Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Св. Иустин философ и его творения.






Далее переходим к св. Юстину (Иустину) – философу и мученику, как его величает Церковь. Только что издано собрание творений св. мученика Юстина «Святой Юстин Философ и Мученик» – это репринт хорошего дореволюционного издания, но мы должны учитывать, что под именем св. Юстина до нас дошли не только его подлинные творения, но и некоторые другие. Св. Юстин – это человек, который жил во II веке: он родился в Палестине, родители его были язычниками. С юных лет он пожелал изучать философию, он сам об этом говорит в

«Диалоге с Трифоном иудеем». Сначала он учился у стоического философа, затем у перипатетика и, наконец, у пифагорейца. У него были большие запросы как интеллектуальные, так и моральные, поэтому эти учителя его не удовлетворяли. Стоик не мог дать ему никакого понятия о Боге, перипатетик обнаружил слишком большую корыстность, как и многие учителя того времени, которые существовали за счет своих учеников. Пифагореец потребовал от Юстина слишком больших познаний об астрономии, геометрии и музыке. Только после приобретения этих знаний, он соглашался дальше обучать самой высокой премудрости.

Больший успех имел учитель-платоник, с которым, наконец, встретился Юстин. Занятия у платоника продолжались до тех пор, пока на берегу моря Юстин не встретил некоего таинственного старца, который наставил его на путь Истины, научил его основам христианской веры, дал указание, что ему делать, чтобы узнать Истину.

Как свидетельствует сам Юстин, огромное впечатление в поисках Истины на него произвели христиане своим мужеством, тем, что они за обретенную ими Истину готовы были отдать свою жизнь. После своего обращения, Юстин посвятил жизнь защите христианской Истины. Он стал вести образ жизни учителя философии, предлагая желающим свои уроки, и путешествовал в качестве такого учителя из города в город. В годы царствования Антонина Пия (40—50-е гг. II века) Юстин прибыл в Рим и основал там свою школу. Среди его учеников был известный впоследствии апологет Татиан. Сохранилось древнее свидетельство о мученической смерти св. Юстина, которого казнили вместе с другими христианами; это произошло, по всей видимости в 165 году.

Св. Юстин написал очень много, но сохранилось из того, что он написал, только три достаточно больших сочинения. Эти сочинения содержатся в одной единственной рукописи, весьма среднего качества, которая была написана во второй половине XIV века. Эти три сочинения: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном Иудеем». В собрании творений св. Юстина эти три сочинения стоят на первом месте. Св. Юстин действовал в твердом убеждении что всякий человек, который может свидетельствовать об Истине и не делает этого, будет судим Богом. Первая «Апология» св. Юстина обращена к императору. Он просит его взять в свои руки дело суда над христианами и судить самому, чтобы на этот суд не влияли ни предубеждения, ни злобные настроения народной массы в отношении христиан. Св. Юстин показывает, что обвинения, выдвигавшиеся против христиан, чаще всего основывались на ложных показаниях.

Он горячо возражает против того, чтобы приговоры выносились на основании только одной принадлежности к христианству. Он говорит, что слово «христианин» так же, как слово «философ» означает приверженца учения и вовсе не может быть основанием для обвинения; наказывать можно только за преступление в то время, как те преступления, в которых обвиняют христиан – это клевета. Скажем христиан обвиняют в безбожии. На самом деле они вовсе не безбожники; если они отказываются поклоняться богам, то потому что имеют гораздо более возвышенное, такое, что не позволяет им считать богами тех, кому их заставляют поклоняться. Христиане настолько проникнуты ожиданием конца мира, настолько строго готовятся к Страшному Суду Божию, что они не могут жить беззаконно и поэтому христиане могли бы быть опорой для самого государства.

Во второй половине первой «Апологии» св. Юстин излагает христианское учение. Он детально говорит о вероучении, о богослужении, исторически обосновывает христианство и показывает почему столь большое число людей принимает веру. Христианину особенно интересно то, что св. Юстин говорит о христианском богослужении. Он говорит о богослужении достаточно много в своих сочинениях, и мы должны понять, с какой целью он об этом говорит. Божественная Литургия входила в состав так называемого «Тайного учения».

Сами христиане узнавали о смысле Божественной Литургии уже после Крещения. Язычники тем более ничего не знали о Литургии и Евхаристии, и по своему незнанию они изобретали самые чудовищные клеветы относительно главного христианского богослужения. И вот, очевидным образом, св. Юстин приоткрывает завесу перед своими языческими читателями, именно для того, чтобы опровергнуть эти клеветнические слухи, которые были распространены и в простом народе, и среди образованных противников христианства. В конце первой «Апологии» мы находим один документ, присоединенный к ней автором, – это «Рескрипт императора Адриана» на имя проконсула Азии, подписанный примерно в 125 году. В этом Указе император Адриан говорит о том, какими принципами нужно руководствоваться при судебном преследовании христиан. В нем имеются четыре пункта:

1.Христиане должны быть наказываемы регулярным образом по суду.

