Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь к свободе 3 страница






Чем опасна чужая тропа? Тем - что она не твоя. Как бы ни была она близка твоей душе, она - чужая. Это не означает, что нужно все время глядеть по сторонам - куда бы сойти; но об этом необходимо все время помнить - и тогда однажды ты обнаружишь, что уже сам торишь тропу, а на прежнюю только ориентируешься.

Чем опасны чужие крылья? Тем - что они чужие. Свои крылья (своя идея; возьмем мельче - свой технический прием) не подведут никогда. Их возможности соответствуют нашим сегодняшним силам, поэтому они дисциплинируют и являются стимулом к внутреннему росту, без которого не появятся и более мощные крылья - инструменты новой свободы. И новой дисциплины, ведь каждая следующая задача труднее предыдущей, значит, требует больше сил, повышенного качества, проясненной цели, - что фокусируется в одну точку именно дисциплиной. Чем точнее фокус - тем быстрей вспыхнет огонек свободы.

Доля вины за гибель Икара лежит на Дедале. Все родители - никудышные педагоги, и здесь гениальный Дедал подтвердил это правило. Его педагогика не ушла дальше принципа «делай как я». По сути, он оказался в роли тех поводырей, которые считают, что знают единственную тропу к истине. Мы этой ошибки не повторим. Мы убеждены - и надеемся, вы с этим не будете спорить, - что дорог к истине столько же, сколько и людей.

Мораль: истинный поводырь (педагог, родитель) не указывает дорогу; он помогает человеку найти себя, понять себя, стать самим собой - чтобы действовать свободно.

Сон разума рождает чудовищ

Отчего судьбы этих мальчиков нас интересуют?

Ответ очевиден: тем, что они были талантливы. Были.

Мы привыкли к своей обыкновенности, может быть даже смирились с нею. Но где-то на донышке сердца все-таки живет мечта о жизни другой - более поэтичной, более осмысленной. Освещенной талантом. Как бы ни давила нас жизнь, как бы ни ломала, как бы ни внушала нам представление о нашей обыкновенности - мы все-таки знаем, знаем, знаем! - что есть и в нас этот святой огонь, просто его живые искорки спрятаны очень глубоко, и никто нас не научил, как до него добраться, как дать ему простор, чтоб он запылал свободно - и озарил нашу жизнь, и наполнил ее новым смыслом.

А сколько горечи, сколько боли, сколько душевных терзаний выпадает на нашу долю, когда мы видим чужое деяние - механизм, приспособление, статью, роль, - и узнаем в нем то, что хотели сделать сами. Могли! и ведь лучше бы получилось! - но что-то помешало, где-то нас не хватило, чаще всего - энергии (а мы говорим - характера), и вот остается рубец на всю жизнь. Рубец на душе. Годы пройдут, но каждый раз, когда его коснется память, он будет вспыхивать острой болью, словно только вчера нанесен этот удар.

Значит, жили только в мечтах? Выходит - так. Вот отчего и оглянуться не на что.

Сколько людей живут мечтами! Не маниловскими - мечтами о реальных, полезных, интересных, совершенно новых делах. (А это уже признак таланта: ведь определена задача. Другие не видели, проходили мимо, а он первым заметил этот вопросительный знак.) Сколько людей наслаждаются мечтами, утешаются ими, оправдывают ими свое существование. Мечтают, мечтают...

Но!..

Ненаписанные романы - не существуют!

Не созданные - в металле, пластмассе и резине - машины - не существуют!

Не смастеренная вещь, неповторимую линию которой вы увидали однажды, вдруг, в своем воображении - и этот образ жил в вашей душе, утверждал вас и поддерживал в тяжкие минуты, - и ее тоже не существует!..

Их нет! Их нет, потому что вы их не сделали!

Ведь что оправдывает нашу жизнь? Деяния. То, что произведено, выработано, сотворено ДЕЙСТВИЕМ.

Только действием выражает себя талант. Действием, в результате которого появляется НОВОЕ.

Так неужели это удел избранных? Неужели нельзя выявить силу, поднимавшую в полет талантливых людей? Неужели нельзя ее понять, а поняв - научить других пользоваться ею?..

