Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От редактора






ББК 88.411

© Составление. А.В. Моложавенко, 1998

© Профессиональный совет практических психологов г. Волгограда, 1998

 


СОДЕРЖАНИЕ

От редактора..................................................................... 4

Предисловие от составителя............................................. 5

Раздел 1. ОФОРМЛЕНИЕ ОБЩИХ ВИДОВ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИМ

ПСИХОЛОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ... 8

Раздел 2. ОФОРМЛЕНИЕ ЧАСТНЫХ ВИДОВ ДОКУМЕНТАЦИИ 11

2.1.................................................................................... Психодиагностическая работа (возрастной аспект).............................................................. 11

2.1.1. Примерное содержание психологического обследования до-

школьника и перечень диагностических процедур, реко­
мендуемых психологу образовательного учреждения..... 13

2.1.2. Организация психологического обследования детей, посту-

пающих в первый класс………………………………………… 17

2.1.3. Примерное содержание психологического обследования

младшего школьника и перечень диагностических проце­
дур, рекомендуемых психологу образовательного учрежде­
ния....................................................................................... 21

2.1.4. Примерное содержание психологического обследования под-

ростка и перечень диагностических процедур, рекоменду­
емых психологу образовательного учреждения................ 25

2.2.Ведение и оформление документации психологического консуль­
тирования в практике педагога-психолога образовательного уч­
реждения.............................................................................. 28

2.3.Психокоррекционная работа................................... 32

2.3.1. Ведение и оформление документации в ходе индивидуаль-

ной психокоррекционной работы с ребенком …………. 32

2.3.2. Ведение и оформление рабочей и отчетной документации

в процессе подготовки и проведения занятий в коррекци-
онно-развивающих группах................................................ 35

2.4.Ведение и оформление документации при подготовке и прове­
дении психолого-педагогического консилиума.................. 38

2.5.Организация проведения «психологических часов» в образова­
тельных учреждениях, ведение и оформление отчетной доку­
ментации............................................................................... 41

2.6.Подготовка и выступление психолога на педагогических советах,
заседаниях методических объединений учителей, родительских
собраниях............................................................................. 44

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРАКТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГА..... 48

 

ОТ РЕДАКТОРА

Предлагаемые методические материалы и рекомендации по составлению и оформлению документации деятельности педагогов-психологов — не­обычная работа.

Во-первых, они подготовлены самими психологами-практиками, кото­рые, начиная с 1989 г., создают «здание» психологической службы в Вол­гоградском регионе.

Это этапная работа. Ее замысел возник не вразу, потребовалось не­сколько лет становления психологической службы, прежде чем осознали необходимость «привести в порядок бумаги», сопровождающие повседнев­ный процесс реальной, живой работы психолога. Психологическое сообще­ство в городе росло, развивалось, появилась потребность в едином профес­сионально-смысловом пространстве, уточнении многих значений, принятых в практике.

Эти материалы появились в связи с рефлексией психологами общих тен­денций оформления рамок их профессиональной деятельности. Как для про­фессий, уже имеющих большие традиции (медицина, юриспруденция и др.), в становлении профессии психолога наступило время сохранения, фиксации сво­его уникального опыта, передачи его настоящим и будущим коллегам.

Во-вторых, отличительной особенностью этой работы является ее коллек­тивный характер. Материалы создавались в ходе постоянных дискуссий на заседаниях городского профессионального совета психологов, методических заседаниях районных психологических центров, на заседаниях кафедры психо­логии педуниверситета, первые фрагменты и результаты обсуждались на науч­но-практической конференции по практической психологии в 1995 г.

Все составители рекомендаций, понимая важность и необходимость своих поисков, были заинтересованы в широком обсуждении материалов как с научными руководителями, так и с любыми практическими работни­ками, готовыми участвовать в апробации различных вариантов документи­рования их профессиональной деятельности.

В-третьих, предлагаемая специалистами работа носит рекомендатель­ный характер. Несомненно, она открыта для обсуждения. Авторский кол­лектив волгоградских психологов будет рад познакомиться с замечаниями, дополнениями, опытом создания подобного пакета документации в других регионах нашей страны.

Как редактор хочу признаться, что работать было интересно, так как постоянно возникали ситуации обсуждения самых разнообразных проблем организации и становления молодой психологической службы города. Об­щение в творческих группах, на мой взгляд, позволило каждому ее участ­нику испытать чувство профессионального роста, наметить новые перспек­тивы сотрудничества.

