Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста






Баллы Качественные показатели
3 балла Мелодика: доступен простой и сложный (восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий) мелодический контур; развито умение использовать мелодические контрасты в сторону повышения или понижения; правильность характера мелодического движения в предложении; разнообразие использования ИК; адекватное понимание интонации с учетом смыслового и эмоционального подтекста; точное различение и дифференциация основных типов интонации, средств выражения и способов их обозначения. Интенсивность: умеренная (средняя, естественная для говорящего сила голоса испытуемого). Развито умение воспринимать, воспроизводить и самостоятельно изменять динамический компонент интонации.Темп: нормальный (средний, естественный для говорящего темп речи). Безошибочное изменение движений в соответствии с различным неречевым и речевым темпом; воспроизведение неречевого и речевого темпа скоординировано с темпом собственных движений. Ритм: безошибочное воспроизведение ритмических серий неречевых и речевых образцов с опорой на слуховой образец, по словесной инструкции и вне поля зрения испытуемого. Восприятие и воспроизведение ритма характеризуется изохронностью (примерно равномерная экспликакация речевых единиц) и вариативностью; ритмическая способность оптимальная. Логическое ударение: использование в оформлении высказывания всех средств интенсивности для выражения логического ударения (усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности). Словесное ударение: точное определение ударного слога и верный выбор его степени выделенности.Паузирование: правильное восприятие и воспроизведение паузальной границы интонационно-смысловых единиц разной сложности; верный выбор паузальной выделенности (короткая, средняя и длинная пауза); допустимый процент безпаузального членения. Тембр: разнообразные проявления тембральных качеств голоса – «звучность», «чистота», «яркость звучания»; возможность четкого восприятия и воспроизведения тембровых компонентов. Общая эмоциональная и модальная окраска голоса отражает эмоциональное состояние говорящего и его отношение к предмету речи и к собеседнику; мимика и жестикуляция адекватна ситуации общения.
2 балла Мелодика: возможен простой и редко сложный мелодический контур; использование мелодических контрастов; верное оформление конечных и неконечных синтагм; адекватное восприятие и воспроизведение интонации с использованием дополнительных объяснений и уточнений, стимульного материала.Интенсивность: умеренная (средняя, естественная для говорящего сила голоса испытуемого). Правильное восприятие, воспроизведение интенсивности и варьирование контрастами динамического компонента интонации возможно при условии дополнительных уточнений. Темп: нормальный (естественный для говорящего темп речи).Верное выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом и ритмом неречевых и речевых звуков, произнесение в указанном темпе слов и предложений, скоординированное с темпом собственных движений возможно при условии дополнительного показа и предъявления стимульного материала. Произнесение в указанном темпе речевого материала сопряженно и отраженно практически безошибочно, сложности при выполнении задания самостоятельно. Ритм: правильное восприятие и воспроизведение ритмических структур разной сложности возможно с дополнительным показом и объяснением логопеда; ритмическая способность адекватная. Логическое ударение: правильная выделенность в соответствии с передаваемым смыслом с использованием ограниченных средств интенсивности. Словесное ударение: ударный слог обозначен верно, редко отмечается его слабоударная или сильноударная степень выделенности.Паузирование: четкое соблюдение межсинтагменной паузации по синтаксической правомерности; правильное восприятие паузальной границы; редкие ошибки в выборе качества и места паузальной выделенности. Тембр: особенности окраски голоса – «звучность», «чистота»; общая эмоциональная и модальная окраска голоса, мимика и жестикуляция соответствует ситуации общения; определение и узнавание эмоциональной окрашенности речевой продукции сохранно; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации требует дополнительной помощи экспериментатора.
1 балл Мелодика: доступен только простой (нисходящий, восходящий, ровный) мелодический контур; частые мелодические ошибки при восприятии, воспроизведении и дифференциации ИК.Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); нарушения в восприятии и имитации динамического компонента интонации; возможность выполнения проб при сопряженно-отраженной помощи экспериментатора. Темп: нормальный, реже нарушенный.Способность восприятия и воспроизведения неречевых и речевых звуков нарушена. Ритм: ритмическая способность допустимая (премоторный тип нарушения) – страдает процесс воспроизведения при сохранной способности к слуховому различению неречевых и, особенно, речевых ритмических структур. Логическое ударение: стойкие сложности в определении логического ударения или верная его выделенность при неправильном способе передачи. Словесное ударение: частые ошибки в определении в слове ударного слога (особенно в сложных или малоупотребительных словах) – замена на предударную или заударную позицию, качественное нарушение степени выделенности – безударные, слабоударные и сильноударные слоги.Паузирование: возможность производить реальную интонационную разметку в самостоятельной речи нарушена; часто отмечается отсутствие обязательной паузы, неправомерность ее использования, неправильно выбранная длина паузы; речь изобилует оговорками, повторами, паузами хезитации. Тембр: тембровые компоненты нарушены – «хриплость», «приглушенность», «сдавленность»; сложности в распознавании эмоциональной окрашенности речевой продукции, возможность ее понимания с использованием объяснений, примеров, иллюстративного материала; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации нарушено.
0 баллов (Оценка [0] не абсолютная, а относительная – это уровень, занимаемый ребенком в процессе диагностической деятельности с ним). Мелодика: отсутствие умения использовать звуковысотные изменения, лежащих в основе оформления мелодического контура; наличие стойких и частых мелодических ошибок; нарушения восприятии, дифференциации и имитации основных типов интонации; неадекватное понимание интонации. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); невозможность различения и преднамеренного изменения силы голоса. Темп: быстрый (превышающий средний, ускоренный темп речи), медленный (ниже среднего, замедленный темп речи) или патологически нарушенный.Восприятие и воспроизведение неречевого и речевого темпа испытуемому не доступно.Ритм: ритмическая способность критическая (височный тип нарушения) – нарушено воспроизведение ритмов и их слуховое различение; общее нарушение ритмизированности речевой цепи.Логическое ударение: отсутствие выделенности. Словесное ударение: стойкость нарушения выбора в слове ударного слога, его безударная выделенность; нарушение понимания смысла слова и наличие ошибок в их употреблении.Паузирование: грубое нарушение перцептивного восприятия паузальной выделенности, акцентно-ритмического и фразового членения. Тембр: нарушения тембральных качеств голоса – «придыхательность», «хриплость», «приглушенность», «назальность» с «металлической» окраской (голос резкий с излишней звонкостью), «сдавленность»; невозможность узнавания эмоциональной окрашенности речевого материала и преднамеренного изменения качеств голоса; несоответствие мимики и жестикуляции ситуации общения.