Как видите, мы недалеко ушли от того умного человека, который первым поставил эту задачу. Но мы учли ошибки предшественников и не стали посягать на целостность летающих мальчиков, которых изучали.

Мы ставим задачу

Итак, мы пишем о таланте.

О вашем таланте, наш милый читатель, - если этот талант у вас есть. Или о следах вашего таланта, если вы его успели (неосознанно!) растранжирить.

Мы хотим помочь вам разобраться в себе. Тех, кто нашел свой истинный путь, - утвердить. Тех, кто ходит в потемках; кто занят случайным трудом; кто плывет по течению, не пытаясь рулить, потому что не знает, куда рулить; кто измучен неудовлетворенностью, неясными предчувствиями какой-то иной судьбы, более активной и яркой, которой он достоин, - тем мы хотим помочь найти себя, узнать себя, чтобы каждый увидел свой путь. Выведя на эту тропинку, мы оставим вас наедине с собой. Дальше вам уже никто не нужен. Да и не сможет помочь, потому что тропинка, по которой идет талантливый человек, невидима другим. Можно идти только за ним, по его следу. Значит, только от вашей энергии и вашего мужества будет зависеть, как далеко вы сможете пройти по этому своему - единственному - пути.

Помните: в вас есть все. Главная ваша надежда - на вас самих. Но и самый страшный, самый коварный, самый беспощадный ваш враг - тоже в вас.

Если не сможете пройти свой путь - пеняйте на себя. Только на себя. В утешение скажем, что каждый шаг, который вам удастся сделать на вашем пути, - огромное достижение. И пусть вас не смущают неудачи, потому что на этом пути и они - шаги вперед. Потом - кто знает! - может быть, вы им поставите оценку с другим знаком. А пока - в борьбе - как сказал поэт, «пораженья от победы ты сам не должен отличать».

ТРИ КЛЮЧА К ОДНОМУ ЗАМКУ

Если проанализировать все три истории о летающих мальчиках, станет ясно, что это три ракурса одного и того же случая. Ведь каждый раз разрушалась целостность. В первом - иссякла энергия, во втором - нарушилась координация, в третьем - подвела критичность. Значит, напрашивается вывод: мальчики летали до тех пор, пока энергия, координация и критичность, слитые воедино, позволили им быть самими собой.

В этой книге делаются попытки:

научить талантливых людей распознавать опасности, грозящие их таланту;

изучается целостность человека;

исследуются способы реализации целостности в творческом действии;

исследуются способы приведения целостности в действие без ее разрушения.

То есть изучаются талант и условия, необходимые для его самовыражения.

Целостность любого человека необъятна. Мы отдаем себе в этом отчет и потому не претендуем на исчерпывающие формулы. Тем не менее, мы считаем, что целостность человека талантливого - человека, действующего самостоятельно, - достаточно полно описывается тремя понятиями:

1) энергопотенциалом, 2) психомоторикой, 3) критичностью.

В живом человеке, а тем более в человеке действующем, порознь ни одно из них не существует. Энергия в нем находится в постоянном движении; она организуется психомоторикой и отмеряется критичностью. Они живут, дышат, находятся в постоянном движении; они дополняют друг друга, и если надо - компенсируют. При сознательном к ним отношении они развиваются. Следовательно, эти три понятия своим содержанием (категориями) покрывают все возможные проявления человека действующего.

Значит, напрашивается вывод: мальчики летали до тех пор, пока

1) энергия,

2) регуляция движений и

3) критичность - слитые воедино - позволят им быть самим собой.

Психомоторика обеспечивает механизм целостности. Энергопотенциал - ее движущую силу. Критичность - ее способность видеть задачу.

Мы вводим новую аббревиатуру: ЭПК (энергопотенциал - психомоторика - критичность).

Давайте договоримся, что это не просто сочетание букв, не просто сокращенное написание трех слов. ЭПК - это понятие. Оно означает синтез трех понятий (энергопотенциал, психомоторика, критичность). ЭПК описывает:

структуру целостности,

ее свойства,

ее функции,

качество деятельности,

продукт деятельности.

Значит, ЭПК - это механизм таланта.

Триада ЭПК неразрывна. Энергопотенциал человека находится в постоянном изменении. Это изменение упорядочивается психомоторикой и отмеряется критичностью.