2.Приговор может быть вынесен только в том случае, если доказано, что подсудимый

нарушил римские законы.

3.Наказание должно быть соразмерно свойству и степени преступления.

4.Всякое ложное обвинение должно сурово наказываться.

В начале второй «Апологии» св. Юстин рассказывает о недавнем событии, когда префект г. Рима приказал обезглавить трех христиан только за то, что они заявили, что они христиане.

Юстин взывает к римскому общественному мнению, протестуя против такого образа действия властей. Св. Юстин, в частности, отвечает на ироническое замечание язычников, которые спрашивали у христиан, почему христиане не хотят путем самоубийства поскорее перейти в иной мир, если они вообще так бесстрашно относятся к смерти и так хотят соединиться с Господом в Жизни Вечной. Св. Юстин совершенно правильно указывает, что самоубийство есть серьезнейшее нарушение воли Божией, а христиане хотят жить по Воле Божией. Если они исповедуют себя христианами, идя за это на смерть, то опять-таки они действуют по Воле Божией, потому, что они не считают преступной свою принадлежность к Церкви и не считают, что это нечто такое, что нужно прятать от других.

Самое большое из трех сочинений св. Юстина – это «Диалог с Трифоном Иудеем». Это самая древняя, сохранившаяся до нашего времени апология, адресованная иудеям. По всей видимости, «Диалог» составлен позднее двух «Апологий». Собеседник св. Юстина – некий ученый, иудей Трифон, возможно это раввин Трифон, который упоминается в «Мишне», части «Талмуда». Как сообщает Евсевий Кесарийский, диалог между св. Юстином и Трифоном состоялся в Ефесе. В том виде, в каком «Диалог» записан св. Юстином, он представляет собой протокольную запись собеседования. Однако, он не является и слишком уж вольной вариацией на эту тему. По всей видимости, св. Юстин записал свое собеседование очень скоро после того, как оно имело место, и более или менее придерживаясь канвы той реальной дискуссии, которую он имел с Трифоном. В диалоге св. Юстин много говорит о самом себе, о том, как он пришел к христианской вере. Затем он излагает свои воззрения на «Ветхий Завет». Моисеев Закон, как он говорит, имел только временное значение, христианство – это новый и вечный Закон и не для одного народа, а для всего человечества. Очень важная часть «Диалога» посвящена обоснованию того, что Христу нужно поклоняться, как Богу (главы 48 – 108). Затем св. Юстин доказывает, что верующие во Христа – это Новый Израиль, Новый Избранный Народ Божий и, в конечном счете, именно к ним относятся те Обетования, которые в «Ветхом Завете» прообразовательно отнесены к ветхозаветному народу Божию. Кроме этих трех сочинений, св. Юстин составил целый ряд сочинений, которые до нас не дошли. Те сочинения, которые сохранились под именем св. Юстина, кроме названных трех, не принадлежат ему, хотя в некоторых случаях они называются теми же названиями что и не сохранившиеся подлинные его сочинения. Поскольку в этом томе содержатся все известные под именем св. Юстина сочинения и подлинные и не подлинные, я назову, по крайней мере, некоторые из них. «Увещание к эллинам» – содержание соответствует названию (эллин на церковном языке означает, прежде всего, – язычник). В этом сочинении автор убеждает язычников в истинности христианства. Он говорит сначала о греческих поэтах, которые никоим образом не могут рассматриваться, как свидетели об истинной религии; затем говорит о философах, которые очень много противоречат один другому и говорят, и что истину надо искать у Моисея и пророков. Моисей жил и учил значительно раньше всех поэтов и философов, этот мотив очень распространенный у апологетов. Видя что-то хорошее, истинное у языческих авторов, апологеты часто объясняли присутствие каких то элементов истины у язычников и влиянием на них ветхозаветных пророков. Исторически это не очень убедительно, но апологеты

считали именно так. «Увещание к эллинам» составлено в III веке, т.е. много времени спустя после жизни св. Юстина.

Еще одно сочинение называется «Речь к эллинам»; оно гораздо короче, чем предыдущее. Здесь опять мы находим нападки на поэтов Гомера и Гесиода. Заканчивается эта речь воодушевленным призывом к обращению. Датируется «Речь» также III веком.

Еще одно сочинение, известное под именем св. Юстина – «О монархии» или в русском переводе «О единовластительстве». Здесь с помощью цитат самых известных греческих поэтов доказывается истинность единобожия.

Наконец, есть еще целый ряд сочинений; они не помещены в этом томе, они еще более позднего времени, конца IV – начала V века. Я не буду их называть по – отдельности, они происходят откуда-то из Сирии. Эти сочинения, приписывавшиеся св. Юстину, современная наука приписывает авторству Илизиодора Тарсийского или даже Феодорита Кирского.

