Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 8 страница. Большой пит,река в Красноярском крае рсфср, прав, приток Енисея






БОЛЬШОЙ ПИТ, река в Красноярском крае РСФСР, прав, приток Енисея. Дл. 415 км, пл. басс. ок. 21 700 км2. Берёт начало и протекает в пределах Енисейского кряжа. Питание преим. снеговое со значит, долей дождевого. Замерзает в середине ноября, вскрывается в середине мая. Сплавная. Судоходна до пристани Брянка.

БОЛЬШОЙ САЯН, Пограничный, название вост. части водораздельного хр. Восточный Саян.

БОЛЬШбЙ СЕН-БЕРНАР (франц. Grand-Saint-Bernard, итал. Gran San Bernardo), перевал в зап. части Пеннинских Альп, на границе Швейцарии и Италии. выс. 2469 м. Через перевал проходит шоссе из долины р. Дора-Бальтеа (г. Аоста в Италии) в долину р. Рона (г. Мартиньи-Виль в Швейцарии).

БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ АТЛАС МИРА, см. Атлас географический.

БОЛЬШОЙ ТАП, река на Ю.-З. Ханты-Мансийского нац. окр. Тюменской обл. РСФСР, лев. приток р. Конда (басс. Иртыша). Дл. 504 км, пл. басс. 6700 км2. Берёт начало из оз. Тап-То, течёт среди болот и озёр на Ю. Питание снеговое и дождевое.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР СССР, Государственный академический Большой театр Союза С С Р (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой муз.-театральной культуры. Создание Б. т. тесно связано с расцветом рус. нац. культуры в конце 18 в., с появлением проф. актёров, с зарождением рус. оперной музыки. Б. т. сыграл выдающуюся роль в становлении рус. музыкально-театрального иск-ва, в формировании нац. музыкально-сценической исполнительской школы.

В 1776 моск. губернский прокурор князь П. В. Урусов и антрепренёр М. Г. Медокс сформировали постоянную труппу Моск. российского театра, в которую вошли театральные труппы Н. С. Титова и Моск. ун-та, а также крепостные актёры П. В. Урусова и др. С 1776 спектакли ставились в доме графа Р. И. Воронцова на Знаменке (здесь в 1779 была поставлена комич. опера М. М. Соколовского " Мельник - колдун, обманщик и сват"). В 1780 театр перешёл в здание, построенное на углу Петровки (на месте совр. Б. т.), и стал именоваться Петровским. Это был первый в Москве постоянный театр. Участие певцов в драматич. спектаклях способствовало развитию реалистич. иск-ва рус. оперной сцены. Среди первых актёров: И. И. и Н. Ф. Калиграф, Г. В. Базилевич, М. С. Синявская, И. М. Соколовская, А. Г. Ожогйн, П. В. Злое, позже Е. С. Сандунова и др. В репертуаре театра были оперы первых рус. композиторов: В. А. Пашкевича, М. М. Соколовского, Е. И. Фомина и др., а также популярные произведения крупнейших иностр. композиторов: В. Моцарта, Дж. Перголези, Д. Чимарозы, А. Гретри и др. В балетную труппу театра вошли воспитанники Московского воспитат. дома и крепостные актёры. В 1806 театр стал государственным (перешёл в ведение Дирекции московских императорских театров).

В 1805 здание театра сгорело, и до 1825 спектакли шли на различных театр, площадках. Построенный (на старом месте) в 1824 новый театр (арх. О. И. Бове, с использованием проекта А. А. Михайлова) получил название Б. Петровский. Монументальное здание с мощным 8-колонным портиком и медной квадригой Аполлона над фронтоном (скульптор П. К. Клодт) - выдающийся по красоте и внутр. устройству памятник рус. ампира. Театр был открыт 6(18) января 1825 прологом " Торжество муз" Верстовского и Алябьева. В эти годы в репертуаре театра всё большее место занимают произв. рус. авторов: сначала оперы-водевили (" Деревенский философ" Алябьева, " Хлопотун", " Забавы калифа" Верстовского и др.) и балеты-дивертисменты (" Семик, или Гулянье в Марьиной роще", " Праздник жатвы" на музыку С. Давыдова и др.), позднее оперы Верстовского: " Пан Твардовский" (1828), " Вадим" (1832), " Тоска по родине" (1839) и др., лучшей из к-рых была " Аскольдова могила" (1835). Ведущее место на моск. сцене занимали певцы: П. П. Булахов, А. О. Бантышев, Н. В. Лавров, Н. В. Репина и др.

