Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. Периодич. болг. печать возникла в 40-х гг






Периодич. болг. печать возникла в 40-х гг. 19 в. В связи с преследованиями со стороны тур. властей первые газеты и журналы издавались болг. патриотами и орг-циями за пределами Б. Внутри страны периодич. печать начала развиваться лишь с 1878. В 1969 в Б. издавалось 710 газет общим тиражом 750 млн. экз. (включая многотиражки) и 780 журналов (включая бюллетени) общим тиражом 40 млн. экз. Важнейшие газеты: " Работническо дело" (с 1927), орган ЦК БКП, тираж 650 тыс. экз. (здесь и далее - в 1970); " Земеделско знаме" (с 1902), орган БЗНС, тираж 160 тыс. экз.; " Отечествен фронт" (с 1942), орган ОФ, тираж 220 тыс. экз.; " Труд" (с 1946), орган Цен-тр. совета профсоюзов, тираж 100 тыс. экз.; " Народна младеж" (с 1944), орган ЦК Димитровского коммунистич. союза молодёжи (ДКСМ), тираж 230 тыс. экз.; " Народна армия" (с 1944), орган Мин-ва нар. обороны; " Поглед" (с 1930), орган Союза болг. журналистов, тираж 220 тыс. экз. Журналы: " Ново време" (с 1897), орган ЦК БКП, тираж 32 тыс. экз.; " Партиен живот" (с 1957), орган ЦК БКП, тираж 40 тыс. экз.; " Политическа просвета" (с 1966), орган ЦК БКП, тираж 34 тыс. экз.; " Младеж" (с 1945), орган ЦК ДКСМ, тираж 60 тыс. экз.; " Жената днес" (с 1945), орган К-та болг. женщин, тираж 327 тыс. экз. на болг. яз. и 70 тыс. экз. на русском.

Распространение информации внутри страны и за рубежом ведёт Болг. телеграфное агентство (Българска телеграфна агенция - БТА; осн. в 1898).

Радиовещание в Б. ведётся с нояб. 1929. В 1935 радиосвязь и радиовещание были объявлены монополией гос-ва.

Радиовещание осуществляется центр. радиостанцией в Софии и районными -в Варне, Пловдиве, Стара-Загоре. Внутр. вещание на болг. яз. ведётся по 3 национальным и 4 районным программам и специальной программе для столицы. С 1959 введена ежедневная программа на тур. яз. для тур. населения Б. Общий объём внутр. вещания Болг. радио - 50 часов в сутки. Иностр. вещание ведётся на болг. (радиостанция " Родина" - для болгар, находящихся за границей), греч., тур., серб.-хорв., араб., англ, (в т. ч. для США, Великобритании и стран Африки), франц. (в т. ч. для Африки), нем., итал., исп. (в т. ч. для Лат. Америки) и эсперанто языках. Общий объём вещания Болг. радио на заграницу - 24 часа в сутки. Регулярные передачи телевидения начались с нояб. 1959. С 1961 Болг. телевидение имеет еженедельно программы с общим объёмом ок. 35-40 часов (1969).

XIII. Литература

Литература Б.- древнейшая из слав, литератур. Возникла во 2-й пол. 9 в. Её начало связано с деятельностью учеников Кирилла и Мефодия, создателей слав, письменности. Древнеболг. лит-ра (9-12 вв.) была преим. церк.-дидактической, но для неё было характерно гражд. отношение к обществ, жизни и постановка филос. проблем (соч. Климента Охридского, Константина Преславского, Иоанна Экзарха, Козьмы Пресвитера, Черноризца Храбра). Её развитию способствовало богатое устное нар. творчество В апокрифич. произведениях в религ. форме отразились настроения нар. масс. Близки апокрифам богомильские антифеод. произведения (" Катарский требник", " Тайная книга" и др.).

В 14 в. лит-ру представляли Феодосий Тырновский, патриарх Евфимий Тырновский и ученик Евфимия - Григорий Цамблак, создавший " Похвальное слово Евфимию".

