Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика источниковедческого анализа законодательных актов






Процедура исследования может быть в самом общем виде представлена следующим образом.

I. Реконструкция процессов создания законодательных актов:

II. Реконструкция функционирования актов в социальной действительности — до момента утраты юридической силы.

 

В создании многих первых советских декретов основная роль принадлежит главе советского государства В.И. Ленину. Он являлся автором важнейших декретов (о земле, о мире, " Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и др.) или их инициатором. Известны многочисленные ленинские тезисы, которые послужили основой будущих декретов: например, о национализации банков (декабрь 1917 г.), о роспуске Учредительного собрания (январь 1918 г.), о национализации торгового флота (январь 1918 г.), по продовольственному вопросу (август 1918 г.), о потребительских коммунах (декабрь 1917 г., март 1919 г.) и др[2].

Ленинские работы служили и важнейшим идеологическим обоснованием ряда законодательных актов.

3. Законопроекты

" Появление законопроектов, как правило, нескольких, следующих друг за другом, а иногда и параллельных, связано с деятельностью специальных комиссий. При этом иногда нужно различать комиссии, официально утверждаемые высшими органами государственной власти, и так называемые рабочие комиссии, в которые привлекались главным образом специалисты. Эти рабочие комиссии и создавали первоначальный проект закона в целом или по частям (темам).

Анализ проектов требует тщательного сопоставления текстов различных редакций.

а) Обсуждение законопроектов

Обсуждение происходило на разных уровнях: съезды Советов, ВЦИК, различные комиссии и подкомиссии, партийные фракции (в период вхождения левых эсеров в состав советского правительства). Важно установить этапы и очередность прохождения законопроекта. Разработка аграрного законодательства, как никакого иного, проходила в острой политической борьбе; нередко на первых декретах может и печать компромисса, и своеобразной идеологической окраски (" социализация" — наиболее яркий тому пример).нормативных актов. Одно время даже Кодекс законов о труде имел гриф " Для служебного пользования".

.

В целях облегчения пользования нормативными правовыми актами выявляются противоречивость и несогласованность между ними и они подвергаются систематизации. Под систематизацией нормативных правовых актов понимается их определенная упорядоченность. Различают две основные формы систематизации: инкорпорацию и кодификацию.

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку нормативных правовых актов, объединение и расположение их в определенной последовательности. Инкорпорированные акты издаются в виде сборников, причем форма акта сохраняется полностью. Содержание актов подвергается изменению в том случае, если после принятия в них внесены изменения или дополнения. Из актов исключаются те статьи и пункты, которые отклонены или признаны утратившими силу. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Примером официальной инкорпорации может быть подготовленное в 1928 г. " Систематическое собрание действующих законов РСФСР за 1917-1927 гг."

Под кодификацией понимается такая систематизация нормативного материала, при которой производится его переработка; устаревшие правовые нормы исключаются или заменяются новыми. В результате создается единый сводный нормативный правовой акт

4. Окончательная редакция. Ее роль в историческом исследовании

Окончательная редакция для первых декретов не всегда тождественна первым публикациям, о чем свидетельствует многолетняя кропотливая работа Е.А. Луцкого над Декретом о земле. Для всего последующего законодательства последняя редакция, отражавшаяся в подлиннике законодательного акта, имеет уже чисто символическое значение, ибо закон входит в силу по обнародованному тексту.

5. Публикации

Выбор публикации источника имеет немаловажное значение, особенно для периода первых лет Советской власти.

Официальным изданием актов центральной государственной власти с 1917 г. являлось " Собрание Узаконений Рабочего и Крестьянского Правительства", с 1924 г. — " Собрание Законов и Постановлений Рабоче-крестьянского Правительства СССР", а с 1936 г. — " Ведомости Верховного Совета СССР". Кроме того выходило Собрание постановлений Правительства СССР". Однако в него включались далеко не все документы. Еще при Сталине складывалась и внедрялась порочная практика засекречивания (кодификационный акт), регулирующий определенную группу общественных отношений[3].

Для законодательных актов первых лет Советской власти особо важное значение имеет их публикация в газетах. Постановлением Совнаркома от 21 ноября 1917 г. был установлен порядок, по которому все официальные правительственные материалы могли публиковаться только после их утверждения главой правительства в " Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства", а 24 ноября 1917 г. Совнарком принял решение об обязательной публикации декретов всеми советскими газетами[4].

Газетные публикации законодательных актов зачастую являются единственными сохранившимися источниками очень важных документов, например, таких, как Декрет о земле, " Основной закон о социализации земли", " Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию".

Особо следует сказать о научной публикации первых законодательных актов, осуществляемых в издании " Декреты Советской власти" (тт. I-V. М., 1957- 1971), в котором отражена работа В.И. Ленина над теми или иными документами. Чтобы полнее представить деятельность Ленина, в этом издании наряду с официальными, утвержденными СНК текстами документов даются тезисы, наброски, проекты декретов, написанные В.И. Лениным или правленные им.

