Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектурные и исторические памятники






МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

«АРХИТЕКТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ СЛОНИМА, ЖИРОВИЧЕЙ И СЫНКОВИЧЕЙ»

Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму».

Минск


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

 

«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г.

 

 

Архитектурные и исторические памятники

Слонима, Жировичей и Сынковичей»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

Вид экскурсии: историко-архитектурная автобусная

Протяженность маршрута: 460 км.

Продолжительность экскурсии: 8 час. экскурсионных (или 6 час. астрономических)

плюс 6 час. сопровождения

 

Автор-составитель: Т.В.Биндель

 

 

Минск

Содержание экскурсии:

  • экскурсия «Архитектурные и исторические памятники Слонима, Жировичей и Сынковичей» знакомит с архитектурными памятниками Слонима, Жировичским монастырем, Сынковичской церковью;
  • экскурсанты познакомятся с культовыми постройками XVI – XIX вв, в которых отразились черты архитектуры готики, ренессанса, барокко, классицизма;
  • а также с памятными местами, связанными с событиями, значимыми в истории нашей страны и в судьбах известных людей этого края;
  • по дороге экскурсанты получают информацию о расположенных вблизи трассы городах и поселках, памятных местах, связанных с теми или иными событиями и людьми.

 

Цель экскурсии:

  • способствовать пробуждению интереса к культурно-историческому наследию, воспитанию национального самосознания, уважения к белорусской культуре и истории;
  • содействовать формированию нравственной культуры, позитивного отношения к сохранению памятников архитектуры;
  • формировать художественный вкус, умение воспринимать красоту архитектурных памятников различных эпох и стилей.

 

Задачи экскурсии:

 

  • познакомить с памятниками архитектуры Слонима, Жировичского монастыря и храмом оборонного типа в Сынковичах;
  • на примере архитектурных, исторических, литературных объектов дать представление о некоторых этапах истории Беларуси.

 

Общие методические указания:

 

  • экскурсовод должен иметь большой запас знаний о стране и о регионах;
  • общий материал не должен преобладать над местным, служа только фоном для конкретных местных событий или личностей;
  • с группой малоподготовленной и детьми продолжительные теоретические объяснения нежелательны;
  • следить за чередованием длинного и короткого рассказов;
  • помнить о психологической и физической усталости экскурсантов и не заполнять информацией все время в дороге;
  • экскурсовод не должен увеличивать информацию за счет материала тематических экскурсий на этом маршруте; не забывать, что при одних и тех же объектах в разных экскурсиях раскрываются разные подтемы.

 

Общие организационные указания:

  • во время остановок в пути предупреждать о движущемся по шоссе транспорте и следить за безопасностью группы; четко указывать время сбора, место и время отъезда, давать время на покупку буклетов, сувениров;
  • при проведении экскурсии со школьниками не соглашаться на просьбы учителя (воспитателя) о проведении экскурсии в его отсутствие;
  • при приезде на место проследить, чтобы не забыли в автобусе вещи.

 

Маршрут экскурсии:

  • Минск – водохранилище Птичь – Дзержинск – Негорелое – (Столбцы) – р. Неман – (Мир) – (Несвиж) – р. Уша – (Столовичи) – Барановичи – (Лесная) – (Миловиды) – Жировичи – Сынковичи – Слоним – Минск.

 

Вступление к экскурсии:

  • вступление к экскурсии давать после посадки группы в автобус до начала движения – 2 – 3 мин.
  • в организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителя; оговорить необходимые организационные вопросы; ненавязчиво, без менторства, напомнить о правилах поведения в автобусе;
  • в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2 – 3 наиболее интересных объекта, не давая им подробную характеристику; назвать место начала экскурсии.

 

Примечание к графической части:

  • время, указанное в графе «4», включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса к следующему объекту.

