Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Общие сведения 3 страница






А. Н. Бах.

И. С. Бах.

Основополагающую роль в формировании искусства Б. сыграла преемственная связь с протестантским движением и его муз. культурой. Нац. и демократич. характер творчества Б. ведёт своё начало от протестантского хорала - этой, по словам Ф. Энгельса, " Марсельезы 16 века". Б. отдал дань всем областям муз. творчества, кроме оперы. Иск-во Б. органически связано с муз. школами и жанрами разных европ. стран, начиная с 17 в., -хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, нем. песня, итал. и нем. органная музыка, итал. опера и итал. скрипично-ансамблевая, клавир-ная и оркестровая школы, франц. клавесинная музыка. Б., так же как и Г. Ф. Гендель, был последним великим композитором эпохи барокко. Оставаясь в рамках старых жанров, он бесконечно обогащал их чертами, заимствованными из др. жанров и видов муз. творчества.

Муз. язык Б. выходит за рамки своего времени, предвосхищая более поздние муз. стили, вплоть до романтизма. Скрещивание многоголосной линеарности с гармонич. аккордовой структурой породило в произведениях Б. богатство созвучий, неведомых его предшественникам. Б. превзошёл своих современников в изумительном мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина искусства полифонии. Произведения Б. отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой муз. структурой, строгой архитектоникой, огромным разнообразием приёмов варьирования материала.

Громадное творч. наследие Б., охватывающее св. 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы -вокально-драматическую, связанную гл. обр. с Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную, идущую от светской традиции и относящуюся гл. обр. к кётенскому периоду.

Вокально-драматич. творчество Б. включает ок. 300 духовных кантат, оратории: " Страсти по Иоанну", " Страсти по Матфею", " Магнификат", " Рождественская оратория", " Пасхальная оратория", Месса си-минор и др. В кантатах Б. образы человека раскрываются не в конкретном преломлении, а как символы определённых этич. идей. Вместе с тем музыка кантат свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни. Выразит. стиль кантат, охватывающий чрезвычайно широкий диапазон идей и настроений, определил облик всех хоровых произведений Б. Вершины вокально-драматич. музыки Б.-" Страсти по Матфею" и Месса си-минор. В " Страстях по Матфею", повествующих о последних днях жизни и смерти Христа, достигнуто исключит. единство многоплановой структуры произведения. Традиц. сюжетная схема переплетается с лирико-психологич., эпич. и драматич. элементами. Музыка воплощает идею нравственной стойкости и самопожертвования ради блага народа. Месса си-минор отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Б. разнообразием формообра-зующих приёмов и трактуется как свободный цикл пьес обобщённо-философ. со держания с жизнеутверждающей музыкой. Даже по формальным признакам это монументальное произведение нарушает требования церк. службы.

Светские кантаты Б. (ок. 30) написаны, как правило, на случай. Не исключено, что нек-рые из них исполнялись со сценич. оформлением.

Знаменитый виртуоз-исполнитель на органе, Б. создал произведения, являющиеся вершиной трёхвекового пути развития органной лит-ры. В становлении органного стиля Б. огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным в своём большинстве как своеобразный интимный дневник композитора. Каждая из них воплощает одно настроение. В этих свободных фантазиях осуществлялся сплав нар. и высокопрофессионального иск-в, что сделало смелые художеств. искания Б. доступными слушателю.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Б. выступил как преемник нем. органной школы. Вместе с тем он глубоко обновил её традиции. Эмоциональное богатство органных произведений Б., их глубокая внутр. сосредоточенность, драматич. размах при пышности звучаний и кажущейся свободе формы не имеют параллелей с др. произведениями композитора. Б. объединил в двухчастный цикл полярные по своей выразительности части - импровизационные токкату, фантазию, прелюдию гомофонно-гармонич. характера и строгую полифонич. фугу. Эти произведения максимально используют динамич. и тембровые ресурсы совр. композитору инструмента.

