Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники бизнес-идей.






Понятие бизнес-планирования. Цели и задачи бизнес-планирования.

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала очевидной, так московское правительство, например, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов».

Бизнес-планирование – это процесс разработки и осуществления системы ме­роприятий по реализации предпринимательского, инвестиционного про­екта; развитию предприятия (организации) на определенный период вре­мени. Инструментом бизнес-планирования является бизнес-план.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого проекта, анализирует все проблемы, с которыми он может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность. Каждая фирма на любом этапе развития должна четко представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, источники их получения, а также уметь рассчитывать эффективность использования этих средств.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие задачи:

Ø определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

Ø сформулировать долговременные и кратковременные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

Ø выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

Ø выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

Ø определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

Ø оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

Ø предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Перечисленные признаки позволяют рассматривать бизнес-план как систему расчетов и обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, направленных на успешное достижение цели: получение возможно максимальной прибыли путем осуществления конкретной предпринимательской операции. Никто не заставляет предпринимателя составлять, согласовывать или утверждать план сделки или план действия фирмы. Другое дело, что при наличии бизнес-плана он скорее найдет компаньонов и убедит их принять участие в сделке, получить кредит, завоюет определенную репутацию на рынке.

 

 

Источники бизнес-идей.

Как показывает история и опыт, отправная точка в бизнесе – это идея нового продукта или услуги, которые это предприятие будет производить. Откуда же взять такую идею, которая играет столь большую роль в судьбе бизнеса? Идеи возникают в резуль­тате изучения потребностей. К бизнес-идее можно прийти само­стоятельно, перерабатывая информацию из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска, но можно заим­ствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь. И в том, и в другом случае конкретные пути могут быть самыми разными. Независимо от того, каким образом идея получена, важно очень тщательно ее взвесить и оценить с тем, чтобы убедиться, что она действительно может быть положена в основу успешного пред­приятия.

Источники бизнес-идей:

Ø отзывы потребителей;

Ø продукция, выпускаемая конкурентами;

Ø мнения работников от­дела маркетинга и сбыта, оптовой и розничной торговли;

Ø публи­кации федерального правительства;

Ø проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Потребители. В поиске новых идей в рыночной экономике внимание уделяют мнению потребителей, поскольку конечная цель производства всякого нового товара или услуги – это имен­но удовлетворение запросов потребителей. При этом предприни­матели стараются отслеживать все интересные мысли, высказы­ваемые друзьями, родственниками, коллегами в неформальной обстановке, и организуют специальные каналы обратной связи с потребителями.

Продукция конкурентов. Основывая или развивая бизнес, следует внимательно относиться к товарам и услугам, предлага­емым другими фирмами. В результате подобного анализа неред­ко выясняется, что тот или иной товар или услугу можно улуч­шить, и эта идея ложится в основу нового бизнеса.

Мнения работников отделов сбыта и торговых представи­телей – это также ценный источник новых идей. Благодаря сво­ему знанию потребностей рынка торговые работники нередко могут подсказать что-то принципиально новое. Они также мо­гут оказать содействие в маркетинге новой идеи или продук­ции.

Публикации федерального правительства и новые законы. Федеральное правительство также может оказать помощь в по­иске идей и их развитии. Во-первых, существуют архивы Патент­ного бюро, в которых регистрируются все изобретения и идеи принципиально новых продуктов. Хотя сами по себе запатенто­ванные идеи защищены законом, их изучение нередко может натолкнуть на новые, даже более интересные мысли. Существу­ет целый ряд периодических изданий, в которых публикуется информация по последним патентам.

Научные исследования и опытно-конструкторские разработ­ки. Плодотворнейшим источником новых идей является собствен­ная научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятель­ность предприятия. Лаборатории НИОКР, как правило, хорошо оснащены и потому предоставляют большие возможности для поиска новой продукции на основе изучения спроса клиентов (потребителей).

 

Система и разновидности планов организации.

 

Результатом процесса бизнес-планирования является система планов. План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.

План – это набор инструкций для менеджеров, описывающих роль, которую каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.

1 Стратегический план, иначе называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).

2 Общефирменные планы, составляющие продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основой этих планов является план развития фирмы.

3 Краткосрочные планы фирмы и текущие планы подразде­лений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные плана текущей деятельности.

Программы (или планы-программы) и бизнес-проекты.

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выб­ранные стратегии действий. Составной частью этого плана явля­ется политика организации. В него входят глобальные програм­мы организации.

Стратегический план является ориентиром для принятия ре­шений на более низких уровнях. Общие цели организации, опре­деленные в этом плане, конкретизируются в цели текущей дея­тельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, по­скольку ограничивает число ресурсов, необходимых для реше­ния оперативного планирования.

