Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание, сущность, проблема, происхождение. Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.




Сознание, высшая, свойственная лишь человеку индивидуальная форма отражения объективной действительности, на основе которой осущ. контроль поведения и управление д-тью. 3осн подхода к пониманию сознания: 1. субстанциональная- Платон, Аристотель, Декарт, Гегель-самост. сущ-ть, не зависимо от материи. Сознание и разум-это главный принцип и закон мироздания.2. функциональная- Гоббс, Локк, Гельвеций, Дидро и послед. материалисты- это функция высокоорганизованной материи- ч-кого мозга.3. экзестенциально-феноменологическая-Гуссер.Св-св: идеальность-не матер. природа, напрвленность на предмет(предметность), креативность- способность к творчеству. Генезис сознания: 1ур-нь-развитие сознания в природной эволюции. 2 ур-нь: развитие в связи с происхождением культуры и общ-ва+ их развитие.(сформир. след. признаки: абстр.-логич. мышление, целеполагание, самосознание, язык), 3ур-нь: онтогенез- индивидуальное развитие ч-ка. Сознание обладает структурой. Сектор 1. телесно-перцептивные возможности. Ощущения, восприятия ипредставления, первичная информация о мире, теле и взаимодействии с другими телами.Сектор 2. Логико-понятийные компоненты сознания. Выходит за пределы чувственно данного в сущностные области объектов. Сек1 и 2 - левая половина сознания, внешне познавательная составляющая сознания.Сектор 3. Эмоциональная компонента. Лишена непосредственной связи с внешним миром, сфера личностных, субъективно-психологических переживаний. Сектор 4. Ценностно-мотивационная компонента. Высшие мотивы деятельности и духовные идеалы, способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, продуктивного воображения и интуиции всякого вида. Сектор 3 и 4 - ценностно-эмоциональная, гуманитарная сторона сознания, где предмет познания есть собственное я и другие я, их творческая самореализация в гуманитарно-символьном виде (музыка, живопись, архитектура и т.д.). Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Основоположник: З. Фрейд. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Принципы функц-ния бессознательного: динамический стереотип(привычка), принцип доминанты(все потребности ослабевают под д-вием опред. потребнсти), принцип последовательности. Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Материальная основа мышления - высшая нервная деятельность. Мышление в некотором смысле отождествляется в философии с психикой. Мышление есть процесс оперирования образами чувственно-сенситивными и понятийными. Мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью человека. Поэтому мышление осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммуникативную функции. Может быть естественным и искусственным. Язык явление социальное как средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя.ЭВМ не является носителем сознания. Компьютер лишь современное средство, резко повышающее «разрешающую силу» человеческого мозга. Ныне прогресс знания обеспечивается функционированием единого комплекса «человек–компьютер», сотрудничеством, а не соперничеством между людьми и машинами. ЭВМ – орудие, но не самостоятельный субъект познания и социального действия.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.