В области музыки для клавира Б. первым создал концертные произведения (по образцу скрипичных). Он утвердил самостоят. значение клавира и открыл в этой области новые пути, несмотря на несовершенство совр. ему инструмента. Гениально осуществлённую -" энциклопедию" музыкальных стилей 17-18 вв. представляют собой 2 тома прелюдий и фуг " Хорошо темперированного клавира" (" Das Wohltemperierte Klavier"), написанных во всех тональностях хроматические гаммы. Это было обусловлено намерением показать равноценность всех тональностей при новой системе настройки инструментов, с тех пор утвердившейся в муз. практике, и вместе с тем выявить характерную окраску каждой тональности. В клавирных произведениях Б. нашли своё развитие и традиц. жанры. В 6 " Английских" и 6 " Французских сюитах" Б. превращает каждый танец в ли-рич. поэму или сферу глубокого размышления. Ряд жанров был перенесён из других областей музыки. В " Хроматической фантазии и фуге" Б. перенёс в кла-вирное произведение блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетику органных токкат и фантазий. В " Итальянском концерте" воссозданы все признаки скрипичного концерта. Среди клавирных произведений Б.- 6 партит, " Гольдбергские вариации", " Искусство фуги" и др.

В истории оркестровой музыки значит, веху представляют 6 " Бранденбургских концертов" Б. с разным солирующим составом в каждом, 4 сюиты, основанные на танцевальных формах. Б. созданы первые концерты для одного и неск. клавиров (по образцу скрипичных концертов), концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сюиты для виолончели (соло), произведения для флейты, виолы де гамба, лютни и др. Много работал Б. над усовершенствованием муз. инструментов, в частности органа и клавира.

В Лейпциге (ГДР) с 1950 (200-летие со дня смерти Б.) каждые 4 года проводятся междунар. конкурсы имени Б.

С о ч.: Собрание муз. произведений: J. S. Bachs Werke, hrsg. von der Bach-Gesellschaft, [Bd] 1 - 46, Lpz., 1851 - 1960; Neue Ausgabe, Lpz. - Kassel-Basel, 1958 - 1967 - (изд. продолж.).

Лит.: Xубов Г., Себастьян Бах, музыкант-философ. Опыт характеристики, М., 1936 (библ. с. 117-122), 4 изд., М., 1963; Ливанова Т., Музыкальная драматургия И. С. Бахай ее исторические связи, ч. 1, М.- Л., 1948; Грубер Р., Бах и Гендель, " Советская музыка", 1935, № 3; Розенов Э. К., И. С. Бах (и его род). Биографический очерк, М., 1911 (библ. с. 118 - 19); Вольфрум Ф., Иоганн Себастьян Бах, [пер. с нем.], т. 1-2, М., 1912; Швейцер А., И. С. Бах, [пер. с нем., послеслов. М. С. Друскина], М., 1964 (с подробным библиогр. указателем); Материалы и документы по истории музыки, пер., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Spitta P., Johann Sebastian Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-80; Pirrо А., L'esthetique de Jean Sebastian Bach, P., 1907; его же, J.-S. Bach. Les maitres de la musique, 2 ed., P., 1913; Fоrkel J. N., Uber Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke, Augsburg, 1925; Вesse1er H., Johann Sebastian Bach, в сб.: Die grossen Deutschen, Bd 2, В., 1935; Vetter W., J. S. Bach, 2 Aufl., В., 1943; его же, Der Kapellmeister Bach, Potsdam. 1950; Terry Ch. S., Johann Sebastian Bach, Lpz., 1950; Smend F г., Bach in Kothen, В., 1951; Frank H., Johann Sebastian Bach. Die Geschichte eines Le-bens. В., 1961; Spitta Ph., Johann Sebastian Bach. Gekurzte Ausgabe mit Anmer-kungen und Zusatzen von W. Schmieder, Wiesbaden, 1961; Lebmann С 1., J. S. Bach, P., 1964 (L'homme et son oeuvre. Liste complete des oeuvresr discographie, bibliographic); Geiringer K., Johann Sebastian Bach, L., 1967. В. Д. Конен.

