Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задатки и способности






 

По мнению отечественных ученых, задатки - это не столько анатомо-физиологические особенности, сколько психофизиологические свойства личности. Эти особенности, как правило, обнаруживаются у ребенка на самых ранних стадиях овладения каким-либо видом деятельности, а иногда и у взрослых, еще не занимающихся определенной деятельностью систематически.

Природные задатки и склонности к определенным видам деятельности обуславливают повышенную чувствительность определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие чего впечатления, полученные посредствам этих анализаторов (например, музыкальные или зрительные) оставляют в сознании человека особый след. Большое значение для дальнейшего развития задатков имеют первые пробы в тех областях, к которым у человека имеются соответствующие этой деятельности высокие психофизиологические качества и склонности.

Задатки, прежде всего, находят свое проявление в склонностях к определенному виду деятельности, то есть в специальных способностях. Задатки проявляются также в особой восприимчивости и запечатлении того материала, который привлекает слух, зрение или другие органы восприятия человека. Важным является умение конструировать новое, что является особой отличительной чертой одаренности.

Склонности являются первыми и наиболее ранними признаками зарождающихся способностей. Они проявляются в стремлении, тяге ребенка или взрослого к определенному виду деятельности, будь то занятия музыкой, рисование, точные науки и другое. Нередко эти стремления проявляются довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях для осуществления данной деятельности. Очевидно, что наличие склонностей к той или иной деятельности свидетельствует об определенных природных предпосылках к развитию способностей.

Однако, нужно различать истинную и ложную или мнимую склонность. При истинной склонности у человека наблюдается не только непреодолимое желание заниматься чем-либо, но и быстрое развитие специальных навыков и умений, достижение значительных результатов. При наличии ложной или мнимой склонности, обнаруживается поверхностное отношение к деятельности, или же увлечение деятельностью без достижения сколько-нибудь значительных результатов. Нередко появление ложной склонности становится следствием внушения извне или самовнушения, при отсутствии потенциальных возможностей для развития.

 

Таким образом, под задатками следует понимать природную основу способностей, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Наличие задатков несет в себе возможности для дальнейшего развития способностей в процессе обучения, воспитания и профессиональной деятельности. Из этого вытекает необходимость своевременного определения задатков у детей с целью развития и формирования их способностей.

Путем многочисленных научных исследований, ученые пришли к выводу, что наличие той или иной способности связано с некоторыми врожденными анатомическими особенностями структуры мозга человека, которые отражаются в характере мыслительных и поведенческих процессов личности. Исследователи отмечают, что в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга разных людей имеются существенные индивидуальные различия. Кроме того, были замечены индивидуальные различия в строении клеточных слоев, что, очевидно, оказывает влияние на специфику функционирования головного мозга, и, в частности на особенности проявления способностей.

Врожденные индивидуальные особенности мозга непосредственно находят свое проявление в типологических особенностях человека, которые претерпевают изменения в процессе жизнедеятельности человека.

Типологические способности, которые обнаруживаются у ребенка в самом раннем возрасте, и являются задатками или типологическими природными свойствами. Следует отметить, что типологические особенности имеют многогранное значение. В них заложены природные предпосылки способностей и характера. Общие задатки, такие как сила и тонус активности, степень уравновешенности, чувствительность и подвижность протекания процессов, безусловно, оказывают влияние на формирование способностей. Так, например, высокая активность и скорость протекания нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью нервной системы способствуют образованию волевых и коммуникативных качеств личности, которые имеют особое значение для становления общественной активности и развития организаторских способностей. С другой стороны, слабая нервная система в сочетании с высокой чувствительностью, может благоприятно сказаться на развитии художественных способностей.

Помимо общих типологических свойств личности, характеризующих особенности протекания нервно-психологических процессов, выделяют некоторые особенности, характеризующие деятельность отдельных систем анализаторов. Эти типологические особенности имеют прямое отношение к наличию специальных способностей.

Например, известный ученый И. П. Павлов отмечает, что люди с преобладанием первой сигнальной системы, определяющей образное отражение действительности, преимущественно принадлежат к художественному типу личности (музыканты, писатели, художники). Этот тип людей характеризуется невероятной живостью и полнотой восприятия действительности, отличается высокой эмоциональностью и чувствительностью. Воображение у таких людей, как правило, преобладает над абстрактным мышлением. У людей с более сильным развитием второй сигнальной системы формируется, как правило, мыслительный тип личности, который характеризуется сильным развитием абстрактного мышления. У этих людей интеллект и логическое мышление преобладают над эмоциональной сферой. Представители же среднего типа сочетают в себе черты и художественного и мыслительного типов. К этому типу, по мнению Павлова, относится подавляющее большинство людей, в том числе и исключительно одаренные, гениальные люди.

Исходя из теории Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, можно сделать выводы о том, что гразличия художественного и мыслительного типов главным образом состоят в том что художественный тип в осуществлении своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а мыслительный тип – на вторую. Однако у обоих типов вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль.

В настоящее время, учение Павлова о сигнальных системах подтверждено анатомическими исследованиями деятельности головного мозга. Кроме того, в ходе исследований, было обнаружено, что левое полушарие преимущественно отвечает за функционирование второй сигнальной системы, а правое – за функционирование первой.

Таким образом, способности являют собой сплав природных и приобретенных особенностей личности. Природные свойства, являясь врожденными, в процессе деятельности перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе практического применения наработанных в процессе обучения умений и навыков. В процессе деятельности неизбежно формируются и новые свойства, необходимые для успешной профессиональной деятельности, образуются компенсаторные механизмы недостающих свойств.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.