Триада ЭПК текуча. В каждый следующий миг соотношение ее составляющих иное, чем в предыдущий. Разные по природе, они дополняют друг друга, и если надо - компенсируют.

Если ЭПК гармонична - задачи сами находят человека, и он с удовольствием выполняет творческую работу.

Эти три понятия своим содержанием (категориями) покрывают все возможные проявления человека действующего.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО

Поскольку в этой книге чаще всего вам придется сталкиваться с понятиями энергопотенциала, психомоторики и критичности, (а для вас они пока что только слова), познакомьтесь с визитными карточками каждого из этих трех понятий.

Энергопотенциал - это жизненная сила.

Это не то же самое, что энергия; между ними нельзя поставить знак равенства. И если в этой книге вместо «энергопотенциал» мы иногда употребляем «энергия» - это не намек и не описка. Просто длинный период понятия «энергопотенциал» иногда хочется (требует ритм фразы или абзаца) заменить чем-то более пружинистым и четким. Только и всего. Различие между ними лучше всего видно по их отношениям со вторым законом термодинамики. Понятие энергии неотделимо от понятия энтропии. Что же до энергопотенциала, то он с одинаковым успехом участвует как в энтропийном, так и в антиэнтропийном процессах. Значит, об энергопотенциале можно говорить как об энергии, обогащенной новыми функциями.

Для первого знакомства с ним достаточно помнить, что энергопотенциал материален, измерим и направлен. Значит - это одновременно заряд и процесс.

В первой притче (о летающем мальчике) процесс был направлен на раздробление целостности, практически - на самоуничтожение, и был остановлен в самый последний момент, когда заряд достиг минимума. Оставшегося энергопотенциала хватило для поддержания жизни, но было слишком мало, чтобы мальчик мог действовать (летать).

Во второй притче - «исправляя» движения прыгучего мальчика - тренеры подавили в нем свободу движений. Механизм регуляции движений - психомоторика - интересен тем, что он - суть зеркало координации процессов мышления.

Попросту говоря, как человек движется - так и мыслит, как мыслит - так и движется. Отчего же - описывая целостность - мы назвали не координацию, а психомоторику?

Дело в том, что координация движений ограничена пространством тела. Но ведь жизнедеятельность далеко выходит за эти пределы! Значит, требуется понятие, организующее территорию жизнедеятельности. Оно вам известно: это - душа (псюхе).

Можно сделать вывод, что психомоторика - это координация движения, действия, мысли. И наоборот, координация - это душевное действие (эмоциональное, волевое, интеллектуальное), воплощенное в живом движении.

Психомоторика - это одухотворенная машина, которую движет наша жизненная сила (энергопотенциал). В ней важны не формы и границы (физические либо духовные), а способность к действию.

Сущность психомоторики - это нераздельные, слитые вместе мысль и движение.

Взятая сама по себе (предположим, что это возможно; как видите - и мы при первом же удобном случае готовы посягнуть на целостность) психомоторика - это наше телесное Я. Это механизм, способный к работе, но не действующий, пока его не подключили к источнику питания (энергопотенциалу). Воздушный шар, лежащий на земле бесформенной грудой. Автомобиль без бензина, паровоз без угля, трамвай без тока, мельница без ветра.

Психомоторика - это мыслящее тело, которое само по себе не действует, но способно действовать, если вдохнуть в него жизнь, если оно станет живым.

Если энергопотенциал обеспечивает возможность действовать, если психомоторика - это способность действовать, то критичность обеспечивает целесообразность действия.

Критичность - это проводник к истине. Далеко не всегда к истине в последней инстанции, но уж наверняка - к истине на уровне ЭПК данного человека в данный момент. Именно критичность дает оценку и позволяет сделать выбор.

На самом примитивном уровне она служит самосохранению; на более высоком - помогает находить приятное и избегать дискомфорта; на самом высоком - проникает в суть вещей, в очевидном открывает истинное, заставляет преобразовывать окружающую дисгармонию в гармонию. Как вы поняли, последнее - уже творческий процесс.

Значит, критичность - это глаза таланта. Сущность критичности - быть мерой и инструментом.

