Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подбор, отбор и найм персонала






Процесс непосредственного формирования человеческих ресурсов организации состоит из нескольких взаимосвязанных стадий:

1) детализация требований к рабочему месту и к кандидату на занятие вакансии;

2) подбор кандидатов;

3) отбор кандидатов;

4) прием на работу.

Подбор персонала, или рекрутинг, – это привлечение потенциальных кандидатов на замещение существующих или прогнозируемых вакансий для удовлетворения потребности организации в персонале. Этап подбора персонала включает в себя создание базы данных о работниках необхо-димой квалификации, информирование кандидатов о характеристиках вакансии, условиях работы в организации и о требованиях к ним.

Работа по подбору персонала предполагает следующие мероприятия:

· разработка плана потребности в персонале;

· мониторинг рынка труда;

· заявка линейного менеджера в кадровый отдел;

· уточнение требований к кандидату;

· внутренний поиск;

· внешний поиск;

· отбор;

· оценка эффективности процесса.

Цель процесса подбора работников заключается в создании необходимого резерва кандидатов на должности, из которого предприятие отбирает наиболее подходящих для него работников. Организация может может самостоятельно выполнять эту функцию или прибегать к помощи специализированных (консалтинговых) фирм.

Осуществление подбора кандидатов возможно за счет ресурсов внутреннего (политика «сделай кадры») и внешнего (политика «купи кадры») рынков труда. Удовлетворение потребности в персонале за счет ресурсов организации может происходить без перемещения кадров (например, за счет увеличения объема работы) и посредством внутри-организационной ротации кадров. На внешнем рынке организация может осуществлять пассивный (например, обработка заявлений о приеме на работу) и активный (реклама, консультанты по кадрам, рекрутинговые агенства) набор персонала (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Способы подбора персонала

 

Подбор персонала
Удовлетворение потребностей внутри организации Удовлетворение потребностей за пределами организации
Без перемещения кадров С перемещением кадров Пассивный набор Активный набор
Увеличение объема работы Внутрипроизводст-венное назначение Личное посещение кандидатов Доска объявлений
Продление рабо-чего времени на предприятии Профессиональное обучение Картотека на кандидатов   Вербовка при помощи работников предприятия, кадровых агенств
Перенесение срока отпуска Переквалификация Обработка заявле-ний о приеме на работу Объявления в газетах и журналах
Сверхурочная занятость Перемена места работы Помощь руковод-ства линейным менеджерам Реклама в средствах массовой информации
Внутреннее совместитель-ство Реорганизация структурного подразделения Временная работа   Штатный консультант по кадрам

 

У внешнего и внутреннего найма есть свои достоинства и недостатки. Так, подбор персонала на внешнем рынке затратен, но расширяет возможности привлечения высококвалифицированных специалистов с опытом работы и профессиональным кругозором (табл. 2.3).

Подбор кандидатов на вакансии внутри организации позволяет снизить издержки адаптации и стимулировать карьерный рост сотруд-ников, повысить уровень групповой сплоченности и улучшить климат в организации. При этом финансовые расходы на осуществление процедуры найма незначительны, вакансии закрываются быстро. Менеджеры лучше представляют возможности и недостатки привлеченных за счет внутрен-него резерва работников.

Для того, чтобы процесс подбора кадров был более успешным и более объективным, работодатели разрабатывают квалификационные требова-ния (профиль компетенций). Профиль компетенций содержит сведения о требуемых навыках, знаниях и личных качествах кандидата на занятие вакансии. Квалификационные требования представляют собой письмен-ный документ, на основе которого наниматель принимает отбо-рочные решения. Квалификационные требования могут быть включены в пакет документов, высылаемых кандидатам для информирования о процедуре отбора.

 

Таблица 2.3

Подбор персонала вне организации

 

Преимущества внешнего найма Недостатки внешнего найма
Большая возможность выбора Большие расходы при наборе
Новые импульсы для предприятия Высокая квота при приеме со стороны способствует текучести кадров
Поступающий приносит знания другого предприятия и легче завоевывает признание Отрицательное воздействие на климат в коллективе
Прием на работу непосредственно удовлетворяет спрос в кадрах Много времени затрачивается на испытательный срок из-за отсутствия знаний и умений у нового работника
Ведет к сильной коллегиальной связи, решению любого вопроса «сообща» Нет знаний производства (необходимо общее введение – расходы и время)
Быстрое замещение должности Замещение должности – требует большой затраты времени
Свободные места для молодежи Новый человек, поставленный начальником, должен уменьшить пристальное внимание – для предприятия это означает потерю сил

 

Отбор персонала – это естественное завершение процесса подбора работников в соответствии с потребностями организации в человеческих ресурсах. Если подбор персонала должен обеспечить максимальное коли-чество кандидатов, то отбор решает качественные задачи и позволяет выбрать наиболее квалифицированных из них.

Процесс отбора персонала включает в себя следующие этапы:

1. разработка критериев оценки поведения и профессиональных навы-ков кандидата;

2. разработка инструментария экспертной оценки (тестов, заданий и упражненй, позволяющих выявить уровень сформированности профессиональных компетенций);

3. наблюдение (на этом этапе приглашают претендентов, проводят собеседование и интервью);

4. оценка (на этом этапе используют разработанные ранее критерии оценки кандидатов и описывают полученные результаты);

5. обратная связь (на этом этапе принимают решения о судьбе кандидата и проводят итоговую беседу с ним).