Среди балетов были популярны спектакли-дивертисменты с нац. сюжетами. Успехи балета связаны с приходом в 1812 в театр танцовщика и балетм. А. П. Глуш-ковского. В балетной труппе выделялись: Т. И. Иванова, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова и др. С расцветом рус. романтич. оперы утверждается и романтич. балет; был поставлен балет " Жизель" Адана (1843). Среди артистов балета: Е. А. Санковская, Е. И. Андреянова, К. Ф. Богданов и др.

Историч. этапом в развитии театра и формировании реалистич. принципов вокального сценич. иск-ва явились пост, опер М. И. Глинки " Иван Сусанин" (1842) и " Руслан и Людмила" (1846) и оперы А. С. Даргомыжского " Русалка" (1859).

В 1853 театр сгорел. Открывшееся в 1856 здание было значительно перестроено (проект арх. А. К. Кавоса), исправлены акустич. и оптич. недостатки. Зал разделён на 5 ярусов вместимостью св. 2000 чел.

В 60-70-е гг. 19 в. Дирекция имп. театров в угоду аристократич. зрителю сдала Б. т. в аренду итал. оперной труппе, к-рая стала играть поочерёдно с труппой Б. т. Привилегированное положение итальянцев мешало рус. опере завоевать внимание публики. Прогрессивные деятели рус. муз. культуры В. Ф. Одоевский, П. И. Чайковский и др. возглавили борьбу с итальяноманией, призывая к нац. самобытности иск-ва. В Б. т. ставятся новые оперы рус. авторов: " Юдифь" (1865) и " Рогнеда" (1868) Серова, первая опера Чайковского - " Воевода" (1869), " Демон" Рубинштейна (1879) и др.

Значительных успехов достигает балет Б. т. Известность получили артисты балета: П. П. Лебедева, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, позже Л. А. Рославлева, А. А. Джури, И. Н. Хлюстин, Н. П. До-машев и др. В театре работали балетмейстеры Ж. Перро, М. И. Петипа и др. Были поставлены: " Конёк-горбунок" Пуни (1864), " Дон Кихот" Минкуса (1869) и др.

В конце 70-х гг. начинается новый этап в истории Б. т. Постановки произведений П. И. Чайковского - " Лебединое озеро" (1877), " Евгений Онегин" (1881), " Мазепа" (1884), " Черевички" (1887), " Пиковая дама" (1891), " Иоланта" (1893), " Спящая красавица" (1899) - ознаменовали расцвет рус. оперы и балета. Впервые были исполнены оперы: М. П. Мусоргского " Борис Годунов" (1888), Н. А. Римского-Корсакова " Снегурочка" (1893) и " Ночь перед Рождеством" (1898). В 1898 состоялась премьера оперы А. П. Бородина " Князь Игорь". Высокая художественность и новаторство этих произв., сложность и глубина их замысла способствовали развитию исполнительского иск-ва. Во 2-й пол. 19 в. в Б. т. пели выдающиеся певцы: Е. А. Семёнова, А. Д. Александрова-Кочетова, М. А. Дейша-Сионицкая, Е. А. Лавровская, Б. Б. Корсов, П. А. Хохлов, Л. Д. Донской и др.

Одновременно с расширением рус. репертуара Б. т. осуществлял постановки лучших произв. зап.-европ. композиторов. Кроме ранее шедших опер В. Моцарта, Дж. Россини, К. Вебера и др., были поставлены: " Риголетто", " Аида", " Травиата" Верди; " Фауст", " Ромео и Джульетта" Гуно; " Кармен" Визе; " Лоэнгрин" Вагнера и др.

Мировое признание рус. вокальной школы относится к нач. 20 в., когда в спектаклях Б. т. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Вместе с ними на сцене Б. т. пели М. Г. Гукова, И. В. Грызунов, Г. А. Бакланов, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, И. А. Алчевский, А. П. Боначич и др.