Любовь у триаде

Мы любим цифру «три» неспроста.

«Один» - это точка опоры (вспомните замок на кончике иглы - такая система может жить только в нашем воображении).

«Два» - это источник мысли (потому что два предмета, две идеи, два действия мы имеем возможность сличить, сопоставить и оценить).

«Три» - это равновесие. Самое устойчивое положение предмета - на трех точках опоры.

Эвклиду, чтобы описать геометрию нашего мира, хватило трех понятий: точка, линия, плоскость. Введя четвертое понятие - сферу, - Лобачевский открыл двери в неисчислимое множество новых геометрий; но Евклида он не зачеркнул! И мир для нас остается эвклидовским, что и неудивительно: он устойчив!

Описывая нашего героя тремя понятиями - энергопотенциалом, психомоторикой и критичностью - ЭПК, - мы утверждаем, что четвертого не надо. Любое четвертое понятие нарушит равновесие. Мы получим человека созерцающего, человека, живущего ассоциациями, человека, потока сознания, человека, реагирующего на стимулы, человека, копающегося в себе, человека, ведомого сексом, - и так далее, и так далее. Мы получим человека скособоченного - и озабоченного этим.

Когда болит зуб - он становится центром мироздания. При нарушенной устойчивости наше внимание невольно сосредоточено на точке, где система дает слабину. Частность принимается за целое. Медицина занимается болезнями, педагогика - передачей навыков и знаний, психология - кухней, как человек познает. И там и там, и там изучаются процессы... А мы изучаем человека, не расщепленного на отдельные проявления своей сути; человека, который выражает себя как целостность. А это возможно лишь когда он действует. Когда действие организует всю его сущность как магнит, как стержень. Когда - действуя - он добывает себе свободу.

Действуя, он проявляет себя, выражает себя; только действуя, он суть целостность. Наша триада - ЭПК - описывает его способность к действию. Значит, выражает его сущность.

О смысле целостности

Мы уже слышим, как начинает брюзжать нетерпеливый читатель: целостность, ЭПК - это все замечательно; но когда же, наконец, речь пойдет собственно о таланте?

А между тем - это все о нем. Потому что талант немыслим без целостности (в чем, надеемся, вас убедили три притчи). Но означает ли это, что между понятиями «целостность» и «талант» можно поставить знак равенства? Нет.

Потому что талант - всегда целостность, но целостность - не всегда талант.

Посудите сами. Если энергопотенциал невелик - то и целостность ему соответствует. Она собирается в кулак, организует круговую оборону. Ее задача проста для понимания и невероятно сложна (при столь низком энергопотенциале) для исполнения: удержать жизненную территорию, которая - практически - ограничена пространством тела. Отступать некуда. До таланта ли тут? Да о нем и не вспомнят ни разу!..

Если энергопотенциал больше прожиточного минимума - у целостности появляется апломб. Можно раскрыться и поглядеть по сторонам. И обнаружить совсем рядом огород, а на нем - грядки с редиской, морковкой и клубникой: дергай, что по душе! А если поднять глаза, можно увидать живописную природу, высокое небо, яркое солнце - и понять, что мир прекрасен и жизнь приятна, и жить стоит. Правда: жить нужно все же с оглядкой: энергопотенциал не столь велик, чтобы отважиться его тратить. Ведь целостность задействована все еще на прежнюю программу - на самосохранение.

«С оглядкой - это понятно, - скажет добросовестный читатель, привыкший каждое рассуждение доводить до логического завершения. - Когда кошелек худой - поневоле ведешь счет каждой копейке. Ну а если энергопотенциал прибывает? Ведь соответственно возрастают и возможности».

Верно. Но только до определенного предела: пока позволяет целостность, пока ее устойчивость вне опасности. Для целостности избыток столь же нежелателен, как и недостача. И едва энергопотенциал возрастет настолько, что начнет подавлять психомоторику и ослеплять критичность (ведь по условиям задачи меняется - возрастает - только энергопотенциал), как целостность тут же проявляет свой охранительный консерватизм: она отключается от источника энергии.