 

 

Маршрут экскурсии Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов Организационные указания Методические указания
             
От места приема группы к выезду на дорогу Минск – Дзержинск       Введение к теме экскурсии. Памятники истории и культуры – источник познания прошлого нашей страны.   После информационного вступления и начала движения к дороге Минск – Дзержинск давать справки по маршруту; жилые массивы, кольцевая дорога. Ярким образным вступлением настроить группу на восприятие экскурсии.
По дороге Минск – Дзержинск до водохрани-лища Птичь Проездом Дорога   Дороги – своеобразный свидетель исторического прошлого. Экскурсия начинается за кольцевой дорогой.   После обращения к дороге дать справку о Брестском шоссе.
От водохрани-лища Птичь до развилки дорог на Брест и Дзержинск   Проездом у водохранилища   Водохранилище, холмы, окрестности. Строчицы.     Городище на Менке – возможное местонахождение Минска во время Полоцкого княжества. Белорусский скансен. Город на р. Менке. Происхождение названия. Возможное местонахождение летописного Минска. Город на Менке – форпост Полоцкого княжества на южных рубежах. Полоцкая земля – первое государственное образование в Беларуси.   С помощью окрестностей водохранилища, холмов сориентировать о местонахождении скансена. Объяснить термин «скансен». Дать о нем справку. После справки о городище объяснить историческую загадку о месте нахождения летописного Минска. Объяснить название Минска. С помощью исторического анализа показать связь Минска с судьбой Полоцкого княжества, объяснить, почему Полоцкое княжество стало государственным объединением. Вариант логического перехода: «В дальнейшем эстафета государственного строительства перейдет от Полоцка к Новогрудской земле, которая во второй половине XIII столетия станет ядром объединения белорусских и балто-литовских земель в единую державу ВКЛ. Но об этом у Дзержинска».
По автостраде М1/Е30 Проездом у Дзержинска Панорама города, холмы, окрестности.   Дзержинск – один из древнейших городов Беларуси. Беларусь в XIII – XIX вв. Названия города. Дзержинск и его окрестности в истории белорусских земель (ВКЛ, Речь Посполитая, Российская империя).   После панорамного показа Дзержинска дать справку о названиях города, объяснить его географическое положение. При объяснении названия «Койданово» подчеркнуть, что битва эта научно не доказана. С помощью исторического анализа показать этапы истории белорусских земель. Объяснить образование и название ВКЛ, Речи Посполитой, присоединение к Российской империи, а также термин «Литва» тогда и теперь. Вариант логического перехода: «Наступил XX век. А вместе с ним кончина Российской и рождение советской империи. Койдановщина становится пограничным районом Советской Беларуси. А последней пограничной станцией Советского Союза – Негорелое.
Дзержинск – Негорелое Проездом   Панорама станции, водокачка, окрестности, линия бывшей государственной границы 295-й км     Койдановщина и Беларусь в 20 – 30-е годы XX в.
  1. Негорелое – бывшая последняя пограничная станция, ворота Советского государства в страны Западной Европы. Выдающиеся советские и зарубежные общественные деятели и известные писатели на станции Негорелое.
  2. Государственная граница. Образование БССР. Рижский договор 1921 г., причины его заключения. Переход Красной Армией границы 17 сентября 1939 г. Причины его тайные и явные.
  Показом башни водокачки сориентировать на местонахождение станции. Справка о Негорелом должна быть небольшой, т.к. впереди сложный анализ событий 1921 – 1939 гг. После слов: «Линия государственной границы проходила в 13 км от Негорелого – и мы ее скоро будем проезжать» - сделать паузу и продолжить подтему, не доезжая 1 – 2 км до линии бывшей государственной границы. Начать с локализации: «Мы приближаемся к линии бывшей государственной границы…», после чего дать анализ итогов Рижского договора, причин его заключения и событий 17 сентября 1939 г. Вариантом логического перехода может быть сообщение о том, что Столбцы были пограничным городом на той стороне границы и что Столбцовщина дала литературе и культуре немало славных имен.
