Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младшего школьника и перечень диагностических процедур, рекомендуемых психологу образовательного учреждения






К началу обучения в школе у ребенка создаются благоприятные психо­физические предпосылки для осуществления учебной деятельности. В его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития (складывается внутренняя позиция школь­ника, учебная деятельность становится для него ведущей).

Именно учебная деятельность способствует развитию основных психо­логических новообразований младшего школьного возраста: произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, предпосылок теорети­ческого мышления. От учебной деятельности непосредственно зависит раз­витие личности младшего школьника. Успешное учение, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства социальной и пси­хологической компетентности.


 

При проведший психодиагностической работы с младшим школьнике: оформление документации предлагаем вести в соответствии со следующю содержанием.

Диагностируемые параметры Рекомендуемые диагностические методы и методики Литературный источник
     
Социальная си­туация развития. Проблема, связан­ная с адаптацией ре­бенка к классному коллективу, взаимо­отношениями с учи­телем, в семье Ведущая деятель­ность. Сформированность компонентов структуры учебной деятельности Возрастные пси­хические новообра­зования. Предпосылки фор­мирования учеб-ной деятельности   Произвольность по­ведения и познава­тельных процессов   ^Социометрия; проективная бе­седа «Мой круг общения»; ме­тодика исследования межлич­ностных отношений Р. Жиля. ^Методика «Рисунок семьи»; «Кинестетический рисунок се­мьи»; методика «Два дома»; методика изучения отношения ребенка к членам семьи Е. Ан-тони и Е. Вине. ^Тест-опросник родительского отношения (ОРО); тест-анализ семейного воспитания (АСВ)   ^Схемы наблюдения уровня сформированности учебной дея­тельности; проективная проба «Урок в моем классе»; проек­тивная проба «Рисунок школы». ^Методика «Лесенка побужде­ний»; методика «Составь распи­сание»; методика «Конверты»   ^ Программа школьной готовно­сти А.Л. Венгера и др.; тест школьной зрелости П.Я. Кэеса; программа школьной готовно­сти Н.И. Гуткиной; тест школьной зрелости Керна-Йирасека; программа диагно­стики уровня развития посту­пающих в начальную школу Г. Витцлака; методика экс­пресс-диагностики интеллекту­альных способностей (МЭДИС)   ^Тест школьной зрелости П.Я.Ке-эса; графический диктант Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; схемы наблюдения Коломинский, 1969; Андрущенко, 1991; Методика исследова­ния межличностных... 1994.   Беляускайте, 1987; Романова, Потемкина, 1991; Общая психодиа­гностика, 1987; Вен-гер, 1989; Детский тест, 1993.   Варга, Столин, 1988; Эйдемиллер, 1996 Венгер, 1981; Репкина, Заика, 1993; Психоло­гический анализ... 1995; Андрущенко, 1998; Баркан, 1987.     Елфимова, 1991; Мар­кова, Матис, Орлов, 1990; Матюхина, 1984   Бугрименко, Венгер и др., 1989; Тест школь­ной зрелости, 1992; Гуткина, 1993а, 19936; Шванцара, 1978; Мар­кова, Лидере, Яковлева, 1992; Методика экс­пресс-диагностики... 1994     Тест школьной зрело­сти, 1992; Особенностb: психического... 198S: Венгер, Венгер, 1985  


 




Диагностируемые параметры   Рекомендуемые диагностические ____ методы и методики______   Литературный источник
Особенности мыс­лительной деяте-ль­ности, внимания, памяти, воображе­ния младшего школьника   ^ Методика «Классификация»; ме­тодика обучаемости А.Я. Ивано­вой; методика «10 слов» А.Р. Лу-рия; метод пиктограммы; мето­дика воссоздающего воображе­ния П.А. Шеварева Атлас для эксперимен­тального... 1980; Прак­тикум по психологии, 1972; Венгер, Венгер, 1985; Евсикова, 1991; Карпова, 1980; Мето­дика исследования... 1995  
Возрастные новооб­разования в рамках подхода Д.Б. Эльконина — В.В. Да­выдова   Теоретический подход к анализу и задаче; планирующая функ­ция мышления или внутренний план действий; рефлексия     Максимов, 1979; Пси­хическое развитие млад­ших... 1990; Носатов, 1978; Захарова, Андрущенко, 1980
Психологическая готовность млад­шего школьника к обучению в средней школе Программа Т.И. Юферевой; • групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Рабочая книга...1991; Юферева, 1988; Акимова, Борисова, Гуревич и др., 1993

 

Литература

1. Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич КМ. и др. Руководство к приме­нению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подро­стков. Обнинск, 1993.

2. Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудно­стей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 1.

3. Андрущенко Т.Ю. Диагностика возрастного статуса первоклассника // Психолог в школе. Волгоград, 1998.

4. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. Киёв, 1980.

5. Баркан АЛ. Особенности изобразительной деятельности первоклассни­ков в период адаптации к школе // Вопросы психологии. 1987. № 4.

6. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики разви­тия личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

7. Бугрименко ЕА., Венгер АЛ., Поливанова КМ., Сушкова Е.Ю. Готов­ность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Метод, разраб. для школьного психо­лога. М., 1989.

8. Варга АЛ., Сталин В£. Тест-опросник родительских отношений // Прак­тикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.

 

 

 

9. Венгер АЛ. Диагностика ориентировки на систему требований в млад­
шем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интел­
лектуального развития детей. М., 1981.

10. Венгер Л А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.

11. Венгер АЛ. Схема индивидуального обследования детей младшего
школьного возраста: Для психологов-консультантов. М., 1989.

12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологи­
ческой готовности детей 6—7 лет к школьному обучению. М., 1993 (а).

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 (б).

14. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Ме­
тод, руководство. Обнинск, 1993.

15. Евсикова Н.И. Метод пиктограммы // Основы возрастно-психологйче-
ского консультирования / Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1991.

16. Елфимова Н£. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошколь­
ников и младших школьников. М., 1991.

17. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего
школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4.

18. Карпова А.Ф. Некоторые особенности воображения первоклассников //
Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980.

19. Коломинский ЯЛ. Психология личных взаимоотношений в детском
коллективе. Минск, 1969.

20. Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления
школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. № 2.

21. Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.
М., 1990.

22. Маркова А.К., Лидере AJT., Яковлева ЕЛ. Диагностика и коррекция ум­
ственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск,
1992.

23. Матюхина MJB. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

24. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод, посо­
бие (Сер. «Психодиагностика детей и подростков») / Под ред. Л.И. Вас-
сермана. М., 1994.

25. Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой. Руководство к
использованию. СПб., 1995.

26. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей
(МЭДИС). Вып. 7 / (Сер. «Психодиагностика и психокоррекция») / Под
ред. В.Г. Колесникова. М., 1994.

27. Носатое В.Т. Психологическая характеристика анализа как основа тео­
ретического обобщения // Вопросы психологии. 1978. № 4.

28. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.,
1987.

29. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под
ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.

30. Психологический анализ урока. Волгоград, 1995.

31. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное пси­
хологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.

 

32.Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1972.

33. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,
1991.

34. Репкина ГЛ., Заика Е£. Оценка уровня сформированное учебной дея­тельности. (Библиотека развивающего обучения.) Томск, 1993.

35. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

36. Тест школьной зрелости. Руководство к применению. Обнинск, 1992.

37. Шванцара И. и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

38. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.

39. Юферева ТМ. Методы обследования третьеклассников с целью определения их готовности к переходу в среднюю школу // Научно-методические
основы использования в школьной психологической службе конкретных
психодиагностических методик /.Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.

Примерное содержание психологического обследования подростка и перечень диагностических процедур, рекомендуемых психологу образовательного учреждения

В подростковом возрасте становление личности ребенка определяется его психофизическим развитием, формированием нового уровня психиче­ских функций, складывающимися характерологическими особенностями.

Ведущим, развивающим аспектом данного возрастного периода стано­вится межличностное взаимодействие. В различных формах общения про­исходит развитие всех сторон личности подростка.

При проведении психодиагностической работы с подростком мы пред­лагаем педагогам-психологам следующий реестр диагностических процедур.

Диагностируемые параметры   Рекомендуемые диагностические ____ методы и методики______   Литературный источник
     

Социальная ситуа­ция развития. Особенности меж­личностного взаимо­действия подрост­ков со сверстника­ми и взрослыми     ^C оциометрия; проективная ме­ тодика исследования межлич­ ностных отношений Р. Жиля; проективная беседа «Мой круг общения»; тест-опросник«Подростки о родителях». ^Методика «Рисунок семьи»; «Кине-стетический рисунок се­мьи»; цветовой тест отношений (ЦТО); методика цвето-вой ана­логии «Цветопись»; тест-анализ семейного воспитания (АСВ)   Ингенкам, 1991; Коло-минский, 1969; Гилья-шева, Игнатьева, 1994; Андрущенко, 1991; Ваесерман, Горькавая, 1994.     Беляускайте, 1987; Общая психодиагно­ стика, 1987; Романова, Потемкина, 1991; Лутошкин, 1978; Эйдемиллер, 1996  

 

 

Диагностируемые параметры   Рекомендуемые диагностические ____ методы и методики______   Литературный источник
     