Традиции рус. нац. балета были продолжены выдающимися танцовщиками: Е. В. Гельцер, С. В. Фёдоровой, В. Д. Тихомировым, М. М. Мордкиным, В. А. Каралли и др. В эти годы в Б. т. работал балетмейстер А. А. Горский, вписавший одну из самых значит, страниц в историю рус. балета.

В создании оперных и балетных спектаклей участвовали дирижёры: И. К. Альтани, В. И. Сук, А. Ф. Аренде, Э. А. Купер, С. В. Рахманинов, способствовавшие высокой муз. культуре спектаклей; хормейстер У. И. Авранек, художники А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.

Преодолевая рутину постановочной практики имп. сцены, передовые деятели театра в нач. 20 в. создали спектакли: " Псковитянка" (1901), " Моцарт и Сальери" (1901), " Пан воевода" (1905), " Садко" (1906), " Кащей Бессмертный" (1917) Римского-Корсакова, " Франческа да Римини" и " Скупой рыцарь" Рахманинова (1906), " Хованщина" Мусоргского (1912, в пост. Ф. И. Шаляпина), " Раймонда" Глазунова (1900) и др.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в развитии искусства Б. т. В трудные годы Гражд. войны была полностью сохранена труппа Б. т. В условиях жестокого топливного кризиса В. И. Ленин отверг предложение временно закрыть Б. т. Артистическому коллективу были созданы условия для творческой работы. В 1919 театру присвоено звание академического. В 1924 открылся филиал Б. т. (в помещении 6. Частной оперы Зимина). В первые же годы Сов. власти встал вопрос о создании нового, сов. репертуара. С сер. 20-х гг. на сцене театра появляются оперы сов. композиторов: " Декабристы" Золотарёва (1925), " Степан Разин" Триодина (1925), " Загмук" Крейна (1930), " Прорыв" Потоцкого (1930). Тогда же были поставлены: " Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1927), " Алмаст" Спендиарова (1930) и др. Одной из важнейших задач Б. т. в эти годы явилось новое прочтение оперной классики и прежде всего русской. В 1927 театр осуществил пост, оперы М. П. Мусоргского " Борис Годунов" со сценой " У Василия Блаженного", в 1925 - оперу " Сорочин-ская ярмарка". Новое муз.-сценич. решение получили оперы " Царская невеста" (1918), " Сказка о царе Салтане" (1920) Римского-Корсакова, " Евгений Онегин" (1933), " Мазепа" (1934) Чайковского и др. Театр ставил и произв. западной классики. В 1921 исполнена драматич. легенда (оратория) Г. Берлиоза " Осуждение Фауста". Возобновляются пост, опер Р. Вагнера: " Золото Рейна" (1918), " Лоэнгрин" (1923), " Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929) и др.

Первые успехи сов. балета связаны с исканиями в области героико-революц. тематики. В 1918 в Б. т. поставлен балет на музыку А. К. Глазунова " Стенька Разин-". Большим событием в творческой истории Б. т. была пост, в 1927 первого сов. балета " Красный мак" Глиэра, воплотившего на сцене революц. романтику. Одновременно театр работал над классикой. В 1919 впервые в Б. т. поставлен балет " Щелкунчик" Чайковского, заново были поставлены" Лебединое озеро", " Спящая красавица", " Раймонда", " Жизель", " Дон Кихот". В 1921 театр поставил " Петрушку" Стравинского. Значит, вехой в работе над сов. репертуаром в 30-е гг. явилась пост, опер " Тихий Дон" (1936) и " Поднятая целина" (1937) Дзержинского. В 1938 была поставлена опера " Броненосец „Потёмкин" " Чишко. Возобновлённые на советской сцене оперы М. И. Глинки " Иван Сусанин" (1939) и " Руслан и Людмила" (1937) раскрыли народно-героическую сущность этих произв., особое значение приобрели массово-хоровые сцены.

Идя по пути создания революц. балета, Б. т. в 1933 поставил " Пламя Парижа" Асафьева. Другой его балет -" Бахчисарайский фонтан" (пост, в 1936) стал одним из первых образцов сов. психологич. хореографич. драмы.

