Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы развития способностей






 

Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на развитие одаренности, является социальная среда.

В ходе различных исследований по изучению влияния социальной среды на одаренности ученые приходили к неоднозначным, а порой и противоречивым выводам. Однако, можно утверждать, что одним из социальных факторов развития являются социально-экономические условия жизни. Эти условия влияют на развитие одаренности, поскольку ими определяется уровень жизни человека. Чем общество является более экономически развитым, тем более благоприятны условия создаются для развития одаренности человека[11].

Кроме того, очевидно, что крайне важным фактором развития одаренности является специфика семьи и семейных отношений человека, а именно:

¾ структура семьи и ее эмоциональный климат

¾ стиль воспитания и специфика отношений между родителями и детьми

¾ отношение родителей к одаренности ребенка.

Более детально изученным является вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единогласно утверждают, что тоталитарные стили воспитания ребенка, базирующиеся на жестком контроле и силовом давлении со стороны родителей, являются фактором
, сдерживающим и закрепощающим развитие одаренной личности.

Важным аспектом в развитии способностей является отношения родителей к детской одаренности. Этот фактор является одним из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.

Встречаются следующие типы отношений:

¾ отрицательное

¾ игнорирующее

¾ положительное

¾ гиперсоциализация.

При гиперсоциализации родители через одаренность ребенка пытаются самоутвердиться, видя в ней особый престиж, либо возможность реализации своих несбывшихся стремлений и упущенных возможностей[12].

Как было отмечено ранее, способности могут развиваться только в процессе деятельности. Поэтому необходимо как можно раньше включать ребенка в деятельность, к которой у него обнаруживаются специальные способности. Однако, преимущественно одностороннее развитие в одной области может повредить ребенку. Для полноценного развития и расцвета специальных способностей необходимо развитие уровня общих способностей, широкого кругозора, общей культуры. Всестороннее развитие является необходимым для гармоничного развития личности в целом. В случае, если у ребенка в раннем возрасте не проявляются ярко выраженные способности к какой-либо деятельности, его так же необходимо всестороннее развивать, поскольку в процессе обучения он может обнаружить склонности и способности к чему-либо.

С поступлением в школу возможности включения ребенка в ту или иную деятельность значительно расширяются. Особая роль здесь принадлежит различным творческим и научным кружкам при школах и учреждениях дополнительного образования.

Каждый здоровый в психическом и физическом отношениях ребенок обладает общими способностями, необходимыми для успешного обучения в школе. Каждый ученик способен овладеть умениями и навыками на уровне средней школы. Однако, иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному предмету учебной программы. Это, чаще всего, происходит вследствие недостатка у школьника некоторых знаний и умений, пробелов в знаниях, в некоторых случаях, из-за проявления тех или иных особенностей темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ребенок обладает и потенциалом развития специальных способностей. Перед родителями и педагогами стоит задача помочь ребенку найти тот вид деятельности, в котором он наиболее успешен, показать ему его возможности.

На пути развития способностей огромна роль педагога, ведь именно он помогает ребенку в формировании способностей и талантов учеников. Он должен умело направлять развитие природных задатков в нужное русло.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет своих способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для проявления и развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включается ребенок, автоматически формирует и развивает его способности к ней. Для того чтобы деятельность оказывала положительное влияние на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:

 

¾ деятельность должна вызывать у ребенка устойчивые и сильные положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения в процессе занятия данной деятельностью. В этом случаи у ребенка возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься данной деятельностью. У него возникает живая заинтересованность, желание выполнить работу как можно лучше, а не формальное, безразличное отношение к делу. Все эти условия являются необходимыми для того, чтобы процесс деятельности оказывал положительное влияние на развитие способностей.

¾ Деятельность ребенка, по возможности, должна быть творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений, в их детальном разборе. Для музыкальных способностей необходим постоянный слуховой анализ и тренировка в воспроизведении технических музыкальных навыков. Полезными являются специальные экскурсии с выездами на природу с целью развития наблюдательности и эстетического восприятия действительности.

