Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. На терр. Б. сохранились памятники кельтского и др.-рим






На терр. Б. сохранились памятники кельтского и др.-рим. иск-ва. В ср. века быстро богатевшие торг.-пром. города раздроблённой на феод, владения Б. стали крупными центрами развития художеств, культуры: в 11-12 вв.- романского стиля (церкви в Льеже и Турне, замок графов Фландрских в Генте; иск-во бронзового литья и ювелирное дело, процветавшие в долине Мааса), а в 13-14 вв.- готики, достигшей высокого подъёма во Фландрии и Брабанте (соборы в Брюгге, Генте, Брюсселе, Антверпене, Мехелене, гор. укрепления, гор. башни-" бефруа", суконные ряды в Ипре и Брюгге, дома горожан; скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись, миниатюра). С объединением (на рубеже 14-15 вв.) Юж. и Сев. Нидерландов под властью Бургундии формируется единая нидерл. художеств, школа, в к-рой иск-во более развитых Юж. Нидерландов (нынешней Б.) играет ведущую роль. В 15 - 1-й трети 16 вв. в Б., особенно в Брабанте, расцвела светская по духу архитектура поздней (" пламенеющей") готики (великолепные памятники независимости и богатства городов - ратуши в Брюсселе, Кортрейке, Генте, Лёвене, Ауденарде). Одновременно в Б. сложились осн. центры развития нидерл. живописи Возрождения, основоположником к-рой был Ян ван Эйк. В 16 в. ренессансные принципы восторжествовали в архитектуре, скульптуре, декоративном иск-ве; в живописи развернулась борьба между итальянизирующим эклектич. иск-вом " романистов" и нац. реалистич. направлением, достигшим вершины в творчестве П. Брейгеля. В 13-16 вв. сложились архит. ансамбли центров Брюсселя, Антверпена, Гента, Брюгге с просторными площадями и живописной застройкой улиц и набережных. (Подробнее см. в ст. Нидерландское искусство.)

Л. Сёйс. Биржа в Брюсселе. 1873-76,

После Нидерл. бурж. революции 1566-1609 иск-во Б. выделилось в самостоят. школу, к-рая до кон. 18 в. наз. фламандской. Во флам. иск-ве барокко 17 в. парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся католич. церковью и знатью) сочетались с традициями старой нидерл. культуры и с пробуждёнными революцией самобытными народно-реа-листич. тенденциями. Архитектуре 17 в. присущи торжеств. праздничность, свободная живописность, обилие сочного пластич. декора (узкие, высокие гор. дома со ступенчатыми и фигурными фронтонами; церкви - трёхнефные базилики и ротонды, монастыри, госпитали, ломбарды и т. д.- арх. В. Кубергер, Ж. Франкарт, П. Хёйсенс, В. Хесиус, Л. Файд-хербе). Итал. влияния ощутимы в доме П. П. Рубенса в Антверпене, французские - в фортификац. и гражд. постройках юж. городов. Во флам. живописи 17 в. определяющую роль сыграл Рубенс, в чьих произведениях, проникнутых горячей любовью к своей стране и её народу, размах и бурная динамика соединяются с мощной и полнокровной жизненностью образов. Среди его многочисл. помощников и последователей выделялись А. ван Дейк - мастер одухотворённых изящных портретов, Я. Иордане, черпавший свои грубовато-плебейские образы в крест, и бюргерской среде, Ф. Снейдерс-автор динамичных, полных жизненной сочности натюрмортов крупного размера, пейзажист Л. ван Уден. Др. ветвь флам. реализма представляли небольшие сцены крест. быта и пейзажи - драматически-экспрессивные у А. Брауэра, идиллические у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я. Сиберехтса. Традициям нидерл. иск-ва 16 в. следовали в 17 в. пейзажисты И. де Момпер, Я. Брейгель " Бархатный", портретист К. де Вос. Нарядные, красочные пейзажи писали Л. де Ваддер, Ж. д'Артуа, К. Хёйсманс. Последователями итал. живописца Караваджо были

А. ЯнСенс, Г. Сегерс, Т. Ромбаутс. В скульптуре наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген, Ж. Делькур) сильны черты жизнелюбивого реализма (в детских фигурках X. и Ф. Дюкенуа, рельефах Л. Файдхербе). Флам. картины воспроизводились в гравюрах на меди (П. Саутман, Л. Вор-стерман, П. Понтиус, С. Болсверт) и на дереве (К. Егер) и в шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге; знамениты плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.

В 18 в. во флам. иск-во, сохранявшее нек-рые традиции барокко (живопись В. О. Янсенса, П. И. Верхагена), всё более проникали из Франции и Австрии принципы классицизма (арх. Я. П. Баур-схейдт, Л. Б. Девез, скульпторы Л. Дель-во и Ж. Л. Годшарль, живописец А. Ленс). Свежую реалистич. струю внесли во флам. иск-во портретные бюсты работы Годшарля, картины (жанровые сцены, фабричные интерьеры) Л. Дефранса.