В труппе Б. т. в эти годы выступали выдающиеся мастера: певцы - нар. арт. Республики В. Р. Петров, Л. В. Собинов; нар. арт. СССР А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, К. Г. Держинская, Е. А. Степанова, Е. К. Катульская, В. В. Барсова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Н. С. Ханаев, А. С. Пирогов, М. Д. Михайлов, М. О. Рейзен; нар. арт. РСФСР Е. Д. Кругликова, Н. Д. Шпиллер, М. П. Максакова. В. А. Давыдова, А. И. Батурин, П. М. Норцов, Л. Ф. Савранский, Н. Н. Озеров; засл. арт. РСФСР В. Р. С ливийский и др.; артисты балета-нар. арт. Республики Е. В. Гельцер, В. Д. Тихомиров; нар. арт. СССР А. Н. Ермолаев; нар. арт. РСФСР М. Т. Семёнова, М. М. Габович, А. М. Мессерер; засл. деят. иск-в В. В. Кригер и др. Дирижёры - нар. арт. Республики В. И. Сук, М.М. Ипполитов-Иванов; нар. арт. СССР Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Ю. Ф. Файер, Л. П. Штейнберг; нар. арт. РСФСР В. В. Небольсин. Постановки оперных и балетных спектаклей Б. т. осуществляли: режиссёры -засл. арт. Республики В. А. Лосский; нар. арт. СССР Н. В. Смолич; балетмейстер нар. арт. СССР Р. В. Захаров; хормейстер нар. арт. РСФСР У. И. Авранек; художник нар. худ. СССР Ф. Ф. Федоровский.

В 1937 Б. т. был награждён орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 коллектив Б. т. продолжал свою деятельность. Часть труппы была эвакуирована в Куйбышев (там состоялась премьера оперы Дж. Россини " Вильгельм Телль", 1942). Оставшаяся труппа выступала на сцене филиала, где в 1943 была поставлена опера Д. Б. Кабалевского " В огне".

Глубиной идейного раскрытия, цельностью муз.-сценич. ансамбля отличались спектакли " Иван Сусанин" Глинки (1945), " Вражья сила" Серова (1947), " Борис Годунов" (1948) и " Хованщина" (1950) Мусоргского, " Садко" Римского-Корсакова (1949), поставленные в послевоенные годы.

В оперной труппе 40-50-х гг.- нар. арт. СССР А. П. Иванов, Г. М. Нэ-лепп, П. Г. Лисициан, А. Ф. Кривченя; нар. арт. РСФСР И. И. Масленникова, Е. В. Шумская, Г. Ф. Большаков; в балетной - нар. арт. СССР Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская; засл. арт. РСФСР С. Г. Корень, В. А. Преображенский и др. Над сценич. воплощением спектаклей работали: дирижёры - нар. арт. СССР А. Ш. Мелик-Пашаев; засл. арт. РСФСР М. Н. Жуков; режиссёр нар. арт. РСФСР Л. В. Баратов; балетмейстер нар. арт. СССР Л. М. Лавровский; художники -засл. деят. иск-в РСФСР П. В. Вильяме, В. В. Дмитриев и др.

Продолжая работу над развитием сов. оперы, Б. т. осуществил пост, опер " Декабристы" Шапорина (1953), " Никита Вершинин" Кабалевского (1955), " Мать" Хренникова (1957), " Укрощение строптивой" Шебалина (1957), " Джалиль" Жиганова (1959), " Война и мир" Прокофьева (1959), " Не только любовь" Щедрина (1961), " Октябрь" Мурадели (1964), " Неизвестный солдат" Молчанова (1967), " Оптимистическая трагедия" Холминова (1967), " Семён Котко" Прокофьева (1970) и др. Среди советских балетов: " Золушка" (1945) и " Ромео и Джульетта" (1946) Прокофьева, " Мирандолина" Василенко (1949), " Шурале" Яруллина (1955), " Лауренсия" Крейна (1956), " Гаянэ" Хачатуряна (1957), " Тропою грома" Караева (1959), " Каменный цветок" Прокофьева (1959), " Лейли и Меджнун" Баласаняна (1964), " Легенда о любви" Меликова (1965), " Асель" Власова (1967), " Спартак" Хачатуряна (1968) и др. На сцене Б. т. шли оперы зап.-европ. композиторов: " Проданная невеста" Сметаны (1948), " Фиделио" Бетховена (1954), " Паяцы" Леонкавалло (1957), " Её падчерица" Яначека (1958), " Банк бан" Эркеля (1959), " Фальстаф" Верди (впервые, 1962), " Сон в летнюю ночь" Бриттена (1965) и др.