Изучение проявле­ний индиви-дуально-психологических характеристик под­ростка в контексте ведущей деятельно­сти и тенденций становления воз­растных новообра­зований Учебная деятель­ность и особенно­сти развития по­знавательных про­цессов подростка     Первоначальная профессиональная ориентация   ^Тест эгоцентрических ассоциа­ций Пашуковой—Шустровой; метод незавершенных предло­жений; метод пиктограммы. ^Адаптированный модифициро­ванный вариант детского лич­ностного вопросника Р. Кеттела; методика аутоидентификации подростка Э.Г. Эйдемиллера; шкала реактивной (ситу­ативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера; тест фруст-рационной толерантности Ро-зенцвейга.   ^Опросник структуры темперамен­та (ОСТ); тест-опросник X. Шмишека (детский вариант); пато-характерологический диагно­стический опросник для подрост­ков (ПДО); диагностика аддиктивного поведения ^Схемы наблюдения уровня сформи-рованности учебной дея­тельности; диагностика эмоцио­нального отноше-ния к учению; методика «Составь расписание» ^Групповой интеллектуальный тест (ГИТ); тест структуры ин­теллекта Р. Амтхауэра; школь­ный тест умственного развития (ШТУР) Дифференциальный диагности­ческий опросник (ДДО); «Карта интересов» А.Е. Голомштока; профессиональные ориентаци-онные анкеты   Пашукова, 1991; Осно­вы возрастно-психологического... 1991; Толс­тых, 1988.   Александровская, Гиль-яшева... 1995; Патохарактерологические ис­следования... 1981; Практикум по психодиа­гностике. Конкретные... 1989; Ханин, 1976; Данилова, 1993; Экспе­риментально-психоло­гическая... Л., 1984.     Русалов, 1993; Блейхер, 1973; Леонгард, 1980; Изучение акцентуа­ций... 1992; Личко, Иванова, 1995; Кула­ков, 1996   Репкина, Заика, 1993; Психологический ана­лиз... 1995; Андреева, 1988; Маркова, Матис, Орлов, 1990.   Акимова, Борисова, Гуревич, 1993; Тест структуры интеллекта, 1993; Школьный тест... 1987; Психологическая коррекция... 1990   Психологическое изу­чение... 1992; Климов, 1990, - Основы теории и практики... 1990

Литература

1. Акимова М.К., Борисова ЕЖ., Гуревич КМ. и др. Руководство к приме
нению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подро
стков. Обнинск, 1993.

2. Александровская ЭМ., Гилъяшева ИЛ. Адаптированный модифициро
ванный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела: Метод
реком. Вып. 6. М., 1995.

 


 


 



 


 

3. Андреева. АД. Диагностика эмоционального отношения к учению в сред­нем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы ис­
пользования в школьной психологической службе конкретных психоди­
агностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.

4. Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудно­стей общения в предподростковом возрасте /•/ Вестник МГУ. Сер. 14.
Психология. 1991. № 1.

5. Беляускайтпе Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая коррекционная работа
школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

6. Блейхер В.М. Патологические нарушения у подростков. Л., 1973.

7. Вассерман Л.И., Горъкавая ИА., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Метод. пособие. М.; СПб., 1994.

8. Гилъяшева И.Н., Игнатьева НД. Методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психодиагностика детей и подростков: Метод. пособие. Вып. 7. М., 1994.

9. Данилова Е.Е. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга: Метод, реком. М., 1993.

10. Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога / Под ред. В.Э. Пахальяна. М., 1992.

11. Ингенкам К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

12. Климов ЕА. Как выбирать профессию. М., 1990.

13. Коломинский ЯЛ. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.

14. Кулаков С А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведе­ния у подростков. М., 1996.

15. Леонгард Л. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

16. Личко А.Е., Иванова НЛ. Диагностика характера подростка: Метод. пособие. Вып. 10. М., 1995.

17. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.

18. Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

19. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.,
1987.

20. Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод, пособие / Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1991.

21. Основы теории и практики профориентации: Руководство к лабораторному практикуму. Л., 1990.

22. Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко, И.Я. Ивановой. Л., 1981.

23. Пашукова. ТА. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. № 2.

24. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагно-стические методики / Под ред. А.Г. Шмелева, В.В. Столина. М., 1989.


 

 

25. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред.
К.М. Гуревич, И.В. Дубровиной. М., 1990.

26. Психологический анализ урока. Волгоград, 1995.

27. Психологическое изучение профессиональной направленности личности
в подростковом и юношеском возрасте: Учеб.-метод, пособие / Под ред.
В.А. Худика. Киев, 1992.

28. Репкина Г£., Заика EJB. Оценка уровня сформированности учебной дея­
тельности: В помощь учителю начальных классов. Вып. 7. Томск, 1993.

29. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической
диагностике. М., 1991.

30. Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка: Ме­
тод, пособие. Вып. 7. М., 1993.

31. Тест структуры интеллекта: Руководство к применению теста структу­
ры интеллекта Р. Амтхауэра / Под ред. М.К. Акимовой, В.Т. Козловой.
Обнинск, 1993.

32. Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для
изучения временной перспективы // Научно-методические основы ис­пользования в школьной психологической службе конкретных психоди­агностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.

33. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и
личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976.

34. Школьный тест умственного развития (ШТУР): Метод, реком. по работе
с тестом (для школьных психологов). М., 1987.

35. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрацион-
ных реакций: Метод, реком. / Сост. Н.В. Тарабрина; Под ред. Б.Д. Кар-
васарского. Л., 1984.

36. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.;
СПб., 1996.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.