Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б27.Колористика предметно-пространственной среды






Термин " колористика" имеет два значения. Во-первых, — это наука о цвете, значительно расширившая рамки традиционного цветоведения, которая опирается на физические основы цвета и психофизиологию его восприятия, развивает такие новые понятия, как формообразование с помощью цвета, колористическая культура, в том числе — цветовые предпочтения, цветовой язык, цветовая гармонизация пространственных структур и адресуется поэтому практически всем сферам жизни общества, создающего свое предметно-пространственное окружение. Во-вторых, — многоцветие или полихромия объектов, формирующих цветовую среду предметно-пространственного окружения человека. Она влияет на представление об его пространственном выражении, утилитарной функции, духовном содержании, возбуждает определенные эстетические переживания. Поэтому с полным правом можно говорить о феномене колористики как о цветовой среде природного окружения или как о результате профессионального действия в искусственно создаваемом окружении человека.

В настоящей главе речь пойдет о колористике во втором значении этого термина, т.е. о колористике предметно-пространственной среды.


Колористика предметно-пространственной среды понимается как целостная система множества цветов элементов природного окружения с внесенными в нее цветами создаваемых человеком объектов — архитектурных и дизайнерских, произведений пластических искусств и других составляющих, образующих подвижное цветопространственное поле. Это поле может образовываться спонтанно, как в природном окружении (пассивная полихромия), может формироваться целенаправленно, как в искусственно создаваемом окружении (активная полихромия). Мы видим две постоянно существующие, конкурирующие и взаимодействующие линии, отражающие диалектику развития колористики предметно-пространственной среды.

Природная цветовая среда уже обладает предпосылками эволюции — динамикой, цикличностью, разнообразием. С появлением в природном окружении искусственных объектов возникает необходимость их цветовой реакции. Правда, поначалу эти объекты из природных материалов легко вписываются в природный цветовой контекст. Но искусственная среда не исчерпывается лишь цветовыми закономерностями природы, поскольку отражает общественную идеологию и эстетические нормы. Так появляется вторая, а в дальнейшем и третья линия развития колористики, творчески реализуемая человеком. Соотношение природной и искусственной линий на всех этапах ее развития постоянно меняется в пользу второй, отражая изменение соотношения естественного и искусственного. Третья линия, таким образом, выражает баланс между двумя первыми линиями, создающий реальные условия становления и развития колористики предметно-пространственной среды в конкретный исторический период и конкретной культуре.

Колористика описывается тремя характеристиками: структурой — конструкцией и связями цветовых масс, хроматическим содержанием — цветовой палитрой, динамикой — мерой подвижности структуры и ее хроматического содержания в пространстве и времени.

 


Колористика предметно-пространственной среды выполняет утилитарную и художественно-эстетическую функции. Ее формирование обусловлено комплексом факторов и происходит, как было сказано выше, в результате сочетания ее само-становления и профессионального управления.

Связи и конструкции цветовых масс комплекса открытого пространства города зависят, прежде всего, от его функции, истории места, новой наполненности пространства. Структура колористики объекта промышленного дизайна также зависит, прежде всего, от функции объекта, но во многом обусловлена также технологией его изготовления. В том и другом случае структура колористики объекта возникает в результате следования определенным художественным вкусам.

Цветовая палитра колористики предметно-пространственной среды зависит от цветовых предпочтений ее создателей. Эти предпочтения реализуются в выборе определенных природных и искусственных цветов, а также материалов — цветоносителей объектов. Эта палитра, как правило, содержащая множество цветовых совокупностей, имеет доминирующие цвета, создающие общий колорит среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов или пространственных зон.

Подвижность колористики предметно-пространственной среды обусловлена подвижностью природной полихромии, изменениями морфологии среды, ее структуры и функции, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия. Колористика, как правило, гораздо динамичнее, чем объемно-пространственная выраженность несущей формы.