В труппе Б. т. в 60-е гг.: певцы - нар. арт. СССР И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, З.И. Анджапаридзе, А.П.Огнивцев, И. И. Петров; нар. арт. РСФСР Л. И. Авдеева, Т. А. Милашкина, В. Н. Левко, Г. В. Олейниченко, В. М. Фирсова, А. Ф. Ведерников, Е. Г. Кибкало, А. А. Эйзен; засл. арт. РСФСР Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Ю. А. Мазурок и др.; солисты балета -нар. арт. СССР М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, Н. В. Тимофеева; нар. арт. РСФСР М. В. Кондратьева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, Н. Б. Фадеечев; засл. арт. РСФСР Н. И. Бессмертнова, М. Л. Лавровский, В. П. Тихонов и др.; дирижёры - нар. арт. СССР Е. Ф. Светланов, О. А. Димитриади; нар. арт. РСФСР Б. Э. Хайкин, Г. Н. Рождественский; Ю. И. Симонов (с 1969 - гл. дирижёр) и др.; режиссёры - нар. арт. СССР Б. А. Покровский, И. М. Туманов (с 1961 - гл. режиссёр Кремлёвского Дворца съездов, с 1964 -Б. т.); гл. балетмейстер-нар. арт. РСФСР Ю. Н. Григорович; хормейстеры - нар. арт. РСФСР А. В. Рыбнов (с 1958 - гл. хормейстер), А. Б. Хазанов и др. Оформляют спектакли Б. т. нар. художник СССР В. Ф. Рындин, нар. художник РСФСР и Груз. ССР С. Б. Вирсаладзе.

Ведущие мастера оперной и балетной трупп Б. т. выступали во мн. странах мира. Оперная труппа гастролировала в Италии (1964), Канаде, Польше (1967), ГДР (1969), Франции (1970), Японии (1970). Балет Б. т. завоевал всемирное признание. Балетная труппа гастролировала в Австралии (1959, 1970), Австрии (1959), Англии (1956, 1960, 1963, 1965, 1969), Бельгии (1958), Болгарии (1964), Венгрии (1961, 1965), ГДР (1954, 1955, 1956, 1958), Греции (1963), Дании (1960), Италии (1970), Канаде (1959), Китае (1959), Кубе (1966), Мексике (1961), Монголии (1959), ОАР (1958, 1961), Польше (1949, 1960), Румынии (1964), США (1959, 1962, 1963, 1966, 1968), Турции (1960), Финляндии (1957, 1958), Франции (1954, 1958), ФРГ (1964), Чехословакии (1959), Швейцарии (1964), Югославии (1965), Японии (1957, 1961, 1970).

С 1924 Б. т. имел две сцены - основную и филиал. Осн. сцена театра представляет собой пятиярусный зрительный зал (св. 2000 мест). Длина зала с учётом оркестровой раковины 29, 8 м, ширина 31 м, высота 19, 6 м. Глубина сцены 22, 8 м, ширина 39, 3 м, размер портала сцены 21, 5 X 17, 2 м2. В 1961 Б. т. получил новую сценич. площадку - Кремлёвский Дворец съездов (зрительный зал на 6000 мест; размер сцены в плане -40 X 23 л2 и в высоту до колосников 28, 8 м, портал сцены 32 х 14 м2, планшет сцены оборудован шестнадцатью подъёмно-опускными площадками).

