Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Экономико-географический очерк Общая характеристика экономики. Б. относится к группе малых индустриальных высокоразвитых капиталистич






Б. относится к группе малых индустриальных высокоразвитых капиталистич. государств Зап. Европы, для к-рых характерны высокая степень концентрации пром. произ-ва, значит. масштабы вывоза капитала, крупные нац. и между нар. монополии. Важным источником накопления капитала являлась эксплуатация природных богатств и населения Конго (с кон. 19 в.- бельг. колония). К нач. 20 в. империалистич. Б. достигает высокого уровня развития производит. сил; быстро развивается машиностроение, в особенности транспортное; в стране к этому времени насчитывается уже ок. 1 млн. рабочих, и по их удельному весу в населении Б. опережает крупные европ. страны. В. И. Ленин, характеризуя условия и историю бельг. рабочего движения, говорил о "...гигантском, едва ли не высшем в свете, развитии промышленного капитализма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 165). (О формировании экономики Б. до 2-й мировой войны см. раздел Исторический очерк.)

В период после 2-й мировой войны 1939-45 экономика Б. сталкивается с трудностями, возрастающими по мере углубления общего кризиса капиталистич. системы. Произошла девальвация бельг. франка, он обесценился примерно в 2 раза; увеличились воен. расходы. Темпы роста пром. произ-ва в период 1945-65 были ниже, чем в др. капиталистич. странах (2-4% в год), относительно невысоким был показатель прироста нац. валового продукта (ок. 4%). Б. несколько отстала от др. стран Зап. Европы в обновлении пром. оборудования, что отрицательно сказалось на её дальнейшем эко-номич. развитии (напр., процесс перехода с угля на жидкое топливо в Б. происходил с опозданием на 5-7 лет по сравнению с др. развитыми европ. странами). Относительно невысокие темпы развития экономики чередуются полосами застоя в пром-сти, в основе к-рого лежит прежде всего ослабление внутр. спроса, связанное отчасти с незаинтересованностью монополий в крупных капиталовложениях для реконструкций старых отраслей. Возросла стоимость жизни, увеличились налоги, серьёзной проблемой остаётся безработица.

Подъём нац.-освободит. движения в бельг. колониях - Конго, Руанда-Урун-ди и вступление их на путь независимого политич. развития нанесли удар по интересам гос.-монополистич. кругов Б. Наиболее острой становится проблема внеш. рынков сбыта, куда направляется значит. часть производимой в стране продукции. Стремление бельг. монополий приспособиться к послевоен. обстановке и сохранить уровень пром. произ-ва и своё внешнеэкономич. положение явилось одной из причин вступления Б. в Европейское объединение угля и стали и в " Общий рынок". Однако ликвидация многих ограничений по условиям рим. договора с ЕЭС усугубила трудности бельг. экономики, так, напр., в угольной пром-сти ряд шахт был закрыт. Среди шести осн. стран - участниц ЕЭС по удельному весу в пром. произ-ве Б. занимает 5-е место, но по абс. размерам продукции в отд. отраслях (по масштабам выплавки цинка и обработке алмазов, рафинированию меди и свинца, по выпуску оконного стекла и др.) бельг. компании сохраняют ведущее положение; по размерам произ-ва отдельных видов пром. продукции в расчёте на душу населения Б. принадлежит к числу гл. стран капиталистич. мира (в 1967 по стали 1 т, нефтепродуктам 1, 4 то). Решающие позиции в экономике Б. занимают монополистич. объединения, обладающие обширными между нар. связями: чСосьете же-нераль де Бельжик" (банковский и пром. концерн контролирует св. 1/2 пром. предприятий в стране, преим. в тяжёлой пром-сти, в энергетике и транспорте), " Лонуа", " Брюфина-Конфинендюс" (связана с " Банком Брюсселя"), " Сольве" (трест, к-рому принадлежит монополия в капиталистич. мире на произ-во соды и содовых продуктов; связан с химич. пром-стью ФРГ, США, Великобритании), " Петрофина" (нефтепереработка); " Коккериль-Угре-Провиданс" (чёрная металлургия, 1/3 выплавки стали в Б.). В то же время Б. находится в зависимости от иностр. капитала, к-рый сосредоточивает ок. 1/3 всех производственных мощностей белы, пром-сти; он инвестирован гл. обр. в автосборочной пром-сти (амер. " Дженерал моторе" и " Форд"), в нефтепереработке (амер. " ЭССО" и др.), в алюминиевой пром-сти (" Алюминиум Франсе"), в химии (" АКУ", " БАСФ", " Дюпон де Немур"), металлургии (монополистич. группа Ротшильда) и мн. др. отраслях страны. В 1969 иностр. капиталовложения в Б. достигли 33, 2 млрд. бельг. фр-, в т. ч. 1/3 приходилась на США, на втором месте стоит ФРГ, на третьем - Великобритания.