 

Советские конституции и важнейшие конституционные акты отражены в таком издании, как " История Советской Конституции (в документах). 1917- 1956" (М, 1957).

Б. Анализ законодательного акта. Анализ формосодержательной структуры

1. Структура содержания

2. Юридические нормы

Здесь надо подчеркнуть два момента:

а) что нового вносит данный законодательный акт по сравнению с предыдущими;

б) важно отличать толкование юридических норм законодательного акта его современниками и историографией; при этом историографическая оценка законодательного акта может меняться (например, оценка Декрета о земле и " Основного закона о социализации земли", разноречивые до настоящего момента оценки декрета СНК от 12 апреля 1918 г. " О потребительских коммунах").

3. Историческое значение

Важно различать юридическое и морально-политическое или историческое значение документов. Скажем, " Основной закон о социализации земли", а затем и последующее аграрное законодательство полностью поглотили содержание Декрета о земле, однако последний не потерял своего исторического значения как первого документа, ликвидировавшего помещичье и пр. нетрудовое землевладение. То же самое относится и к первой Советской Конституции.

II. Реконструкция функционирования законодательных актов в социальной действительности до момента утраты юридической силы

1. Обнародование, распространение

2. Толкование

С первых дней существования советской власти на исполнительную власть легла большая ответственность. От понимания каждым руководящим работником того или иного закона зависели судьбы тысяч и десятков тысяч людей. Поэтому чрезвычайную важность приобретает вопрос об интерпретации, особенно первых декретов, как в центре, так и на местах.

3. Инструкции, связанные с воплощением в жизнь законодательного акта.

4. Запросы в центральные государственные и партийные учреждения с мест за разъяснением тех или иных положений закона — также важный элемент восприятия и применения (в смысле быстроты, смекалки, инициативы) того или иного закона[8].

5. Различного рода информация по ходу осуществления законодательного акта, безусловно, необходима.

Следующий важный этап в работе с законодательными источниками — определение структуры источниковой базы исследования. Она, на наш взгляд, должна включать следующие группы документов:

1. Документы законодательной инициативы.

2. Все редакции проектов.

3. Тексты проектов с замечаниями руководителей партии и правительства, заинтересованных ведомств и учреждений.

4. Окончательный текст.

5. Материалы обсуждения.

6. Поправки, внесенные в ходе обсуждения и редактирования.

7. Информация о прохождении законопроекта.

8. Переписка.

9. Воспоминания, дающие возможность установить или уточнить массу деталей, порой очень важных, на всех стадиях прохождения законопроекта.

10. Юридические и пр. документы, составляющие основу законопроекта

 

11. Публикация закона.

12. Оценка общественностью и государственными деятелями законодательного акта.

Само собой разумеется, что на всех этапах источниковедческой работы с любой из названных групп документов предполагается применение всего комплекса источниковедческой критики.

Особое место занимает текстологический анализ проектов. Чем больше статей законопроекта, чем больше редакций, тем больший объем работы приходится выполнять. Иначе невозможно определить направление доработки законопроекта, а следовательно, невозможно выяснить и те силы, и тех конкретных авторов поправок, которые стоят за ними, что особенно важно в период, когда левые эсеры входили в состав Советского правительства, в период межпартийной борьбы.

Проблема авторства имеет немаловажное значение. Закономерно, что круг лиц, работающих над законопроектом, постепенно расширяется. Вообще же советские законы не являются плодом одиночек. Это продукт коллективного творчества.

Правда, существовали и существуют принятые в литературе названия " именных" законов: " Ленинский Декрет о земле", " Сталинская Конституция", " Колегаевский закон о социализации земли", " Шлихторовский проект декрета о потребительских коммунах" и др. Однако все они, за исключением лишь первых ленинских декретов, являются продуктом коллективного творчества.

Если говорить о причастности конкретных лиц к тому или иному закону, то не в плане авторства, а в смысле наиболее активного участия в создании законопроекта. Но и тут людская молва допускала ошибки. Оказалось, что проект закона о социализации земли подготовил не А.Л. Колегаев, а И.А. Майоров; проект декрета о потребительских коммунах (декабрь 1917 г.) написал не А.Г. Шлихтер, а В.И. Ленин — аппарат Наркомпрода, который возглавлял Шлихтер, лишь детализировал проект. Остов Конституции СССР 1936 г. компоновался А.И. Стецким, Я.А. Яковлевым и Б.М. Талем на основе материалов рабочих комиссий. Таким образом, проблема авторства законодательных источников должна решаться лишь путем установления всего круга лиц, связанных с созданием законопроекта, его обсуждением, редактированием.

Вершин нелепостей разработка советского законодательства достигла при Брежневе. Закрепляя несовершенные свершения, законодательство создавало видимость развития прав и свобод личности, торжества законности и правопорядка, мало что меняя на деле.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.