Отбор и наем персонала представляет ряд последовательных шагов. Важным этапом является определение критериев, на основании которых будут приниматься решения о преимуществах соискателей. Затем определяются источники поиска человеческих ресурсов (вузы, кадровые агентства, СМИ и т.д.). Следующий шаг – процедуры непосредственного отбора и найма, к которым относят:

· предварительное собеседование;

· изучение заявительных документов кандидатов (заявлений, анкет, автобиографий, резюме, рекомендательных писем, медицинских заключений, свидетельств и др. документов);

· тестирование кандидатов;

· установочное собеседование (интервью), в рамках которого претен-дент и представитель кадровой службы обмениваются интересу-ющей их информацией.

После осуществления данных процедур принимается окончательное решение о приеме кандидата на работу.

Требования к кандидатам классифицируются следующим образом:

1) воздействие на других (физические характеристики, внешность, речь и манеры);

2) приобретенная квалификация (образование, профессиональная под-готовка, опыт работы);

3) природные способности и способности к обучению;

4) мотивация (цели, которые ставит перед собой, последовательность, решимость и успешность в их достижении);

5) адаптивность (эмоциональная устойчивость, способность противо-стоять стрессу, способность ладить с людьми).

Источники информации о потенциальном работнике различны: заявление о приеме, фотография, автобиография, анкета, документы об образовании, трудовая книжка, рекомендации, интервью, тесты, пробная работа и многое другое (табл. 2.4).

Отбор сотрудников в крупные компании, осуществляющие свою деятельность в конкурентной среде, представляет собой сложную многоступенчатую систему. Так, в США претендентам на должность прежде всего предлагают от руки заполнить анкету из 14 блоков по 10 вопросов в каждом и написать заявление, к которому прилагается фотография. Документы подвергаются графологической экспертизе по 238 параметрам, фотография – физиономической экспертизе по 198 параметрам. Психологи определяют специфику личности кандидата на должность, предрасположенность к данному виду работ. На основе анализа и заключения экспертов сужают круг претендентов для дальнейшего отбора. Для диагностики профессиональных компетенций широко используются тестирование, собеседование, интервью.

Формы собеседования при приеме на работу многообразны:

· собеседование кандидата с работником кадровой службы;

· с линейным менеджером фирмы;

· с руководителем фирмы;

· повторная беседа с руководителем фирмы по телефону (де-монстрирует умение заочно убеждать людей и излагать свои мысли);

· беседа кандидата с представителем кадровой службы в присутствии членов семьи;

· собеседование в присутствии нескольких конкурентов, претен-дующих на данную должность;

· беседа кандидата со специалистом высшего класса в предлагаемой сфере деятельности;

· общение с кандидатом в неформальной обстановке;

· беседа с психологом.

 

Таблица 2.4

Источники информации о работнике

 

Источник информации Содержание информации и ее значение
Заявление о приеме Сообщает первое общее впечатление о кандидате
Фотография Дает представление о внешности
Биография Наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать «детали» личности
Личная анкета Содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию о поступающем, позвол-яет не забывать информацию
Аттестат зрелости, диплом Дает сведения об успеваемости в школе, специальности, профессиональной квалифи-кации
Трудовая книжка Подтверждает прежние места работы, показывает освоенные сферы деятельности.
Рекомендации Освещают все аспекты профпригодности
Разговор с поступающим Дает возможность восполнить пробелы в ин-формации, дает личное представление о посту-пающем
Пробная работа Демонстрирует способность выполнить опре-деленную работу, владение специальными навыками
Медицинский осмотр Предлагает характеристики профессио-нальной пригодности
Графологическое заключение Дает сведения о характере, частных аспектах профпригодности (информативность процеду-ры спорна, она допустима только с согласия претендента)

 

Тенденцией рынка труда Беларуси под влиянием мировой экономической рецессии стало увеличение требований к сотрудникам. Кризис привел к сокращению вакансий и увеличению числа активных соискателей в 2009 году, сформировав «рынок работодателя». Органи-зации использовали укрепление своих позиций на рынке труда, увеличив требования к потенциальным работникам. Однако кандидаты не смогли в полной мере ответить новым требованиям, не располагая требуемыми компетенциями.

Особенности поиска нового места работы кандидатами тоже претерпели изменения. Наблюдается более осторожный и продуманный подход к смене места работы, готовность идти на переговоры с работода-телем по поводу условий и заработной платы, осознание ценности хорошего места работы (фактическое отсутствие безработицы в стране до кризисного падения на мировых рынках обесценивало значимость хорошей работы).

В 2010-2011 годах наблюдается тенденция к росту вакансий, которая обусловлена расширением штата компаний. Спрос на специалистов на столичном кадровом рынке оказался на 30% выше предложения труда. По мнению экспертов, этот тренд может привести к трансформации " рынка работодателя" в " рынок кандидата", характерный для докризисного периода, и потере позитивных, с точки зрения нанимателя, изменений.

Во время кризиса в числе первых попали под сокращение предста-вители таких специальностей, как логисты, маркетологи и менеджеры по персоналу, относящиеся к сотрудникам вспомогательных подразделений. Однако уже со второй половины 2009 года спрос на этих специалистов стал восстанавливаться, и в настоящее время данный сегмент рынка труда трансформируется в дефицитный.

К профицитным специальностям в Беларуси относятся юристы, эконо-мисты, офисный персонал и бухгалтерия. На рынке достаточно большое количество соискателей этой категории со схожим уровнем компетенций. Для избыточных сотрудников работодатели устраивают большие конкурсы, не стремясь предлагать при найме высокую зарплату. Однако спрос на высококвалифицированных специалистов в этих областях, хотя и не значителен в настоящий момент, но устойчив. Лучшие специалисты по-прежнему претендуют на достаточно высокие заработные платы и внушительный социальный пакет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.