Январь, 1998


Декан факультета психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета


Т. Ю. Андрущенко


 


4

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Ведение и оформление различных видов документации занимают зна­чительное место в работе практического психолога. До сих пор педагоги-психологи не имели полного пакета методических материалов, помогающих им отслеживать динамику и особенности деятельности субъектов образова­тельно-воспитательного процесса.

Представляем варианты схем, форм отчетной документации, преду­смотренных действующим Положением о психологической службе системы образования, и соответствующие рекомендации по их использованию и применению.

Немного об истории появления этого издания.

В январе 1995 г. при новационно-педагогическом центре городского управления образования Администрации г. Волгограда был создан про­фессиональный совет практических психологов образовательных учреж­дений города. Он объединил в своем составе опытных педагогов-психологов, специалистов кафедры психологии Волгоградского педуниверситета и членов городского объединения психологов-практиков. Соз­дание совета способствовало координации деятельности психологов уч­реждений образования, распространению психологических знаний во всех звеньях образования, организации научно-практического поиска в области возрастной и педагогической психологии.

С целью изучения состояния данной проблемы были созданы творческие группы, где обсуждался уже имеющийся опыт, возникали новые рабочие вари­анты материалов, разрабатывались рекомендации по ведению и оформлению различных видов документации в практике педагога-психолога.

Варианты методических материалов, редактированные научными руко­водителями, проходили апробацию во всех психологических службах горо­да. Обратная связь среди педагогов-психологов была получена с помощью анкетирования. Пожелания и предложения практических психологов, вы­сказанные в анкетах, обсуждениях, были внесены в содержание рекоменда­ций как изменения и дополнения.

В настоящее время в образовательных учреждениях Волгограда рабо­тают более двухсот педагогов-психологов, 46 % приняло участие в предло­женном нами опросе.

По результатам опроса выяснилось, что 39 % практических психологов используют в своей практике весь пакет предлагаемых вариантов ведения отчетной документации; 60 % - - только отдельные виды, что чаще объяс­няется спецификой образовательных учреждений и направленностью их деятельности; и лишь 1 % педагогов-психологов предпочитают свои формы ведения документации.

Анализ ответов практических психологов на вопросы, касающиеся предложенных форм отчетных документов, показал, что рекомендации в основном устраивают большую часть педагогов-психологов; по пятибалль­ной шкале пакет в целом оценивался высоким баллом — выше среднего.

Оформление документации отдельных видов психологической деятель­ности было оценено педагогами-психологами следующим образом:

 

5

• психодиагностическая работа — 3, 8 балла;

• психопрофилактическая работа — 3, 9 балла;

• коррекционно-развивающая работа — 3, 3 балла;

• консультативная работа — 3, 2 балла;

• оценка отчетной документации по всем видам деятельности с точки
зрения охвата полноты содержания — 3, 5 балла.

Сравнение данных показало, что в деятельности практических психоло­гов при оформлении и ведении отчетной документации наиболее проблема­тичными в применении оказались рекомендации по коррекционно-развивающей и консультативной работе.

С целью уточнения затруднений педагогам-психологам была предложе­на анкета. Оценка выделенных параметров по пятибалльной шкале пред­ставлена следующим образом:

• временные затраты на оформление документации — 2, 9, балла;

• защищенность прав психолога перед работодателем — 3, 2 балла;

• широта и разнообразие обязанностей практического психолога —
3, 7 балла;

• защищенность прав детей и родителей в деятельности педагога-
психолога — 3, 7 балла;

• компактность и удобность фиксации результатов — 3, 8 балла.
Анализ результатов анкетирования выявил наиболее «узкие» места в

оценке внедрения рекомендаций, к ним относятся показатели «временные затраты на оформление» (2, 9) и «защищенность прав психолога перед рабо­тодателем» (3, 2).

Работа с пожеланиями и предложениями практических психологов, участвовавших в опросах, позволила внести соответствующие изменения и дополнения. По истечении года работы с предложенными рекомендациями среди психологов проводилось повторное анкетирование, результаты оценки экспериментально-испытательного периода показали, что:

• принимают рекомендации в измененной форме — 48 % опрошенных;

• с некоторыми добавлениями — 7 %;

• с некоторыми сокращениями — 38 %;

• полностью предлагают изменить содержание рекомендаций — 7 %
опрошенных.