Б. т.- одно из мест проведения важнейших съездов, конференций, совещаний и торжественных заседаний. В здании Б. т. происходили 5-9-й Всеросс. съезды Советов, 1-7-й съезды Советов Союза ССР, 16-й съезд Коммунистич. партии, заседания ВЦИК и Моссовета, 1-3-й конгрессы Коминтерна. В годы Гражд. войны и послевоен. разрухи неотапливаемый и плохо освещённый зал бывал переполнен людьми, одетыми в шинели и пальто. В Б. т. 36 раз выступал В. И. Ленин. Во время 5-го Всеросс. съезда Советов (4-10 июля 1918) левые эсеры подняли контрреволюц. вооруж. мятеж [см. Левоэсеровский мятеж (1918)]. Они намеревались во время работы съезда арестовать в Б. т. Сов. пр-во во главе с В. И. Лениным и голосами левоэсеровской части съезда " узаконить" антисов. переворот. Левоэсеровская фракция съезда была арестована в Б. т., мятеж подавлен. Продолживший работу съезд утвердил первую Сов. Конституцию (РСФСР). В Б. т. 8-й Всеросс. съезд Советов в дек. 1920 принял план ГОЭЛРО, 1-й Всесоюзный съезд Советов 30 дек. 1922 провозгласил образование Союза Советских Социалистических Республик, 2-й Всесоюзный съезд Советов (янв. - февр. 1924) утвердил первую Конституцию СССР. 16-й съезд ВКП(б), проходивший в Б. т. в июне - июле 1930, вошёл в историю как съезд развёрнутого наступления социализма по всему фронту. В Б. т. проводились торжеств. заседания, посвящённые годовщинам Окт. революции и другим знаменат. датам. В Б. т. выступали с докладами и речами выдающиеся деятели Коммунистич. партии и Сов. гос-ва.

Лит.: Дмитриев Н-, Оперная сцена Московского императорского театра, М., 1897; Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, М., 1947; Шавердян А., Большой театр СССР, М., 1954; Большой театр Союза ССР. Опера. Балет, М., 1958; Грошева Е., Большой театр СССР в прошлом и настоящем, М., 1962; Хрипунов Ю. Д., Архитектура Большого театра, М., 1955. В. И. Зарубин.

БОЛЬШОЙ УРАН, Большой Чуран, река в Оренбургской обл. РСФСР, прав, приток р. Самара. Дл. 155 км, пл. басс. 2200 км2. Берёт начало в наиболее возвышенной части Общего Сырта. Питание в основном снеговое. Ср. годовой расход 4, 7 м3/сек.

БОЛЬШОЙ ФЕРГАНСКИЙ КАНАЛ им. У. Юсупова, канал в Ферганской долине, на территории Узб. ССР (283 км) и Тадж. ССР (62 км), одно из крупнейших ирригац. сооружений СССР. Построен в 1939-40 методом народной стройки при участии 160 тыс. колхозников. Берёг начало из осн. истока Сырдарьи - р. Нарына, близ г. Учкурган, и, пересекая р. Карадарыо и неск. лев. притокоп Сырдарьи, проходит по Ю. долины, оканчиваясь у Сырдарьи в районе г. Ленинабада. На канале св. 1000 гидротехнич. сооружений, из них более 50 крупных. Канал используется для пополнения водами Нарына и Карадарьи и перераспределения стока рек юж. окраины Ферганской долины, а также для орошения с.-х. земель непосредственно его водами. Б. Ф. к. питает водой ок. 257 тыс. га орошаемых земель, из них 100 тыс. га полностью, остальные -совместно с пересекаемыми реками. В 1940-41 построены также Южный Ферганский и Северный Ферганский каналы. В результате значительно увеличено поступление воды в оросительные системы долины, расширилась площадь орошаемых земель и удвоено производство хлопка.

Лит.: МиркинС. Л., Водные мелиорации в СССР и пути их развития, М., 1960; Кузьмин М. И., Большой Ферганский канал, " Гидротехника и мелиорация", 1965, № 3; Аскоченский А. Н., Орошение и обводнение в СССР, М., 1967.

С. Л. Миркин.

БОЛЬШОЙ ФОНТАН, климато-бальнеологич. приморский курорт в юж. части Одессы. Леч. средства: климатотерапия, грязелечение (леч. грязь доставляется с Куяльницкого лимана), газовые ванны на морской и пресной воде, виноградоле-чение. Санатории, дома отдыха, пионерские лагеря.