Дорога на Столбцы – р. Неман Проездом вблизи Столбцов Земля Столбцовщины, окрестности, поля, леса, долины Немана, река Неман.   Столбцовщина в биографии выдающихся людей. Столбцы – районный центр Минской области. Название города. Столбцовщина – родина Якуба Коласа. Неман – третья по величине река Беларуси, ее национальный символ. Певцы Немана. В. Сырокомля и его стихотворение «Почтальон». Рассказ начать перед развилкой дорог на Брест и Столбцы. Обратив внимание на дорогу из Столбцов, дать о них справку, объяснить название. От локализации: «Недалеко от Столбцов родился Якуб Колас…» - перейти к справке о самом поэте, используя его высказывание о родном крае («Вобразы мілыя роднага краю…», «Мой родны кут…» и др.) Дать рекламу экскурсии. Сделать паузу до выезда в долину Немана. От локального сообщения, что автобус начал спускаться в долину Немана, перейти к справке о Немане. Процитировать отрывки из стихов А. Астрейки («Рака наша слаўная Нёман»), Ф. Тютчева («Ты ль это, Неман величавый?») Затем продолжить справку о литераторах Столбцовщины. После слов «в любви к Неману признавался и поэт Владислав Сырокомля» процитировать отрывок из стихотворения «Кусок хлеба»: «Я тыя лугі ўсе па паху пазнаю…» Историю стихотворения «Почтальон» сопровождать реконструкцией события с ямщиком, которое происходило «где-то в этих местах, на безлесном пространстве, где мы сейчас проезжаем».
Неман – Мир Проездом у дороги Мир – Несвиж Дорога на Мир – Несвиж, окрестности   Несвиж – город-памятник. Мирский замок – памятник мирового значения, выдающееся произведение белорусского зодчества. Дорога Мир – Несвиж у 262 км. При подъезде к дороге Мир – Несвиж дать справку о Мирском замке и о Несвиже – городе-памятнике. Порекомендовать экскурсию «Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа».
Мир – р. Уша Проездом у р. Уши Река Уша, окрестности   Д. Медвядка на р. Уше – родина Игната Домейко, национального героя Чили.   Заранее сориентировать на р. Ушу, объяснить, что в д. Медведка, на этой реке, родился И. Домейко – национальный герой Чили. Дать характеристику его личности.
Р. Уша – граница Брестской области – Столовичи Проездом   Скульптура зубра, граница областей; окрестности, панорама д. Столовичи, земли Новогрудчины     Брестчина на страницах истории и в жизни выдающихся людей.
  1. Зубр – символ Брестчины.
  2. Выдающиеся уроженцы Брестской области.
  3. Новогрудчина – родные места Адама Мицкевича.
Граница у 252 км Обратить внимание на скульптуру зубра, дать ее описание. Показ территории Брестской области связать с исторической справкой о ней и о людях, чья жизнь связана с этой землей: Павлюк Багрим, Тадеуш Костюшко, Викентий Константин (Кастусь) Калиновский, Григорий Ширма и др. При подъезде к Столовичам обратить внимание на открывающуюся панораму. Сориентировать: с правой стороны земли Новогрудчины. Это родные места А. Мицкевича. Он родился на хуторе Заосье, что недалеко от Столовичей. Дать характеристику личности А. Мицкевича. В рассказе использовать цитирование отрывков из его стихотворений. Дать рекламу экскурсии «Тропами Адама Мицкевича», «Архитектурные и исторические памятники Мира и Новогрудка».
Столовичи – Барановичи Проездом у г. Барановичи Панорама города, окрестности, железная дорога     Барановичи – второй по величине город Брестской области. Страницы истории города. Мозаичные композиции Покровского собора.   С показом панорамы города связать историю его развития. Дать описание мозаичных композиций Покровского собора.
Барановичи – Слоним Проездом вблизи дороги на Лесную – Миловиды Дорога на Лесную – Миловиды, окрестности.   Миловиды – место одной из военных операций 1863 г.   После ориентации на дорогу Лесная – Миловиды дать справку о концлагере в д. Лесной. В рассказе о битве под Миловидами использовать прием реконструкции битвы и ее описание. Дать характеристику личности К. Калиновского.
  Проездом Территория Гродненской области, окрестности Слонима, панорама города.   История Слонимщины – часть истории Беларуси. Слоним – один из городов Гродненской области. Историческое развитие Слонима.   При въезде на территорию Гродненской области дать о ней справку. Объяснить термины «Черная Русь» и «Белая Русь». Дать краткий анализ исторического развития Слонима.