С кон. 14 в. лит. развитие в течение нескольких веков тормозилось в условиях османского ига. В 15-18 вв. популярны были сборники повестей, нравоучений - " дамаскины" (по имени греч. епископа Дамаскина Студита, проповеди к-рого переводились на болг. яз.). Но и в эту эпоху появлялись новые переводы, литература демократизировалась Деятельность писателей 15 в.- Константина Костенечского, Владислава Грамматика, Димитра Кантакузина носила общий южнослав. характер. В нач. 16 в, выходят первые болг. печатные книги.

Нац. возрождение Б., начавшееся вс 2-й половине 18 в., было новым периодом и в развитии литературы. Выдающиеся просветители Паисий Хилендарский (1722-98), Софроний Врачанский (1739-1813) выступали и как писатели. Нац. лит-pa сформировалась в 50-70-х гг. 19 в. - в период нац.-освободит, борьбы, закончившейся освобождением страны от тур. поработителей (1878). Литература развивалась как духовное орудие этой борьбы. Большую роль в её становлении сыграла рус. лит-pa. Многие болг. писатели учились в России, воспитывались на рус. классич. произведениях. В это время выступают поэты Д. Чинтулов (1822-86), П. Р. Славейков (1827-95), Г. С. Раковский (1821-67), X. Ботев (1849-76), творчество к-рого стало вершиной развития лит-ры эпохи Болг. возрождения; прозаик и драматург В. Друмев (1841-1901), прозаики Л. Каравелов (1835-79), И. Блысков (1839-1913), драматург Д. Войников (1833-78) и др. Возникают тенденции сентиментализма (напр., в поэзии Н. Герова), романтизма (в творчестве Чинтулова, Раковского и др.), к-рые, однако, не формируются в определённые течения. Осн. методом становится реализм, для к-рого характерен пафос героич. романтики (творчество Каравелова, П. Р. Славейкова, молодого И. Вазова, 1850-1921; лирика Ботева). Бурнс развивается периодич. печать (газеты " Свобода" и " Независимост" Каравелова, " Гайда" и " Македония" П. Р. Славейкова, " Дума на българските емигранти" и " Знаме" Ботева и др.). В лит.-критич. статьях Ботева и Каравелова находила обоснование эстетика болгарского реализма, близкая эстетике рус. революц. демократов.

С конца 70-х гг., после рус.-тур. войны 1877-78 и образования нац. болг. гос-ва, в литературе идёт процесс идейно-эстетич. размежевания. Высокого развития достигает критич. реализм. Осн. пафосом лит-ры 80-х гг. был патриотизм. Появляются крупные произведения, посвящённые нац.-освободит, борьбе 70-х гг.: роман выдающегося художника слова Вазова " Под игом" (1889-90), его же лирико-эпический цикл * Эпопея забытых" (1881-84), поэма П. П. Славейкова (1866-1912) -" Кровавая песня" (над которой автор работал около 20 лет; опубл. полностью поем., 1925), " Записки о болгарских восстаниях" (1884-92) 3. Стоянова (1851-89).

С 90-х гг. наступает расцвет критич. реализма. Создаются сатирич. произведения - цикл рассказов и фельетонов " Бай Ганю" (1895) А. Константинова (1863-97), повесть " Эпоха-кормилица „великих" людей" (1888) Вазова; крупными сатириками были также С. Михайловский (1856-1927), Г. Кирков (1867-1919), подвергшие осмеянию нравы бурж. общества. Одна из осн. тем в творчестве писателей-реалистов кон. 19 - нач. 20 вв.- разорение крестьянства. Крест. тема раскрыта в творчестве Елина-Пелина (1878-1949) и А. Страшимирова (1872-1937), в стихах Вазова, П. Яворова (1877-1914), Ц. Церковского (1869-1926). В стихах и прозе этих писателей возникает образ крестьянина-бунтаря. Жанр короткого социально-гуманистич. рассказа характерен для творчества Елина-Пелина, Страшимирова, правдиво показавших жизнь крестьянства, Г. Стаматова (1869-1942), обличавшего бурж. мораль и духовную нищету бурж. интеллигенции. В поэзии преобладала гражд. лирика.