Представить это несложно. Скажем, оказался человек в светлой полосе, поймал восходящую волну; все у него хорошо, все ладится, и настроение соответствующее - боевое. И вот появляется у него ощущение, что сейчас он способен не только плыть по течению, делать необходимое, но и решиться на самостоятельное действие, что-то по-своему переделать. Оказывается - не так все просто!

Оказывается - одного желания мало. Нужна не просто свободная сила (энергопотенциал), нужна сила достаточная, чтобы вырваться из прежней целостности, запрограммированной на самосохранение, и построить новую, запрограммированную на созидание. Иначе говоря - жизнь перестроить, отважиться жить по новым законам, ориентируясь совсем на иные ценности.

Естественно, прежняя целостность просто так свои позиции не уступит. Во-первых, как и всякая гармоничная ЭПК, она не только консервативна, но и замечательно устойчива. Во-вторых, ее психомоторика, предвидя новую нелегкую работу, пускается во все тяжкие, чтобы этой работы избежать.

Обратите внимание: напрашивается еще одно разделение функций.

Критичность работу ищет - психомоторика стремится ее избежать. Значит, в механизме ЭПК критичность можно принять за «плюс», психомоторику - за «минус».

Для торможения, для рассеивания энергопотенциала у психомоторики есть безотказные инструменты: логика и анализ. Дай психомоторике волю - она и мертвого уговорит.

Например, еще не сформировалась мысль о самостоятельном действии, еще только настроение проявилось, а она уже перехватывает инициативу - нашептывает: «ну зачем тебе сырое мясо? еще неизвестно, смогут ли твои зубы его разорвать и разжевать, а желудок - переварить - а котлетки, приготовленные другими, которые так вкусны, к которым ты так привык, - это же верняк! и удовольствие наверняка, и наверняка - отсутствие риска; понятное дело - хочется чего-то новенького; так поищи другие котлетки, приготовленные по незнакомому рецепту - это ли не выход?..»

Представьте себе: такая философия, такая жизнь устраивает очень многих. Что и понятно: ведь это жизнь с удовольствием. Удовольствием постоянным и разнообразным. И целостность стоит на страже сохранности этого гармоничного мира, именно она делает его устойчивым. Человек, живущий в таком режиме, доволен собой: ведь он гурман. Он гордится своим умением безошибочно выбирать самое вкусное. И разнообразие его не утомляет. Именно такая жизнь представляется ему и полноценной, и наполненной высоким смыслом.

Желаете знать, почему он не завидует тем, кто занят приготовлением блюд?

До ответа дотянуться нетрудно.

Рассуждаем: в ответе должны быть 1) самодостаточность (чтобы не нарушить равновесие, чтобы не возникало искушения нечто реальное предпринять) и 2) самодовольство (чтобы остался неизменным эмоциональный фон).

Значит, его секрет в том, что он живет с ощущением, что и сам мог бы приготовить любое блюдо - стоит только по-настоящему захотеть! Но к плите он не подойдет никогда: у него нет необходимых для этого сил. Впрочем, толковать с ним об этом бесполезно: он глух к чужим аргументам и не поверит в свое бесплодие.

Короче говоря - не талант. Хотя так на талант похож! - привлекателен необычайно, а если и с энергией не имеет проблем, то полон интересных идей и планов. Но плотина целостности оказывается крепче энергетической волны - и весь пар уходит в свисток.

Итак, два варианта:

1) когда энергопотенциала едва достает на поддержание жизни и 2) когда энергопотенциала хватает на жизнь с удовольствием, - мы рассмотрели.

Но есть и третий - когда энергопотенциал столь велик, что вынуждает действовать активно.

Избыточная энергия всегда найдет себе выход; если вы удержите ее от внешних действий - она сожжет либо изломает вас внутри.

(Конечно, целеустремленная внутренняя работа - иное дело. Но и для этой работы нужна 1) реальная цель и воистину огромный энергопотенциал. И об этом нужно всегда помнить, когда речь заходит о работе души. Потому что мечты и планы - маниловщина - к истиной работе души не имеют отношения.)

Что происходит при этом с целостностью?

Напрашивается простой ответ: она находит себя на новом - более высоком - соответствующем энергопотенциалу - уровне.