БАХ (Bach), нем. музыканты, сыновья И. С. Баха. ВилъгельмФридеман Б. (22.11.1710, Веймар, -1.7.1784, Берлин), композитор и органист. Старший сын И. С. Баха. Из всех сыновей знаменитого композитора наиболее близок к нему по характеру творчества; в клавирных и камерных произв. подготовил новый выразит, стиль, развитый К. Ф. Э. Бахом. В 1733-64 работал при церквах в Дрездене, Халле (Галле, отсюда назв. " халльский", или " галльский", Бах) и др. городах. Автор 21 кантаты, 9 симфоний, концертов, камерных, органных и клавирных произведений.

Лит.: Falck M., Wilhelm Friedemann Bach, Lpz., 1913; 3 Aufl., Lindau, 1956; Franck H., Friedemann. Der Sohn Johann Sebastian Bachs, 2 Aufl., В., 1964; Geiringer K., The Bach family..., L., 1954 (библ. с. 490-95).

Иоганн Кристиан Б. (5.9. 1735, Лейпциг, -1.1.1782, Лондон), композитор и пианист. Младший сын И. С. Баха. С 1754 жил в Милане, с 1762 до конца жизни - в Лондоне (отсюда название " миланский" или " лондонский" Бах). Представитель т. н. галантного, изящного стиля. Пользовался мировой славой как автор опер (11 итал. опер-" Александр в Индии", " Луций Сулла" и др. и 1 франц.), симфоний и произведений для фп. Перенёс в фортепьянную музыку певучесть итал. оперной мелодики. Музыка Б. оказала влияние на творчество молодого В. А. Моцарта.

Лит.: Terry Ch.S., Johann Christian Bach, L., 1929; Geiringer K., The Bach family..., L., 1954 (библ.).

Иоганн Кристоф Фридрих Б. (21.6.1732, Лейпциг, -26.1.1795, Бюккебург), композитор, клавесинист и капельмейстер. Сын И. С. Баха. Работал в придворной капелле в Бюккебурге (отсюда назв. " бюккебургский" Бах). Автор ораторий, кантат, камерно-инструмент. произведений.

Лит.: Geiringer K., The Bach family..., L., 1954 (библ.).

Карл Филипп Эмануэль Б. (8.3.1714, Веймар, -14.12.1788, Гамбург), композитор и клавесинист. Второй сын И. С. Баха. В 1738-67 работал в Берлине (с 1740- придворный музыкант), с 1767 - директор музыки в Гамбурге (отсюда назв. " берлинский" или " гамбургский" Бах). Пользовался при жизни славой крупнейшего нем. композитора. Творчество Б. родственно лит. течению " Буря и натиск" с его приподнятой экспрессией, полётом фантазии, свободой выражения, граничащей с импровизацией. Среди многочисл. произведений композитора (кантаты, оратории, симфонии, концерты) наибольшее значение имеют сонаты для клавира (ок. 200) -новый для 18 в. жанр, в развитии к-рого Б. сыграл выдающуюся роль. Автор ме-тодич. труда " Опыт правильного способа игры на клавире" (ч. 1-2, 1753-62; факс. изд. 1957).

Соч.: Бах Ф. Э., Избр. соч. для фортепиано, вступ. статья А. Юровского, М.- Л., 1947.

Лит.: Ф и ш м а н Н., Эстетика Ф. Э. Баха, " Советская музыка", 1964, N° 8; Bitter С. Н., Carl Phillip Emanuel und Wilhelm Friedemann Bach und deren Bruder, Bd 1-2, В., 1868.

БАХААДДИН ЗУХАЙР (полное имя Зухайр ибн Мухаммед Бахааддин) (1185-1258), арабский поэт. Жил в Сирии и Египте при дворе Айюбидов. Писал касыды в честь правителей и сановников. Его небольшие ли-рич. стихотворения, близкие к нар. песне, отличаются глубиной чувства, юмором, простотой языка и изяществом формы. Творчество Б. 3. оказало влияние на егип. поэтов 19-20 вв. Его диван, известный в рукописных копиях, начиная с 1862 переизд. в Каире и Бейруте более 10 раз.

