Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативные документы об образовании в России






Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Кодексы РФ

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья, четвертая)
  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ)
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ)
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ)

Федеральные законы РФ и Законы РФ

  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ
    " О воинской обязанности и военной службе"
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
    " Об образовании в Российской Федерации"
  • Закон РФ от 30 марта 1993 г. N 4693-I
    " О минимальном размере оплаты труда" (утратил силу)

Постановления и распоряжения Правительства РФ

  • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206
    " Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"
  • Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420
    " Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610
    " Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612
    " Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате"
  • Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288
    " Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"
  • Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867
    " Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"
  • Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046
    " Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"
  • Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441
    " Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе"
  • Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196
    " Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
  • Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 846
    " О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71
    " Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"
  • Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 275-р
    " Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 152
    " Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. N 328
    " Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах"
  • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521
    " Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543
    " Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"
  • Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 991
    " О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций"
  • Постановление Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164
    " Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования"
  • Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. N 2303-р
    " О перечне ГОУ ВПО, которым предоставляется право проводить в 2013 г. дополнительные вступительные испытания"
  • Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505
    " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (утратило силу)

Приказы и Письма Министерства образования и науки РФ

  • Приказ Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
    " Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации"
  • Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814
    " Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации"
  • Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. N 1076
    " Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях " За особые успехи в учении", о похвальной грамоте " За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе " За отличные успехи в учении"
  • Приказ Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. N 1884
    " Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната"
  • Приказ Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. N 2749
    " Об утверждении Примерного положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 13 мая 2003 г. N 2057
    " Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию"
  • Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994
    " Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
    " Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312
    " Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2005 г. N 65
    " Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362
    " Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2009 г. N 68
    " Об утверждении Порядка выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337
    " Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
    " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 505
    " Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 " Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. N 117
    " Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 25
    " Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 " Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 октября 2011 г. N 2451
    " Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562 " Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895
    " Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. N 107
    " Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. N 654
    " Об утверждении перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в размере 6 000 рублей и 10 000 рублей соответственно"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 января 2013 г. N 50
    " Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год"
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 г. N 08-548
    " О приеме в общеобразовательные учреждения"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июня 2013 г. N 455
    " Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся"

Приказы других Министерств и ведомств

  • Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 10 июля 2009 г. N 666/249 " Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
  • Приказ Минобороны РФ от 24 марта 2010 г. N 265 " Об утверждении Порядка приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации"
  • Приказ Минобороны РФ от 24 апреля 2010 г. N 100 " Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации"
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н " Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности"

СанПиНы

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 " Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 " Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Федеральные государственные образовательные стандарты

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Региональные документы

  • Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 " О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"
  • Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 " О развитии образования в городе Москве"
  • Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 " Об общем образовании в городе Москве"

 

 

Билет 12. " Финляндия, Южная Корея и Гонконг возглавили рейтинг 20-ти самых успешных образовательных систем мира, составленный британской компанией Pearson по заказу аналитического отдела журнала Economist и опубликованный в газете Times. Великобритания на шестом месте, Россия - на последнем.

Московский государственный университет им. Ломоносова занял первое место в престижном международном рейтинге университетов QS среди стран развивающейся Европы и Центральной Азии. На втором месте -Новосибирский государственный университет, при этом всего в рейтинге представлены 26 российских вузов.

В топ-20 рейтинга лидера в области оценки образования Quacquarelli Symonds также попал Московский физико-технический институт, а на 21-м месте оказался МГТУ им. Баумана.

МГУ был назван пятым среди лучших в 2015 году университетов стран БРИКС и других развивающихся экономик мира по версии Times Higher Education. Также московский университет вошел в список 200 лучших мировых вузов по версии составителей рейтинга Times Higher Education, получив 196-е место.

Международные исследования схематично:

TIMSS Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования

 

             

 

PISA Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии

 

           

 

PIRLS Международный проект " Изучение качества чтения и понимания текста"

 

     

 

CIVIC Сравнительная оценка граждановедческой подготовки выпускников средней школы

 

   

 

SITES Второе сравнительное исследование применения информационных и коммуникационных технологий в образовании (1999)

 

Об исследовании Участники Результаты Публикации

 

IAEP II Второе исследование по сравнительной оценке математической подготовки учащихся (1991).