Промышленность. Характерные особенности пром-сти Б.- её высокий технич. уровень и высокая квалификация рабочей силы и в то же время узость сырьевой базы. Старые отрасли бельг. пром-сти - угольная, металлургическая, текстильная - ещё сохраняют за собой первенствующее значение; новые отрасли - химическая, нефтехимическая, электроника и др.- сравнительно медленно увеличивают свой удельный вес в общей структуре пром. произ-ва. (Структуру пром-сти характеризует табл. 2. Произ-во осн. видов пром. продукции см. в табл. 3.)

Энергетика и добывающая промышленность. В энер-гетич. балансе ок. 30% (1968) приходится на уголь - гл. минер, богатство страны,
и 60% на нефть (импортную). Добыча угля ведётся в двух бассейнах: Северном (район Кампина), дающем более 1/2 всей добычи, и Южном (районе гг. Монс, Намюр, Льеж), к-рый является одним из старейших в мире и постепенно приходит в упадок. Уголь используется для выработки газа (2, 4 млрд. м3 в 1967) и электроэнергии. Имеется атомная электростанция в Моле (пров. Антверпен).

Обрабатывающая промышленность использует в основном импортное сырьё; представлена гл. обр. отраслями тяжёлой индустрии -металлургией, металлообработкой, осн. химией; в этих отраслях произ-во часто комбинируется на одних и тех же предприятиях. Из отраслей лёгкой пром-сти выделяются пищ., текст. и швейная.

Чёрная металлургия - одна из старейших и наиболее развитых отраслей пром-сти страны; по размерам выплавки стали Б. занимает 7-е место в капита-листич. мире. Металлургич. предприятия группируются в основном вдоль " чёрного пояса" (гг. Льеж-Шарлеруа) и специализируются на выпуске сортового проката и стального листа (гл. обр. тонкого). Цветная металлургия по масштабам произ-ва занимает 7-е место в капитали-стич. мире, 2/3 продукции этой отрасли идёт на экспорт; предприятия сосредоточены на С.-В. (в т. ч. пров. Антверпен); все они специализируются на переработке импортных полуфабрикатов - чернового металла и концентратов.

Машиностроение - наиболее важная отрасль пром-сти, ок. 40% её продукции идёт на экспорт. Преобладает трансп. машиностроение, гл. обр. сборка автомобилей иностр. марок (в т. ч. машин " Волга" и -" Москвич"), к-рая производится из импортных частей (гг. Антверпен и Гент), а также судостроение (гг. Хобокен, Тамиз и др.) и произ-во ж.-д. оборудования ж.-д. вагонов (гг. Нивель, Брюгге, Тюбиз) и локомотивов (г. Льеж). Второй по значению отраслью является электротехнич. пром-сть (даёт до 1/5 стоимости всей продукции машиностроения). Выделяются произ-во подъёмно-весового оборудования, станков, текст. машин и огнестрельного оружия.

Табл. 2. -Отраслевая структура промышленности в 1968, в %

  Валовой продукт Число работающих
Вся промышленность и строительство    
В том числе:    
металлургия и машиностроение    
топливная и химическая    
текстильная, швейная, обувная 9, 7  

1. Металлургический завод в районе г. Льеж. 2. Вид на плотину и водохранилище Жилеп. 3. Плантация бегоний в окрестностях г. Гент.

Нефтеперераб. пром-сть (мощность з-дов ок. 30 млн. m в 1969) размещается преим. в зоне порта Антверпен. В нефтепереработке сильно влияние иностранных (в первую очередь англо-амер.) нефтяных трестов; им принадлежит в Б. 1/2 мощностей по переработке нефти, ёмкостей и по её хранению и 1/2 флота для перевозки нефти.

Значит. размеры имеет пром-сть стройматериалов, в особенности произ-во стекла (оконного, витринного, зеркального), сосредоточенного главным образом в пров. Эно. По размерам вывоза стекла (ок. 1/3мирового экспорта капита-листич. стран) Б. занимает 1-е место в мире. Алмазогранильная пром-сть (г. Антверпен) насчитывает самое большое в мире число гранильных предприятий (бриллианты из импортных необработанных алмазов).