Лит.: аль-Фахури X., История арабской литературы, т. 2, М., 1961; Фильштинский И. М., Арабская классическая литература, М., 1965; The poetical works of Beha-ed-DinZoheir of Egypt. With a metrical English transl., notes and introd. by E: H. Palmer, v. 1-2, Camb., 1876-77; Brockelmann C., Geschi-chte der arabischen Litteratur, Bd 1, Leiden, 1943, Suppl.-Bd 1, Leiden, 1937.

БАХАВАЛПУР, до 1970 адм. область в Зап. Пакистане. В связи с изменениями в адм. делении терр. Б. включена в провинцию Пенджаб.

БАХАВАЛПУР, город в Западном Пакистане, на реке Сатледж, в провинции Пенджаб. 84, 4 тыс. жителей (1961). Ж.-д. узел. Текст., рисоочистит., маслобойная, муком. пром-сть. Произ-во металлич. и гончарных изделий. Торг. центр (пшеница и др. зерновые, хлопок).

БАХАПЧА, река в Магаданской обл. РСФСР, прав, приток Колымы. Дл. 291 км, пл. басе. 13, 8 тыс. км2. Протекает по гористой местности, в низовьях порожиста. Основное питание дождевое. Замерзает в октябре, вскрывается в мае.

БАХАРДЕН, посёлок гор. типа, центр Бахарденского р-на Туркм. ССР. Ж.-д. станция в 101 км к С.-З. от Ашхабада. 7, 4 тыс. жит. (1968). Фабрики ковровая и нац. платья (кетени). Народный театр. В 19 км к югу от Б. в глубокой пещере находится оз. Коу-Ата. Пещера - излюбленное место туристов.

БАХАРЕВ (Бахорев) Никита (1705 - г. смерти пеизв.), русский механик. Работал при Сибирском обербер-гамте (горном управлении). Один из инициаторов добычи, обработки и использования уральских самоцветов и поделочных камней. В 1748 построил в Екатеринбурге механич. предприятия с водяным приводом для обработки мрамора и оригинальные шлифовальные мельницы.

Лит.: Данилевский В. В., Русская техника, 2 изд., Л., 1948.

БАХАРИ (от баять - говорить, рассказывать, сказывать), древнерусские профессиональные сказочники. Творчество Б. осуждалось церковью как " бесовское". Однако и в нар, быту, и в княжеско-боярских домах рассказывание сказок Б. было обычным явлением. Сказочники были, напр., у Ивана Грозного, Михаила Романова, в дворянских усадьбах 18 в.

Лит.: Савченко С. В., Русская народная сказка, К., 1914.

БАХАРИЯ, группа оазисов на С.-В. Ливийской пустыни (ОАР). Расположена во впадине (дл. 95 км, шир. 40 км), окружённой холмами. Нас. ок. 7 тыс. чел. Культивируются финиковая пальма, оливковое дерево, пшеница, рис. Через Б. идёт автодорога, соединяющая оазисы Фарафра и др. с Каиром.

БАХИО (El Bajio), котловина в Мексике, на Ю. Мекс. нагорья, в басе. Рио-Турбьо, прав. притока р. Лермы. Преобладающие высоты 1000-2000 м. Мягкий горный тропич. климат. Ср. темп-pa дек. ок. 12°С, мая ок. 18°С. Осадков ок. 550 мм в год (окт.- май -сухой сезон). Плодородные почвы. Осн. с.-х. р-н Центр. Мексики (пшеница, кукуруза, овощеводство). Гл. город - Леон.

БАХ-ЛИЙМАНД Айно Густавовна [р. 1(14).12.1901, м. Коэру, ныне в Эстонской ССР], советский график, народный художник Эстонской ССР (1961). Чл. КПСС с 1944. Училась в высшей художеств. школе " Паллас" в Тарту (1924-35). Автор отмеченных любовным вниманием к человеку портретов, жанровых работ, иллюстраций к произв. эст. писателей (" Спящий ребёнок", сухая игла, 1955, и др.), исполненных в различных техниках гравюры. Респ. пр. (1947). Награждена 3 орденами и медалью.

А. Г. Бак-Лийманд. Портрет Эльви Мяэнурм. Акватинта. 1957.

