Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).






Данилевский (Россия и Европа)Историческую миссию России он видит в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа. Западная Европа враждебна России и славянству, поэтому необходимо крепить солидарность славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать славян. Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.Концепция культурно-исторических типов явилась предшественницей концепции локальных цивилизаций, разработанной в XX в. О.Шпенглером и А.Тойнби. Шпенглер.(Закат Европы) Каждая социальная целостность, " культура" в его терминологии, является уникальным организмом, который расцветает, подобно полевому цветку, на строго ограниченной местности, к которой он остаётся привязанным навеки. Каждая культура имеет свою душу - некое первоначало, из которого развёртывается всё богатство конкретных социальных явлений. Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. Шпенглер выделил восемь культур: египетскую культуру, культуру майя, Греко-римскую, византийскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую. Культура проходит примерно тысячелетний цикл развития. В процессе развития каждая культура проходит три стадии: юность, расцвет, упадок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию; это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. Культура уникальна, цивилизация же - утрата индивидуальности. Английский историк и социолог Тойнби(Постижение истории) рассматривает человечество как совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации, по его мнению, является устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные прежде всего в религии. Нетрудно заметить, что, в отличие от Шпенглера, для Тойнби культура -не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней. Тойнби, оставаясь сторонником замкнутых, локальных цивилизаций, считает возможным их слияние в будущем.

28.Понятие общественного прогресса и его критерии. Понимание прогресса связано с более общими категориями, такими, как изменение, движение, развитие. Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место восхождение, или прогресс, цикличность, или повторение, деструктивные процессы, или регресс. Выявление прогрессивной линии общественного развития затруднено из-за нечеткой постановки вопроса о сущности самого прогресса и его критериях Поэтому характеризовать прогресс только как поступательное развитие недостаточно, поскольку его восходящая и нисходящая линии имеют место так- в неживой природе, и в единстве они образуют космический круговорот. Поэтому анализ сущности прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью (идеалом) может служить критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его деградации. Возрастает роль разработки системы критериев общественного развития, прогресса с учетом его многонаправленности, многогранности и своевременности смены ведущих критериев в оценке уровня прогресса и возможностей двигаться дальше в избранном направлении. И так как всех критериев оптимальности и факторов прогресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. При всем значении и гуманистической направленности мысли о самоценности развития человека нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Эта проблема остро поставлена в работах многих авторов. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. На потребительское отношение к природе, человечество может погибнуть уже в следующем столетии. Чтобы этого не случилось, техносфера должна тесно взаимодействовать с ноосферой, а человечество вынуждено будет овладеть автотрофными механизмами, что избавит его от необходимости вытеснять и убивать все живое.

Понятие общественно- экономическая формация. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории.

Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии.Общественно-экономическая формация(ОЭФ) — исторически определившийся тип общества, представляющий собой особую степень в его развитии ОЭФ - социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. Каждая формация- целостная система. Общ.-экон-кая формация- это этап вразв. общ-ва. Формации-первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалитическая.О. Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появление мегаполисов, научный атеизм демографический спад, культура замкнута внутри себя. Понять се может только тот кто в ней родился А.Тоинби - мировая истор-совокупность локальных цивилизации. Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад- не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом, Она должна дать ответ, который заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычая. Общ черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей.для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив. только исходя из себя самой. Ц не коммуникабельна. Цивилизацией подход: 1 Ц творится людьми 2.Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали(Ц который существует сегодня) 4 Культурологич. анализ (некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То. что людей объединяет Формацион подход: 1История-закономерный процссс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории.З. Анализ по вертикали – из древности до наших дней.4.Соц-экономнч анализ общ-ва.5 Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.