Слоним – Жировичи Проездом Окрестности, панорама монастыря.   Жировичская обитель – крупнейший в Беларуси православный монастырь.
  1. Жировичский монастырь – бывший духовный центр униатства. Уния как часть истории и культуры Беларуси. Роль униатской церкви в сохранении белорусской национальной культуры.
  2. История создания монастыря. Свято-Успенский собор – памятник архитектуры XVII – XVIII вв. Особенности композиции. Элементы барокко в архитектуре и интерьере храма.
Рассказ об унии дать до подъезда к монастырю. Автобус оставить на стоянке.   Группу расположить в точке лучшего осмотра комплекса. При подъезде к Жировичам обратить внимание на открывающуюся панораму монастыря. Объяснить название поселения. С помощью исторического анализа объяснить сущность унии и ее роль в сохранении белорусской национальной культуры.     После предварительного осмотра дать описание композиции монастырского комплекса и объяснить историю создания монастыря. При показе архитектурных деталей объяснить термины. Если нет богослужения, показ интерьера и его описание дать внутри храма. Подвести к иконе Божией Матери Жировицкой.
  Во дворе монастыря Явленская и Крестовоздви-женская церкви, жилой (братский) корпус, хозяйственные постройки, здание семинарии.  
  1. Жировичский монастырь – один из центров духовной жизни православия в Беларуси.
  Источник Святой воды в Жировичах.
В зависимости от состава предупредить группу о правилах поведения в храме и на территории монастыря. Пребывание в Жировичах завершить посещением Святого источника. Экскурсию по монастырю проводят студенты Минской духовной семинарии. В заключение экскурсии по Жировичам по усмотрению экскурсовода можно прочитать отрывки из стихотворения Ларисы Гениюш «В Жировичи». Вариант логического перехода: «Из Жирович мы направляемся сейчас на встречу с памятником архитектуры, который по праву называют жемчужиной белорусской готики, – Сынковичской церковью-крепостью».
Жировичи – Сынковичи У апсидального фасада. Панорама села, церковь, апсидальный фасад, кладка.   Сынковичская церковь (Св. Михаила Архангела) – жемчужина белорусской готики.
  1. Объемно-пространственная композиция храма. Апсидальный фасад.
После выхода из автобуса пройти к апсидальному фасаду. При подъезде к храму сделать небольшую паузу для предварительного осмотра. Показ особенностей архитектуры начать с алтарной части. Объяснить его объемно-пространственную композицию, конструктивное решение перекрытия апсид, особенности готической кладки. Затем перейти к главному фасаду.
  У главного фасада Главный фасад, стены, башни, бойницы, машикули.  
  1. Оформление главного фасада. Оборонительный характер храма. Версии датировки церкви.
Группа стоит у главного фасада. После предварительного осмотра дать описание декоративного оформления церкви. С помощью стен, башен, бойниц, машикулей объяснить оборонительный характер храма. Дать справку о различных версиях о времени строительства церкви. Вариант логического перехода: «Мы познакомились с архитектурно-историческими памятниками Слонимщины и теперь следуем в конечный пункт нашего путешествия – Слоним.
Сынковичи – Слоним – ул. Красно-армейская – ул. В. Край-него Проездом и на остановке на ул. В. Крайнего, 23 Панорама города, корпуса бывшего монастыря, костел, крыша, апсида.   Слоним в истории Беларуси. Культурно-историческое наследие Слонима.
  1. Бывший мужской бернардинский монастырь – памятник архитектуры XVII в.
Автобус отправить на стоянку на ул. Оперную, а с группой пройти к зданию бывшего монастыря. Затем направиться к зданию банка. После предварительного осмотра здания дать краткий анализ его архитектуры, сочетая с показом элементов готики, барокко, рококо. Объяснить архитектурные термины.
Ул. В. Край-него   Здание банка, жилой дом  
  1. Здание банка – гражданская постройка в стиле модерн. Жилой дом № 5 – пример исторической застройки центра Слонима.
После окончания рассказа пройти на пл. Ленина. После показа зданий как памятников архитектуры дать справку о их назначении.
    Жилые дома  