Результаты последнего этапа работы — внедрения опыта документиро­вания — показали жизнеспособность разработанных творческими коллек­тивами рекомендаций, в настоящее время методические материалы широко используются в практике педагогов-психологов образовательных учрежде­ний нашего города. По результатам психолого-педагогических исследова­ний, проведенных городским управлением образования, в шести районах города используются схемы общих видов документации, схемы частных видов используют около 60 % педагогов-психологов.

Мы надеемся, что и вам, держащим сейчас в руках настоящее издание, результаты нашего коллективного труда будут интересны, помогут плодо­творно реализовывать профессиональные цели и задачи.

В связи с тем, что структура психологической службы в сфере образо­вания предусматривает двойное подчинение (по административной и про-

 

 

фессиональной линиям), соответственно рекомендации к оформлению доку­ментации представлены в двух частях: оформление общих (раздел 1) и част ных (раздел 2) видов документации.

В подготовке методических материале!, и рекомендаций участвовали: Н.Б. Говоркова, педагог-психолог школы № 45 г. Волгограда (раздел 1); A.M. Железкина, педагог-психолог школы № 19 г, Волгограда (раздел 2.1.3); Е.Б. Игнатова, педагог-психолог социально-психологического центра при РОО г. Волгограда (раздел 2.3.1); Н.В. Карабекова, ст. преподаватель кафедры психологии ВГПУ (разделы 2.1.2; 2.1.3; 2.3); В.П. Кисляков, ст. препо­даватель кафедры психологии ВГПУ (раздел 2.1.4); Л.И. Коваленко, педа­гог-психолог психолого-социологического центра при РОО г. Волгограда (раздел 2.1.1); Г.Н. Козлова, педагог-психолог гимназии № 6 г. Волгограда (раздел 2.5); Г.В. Кузахмедова, педагог-психолог центра психологической помощи при РОО г. Волгограда (раздел 2.1.3); А.В. Моложавенко, методист-консультант по практической психологии городского управления образования г. Волгограда (разделы 1; 2.1.2; 2.1.4; 2.2; 3; составление); Е.В. Нестерова, педагог-психолог школы № 24 г. Волгограда (раздел 2.1.4); Р.Г. Никонова, педагог-психолог гимназии № 5 г. Волгограда (раздел 2.3.1); А.И. Попов, педагог-психолог городского детско-юношеского центра (раздел 2.1.4); Н.А. Са-панова, педагог-психолог экспериментальной научно-практической психолого-педагогической лаборатории при РОО г. Волгограда (раздел 2.1.1); В.И. Цы-цулина, педагог-психолог гимназии № 11 г. Волгограда (раздел 2.5); И.В. Чу­маков, руководитель центра психологической помощи при РОО г. Волго­града (разделы 1; 2.2; 2.6; 3); З.В. Шашкова, педагог-психолог областной юношеской библиотеки (раздел 1); Г.М. Шашлова, ст. преподаватель кафед­ры педагогики и психологии факультета дошкольного воспитания ВГПУ (разделы 2.1; 2.1.1; 2.1.2); Н.Н. Шевченко, руководитель психолого-социо­логического центра при РОО г. Волгограда (раздел 3); В.В.Шмидт, руково­дитель экспериментальной научно-практической психолого-педагогической лаборатории при РОО г. Волгограда (раздел 2.4); А.П. Шурховецкая, педагог-психолог школы № 129 г. Волгограда (раздел 2.1.3); P.M. Язмир, методист-консультант по практической психологии Комитета по образованию г. Волж­ского (разделы 1; 3).

Научное руководство и редакционную работу выполнили: Т.Ю. Андру-щенко, канд. психол. наук, доц., декан факультета психологии и социаль­ной работы ВГПУ (разделы 1; 2.1; 2.2; 2.3.1; 2.4; 2.6; 3); А.А. Ерошенко, канд. психол. наук, доц., научный руководитель социально-психологиче­ского центра при РОО г. Волгограда (раздел 2.3.2); В.М. Целуйко, канд. пед. наук, доц. кафедры психологии ВГПУ (раздел 2.5).

Составитель А.В. Моложавенко, пред­седатель профессионального совета прак­тических психологов при новационно-пе-дагогическом центре городского управ­ления образования Волгограда

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.