Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание






В 1969 в Б. издавалось 8 ежедневных газет на бирм. и англ, языках тиражом 200 тыс. экз., все, кроме одной, государственные: " Людупиду нейзин" [англ, изд.- " Уоркинг пиплс дейли" (" Working People's Daily")] - осн. ежедневный орган Революц. совета, выходящий на бирм. (с 1962) и англ, (с 1963) языках; " Гардиан" (" Guardian", на англ, яз.), " Ботатаун" - " Вангард" (" Vanguard", на бирм. яз.), " Чемоун" -" Миррор" (" Mirror", на бирм. яз.), " Хантавади" -" Hanthawaddy" (на бирм. яз.), " Мьянма алин" - " Нью лайт оф Берма" (" New Light of Burma", на бирм. яз.); частная газ. " Янгоун нейзин" - " Рангун дейли" (" Rangoon Daily", на бирм. яз.).

С 1962, раз в две недели, издаётся журнал Департамента информации " Шеду" (на бирм. яз.), " Форуорд" (" Forward", на англ. яз.). Журналы Партии бирм. социалистич. программы (на бирм. яз.): " Пати ея" - ежемесячный, " Найнгандага ея" - ежемесячный, " Тадинзин" -выходит раз в две недели, " Ланзин" -еженедельный. Пользуется известностью ежемесячный журн. " Гардиан" (" Guardian", на англ. яз.).

Радиовещание в Б. ведёт гос. Бирм. радиовещат. служба в Рангуне (" Мьянма атан"). В. ф. Васильев.

XIII. Литература

Многочисл. рукописи на пальмовых листьях, надписи на камне в стихах и прозе, относящиеся к началу нашей эры, свидетельствуют о давней лиг. традиции. Зарождение и становление лит-ры относится к 9-13 вв. В 11 в. в связи с объединением страны в империю Паган феод. типа гос. религией Б. становится буддизм хинаяна, а пали - религиозным, деловым, лит. языком (наряду с языками пью, монским, бирм.). В 14-16 вв. расцвета достигла бирм. классич. поэзия. В религ. поэмах Шин Махатилавунты, Шин Махарататары, Шин Уттамаджо, Шин Оун Ньоу нашли отражение жизнь совр. общества, красоты родной природы. Навадейджи, Натшиннаун, Таунбила Схаядо(16-17 вв.)совершенствовали поэтич. формы (яду, могун, пьоу, эчхин и др.). Возникли новые лит. жанры. Писатели 2-й пол. 18 в. и 19 в. выступали в поэзии, прозе, драме. Продолжая традиции классич. поэзии (Леветоундара, У Toy), они обращались к светским сюжетам (Падейтаяза), писали большие работы в прозе (У Кала). Образцом прозы 18 в. считается перевод с пали 8 джатак (см. Джатака) У Обата. В 18 в. было сделано много переводов с пали, санскрита, хинди на бирм. яз. Появились художеств, произведения, построенные по типу санскр. обрамленной повести. С кон. 18 в. популярность обрела нац. драма. Вслед за Падейтаяза поэт-военачальник Мьявади Минджи У Са написал на основе таиландского эпоса (в свою очередь, основанного на инд. эпосе) и нар. легенд, драму о принце Инауне. Сюжеты большинства произв. классиков драмы (У Чин У, У Поун Нья) связаны с джатаками.

В кон. 19 - нач. 20 вв. появились переводы и переделки произв. иностр. авторов. С нач. 20 в. развивается новый для бирм. лит-ры жанр романа. Крупнейшие романисты - Джеймс Хла Джо, У Джи, У Лат и др. С именем Пи Моу Нина связано рождение бирм. совр. романа (" Вечернее солнце"). В романах Маха Схвея (" Наша мать") представлена более полно социальная тематика. Лит-ра 1-й пол. 20 в. отражала стремление бирм. народа к свободе, к освобождению от оков колон, ига. Возникают различные лит. движения и организации (кхисанг, нага ни и др.). Одним из инициаторов патриотич. движения был выдающийся писатель Такин Кодо Хмайн. У Маун Джи, Мья Мьоу Лвин, У Ба Чхоу, Тейн Пхей Мьинт, Зоджи (У Тейн Хан), Миндувун, Зейя, У Ян Аун и др. раскрывали различные стороны жизни бирманского общества. Значительное место в творчестве большинства писателей и общественных деятелей отводится пропаганде идей буддизма. После образования независимой Б. (1948) прозаики и поэты развивают прежние лит. формы в соответствии с нац. традициями и создают новые, что особенно проявляется в поэзии (Дагоун Тая, Даун Нве Схвей, Ней Твей Ни, Тин Моу). Прозаики разных поколений - Янгоун Ба Схвей, Ма Ма Ле, Тэккадоу Боун Хнайн, Кхин Хнин Ю, Бан Мо Тин Аун, Аун Лин и др., опираясь на опыт мировой лит-ры, на лучшие традиции бирм. прозы, совершенствуют художеств, форму, поднимают насущные социальные, морально-этические проблемы. В лит. жизни Б. идёт идеологич. борьба, отражающая сложность внутренней и внешнеполитич. жизни страны. Ведущей темой в лит-ре становятся патриотизм, борьба за мир в стране, за построение нового общества. После

2-й мировой войны переводятся сочинения русских и сов. писателей (Коу Коу Джи, Мья Тан).

Лит.- Попов Г. П., Бирманская литература, М., 1967; У Пхей Маун Тин, Мьянма сабей тамайн, Рангун, 1955. Е. А. Западова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.