Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды журналистской деятельности.






Три вида журналистской деятельности:

Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замечания и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторону работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблематикой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции, содержательное редактирование (обязательно с согласия и желательно при участии автора) может носить различный характер - от работы по полному согласованию с позицией редакции до рекомендательных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Определение же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и выпусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).

Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции) задачи у организаторской деятельности: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы корреспондентского корпуса, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п. (например: продюссер)

Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») деятельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка произведений в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной долей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непременно специализироваться в той или иной области (тематической, проблемной, жанровой, стилевой и т.д.). (например программа «Женский взгляд Оксаны Пушкиной»)

Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления. Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Разумеется, учредитель совсем не обязательно добивается полного единомыслия - может быть и такое определение направления издания, при котором важно «разномыслие», т.е. учредитель может остановиться и на плюралистическом ведении проблемно-тематических линий.

Вторым важнейшим составляющим информационной политики редакции является аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с аудиторией.

Третья важнейшая составляющая информационной политики - способы взаимодействия с другими СМИ. Конечно, можно игнорировать другие издания и программы, «выходящие» на эту же (или близкую) аудиторию с той же или отличающейся позицией. Может быть и позиция монологического диалога, скрыто учитывающего позиции других, или диалогического монолога, даже и открыто откликающегося на высказывания «оппонентов». Наилучшая позиция - открытый диалог с другими СМИ, основанный на идее широкого социального партнерства, толерантного плюрализма.

Информационная политика конкретного СМИ основывается, таким образом, на заявленном общественно-политическом направлении, обращенном к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ. Помимо этого еще одной важнейшей ее составляющей является способ реализации информационной политики. Поскольку «информационное обеспечение» реализации программы СМИ может захватывать все «информационное поле», т.е. давать широкую совокупность относящихся к сфере информационной политики СМИ фактов и мнений, а может и сосредоточиваться на чем-то одном (бывают же «газеты фактов» и «газеты мнений»), то можно принять одно из трех возможных решений: сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать акцент на факты; прежде всего представлять мнения. Разумеется третий вариант - это сочетание первых двух.

Результатом творческой деятельности в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведение.

Пример: Газета «Известия». Главный редактор: Александр Потапов. Направленна на освещение событий в России и за рубежом, аналитика и комментарии; обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни. Материалы, публикуемые в «Известиях», основаны на информации из первоисточников, а также на собственных расследованиях корреспондентов газеты. Строгая редакционная политика, которая предусматривает представление различных точек зрения, гарантирует актуальность и объективность публикуемых в газете материалов. Ориентирована на средневозрастной контингент, принадлежащий к среднему социальному классу, почти в каждом номере присутствуют статьи с политической пропагандой. Для примера приведем статью президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова.

(на всякий случай) Стороны деятельности СМИ:

1) Пропаганда– деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, то есть деятельность по утверждению в нём определённого мировоззрения.

2) Агитация– распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по конкретным ситуациям современной жизни.

3) Контрпропаганда– ответная реакция на деятельность других СМИ. Несколько направлений К.:

- все формы позитивной пропаганды и агитации, т.к. они противостоят реализации информационной политики СМИ–оппонентов;

- прямые выступления с критикой, направленные против тех СМИ. Которые проводят нежелательную информационную политику;

- критика, затрагивающая принципиальные основы проводимых направлений в различных СМИ (идеология);

- «контрагитация» - полемические замечания по выступлениям других СМИ, если создаваемая ими оперативная картина текущих событий и (или) их интерпретация вызывают несогласие, требуют коррективов или неприятия в целом или в конкретных позициях.

4) Организация – реализация информационной политики, разработанной на основе принятого данным СМИ направления, приводит к соответствующим изменениям в массовом сознании и как следствие - к изменениям стремлений и направленности воли. Тем самым журналистика своей творческой активностью формирует гражданскую активность аудитории и её направленность

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.