Динамика колористики характеризуется цикличностью. Время одного цикла зависит от величины и функции цветового бассейна: существенное изменение колорита пространственного комплекса в городе становится заметным за несколько десятков лет, полихромия объекта промышленного дизайна может изменяться ежегодно. Параллельно существуют сезонные и суточные естественные циклы временной динамики колористики. Кроме временной имеет место пространственная динамика, предполагающая изменение полихромии при восприятии в движении. Два вида динамики колористики сосуществуют нераздельно.

Утилитарная функция колористики предметно-пространственной среды обеспечивает указание, сигнализацию, ориентацию в пространстве, создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаза, вызывать психологические реакции, лежащие в основе устойчивых положительных эмоций.

Художественно-эстетическая функция колористики состоит в том, чтобы вызывать у потребителя эстетические переживания, на основе которых возникают запоминающиеся художественные образы городской среды. Такие возможности возникают как результат наследования колористикой основ природной полихромии и традиций многоцветия, а также определенной культуры обогащения новыми хроматическими ценностями. Они возникают в результате соответствия цветовой интерпретации объектов дизайна существу социально-пространственных процессов и художественно-эстетических тенденций в обществе.

Колористика предметно-пространственной среды обуславливается несколькими факторами, в том числе — природно-климатическими условиями, традиционной полихромией, присущей определенному классу объектов, и цветовой культурой общества. Необходимо рассматривать совокупность факторов как своего рода причину, вызывающую колористику предметно-пространственной среды определенного звучания и динамичности. Значение каждого фактора для формирования конкретной колористки определяет степень его влияния. Именно это обстоятельство гарантирует каждый раз появление неповторимой колористики.

Так, на колористику открытых пространств города основное влияние оказывают природно-климатические условия региона, а на колористику интерьерных пространств — традиции полихромии, присущие предметам быта и произведениям декоративно-прикладного искусства определенной культуры.

Географические условия каждого определенного места, как и основные биопсихологические реакции человека, практически стабильны, что позволяет достаточно точно установить параметры цветового комфорта. При этом важно сохранить ценное художественное наследие и как его часть — колористическое наследие. На фоне этой стабильности социально-культурные факторы постоянно претерпевают изменения. Воздействие различных по своей изменяемости факторов сказывается на динамике колористики.

Колористика предметно-пространственной среды имеет свои специфические черты. Пестрота и монотонность раздражают человека как полярные состояния цветовой среды. Избежать раздражающей многословной пестроты и достичь при этом высшего эффекта колористики — главная профессиональная задача архитектора-дизайнера, следующего принципу экономии цветовых средств.

Другой принцип деятельности архитектора-дизайнера — создание автономности колористки элемента и целого, что обеспечивает реализацию функций колористики в пространственно-временной непрерывности от цветного бассейна района города до групп зданий вплоть до интерьерных пространств и отдельных объектов дизайна.

Как отмечалось выше, колористика более подвижна, чем структура несущей формы. Это вызвано динамикой социально-культурных процессов, выражающихся в цвете. Поэтому колористика в известной степени способна побудить форму к преобразованию в желательном направлении, " предвидеть" в цвете будущие объемно-пространственные композиции.

Цвет неразрывно связан с пространством. Цветовая культура, в конечном счете, есть культура освоения пространства, поэтому столь необходимо познание феномена цвета. Значение цветового окружения для жизнедеятельности человека возрастает с повышением концентрации людей, интенсификацией использования пространства, его полифункциональностью. Уплотнение городского пространства ведет к повышению его ценности, а, следовательно, к его более точной организации. Взаимосвязь пространства с цветом требует совершенной конструкции многомерного цветового поля. Таким образом цвет через пространство, сопровождающее и " обрамляющее" социальную реальность, непосредственно с ней связан.

Чем более зрелой является колористика объемно-пространственной среды, тем интенсивнее и разнообразнее процесс ее функционирования, взаимная обусловленность развития ее частей. Достижения колористики интерьера, например, становятся достоянием города в связи с процессом интерьеризации его пространств.