В 19 в. формируется собств. бельг. иск-во, вначале в формах классицизма (арх. Л. Руландт, историч. живописец и мастер реалистич. портрета Ф. Ж. Навез). Революция 1830 способствовала быстрому превращению Б. в развитую капиталистич. страну с острыми социальными противоречиями; это обусловило сложность и контрасты её художеств. культуры. Рядом с импозантными центрами городов и парадными эклектич. зданиями (арх. Я. П. Клёйсенар, Л. Сёйс, Ж. Пуларт) растут пром. пригороды и районы трущоб. Романтич. школа 2-й четв. 19 в. (патриотич. произведения историч. живописцев Г. Вапперса, Л. Галле, скульптора В. Гефса; сумбур-вые фантастич. аллегории А. Вирца, стилизов. сцены старого флам. быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) выродилась позднее в салонный академизм; но бельг. романтики отчасти подготовили и бурное развитие демократич. реализма во 2-й пол. 19 в. (сцены крест. и гор. быта Ш. де Гру, X. де Бракелера, Я. Стоб-бартса; пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже, В. Вогелса), представители к-poro объединились в 1868 в " Свободное об-во изящных иск-в". Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье посвящены героике труда, тяжёлой жизни рабочих и крестьян. К кон. 19 в. Б. становится родиной стиля " модерн" в архитектуре (X. ван де Велде, В. Орта), для к-рого характерны свободная композиция обществ. зданий и особняков, отказ от ордерной системы, художеств. осмысление новых конструкций и материалов, инди-видуалистич. прихотливость изогнутых линий и плоскостей. Традиции реализма сочетались с импрессионистич. мимолётностью наблюдений у Э. Клауса, А. Эвене-пула, Т. ван Рейселберге, с гротескной фантастикой у Дж. Энсора и графика Ж. де Брёйкера, с мистич. символикой и пессимизмом у Э. Ларманса, Л. Фредерика, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне) во главе со скульптором Ж. Минне.

Э. Л а р м а н с. " Слепой". 1898. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Поиски рационалистич. решений в архитектуре Б. начались после 1-й мировой войны (посёлки по проектам X. Хосте, Л. ван дер Свалмена, В. Буржуа; постройки Э. ван Авербеке, С. Ясински, Ж. Маутсхена). В 1920-30-х гг. влиятельным было неоклассич. направление. Принципы совр. архитектуры в Б. утвердились после 1945 (арх. X. ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо, Л. Стейнен) в строительстве новых жилых р-нов, транспортных и пром. сооружений, обществ. и деловых зданий. В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с обществ. центрами, многоэтажной или смешанной застройкой; к 1958 в Брюсселе были реконструированы автомобильные магистрали, построены туннели и виадуки.

В бельг. иск-ве 20 в. большое место заняли узкие формально-стилистич. искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс, А. Саверейс), сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное иск-во. Субъективное переосмысление нац. традиций выразилось в драматич. экспрессии картин К. Пермеке, в острой импульсивности живописи и скульптуры Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста Э. Тейт-гата. Реалистич. объективность образов присуща портретам И. Опсомера и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма воплотились в многостороннем творчестве Ф. Мазере ля -борца против империалистич. войн и порабощения человека, в полотнах К.Пей-зера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвящённых рабочим и гор. бедноте. В декоративном иск-ве 20 в. выделяются изделия в стиле " модерн", создававшиеся группой < Новое иск-во" (X. ван де Велде, В. Орта), керамич. скульптура (П. Кай), ковры на темы жизни и борьбы народа Б. (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).

Слева - Xендрик ван П е д е. Ратуша в Аудеварде. 1526-37. В центре - А р т ван Мулкен. Дворец князей-епископов (ныне Дворец юстиции) в Льеже. 1526 - 36. Двор. Справа - трансепт (1146 - 60) и башни (12 - 13 вв.) собора Нотр-Дам в Турне.

Традиц. сельские постройки Б. просты и почти лишены украшений. Для флам. провинций характерны дома, объединяющие под одной крышей вытянутые в один ряд жилые и хоз. помещения; всюду распространены " замкнутые дворы", окружённые по периметру массивными постройками - фахверковыми или кирпичными. Популярные виды нар. творчества - кружевоплетение, обработка железа и меди, резьба по дереву.

Лит.: Гершензон-Чегодаева Н. М., Фламандские живописцы, М., 1949; Бельгийское искусство конца XIX -XX веков от Менье до Пермеке. [Выставка]. Каталог, М., 1956; Фромантен Э., Старые мастера, [пер. с франц., М., 1966]; L'art en Belgique du moyen-age a nos jours, Brux., 1939; Encyclopedic de 1'architecture et des arts en Belgique, v. 1-3, Brux., [1958].

A.M. Кантор.

Илл. см. на вклейках - к стр. 184-185 И табл. XVI.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.