Планы действий любой организации можно охарактери­зовать как наступательные или оборонительные. Наступатель­ные планы предполагают развитие организации: производства новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Такие планы обычно создают об­ладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.

Во многих случаях фирмы довольствуются оборонительны­ми планами, нацеленными на удержание своих позиций на рын­ке и предупреждение банкротства их.

План развития организации оформляется в виде бизнес-плана фирмы. Являясь, по существу, наступательным планом, он включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, необ­ходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые ниши и уметь давать ответы на следующие основные вопросы:

Ø Каковы будут условия спроса в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители от данной организации?

Ø Каков должен быть характер внутренних элементов органи­зации, необходимый для ее развития?

Ø Какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия, или какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услугами?

Ø Каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новой продукции?

Ø Каков должен быть диапазон экономических ресурсов, не­обходимый для производства новых товаров и услуг?

Ø Каковы должны быть организационные способы создания новых производств: будет ли это поглощение в форме скупки (аквизиций) других предприятий, слияние с организациями, про­изводящими нужные продукты, или создание производств соб­ственными силами, путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов?

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Этот план включает в себя рекомендации по избавлению от не нужных организации элементов, т.е. от таких элементов, ко­торые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные струк­турные единицы.

Характерной для экономической организации является разра­ботка программ и биснес-проектов.

Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации. Это могут быть программы по со­вершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и др.

Бизнес-проекты отличаются от программ тем, что они ори­ентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации. В них реализуется совокупность идей и за­мыслов предпринимательского характера. Они имеют установлен­ную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем кон­кретной проработки. До последнего времени они преимущественно были связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.

 

Особенности бизнес-планирования в РФ и за рубежом.

 

Российская специфика. Многие руководители, проштудировавшие не одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов, и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с не известными на Западе трудностями. В отличие от западных стран бизнес-планирование в России имеет ряд особенностей. Это объясняется тем, что специальная литера­тура, в которой рассматриваются различные методические воп­росы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов, бизнес-спра­вок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопро­сы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные пред­приятия имеют пока небольшой опыт бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня.

Экономическая и социальная ситуация, в которой работа­ют российские предприятия, часто не позволяет им непос­редственно использовать зарубежные методические разработ­ки при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны.

B настоящее время российское законодательство не закрепля­ет обязательность разработки бизнес-плана. Для большинства российских предприятий он является новым документом. Сегод­ня широко распространена позиция, отрицающая целесообраз­ность разработки развернутого бизнес-плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обосно­вание. Иногда считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием «глубин» отечествен­ного бизнеса и интуицией.

В современных условиях такая позиция не может являться достаточной для получения инвестиций под конкретные проек­ты. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость ис­пользования общепринятой в других странах практики продви­жения предпринимательских проектов для инвестирования. К со­жалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. К ним можно отнести уров­ни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например, общая инфляция, инфляция на сбыт, се­бестоимость продукции, заработную плату, основные фонды и т.д., плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рубле­вых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных). Зарубежный опыт и пока еще недостаточ­ный опыт отечественных предприятий показывают, что даже в условиях переходного периода составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь, подвергающаяся экономическим и правовым воз­действиям.

Несмотря на отсутствие законодательных актов, прямо обя­зывающих разработку бизнес-планов, сегодня в России принято значительное число указов и других законодательных актов, ко­торые формируют деловую среду предпринимательства. Функ­ционирование в ней предполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансирования. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состо­яния или финансового оздоровления.

Американская специфика. При переносе зарубежных реко­мендаций на российскую почву следует помнить, что необходи­мы коррекция и замена отдельных американских реалий на рос­сийские. Наиболее существенными представляются следующие моменты.

Во-первых, для американца предпринимательская деятель­ность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независи­мость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке пред­принимательство является, прежде всего, образом жизни, а не только способом зарабатывать деньги.

Американский руководитель подвержен столь сильному дав­лению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически находится у них под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факто­ров на его предприятие, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.

В США и России различно отношение к бухгалтерскому учету. В России учет – это, прежде всего средство, удовлетворить любопытство контролирующей инстанции, в США - инструмент для лучшего понимания всего бизнеса и поиска путей увеличения ею доходности. При этом основным вопросом, волнующим западного предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется соотношением между стоимостью активов и суммар­ными обязательствами, т.е. балансом, что коренным образом отличается от привычного нам баланса как соотношения между расходами и доходами.

Во-вторых, для американца предпринимательство является гарантией того, что в кассе всегда будут наличные средства. При этом имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а разница между тем, что вам заплатили, и тем, что еще только должны заплатить.

В-третьих, если деньги вложены в свое дело, то американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности, что они приносят больший доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо дру­гим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчи­тывается возврат капиталовложений, причем вернувшиеся сред­ства немедленно реинвестируются в дело. Кроме того, многие предприниматели интересуются своей долей рынка, которая имеет большее отношение к живучести бизнеса, чем к доходам. Соот­ветственно расставляются приоритеты и в бизнес-плане.