Ответ был бы верным, кабы психомоторика и критичность были функциями энергопотенциала. Подравнялись под него - и хорош. Но вы же знаете, что это не так. В ЭПК все составляющие самостоятельны. Каждая имеет свою функцию, свою структуру и свою жизнь. И если энергопотенциал повысился столь резко, что целостность не может остаться прежней, в прежнем диапазоне, - это еще не значит, что она автоматически переместится на более высокий диапазон (чтобы себя сохранить).

Ведь для того (более высокого диапазона) психомоторика может оказаться недостаточной. Или критичность не потянет. А то и обе сразу. Что тогда будет с целостностью? Ясное дело: пойдет вразнос.

Следовательно, для перехода на более высокий уровень одного энергопотенциала мало. Нужно, чтобы психомоторика и критичность уже ему соответствовали, уже были бы готовы его переварить.

Зато если и психомоторика и критичность готовы к работе на новом уровне, новая целостность формируется легко и естественно. И сколько бы теперь ни прибывал избыточный (превышающий потребности жизнеобеспечения) энергопотенциал - его никогда не будет слишком много. Потому что критичность найдет для него работу, а психомоторика подберет наилучшую технологию действия.

Работа будет выбираться по плечу, цель - по энергопотенциалу. И для высочайшего из всех возможных энергопотенциала, когда человек становится сгустком специализированной энергии, - даже для него найдется достойное, всепоглощающее применение: не просто творческая - но божественная работа, когда творец не ограничивается гармоничной формовкой глины, а еще и одухотворяет ее, дарит ей жизнь.

Так в чем же смысл целостности?

В равновесии. В устойчивости. В консерватизме.

Значит, прежде всего - охранительные заботы. Фундамент жизнедеятельности. И лишь потом - фундамент созидательной работы.

Итак, вы познакомились с тремя состояниями целостности.

Состояние ущербной целостности обеспечивает существование.

Состояние асимметричной целостности обеспечивает жизнь.

Состояние гармоничной целостности обеспечивает творческую работу.

Последнее состояние и есть норма.

Очаг, нарисованный на холсте

Должны предупредить сразу: эта работа не популярное изложение существующих теорий таланта, а самостоятельная концепция. Судите сами.

До сих пор, во-первых, не было критериев таланта (всеми авторами талант трактовался как высокий уровень способностей; но что такое способности? как их потрогать? и какие способности свидетельствуют о таланте, а какие недостаточны? и как определить их уровень? - об этом на всемирных конгрессах десятилетиями спорят крупнейшие психологи; но этот спор неразрешим, поскольку сама проблема, на наш взгляд, неправильно поставлена), во-вторых, поскольку не был определен предмет таланта, то проявление его свойств принималось за сам талант (что ценнее - графит или алмаз? ну, конечно же, алмаз, скажете вы, тут даже и сравнивать нечего; но предназначение одного - писать, а другого - резать, эти свойства несопоставимы; а сущность и одного, и другого - мы это знаем с седьмого класса - одна: и то, и другое углерод; способность писать или резать - это его свойства; значит, талантлив не алмаз, а углерод - вот вам простейший пример определения предмета через его свойства), в-третьих, работала формула «талант - способности к чему-то» (разумеется, способности яркой, выдающейся, даже уникальной), которая не несет никакой информации, кроме эмоциональной; значит, при ней каждый понимает талант по-своему, а потому договориться до чего либо невозможно.

Ученик, обладающий незаурядной памятью, как правило, отличник и, уж конечно, талант.

Эрудит пользуется чужим знанием для самоутверждения, другой задачи у него нет, да он и не способен к решению другой задачи! Но его оперение столь ярко, что никто не сомневается - талант.

Футболист, великолепно освоивший обводку, и уж тем более дриблинг, для чего требуются только терпение и уверенность, в глазах болельщиков - величайший талант!

Во всех этих примерах критерием способностей является успех. То есть, социальная оценка продукта деятельности (которая может меняться в зависимости от настроения социума, моды и сегодняшнего эталона нормы). Значит, если человек достиг успеха - он талантлив, а если нет - так и нет?..