БОЛЬШОЙ ХИНГАН, Дасинъаньлин, горная система на С.-В. Китая, гл. обр. в авт. области Внутр. Монголия, а также на В. МНР. Дл. ок. 1200 км, шир. до 400 км. Преобладающая выс. 800-1200 м, наибольшая выс. 2034 м (Хуанганшань). Вершины плоские; зап. склон короткий и пологий, восточный - длинный, более крутой, расчленён на много-числ. отроги. Сложен гл. обр. гранитами, липаритами, андезитами. В сев. части Б. X. развиты многолетняя мерзлота и связанная с ней заболоченность. Почти всю сев. половину Б. X. покрывает светлохвойная тайга (преим. из даурекой лиственницы), южнее тайга постепенно переходит в смешанные хвойно-широколиств. леса, сменяющиеся затем лесостепью и степью. По долинам рек далеко на С. распространяются остепнённые луга. По Б. X. условно проводится участок границы между муссонной Восточной и аридной Центр. Азией.

БОЛЬШОЙ ХОМУС-ЮРЯХ, река в Якут. АССР. Берёт начало на сев. склоне возв. Суор-Уята, течёт на С., впадает в Вост.-Сибирское м. западнее р. Алазея. Дл. 324 км, пл. басс. 3420 км2, из них 377 км2 занимают озёра (ок. 2600). Питание снеговое и дождевое. Замерзает в конце сентября, вскрывается в нач. июня. Приток справа - Окуля.

БОЛЬШОЙ ЧЕРЕМШАН, река в Тат. АССР, Ульяновской и Куйбышевской обл. РСФСР, лев. приток р. Волги, впадает в Куйбышевское водохранилище. Дл. 336 км, пл. басс. 11, 5 тыс. км2. Берёт начало с Бугульминско-Белебеевской возв. Питание преим. снеговое. Гл. притоки: Б. Сульча и М. Черемшан (прав.). В связи с постройкой Волжской ГЭС им. В. И. Ленина низовья реки до г. Мелекесс затоплены.

БОЛЬШОЙ ЮГАН, река в Тюменской обл. РСФСР, лев. приток Оби, впадает в Юганскую протоку. Дл. 1063 км, пл. басс. 34 700 км2. Берёт начало из болот Васюганья; протекает по Зап.-Сибирской равнине. Гл. приток - М. Юган (прав.). В бассейне ок. 8000 озёр общей пл. 545 км2. Питание преим. снеговое. Замерзает в октябре - ноябре, вскрывается в конце апреля - начале мая. Сплавная. Судоходна от пристани Купландеевы.

БОЛЬЯЙ, Бойаи (Bolyai), Янош [15.12.1802, Коложвар (Клуж), -27.1. 1860, Марошвашархей (Тыргу-Му-реш)], венгерский математик. Наряду с Н. И. Лобачевским является одним из творцов неевклидовой геометрии. Ещё будучи студентом Военно-инженерной академии (в Вене), Б. стал заниматься доказательством постулата о параллельных линиях. По окончании академии продолжал усиленно работать в том же направлении. Обработав свои исследования, издал их в 1832 в виде приложения (" Аппендикс") к 1-му т. сочинений своего отца, проф. математики Фаркаша Больяй (1775-1856). Изложение " Аппендикса" отличается крайней сжатостью и схематичностью, но по продуманности каждого слова и обозначения " Аппендикс" принадлежит к числу наиболее совершенных произведений математич. литературы. Открытия Б. при его жизни признания не получили, что тяжело отразилось на психике Б.

Соч. в рус. пер.: Appendix. Приложение, содержащее науку о пространстве, абсолютно истинную, не зависящую от истинности или ложности XI аксиомы Евклида (что a priori никогда решено быть не может), с прибавлением, к случаю ложности, геометрической квадратуры круга, М.- Л., 1950.

Я. Больяй.

П. О. К. Бомарше.

БОМA (Boma), город в Демократической Республике Конго, в провинции Центр. Конго. 33, 1 тыс. жит. (1960). Порт (доступен для мор. судов) в эстуарии р. Коцго; вывоз леса, продуктов масличной пальмы, бананов, какао, каучука. Аэропорт. Переработка с.-х. сырья. Пивовар. завод. Судоремонт. Рыболовство. С 1886 Б.- адм. ц. страны, к-рый в 1926 был перенесён в Леопольдвиль (ныне Киншаса).