Американский начинающий предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что ему оказывается всемер­ная поддержка со стороны государства. В первую очередь это информационное обслуживание и консультации. В России необхо­димо компенсировать отсутствие государственных услуг собствен­ной активностью. Нужно помнить, что иностранные организа­ции, готовые давать консультации и даже оказывать матери­альную поддержку, начинают постепенно проникать и в Россию.

При разработке бизнес-плана используются методики, выбор которых для инициаторов проектов сейчас достаточно широк. Основные из них приведены в списке литературы. Имеются раз­личные типовые иностранные методики. Среди них наибольшую известность получило Руководство по оценке эффективности инвестиций, подготовленное ЮНИДО, и его компьютерный ва­риант КОМФАР. Однако при большом разнообразии во всех них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-про­екта, которые в основном несущественно отличаются друг от друга.

 

 

Причины ограниченного применения бизнес-планирования.

Наиболее важные причины ограниченного применения бизнес-планирования:

1 Недостаток знаний. Ситуации, в которых знания участников бизнес-проекта не удовлетворяют профессиональным требовани­ям, обычны. Причина заключается в том, что некоторые области этой деятельности не вполне поняты или изучены (особенно руководство коллективом, учет внешних воздействий).

2 Непрактичные средства. Например, программы управления осуществлением проекта относительно сложны. Их освоение тре­бует больших трудовых и финансовых затрат, что сдерживает процесс бизнес-планирования.

Усилия, требуемые для реорганизации предприятия, недооце­ниваются. Имеющиеся в распоряжении команды по разработке бизнес-плана знания, полученные из различных источников, не полностью учитывают специфику компании. Требуются допол­нительные усилия и расходы, которые разработчиками проекта часто недооцениваются. Возникновение этого факта может при­вести к разочарованию и остановке работ по разработке и реали­зации проекта.

3 Значение системного, комплексного планирования не осоз­нается достаточно полно. Слишком много времени тратится на то, чтобы осознать, что подготовительный этап бизнес-планиро­вания должен стать одной из важных задач.

4 Роль руководителя проекта. Позиция лидера проекта не привлекательна для многих менеджеров, которые имеют необхо­димую квалификацию. Многократно подтверждена идея, что ка­рьера должна делаться в функциональной сфере. Служащий на­ходится на конкретном месте служебной лестницы. У руководителя проекта шансы на успех менее определенны. Это приводит к господству функциональной сферы даже в организациях, в которых широко используются рассматриваемые методы планирования.

Перечень указанных причин не является исчерпывающим, но они помогают объяснить, почему бизнес-планирование недостаточно развивалось в последнее время.

 

 

Процесс бизнес-планирования.

Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутри­фирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планиро­вания - это оценка инициаторами проекта:

Ø возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);

Ø потенциальных потребителей;

Ø конкурентоспособности продукта на внутреннем и внеш­нем рынках;

Ø своего сегмента рынка;

Ø показателей различных видов эффективности (коммерчес­кой, региональной, бюджетной);

Ø достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и воз­можных источников финансирования. Итак, бизнес-план это:

Ø изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;

Ø определение степени жизнеспособности и будущей устой­чивости предприятия;

Ø предвидение рисков предпринимательской деятельности;

Ø конкретизация перспективы бизнеса в виде системы коли­чественных и качественных показателей развития;

Ø развитие перспективного (стратегического) взгляда на ком­панию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта пла­нирования.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономичес­кого замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 6.1.


Наиболее распространенными областями бизнес-планиро­вания в современной экономической ситуации в России явля­ются:

1 Создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестицион­ных проектов) как совокупности прав, долгосроч­ных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, техно­логий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имуще­ства, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечива­ют возможность получения определенных доходов (поток дохо­дов или серию денежных потоков - cash-steam или stream of cash­flows);

2 Разработка бизнес-планов специального назначения финан­сово-экономического характера:

Ø эмиссия новых акций открытыми акционерными общест­вами;

Ø подготовка к продаже приватизируемых предприятий;

Ø подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выс­тавляемых на конкурс;

Ø выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и закрытых АО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);

Ø обоснование вариантов санации предприятий-банкротов. Архитектурное построение процесса разработки бизнес-пла­на и задачи основных участников приведены на рис. 6.2.

Последовательность разработки бизнес-плана.

 


Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспек­тивности бизнес-идеи.

Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходи­мо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание кон­курентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми - без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разде­лов не имеет смысла.

Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ ин­формации, так как вероятнее всего вам придется составить не­сколько вариантов бизнес-плана для различных целей. И, ко­нечно, особое внимание необходимо уделить эффективности ре­ализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.