¾ Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы перед ребенком возникали цели, на одну или несколько ступеней превосходящие его сегодняшние возможности и уже достигнутый им уровень выполнения деятельности на данный момент. В особенности в постоянном усложнении творческих заданий нуждаются дети, уже определившиеся с выбором деятельности и проявившие наличие незаурядных способностей в ней.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в сочетании с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, педагогу необходимо активно развивать интерес ребенка, стремиться к тому, чтобы эти интересы не поверхностный характер, а были подкреплены глубоким и устойчивым интересом.
Нередко на практике встречаются случаи, когда ребенок, обладающий способностями в той или иной области, не проявляет интереса к деятельности этого рода. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств, например, применение неудачной методики обучения, слабое знание предмета, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей, ребенок мало интересуется соответствующим предметом, проявляя равнодушие к нему. Однако, если грамотному педагогу удастся по-настоящему заинтересовать ребенка деятельностью, то очень быстро, часто неожиданно для окружающих, эти интересы и склонности всецело захватывают внимание школьника.

 

Воспитывая способности детей, нужно развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и ярко выраженные способности не дадут результата. Иногда ребенок, обладающий незаурядными способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях ему необходима поддержка педагога и его помощь в преодолении трудностей.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически оценивать плоды своих трудов. Крайне важно сформировать у ребенка правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Ни в коем случае нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности или превосходстве над другими детьми. Не следует чрезмерно восторгаться способностями ребенка, захваливать его, противопоставлять его сверстникам.


 

Заключение

 

Природа человеческой одаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант складывается в результате кропотливой ежедневной работы над собой?

На основании изученных материалов, описывающих исследования в области темы способностей можно сделать следующие выводы:

¾ Способности представляют собой комплекс индивидуальных психофизиологических особенностей личности, в которых заложена возможность достижения высоких результатов в какой-либо деятельности

¾ Существуют способности общие, необходимые для осуществления любой деятельности и жизни в обществе, и специальные способности, являющиеся специфическими для конкретной деятельности

¾ Способность может развиться только в процессе деятельности

¾ Наличие задатков к определенному виду деятельности еще не гарантирует достижения успеха в ней, а лишь является предпосылкой для развития способности

Проблема способностей, таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Тем не менее, изучение вопросов структуры способностей имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.


 

Список использованной литературы:

 

1) Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985г.

2) Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. М.: изд-во Московского Университета, 1982г.

3) Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Политиздат, 1961г.

4) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006г.

5) Психология: Учебник/Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1988г.

6) Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2007г.

7) Дружинина В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996г.

8) Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: «Академия», 2006г.

9) Лукацкий М. А. Остренкова М. Е. Психология: Учебник. М.: Эксмо, 2007г.

10) Общая психология/ под редакцией Петровского А.В. М.: Просвещение, 2003г.

11) Слуцкий В.М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991г.

12) Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004г.

13) Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности. М.: Бином, 2011г.

14) Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005г.

15) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Нова, 2006г.

16) Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. М: Мысль, 1992г.

17) Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004г.

18) Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. Псков.: ПГПУ, 2005г.

19) Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. М.: Знание, 1998г.

20) Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. М.: Эксмо, 2006г.

 

 


[1] Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2007г.

[2] Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985г.

[3] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006г.

[4] Дружинина В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996г.

[5] Лукацкий М. А. Остренкова М. Е. Психология: Учебник. М.: Эксмо, 2007г.

[6] Общая психология/ под редакцией Петровского А.В. М.: Просвещение, 2003г.

[7] Слуцкий В.М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991г.

[8] Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004г.

[9] Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности. М.: Бином, 2011г.

[10] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Нова, 2006г.

[11] Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. М: Мысль, 1992г.

[12] Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. М.: Знание, 1998г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.