 

Об исследовании Участники Результаты Публикации

 

Программы оценки качества школьного образования в РФ:

С октября 2008 г. Россия вошла в число стран, которые объединяются в сфере образования, приняв программу «Russia Education Aid for Development» [[1]] (READ, «Содействие образованию в целях развития»). Правительство РФ и Международный банк реконструкции и развития приняли программу для стран с низким доходом. Целью этой программы было повысить качество образования и улучшить результаты обучения. Лозунг этой программы – «Когда дети учатся, нации процветают». В рамках программы осуществляются инициативы, направленные на повышение качества образования: формирование корпуса экспертов международного уровня для оценки качества образования, создание адекватной образовательной политики на основе принятия управленческих решений. Московская высшая школа социальных и образовательных наук осуществляет подготовку специалистов по программе «Менеджмент в сфере образования» со специализацией «Оценка качества образовательных систем». В рамках «Russia Education Aid for Development» в России ввели международные программы оценки качества образования.

TIMSS создана для измерения образовательных достижений школьников 4-х и 8-х классов в целях улучшения преподавания математики и естественных наук. Это исследование проводится четырехлетними циклами с 1995 г. Исследование было проведено в 2011 г. [[2]] и в перспективе будет проведено 2015 г. TIMSS организует международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievement). Это независимая международная организация, работает с 1959 г. представляет собой сообщество научно-исследовательских центров: Служба тестирования в области образования США, Канадский центр статистики, Секретариат международной ассоциации по оценке образовательных достижений Нидерландов, Центр обработки данных Международной ассоциации по оценке образовательных достижений Германии и др. В России за данное исследование отвечает Центр оценки качества образования Института содержания общего образования Российской академии образования, Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. TIMSS направлен на выявление динамики образовательных результатов на конец начальной школы и на конец средней школы. TIMSS – самое масштабное исследование по количеству стран и по количеству учеников. TIMSS – самое долгосрочное исследование. TIMSS является пятым исследованием рейтинге в рамках программы IEA. Разработчики сохраняют принципы исследования учебных достижений на протяжении десятилетий. Страны могут посмотреть динамику учебных достижений за долгий период времени. Результаты исследований опубликованы в энциклопедии «Образовательная политика и учебная программа в области математики и науки». Результаты помогают понять различия в преподавании математики и естественных наук в разных странах. Особое внимание уделено выходным результатам школьников 8-х классов. TIMSS связана с содержанием предмета и изучаемыми темами, исходя из этого, можно выявить степень соответствия содержания учебного предмета каждой из стран-участниц. Тестовые задания представляют собой вопросы по математике и по естествознанию. Задания делятся на задания с выбором ответа и на задания со свободным ответом, удельный вес заданий со свободным ответом повысился – это отражает тенденцию в составлении тестов, где отдается предпочтение свободному ответу. Российские школьники хуже всего справляются с заданиями по теории вероятности, которая более полно отражена в школьной программе США и Канады. Не смотря на это, российские школьники показывают результаты, значительно превосходящие средние международные показатели.

Международное исследование PIRLS [[3]] (Progress in International Reading Literacy Study) направлено на изучение качества чтения и понимания текста. Проводится международной ассоциацией по оценке учебных достижений. Эта ассоциация входит в международную организацию, которая проводит TIMSS. Первое исследование PIRLS было проведено в 2001 г., второе в 2006 г, третье в 2011 г. Целью этого исследования была проверка результатов грамотности чтения учащихся 4-х классов. PIRLS опирается на национальные исследовательские центры. Исследование оценивает такие вторичные факторы как домашние виды деятельности, читательские привычки и отношение к чтению, школьные программы и организация обучения, учительская квалификация и методы обучения.

Международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA [[4]] (Programme for International Student Assessment) проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development). PISA создана для измерения ключевых компетентностей школьников пятнадцати лет и определения нужности знаний для последующей жизни. PISA проводится раз в три года, первое исследование проведено в 2000 г. Предметные области PISA – чтение, математика, естественные науки. С 2003 г. введено ещё одно направление тестирования – способность решать различные проблемы. Задания включают в себя отдельный текст и вопросы к нему. Более половины вопросов предполагают свободный ответ, вопросы с готовыми вариантами составляют 30%, вопросы с творческими ответами – 12 %. В международном мониторинге превалируют задания по математике: 54 задания по математике (всего 85 вопросов), 8 заданий по чтению (всего 28 вопросов), 13 заданий по естествознанию (всего 35 вопросов) и 10 заданий по решению проблем (всего 19 вопросов). Международный консорциум состоит из Нидерландского национального института педагогических измерений, Службы педагогического тестирования США, Национального института исследований в области образования Японии и др. Руководит работой международного консорциума Австралийский совет педагогических исследований (Australian Council for Education Research). PISA оценивает общеучебные достижения учащихся 15-и летнего возраста. Основная цель мониторинга PISA: оценка useful knowledge, полученных в школе. Также оцениваются вторичные факторы: семьи учащихся, дополнительная информация о самих учащихся, характеристика системы образования. У программы PISA есть критики, которые считают исследование некорректным, т.к. оно основано не на школьной программе, а на возможности детей решать нестандартные задачи и владение детьми нерутинной когнитивной группой навыков. Исследование PISA показало, что

российские школьники не могут применить научные знания на практике.

С 1995 г. РФ является регулярным участником перечисленных международных исследований. РФ не имела системы национального оценивания, и международные исследования заняли эту нишу.

Программа оценки уровня математической подготовки школьника «Кенгуру» также международное исследование, которое вышло из национального оценивания математических навыков школьников Австралии. В 1991 г. исследование было проведено во Франции, а в России оно проводится с 1994 г. по инициативе Санкт-Петербургского Математического общества. Начиная с 1995 г., проведением конкурса руководит Российский оргкомитет, созданный в Санкт-Петербурге при Институте продуктивного обучения Российской академии образования. Деятельность оргкомитета поддерживается Санкт-Петербургским Математическим обществом и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена. Непосредственную организационную работу взял на себя Центр технологии тестирования «Кенгуру плюс» [[5]]. На начальном этапе исследование представляло собой конкурс, который оценивал учебные умения по математике учеников 2-10 классов, содержал 3 раздела, один из которых был представлен нестандартными задачами. С 2003 г. осуществляется мониторинг выходных знаний выпускных классов школ. С 2008 г. конкурс перерос в мониторинг математической подготовки выпускников начальных классов. С 2006 г. осуществляется мониторинг выходных знаний учеников средней школы. Также осуществляется входной контроль знаний в 5 и 7 классах.

В мониторинг включены задания по алгебре и анализу, по геометрии. В мониторинге наблюдается большой удельный вес заданий, которые проверяют навыки логических рассуждений.

На современном этапе «Кенгуру» не только конкурс-аналог олимпиады для всех учащихся, но и масштабный проект оценки математических знаний и умений.

С 2000 г. ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» [[6]]. Конкурс курирует Институт лингвистики РГГУ, г. Москва. Задания представляют собой вопросы с выбором ответа, заданий со свободным ответом нет. Конкурс пока не является программой по оценке лингвистических знаний учащихся, но организаторами ведется статистика правильных ответов, что является первой ступенью к созданию национальной программы оценки лингвистических умений.

С 2006 г. на всей территории РФ проводится ЕГЭ [[7]], который с 2009 г. является основной формой государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы в Российской Федерации. Программа контролирует выходные знания школьников выпускных классов. Вопросы тестов основаны на школьной программе. ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. С 2011 г. предпринимаются попытки создать региональные системы оценки качества образования, в том числе и учебных умений и навыков учащихся. Мотивируются такие попытки несовершенством ЕГЭ, различием целей и задач ЕГЭ и любой другой системы оценки качества обученности.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предполагает создание независимой национальной оценки качества образования. Министерство образования разработало методические рекомендации по системе оценки качества.

Справочно. Результаты исследований:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.