Текст. пром-сть (занято ок. 130 тыс. рабочих)-гл. отрасль лёгкой пром-сти, насчитывает множество мелких и средних предприятий, расположенных в основном в Зап. и Вост. Фландрии. Вырабатываются почти все виды пряжи и ткани из шерсти, хлопка, льна, искусств. волокон, ковры. Имеется (1967) 3 млн. веретён на прядильных предприятиях и 40 тыс. ткацких станков.

Сельское хозяйство отличается высокой интенсивностью, однако в экономике страны его роль невелика. Б.- страна мелких и средних фермерских хозяйств. Из всей земли, используемой в с. х-ве (1, 6 млн. га в 1967), ок. 50% приходится на фермы с площадью от 5 до 20 га. Эти фермы, как правило, специализируются на снабжении городов продовольствием, дают осн. массу товарной продукции и сосредоточивают гл. часть поголовья скота, техники, машин и наёмных рабочих. Число таких ферм в общей массе хозяйств составляет всего 10% (1965), в то же время 90% хозяйств имеют участки менее 5 га. Чрезвычайная раздробленность зем. владений характерна для индустр. районов. 2/3 всех зем. участков находятся на арендованной земле; среди арендаторов много пром. рабочих, сочетающих работу на предприятии с огородничеством. В 1968 в с. х-ве использовалось 84, 6 тыс. тракторов и 7, 9 тыс. комбайнов, 52, 1 тыс. доильных аппаратов.

Ведущая отрасль с. х-ва - молочно-мясное животноводство, на к-рое приходится 2/3 всей стоимости с.-х. продукции. (Поголовье скота показано в табл. 4.)

Развито птицеводство (12 млн. кур-несушек). Растениеводство подчинено обслуживанию животноводства. Под фуражные культуры отводится ок. 2/3 всей с.-х. площади. Выращиваются пшеница, рожь, овёс, ячмень. Средняя урожайность пшеницы св. 30 ц/га, ячменя 30 ц/га, овса 32 ц/га, ржи 25, 2 ц/га. Вблизи городов имеются многочисл. оранжерейные и парниковые плодоягодные, овощеводческие и цветоводческие х-ва. (Данные о посевной площади и сборе важнейших с.-х. культур см. в табл. 5.)

Табл. 3. - Производство основных видов промышленной продукции

Виды продукции         Виды продукции          
Электроэнергия, млрд. квт-ч 5, 6     27, 6 Азот, тыс. m          
Уголь, млн. т     19, 8   Хл.-бум. ткани, тыс. m     75, 4    
Нефтепродукты, млн. m 0, 5 5, 3   26, 4 Шерстяные ткани, тыс. m     38, 3 37, 5  
Чугун, млн. т 3, 8 5, 7 8, 4 11, 2 Бумага и картон, тыс. т          
Сталь, млн. т 3, 9 6, 3 9, 2 13, 0 Цемент, млн. m 3, 0 4, 7 5, 9 9, 0  
Медь рафинированная, тыс. т     309, 4   Суда, спущенные на воду, тыс. брутто per. m ...        
Цинк рафинированный, тыс. m          
Свинец рафинированный, тыс. m         Автомобили (сборка), тыс. шт.          
Ж.-д. вагоны, тыс. шт. 5, 6 3, 5 1, 9 ...  

Табл. 4. - Поголовье CKOTJ тыс. голов

       
Кр. рог. скот      
в т. ч. коровы     1080*
Свиньи      
Овцы      
Лошади      

* Надой молока 3, 8 млн. m в 1967.

Табл. 5. - Посевная площадь и сбор важнейших с.-х. культур

Пшеница Посевная площадь, тыс. га Сбор, тыс. т
       
       
Ячмень        
Овёс        
Картофель        
Сах. свёкла        
Лён (волокно)        

Лесное хозяйство занимает в экономике Б. незначит. место. Леса б. ч. вырублены и покрывают ок. 600 тыс. га (1966). Осн. лесные массивы расположены в районе Арденн, где ежегодно заготавливают ок. 2 млн. м3 круглого леса, из к-рого 1/2 поступает на лесопильные з-ды, часть используется на угольных шахтах и в целлюлозно-бум. пром-сти. Местные заготовки удовлетворяют потребности страны в лесоматериалах только наполовину.