  1. Жилые дома под номером 7, 9, 11 – пример городской застройки второй половины XVIII в.
  При показе жилых зданий объяснить их архитектурные особенности. Справки о зданиях по маршруту давать по мере передвижения группы.
Ул. В. Край-него – пл. Ленина Перед зданием музея Здание музея, мемориальная доска  
  1. Здание краеведческого музея – бывший жилой дом конца XIX – начала XX вв. Основатель музея Иосиф Стабровский.
Группа стоит на углу площади перед зданием музея, после окончания рассказа пройти к ратуше. После приема предварительного осмотра дать справку о краеведческом музее и ее создателе.  
Пл. Ленина – ул. Совет-ская Дом № 6, у ратуши Здание ратуши, аустерия  
  1. Ратуша – символ самоуправления, памятник архитектуры XVIII в. Получение городом магдебургского права. Аустерия – единственная уцелевшая постройка дворца Огинского.
Группа стоит у ратуши, затем подходит к бывшему зданию аустерии, затем направляется к месту бывшего замчища. После показа здания ратуши дать ее описание, обратить внимание на ее нетрадиционный облик – отсутствие башни. При показе здания бывшей аустерии дать о нем справку.
Ул. Совет-ская – городской парк Ул. Оперная Замчище, канал, городской парк  
  1. Замчище – место рождения города. Страницы истории Слонима. Деятельность М.К. Огинского по переустройству города и созданию театра.
После окончания рассказа группа направляется к бывшему женскому бернардинскому монастырю. Начать с локализации: «Мы находимся на месте, где когда-то располагалось замчище». Дать его описание. С помощью исторического анализ показать род занятий и жизнь города в XII – XIII вв. С помощью жеста и локализации показать место бывшего театра. Дать его описание. Рассказ о М.К. Огинском построить в виде образной характеристики его личности и справок о его деятельности.
Городской парк – ул. Перво-майская У дома № 11 Костел. Детали интерьера, здание бывшего монастыря бернардинок.  
  1. Костел и бывший монастырь бернардинок – памятник архитектуры XVII – XVIII вв. Композиция костела. Органичное соединение стилей барокко, рококо и классицизма. Интерьер храма.
Группа стоит у монастырского комплекса, затем переходит к зданию бывшей синагоги. После предварительного осмотра комплекса дать справку об Ордене Непорочного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии. Вычленить здание костела и провести экскурсионный анализ его стилевой направленности, т.е. объемно-пространственной композиции. При показе элементов барокко, рококо, классицизма объяснить термины. Внутри храма дать описание интерьера. Выделить основные элементы рококо.
Ул. Перво-майская – ул. Совет-ская У дома № 1 Здание синагоги  
  1. Синагога – место молитвенных собраний. Архитектура здания.
После окончания рассказа пройти на стоянку к автобусу и направиться на пл. Льва Сапеги к костелу Св. Андрея. После предварительного осмотра дать справку о названии и назначении синагоги. Объяснить ее место на площади. С помощью показа сохранившихся деталей и образного рассказа воссоздать облик синагоги XVII – XVIII вв., ее оборонительный характер.
Ул. Совет-ская – ул. Янки Купалы – пл. Льва Сапеги У здания костела Костел, главный фасад, фронтон, башни, крыша, ниша со скульптурами, интерьер.   Костел Св. Андрея – памятник архитектуры позднего барокко XVIII в. Композиция храма. Декоративное решение интерьера. Группу расположить так, чтобы отчетливо читалось его объемно-пространственная композиция. При подъезде к костелу сделать небольшую паузу для предварительного осмотра. Дать описание композиции храма, объяснить характерные черты стиля барокко. Внутри храма при осмотре интерьера показать фресковое панно, декоративную роспись и цвет стен, архитектурную лепнину, объясняя их стилевые качества.
    Заключение.     Всякий народ жив как народ, пока он хранит и сберегает свое прошлое, пока он знает его.   После подведения итогов экскурсии и ответов на вопросы группы сделать заключение. Предложить побывать на других экскурсиях архитектурно-исторической тематики.
Итого    

 

Продолжительность экскурсии 360 мин., т.е. 8 час. экскурсионных,

или 6 час. астрономических

плюс 6 час. сопровождения

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.