БОМАНУАР (Beaumanoir) Филипп де Реми (1250-1296), средневековый французский юрист. Один из первых теоретиков права во Франции, составитель одного из крупнейших сборников обычаев ср.-век. Франции (кутюмы Бовуази). Соч.: Les coutumes du Beauvoisis, ed. par A. Salmon, [P.], 1899-1900.

БОМАРШЕ (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (24.1.1/32, Париж, -18.5.1799, там же), французский драматург. Род. в семье часовщика. Уже в первых, т. н. " мещанских драмах" -" Евгения" (1767), " Два друга" (1770), Б. правдиво рисует картины социального неравенства. " Мемуары" Б. (1773-1774) - четыре памфлета, в к-рых беспощадно разоблачены нравы современного ему судопроизводства. Пьесой " Севильский цирюльник" (пост. 1775) открывается самый блестящий период в творчестве Б. Он внёс живые черты современности в старые комедийные персонажи. В отличие от своего лит. прототипа, смышлёного и ловкого слуги, талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный плебей Фигаро - не только " нерв интриги", но и её идейный центр. Фигаро противостоит бездарному графу Альмавиве. В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, к-рый лёг в основу 2-й ч. трилогии о Фигаро - комедии " Женитьба Фигаро" (пост. 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастич. смех, и проявления чувствительности -всё проникнуто пафосом негодования, издёвки по адресу изживших себя аристократич. привилегий. Живость характеров, стремительность действия, фейерверк острот, блестящий диалог - отличит, черты Б.-комедиографа. Однако в дальнейшем он отходит от того типа комедии, к-рый принёс ему мировую славу. В 3-й ч. трилогии -" Виновная мать" (пост. 1792) остепенившийся, лишённый задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму.

Комедии Б. вышли на сцену мирового, в т. ч. русского, театра. На сюжеты этих пьес написаны оперы " Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта (1786) и " Севильский цирюльник" Дж. Россини (1816). А. С. Пушкин в оде " К вельможе" уподобил Б. его " чудесному герою" - Фигаро.

Соч.: CEuvres completes, P., 1876; Theatre complet, P., 1956; в рус. пер.- Трилогия, М., 1934; Избр. произведения, М., 1954.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 801-807; М о к у л ь с к и й С., Бомарше, М., 1957; Ф и н к е л ь rn те йн Е., Бомарше, Л.- М., 1957; В a i 1 ly A., Beaumarchais, P., 1945; Pomeau R., Beaumarchais. L'homme et 1'ceuvre, P., 1956; Cordier H., Bibliographic des oeuvres de Beaumarchais, P., 1883.

М: Л. Нолъман.

БОМБА (нем. Bombe, франц. bombe, итал. bomba, от лат. bombus, греч. bombos - шум, гул), 1) устаревшее наименование арт. снаряда. В гладкоствольной артиллерии Б., или гранатами, наз. снаряды, состоявшие из сферич. пустотелого чугунного корпуса, заряда чёрного пороха и деревянной трубки с запрессованным пороховым составом (рис.). Заряд Б. взрывался после выгорания состава трубки. С 19 в. в рус. артиллерии Б. стали наз. снаряды массой св. 1 пуда (16 кг). Это наименование сохранилось за фугасными снарядами нарезной артиллерии калибром 122 мм и выше. В нач. 30-х гг. 20 в. наименование Б. исключено из арт. терминологии. 2) Авиационные Б.- один из видов авиац. боеприпасов (см. Боеприпасы авиационные, Авиационная бомба, Атомная бомба). 3) Снаряд для поражения подзодных лодок, находящихся под водой (см. Глубинная бомба).

Бомба гладкоствольной артиллерии 1 - корпус; 2 -трубка; 3 - заряд.

БОМБАКСОВЫЕ, баобабовые (Bombacaceae), семейство двудольных растений, близкое к мальвовым. Почти все Б.- тропич. деревья с толстым, иногда бочонковидно вздутым посредине стволом. Цветки крупные, обычно правильные или слегка неправильные, обоеполые, б. ч. одиночные. Околоцветник часто подпирается подчашием. Чашелистиков и лепестков по 5, но последние иногда отсутствуют. Тычинок 5 или много, сросшихся в трубку или (реже) свободных. Ок. 28 родов и 190 видов; среди них баобаб, дуриан, хлопчатое дерево, дающее капок, балъзовое дерево и др. полезные растения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.