 

Полученные результаты индивидуального тестирования каждого компонента интонации у испытуемого ребенка заносятся в график – «Интонационный профиль». В нем изображен абсолютный интонационный профиль (верхний график) – оптимальные данные по предложенной скрининг-диагностике, и реальный интонационный профиль (нижний график) – обобщенные результаты диагностики интонационной выразительности речи у младших школьников без речевой патологии.

Рис. Интонационный профиль

 

Суммарные измерения абсолютного интонационного профиля детей младшего школьного возраста составляют:

· Мелодика – 33 балла. 1) Выявление особенности восприятия интонации – 12 баллов. 2) Исследование возможностей звуковысотных изменений – 6 баллов. 3) Динамика особенностей воспроизведения интонационных конструкций, выражающих повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации – 15 баллов.

· Интенсивность – 9 баллов.

· Темп – 18 баллов. 1) Восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане – 6 баллов. 2) Восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане – 12 баллов.

· Диагностика чувства ритма – 33 балла. 1) Восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане – 21 балл. 2) Восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом плане – 12 баллов.

· Логическое ударение – 12 баллов.

· Паузирование – 6 баллов. Окраска голоса (тембр) – 15 баллов. Таким образом, абсолютный интонационный профиль для детей младшего школьного возраста в суммарном измерении составляет126 баллов.

Реальный интонационный профиль детей младшего школьного возрастасоставляет 106 баллов, из них мелодика – 25 баллов, интенсивность – 8, темп – 16, ритм – 30, логическое ударение – 10, паузирование – 5, тембр – 12.

На основе взаимосвязи компонентов интонации определяется прагматический компонент речевой способности – простой или сложный интонационный навык (автоматизированный компонент умений на стадиях формирования восприятия, имитации и дифференциации речевых актов).

Итоговая оценка скрининг-диагностики подсчитывается способом вычисления среднего арифметического. Итоговые балльные оценки сформированности интонационной стороны речи соотносятся с уровнями выполнения заданий, которые определяются на основе разработанной шкалы:

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

1.1. Высокий уровень сформированности интонационной стоны речи находится в пределах – от 106 до 126 баллов. Все просодические характеристики соответствуют возрастной норме. Дети в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства выразительности. Не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий. Сложный многокомпонентный интонационный навык сформирован (совокупность автоматизированных, сознательных, устойчивых и лабильных слуховых, речедвигательных, интеллектуальных операций на стадиях восприятия и воспроизведения интонации).

1.2. Выше среднего (промежуточный уровень) сформированности интонационной стоны речи находится в пределах от 85 до 105 баллов. В основном все интонационные подсистемы находятся в нормативных показателях. Сложный многокомпонентный интонационный навык сформирован (совокупность автоматизированных слуховых, речедвигательных, интеллектуальных операций на стадиях восприятия и воспроизведения интонации).

2. ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ:

2.1. Средний уровень сформированности интонационной стоны речи – от 63 до 84 баллов. Наблюдается непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации может быть достаточно выразительной. При выполнении специальных диагностических заданий наблюдаются неточности или отдельные ошибки (преобладают просодико-интонационные функционально незначимые ошибки). Дети редко нуждаются в помощи экспериментатора. Простой интонационный навык сформирован (автоматизированная, устойчивая операция на стадии восприятия и воспроизведения интонации).

3. КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

3.1. Ниже среднего (промежуточный уровень) сформированности интонационной стоны речи находится в пределах от 43 до 62 баллов. Около половины интонационных подсистем находятся ниже нормативных показателей. Простой интонационный навык сформирован (автоматизированная операция на стадии восприятия и воспроизведения интонации).

3.2. Низкий уровень – несформированность интонационной стороны речи – от 0 до 42 баллов. Наблюдаются грубые нарушения просодических компонентов речи (просодико-интонационные функционально значимые ошибки), имеющие выраженный характер, заметный ребенку и окружающим. Детям недоступно выполнение заданий, предполагающих произвольное изменение интонационных характеристик. Все виды диагностических упражнений выполняются на низком качественном уровне, часто необходимо повторение или объяснение инструкции, помощью экспериментатора. Интонационный навык не сформирован.

 

 

ДИАГНОСТИКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Диалог

· Анализу подвергается интонационная выразительность речи в разных видах развернутого высказывания.

Изучение смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи: – вопросно-ответная беседа с опорой на наглядность.

Задание: рассмотреть предметную картинку, ответить на вопросы:

1. Кто изображен на картинке?

2. Какая девочка?

3. Что делает девочка?

4. Какое настроение у девочки? Почему?

5. Изобрази настроение девочки мимикой и жестами.

ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.