Рыболовство ведётся гл. обр. в морских водах; ловят сельдь, треску, камбалу и др. Улов за 1960-67 составлял св. 60 тыс. т в год.

Транспорт. Б. находится на первом месте в капиталистич. мире по густоте ж.-д. сети (длина 4, 3 тыс. км к 1968). Гл. ж.-д. узел - г. Брюссель. Густая сеть внутр. водных путей (ок. 1, 6 тыс. км) состоит из почти не замерзающих рек и многочисленных каналов, в т. ч. Альбертканал и др. Морской флот имеет тоннаж 0, 9 млн. брутто per. т (1968) и обеспечивает только 1/10 объёма мор. перевозок. Подавляющая часть этих перевозок осуществляется через порт Антверпена -один из крупнейших мор. портов мира (грузооборот 72 млн. т в 1968). Развит автомобильный транспорт. В автопарке насчитывается (1969) 1938 тыс. машин, в т. ч. 1667 тыс. легковых. Дл. гл. автодорог св. 10 тыс. км. Обширную сеть воздушных сообщений обслуживает нац. авиакомпания " Сабенак Для всех видов транспорта Б. характерна значит. доля транзитных перевозок грузов и пассажиров.

Внешняя торговля. По размерам внеш-неторг. оборота Бельгийско-люксембург-ский экономич. союз (см. Бенилюкс) занимает 7-е место в капиталистич. мире, а по объёму экспорта на душу населения -одно из первых мест. Внеш. торговля имеет решающее значение для Б., так как белы, экономика находится в зависимости от внеш. рынков. Б. покрывает за счёт импорта 4/2 потребностей страны в продовольствии, 2/3 в пром. сырье и почти полностью - в отдельных его видах (нефть, руды, алмазы, хлопок, шерсть). В среднем ок. 40% пром. продукции экспортируется. Примерно 1/2 бельг. экспорта составляют металлы и пром. оборудование. Традиционными экспортными товарами являются также текстиль, стекло, цемент, кинофотоматериалы, бриллианты.

Географич. направление внеш. торговли Б.- результат исторически сложившихся связей со странами Зап. Европы, на к-рые падает 3/4 всей её внеш. торговли. Гл. торговые партнёры Б.: страны " Общего рынка" - ФРГ, Нидерланды, Франция, Италия (на них приходится 2/3 всей торговли). Во внешнеторг. обороте Б. (1969) удельный вес социалистич. стран составляет 1, 4%, в т. ч. ок. 1% приходится на СССР. Внешняя торговля Б. с СССР осуществляется в рамках " Временной торговой конвенции между СССР и Бельгийско-люксембургским экономическим союзом" от 5 сент. 1935. Внешнеторг. политика Б. в большой степени подчинена политике Европ. экономич. сообщества.

Денежная система. Во главе кредитной системы Б. стоит эмиссионный ч Национальный банк Бельгии". Ок. 1/2 капиталов и ок. 2/3 вкладов всех коммерческих банков сосредоточены в банке " Сосьете женераль де Бельжик" и " Банке Брюсселя". Гос. бюджет Б. сводится с постоянным дефицитом. Ден. единицей является белы, франк, к-рый допущен к обращению также на терр. Люксембурга. Он имеет золотое содержание в 0, 01777 г чистого золота и офиц. курс, к-рый установлен в 50 белы. фр. за 1 доллар США. По курсу Госбанка СССР (1970) 100 белы. фр. =1 руб. 80 коп.

Экономико-географические районы. Район Брюссель - Антверпен - индустриальный; Центральный (Сев. Эно, плато Эбе, Хаге-ланд) - агр.-индустр. р-н; Северо-Запад -(Фландрия) - индустр.-агр. р-н; Северо-Восток (Кам-пин) - индустр.-агр. р-н; район долины рек Самбр и Маас (гг. Монс, Шарлеруа, Льеж, Намюр) -индустриальный; Южный р-н -аграрный.

Лит.: Стрелецкая Л. Н., Бельгия. Экономико-географическая характеристика, М., 1962; Каменский Н. Н., Бельгия. Экономика и внешняя торговля, М., 1963; Lefebvre V., La Belgique et le Congo au millieu du 20 siecle, [Charleroi, 1952]; Joye P., Les trusts en Belgique, 3 ed., Brux., 1961; Baudhuin F., La Belgique 1900 - 1960. Explication economique de notre temps. Louvain, 1961; Joye P., La Belgique devant la crise, Brux., 1967.

Н. Н. Каменский.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.