Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология создания интервью.






Интервью (англ. interview – встреча, беседа).

Интервью – целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение корреспондента с респондентом, подразумевающий чередование вопросов и ответов с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес. Интервью есть: 1) как метод 2) как жанр (беседа, для «последавательного действия»

Интервью: -аналитическое -интернациональное –публицистическое(портретное)

Виды вопросов: -открытые(да/нет) -запретные(развернутые)-запрещенные(анти конституционные)

Специфика телевизионного интервью заключается в его аудиовизуальной природе. У телезрителей возникает чувство сопричастности разговору. В тележурналистике это состояние называется «эффектом присутствия».

Технология создания интервью в зависимости от содержания:

интервью-портрет – определение духовно-нравственных особенностей собеседника.

Этапы работы. Подготовительный этап: изучение досье героя, его жизненного пути, особенностей поведения и ответов в беседах с другими журналистами. Подготовка вопросника. Подбор видео материала для иллюстрации интервью. Выбор места съемки, заднего плана и интерьера как способов расположить к откровенному разговору. Съемка. «Разогрев» перед интервью (не по теме беседы) – устранение барьеров общения. Вред затягивания «разогрева».

Манера беседы – непринужденно-свободная (свободная композиция, в которой допустима перестановка заранее подготовленных вопросов и композиция импровизированной беседы, в которой нет заранее подготовленных вопросов, и следующий вопрос вытекает из ответа собеседника). Корректность поведения интервьюера. Как перебивать собеседника. Приемы контролирования ситуации, не теряя нити разговора. Импровизация или домашние заготовки. Вызов на откровенность. Чередование нейтральных и острых вопросов. Провокационные вопросы как способ раскрытия черт характера собеседника. Уточнение односложных ответов. Как пользоваться шпаргалкой. Как заканчивать интервью. Следующий этап - отбор нужных отрывков разговора, раскадровка с указанием тайм кодов. И завершающий этап - монтаж интервью с указанием окончательного хронометража и оформление материала (эфирных документов) для выхода в эфир.

Информационное интервью – получение конкретных сведений от человека, владеющего необходимой информацией для репортажа или информационно-публицистической программы. Краткость и точность вопросов (вопросы, как правило, в малых информационных формах репортаже или сюжете не используются). Короткие, но емкие по содержанию ответы. Место проведения интервью – это место события.

Протокольное интервью – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Вопросы заранее согласовываются с помощниками чиновника. Манера беседы – официальная. Перебивать не принято. Не принято отклоняться от согласованного списка вопросов.

Интервью-анкета - выяснение разных точек зрения на один определенный вопрос. Респонденты разных возрастов, пола и социальных групп. Вопрос должен отвечать трем критериям: быть дискуссионным, вызывать общественный интерес и суть вопроса должна быть понятна и интервьюируемым и аудитории. Количество опрашиваемых регулируется качеством ответов. Отличие интервью-анкеты от социологического опроса. Интервью-анкета как сюжетный прием в передаче.

Проблемное интервью - исследование разных точек зрения на определенную проблему и совместный поиск путей их решения. Один из самых сложных видов интервью. Общее в этапах работы над проблемным интервью и интервью-портретом. Если в интервью-портрете и в других видах этого жанра журналист – собирает сведения, то в проблемном интервью он нередко высказывает свою точку зрения (общие задачи с аналитическим жанром – беседой). Подготовка: заранее продумывается драматургическая канва интервью – вопросы и суждения, предполагаемые контраргументы и ответы. Предъявляются высокие требования к профессиональному уровню журналиста. Место проведения интервью – выбирается произвольно, или в зависимости от обсуждаемой проблемы.

Вопросы в эфире. Начинающих репортеров всегда волнует, как они будут задавать вопросы, смогут ли сделать это профессионально, изящно. Конечно, чтение «заготовок» по бумажке отвергается сразу. Что советуют «зубры» эфира? Мнения тут самые разные. Кто-то предлагает использовать простые, почти примитивные вопросы: их легко задавать, просто понимать, на них легко отвечать. При этом свое искусство беседы можно демонстрировать быстрой реакцией, вопросами «в досыл». Другие рекомендуют задавать такие вопросы, ответы на которые предсказуемы. В этом случае журналист контролирует ситуацию и в эфире происходит меньше неожиданностей. Кому-то по душе провокационные вопросы, которые драматизируют атмосферу (что на самом деле и требуется). Но в этом случае надо быть всегда начеку — велик риск, что собеседник откажется отвечать.

Как помочь себе запомнить вопросы? Рекомендуется написать их список, но использовать шпаргалку можно только в крайнем случае, чтобы «подсмотреть» следующий вопрос. Иначе будет утерян эффект свободного течения беседы.

«Жертвы» прямого эфира.

Режим прямого эфира «разрушают» некоторые законы и приемы интервью. В частности, не следует увлекаться пассивными вопросами, которые побуждают собеседника продолжать разговор («Правда?»; «Понимаю...»; «Да-да, конечно...»). Уязвимы и «немые» вопросы, заданные с помощью невербальных средств мимики и жестов. Любой эфир, особенно на радио, не выносит пауз. Как правило, в таких случаях журналист делает все возможное, чтобы хоть чем-то заполнить образовавшуюся пустоту в эфире.

Однако могут возникнуть и неизбежные паузы, например, когда эфир ведется с помощью теле- или радиомостов. Чтобы свести эти паузы к минимуму, находящийся в студии журналист должен помогать своему собеседнику, посылая ему сигналы, что тот может продолжать говорить, в частности: «Сергей, продолжайте, мы вас слушаем!..». Если нет видеоконтакта с собеседником, надо дать знак и по завершении сказанного. В практике телевидения последнего времени утвердилась традиция в конце высказывания называть собеседника по имени, при этом интонация должна быть вопросительной: «Татьяна?», «Михаил?». Это знак того, чтобы включался партнер: «Татьяна, вы меня слышите? Говорите!».

Прямой эфир требует чистой речи, без «беканья» и «меканья». Записанный на пленку текст, как правило, чистят от таких погрешностей, а вот прямой эфир не исправишь. Но в нем не возбраняется перебивать собеседника, что иногда просто необходимо. Например, если отпущенное на ответ время, подошло к концу. «Не церемонятся» даже с очень важными персонами и со знаменитостями. А большими аналитическими программами и ток-шоу командует режиссер, который включается всякий раз, когда надо «растянуть» или «срезать реплику». Это скрыто от глаз зрителя.

ПРИМЕР « У Познера с Агалаковой такие маленькие-маленькие наушнички, куда им говорят, например: «Рубите Кириенко», — если Кириенко слишком разговорился» — и Познер вынужден прервать собеседника словами: «Простите, господин Кириенко, я вынужден вас прервать, у нас на связи еще один гость нашей программы... Послушаем его мнение...».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.