Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального познании. Проблема истины в теории познания. Критерии истины.






Уровни познания: чувственное(осущ при помощи органов чувств[слух, зрение, осязание, обоняние]-ощущение, восприятие, представление)-оно первично и рациональное(осущ. пр помощи разума-понятия, суждения и умозаключения). Формы чувственного познания: 1) ощущение является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. 2) Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. 3) Представление - это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий. Формы рационального познания: 1)понятие- это общее и существенное св-во групп явлений, 2)суждение- это форма мысли в котором что-либо утверждается или отрицается, 3) умозаключение- взаимосвязанные суждения и некоторый вывод. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. Исследования последних лет доказывают, что в реальном процессе познания при определенных условиях чувственное и рациональное настолько проникают друг в друга, что оказываются принципиально неразделимыми. Чувственный образ связывает абстрактное, рациональное с реальным миром. Таким образом, познавательный процесс на уровне современных знаний предстаёт перед нами как целостная система целенаправленной, творческой деятельности субъекта. Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина – это адекватная информ о объекте, получаемая посредством чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах.Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины – всего лишь призрак. Любой объект познания – неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд. Абс истина – это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтв-ся жизнью. Конкретность – это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в кот они сформулированы. В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность, но и как логика, закалившаяся в горниле практики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.