Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекции по дисциплине






Тема 1. Основы современной методологии бизнес – планирования

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.

«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.

Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.

Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.

В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:

- руководитель проекта и команда - долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- заказчик (владелец) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;

- органы власти - налоги со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;

- потребители - товары и услуги;

- инвесторы - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;

- другие заинтересованные стороны - удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов.

Общеизвестно, что наилучший способ оценить свои шансы на успех - планировать и придерживаться назначенных ориентиров. План убережет вас от коммерческой деятельности, обреченной на провал.

Если намечаемое вами дело находится на грани банкротства, план объяснит, почему дешевле отказаться от сомнительной затеи, чем на собственном опыте учиться тому, чему план научил бы вас в течение нескольких часов сосредоточенной работы по его составлению. Наконец, план снабдит необходимой информацией тех, кто заинтересован в объективной оценке вашего бизнес-проекта, в особенности, если вам понадобится внешнее финансирование. Тщательно составленный план может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворит большинство кредиторов.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;

- содержит ориентир, как должна развиваться фирма;

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, руководителем лишь подписан. Это не означает, что не следует пользоваться услугами консультантов, наоборот, привлечение консультантов, как правило, приветствуется инвесторами. Вместе с тем, включаясь в эту работу лично, руководитель фирмы как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?

Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть именно на период реализации стратегического проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

В зависимости от степени проработки исходного материала различают экспресс-бизнес-план, технико-экономическое обоснование проекта, рабочий бизнес-план, бизнес-план как инвестиционная заявка.

 

Тема 2. Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования

 

Классики менеджмента утверждают, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменной ориентации, что является причиной плохого состояния дел и краха.

Применение планирования создает преимущества:

- делает возможной подготовку к исследованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблему;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для подготовки менеджеров;

- способствует более разнообразному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Наиболее нуждаются в применении планирования вновь возникшие частные и государственные фирмы.

Пределы планирования:

- неопределенность финансовой сферы

- величина издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования

- масштаб деятельности фирмы

- приоритет краткосрочных задач над долгосрочными

- природа личности менеджера

- теоретический подход к проблеме «плановиков»

 

Планирование – важнейшая часть бизнеса.

Понятие планирование деятельности фирмы имеет 2 смысла:

- общеэкономический (общая теория фирмы и ее природа)

- управленческий (когда планирование является функцией менеджмента)

 

Планирование – умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

 

В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:

 

• определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;

• анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;

• поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;

• определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства и др.;

• оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;

• оформление плана в виде единого документа.

Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования, которые можно классифицировать по степени определенности условий, временной ориентации

разработчиков плана, типу целей, методам обоснования и другим признакам.

1. Принципы планирования.

Принципы планирования определяют характер плановой деятельности в организации. Их соблюдение является предпосылкой к эффективной работе фирмы и снижению отрицательных результатов планирования. Файоль выделил 4 принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. Ансоф добавил принцип участия.

Принцип единства: планирование в организации должно иметь системный характер

Принцип участия: каждый член организации – участник плановой деятельности (информированность участников, планы организации = личные планы, развитие работников)

Принцип непрерывности: Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в кото-

ром увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением

непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

Принцип гибкости: Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

а) введения плановых резервов по основным показателям;

б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;

в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

г) использования альтернативных планов.

Принцип точности: Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

2. Системы и разновидности планов организации.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По существу план – это набор инструкций для менеджеров описывающих роль которую каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которые можно разделить на следующие этапы:

- стратегический план (генеральный план – 5 лет)

- общефирменный план (главные задачи развития организации)

- краткосрочные планы

- программы и бизнес проекты

Стратегический план – видение миссия общие цели место организации в будущем выбранные стратегические действия. Данный план ориентирован для принятия решений на более низких уровнях. Данный план ограничитель для планов более низких уровней по ресурсам.

Наступательный план – предполагает развитие организации

План развития (Бизнес-план) – комплекс взаимосвязанных мероприятий необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. Он определяет пути выхода на новые позиции.

Оборонительный план – удержание позиций и предупреждение

Ликвидационный план – рекомендации по избавлению от ненужных экономических потерь.

Программы – определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации (по совершенствованию технологий, организации контроля качества, учета движения запасов и т.д.)

Бизнес-проекты – ориентируются на определенный аспект развития организации (устанавливают стоимость, график выполнения работ, технические и финансовые параметры, т.е. отличаются конкретной проработкой)

Долгосрочные и среднесрочные планы объединяются в категорию перспективных,

разрабатываемых на период свыше одного года.

В рамках долгосрочных планов (5—10 и более лет) создается концепция развития

фирмы на перспективу

Долгосрочные планы обычно разрабатываются в виде набора целей, целевых

комплексных профамм, стратегических планов и т. п.

Задачи, обозначенные в них преимущественно в качественных положениях,

конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнителям в среднесрочных планах (составляются

от 1 года до 5 лет) в количественных показателях (в том числе финансовых).

Таким образом, среднесрочные планы являются проекцией долгосрочных

на ближайшие годы, детализируя их интервальные показатели в точечные; более

агрегированные — в менее агрегированные.

Сегодня стратегическое планирование выполняет следующие главные функции:

• определяет пути формирования конкурентных преимуществ;

• поддерживает у менеджеров и персонала ориентированный на будущее образ

мышления и поведения;

• обеспечивает формирование и реализацию политики в области маркетинга;

• создает предпосылки стратегического контроля;

• придает единство управленческим процессам в различных сферах деятельности

организации;

• ослабляет бюрократические тенденции.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на

развитие ее потенциала, конкурентных преимуществ и обеспечение условий выживания.

Основу разработки стратегических планов составляют глубокий анализ основных

тенденций, угроз и возможностей, которые существуют (могут появиться)

во внешнем окружении фирмы, и всесторонний прогноз их будущего изменения.

 

Тема 3. Организация процесса бизнес-планирования

Последовательность разработки бизнес-плана

 

Содержание работы по составлению бизнес-плана № раздела Название раздела
Перспективная бизнес-идея    
1. сбор и анализ информации о продукте (услуге). Раздел 3 Описание продукта (услуги)
2. сбор и анализ информации по рынку сбыта Раздел 4 Маркетинговый план
3. анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли Раздел 2 Описание предприятия и отрасли
4. определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами Раздел 5 Производственный план
5. расчет потребного капитала и источников финансирования Раздел 7 Финансовый план
6. определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности Раздел 8 Направленность и эффективность проекта
7. разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта Раздел 6 Организационный план
8. решение вопроса рисков и гарантий Раздел 9 Риски и гарантии
9. подбор материалов и составление приложений Раздел 1  
10. составление краткого содержания проекта содержание  
11. составление аннотации Аннотация  
12. оформление титульного листа титул  

 

Тема 4. Методика составления бизнес-плана

Состав бизнес-плана

 

1. Титульный лист.

2. Резюме.

3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги).

4. План маркетинга.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Страхование рисков.

8. Финансовый план.

9. Приложения.

Все разделы бизнес-плана должны корреспондироваться между собой. Разработка каждого последующего раздела может привести к корректировке предыдущих. Поэтому разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана.

Следует отметить, что каждый руководитель должен составлять бизнес-план в зависимости от особенностей развития его фирмы и исходя из личной оценки достаточности представляемого материала, чтобы убедить инвестора в целесообразности вложения денег именно в данный проект. Одно из главных требований - это анализ сильных и слабых сторон бизнеса, который обеспечивает объективность аргументов проектировщика бизнес-плана.

Каждый раздел бизнес-плана имеет экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что обосновывает объективность показателей финансового плана.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.