В том определении Бога, которое дает св. Юстин, чувствуется влияние платонизма. Св. Юстин настаивает на том, что Бог неизреченен. Творец Вселенной не имеет имени, потому что Он не рожден. Он мог бы иметь имя, только в том случае, если бы над Ним был Кто-то старший.

Поскольку Он – Начало всего, Он безымянен, и все Его имена такие, как Отец, Бог, Творец, Господь, Владыка, имеют только условное значение. Лучшее имя – есть имя «Отец», поскольку Бог – есть Творец всего. Св. Юстин отрицает вездеприсутствие Божие, он говорит, что Бог обитает превыше небес и, таким образом, между Богом и сотворенным им миром существует целая бездна. Но есть мост, переброшенный через эту бездну – это Логос, Слово Божие. Логс – это посредник между Богом Отцом и миром. Бог общается с миром только посредством Логоса.

Логос всегда пребывает в Боге, как внутренняя присущая Сила. Но перед сотворением мира Логос отделился от Бога, и Он непосредственно и сотворил мир. Это отделение Логоса от Бога Юстин поясняет образом двух огней; один огонь загорается от другого, причем первый огонь нисколько не умаляется в своей яркости от того, что от него отделяется другое пламя.

Вообще говоря, при всей укорененности учения первых богословов о Святой Троице в Священном Писании, мы все-таки не должны идеализировать эти учения. И мы действительно видим, что когда богословствующий ум пытается объяснить неизреченные тайны Святой Троицы, то не так уж трудно впасть в ошибки. В церковном богословии только со временемутвердились совершенно безошибочные формулы и понятия о Святой Троице. В этом отношении, конечно, есть большая разница между богооткровенным учением Священного Писания и попыткой в категориях человеческого разума изложить учение о Боге. Мы должны это трезво видеть, не должны этого бояться, должны исходить, прежде всего, из суда Церкви о том или ином учении. Церковь не провозгласила первых богословов самыми лучшими истолкователями догмата Святой Троицы. И действительно, в первые века мы будем находить очень много неточностей в этих учениях. Нам легко сейчас рассуждать, потому что у нас есть и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Афанасий Великий и все прочие Отцы. Мы должны понимать, что богословие должно было проходить сложный путь становления, и мы в то же время должны прославлять подвиг всех, кто во все века, начиная с самых первых веков и десятилетий христианства, подвизался в уяснении Божественной Истины. Учение св. Юстина.

Продолжаем изучение творений св. мч. Юстина (Иустина) Философа, о котором мы начали говорить. Как я уже сказал, триадология св. Юстина не отличается точностью. Вообще говоря, доникейская триадология обнаруживала две противоположные тенденции, которые в своих пределах выражались в еретических учениях, но в смягченной форме могут найтись у тех, кто в то время имел самый высокий богословский авторитет. Действительно понимание догмата Святой Троицы чрезвычайно трудно для ограниченных человеческих возможностей. Пытаясь осмыслить этот догмат, древние богословы впадали или в умаление значения Второй и Третьей Ипостаси, тем более, что это те Ипостаси, которые действуют в мире и которые поэтому как бы сливаются с сотворенным миром. Или же противоположная тенденция – напротив, в богословии происходило слияние Трех Ипостасей. Можно думать, что обе эти тенденции присутствуют у св. мученика Юстина. Он говорит о неразличимом единстве Ипостасей до сотворения мира, затем Слово Божие, чтобы действовать в мире отделяется от Бога Отца и управляет этим миром.

Частичка божественного Логоса, божественного Слова, есть в каждом человеке; именно это первое объяснение того, что много истинного можно найти в изучении языческих философов. Из них св. Юстин выделяет Гераклита, который, как известно, тоже учил о божественном Логосе, и Сократа. Сократ вообще излюбленная личность у апологетов; они справедливо усматривают у Сократа некий прообраз Христа; Сократ тоже, хотя и в языческом мире, – праведник, неправедно гонимый от этого мира и претерпевший казнь. Об этом прямо говорят многие апологеты. Поэтому можно сказать, что вообще не существует какой-либо коренной противоположности между философией и христианской верой. Св. Юстин произносит такие смелые слова; «Все, что есть в учении философов принадлежит нам, христианам». Все истинные начала, которые эти философы и языческие законодатели открыли и выразили происходят от того, что они частично видели божественный Логос, только отчасти, только односторонне. Этим же объясняется и то, что они часто противоречат себе, но это не говорит об их полной непричастности к Истине. Св. Юстин много раз напоминает, что христиане подвергаются гонениям также, как те, кто искал Истину до Христа. Он указывает на то, что Сократ, который больше других в языческое время подвизался за Истину, подвергся тем же самым обвинениям, каким в его время подвергали христиан (обвинениям в безбожии, безнравственности и т.д.). Св. Юстин понимает разницу между этими проблесками Истины и той полнотой Истины, какая явилась во Христе. Он говорит и о немощи тех, кто следовал за Сократом и другими мудрецами языческого времени. Он говорит и о том, что никто не отдал свою жизнь за то учение, которое возвещал Сократ. Однако, затем люди уверовали во Христа, который частично открылся и Сократу. Итак, главное объяснение того, почему у языческих учителей можно найти элементы Истины – это объяснение, так сказать, метафизическое. Им была открыта, в какой то части Истина, потому что семя божественного Логоса вложено в каждую человеческую душу и может прорасти и принести плоды каждой душе, если взращивать божественное семя. Однако, св. Юстин дает и другое историческое объяснение этому, которое заключается в том, что язычники могли многое заимствовать из Божественного Откровения. Как я уже говорил св. Юстин отмечает, что Моисей древнее всех языческих писателей. Все, что философы и поэты говорили о бессмертии души, о загробном воздаянии, о созерцании небесных вещей и о других подобных учениях – все это они получили от пророков. Именно так они могли узнать об этих истинах.