Лит.: Бернштейн Б., Айно Бах, М., 1959.

БАХЛУЛЗАДЕ Саттар Бахлул оглы [р.2(15). 12.1909, с. Амираджаны, ныае в черте Баку], советский живописец, нар. художник Азерб. ССР (1964). Учился в Моск. художеств, ин-те (1933-40) у В. А. Фаворского и Г. М. Шегаля. Автор больших лирич. пейзажей-картин, воспевающих природу родного края. Произв.: " Долина Гудиалчай" (1953), " Вечер над Каспием" (1959), " Весна моей Родины" (1967) - все в Азерб. музее иск-в (Баку). Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Лит.: Эфенди Р., С. Бахлул-заде, М., 1959.

БАХМАН (Bachmann) Курт (р. 22.6. 1909, Дюрен, Рейнская обл.), деятель немецкого рабочего движения. По профессии сортировщик кожи. В 1932 вступил в компартию Германии. Вёл нелегальную антифаш. работу, в 1938 выехал во Францию, где принял участие в Движении Сопротивления. После ареста в 1942 находился до 1945вфаш.концентрац. лагерях. В 1945 участвовал в основании " Объединения лиц, преследовавшихся при нацизме" (ОЛПН), позднее был чл. Президиума ОЛПН и Междунар. федерации участников Движения Сопротивления. С 1950 работал в секретариате правления компартии Германии, после её запрета в 1956 - боннский корреспондент журнала " Тат" (" Die Tat"). В сент. 1968 выступил с инициативой создания легальной Германской коммунистич. партии (ГКП). На 1-м съезде ГКП в Эссене (12-13 апр. 1969) выступил с докладом " За единство действий в борьбе за демократическое обновление государства и общества"; избран председателем партии.

С.Бахлулзаде. " Родные просторы". 1956. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку.

Публ.: Fur die demokratische Erneuerung von Staat und Gesellschaft, " Unsere Zeit", Sonderausgabe zum DKP - Parteitag, 1969, 13. April. Д. Н. Мочалин.

БАХМАНИДСКИЙ СУЛТАНАТ, ср.-век. государство в Индии в 1347-1525. Возникло в результате восстания феодалов Декана против Делийского султаната. Основатель Б. с.- один из султанских военачальников, положивший начало династии Бахманидов. Столица -г. Гулбарга, а с 1429 - Бидар. Бах-маниды утвердили власть над всем Деканом до р. Кришны на Ю. В кон. 15 - нач. 16 вв. гос-во Б. распалось на султанаты Биджапур, Берар, Ахмадна-гар, Бидар и Голконда.

БАХМАНЯР Абуль Гасан Марзубан оглы (г. рожд. неизв.- ум. 1065), азербайджанский философ. Ученик Ибн Сыны, стремившийся использовать систему Аристотеля и неоплатонизм для обоснования исламской догматики. В трактатах " Метафизика" и " Иерархия существ" (Каир, 1911, на араб, яз.; Лейпциг, 1851, на нем. яз.) Б. рассматривает вопросы бытия и познания; " Приобретение знаний" и " Украшение" посвящены вопросам логики и написаны с позиций рационализма; " Красота и счастье" освещает этич. проблематику.

Лит.: Гусейнов Г. Н., Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX в., 2 изд., Баку, 1958, с. 13 -14; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, с. 129 - 39; ЗэкулевЭ. К. БлЬмэнярын фэлсэфи керушлэри, Бакы, 1958.

А. К. Закуев.

БАХМАРО, высокогорный климатич. лесной курорт в Чохатаурском р-не Груз. ССР, в 80 км от ж.-д. ст. Самтредиа. Расположен на юж. склонах Эгрис-ского хр., на вью. 2020 м. Вследствие воздушных течений, проникающих с Чёрного моря, климат курорта сочетает черты горного и морского (ср. темп-pa янв. -6°С, июля 13°С); осадков ок. 1400 мм в год, что делает его благоприятным для лечения закрытых форм туберкулёза лёгких. Санатории, дом отдыха, пансионат, поликлиника. Сезон - с мая по сентябрь.