Как вы помните, в каморке папы Карло был очаг, нарисованный на холсте. Множество людей видели это изображение, оно было там спокон веку, такое же старое и ветхое, как сама каморка. Каждый мог вообразить, что варится в казанке над огнем; ситуация воспринималась как должное; дальше фантазия не шла. Но вот появился Буратино, что немаловажно - голодный (кстати, талант всегда голоден), и первое, что он сделал, - попытался заглянуть в казанок. И проткнул дырку в холсте. Все знали, что это только видимость, всех устраивал этот самообман, а он по наивности (талант всегда наивен) принял видимое за действительность. И когда обнаружил несоответствие - заглянул в дырку, чтобы узнать, а что же там на самом деле. И увидал таинственную дверцу, о которой до него никто не знал.

Какие выводы можно сделать из этой поучительной истории?

Первый: талант проявляется только в действии (под действием мы подразумеваем процесс решения задачи, в которой есть хотя бы одно неизвестное; при футбольной обводке, простите, неизвестных нет; правда, обводящий не знает, куда сдвинется соперник, но если у него хорошо отработан навык - ему это безразлично).

Второй: талант и его инструмент (его функциональный орган - по академику А. А. Ухтомскому) неразделимы. Талант немыслим без этого, сотворенного его действием органа, как Буратино без длинного носа. Порою талант даже не подозревает о своем инструменте - он просто действует! Свойства таланта только в действии проявляются и только в действии совершенствуются.

Третий: для таланта истинный успех не в социальной оценке (раньше или позже Буратино получит свою долю аплодисментов, когда все увидят открытую им таинственную дверцу), а в самом процессе решения задачи. Он сам свой высший суд. В муках, разгрызая задачу - он наслаждается, и чем больше муки - тем выше наслаждение.

Талант не стоит искать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела; ни в остроте глаза, ни в тонкости слуха, ни в счетных способностях. Талант - это человек, который оригинально решает известные задачи. И чем неожиданней решение, тем ярче талант.

Мы отвергаем - и докажем это - элитарность таланта. Здесь каждый имеет свой шанс. Но нужно найти в себе смелость, чтобы разломать скорлупу предубеждений. Нужно осознать себя талантом и действовать как талант. Мы поможем вам в этом.

Мы открываем карты

Не бойтесь: никакие сложные испытания вам не грозят. Если талант - это естественно и просто, то и испытание на его сегодняшнюю величину должно быть естественным и простым. Как вы уже догадались, вам предстоит себя испытать в нескольких видах действий, которые покажут величину ваших энергопотенциала, психомоторики и критичности. Их сочетание содержит в себе все ответы.

1. О количестве вашего сегодняшнего таланта.

2. О его запасе (дистанции до оптимального самовыражения).

3. О доминанте вашего таланта.

Предлагаемые нами испытания не требуют ни специальных приспособлений, ни приборов; даже без ассистентов - если вы стеснительны - можно обойтись. Ведь талант - это очень личное; быть может, самое личное из всего, что у нас есть. Талант щедр - но только на результаты своих действий. Мы же договорились, что не успех ему дорог, а процесс. Процесс, которому нужно отдаваться целиком, в котором нужно жить, в котором нельзя копаться, разбирать его по винтикам - иначе вы перестанете летать.

Самый типичный ИПС

Ипс - это новый термин, который мы вводим в обращение. Он расшифровывается просто - испытание психометрических способностей. Почему не тест? Это мы объясним позднее. А пока поверьте на слово, что между ипсом и тестом существует принципиальное различие. Тест - это реакция; реакция человека на предлагаемую ситуацию. Ипс - акция; активное действие по решению задачи.

ПЕРВЫЙ ИПС - «СЕМИМЕТРОВЫЙ».

Как и все ипсы, он универсален. Его результат проявит некий уровень ЭПК. Но не будем спешить делать выводы! Ведь наши состояния текучи. Если вы утомлены, недомогаете после болезни, пережили неприятность или чрезмерно возбуждены (например, после чтения нашей книги), если у вас сегодня неблагоприятное сочетание биоритмов, а тем более пост фармакологическое или пост алкогольное состояние - показания ипса будут искажены. Вернее, будет искажена оценка меры вашего таланта. Значит, вначале надо определить степень вашей готовности к испытаниям. И нагляднее всего сделать это можно на «семиметровом». Технология его такова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.