW. S. Bruce, L., 1923

БРЮС Яков Вилимович [1670-19(30). 4. 1735, дер. Глинки, ныне Щёлковский р-н Московской области], государственный деятель и учёный, сподвижник Петра I. Происходил из знатного шотландского рода. Предки Б. с 1647 жили в России. Участвовал в Крымских походах (1687, 1689) и Азовских походах Петра I, составил (1696) карту земель от Москвы до М. Азии (напечатана в Амстердаме). Входил в состав Великого посольства 1697-98. В Сев. войне 1700-21 помогал Петру I в организации армии (гл. обр. в области артиллерии). В Полтавском сражении командовал артиллерией. Сопровождал Петра I в Прутском походе 1711. В 1717 сенатор и президент Берг- и Мануфактур-коллегий. Вместе с А. И. Остермаиом подписал Ништадтский трактат 1721, за что получил титул графа. В 1726 вышел в отставку в чине ген. -фельдмаршала, поселившись в имении Глинки под Москвой. Б. был одним из наиболее образованных людей своего времени; занимался математикой, астрономией, физикой. В 1702 оборудовал обсерваторию при навигацкой школе в Москве. Перевёл книгу X. Гюйгенса " Космотеорос" (изд. в 1717 и 1724) и написал предисловие к ней. Книга X. Гюйгенса и карта В. Киприянова, напечатанная под ред. Б. в 1707, знакомили с основами учения Коперника. Б. редактировал глобусы земные и небесной сферы, географич. карты. С 1706 в ведении Б. находилась Моск. гражд. типография. Ему приписывали составление т. н. Брюсова календаря, выпущенного в Москве (1709- 1715). Б. владел ценной коллекцией предметов старины и библиотекой, завещанной им Академии наук. Лит.: Пекарский П., Наука и литература в России при Петре Великом, т. 1 - 2, СПБ, 1862; Очерки истории СССР. Первая четверть XVIII в., М., 1954; Забелин И. Е., Библиотека и кабинет графа Я. В. Брюса, в кн.: Летописи русской литературы и древности, т. 1, М., 1859; Никифоров Л. А., Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадтский мир, М., 1959. Е. И, Рубинштейн.

БРЮСОВ Александр Яковлевич [17(29). 9. 1885, Москва, - 1. 12. 1966, там же], советский археолог, доктор ист. наук (1943). Чл. КПСС с 1953. Брат поэта В. Я. Брюсова. Специалист по истории племён Европ. части СССР в эпохи неолита и бронзы. Осн. работы: " История древней Карелии" (1940), " Очерки по истории племён Европейской части СССР в неолитическую эпоху" (1952), " Восточная Европа в III тысячелетии до н. э. " (" Советская археология", 1965, № 2). Награждён орденом Ленина. Лит.: Раушенбах В. М., К 80-летию А. Я. Брюсова, " Советская археология", 1965, Jsfc 3 (список работ Б.).

БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1(13). 12. 1873, Москва, - 9. 10. 1924, там же], русский советский писатель. Род. в зажиточной купеческой семье. Свой литературный дебют-три сбка " Русские символисты" (1894-95) Б. рассматривал как " сознательный подбор" образцов зап. поэзии (стихи в духе П. Верлена, С. Малларме и др.). В последних книгах " Chefs d'Oeu-vre" (" Шедевры", 1895) и " Me eum esse" (" Это - я", 1897) уже намечаются мотивы зрелой поэзии Б. - урбанизм, интерес к науке и истории. Кн. " Tertia Vigilia" (" Третья стража", 1900) знаменует начало творч. зрелости Б. В ней, как и в последней кн. " Urbi et Orbi" (" Городу и миру", 1903), отчётливо видны характерные черты поэзии Б. - скульптурная выпуклость и завершённость образов, чёткость композиции, волевая интонация, ораторский пафос. Поэт предвидит неизбежность революции, угадывает её движущую силу - пролетариат (поэма " Замкнутые", 1900-01, стихотворения " Ночь", 1902, " Каменщик", 1901). С нач. 20 в. Б. становится лидером символизма, ведёт большую организаторскую работу, руководит изд-вом " Скорпион", редактирует журн. " Весы*. Но философскообществ. позиции Б., его рационалистич. поэтика противоречили неоплатонической теории и художеств, практике рус. символизма. Книга стихов " Stecpcrvog" (" Венок", 1906) - вершина дооктябрьской поэзии Б. Высокий взлёт романтич. лирики, великолепные историкомифологич. циклы сочетаются в ней с образцами революц. поэзии (цикл " Современность"). Б. клеймит либералов, ликующих по поводу Манифеста 17 окт. (" Довольным", 18 окт. 1905), славит революцию (" Знакомая песнь", авг. 1905, " Кинжал", 1904), верит в торжество идеалов свободы, равенства и братства (" К счастливым", 1904-05). Но задачей революции он считал лишь беспощадное уничтожение старого (" Грядущие гунны", 1905, " Лик Медузы", окт. 1905) и с этих максималистских позиций критикует большевиков (в стих. " Близким", 30 июля 1905). В. И. Ленин, процитировав строку из этого стихотворения: " Ломать я буду с вами, строить - нет1", назвал Б. " поэтом-анархистом" (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 288, прим.). Б. полемизировал также со статьёй В. И. Ленина " Партийная организация и партийная литература" (1905), утверждая, что субъективно честный художник может быть независимым от бурж. общества. В годы реакции Б. продолжает верить в конечное торжество революции, прославляет творч. разум и отвагу человека. Но в книгах стихов " Все напевы" (1909), " Зеркало теней" (1912), а также " Семь цветов радуги" (1916) наряду с жизнеутверждающими мотивами всё чаще звучат ноты усталости, встречаются перепевы прежнего, самоцельные формальные поиски. В этот же период опубл. историч. романы " Огненный ангел" (1908) и " Алтарь победы" (1913), сб-ки рассказов н драматич. сцен " Земная ось" (1907), " Ночи и дни" (1913), сб. статей " Далёкие и близкие" (1912). Во время 1-й мировой войны Б. сотрудничает с М. Горьким. Изучает историю и лит-ру Армении, переводит стихи арм. поэтов (впоследствии Б. было присвоено звание нар. поэта Армении). Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно. В 1920 он вступил в ряды Коммунистич. партии. Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вёл ряд курсов в Моск. ун-те и в организованном им в 1921 Высшем лит. -художеств, ин-те (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова). Опубл. книги стихов " Последние мечты" (1920), чВ такие дни" (1921), ч Миг" (1922), " Дали" (1922), чМеа! " (" Спеши! ", 1924). Вошедшие в них стихи о революции, стихи на смерть В. И. Ленина позволяют видеть в Б. одного из первых советских поэтов. В двух последних книгах есть интересные образцы науч. поэзии. Но в целом послеоктябрьская поэзия Б. представляет собой упорные и далеко не во всём удачные поиски новых форм для выражения нового содержания. Поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и литературовед, Б. сыграл важную роль в развитии рус. поэзии. Вместе с А. Блоком он подготовил почву для поэтич. деятельности многих сов. поэтов. Портрет стр. 69 С о ч.: Поли. собр. соч. и переводов, т. 1-4f 12, 13, 15, 21, СПБ, 1913-14; Избр. произв., т. 1-3, М., 1926; Дневники 1891-1910, М., 1927; Избр. стихи. [Вступ. ст. и примеч. " И. Поступальского], М., 1933; Неизданная проза. Юпитер поверженный и фрагменты других исторических рассказов, М. - Л., 1934; Избр. соч. [Вступ. ст. А. Мясникова], т. 1-2, М., 1955. Лит-: Горький М-, Письма В. Я- Брюсову, Собр. соч., т. 28, 29, М., 1954-55; Луначарский А. В., Брюсов и революция, в его кн.: Русская литература, М., 1947; Максимов Д. Е., Поэзия Валерия Брюсова, Л., 1940; Валерию Брюсову. Сб., посвященный 50-летию со дня рождения поэта, М., 1924; Михайловский Б. В., В. Я. Брюсов, в кн.: История русской советской литературы, т. 1, 2 изд., М., 1967; Максимов Д., Брюсов. " Поэзия и позиция", Л., 1969; История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиография, указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1963. А. Г. Громова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.