В нач. 20 в. происходит процесс идейно-эстетич. разграничения. Продолжают выступать писатели, творчество к-рых отличалось известной противоречивостью: П. П. Славейков, П. Яворов (во 2-й период творчества), Д. Дебелянов (1887-1916) и др.; нек-рой частью своего творчества они представляли модернизм. Глубокий психологизм в изображении внутр. мира человека придавал болг. реализму этого периода новые черты. Болг. модернизм (с его осн. формой - символизмом, родоначальником к-рого был П. Яворов) сформировался в период 1905-18. Субъективистское восприятие мира, культ ирреального, подсознательного - характерные его черты. В 1-е десятилетие 20 в. представителями болг. символизма были Т. Траянов (1882-1945), Л. Стоянов (р. 1888), Н. Лилиев (1885-1960), во мн. произведениях -Е. Попдимитров (1885-1943), X. Ясенов (1889-1925).

К кон. 19 - нач. 20 вв. относится рождение пролетарской лит-ры. В поэзии Д. Полякова (1876-1953) и прозе Г. Киркова (1867-1919) впервые создан образ нового положительного героя - рабочего, социалиста. В поэзии и прозе Полянова преобладали революц.-романтич. черты. Д. Благоев (1856-1924) заложил основы марксистской эстетики в Болгарии. Крупными литературоведами демократич. направления были И. Д. Шишманов, Б. Пенев. Под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России и революц. событий в Б. в литературе происходят глубокие изменения. Символизм как течение распадается. Многие поэты порывают с ним и переходят в лагерь революц. лит-ры: X. Ясенов, Л. Стоянов и др.; от экспрессионизма в революц. лит-ру приходит Г. Милев (1895-1925), создавший антифаш. поэму " Сентябрь" (1925). После Сент. антифаш. восстания 1923 возникла новая волна революц. лит-ры: А. Разцветников (1897-1951), Н. Фуриаджиев (1903-68), А. Каралийчев (р. 1902). В 20^е гг. утверждаются осн. черты социалистич. реализма, прежде всего в поэзии X. Смирненского (1898-1923), раскрывающей жизнь в широкой историч. перспективе; в его стихах создан образ пролет, революционера, активного преобразователя мира. Если в 20-х гг. в социалистической лит-ре преобладали стихотворные жанры, то в 30-х гг. значит, место занимает проза: повести и романы Г. Караславова (р. 1904), К. Велкова (1902-60). Многостороннее становится образ пролетарского революционера в поэзии X. Радевского (р. 1903), М. Исаева (р. 1907). Новый этап в развитии социалистич. реализма знаменует собой новаторская поэзия Н. Вапцарова (1909-42). Антифаш. мотивы с особой силой звучали в творчестве А. Страшимирова (роман " Хоровод", 1926), Л. Стоянова (публицистич. статьи, рассказы и повести), А. Разцветникова (сб. стихов " Жертвенные костры", 1924), М. Марчевского (1898-1962), К. Белева (р. 1908), О. Василева (р. 1904), Г. Белева (1889-1963), А. Тодорова (р. 1906), Н. Фурнаджиева и др. К демократич. писателям принадлежат И. Йовков (1880-1937), А. Каралийчев, С. Загорчинов (1889-1969), С. Костов (1879-1939), С. Минков (1902-66), Е. Багряна (р. 1893), Ламар (р. 1898). Марксистскую лит. критику представляли Г. Бакалов (1873-1939), Т. Павлов (р. 1890). Во время Движения Сопротивления (1941 -1944) героически погибли поэты Н. Вапцаров, Ц. Спасов, X. Кырпачев и др. После победы нар.-демократич. революции (1944) перед литературой возникли новые задачи активного участия в социалистич. строительстве. Для литературы нар. Б. характерны стремление к глубокому психологич. анализу, жанровое и стилевое многообразие. В области прозы получил развитие историко-революц. роман: " Железный светильник" (1952), " Пре-спанские колокола" (1954), " Ильин день" (1953) Д. Талева (1898-1966); " Путь" (1945-54) С. Даскалова (р. 1909); " За свободу" (1954) С. Дичева (р. 1920); " На жизнь и смерть" (1953) Д. Ангелова (р. 1904). Созданы романы-эпопеи о борьбе болг. народа против капиталистич. гнёта и фашизма: " Табак" (1951) Д. Димова (1909-66), " Простые люди" (1951-63) Г. Караславова, " Иван Кондарев" (1958-64) Е. Станева (р. 1907). Социалистич. преобразования, проблемы новой морали раскрыты в романах: " Семья ткачей" (1956-60) К. Калчева (р. 1914), " Семь дней нашей жизни" (1966) А. Гуляшки (р. 1914). Характерно развитие лирич. прозы (творчество Д. Фучеджиева, Н. Хайтова, И. Радичкова). Поэзию представляют и поэты старшего поколения (Е. Багряна; Д. Габе, р. 1886; М. Исаев, Н. Фурнаджиев) и плеяда поэтов, выступивших в канун Сент. нар. вооружённого восстания 1944 и после него (В. Андреев, р. 1918, В. Ханчев, 1919-66, В. Петров, р. 1920, Г. Джагаров, р. 1925, П. Матев, р. 1924, Д. Методиев, р. 1922, Б. Димитрова, р. 1922, П. Пенев, 1930-1959, и др.), создавшие многообразную лирику - гражданскую, интимную, пейзажную, философскую. В центре совр. болг. драматургии - проблемы революц. гуманизма, социалистич. морали (пьесы К. Кюлявкова, О. Василева, К. Зидарова, р. 1902). В кон. 50-х гг. в драматургию пришла группа поэтов, стремящихся к " лиризации драмы" (пьесы И. Пейчева, р. 1916, И. Радоева, В. Петрова), и прозаиков (Д. Димов, Д. Асенов, Н. Хайтов и др.). Развивается интеллектуально-философская и публицистическая драма (пьесы Г. Джагарова, Н. Русева, Л-Стрелкова).