БАХМАЧ, город, центр Бахмачского р-на Черниговской обл. УССР. Ж.-д. узел. 14, 4 тыс. жит. (1968). Комбинат по производству молочных консервов и сушке овощей; птицекомбинат. Строится (1970) з-д хим. машиностроения.

БАХМЕТЬЕВ Владимир Матвеевич [2(14).8.1885, Землянск Воронежской губернии, -16.10.1963, Москва], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1909. С 19 лет участвовал в революц. движении. Первые художеств, произв. опубл. в 1910. Изображал тяжёлую жизнь сиб. крестьянства, процесс пробуждения революц. сознания народа. В 1923 вступил в лит. группу " Кузница". Наиболее значителен роман из эпохи Гражд. войны " Преступление Мартына" (1928); острота поставленных в нём проблем пролет. морали вызвала дискуссию в печати. Гражд. войне в Сибири посвящён и роман " Наступление" (1933-40, перераб. изд. 1957, под назв. " У порога"). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Собр. соч., т. 1 - 3, М., 1926-28; Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1957.

Лит.: К о л е с н и к о в а Г., В. М. Бахметьев, " Октябрь", 1947, N 3; Сигачев А., Большой труженик литературы, " Подъем", 1959, №3; Павлов Г., Творчество, отданное народу, " Звезда", 1960, № 11.

БАХМЕТЬЕВ Порфирий Иванович [25.2(9.3). 1860-П(24).10.1913], русский физик и биолог-экспериментатор. Учился в Цюрихском ун-те (1879-85). В 1890 -1907 проф. Софийского ун-та. В 1913 читал лекции в Ун-те Шанявского (Москва). Б. разрабатывал проблемы магнетизма, электричества, геофизики и физич. химии, в частности термоэлектричества. Особую известность получили его исследования явлений анабиоза при переохлаждении животных (с 1897). Б. разработал термоэлектрич. термометр для измерения темп-ры у насекомых и показал, что выход из состояния анабиоза возможен, если тканевые жидкости остаются в переохлаждённом, но жидком состоянии. Б. первый вызвал анабиоз у млекопитающих (летучих мышей).

Соч.: Experimentelle entomologische Studien, Bd 1-2, L. - Sophia, 1901-07; Как я нашел анабиоз у млекопитающих, " Природа", 1912, май.

Лит.: Кулагин Н., Памяти П. И. Бахметьева, " Природа", 1913, [№ 10].

БАХМУТ, до 1924 назв. г. Артёмовска Донецкой обл. УССР.

БАХМУТИНСКАЯ КУЛЬТУРА (назв. по д. Бахмутино Благовещенского р-на Бащк. АССР), археол. культура, распространённая в 3-7 вв. н. э. в междуречье pp. Уфы и Белой и на правобережье ср. течения Камы, где в 1911 был открыт первый могильник Б. к. Сложилась в 3 в. в результате смешения культуры местных племён с культурой пришлых племён зап.-сиб. происхождения. В 5 в. испытала влияние кочевых племён -потомков сармато-алан Юж. Приуралья. На поселениях Б. к. найдены жилища-полуземлянки, хоз. ямы, различные орудия. Для погребального инвентаря могильников характерны берестяные коробочки с жертвенными комплексами украшений, бронз, полые фигурки медведей, глиняные круглодонные сосуды с ямочным орнаментом и др. Население нанималось земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством, знало металлургию. Исследователи считают носителей 13. к. племенами угорского происхождения. В дальнейшем, возможно, часть их ушла из Приуралья, а оставшиеся были ассимилированы появившимися здесь на рубеже 8-9 вв. тюркоязычными башкирскими племенами.

Лит.: Смирнов А. П., Железный век Башкирии, в сб.: Материалы и исследования по археологии СССР, N° 58, М., 1957; Мажитов Н. А., Бахмутинская культура, М., 1968. С. М. Васюткин.

БАХМУТОВ Идыр, один из сподвижников Е. И. Пугачёва; см. Баймеков.

