Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10 Услуги на мировом рынке






Понятие «международная торговля услугами»

В современной экономике услуги выступают полноправными объектами международной торговли. Из-за неосязаемости услуг этот вид внешнеэкономической деятельности иногда называют «невидимым» экспортом и импортом [Аванесова, 2005, с. 127]. При этом экспорт и импорт услуг может не только иметь самостоятельный характер, но и сопутствовать торговле продуктами промышленного производства. Как правило, большинство современных экспортно-импортных торговых операций с осязаемыми товарами не обходятся без транспортных, страховых, юридических, банковских и других услуг.

Под международной торговлей услугами понимается «целесообразная деятельность, осуществляемая поставщиками услуг одной страны, когда результаты этой деятельности выражаются в полезном эффекте нематериального характера, удовлетворяющем какие-либо потребности физического или юридического лица другой страны, и служат объектом купли-продажи» [Седов, 2006, с. 8].

Одним из основополагающих актов, регулирующих международную торговлю услугами в настоящее время, является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS, или ГАТС). Это соглашение направлено на «сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран – участниц ВТО по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире» [Всемирная торговая организация]. В соответствии с ГАТС «услуга» предполагает любую услугу в любом секторе, за исключением тех, которые предоставляются во исполнение государственных полномочий.

Международная торговля услугами может осуществляться несколькими способами. Во-первых, это так называемая трансграничная поставка, т. е. поставка услуг с территории страны, где находится их поставщик, на территорию страны, где находится потребитель, как, например, международные телефонные переговоры или денежные переводы. Еще один способ поставки услуг, предусмотренный ГАТС, – потребление за рубежом – предполагает передвижение потребителя (или перемещение его собственности) в страну, где эта услуга предоставляется. Это могут быть услуги, оказываемые местными гидами зарубежным туристам, или услуги верфи по ремонту иностранных судов. Третий способ – коммерческое присутствие одной страны на территории другой, где, собственно, и оказывается услуга. Под коммерческим присутствием понимается «любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства» [Всемирная торговая организация]. Примерами такого способа поставки может быть деятельность на территории страны иностранного банка или ресторана. И наконец, перемещение физических лиц – четвертый способ поставки услуг, отраженный в ГАТС, предполагает присутствие физических лиц страны – поставщика услуги, например, специалиста по управленческому консультированию или врача в стране, где находятся сервисные потребители.

В последнее время наблюдается быстрое расширение торгового пространства вне трансграничных операций, что связано с возрастающей ролью в процессе глобализации мобильности факторов производства – трудовых ресурсов, капитала, научного знания [Демидова, 2005]. При этом наибольший динамизм свойствен поставке услуг через коммерческое присутствие: все больше сервисных компаний стремятся находиться вблизи потребителей и рассматривают свою деятельность в других странах как одно из приоритетных направлений развития. Совершенствование системы транспорта и коммуникаций, развитие деловых отношений между странами способствуют расширению потребления услуг за рубежом. Существенную роль играет и перемещение физических лиц – производителей услуг: так, в ряде стран иностранная рабочая сила составляет значимую долю имеющихся трудовых ресурсов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.