Однако, только христиане обладают полнотой Истины, явленной во Христе и воплотившейся на земле. Св. Юстин – это первый богослов, который продолжает апостола Павла и называет Пресвятую Богородицу второй, новой Евой, подобно тому, как по апостолу Павлу Христос – это новый Адам. В этой новой Еве происходит нравственное возрождение падшего человечества.

Св. Юстин – это также один из первых богословов, сообщающий нам о почитании Ангелов. Приведу цитату св. Юстина «Мы поклоняемся воинству благих Ангелов, которые окружают Бога и подобны Богу и поклоняемся Духу пророчествующему». Здесь мы также можем отметить нечеткость триадологии св. Юстина, который в одном ряду говорит об Ангелах и Св. Духе. Св. Юстин говорит, что Ангелы пекутся о всех людях и вообще о всех тварях; хотя Ангелы и имеют духовную природу, они обладают по св. Юстину определенной телесностью. Указывая на Священное Писание, которое говорит о хлебе ангельском, св. Юстин понимает эти слова буквально и считает, что Ангелы получают от Бога особую пищу.

Св. Юстин говорит, что целью человеческой жизни является обожение; все люди могут стать «сынами Всевышнего» (выражение Священного Писания). Однако, поскольку человеку дана свобода, не все люди пользуются этой возможностью. Св. Юстин свидетельствует о совершении в христианских обществах таинства Крещения и Евхаристии. Он говорит о том, что Крещению предшествует Пост, который с готовящимися к Крещению разделяют и те, кто уже крещен. Крещение совершается во имя Святой Троицы. Я это особо отмечаю потому, что есть сектанты, которые отвергают обязательность Крещения во имя Святой Троицы, ссылаясь на то, что мы находим в Священном Писании выражение «креститься во имя Господа Иисуса Христа». Говоря о Евхаристии, св. Юстин отмечает, что то, что преподается в Евхаристии – есть Тело и Кровь Христова; это не простой хлеб и не простое вино, а Тело и Кровь Господня. Совершению Евхаристии предшествует чтение Священного Писания, после которого говорится проповедь, истолковывающая Священное Писание в его нравственном применении к жизни и затем совершается само освящение Евхаристических Даров. Это освещение совершается произнесением молитв, в которые входит то, как Господь установил таинства, произнесение того, что мы называем «установительными словами». Как мы можем заключить из описания тайносовершения у св. Юстина, совершитель таинства может варьировать молитвы, он может произносить молитвы, импровизируя; однако, есть в общих чертах уже установившийся чин, от которого он отступать не может. То есть, с одной стороны чин закреплен, с другой стороны, допускается момент харизматической импровизации. Св. Юстин отмечает, что таинство совершается в воскресение, в день Солнца по языческому календарю. Мы с вами знаем, что уже по Священному Писанию этот день получил свое специфическое христианское название дня Господня. Очень важный момент, на который указывает св. Юстин – это сбор приношений во время воскресного совершения Евхаристии. Все состоятельные члены общины обязаны принести свои Дары, которые предстоятель затем распределяет по своему усмотрению, прежде всего, помогая бедным членам христианской общины.

Что касается эсхатологического учения св. Юстина, он принадлежал к хилиастам, хотя он сам отмечал, что далеко не все члены Церкви разделяют хилиастическое учение, учение о тысячелетнем Царствии Христианском, предшествующем исполнению времен. Св. Юстин учит, что души всех людей после смерти идут в преисподнею, хотя там есть различия между праведниками, ожидающими Воскресения и грешниками, ожидающими вечные страдания в наказание за грехи. Только мученики идут сразу после смерти на небо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.