БАХМУТСКИЙ Алексей Иванович (1893, пос. при руднике Петрово-Марь-евка, ныне Ворошиловоградской обл., -25.9.1939), советский изобретатель, создавший первый в мире пром. образец угольного комбайна, практическое применение которого началось в 1932. В 1939 Горловский завод им. Кирова выпустил серию комбайнов (5 машин), к-рые работали на шахтах Донбасса.

Лит.: Шухардин С. В., Первый советский угольный комбайн, М-, 1954.

БАХОФЕН (Bachofen) Иоганн Якоб (22.12.1815, Базель, -25.11.1887, там же), швейцарский историк права. Положил начало изучению истории семьи. В труде " Материнское право" (1861) и др. выдвигал тезис об универсально-ист. развитии первобытного человечества от первонач. беспорядочного общения полов (" гетеризма") к материнскому, а затем отцовскому праву. Основу этого развития Б. неправильно видел в эволюции религ. идей. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув критике и отбросив идеалистяч. идеи Б., использовали его работы при создании материалистич. концепции первобытной истории.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.- Л., 1948.

БАХРАХ Лев Давидович (р. 22.7.1921, Ростов-на-Дону), советский физик, чл.-корр. АН СССР (1966). Чл. КПСС с 1947. С 1945 работает в Моск. н.-и. ин-те приборостроения, одновременно с 1947 в Радиотехнич. ин-те. Осн. работы в области теории и техники антенных устройств (в частности, в области синтеза антенн и теории зеркальных и многозеркальных антенн). Гос. пр. СССР (1951), Ленинская пр. (1961).

БАХРЕЙН, Бахрейнские острова, княжество (шейхство) в Азии, на Бахрейнских островах в Персидском зал. Пл. 598 км2. Нас. 207 тыс. чел. (1969, оценка), главным образом арабы; имеются выходцы из Ирана, Индии, Пакистана. По религии - преимущественно мусульмане. Официальный яз.- английский, разговорный - аравийский диалочт арабского яз. Гор. населения 74%. Гл. город - Манама.

Природа. В состав Б. входит группа (св. 20) материковых и коралловых островов; наиболее крупные - Бахрейн, Мухаррак, Умм-Наасан, Ситра, Xaeapi Острова низменные (вые. до 135 м), сложены преим. известняками. Климат переходный от тропич. к субтропическому. Ср. температура января 1б°С, июля -августа 37°С; осадков ок. 90 мм в год.

Преобладают ландшафты тропических пустынь.

Историческая справка. Первое упоминание о Б. относится к 3-му тыс. до н. э. В нач. нашей эры Б.- араб, княжество. В 4-6 вв. Б. входил в состав гос-ва Сасанидов, затем - Арабского халифата. В кон. 9 в. Б. был захвачен карматами; в 10-11 вв.- центр их гос-ва. В сер. 13 в. Б. обрёл независимость, но вскоре был присоединён к эмирату Ормуз. В нач. 16 в. захвачен португальцами, а после их изгнания в 1-й четв. 17 в. вошёл в состав сефевидского Ирана. В 80-х гг. 18 в. араб. шейхи из рода Аль-Халифа провозгласили независимость Б. С нач. 19 в. в Б. стала проникать Великобритания. Заключив с шейхами ряд договоров (1820, 1847, 1861), в 1871 она установила свой протекторат над Б. (этот акт был подтверждён договорами 1880 и 1892); фактически Б. был превращён в колонию. В годы 1-й мировой войны 1914-18 здесь была создана крупная брит. воен. база. Пр-во Ирана считало Б. незаконно захваченной терр. Ирана. В конце 20-х гг. началось проникновение на Б. амер. нефт. монополий. Амер. " Бахрейн петролеум компа-ни" (БАПКО) добилась от пр-ва Великобритании прав, позволивших ей подписать в 1930 соглашение с шейхом Б., на основе к-рого она получила концессию на разведку и добычу нефти сроком на 69 лет (добыча начата в 1932). В годы 2-й мировой войны 1939-45 брит, пр-во перебросило сюда крупные контингенты войск. С 1946 гл. город Б. Манама - резиденция главы брит, администрации в р-не Персидского зал.

