Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадровая политика организации






 

Под кадровой политикой организации принято понимать совокуп-ность принципов, целей и стратегий в области работы с человеческими ресурсами, на которые ориентированы все действия и мероприятия по работе с кадрами.

Существует два подхода к трактовке содержания термина. В широком смысле слова, кадровая политика – это система правил и норм, осознанных и определенным образом сформулированных, которые приводят челове-ческие ресурсы в соответствие со стратегией компании. В узком смысле слова, – набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимо-отношениях персонала и менеджмента организации.

Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна обеспечить:

1) организационную интеграцию, когда высшее руководство органи-зации и линейные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;

2) высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми ценностями орга-низации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной практической работе;

3) функциональную интеграцию, то есть отказ от традиционного же-сткого разграничения между различными видами работ, гибкость в поста-новке и распределении функциональных задач, а также широкое исполь-зование разнообразных форм трудовых контрактов (полная, частичная и повременная занятость, субподряд);

4) структурную гибкость и интеграцию кадрового потенциала, позво-ляющих обеспечить адаптацию к непрерывным организационным измене-ниям, социальным и культурным нововведениям;

5) высокое качество работы и ее результатов, условий труда (рабочая обстановка, содержательность работы, удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы).

 

 

По характеру воздействия и способу формирования, различают следующие типы кадровой политики:

· пассивный;

· реактивный;

· превентивный;

· активный рациональный;

· активный авантюристический (рис. 2.1).

 

 

Пассивный

 

Рис. 2.1. Типы кадровой политики по характеру воздействия и способу формирования

 

Пассивная кадровая политика характеризуется тем, что у руковод-ства организации отсутствует выраженная программа действий в отно-шении персонала. Работа с кадрами сводится к устранению проблем. Кадровая служба не занимается прогнозированием потребностей в челове-ческих ресурсах и не располагает средствами оценки персонала; не прово-дится анализ текущей кадровой ситуации в организации.

Реактивная кадровая политика предполагает осуществление руко-водством организации контроля над состоянием кадровой ситуации: возникновением конфликтных ситуаций, наличием или отсутствием квалифицированной рабочей силы, снижением мотивации к труду. Менеджмент принимает необходимые меры для устранения возникающих проблем. Служба управления персоналом располагает средствами диагно-стики существующей ситуации.

Превентивная кадровая политика формируется, когда руководство организации имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации, однако не имеет целевых программ развития. Кадровая служба располагает средствами диагностики персонала и прогнозирования кадровой ситуации; в системе планирования содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в персонале.

В случае активной рациональной кадровой политики руководство организации располагает не только качественным диагнозом состояния, но и обоснованным прогнозом развития человеческих ресурсов на средне-срочный и долгосрочный периоды, имея средства воздействия на кадровую ситуацию.

Активная авантюристическая кадровая политика характеризуется тем, что руководство организации не имеет качественного диагноза и обоснованного прогноза развития кадровой ситуации, но стремится влиять на нее. Служба управления персоналом в этом случае, как правило, не располагает средствами прогнозирования и диагностики человеческих ресурсов.

Говорить о профессионально организованной кадровой политике и, соответственно, профессиональной деятельности кадровой службы можно лишь в случае активной рациональной кадровой политики, в которой присутствуют диагностика текущего состояния, прогноз развития (краткосрочный и долгосрочный), средства воздействия на ситуацию. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов может ухудшить состояние человеческих ресурсов и организации в целом.

У. Оучи различает три типа кадровой политики: «А», «J», «Z» (табл. 2.1).

Для кадровой политики типа «А» (американская модель) характерно следующее:

1) наем работников на относительно короткое время;

2) индивидуальное принятие решений;

3) индивидуальная ответственность;

4) быстрое развитие и продвижение;

5) механизмы явного, точного контроля;

6) поддержка специализированной карьеры работников (по вер-тикали);

7) избирательное отношение к работнику.

Кадровая политика типа «J» (японская модель) предполагает:

1) пожизненный наем работников;

2) коллективное принятие решений;

3) коллективную ответственность;

4) медленное развитие и продвижение;

5) механизмы косвенного контроля;

6) поддержку неспециализированной карьеры работников;

7) холистический (целостный) подход к работнику как личности.

На основе анализа американского и японского опыта кадровой политики У. Оучи предлагает третий, оптимальный, с его точки зрения, вариант «Z», для которого характерны:

1) долгосрочный наем;

2) коллективное принятие решений;

3) индивидуальная ответственность;

4) медленное развитие и продвижение;

5) косвенный, неформальный контроль с использованием точных, формальных критериев;

6) умеренно специализированная карьера работников;

7) холистический подход к работнику, включая семью.

 

 

Таблица 2.1

Типология кадровой политики У. Оучи

 

«А» «J» «Z»
Наем работников на относительно короткое время Пожизненный наем Долгосрочный наем
Индивидуальное принятие решений Коллективное принятие решений Коллективное принятие реше-ний;
Индивидуальная ответственность Коллективная ответственность Индивидуальная ответствен-ность
Быстрое развитие и продвижение Медленное развитие и продвижение Медленное развитие и про-движение
Механизмы явного, точного контроля Косвенный контроль Косвенный, неформальный кон-троль с использованием точных формальных критериев;
Поддержка специали-зированной карьеры ра-ботников Поддержка неспециа-лизированной карьеры работников; Умеренно специализированная карьера работников
Избирательное отнош-ение к работнику Холистический подход к работнику как лично-сти Холистический подход к работнику, включая семейный статус

 

По характеру организационных ориентиров, кадровая политика может быть ориентированной на индивидуальные или коллективистские цен-ности; демократической или авторитарной.