Всесторонний взгляд на колористику предметно-пространственной среды как на пространственно-временное явление способствовал рождению нового взгляда на фундаментальные проблемы архитектуры и дизайна, например, на взаимодействие отдельного архитектурно-дизайнерского объекта и пространственной среды. Абсолютизация либо дискретного, либо средового подхода к архитектурно-дизайнерскому проектированию не способна привести к положительному результату. Подвижность колористики, превышающая подвижность объемно-пространственного выражения естественной и искусственной среды, позволяет осознать неучтенные ресурсы ее развития, а затем и смоделировать ее.


 

28. Многозначная роль цвета в общественной жизни и опыте каждого человека позволяет специально выделить и рассмотреть цветовой феномен, уходящий корнями в психофизиологию восприятия, опирающийся на теоретический базис, включающий теорию цветовой гармонии, систематизацию и стандартизацию цветовых множеств, смешение цветов и др., раскрывающийся в различных аспектах духовной и материальной жизни.

В рамках различных культур развивались ассоциации цветов с предметами, явлениями и понятиями, что приводило к кристаллизации систем цветовых символов, далеко выходивших за временные рамки одного поколения. Человек постигал цвет на основе своего жизненного опыта: связи с природой, материальным окружением, бытом и одновременно опирался на цветовую символику — коллективный опыт предшествующих поколений.

Для описания цветовой культуры выделим её пространственные и временные границы, факторы, влияющие на её зарождение и распространение, а также взаимодействие её продуктов.

Факторы, влияющие на формирование и распространение цветовой культуры, можно разделить на природно-климатические, психологические и историко-культурные. К элементам цветовой культуры относятся проявления цвета в объектах материального мира, воплощающих цветовую символику и философские представления о цвете, выражающих цветопредпочтения — внутреннюю движущую силу цветовой культуры. Взаимодействие элементов цветовой культуры приводит к доминированию одних областей ее проявления над другими. Наивысшие цветовые достижения возникали то в прикладном искусстве, то в живописи, то в архитектуре. Взаимодействие элементов осуществляло перетекание локальных достижений из одних областей в другие, интегрировало эти достижения в общем потоке цветовой культуры.

Можно предположить, что феномен цветовой культуры развивается благодаря возникновению и распаду цветового канона. Изменения цветового канона сосредотачиваются вдоль векторов цветовой культуры, ведущих из её очагов, обусловленных исторически, социально, культурно и географически, на периферию и далее к центрам других культур.

Канон зарождается в искусстве и под воздействием свободных ассоциаций переносится в повседневную жизнь. Так возникает цветовая традиция с активным ядром — цветовым каноном.

Параллельно идет процесс деканонизации за счет появления новых ассоциаций в зависимости от изменения социально-культурной ситуации. Разрушение канона ведет к разрушению одной цветовой традиции и возникновению другой.

Уровень цветовой культуры региона в определенный отрезок времени зависит от общего уровня культуры, поскольку именно он позволяет достаточно полно развить цветовую символику, ассоциативное цветовое мышление, формировать тенденции цветопредпочтений.

Достижения цветовой культуры — творческий опыт и результаты научных исследований — всё более целенаправленно используются в различных странах для цветового конструирования окружающей предметно-пространственной среды.

Наметившиеся в последние десятилетия тенденции использования цвета как средства формообразования являются проявлением интернациональной цветовой культуры. Следование исторической документальности, эстетический и психологический подходы проявились в архитектурной цветовой интерпретации.

Любая работа с цветом включает выбор цветовой палитры, удовлетворяющей эстетическим требованиям.

При формировании определенного типа среды большое значение приобретает психологическое действие цвета.

29. Деле­ние это представляет собой два полюса одного типологического ряда, рассматри­вающего все формы среды и позиции ее пространственного охвата. Но практи­чески все прочие типологические конструкции включают " пространственную" шкалу, которая идет как бы " поперек" внепространственных признаков классифи­кации среды. Это положение наиболее очевидно при анализе задач, которые ста­вятся проектировщику другой " главной" классификационной системой — функ­циональной.