Вопросами истории лит-ры в Б. занимаются П. Динеков, Г. Цанев, теории лит-ры - П. Зарев, Г. Димитров-Гошкин, проблемами зап.-европ. лит-р -М. Минков, К. Гылыбов. Проблемы лит. связей разрабатывают Е. Георгиев, В. Велчев, С. Русакиев, Г. Константинов. Вклад в развитие литературоведения вносят также совр. критики (Б. Делчев, П. Данчев, С. Каролев, Е. Каранфилов, Л. Тенев и др.).

Лит.: Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., М., 1959; Державин К. Н., Болгарский театр, М.- Л., 1950; Ерихонов Л., Русские революционные демократы и общественная мысль южных славян в 60-70-х гг. XIX века, М., 1950; Марков Д. Ф., Болгарская поэзия первой четверти XX в., М., 1959; его же, Болгарская литература наших дней, М., 1969; Злыднев В. И., Русско-болгарские литературные связи XX в., М., 1964; Гачев Г. Д., Ускоренное развитие литературы, М., 1964; Эстетика и литература. Статьи болгарских критиков, пер. с болг., М., 1966; Димитров Г., За лптературата, изкуството и науката, София, 1949; Павлов Т., За марксическа естетпка, лнтературна наука и критика, т. 1 - 2, София, 1954 - 55; История на българската литература, т. 1 - 2, София, 1962-66; Динеков П., Възрожденски писатели, 2 изд., София, 1964; Зарев П., Панорама на българската литература, т. 1, ч. 1-2, София, 1966-67; Ц а н е в Г., Страници от историята на българската литература, 3 изд., София, 1958; Проблеми на съвременната българската литература, София, 1964; В е л ч е в В., Въздействието на руската класическа литература за формиране и развитие на българската литература през XIX век. София, 1958; Константинов Г., МинковЦ., Беликов С., Български писатели. Биографии, библиография, София, 1961. Д.Ф.Марков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.