С точки зрения ориентации на рыночные и внутриорганизационные возможности, кадровая политика делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя кадровая политика предполагает ориентацию на внешний наем и стимулирование кадров. Организация пополняет кадры из внешних источников, реализуя политику " купи кадры" и ориентируясь на легко заменимых работников, которые не требуют дополнительной подготовки. Основой внутренней кадровой политики является принцип " сделай кад-ры", то есть ориентация на подготовку, переподготовку, повышение квали-фикации и продвижение работника внутри фирмы. Такой подход оправдан тем, что недостаточно мотивированный перспективами карьерного роста работник, повысивший свою квалификацию, может перейти на работу в другую организацию, и средства, вложенные в его обучение, окажутся потерянными.

Существует ряд общих требований к кадровой политике:

· кадровая политика вытекает из общей политики организации, так как она представляет кадровое обеспечение для реализации страте-гии;

· она должна быть достаточно гибкой, обеспечивать, с одной сторо-ны, стабильность ожиданий работников, с другой – их динамику; корректироваться в соответствии с изменениями положения орга-низации и рыночной ситуации;

· кадровая политика должна быть экономически обоснованной, так как подготовка квалифицированных работников и поддержание их квалификационного уровня связаны с большими издержками;

· необходимо учитывать индивидуальные особенности и потреб-ности работников, в первую очередь ведущих сотрудников орга-низации.

В разработке кадровой политики принимают участие высшее руко-водство, линейные и функциональные руководители, в первую очередь, руководитель кадровой службы. Окончательные решения принимает руководитель организации, который и несет полную ответственность за реализацию принципов кадровой работы.

При разработке кадровой политики придерживаются следующих этапов:

· стратегический анализ внешней и внутренней среды организации и разработка прогнозов развития;

· разработка концепции кадровой политики;

· принятие документа о кадровой политике (рис. 2.2).

 

 

 

 

Рис. 2.2. Этапы разработки кадровой политики организации

 

На первом этапе по заданию руководства компании кадровая, экономическая, юридическая и другие службы анализируют перспективы развития организации на определенный период времени, опираясь на системный анализ внешней среды. Специалисты исследуют экономии-ческую и политическую ситуацию в стране, тенденции, формирующиеся на рынках труда, товаров и услуг, факторов производства; изучают взаимо-отношения с конкурирующими и вышестоящими организациями, органами местной власти, профсоюзами.

Определение внутренних и внешних условий управления кадрами является значимым элементом стратегического анализа. Внешние условия, которые необходимо учесть при разработке кадровой политики, – это за-конодательные нормы, состояние социально-экономической инфра-структуры бизнеса, характеристики рыночной конъюнктуры, фазы эконо-мического цикла (экспансия или рецессия), позиции стейкхолдеров, осо-бенности национальной трудовой этики, отношения с местными органами власти, населением, профсоюзом.

К внутренним условиям деятельности кадровой службы относятся: размер фирмы, организационно-правовая форма ее деятельности, особен-ности технологии производства и выпускаемой продукции, фаза жизнен-ного цикла организации, специфика трудовых ресурсов, реализуемая стратегия. На первом этапе проводится также анализ профессионально-квалификационного состава работников.

Концепция кадровой политики, разрабатываемая на втором этапе, должна учитывать главные стратегические направления развития пред-приятия, быть реалистичной, гибкой, легко приспосабливаться к меняю-щимся условиям экономической и политической жизни, ориентироваться на создание высокопрофессионального персонала.

На заключительном этапе принятия документа о кадровой политике идет процесс обсуждения, доработки и принятия документа. Его проект выносится на обсуждение руководителей структурных и функциональных подразделений, заседание высшего коллегиального органа, совета трудо-вого коллектива. Руководство организации может запросить мнение уче-ных, экспертов, авторитетных специалистов, руководителей вышестоящих органов.

Ведущий специалист России в области кадровых технологий Н.А. Чижов считает, что важнейшим фактором формирования современной и эффективной кадровой политики является инновационность, то есть внедрение в практику самых современных кадровых технологий во всех областях кадровой работы, таких как мотивация персонала, его обучение, оценка деятельности, выбор компенсационных схем выплат и ряд других направлений кадровой деятельности. По его мнению, подобный подход возможен только в тех организациях, где есть высокопрофессиональный состав кадровых работников, и ведется интенсивное изучение как зару-бежного, так и отечественного опыта управления человеческими ресурсами.

Ключевыми аспектами технологии принятия решений по кадровой политике являются:

· грамотное использование кадровой информации;

· четкое определение стратегии работы;

· строгое обозначение места, роли и полномочий кадровых структур.

При разработке кадровой политики необходимо учитывать, что именно она обеспечивает эффективное функционирование подсистем формирования и развития человеческих ресурсов, определяя базовые принципы отбора, обучения, оценки человеческих ресурсов организации и других направлений деятельности кадровых служб.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.