Жилая среда — комплекс открытых и закрытых пространств, предназначенных для проживания человека, оборудованных и оснащенных в соответствии с обра­зом жизни, социальными и личными интересами пользующихся жилищем.

Современные взгляды на жилую среду выделяют в ней " личные" помещения (инди­видуальные, семейные, групповые ячейки — комнаты, квартиры, дортуары и пр.), их комплексы — жилые дома, гостиницы, общежития и пр.) и " общественные" по­мещения— учреждения культуры, здравоохранения, бытового и торгового обслу­живания (детские сады, школы, повседневная торговая сеть и т. д.); а также при­надлежащие им открытые пространства — жилые дороги, проезды, участки учреж­дений обслуживания. Общая структура жилой среды должна обеспечить каждого живущего его долей " общественных" и " личных" пространств, которые, в целом, со­ставят единый комплекс, соответствующий стандартам и возможностям общества и отвечающий современным санитарно-гигиеническим требованиям.

творческого поиска в приемах и средствах формирования со­временной жилой среды

— повышение комфортности жилой ячейки за счет рационального увеличения ее полезной площади, прежде всего ее " обслуживающей" части (подсобные помеще­ния, кухня, места для личного профессионального труда, приквартирные открытые пространства — лоджии, балконы, террасы);

— усложнение — в соответствии с функциональными запросами — пространст­венных схем квартиры (жилище в двух уровнях, разновысокие главные и подсоб­ные помещения и пр.

— совершенствование инженерного и бытового оборудования, в т. ч. применение климатизаторов, современного кухонного оборудования с программным управле­нием, специальных систем мусороудаления, кабельной телесети, скоростных лиф­тов и т. д.;

— усиление адаптационных свойств жилых помещений, для чего применяются 2 специальные приемы их оборудования и трансформации;

5 — приближение " общественных" сфер жилой среды к " личным": размещение в ь доме, " на этаже" пунктов проката, столов заказа, детских комнат, устройство " об -; щественных этажей", холлов и пр. в высотных городских домах и т. п.;

— широкое привлечение к формированию жилой среды специалистов-дизайне­ров по двум каналам: прямое приглашение индивидуальным заказчиком и посто­янная активная работа дизайнера в сфере массового производства и проектиро­вания.

Среда общественных зданий и сооружений — средовые объекты и системы, предназначенные для общественной жизни, торговли, административной, дело­вой и культурно-просветительской деятельности.

Общей чертой всех этих объектов и систем является создание условий для раз­личных форм общения разных групп населения — обмена информацией, това­рами, услугами, выработки современных решений, личного или коллективного

Традиционные формы среды общественных зданий очень умело создавали подоб­ную атмосферу, разрабатывая для этого развитую систему общественных комп­лексов. Все они, независимо от конкретного назначения, содержат три разновид­ности функциональных зон: для работающего здесь персонала, для вспомогатель­ных процессов обслуживания посетителей, зрителей, покупателей и т. д. (вести­бюли, гардеробы и пр.) и — главное — для основной функции комплекса (тор­говый зал, зрительный зал и т. п.).

Обладанию новых цивилизованных форм в духе их раскованности, непредвзято­сти, взаимного уважения к традициям и новаторству, приоритета ценности каж­дой личности, ее активной вовлеченности в средовые процессы.

Поэтому среда общественных пространств в наше время является своеобразным полигоном, лабораторией изобретения и проверки нетрадиционных начинаний в средовом дизайне, становится — в глобальном средовом контексте — как бы инициатором свободы и гуманистичности организации общества.

Представляется, что сегодняшняя тенденция " сверхспециализации" рекреацион­ных процессов, их фетишизация, демонстративное отмежевание от производи­тельной деятельности — относительно временна. И по мере дальнейшего разви­тия общества должно установиться определенное равновесие между самостоя­тельными их формами и объектами, интегрированными в другие типы среды. Причем именно путь интеграции, обогащения производственной, жилой, общест­венной сферы " рекреационными" включениями выглядит наиболее перспектив­ным.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.