Нац.-освободит, движение, развернувшееся на Б. с 1918, особого размаха достигло после 2-й мировой войны (крупнейшие выступления в 1951, 1954, 1956). С кон. 50-х гг. движение возглавил Фронт нац. освобождения Б. (создан в 1956); под его руководством проходили выступления в 1961, 1963, 1965, 1967 и др.

В 1958 Б. вместе с Катаром и Оманом Договорным объявили о создании т. н. Федерации араб. княжеств Персидского зал. По просьбе пр-в Великобритании и Ирана Ген. секретарь ООН У Тан направил на Б. весной 1970 спец. миссию с целью выявить отношение населения Б. к вопросу о будущем статусе страны. Подавляющее большинство населения высказалось за предоставление Б. независимости. 11 мая 1970 Совет Безопасности одобрил доклад миссии.

Экономика. Б.- экономически отсталая страна, зависимая от иностр. капитала. Гл. богатство Б.- нефть, осн. месторождения к-рой расположены в центр. части-о. Бахрейн (р-н Джебель-Духан) и эксплуатируются амер. " Бахрейн петролеум компани" (часть дохода получает щейх). Добываемая нефть (3, 8 млн. т в 1969) и часть нефти из Саудовской Аравии (по нефтепроводу) идёт на нефтепере-раб. з-д (мощностью ок. 11 млн. т в год) в вост. части о. Бахрейн; большая часть готовой продукции вывозится через порт Ситра. Добыча асфальта, гипса, извести. Стр-во мелких судов. Осн. центры пром. и кустарно-ремесл. произ-ва: Манама, Мухаррак, Хидд.

Большинство крестьян безземельны и арендуют землю на условиях издольщины. Обрабатывается 5% террлторпи (в оазисах). Осн. отрасли земледелия - садоводство (гл. обр. финиковая пальма) и овощеводство (батат, помидоры, баклажаны и др.). Имеются посевы кукурузы, пшеницы, ячменя. Животноводство (кр. рог. скот, верблюды, ослы) играет подсобную роль. Значит. рыболовство. Жемчужный промысел.

Длина автодорог ок. 200 км; о. Бахрейн соединён дамбами с о-вами Мухаррак и Ситра. Гл. мор. порты: Манама, Ситра, Сульман. Аэродром (между нар. значения) - на о. Мухаррак. Вывоз нефтепродуктов (амер. монополиями), жемчуга, фиников. Б.- один из важных центров транзита англ, и амер. товаров в Вост. Аравию; ввоз (из Великобритании, США, Индии, Японии, ФРГ) продовольствия (св. 30%), товаров широкого потребления, автомашин, цемента. Д е н. единица - динар (с окт. 1965); 1, 14286 динара = 1 англ. ф. ст. (1969).

Просвещение. До 1919 гос. общеобразовательных школ в Б. не было. Дети обучались элементарным навыкам счёта, письма и чтения на араб. яз. при мечетях. Первая гос. светская школа была открыта в 1919 на о. Мухаррак. Развитие образования несколько ускорилось в связи с разработкой иностр. компаниями месторождений нефти, что потребовало подготовки грамотных рабочих. Однако подавляющее большинство населения остаётся неграмотным. Обучение в школах раздельное (с 1957 бесплатное), ведётся по англ. программам и учебникам. Совр. система образования включает 6-летнюю нач. школу; 2-летнюю промежуточную и 3-летнюю ср. школу, имеющие общеобра-зоват. и проф. отделения. В уч. программах большое место отводится религии. Существуют нач. и ср. религ. школы. На базе нач. школы работают 4-летние проф. школы и пед. курсы, готовящие учителей нач. школы. Подготовка учителей промежуточных и ср. школ ведётся на базе ср. школы в 2-летних пед. уч-щах. В 1967/68 уч. г. в нач. школах обучалось св. 35 тыс. уч-ся, в промежуточных школах 5, 3 тыс. уч-ся, в ср. школах 3, 8 тыс. уч-ся, в проф. школах 0, 4 тыс. уч-ся, в пед. уч. заведениях 0, 3 тыс. уч-ся. Высших уч. заведений нет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.