Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистское творчество как коллективно-индивидуальный процесс.






Примеры из актуальной прессы (автор одной темы; автор-многостаночник):

Автор-одной темы – приверженец одного жанра

(Александр Минкин пишет в жанре открытых писем, преимущественно обращается к власти, в частности к президенту)

Автор-многостаночник – это журналист имеющий одинаковое расположение ко всем жанрам в равной степени

Фриланс как тенденция:

Наполнение электронной версии издания материалами идет из разных источников. Все более солидное место на полосах сейчас занимают материалы фрилансеров (журналистов, сотрудничающих со многими изданиями одновременно). Поскольку это удобно как работодателю, так и самому журналисту, интернет позволяет расширить границы поиска, а следовательно создает возможность сотрудничества на расстоянии.

Служебное произведение (ст. 1295 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Служе́ бное произведе́ ние — созданное автором в пределах установленных для работника трудовых обязанностей произведение литературы, искусства или науки.

• Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

• Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

• В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения.

• Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

 

Соотношение факт – автор в журналистских произведениях разных жанровых групп.

В современной журналистике соотношение «факт — автор» тоже можно считать жанрообразующим фактором. Ключевую роль в соотношении факт- автор играет концепция издания, его типологические характеристики, целевая аудитория, этические нормы.

Пример: Профессиональному журналисту часто приходится игнорировать некоторые иллюзии своей аудитории, не осознающей специфики информационной работы. Для примера попробуем «назвать вещи своими именами» и посмотрим, насколько мы приблизимся к правде. Возьмем «голый факт» и предъявим его потребителю: во дворе жилого дома взорвалась бомба, заложенная в мусорный контейнер. Факт, прямо скажем, очень неприятный. Кому же он неприятен? Во-первых, очевидно, жильцам дома. Особенно матери трехлетнего ребенка, пробегавшего мимо контейнера имен- но в тот миг, когда раздался взрыв. Во-вторых, этот факт неприятен для всех служб, борющихся против терроризма, экстремизма и бандитизма в этом районе и в этом городе. Словом, всем плохо. Так. А может быть, этот факт кому-нибудь приятен? Конечно. Тем, кто заложил бомбу. Попасть в мусорный контейнер случайно бомба никак не могла. И вообще — что такое случайная бомба? «Что же это за мир, в котором мы живем, если возможны такие случайности!..» — возмутятся простые люди, если вдруг выяснится, что взорвалась не бомба, а некий набор веществ, разгильдяйски выброшенных из химлаборатории ближайшей школы. Мало ли что бывает!.. Вы — журналист. Вы должны правдиво, честно, объективно передать факт. Напоминаем, голый факт, без жанрового костюма.

Проблемы понимания: автор – аудитория.

Целевая аудитория — это некий стереотипный потребитель, которого «создают» специально обученные люди, довольно искусственно выделяя из всего репертуара свойств и качеств человека некий набор опорных, высвечиваемых на какой-то отрезок времени.

Целевая аудиторная группа — это важно. Это все, это залог понимания.

 

Журналистский текст — это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление).

Пример: В телепрограмме общий текст состоит из картинки, музыки, шумов и словесного сопровождения. В радиопрограмме — из слов, музыки, шумов. В печатных СМИ — из слов, иллюстраций. В газетах и журналах повторяющейся единицей общего текста является полоса. На ней расположены словесные материалы, иллюстрации, элементы оформления (линейки, колонтитулы и др.), которые в совокупности образуют новый продукт

Тема, идея и структурно-композиционное решение, т. е. о чем? зачем? и каким образом? — эти творческие проблемы стоят перед журналистом

Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения. Тема как характеристика журналистского произведения имеет устойчивый признак: «она всегда есть конкретный социальный факт, взятый в контексте актуальной общественной проблемы.

Факты лежат в основе любого произведения, в том числе в первую очередь, журналистского. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности»

Идея (греч. idea – понятие, представление) – основная мысль произведения, выражение авторской позиции. Идея может предшествовать изучению жизненного материала, она фокусирует взгляды автора на действительность, определяется его нравственными убеждениями, вкусами и пристрастиями.

Если говорить упрощенно, тема – это о чем, а идея – зачем. Одной и той же теме могут быть посвящены различные журналистские произведения, но идея у каждого из них будет своя. Иногда тему журналистского произведения автору подсказывает окружающая обстановка, происходящие события или люди, о которых он хочет рассказать, их дела и поступки. Чаще журналист ищет героев в соответствии с избранной (или заказанной редакцией) темой.

Опорная идея. Доказано, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях: социальной практики (то есть массового сознания, элементами которого являются общезначимые и общепринятые знания, нормы и ценности) и индивидуальной практики (то есть (авторского) сознания). В связи с этим профессор МГУ Е.И. Пронин считает целесообразным различать в журналистском произведении два вида идей: «опорную» и «рабочую».

Рабочая идея. В результате направленного изучения предмета журналист разрабатывает «рабочую идею» материала.

«опорная идеи», которая «определяя направленность журналистского текста, редко формулируется в прямое высказывание, и живет в подтексте. Собственно идея журналистского произведения складывается из соотношения рабочей и опорной идеи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.