Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное познание и его признаки. Эмпирические и теоретические уровни научного познания. Методы и формы. . Возможности и границы науки. Этика науки.




Наука-это система спец. орг-ной позновательной д-ти по получению новых знаний. Компоненты: научная д-ть, научное знание и наука, как соц. институт.1.Наука, как д-ть: субъект-проф. подгот. учёный, коллектив или сообщество, объект- окр-щий мир, который изуч. с целью постижения закономерностей и включение их в практику., ср-ва-эксперимент, измер. приборы, спец.методы и язык, рез-т-получение научн. знания как спец. вид информации. 2. Наука, как знание-объективность-ориентация на выявл. законов разв. окр-щего мира, 2 особенность- строгая доказ-ть и обосн-ть рез-тов исследования. Закон- это постоянные существенные и необходимые связи между предметами действительности.3.Как соц. институт- совокупность спец. орг-ций и учений, проф. заним. научным познанием: научные сообщества, ВУЗы, научные школы, институты, лаборатории и т.д. Выделяют 2 ур-ня: эмпирический-чувственный(эксперименты и сбор данных) и теоретический-рациональный(выявл. связей и законов, постижение внутр. сути явлений). Метод- способ построения и обоснования системы знаний, обоснованный на совокупности опред. приёмов и операций практ. освоения действительности. Методы: общелогические(анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, анология, моделирование), эмпиричекие (наблюдение, описание, эксперимент, измерение) и теоретические(идеализация(с реальным) и формализация(с воображаемым); аксиоматический метод(через аксиомы); гипотетико-дедуктивный метод; единство исторического и логического.) Наука – это форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо науки, остается в неведении сути того, что является обобщением. Философия же дает систему знания о мире как целом. В.И. Вернадский считал, что наука и техника столь существенно повлияли на деятельность человека, что превратили ее в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлияв при этом на биосферу. Главной и ведущей функцией науки является приращение нового знания. Однако на заре становления индустриального общества круг ученых был довольно узок. Занятия наукой носили, скорее, любительский характер. Научная деятельность не была для ученых основным источников доходов. Лишь к середине XIX в. происходит оформление науки в особую профессию. Но даже в XIX веке, занимая почетное место в культуре и духовной жизни различных народов, наука все еще не являлась важнейшим фактором производства. Лишь с конца ХХI – начала ХХ века роль науки в общественном производстве значительно возрастает. Одновременно с этим происходят радикальные изменения в способе организации, функционирования самой науки. Наука развивается преимущественно в крупных научно-исследовательских центрах (лабораториях, институтах), располагающих соответственной мощной технической базой. Все в большей мере наука приобретает коллективный характер. Наука сегодня является приоритетным направлением в деятельности государства. Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства. Особое внимание уделяют науке президенты многих стран.

Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.

Общество – это сложная система взаимоотношений между людьми по производ. мат и дух ценностей. Три подхода к понятию общества: 1. Деятельностный - исходным пунктом является то, что общество не есть конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей, объединенных в различные социальные группы, государства. 2. Отношенческий - рассматривает общество как целостность социальных отношений, в основе которых лежат экономические отношения. 3. Институциональный - предполагает рассмотрение общества как совокупность организаций и учреждений, призванных обеспечить его стабильное развитие. В настоящее время существует множество различных теоретических моделей, в которых обнаруживается стремление выявить детерминанты общественного развития, к которым относят Натуралистическую-законы природы(геогр и биолог. детерменизм).(Монтескье, Мальтус, Л.Гумилев), Материалистическую (Маркс, Ростоу, Тоффлер), Идеалистическую-духовный фактор модели(Сорокин, Мертон, Фромм). Подсистемы общ-ва: политич, экономич, культур, соц-ная. Модели развития общ-ва: линейно-поступательная и формационная(Маркс и Энгельс). Общ.-экон-кая формация- это этап вразв. общ-ва. Формации-первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалитическая.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.